Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Сыроватский Яков Степанович

Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай"
<
Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай"
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сыроватский Яков Степанович. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1998 192 c. РГБ ОД, 61:98-13/1100-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические сведения о развитии национального единоборства саха "хапсадай" и его педагогическое значение 12

1.1. Историко-педагогические условия эволюции «единоборств» 12

1.2. Отражение «единоборств» в устном народном творчестве саха 22

1.3. Место и значение национального единоборства саха "хапсадай" в народном воспитании 33

Выводы 58

Глава II. Педагогическая сущность национального спортивного единоборства саха "хапсадай" и его роль в воспитании подрастающего поколения 60

2.1. Особенности национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания 60

2.2. Развитие качеств личности хапсагаиста на основе техники и тактики национального спортивного единоборства "хапсадай" 82

2.3. Знаменитые хапсагаисты как личный пример воспитания 90

2.4. Роль " хапсадай " в воспитании борцов-юношей и в мировых спортивных достижениях народа саха 102

2.5. Воспитательные цели и задачи системы обучения и тренировок в национальном

спортивном единоборстве "хапсадай" Выводы 112 124

Заключение 126

Список использованной литературы

Приложения

Введение к работе

В условиях демократизации общества наблюдается пробуждение интереса каждого народа к собственной культуре, науке и истории, что отражает общественную потребность в восстановлении исторической правды, освещении незаслуженно забытого и отвергнутого, формировании целостной картины мира.

Не нуждается, очевидно, в доказательстве, что спортивные единоборства, по нашему мнению, как средство воспитания, развития, развлечения и т.д. далеко не исчерпаны. Ценность физических упражнений и спортивных единоборств, как средства воспитания признавалась классиками педагогической науки - Я.А.Коменским, ИХ.Песталоцци, К.Д.Ушинским, П.Ф. Лесгафтом и другими.

Возникновению и развитию физического воспитания и спорта посвящены работы Г,Д.Харабуги, 1953, 1969; Н.И.Пономарева, 1964,1970; Ю.СШоломицкого, 1963,1971; АА.Стародубцева и др.

История развития физической культуры, национальных видов спорта как предмет исследования рассматривались многими педагогами (М.Ф.Бунчук, 1954; К.А.Кулинкович, 1967; В.П.Стакионене, 1957; ВІСБакунас, 1961; М.А.Искандеров, 1961; БЗ.Санданов, 1964, 1970 и др.).

В ряде регионов России и государств СНГ (Татарстан, Бурятия, Хакассия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Молдавия и другие) разновидность спортивного единоборства - «борьба» и сегодня активно применяется для целей воспитания и физической подготовки детей и молодежи.

Успешно используются традиционные виды борьбы и в некоторых зарубежных странах - Болгарии, Монголии, Японии, Англии, Швейцарии, Испании, Македонии, а также у кельтских народов.

Специальные исследования и ряд диссертаций посвящены вопросам возникновения, развития и содержания национальных видов спортивной борьбы: Э.Т.Рагимов (1948), Н.Г.Керимов (1959 - 1962) посвятили свои исследования азербайджанской национальной борьбе "гюлеш"; Я.Ю.Абрамов (1950) исследовал таджикскую народную спортивную борьбу; СГ.Туманян (1955) - армянскую спортивную борьбу "кох"; Н.П.Рудченко (1959) - узбекскую спортивную борьбу "кураш"; Ф.Е.Байман (1972) - киргизскую спортивную борьбу "куреш"; Руснак П.К. (1973) - молдавскую национальную борьбу "трынтэ" и др.

Н.И.Пономарев (1970) подчеркивает, что среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, нет ни одного, у которого не культивировались бы физические упражнения. У якутов (саха), эвенков, коряков, ненцев, эскимосов и других народностей распространены: бег, прыжки, метания, борьба, стрельба в цель, игры и др.

