Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Сезанаев Авнер Хананияевич

Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков
<
Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сезанаев Авнер Хананияевич. Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков : ил РГБ ОД 61:85-13/854

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОВЕТСКАЯ СЕМЬЯ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АТЕИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И УШДЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 20

1.1. Семья - важное звено атеистического воспитания 25

1.2. О религиозном понимании морали 45

ГЛАВА П. ПРОПАГАНДА НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 55

П.І. Содержание и методы религиозного воздействия на родителей и их детей, задачи индивидуальной атеистической работы 55

П. 2. Педагогическая помощь родителям и их детям и пути ее рационализации 87

ГЛАВА Ш. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОШ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В БОРЬБЕ ЗАГЛУБОКИЕ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ 104

Ш. I, Работа классного руководителя по атеистическому воспитанию учащихся 105

Ш. 2. Родители и общественность помощники школы в Формировании атеистических взглядов и убеждений у детей и подростков 118

ВЫВОДЫ 132

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 152

Семья - важное звено атеистического воспитания

Выполнение важнейшего родительского долга - воспитание ребенка начинается с первых дней его рождения. Родители обязаны не только дать своему ребенку хорошую будущность, создав все условия, но они несут моральную ответственность перед обществом за воспитание будущего гражданина.

Ввиду того, что воспитание само по себе проявляется как постоянное воздействие родителей на своего воспитуемого в процессе общения, родители должны всегда помнить, что такое воздействие должно быть сознательным и целенаправленным, в интересах нашего общества, так как семейное воспитание достигает цели тогда, когда полностью согласовано с коммунистическим воспитанием.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью всей системы воспитания нового человека, гражданина коммунистического общества. Пример семьи, пример матери и отца, всегда сказывается на детях, которые берут у взрослых их отношение к обществу, к жизни. Отсюда можно сделать такой вывод, что ребенок правильную основу воспитания быстрее может воспринять в семье, в которой отец и мать и другие, взрослые члены семьи сами живут общественными интересами, когда они отзывчивы, чутки и когда к труду имеют коммунистическое отношение.

А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с другими людьми - с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете" /4,85, с. 47./

Для того, чтобы семья стала помощником в общественном воспитании, говорится в программе Коммунистической партии Советского Союза, необходимо чтобы школа, семья и общественность действовали согласно и дружно.

Единству действий семьи, школы и общественности в деле воспитания подрастающего поколения огромное значение уделяла и Надежда Константиновна Крупская. Нужно, чтобы, по ее выражению, "был перекинут мост между обществом и семейным воспитанием" /4,66. с.308./. Эта же мысль красной нитью проходит по всей нашей советской педагогике. Хотя школа в деле воспитания подрастающего поколения играет ведущую роль, а семья именно дает ребенку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего человека.

"Ничего не действует на детей так результативно, как сила примера, а между всеми примерами никакой другой не обладает такой силой, как пример родителей", - говорил Министр просвещения СССР тов. Прокофьев на П съезде учителей /4.103, с. 37./. Поэтому родителям необходимо держать себя и умеренно действовать в присутствии своих детей. В этом отношении дело воспитания подрастающего поколения может быть плохим в тех семьях, где родители являются верующими, исповедывающими ту или иную религию. Эти родители обычно стараются воспитать и своих детей в религиозном духе.. Большинство из них делают это по привычке: сами верят в бога и хотят, чтобы и их дети также верили, К сожалению, они не представляют того, что религия в конечном счете наносит детям неизгладимый урон в их дальнейшей жизни, делает их безвольными, слабыми рабами.

Содержание и методы религиозного воздействия на родителей и их детей, задачи индивидуальной атеистической работы

Основным направлением в антирелигиозном воспитании населения в нашей стране является индивидуальная атеистическая работа с верующими в семье.Именно "Дифференцированный подход к различным группам верующих в зависимости от пола,возраста,профессии,образования, характера вероисповедания,национальной принадлежности лучше всего может быть осуществлен в процессе шщивйдуальной работы с верующими" /4.53,с.4/ в семье. Воспитательное влияние семьи испытывает, на -себе подавляющее большинство людей. В нейосуществляется передача, накопленного- опыта, обеспечивается .. непрерывность прогрессивного- развития нравственности...показывает, что в области семейных отношений труднее всего преодолеваются религиозные обычаи и традиции. Учителю необходимо добиться того, чтобы эта сторона жизни людей была соответственная строительству нашего общества, так как семейное воспитание очень важный участок коммунистического воспитания, его составная часть Рождение и воспитание детей естественная и в то же время общественная функция семьи. Начальная основа воспитания закладывается в семье, где ребенок проводит большую часть своего времени. От того, какова семья, каковы отношения между родителями, родителями и детьми - во многом зависит мировоззрение молодого поколения.

Семья в нашем обществе - очаг коммунистического воспитания детей. От того, каковы взгляды в семье, есть ли религиозные традиции зависит многое в воспитании детей,- А это для учителя не безразлично. Необходимо подчеркнуть, что учитель в основном является помощником Коммунистической партии, проводником ею идей, он обязан помочь сделать каждую семью ячейкой коммунистического воспитания детей и подростков. Не случайно как инди -видуальной работе с верующими в семье, так и атеистической пропаганде во всех сферах школьной жизни уделяется большое внимание в системе воспитательной работы. Опыты показывают, что там, где проводится атеистическая работа, заметно сокращение числа верующих родителей, тем мало посещают церковь, мечеть и молельные дома.

