Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы физического самосовершенствования личности подростков в спортивной деятельности 13
1.1. Сущность физического самосовершенствования в культурно-философских, психолого-педагогических и спортивно-педагогических исследованиях 13
1.2. Традиционная система физического развития и самосовершенствования личности в этнопедагогике народа саха 31
1.3. Вольная борьба как национальная спортивно-педагогическая основа физического самосовершенствования личности подростка саха 46
Выводы по первой главе 60
Глава 2. Этнорегиональные условия физического самосовершенствования личности учащихся спортивной школы в процессе занятий вольной борьбой . 62
2.1. Этнорегиональные особенности физического самосовершенствования борцов-подростков вольного стиля 62
2.2. Этнорегиональная специфика спортивно-педагогического взаимодействия тренера и воспитанника по физическому самосовершенствованию личности воспитуемого 80
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по физическому самосовершенствованию личности школьников 100
Выводы по второй главе 116
Заключение 118
Литература
- Сущность физического самосовершенствования в культурно-философских, психолого-педагогических и спортивно-педагогических исследованиях
- Традиционная система физического развития и самосовершенствования личности в этнопедагогике народа саха
- Этнорегиональные особенности физического самосовершенствования борцов-подростков вольного стиля
- Этнорегиональная специфика спортивно-педагогического взаимодействия тренера и воспитанника по физическому самосовершенствованию личности воспитуемого
Введение к работе
Кардинальное обновление социокультурной ситуации в современном российском обществе предопределяет возникновение новых требований к качеству социальной зрелости молодых людей, в том числе к физическому самосовершенствованию личности подрастающего поколения; формированию установки на самостоятельное физическое совершенствование в течение всей жизни как средству обеспечения эффективной профессиональной реализации человеческого «капитала».
Провозглашенный приоритет государственной заботы о развитии детского спорта и физкультурно-массового движения во внутренней политике Республике Саха (Якутия), осмысление физического воспитания и самосовершенствования молодежи с учетом открытой этносоциальной среды и развития национальных видов спорта, появление в регионе высококвалифицированных спортсменов и тренеров стимулировали научные поиски по интеграции этнорегиональных и этнопедагогических спортивных традиций в современный учебно-тренировочный процесс отдельных видов единоборств.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость начала специализированных занятий вольной борьбой в подростковом возрасте. При этом необходимо соблюдение определенных научно-методических положений, исключающих раннюю спортивную специализацию, форсирование достижения юными спортсменами высоких спортивных результатов в ущерб здоровью, что происходит в тех случаях, когда на тренировке применяются тренировочные нагрузки, неадекватные морфологическому и психофизическому развитию занимающихся.
С целью методологического обоснования исследуемой проблемы мы обратились к анализу культурно-философских, психолого-педагогических, спортивно-педагогических и этнопедагогических работ.
В философии большое значение для нас имело осмысление позиции человека как субъекта саморазвивающегося и самосовершенствующегося в
4 классических трудах (Аристотель, Вала Л., Гиппократ, Дж. Локк, М. Монтень, Платон, П.делла Мирандолла, Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо и др.) и в современных исследованиях (К.В. Адамсон, Н.Н. Визитей, Ж.Лароль, А. Мару, Г.А. Праздников, Н.И. Пономарев, М.Я. Сараф, П.Фресс и др.). Современные аспекты физического самосовершенствования личности раскрыты в психолого-педагогических (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.С. Запесоцкий, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, Р.М. Найдиффер, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон) и спортивно-педагогических трудах российских и зарубежных специалистов (В.У. Агеевец, К. Адам, В.К. Бальсевич, И.П. Боям, М.Я. Виленский, ГГ. Водолажский, М.И. Жаворонкова, Т.М. Каневец, П.И. Костенок, П.Ф. Лесгафт, В.И. Прокопенко, Ж.П. Холодов, Х.М. Алессио, М.К. Дэй, Л.Х. Хартли, Э.Майнберг, Б. Эколом и др.).
Философско-педагогические основы современных разработок в области физического самосовершенствования личности базируются на природо-сообразной системе воспитания Ж.Ж. Руссо, концепции саморазвития внутренних сил И.Г. Песталоцци и физкультурно-образовательной системе П.Ф. Лесгафта (сознательное овладение двигательными действиями-упражнениями).
Особый интерес в плане психологического обеспечения исследования физического самосовершенствования личности подростка представляли работы А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджера. Современные аспекты физического самосовершенствования личности раскрыты в психолого-педагогических (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.С. Запесоцкий, А.В. Мудрик, B.G Мужина, P.M. Найдиффер, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон) в которых утверждается, что в каждом человеке заложены силы, мотивирующие по стремлению к здоровью, росту, плодотворному усилию, реализации своих потенциальных возможностей.
Важное значение для осмысления вопросов самосовершенствования, саморазвития подростков имеют исследования К.А. Абульхановой - Славской, О.С. Гозман, И.А. Зимняя, Л.Н. Куликовой, анализирующие сущность процесса
саморазвития личности, его структурные компоненты.
Определенную роль для теоретического осмысления исследуемой проблемы сыграли работы В.Д. Дашинорбоева, А.С. Завьялова, Д.Г. Миндиа-швили, В.М Игуменова, Д.П. Коркина, А.А. Новикова, Б.А. Подливаева, ЮА.Шахмурадова, О.П. Юшкова.