В Республике Саха (Якутия) большой популярностью пользуется национальное спортивное единоборство "хапсадай". Это «единоборство» имеет огромное значение не только как средство, способствующее развитию массовости спорта среди населения, но и как важнейшее средство физического, нравственного и духовного воспитания детей и молодежи.

Национальная спортивная борьба "хапсадай" как предмет для исследования и объект практического использования рассматривались: Н,Н.Тарским, Г.Г.Андросовым, В.П.Кочневым, Н.К.Ша-маевым, ЛА.Афанасьевым и др.

Но до настоящего времени ещё не изучен ряд вопросов, касающихся массового вида состязаний "хапсадай" у народа саха. Не исследована многовековая история, не изучена и не обобщалась техника национального спортивного единоборства "хапсадай", нет разработок и практических рекомендаций по основам методики обучения, тренировок; все это, естественно, сдерживает широкое развитие единоборства "хапсадай", его воспитательные возможности.

Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в теории и истории педагогики, а также накопленный исследовательский материал определили выбор темы исследования: «Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсадай"».

Объект исследования - этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха (якутов) "хапсадай".

Предмет исследования - педагогическая сущность национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования - обосновать этнопедагогические аспекты и значение национального спортивного единоборства саха "хапсадай"; раскрыть пути дальнейшего развития этого вида единоборств, как одного из основных средств воспитания подрастающего поколения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: педагогическая сущность национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения может быть раскрыта и возрождена, когда:

- обосновывается социально - педагогический характер возникновения и развития национального спортивного единоборства "хапсадай";

возрождается самобытная жизнь и деятельность народа саха, его материальная и духовная культура;

определяется роль национального спортивного единоборства "хапсавай" как первоосновы развития вольной борьбы (современного международного спортивного единоборства) в Республике Саха (Якутия) и его воспитательное значение;

разрабатывается система физического воспитания и подготовки учащихся-спортсменов, борцов (вольников) высшего спортивного мастерства на основе изучения и обобщения творческого наследия выдающегося педагога-исследователя из народа саха, заслуженного тренера ЯАССР, РСФСР, СССР Дмитрия Петровича Коркина, подлинного основоположника национальной школы единоборств и школы вольной борьбы в Республике Саха.

Для доказательства выдвинутых положений ставятся следующие задачи исследования:

L Анализировать теоретический и практический материал об единоборствах народа саха, в частности, о национальном спортивном единоборстве "хапсаБай".

2. Изложить краткую историю вопроса в тесной связи с обще
ственно-культурной жизнью народа саха для определения педагоги
ческой сущности спортивного единоборства "хапсаБай".

3. Разработать соответствующие положения и научно-
практические рекомендации, касающиеся воспитательных аспектов
техники, тактики, методики обучения и тренировки по националь
ному спортивному единоборству ''хапса^ай".

4. Определить место и значение национального спортивного
единоборства "xancagan" в системе физической культуры и физиче
ского воспитания народа саха на основе творческого наследия
Д.ІХКоркнна.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире, о всестороннем развитии личности и об активной природе человека в познании жизни и самого себя, а также сравнительно-исторический подход к изучаемым вопросам и системный анализ материала; концепция ученых о социально-нравственном развитии личности на современном этапе.

При решении поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение архивных материалов и рукописей; анализ философской, исторической, этнографической, психолого-педагогической, методической литературы по теме; обобщение передового опыта; анкетирование и интервьюирование, беседа, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ итогов эксперимента.

Базой исследовательской работы явились детско-юношеские спортивные школы с. Чурапча и г. Якутска, республиканский центр подготовки олимпийского резерва (г. Якутск). Наблюдения по программе эксперимента проводились в естественных условиях на учебно-тренировочных занятиях по национальному спортивному единоборству "хапсавай", на народных праздниках - Ысыах, соревнованиях наслежного, улусного, республиканского масштаба с 1983 по 1997 годы.