Особенно важна для учителя его работа с матерями, которые составляют значительный процент от общего количества верующих. Представители мечети, церковники и деятели сект в основном пытаются опереться на женщин-матерей и использовать их как пропагандистов религиозных верований с тем, чтобы привлечь как можно больше молодежи.- Вот почему, "...хотя по законам шариата женщинам никогда не разрешалось посещать мечеть, теперь предоставил женщинам право посещать мечети" /4.12, с.78/. Это делается не из уважения к человеческим достоинствам женщин, а для того, чтобы сильнее привязать их к исламу.

В настоящее время среди различных способов религиозной пропаганды видное место занимает работа с верующими родителями, которых уговорами, задабриванием мелкими подачками, а там, где чувствуют свое влияние даже угрозами, вынуждают воспитывать детей в религиозном духе, посылать в мечети, следовать религиозным обычаям. Поэтому во время религиозного праздника "курбан" мусульманское духовенство для привлечения внимания детей и молодежи разрешает и организует молебствия вне мечети /4.12, с. 82/. Святые отцы также сумели найти дорогу к сердцам некоторых горе-учителей "...все еще в ряде школ,- пишет исследователь С. Абдулазизов, - имеются также учителя, которые не только не ведут атеистическое воспитание среди своих учеников, а сами верят в бога.- Совершают намаз и исполняют всякие религиозные обряды, держат уразу (пост), поклоняются "святым местам" /4.1, с. 7/.

Работа классного руководителя по атеистическому воспитанию учащихся

Для коммунистического воспитания подрастающего поколения школа имеет учительский коллектив с его педагогическим советом, родительский актив с его комитетом, комсомольские и пионерские организации с их активистами и, наконец, общественность с ее различными органами. Кроме этого, в школе работают многообразные предметные и непредметные кружки, выпускаются стенные газеты, вывешиваются стенды, организовываются выставки на разнообразные темы и т.д. Все они в своей совокупности создают такую огромную силу, с помощью которой при умелом использовании можно успешно решать любые учебно-воспитательные вопросы.

Основной фигурой в школе, в процессе воспитания подрастающего поколения, является классный руководитель. Наряду с другими учителями, он ведет какой-нибудь предмет и одновременно несет ответственность за успеваемость и идейно-политическое воспитание класса. Должность воспитателя будущих строителей коммунистического общества обязывает классного руководителя быть всегда на высоте своего положения и образцом для своих воспитанников. Общаясь со своими учениками, классный руководитель ставит перед собой задачу изучить своих подопечных, определить их умственные способности и желания, достоинства и недостатки, выявить их мировоззрение и если есть верующие, определить степень религиозности, дать направление развитию правильного коммунистического мышления, привить навыки понимания и представления науки как единственного средства истинного познания мира; широко раскрыть ложность и вредность религии, разъяснить, что "...всякая религия является не чем иным, как фантатистическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" /1.2, е.- 61-62/.

Нами не преследуется цель раскрытия всех форм и методов работы классного руководителя, как основного проводника коммунистических идей в деле воспитания подрастающего поколения, а предпринята попытка изложить свой накопленный педагогический опыт, а также навыки многолетней исследовательской атеистической работы и исходя из этого определить направление организации работы классного руководителя в проведении воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся отрицательного отношен ния к религии и умения отстаивать атеистические взгляды.

Воспитывать сознательных, убежденных атеистов можно лишь при условии, если школа с первых дней пребывания ребенка в ней будет вести систематическую и разнообразную атеистическую работу. Здесь очень важен временный фактор: упустишь час, не наверстаешь за 2-3 года.

Во многих школах республики в целях атеистического воспитания используются не только все дисциплины учебного курса, но и различные формы внеклассной работы, как антирелигиозные беседы и вечера, просмотры атеистических кинофильмов, обсуждение книг и совершение экскурсий с последующим их обсуждением. Все это проводится по заранее составленному плану с учетом материала, изучаемого на уроках.

Например, классный руководитель УІ "в" класса школы № 12 г. Душанбе Саври Назаровна Шукурова постоянно посещает родителей своих учеников, где выясняет их отношение к религии, узнает, не принуждают ли они своих детей верить в бога, отправлять религиозные культы. С учащимися класса она совершает экскурсии за город. Организуя экскурсию на Серное озеро, учительница изучила имеющиеся материалы преданий возникновения этого озера и перед экскурсией провела соответствующую беседу. В ней она рассказала о том, как возникла религия, для чего она нужна была господствующим классам, что она несла угнетенным народам, как использовался и истолковывался духовенством даже серный состав воды этого озера. В ходе экскурсии учительница рассказала о возникновении других озер и горячих источников -Ходжа-Оби-Гарм, Оби-Гарм, Шаамбары, указала на лечебные свойства этих источников, акцентируя внимание на том, как до революции муллы и другие представители религии зарабатывали на этом большие деньги. Школьники слушали педагога с большим интересом. Один из учащихся, побывав в Ходка-Оби-Гарме, увидел на деревьях у горячих источников много привязанных узелков. Учительница объяснила школьникам хитрости и обман религиозных представителей и указала на наивность некоторых верующих людей. "Эти люди,-сказала она, - привязывая узелки обязывают себя, в случае выздоровления сделать жертвоприношение аллаху. Вода-то целебная, при выздоровлении верующие наивно думают, что их просьбы аллах услышал и избавил от болезни. Следовательно, верующий истратит накопленные за свою жизнь деньги на жертвоприношение. Муллы очень хорошо понимают подобные действия".

Похожие диссертации на Единство действий школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию школьников-подростков