На этнорегиональном уровне теоретическую базу для понимания механизмов реализации умений и навыков физического совершенствования личности подростка помогли исследования УА. Винокуровой, М.Д. Гуляева, Д.Е.Глушко, В.П. Кочнева, А.Г. Корниловой, В.Д. Михайлова, И.И.Портнягина, И.С. Портнягина, Д.Н. Платонова, И.А Черкащина, Н.К. Щамаева, К.Д. Уткина и других.
Специальное осмысление и исследование этнорегиональных факторов, влияющих на физическое самосовершенствование личности подростка, занимающегося вольной борьбой в условиях PC (Я) обнаруживает недостаточную изученность проблемы и необходимость разрешения следующих противоречий:
между социальной значимостью физического самосовершенствования личности подростка и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике педагогики спорта;
между многоаспектностью процесса формирования умений физического самосовершенствования и однородностью его реализации в школьном физическом воспитании;
между наличием общетеоретических предпосылок решения проблемы и недостаточностью этнорегиональной проработки конкретных педагогических условий и технологий.
Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертации: «Этнорегиональные условия физического самосовершенствования личности школьников-подростков».
Объект исследования -процесс физического развития личности в ходе занятий физической культурой и спортом.
Предмет исследования - этнорегиональные условия и способы физического самосовершенствования личности подростков-спортсменов.
Цель исследования - состоит в обосновании этнопедагогических условий и разработке способов физического самосовершенствования личности подростков, занимающихся вольной борьбой.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса формирования физического самосовершенствования личности, занимающихся вольной борьбой, будет успешной, если:
занятия вольной борьбой интегрируются с системами национального физического и социального воспитания, культурой здорового образа жизни, трудовой деятельностью якутской семьи (традиционной и производительной) и ценностными ориентациями на спортивную и жизненную карьеру;
обеспечивается активное взаимодействие всех заинтересованных ведомств и социальных институтов в воспитании оптимально развитого в физическом, интеллектуальном и нравственном плане школьника-спортсмена, способного полностью реализовать собственные физические возможности в двигательных действиях и эффективно использовать полученные практико-ориентированные умения и навыки на ковре и вне ковра;
выделяются основные этнорегиональные условия, обеспечивающие большие возможности для достижения физического саморазвития и совершенствования личности в избранном виде спортивной деятельности (вольная борьба);
Для проверки выдвинутых положений поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать философско-культурологический и спортивно-педагогический подходы к пониманию проблемы физического самосовершенствования личности в теории и практике педагогики спорта.
Выявить педагогический потенциал вольной борьбы как структурообразующий компонент этнической традиционной системы воспитания подростка саха и возможность его использования в целях физического самосо -
7 вершенствования личности.
3. Определить этнорегиональные условия и апробировать способы физичес
кого самосовершенствования личности подростков саха, занимающихся
вольной борьбой.
4. Разработать методическую систему, нацеленную на формирование у
борцов-подростков умений физического самосовершенствования личности, и
апробировать эффективность реализации данной системы в процессе
физкультурно-спортивной деятельности в условиях педагогического
эксперимента.
Методологической основой диссертационного исследования являются классические (Платон, Аристотель, П.делла Мирандола, Л. Валла, Дж. Локк, П.де Кубертен, П.Ф. Лесгафт) и современные философские теории о формирующем влиянии спорта и социальной среды на физическое и социальное развитие личности (К.В. Адамсон, Д.М. Гвишиани, Н.Н Визитей, Г.А. Праздников, Н.И. Пономарев, Н.Б. Оконская, М.Я. Сараф и др.); концептуальные положения ЯЛ. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Г.Н.Волкова о народной педагогике как основе развития личности; аспекты этнопедагогики народа саха (В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин); антропологической философии воспитания (Э. Мунье, А. Мару, П. Фресс, Ж. Лароль); этнофилософии (У.А. Винокурова, А.Г. Новиков, В.Д. Михайлов, К.Д. Уткин).
Конструктивное влияние на логику исследования оказали труды В.Д. Дашинорбоева, А.И. Завьялова, В.М. Игуменова, В.В. Извекова, Д.П. Коркина, Д.Г. Миндиашвили, А.А. Новикова, И.И. Портнягина, Г.С. Туманяна, Ю.А. Шахмурадова, О.П. Юшкова, анализирующие теоретико-педагогические и спортивно-прикладные аспекты вольной борьбы.
Для решения поставленных в диссертации задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы: теоретический (анализ философско-кулыурологической, психолого-педагогической и специальной литературы; анализ документации спортивных школ; обобщение передового.
спортивно-педагогического опыта) и методы исследования спортсменов (организация и проведение педагогического эксперимента, педагогическое наблюдение в процессе занятий вольной борьбой; опрос, тестирование; интервьюирование).
В качестве дополнительных методов использовался ретроспективный анализ спортивной карьеры и многолетней профессиональной деятельности нескольких поколений высококвалифицированных борцов PC (Я), данные ежегодного врачебно-педагогического обследования юных борцов.