Научное изучение национального спортивного единоборства саха "хапсавай" явилось продолжением исследовательской работы Д.П.Коркина, а также частью комплексной научно-исследовательской программы по изучению педагогического наследия Д.П-Коркина.

Исследовательская работа проводилась в три этапа с 1992 по 1997 годы.

  1. этап (1992 - 1993 г.г.) - поисковый. Включал в себя выбор объекта и предмета исследования, определение цели и основных задач, разработку гипотезы, методики и плана исследовательской работы.

  2. этап (1993-1996 г.г.) - основной. Главным его содержанием был сбор материалов по изучаемой теме и анализ литературных источников, рукописей и архивных материалов.

  3. этап (1996 - 1997 г.г.) - заключительный. Включал систематизацию, обработку собранного материала; обоснование и формулировку основных выводов и предложений; оформление диссертации.

Новизна исследования заключается:

- в комплексном историко-педагогическом исследовании
древнего народного обычая состязаний в "хапсавай". Впервые соб
раны, обобщены и введены в научный оборот материалы по нацио
нальному спортивному единоборству саха (якутов) "хапсадай";

в определении роли (воспитательного значения) национального спортивного единоборства "хапсадай" как первоосновы развития вольной борьбы (современного международного слортивного единоборства) в Республике Саха (Якутия), а также его социально-педагогического характера;

в разработке концептуального положения о национальном спортивном единоборстве саха "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения;

в обосновании системы физического воспитания и подготовки учащихся-спортсменов, борцов-вольников высшего спортивного мастерства на основе обобщения творческого наследия Д.ИКоркина, заслуженного тренера СССР, РСФСР, ЯАССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и предложения направлены на возрождение,

дальнейшее сохранение и развитие национального спортивного единоборства саха "хапсаай", а также на увековечение памяти основоположника национальной школы единоборств и школы вольной борьбы в Республике Саха (Якутия) Д.П.Коркина, выдающегося педагога-исследователя в области физической культуры и спорта. В исследовании разработаны педагогические основы национального спортивного единоборства "хапсавай" для воспитания подрастающего поколения. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по народной педагогике саха, в частности, специалистами в области теории и методики физического воспитания, а также преподавателями в спецкурсах по спортивным единоборствам в институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических институтов, в публицистике и пропагандистской деятельности.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены реализацией комплексной программы исследования, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, тщательным и всесторонним анализом собранных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем выступлений автора на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов (Якутск, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997), на международной конференции «Проблемы современных национальных видов единоборств» (г. Улан-Батор, Монголия, 1994), на Ш улусной научно-методической конференции, посвященной 100-летию Олимпийских игр (п. Нюрба, 1996), на встречах с тренерами спортивных единоборств, учителями физической культуры школ Чурапчинского, Таттинского, Усть-Алданского, Амгинско-го, Нюрбинского и Верхневшпойского улусов.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр педагогики начального обучения; теоретических основ физвоспитания и гимнастики Якутского государственного университета им. МЛС.Аммосова, на педагогическом совете Чурапчинской республиканской спортивной средней школы-интернат им. Д.ПКоркина и рекомендована к защите.

На защиту выносятся положения, раскрывающие педагогическую сущность национального спортивного единоборства саха "хапсаеай" как средства воспитания подрастающего поколения:

социально-педагогический характер возникновения и развития национального спортивного единоборства саха "хапсадай";

фиксация в словаре языка саха, наравне с определением: «Хапсадай как вид национальной спортивной борьбы», и второго понятия: «Хапсакай - национальный вид единоборства, древнее боевое искусство саха»;

- возрождение национального спортивного единоборства
"хапсадай" как первоосновы всех видов спортивных единоборств в
Республике Саха (Якутия), его воспитательное значение;

- система физического воспитания и подготовки учащихся-
спортсменов, борцов-вольников высшего спортивного мастерства на
основе изучения педагогического наследия Д,П.Коркина, заслужен
ного тренера СССР, РСФСР, ЯАССР.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, предложений, списка использованной литературы и приложений.