Организация и этапы исследования. Спортивно-педагогический эксперимент проводился на базе Детско-юношеских спортивных школ № 2 г.Вилюйска и № 1 с. Верхневилюйска с охватом 500 воспитанников и 50 тренеров, учителей физической культуры, специалистов улусных отделений Госкомспорта PC (Я), специализирующихся в сфере вольной борьбы.
На констатирующем этапе (1996-1998 гг.) проводилось теоретическое изучение проблемы физического совершенствования личности в философской, психолого-педагогической и специальной литературе. Определены предмет, цель основные задачи и гипотеза исследования, методики экспериментальной работы, а также критерии сформированности уровней физического самосовершенствования у начинающих борцов.
На втором этапе - формирующем (1999 - 2005 гг.) - осуществлялась непосредственная опытно-экспериментальная работа с учащимися ДЮСШ № 2 г. Вилюйска, подвергалась проверке гипотеза исследования, выявлялись и конкретизировались этнопедагогические условия, обеспечивающие у перепек -тивных борцов-подростков формирование умений физического самосовершенствования личности, измерялись уровни сформированности у учащихся, анализировались материалы дневников самоподготовки.
Третий этап (2005-2006 гг.) - был ориентирован на коррекцию методики физического самосовершенствования, систематизацию, обобщение и апробацию опытно-экспериментальных данных. На заключительной стадии экспериментальной деятельности осуществлялась апробация рекомендаций,
полученных в ходе эксперимента на детско-юношеских спортивных школах гг. Вилюйска, Якутска и др. улусов Республики Саха (Якутия); проводилось оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Уточнено понятие «физическое самосовершенствование личности», которое рассматривается в спортивно-педагогическом аспектах.
Обоснована возможность и целесообразность обучения сельских подростков-спортсменов формированию умений физического самосовершенствования в ходе занятий вольной борьбой на основе традиционной этнической системы воспитания подрастающего поколения саха.
Определены и дифференцированы ведущие этнорегиональные условия, обеспечивающие эффективное формирование умений физического самосовершенствования личности борцов-подростков.
4. Выявлен потенциал педагогического ресурса вольной борьбы, как
основы формирования умений физического самосовершенствования личности
подростков-борцов прежде всего путем мобилизации этнокультурных и
эмоционально-смысловых компонентов привлекательности избранного
предмета спортивной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результат дополняет работы, направленные на изучение этнорегиональных условий формирования физического развития и совершенствования личности школьников-спортсменов в их общем и прикладном значении, и расширяет научные изыскания об основах и путях физического самосовершенствования учащейся молодежи в спортивно-образовательном социуме.
Практическая ценность исследования определяется возможностью использования результатов диссертационной в следующих аспектах: разработка зтнопедагогических и этнокультурных программ в процессе преподавания спортивных дисциплин; формирование нормативно-ценностного отношения при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту; выделение зтнопедагогических условий, обеспечивающих успешное
решение задач по коррекции умений физического самосовершенствования
школьников-подростков, борцов вольного стиля.
Представленные в работе положения, обобщения и выводы могут быть использованы как теоретический и практический материал в курсе, лекций и семинарских занятий по теории и методике физического воспитания, по спецкурсу повышения спортивного мастерства (специализация - вольная, борьба) в виде методических указаний в спортивно-профессиональной деятельности учреждений физического образования начального и среднего уровней, дополнительного образования спортивной направленности, в системе повышения квалификации спортивно-педагогических специалистов. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическими условиями, обеспечивающими физическое самосовер
шенствование личности борцов-подростков, проводимыми в спортивно-
тренировочной и социозначимои деятельности на основе этнопедагогических
идеалов в области физического, трудового и нравственного воспитания
подрастающего поколения, культуры ЗОЖ являются:
трудолюбие и целеустремленность при прохождении всех этапов жизненной и спортивной карьеры;
нерушимость взаимоотношений «тренер-воспитанник», основанных на системе наставничества «упуйаан» (научение), проявляющейся в совместной деятельности личности воспитанника и наставника, обеспечивающая освоение воспитанником спортивного и нравственного опыта тренера, идеалов и моделей поведения спортивных лидеров;
- духовная самоуглубленность, нравственно-ориентированное само
совершенствование и интеллектуальный самоконтроль.
2. Эффективность процесса физического самосовершенствования личности
обеспечивается на основе учета свойств субъектов воспитания, особенностей
соотношения структурообразующих компонентов процесса физического
самосовершенствования личности, умений эффективно реализовывать свои
возможности.
Критерии физического самосовершенствования личности спортсменов-подростков, занимающихся вольной борьбой, представляют собой теоретически разработанную совокупность телесных, двигательных, психологических и валеологических параметров, находящихся в гармонии с социокультурной активностью спортсмена.
Под воздействием активизации этнорегионального компонента процесс физического самосовершенствования личности школьников-подростков борцов вольного стиля проходит более эффективно на основе внедрения национальных видов спорта и подвижных игр, опыта традиционного семейного воспитания народа в современное спортивное образование.
Достоверность исследования обеспечивается взвешенностью исходных теоретических положений о физическом самосовершенствовании личности, разработанных в философской, психолого-педагогической и спортивно-педагогической литературе; применением комплекса методов исследования, адекватных целям и задачам; качественным анализом экспериментальных данных, личной организацией диссертанта в опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем публикаций материалов по результатам исследований в научно-методической печати, участия автора в международных и межрегиональных научно-практических конференциях Института физической культуры и спорта Якутского госуниверситета им. М.К. Аммосова; на научно-методических семинарах и круглых столах Государственного комитета PC (Я) по физической культуре и спорту, Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия); региональных и улусных педагогических чтениях по проблемам ЗОЖ, физической культуры, спорта и этнопедагогики.
Результаты исследования внедрены в практику спортивных школ и секций по вольной борьбе в гг. Вилюйске, Якутске, Нерюнгри; в. Вилюйском, Усть-Алданском, Верхневилюйском и Мегино-Кангаласском улусах Республики Саха (Якутия).
12 Структура диссертации. Диссертация и состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии.
Сущность физического самосовершенствования в культурно-философских, психолого-педагогических и спортивно-педагогических исследованиях
Мысль о физическом самосовершенствовании человека была одной из приоритетных в концепциях древнегреческих мыслителей. Ключевая идея прекрасного, гармонически совершенного Космоса последовательно рвализовывалась натурфилософами на трех уровнях: макроуровне Вселенной с движущимися по идеальным орбитам планетами; мезокосме, включавшем усовершенствованный образ жизни демократических городов-государств; и -как результат усилий полноправного гражданина по упорядочению и облагораживанию собственного «микрокосма» - здорового, тренированного и гибкого тела.
В античных городах-полисах физическое развитие молодежи обрело статус национальной ценности. Формирование человеческого тела рассматривалось древнегреческими философами как «целенаправленная социокультурная деятельность по созданию социозначимого произведения на основе собственной телесности» (Платон, Аристотель) или «средство эмоционального и умственного постижения человека и мира» (Мелисс, Клитомах). В классическую эпоху Платон в своем трактате «Государство» предложил в качестве определяющего критерия жизненной карьеры деятельность подростков по физическому саморазвитию и самосовершенствованию, чтобы каждый свободнорожденный афинянин 16-летнего возраста мог выйти из палестры с «крепким костяком, гибкими членами и живостью движения» (не достигшим успехов в формировании гибкого, соразмерного тела предстояло стать ремесленниками или земледельцами). Координации, гибкости, красоте движений великий философ отдавал предпочтение перед «грубой мускулистостью спартиатов». В диалоге «Пир» философ, классифицируя уровни прекрасного, доказывал, что вид физически совершенного тела вызывает начальный импульс эстетического любования. Но поскольку прекрасные тела преходящи в своей привлекательности, индивиду следует подняться до более высоких уровней: духовности (этико-эстетическое совершенствование), познания (интеллектуальное совершенствование) - вплоть до предела, где в единой точке всеобщего блага (самосовершенствование и саморазвитие) сходятся усилия достойного гражданина по облагораживанию собственной телесности. Таким, образом, «подражая ...своим героическим согражданам, преобразовывавшим себя в прекрасные формы по законам калокагатии, свободнорожденный грек физически самосовершенствовался, создавая из собственного тела непосредственно телесное «произведение», возвышаясь над повседневностью» [219, С.362-363].
Аристотель, углубивший педагогическую концепцию Платона, переработал положения о видах воспитания, согласно которой растительной части души (ответственной за физиологические и репродуктивные функции) соответствовало физическое воспитание и саморазвитие. Преклонение древних греков перед красотой и мудрым устройством человеческого тела было настолько велико, что обусловило появление категорий:
- калокагатии (кайл лос агатис - человек, совершенный во всех отношениях) как гармонического развития всех физических и психических сил и задатков, внешней и внутренней красоты и доброты, телесной и душевной юности жителя античного полиса;
- катарсиса - использовавшегося не только в эстетическом, психологическом или научном аспектах, но и применительно к гимнастике (совершенствуя свое тело упражнениями, закаливающими процедурами, агонистикой, освобождаем его от всего мешающего гармоничному движению).
В классическую эпоху сила мышц воина, атлета была не только его личным делом, но и «...достоянием родного города, обеспечивая на стадионе или гимнастической площадке победу полиса. Победа в спортивном состязании как результат неустанной работы по физическому самосовершенствованию личности знаменовала причастность сообщества божественным энергиям» [219].
Культ целесообразности и полезности, господствовавший в древнем Риме, вывел потребность физического совершенствования личности из системы социозначимых ценностей, как не соответствующую идеалам прагматически мыслящего римского гражданина; прежние практики перекочевали в военные лагеря в качестве элементов подготовки легионеров. Введение с третьего века до н.э. в жизнь римского общества гладиаторских боев, сделало физическое самосовершенствование личности уделом сравнительно небольшой социальной группы - профессиональных гладиаторов, выполнявших репрезентативные функции [220, С.87].
Связь физической сферы, культуры тела с культурой психической деятельности и личностным ростом прослеживается во многих философских системах Востока (исихазм, даосизм, йога). Так, в древней и средневековой Индии создаются и развиваются практики йоги, демонстрирующие предельные возможности физического совершенствования человеческого тела с помощью систематических тренировок. В традиционном Китае широкое распространение получают системы, имевшие общее наименование гунфу (в отечественной литературе - кунг-фу), теснейшим образом связанные с различными социокультурными традициями и институтами старого Китая и выполняющие психотерапевтические, оздровительные, воспитательные (психопропедевтические), профилактические функции.