Историко-педагогические условия эволюции «единоборств»

История становления человеческого общества в своем противоречивом развитии неизменно накладывала отпечаток на культуру, которая, претерпев различного рода метаморфозы, тем не менее является объективным показателем уровня каждой социально-экономической формации. То же самое относится и к физической культуре. Она во все времена и эпохи неизменно присутствовала в самых разнообразных видах жизнедеятельности человека. По мере совершенствования материальных и духовных отношений, физическая культура стала играть все более заметную роль в обществе, и к концу двадцатого столетия приобрела те специфические черты и структуру, которые отличают ее от других социокультурных явлений. При определении сущности физической культуры необходимо исходить из общего понятия культуры человеческого общества, под которой понимается все то, что создано людьми в процессе физического и умственного труда, т.е. материальные и духовные ценности, а также внебиологически выработанный способ деятельности, благодаря чему направляется человеческая активность.

Следует также добавить, что культура в целом и физическая культура, как её неотъемлемая часть, имеют одну и ту же социальную природу: объективной основой их возникновения является труд, а основной причиной развития - социальные потребности.

Культурное наследие в области физической культуры имеет не только практическое, но и научно-теоретическое значение. Оно помогает более всесторонне понять прошлое и настоящее различных видов народного спорта, способствует осмыслению положительного опыта прошлого.

Среди многообразия народных спортивных игр с древнейших времен широко известны рукопашные состязания без применения оружия, где соблюдались неписаные правила, обусловленные культурно-бытовой традицией народа и определявшие круг разрешенных действий посредством которых могла быть достигнута цель противоборства - победа над соперником.

Общеизвестно, что в недалеком прошлом у многих народов бытовал кулачный бой - рукопашное состязание, определяемое как "бой кулаками, без применения оружия". Наряду с ним существовал другой тип такого состязания - "борьба", - основное содержание которого, в отличие от кулачного боя, - единоборство без оружия, без побоев и драки, где противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног наземь. Суть обоих типов традиционного состязания состоит, как видно, в прямом противоборстве соперников посредством ударов или захватов без применения оружия. Это, как представляется, дает основание объединить их под общим названием народные виды спортивной борьбы.

Национальные единоборства есть у каждого народа, да не по одному виду. Чем труднее были жизненные условия народа, тем больше сил и настойчивости ему приходилось проявлять чтобы выжить, тем более сложные и трудные виды спорта культивировались при воспитании молодого поколения, борьба была обязательным видом спорта.

Борьба - один из самых древних и любимых народом видов единоборств. Истоки ее зарождения уходят в глубину веков. Ещё в древности человеку приходилось вступать в единоборства. В этих поединках формировались определенные навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так, наряду с трудовыми навыками накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение. Случайно найденные приемы, придуманные уловки и хитрости становились достоянием людей. Создавались зачатки народных видов борьбы.

Судьбы многих народов решались в многочисленных войнах. А исход сражений зачастую зависел от искусства воинов вести единоборство. Естественно, наши предки не могли не оценить благотворного влияния мирных борцовских поединков на воспитание отважных и сильных воинов - защитников родной земли.

Но и. сами по себе борцовские поединки - очень увлекательное зрелище. Здесь можно показать свою удаль, силу, ловкость, смелость, хитрость. Поэтому они стихийно возникали всюду, где собиралась молодежь /135. С. 3/.

Издревле якуты (саха) предпочитали единоборство и культивировали различные виды состязаний, поединков, борьбы. Виды состязаний в основном включали единоборство двоих, почти исключая коллективные, массовые виды, требующих взаимодействия многих людей /32. С. 56/.