Под термином «гунфу» (дословно - «прилежание, работа, старание») в контексте традиционной китайской культуры подразумевалась любая деятельность человека по морально-психическому самоусовершенствованию личности и оптимизации ее психологического, этического и физического состояния в соответствии с предписаниями конкретных этико-философских учений, в рамках которых культивировалась эта практика (даосизм, школы ушу, конфуцианство).
Ушу выступала как технология философского учения Ян шэн («вскармливание жизни»), разрабатывающего методы и приемы совершенствования человека и Поднебесной, поддержании гармонии в организме. Главным объектом и субъектом деятельности в ушу выступал человек, стремящийся к физическому и духовному самосовершенствованию для достижения гармонии с природой и обществом. Ушу - « вид культуры, представляющий собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования и самосовершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей» [2, С.35-36]. Движению (дун), работе, ориентированной на тело, в этой системе придавалось огромное значение. Ушу удовлетворяло потребность китайского общества в людях со всесторонне развитыми нравственными и физическими качествами, двигательными умениями и духовными практиками, всесторонне подготовленных к различным формам общественно полезной деятельности.
В искусстве ушу существовали два уровня: - общедоступный «сяо чэн» (малое достижение) - овладение техническим арсеналом, оружием, приемами и ударами; - элитарный «дао чэн», подразумевающий достижение через занятия комплексами ушу физического и духовного совершенства, как у легендарных Чжугэ Ляна, Сунь У или Чжан Сань Фэна.
В каждом китайце, культивирующем жизнь и ее «вскармливание» во всех видах, шел процесс накапливания знаний и практических навыков, позволяющих выживать в любых условиях с помощью комплексов физических упражнений и боевых искусств различных видов сложности, вести подобно полководцу «битву» за собственное тело путем гармонизации Рінь и Ян в организме, используя такие индивидуальные формы самосовершенствования, как: массовые занятия дыхательной гимнастикой (цигун), гимнастикой предельного - тайцзицюань, кунфу занятия сексуальными практиками, искусство питания.
Традиционная система физического развития и самосовершенствования личности в этнопедагогике народа саха
Российские и региональные исследователи в области этнофилософии (У.А. Винокурова, А.Г. Новиков, В.Д. Михайлов, К.Д. Уткин,), этнопедагогики (В.ФАфанасьев, МААбрамова, УА.Винокурова, Г.Н.Волков, ААГригорьева, ДА. Данилов, Н.Д. Неустроев, А.Д. Семенова, И.С.Портнягин), педагогики спорта (Г.Ш. Абсолямов, М.Я. Виленский, В.П.Кочнев, Д.Н. Платонов, И.И.Портнягин, В.В.Прокопенко и др.) отмечают возрастание эффективности формирования общевалеологических и спортивно-прикладных знаний, умений и навыков в системе физической подготовки и самосовершенствования личности будущего спортсмена под воздействием специфических природно-климатических, социально-культурных и национально-региональных особенностей.
Общие пути передачи из поколения в поколение социозначимых ценностей физического развития и здорового образа жизни, закрепления традиций национальных методик формирования силы, развития и закаливания, национальных подвижных игр и национальных видов спорта в жизни молодежи отражены в работах А.К. Алиева, ВА. Белова, ИА. Зимняя, АЛ. Кребера, В.В.Прокопенко, Н.Ц. Сарсенбаева, И.В. Суханова, Б.Х. Цавкилова.
Республика Саха (Якутия) отличается от других краев и областей такими признаками, как: территориальный (географические, геологические, ресурсные, климатические особенности); природный; этнокультурный (народная культура, наполняющая содержанием фоновую, доминантную и потребностную ситуации в развитии личности, влияющая их специфику). МААбрамовой, В.Ф Афанасьевым, А АГригорьевой, Д.А.Даниловым, А.Г.Корниловой, В.Д.Михайловым, Н.Д.Неустроевым, А.Г.Новиковым, И.С.Портнягиным, Д.Н.Платоновым, К.Д.Уткиным обоснована роль, которую национальный и региональный компоненты играют в формировании физических и духовных качеств личности. Родившись, в соответствующей национальной или региональной среде, человек бессознательно усваивает окружающие его обычаи, нравы, культуру, философию и др. В дальнейшем, - за счет расширения контактов с миром - усвоенное с рождения обогащается за счет присвоения культуры, языка, традиций др. народов.
И здесь неоценим синтез опыта традиционного народного воспитания с его этнокультурными и этнопедагогическими традициями формирования физически совершенной личности и современными интерпретациями в области привития подрастающему поколению здоровьесохраняющего поведения, спортивно-тренировочных технологиях.
Стоявший у истоков научного изучения народной педагогики в России В.Г. Белинский видел своеобразие и самобытность народной педагогической культуры в проявлениях «особенного, одному ему принадлежащего образа мыслей и взглядов на предметы, в религии и языке и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, в верованиях, повериях и понятиях народа. Все эти обычаи укрепляются и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомкам от предков. Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица».
Представления народа саха об этапах формирования физически, психологически и нравственно здорового поколения оформились в глубоко гуманные педагогические принципы, поэтому главный недостаток современного сциентистского образования Д.А.Данилов видит именно в «отрыве развивающейся личности от своей национальной культуры, от истоков народной культуры и духовности».
«Якутская народная педагогика представляет собой синтез педагогической мысли, опыта народа саха, - отмечал И.С.Портнягин, - она всегда служила широким слоям трудящихся масс и выражала их идеи и традиции» [185;186,17]. Еще более конкретна в своем определении А.А.Григорьева: «Педагогическая культура народа саха - эта та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей и проявляется в колыбельных песнях и играх, игрушках и детской одежде, в питании и фольклоре, традиционных праздниках и во многих других элементах народной жизни. Осуществляя связь между поколениями, традиционная педагогическая культура обеспечивает общий духовный прогресс личности, рода, этноса» [64, С.149].
Своеобразные исторические, социально-экономические, природно-климатические условия формировали характерные особенности личности якутянина. Жизнедеятельность народов Якутии, - отмечают исследователи - в значительной степени зависела от умения вписаться в свою экологическую нишу, выжить и выстоять при освоении природных богатств, сохраняя свой генофонд, свой культурный и интеллектуальный потенциал. Поэтому отношение к физическому здоровью как высшей милости Матери-Природы, стремление к совершенству тела и духа, осознание личной ответственности перед родом за свое физическое и нравственное развитие вырабатывались и закреплялись опытом предшествующих поколений».
Не случайно, во всех легендах, преданиях народа саха главные герои -люди, имеющие физическое превосходство над остальными. Сведения о способах развития физической силы, выносливости и воли кандидатов в богатыри (уолан бэрдэ) встречаются в олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», «Дьырыбына Дьырылытга кыыс бухатыыр», «Мюлдью Сильный», подробно описывающих силу мускулов и духа лучших представителей народа саха. Так, Ю.С.Андреев в работе «Физические упражнения, игры и состязания якутов в устном народном творчестве», ссылаясь на тексты олонхо, приводит достаточно подробное описание приемов борьбы хапсагай. В олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» описывается предварительная тренировочная подготовка главного защитника Среднего мира, где он сначала выполняет прыжковые упражнения, затем - работает с отягощениями (ворочает и переносит тяжелые камни), потом в конских скачках развивает ловкость и гибкость. Молодая богатырка, из «Дьырыбына Дьырылытта Кыыс бухатыыр» совместно тренируется со своим братом - бегает, прыгает, стреляет из лука, занимается борьбой. Анализ олонхо М. Говорова «Мюлдъю Бого», где рассказывается, как суровые знатоки наставляют молодых богатырей, закаляют их тело в секретных местах. По мнению известного в Республике Саха (Якутия) специалиста в области физического воспитания Н.К.Шамаева, - частично совпадает с «методикой работы современных педагогов, воспитывающих будущих чемпионов в специальных спортивных школах» [233, С. 108].
Этнорегиональные особенности физического самосовершенствования борцов-подростков вольного стиля
В ходе анализа научно-педагогической литературы, специализированных монографий российских авторов, посвященных анализу воздействия этнорегиональных факторов на процесс физического самосовершенствования личности в условиях секции вольной борьбы, а также у ряда отечественных исследователей в области спортивной педагогики в 90-е гг. были яркие и интересные работы, которые могли стать основой для разработки и обоснования концептуальных положений (Б.Б. Базаров [88], Г.Б. Бардамов, B.C. Балданов [30], С.Г. Гагонин [88], В.Д. Дашинорбоев [88], СВ. Калмыков [31], В.П. Кочнев [88], И.С. Портнягин [35], ЮЛ. Платонов [35], Г.К. Селевко [62], В.Н. Чебаков [62], Н.К. Шамаев [71]).