Результаты различных исследований позволяют наметить основные этапы эволюции обычая состязаний в народных видах борьбы от зарождения этого явления в глубокой древности и полагают, что древнейшие корни состязательных игр находятся в биологическом прошлом человека /43. С. 143/. Элементы борьбы без оружия как осознанная деятельность людей возникли, по-видимому, ещё в первобытной древности. Ключевую роль здесь играл труд, в особенности один его вид - охота, предъявлявшая высокие требования к развитию физической силы и ряда двигательных навыков - бега, прыжков, лазания, захватов, ударных действий, подъема тяжестей и т.п. Наряду с этим первобытный человек нередко должен был защищать свою жизнь, используя прежде всего естественное средство - свои руки и ноги. Осмысливание опыта успешной охоты и защиты от нападений позволило человеку установить непосредственную связь между предварительной тренировкой, подготовкой к этой практической деятельности и результатами последней. Такое осмысливание положило начало процессу постепенного отделения различных движений от утилитарной производственной основы и превращение их в отвлеченные действия -игру, состязания, инструмент подготовки к жизнедеятельности. Элементарные захваты, приемы, удары, являясь средством подготовки к труду, вместе с тем успешно применялись в ходе "древней войны племени против племени", составлявшей в первобытном обществе побочную ветвь трудовой деятельности, направленную на охрану и удержание объективных условий существования*

Целый период древней истории народа саха остался "в народной памяти как период "кыргыс уйэтэ" - "век битв и резни". Этот век оставил глубокий след в фольклоре саха. Боевые единоборства народов мира всегда были тесно связаны с культурой этих народов, сами являясь ее составной частью. Упоминания о них содержатся во многих письменных источниках /23; 31; 101; 182 и др./. Устная традиция сохранила многочисленные рассказы и легенды о межродовых столкновениях, о битвах героев, о кровавых войнах и об участниках исторических событий. Конечно, в этих рассказах и легендах, как бывает часто, много сказочного, преувеличенного и приукрашенного, но в их основу положены подлинные события в жизни народа.

Отражение «единоборств» в устном народном творчестве саха

Изучение истории развития различных видов физических упражнений народа не может быть успешно осуществлено без широкого привлечения его устного творчества. Ведь устное народное творчество при исследовании единоборств нередко является основным, а то и единственным источником.

Об этом же пишет в своей рукописи «Хансавай тупунан са-наалар» («Думы о хапсагае») восьмикратный чемпион республики, трехкратный абсолютный чемпион, прославленный хапсагаист Владимир Николаевич Ефремов: "Нет материала, особенно письменного. А письмо-то у нас раньше было, в этом я убежден. Вся наша высокая духовная культура, вся древняя живая традиция народа просто наталкивают на мысль о существовании письма, без подобающего письма трудно передавать из поколения в поколение высокий интеллектуальный уровень. В тяжелой, почти безвыходной борьбе за существование народов терялись не только письма, но и сами народы. А мы потеряли письмо на каком-то отрезке пути, но сами остались живы. Не это ли высокая жизненная приспособляемость и равный к ней интеллектуальный уровень. Нет письма, но остается слово .„".

Исходя из исторического опыта жизни народов, мы знаем, что для того, чтобы какое-либо явление в жизни народа сложилось в обычай, необходимы столетия. Поэтому, мы с полным основанием можем утверждать, что происхождение единоборств, несомненно, уходит корнями в глубокую древность. К сожалению, в нашем распоряжении нет достоверных сведений, которые дали бы возможность точно проследить этот этап развития единоборств.

Несмотря на скудость исторических памятников, касающихся непосредственно единоборств, их распространения и значения в жизни народа саха мы можем судить по устному народному творчеству. Однако, состязательные единоборства в народном творчестве саха являются до сих пор слабо изученной темой. Между тем, несомненно, она имеет важное научное и воспитательное значение.

Энтузиастом-собирателем и исследователем устной поэзии и верований был зачинатель якутской художественной литературы Алексей Кулаковский (1877 - 1926).