Анализ деятельности 41 секции вольной борьбы в гг. Якутске, Вилюйске, Нерюнгри, Ленске, Нюрбе, Вилюйском, Верхневилюйском, Сунтарском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском, Кобяйском, Мирнинском и Хангаласском улусах в 1995-2000 гг., дает материалы для заключения, что в спортивно-педагогическом процессе тренерами-практиками недооценивается воспитательная работа по формированию у юных подростков-борцов-«волышков» потребности в физическом самосовершенствовании личности, преобладает узкопрагматический подход (см. таблицу 9). 1. Недостаточная разработанность проблемы на методологическом и локальном уровне, отсутствие практикоориентированных наработок и спортивно-педагогических технологий. Анализ спортивно-педагогических и спортивно-психологических особенностей взаимоотношений между носителями этнического самосознания в спортивно-тренировочном процессе и реальных взаимодействиях между спортсменами-борцами на российском и республиканском уровнях почти не производился. Определенные наработки сделаны специалистами из Бурятии (Б.Б. Базаров, Г.Б. Бардамов, Г.Я. Галимов, В.Д. Дашинорбоев, А.Е. Павлов, А.С. Сагалеев, В.А. Фомин) и Монголии (Г. Сухбат, Д. Тумэн, Л. Уртнасан, М. Эрдэнэ). Г.Б. Бардамов, ссылаясь на ЮЛ. Платонова, указывает, что именно этнические установки помогают фокусировать не только убеждения, мнения, взгляды представителей конкретного этноса относительно истории и их современной жизни, но и регулировать поведенческие аспекты спортсменов-борцов в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Таким образом, необходимо собирать более полную информацию о воздействии этнорегиональных факторов, т.к. именно от «профиля» подростков-спортсменов, от присущих им комплексов спортивно-физиологических и этнопсихологических данных зависит определение доминант в работе по физическому самосовершенствованию личности. 2. Слабость материально-технической базы. В г. Вилюйске более четверти века не строилось масштабных социальных объектов. ДЮСШ №2 им. В.Г. Румянцева располагается в нетиповых деревянных зданиях. Арочный спортзал функционирует с 1990 г. как городской спортивный зал и финансируется за счет городского бюджета. Созданный по инициативе диссертанта Центр подготовки борцов при ДЮСШ №2 им. В.Г .Румянцева - деревянное двухэтажное здание - включает: 8 спальных помещений (на 2-4 человека), читальный и тренажерный залы, мини-спортивный зал, комнаты для самоподготовки, душевые и санитарно-гигиенические помещения. Таким образом, интернат рассчитан на проживание не более 35 учащихся, что не дает возможности тренерам приглашать перспективных спортсменов-подростков из отдаленных поселений и близлежащих улусов. 3. Невысокое качество жизни населения г. Вилюйска, Доходы семей работников бюджетных учреждений и членов крестьянских хозяйств сравнительно невысоки, приближаются к прожиточному минимуму. В Вилюйском улусе распад традиционной системы сельского коллективного труда, сворачивание социальных программ поддерживают относительно высокий уровень безработицы среди молодежи из окрестных щслегов, женщин, не имеющих технических специальностей. Поэтому семьи перспективных спортсменов, занимающихся в группах вольной борьбы ДЮСШ №2 им. В.Г. Румянцева, не имеют возможности приобретать спортивную форму и снаряжение известных фирм, обеспечить за счет самофинансирования его участие в республиканских турнирах в гг. Якутске, Нерюнгри, Нюрбе, Покровске, тем более - выезд за пределы республики (российские и зарубежные турниры, лагеря спортивного совершенствования, мастер-классы). 4. Потребительская позиция большинства сельских семей в деле физичес кого самосовершенствования личности подростков и выполнения единых спортивно-педагогических требований.
Низкий уровень знаний воспитательных методов и навыков семей подростков-спортсменов, занимающихся в секциях вольной борьбы ДЮСШ №2 г. Вилюйска, проявлялся в отрывочности и фрагментарности у большинства родителей психолого-педагогических знаний, в непонимании возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей современного подростка. Родители затруднялись в определении нормального развития с учетом половозрастных критериев, целенаправленном обучении ребенка использовать собственные потенциальные возможности, воспитании умения эффективно тратить силы, но не испытывали потребности в психолого-педагогической помощи и консультациях квалифицированных специалистов, спортивных педагогов.
По итогам предварительного анкетирования 1997-1998 гг. было выявлено, что вопросами воспитания и образования подростков занимается преимущественно мать (89%); 10% отцов отстраняются от всех воспитательных проблем под предлогом материального обеспечения семьи; 19,5 % родителей потребительски относятся к проблемам физического развития и самосовершенствования личности подростка, ориентируясь на результатах интеллектуальной соревновательной деятельности.
Только у 8% семей учащихся г. Вилюйска, записавшихся в секцию вольной борьбы ДЮСШ №2 на начало эксперимента была домашняя спортивная площадка или уголок для спортивных снарядов; 6% родителей владели простейшими навыками массажа, 12% - знали о необходимости специального питания в предсоревновательный и соревновательный период.
Этнорегиональная специфика спортивно-педагогического взаимодействия тренера и воспитанника по физическому самосовершенствованию личности воспитуемого
Анализ научно-методической литературы и опыта работы всех звеньев системы непрерывного физкультурного образования (В. А. Абзалов, В.У.Агеевец, Ж. Атанасов, В.К. Бальсевич, Л.В. Баль, В.В. Бойко, М.С. Бриль, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, Э. Майнберг, Г.И. Мызан, Е.В. Ткаченко, Ю.П.Карпов, В.П. Кочнев, И.И. Переверзин, Д.Н. Платонов, А.Г. Сотникова, В.В. Шапкин), а также положений о формирующем влиянии спорта на личность, обоснованных Б.Г. Ананьевым, Б.А. Вяткиным, Е.П. Ильиным, С.В.Жилиным, И.И. Портнягиным, И.С. Портнягиным, А.Ц. Пуни, Н.Б.Стамбуловой убедительно доказывают, что в реализации программы физического самосовершенствования личности перспективного спортсмена определяющая роль принадлежит развивающей спортивно-педагогической среде, в которой осуществляется эффективное творческое сотрудничество тренера и его воспитанника.