С молодых лет одновременно с педагогической работой А.Е.Кулаковский занимался собиранием материалов по устному народному творчеству, языку и верованиям якутов. Он много путешествовал, объездил почти все улусы Якутской области. Им руководило патриотическое желание сохранить для науки и потомков памятники духовной культуры родного народа /196. С. 62/.

А.Е.Кулаковский во время путешествий собирал исторические предания якутов. Много преданий в его записи остаются неопубликованными. Так, в рукописном фонде хранятся записи о кангаласском родоначальнике Тыгыне, таттинских силачах Модьу-каан и Типикээн, амгинском Омоллооне, о шамане Кэрэкээн. Имеются также и записи северных сказаний о хосунах Урэн, Укээбил, Саапка Хопуун, девушке-хосуне Булунъаан ХоЬуун и др.1.

Несмотря на то, что с развитием общества устное народное творчество .все более сближается с художественной литературой, оно остается все время тесно связанным с бытом народа и выражает его взгляды, идеалы и стремления. Именно поэтому поэтическое творчество народа может многое дать для изучения его прошлого, настоящего и будущего. Порой же и оно является единственным свидетельством существования у изучаемого народа в прошлом таких представлений, которые по другим источникам установить невозможно. Прошлое представляет большой интерес не только само по себе, но и тем, что дает возможность понять и объяснить настоящее.

Несомненно интерес в этом аспекте представляет известный богатырский эпос народа саха - ОЛОНХО /12; 40; 112; 117; 198 и ДР-А

Олонхо - ценнейший памятник духовной культуры якутского народа. Он выражает мечты и идеалы якутов, отображает их жизнь и борьбу.

Борьба за родную землю, за существование своего народа порождала патриотический порыв у сказителей (олонхосутов) и способствовала красочному прославлению ими подвигов древних богатырей.

Воспевание цветущей земли, вечного солнца, свободы и мужества людей легло в основу героического эпоса олонхо. Поэтому он воплотил в себе надежды и чаяния народа, стремившегося к счастливой жизни /161/.

Олонхо - любимо якутским народом. Отличаясь обилием сюжетов и мотивов, монументальностью образов, совершенством поэтических форм и богатством языка, олонхо является не только национальным достоянием якутов, но и может быть поставлено в ряд таких произведений мирового эпоса, как греческие "Илиада" и "Одиссея", русские былины, киргизский, "Манас", армянский "Богатыри Сасуна" (известный русскому читателю под названием "Давид Сасунский"), карело-финская "Калевала" и др. /117. С. 5/.

Олонхо представляет собой большую эпическую поэму о героических подвигах древних богатырей. Богатыри племени "айыы аймака", - положительные герои олонхо, - рисуются как борцы против зла и насилия, за торжество добра. Их богатырские подвиги направлены против бед и чудовищ, угрожающих их народу, им самим. Они не стремятся к захвату чужого имущества и к власти над людьми, а напротив, хотят им счастья и радостей жизни.

В героическом устном народном эпосе - олонхо - запечатлен ряд педагогических идей, совокупность которых и представляет собой якутскую народную педагогику. Изучение содержания исторического памятника духовной и материальной культуры якутского народа - олонхо - показывает, что якуты неустанно стремились воспитать подрастающее поколение здоровым, сильным и развитым. Во многих произведениях якутского героического эпоеа большое внимание обращается на воспитание физически закаленных, умственно развитых и нравственно устойчивых людей. С малых лет дети тренировались прыгать, бороться, преодолевать естественные преграды, стрелять и охотиться /8. С. 156; 10/.

Особенности национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания

С течением времени народная мудрость стала подмечать положительные воздействия увлечения мужчин единоборствами, что постепенно привело к тому, что они (единоборства) стали упражнениями. В процессе многих столетий народ саха вырабатывал определенные действия и правила состязаний, которые постоянно нередавались и совершенствовались из поколения в поколение. В ходе совершенствования изобретались новые приемы, хитрости и уловки борьбы, которые передавались молодежи не только в виде рассказов настоящих хапсагаистов, но и в виде их рукописей.

Народ саха мудро сохранил уникальный вид единоборства -"хапса$ай'\ так как видит в нем средство для достойного воспитания подрастающего поколения. Являясь любимым видом единоборства, "хапсадай" характеризуется тем, что она располагает разнообразными приемами и доступна широким массам.

Чтобы правильно понять и освоить технику единоборства "хапсавдЙ", нужно вначале получить точное представление о спортивной схватке хапсагаистов, в которой эта техника будет находить свое конкретное применение.

Ребенка, нареченного быть воином (боотуром - богатырем), учили увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями; потом, когда он подрастал, пускали в него деревянные стрелы с заостренными кончиками, а позже - настоящими стрелами. Когда юноше исполнялось 18 лет, он должен был стрелой попасть в лошадиную бабку, поставленную на очень большом расстоянии. Затем на него нападал воин с оголенной пальмой (вид боевого оружия). Юноша должен был увертываться от ударов и не дать себя поранить. Возмужавшего юношу после соответствующих испытаний считали настоящим боотуром. Участие в состязаниях по борьбе означало для молодых людей достижение зрелости. И только затем обучали премудростям национального вида единоборства -"хапса5ай"/210. С. 29 ~ 30/.

Состязания по "хапсагаю" (хапсавай) проходят на поляне. В древности исход схватки оценивался согласно устным народным правилам, основанным на изучении природы /221/. Устные народные правила состязаний по национальному единоборству "хапсадай" сводятся к следующему:

1. Схватка ведется хапсагаистами обязательно, стоя на ногах, касаясь земли только ступнями ног.

2. В состязаниях побеждает тот хапсагаист, который устояв на ступнях ног, заставил соперника коснуться земли любой частью тела. 3. Разрешены все действия с помощью рук и ног,

В старину хапсагаисты выступали раздетыми до пояса, без обуви и до начала схватки они друг друга не видели. Хапсагаистов из урасы (берестяной чум) выводили, закрыв замшевой кожей (покрывало из выделанной кожи). Перед началом схватки хапсагаисты становились на противоположных сторонах круга. Судья приглашал их на середину ковра и сбрасывал покрывала. Схватка начиналась.

Цель схватки - научиться устоять на ногах. Основные различия национального единоборства "хапсаЕдЙ" от других видов единоборств отражены в правилах ведения состязаний /221/. Современные правила "хапсагая" (хапсавай) сводятся к следующему:

1) Состязания ведутся только в стойке.

2) Победа в состязании присуждается борггу-хапсагаисту, заставившему противника коснуться земли (ковра) любой частью тела, кроме ступней ног.

3) В состязании не присуждается победа за явным преимуществом и технически чистая победа.

4) Разрешаются все приемы с захватом за любую часть тела, в том числе и за ноги.

5) Запрещаются лишь захваты за пальцы рук и ног. Примечание Д.П.Коркина: В национальном спортивном единоборстве "хапсагай" (хапсадай) отсутствует партерная борьба, борьба на коленях; фиксация после проведенного броска (технического действия1) не требует дожимания партнера /226/. Правила ведения схватки "хапсавай" явились отражением технико-тактических особенностей этого вида единоборства и влияют на формирование особенностей для дальнейшего развития техники и тактики "хапсагая" (хапсагай).

Техника единоборства "хапсавдй" складывается из техники борьбы стоя. Эта техника содержит основные приемы, дающие победу, а также различные действия, которые сами хотя и не приносят победы, но облегчают ее завоевание или затрудняют достижение победы противником. В древности различали два типа хапсагаи-стов:

1. Ловкие, быстрые хапсагаисты, обладающие природным мышечным чутьем (чувством ) и скоростной (быстрой1) реакцией. Как правило, такие хапсагаисты владеют всеми тонкостями технических действий, приемов; умеют проводить серии обманных движений и комбинации приемов; тактически хитроумны.