Так, А.Е. Павлов полагает, что «успех формирования у начинающих и перспективных спортсменов интереса к физическому самосовершенствованию личности, реализации занимающегося во всех сферах социально-культурной жизни зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания (тренер) и влияния социальной среды» [166, С. 184]; Ю.А.Шахмурадов, ссылаясь на систему управления многолетней подготовкой высококвалифицированных борцов Р.А. Пилояна, трактует совместную деятельность тренера и воспитуемого борца как «педагогический процесс, построенный с учетом основных индивидуальных признаков борца, определяющих его успех в соревнованиях: спортивно-педагогическое взаимодействие, мотивация, коронные атакующие действия и тактика во время поединка» [236, С. 156-157]; С.А. Преображенский уточняет, что деятельность тренера по организации спортивно-развивающего пространства «нужно рассматривать не как жесткую технологию (здесь - строго заданная последовательность действий при реализации конкретной работы) превращения новичка мастера спорта международного класса, а как основные направления этой работы [Там же, С.29]. По мнению В.И. Олияра, B.C. Быкова взаимодействие педагога и ученика выступает ключевым механизмом актуализации физического самовоспитания юного спортсмена, опосредованного ди намикой «актуализации» (активность на стороне тренера-педагога) и «самоактуализации» (активность на стороне занимающегося) с целью становления физического самосовершенствования.
Многие специалисты (В.К. Бальсевич, В.А. Баранов, Н.Н. Визитей, Р.Г.Гостев, М.В. Тапхаров) отмечают, что в современных условиях необходима «полная модернизация самого процесса физического самосовершенствования личности, так как направленность на использовании в системах оздоровления и самосовершенствования только двигательной активности сужает мощный разноплановый преобразовательный потенциал». В.А. Пономарчук специально оговаривает, что поскольку общих стандартов физического самосовершенствования не существует, анатомо-физиологические параметры спортсменов варьируются (наследственность, тип телосложения, уровень растяжки, скоростно-силовые качества, гибкость, координированность), тренеру для организации работы с воспитуемым по физическому самосовершенствованию личности последнего необходимо перенесение акцента с индивида на личность. Не случайно все восточные оздоровительные системы, объединяющие на различных уровнях оздоровительные практики, виды единоборств с философско-религиозной и морально-этической базой, трактовали организм человека как саморегулирующуюся и самовосстанавливающуюся систему, где ведущая роль принадлежит сознанию [177, с.27].
Среди различных мнений и точек зрения наиболее плодотворным, - по мнению диссертанта, - выступает подход М.Я. Виленского, трактующего работу по физическому самосовершенствованию личности юного спортсмена не только как результат самодеятельных упражнений юного спортсмена в достижении физической подготовленности, «но и как показатель, зависимый от многообразных социальных условий - образа жизни, труда, питания, развития самосознания, собственной активности, интересов, ценностных ориентации и др.».
В 1996-1998 гг. - разрабатывались теоретическая часть программы физи ческого самосовершенствования личности, уточнялись компоненты, критерии, показатели сформированное, параметры локальной развивающей спортивно-педагогической среды, проводились контрольные срезы в экспе -риментальной и контрольной группах.
Разработанная (1997-1999) и апробированная (2000-2005) локальная система физического самосовершенствования личности школьников - перспективных борцов создавалась на основе 24-летнего тренерского опыта диссертанта с учетом принципов: 1. Спортивно-валеологической направленности. 2. Интеллектуального самоконтроля и учета ценностных установок; 3. Потребности в физкультурной образованности; 4. Учета индивидуальных особенностей спортивно-физиологического развития; 5. Научности, системности и междисциплинарности; 6. Непрерывности формирования практикоориентированных умений и на выков физического самосовершенствования на протяжении 3-4 семестров; 7. Единства спортивно-педагогических требований в учебно-тренировочной и общественно-значимой деятельности.
Реализация данных принципов требовала учета двух аспектов: во-первых, морфофункциональные особенности занимающихся в секции вольной борьбы, их физическая конституция во многом определяются наследственностью. Данное ограничение и возрастные периоды развития физических качеств у юных борцов существенно сужают возможность достижения телесной гармонии за счет спортивно-тренировочной деятельности (см. таблицу №16). во-вторых, физическое самосовершенствование личности - есть не только и не столько деятельность по достижению прагматического результата -тренированного тела, «важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся, в свою очередь, о совершенстве своего тела» [44, С. 87] через систему самостоятельных занятий. Отсюда акцент на отличную от про фессионально-прагматической (забота о физическом самосовершенствовании как возможность поступления в физкультурный или военный вуз, достижения спортивных побед) проблему занятий самодеятельными формами физической культуры, когда занимающийся без внешнего - материального или духовного принуждения осознает необходимость собственного физического совершенствования в качестве культурной потребности и активно осуществляет поиск оптимальных путей физического самосовершенствования. Физически совершенствующийся человек (культура здоровья, культура движения, культура ЗОЖ) не может оставаться вне творческого отношения в других сферах человеческой жизнедеятельности. Таким образом, физическое самосовершенствование личности требует от занимающегося не просто улучшения своих физических кондиций, но и творческого целенаправленного отношения к становлению своей личности. Именно поэтому, - утверждают В.А. Пономарчук, О.А. Алиев, - физическое самосовершенствование личности выступает как объективная предпосылка и неотъемлемый компонент становления гармонически развитой личности [175, С.64].