2. Хапсагаисты силового уклона - кряжистые, с хорошей устойчивостью. Владеющие техникой надежного захвата, они умеют противопоставить ловкости и быстроте соперника силовой напор.

В настоящее время появились борцы-халсагаисты, составляющие третий тип, - более спокойные, достаточно устойчивые, - уточнение автора. физически развитые, но не обладающие высокой скоростью действий.

В основе их мастерства сочетаются технические арсеналы приемов из вольной борьбы и национального единоборства "хапсавай" /226/. -

Не каждый специалист, владеющий технико-тактической подготовкой другого вида единоборств, может хорошо состязаться по "хапсагаю" (хапсаай). Умение состязаться по национальному единоборству "хапсаай" требует особого мастерства. В этом виде единоборства в состязаниях обманные движения, финты внезапно сменяются молниеносной и скоротечной атакой, поэтому часты осторожные (неожиданные) крушения соперников друг возле друга.

Стойка хапсагаиста - это такое положение боевой готовности, при котором хапсагаист стоит на ногах, касаясь земли только ступнями ног.

Стойка хапсагаиста имеет много общего с боевыми стойками различных национальных единоборств народов мира. Однако есть и существенные отличия, которые отражают индивидуальные особенности саха.

Стойка хапсагаиста должна быть устойчивой, подвижной и одновременно с этим удобной для нападения и защиты. Решающее значение в стойке имеет правильная постановка ног и положение туловища. Положение и перестановка ног обеспечивает крайне важное условие в схватке - устойчивость и безопасность маневрирования по земле (по ковру). Величина площади опоры зависит от индивидуальных особенностей хапсагаиста и прежде всего от дли» ны его ног. Ноги хапсагаиста, как правило, ставятся плотно на землю (на ковбр) и расставлены шире, чем у борца вольного стиля, так как это увеличивает устойчивость, как своеобразный элемент пассивной защиты /226/.

В большинстве случаев, особенно, в «старом хапсагае», ноги хапсагаиста должны быть почти выпрямлены в коленях, но не напряжены, а плечи опущены низко. Туловище держится почти прямо, так как при слишком наклоненном вперед туловище затрудняется использование ног в процессе схватки: они слишком удалены от противника; кроме того, при слишком наклоненном туловище труднее сохранять равновесие. Такая стойка наиболее устойчива, т.к. проекция центра тяжести тела располагается близко к площади опоры, она является наиболее удобным положением хапсагаиста для проведения приемов. Но в то же время, данная стойка удобна и для атакующего.

Увеличивать устойчивость путем понижения центра тяжести тела сгибанием ног, борцу-хапсагаисту невыгодно, так как это соз-дает противнику возможность посадить его на ягодицы, или сбить на колени, а главное - сковывает атакующие действия и уменьшает достигаемость противника.

При жестких правилах состязаний по "хапсагаю" (хапса^ай) большое значение имеет нападение, защита - малоэффективна. Поэтому стойка хапсагаиста исходит именно из настроенности на атаку, из активных действий, основанных на опережение противника.

Атака в этом виде единоборств часто начинается и завершается взрывными движениями. Продолжительность, взрывной характер и резкость атак обусловлены следующими факторами:

1. Атака производится из положения "вне захвата". 2. "Краткостью" технических действий1.

Все приемы национального спортивного единоборства "хапсаай" выполняются только в стойке. Приемы единоборства "хапсаь;ай" являются одним из основных предметов для научного изучения, а также центральным, наиболее важным звеном основных технических действий хапсагаиста. Поэтому своеобразные приемы уникального единоборства "хапсащай" должны быть описаны и классифицированы. Это будет содействовать сознательному протеканию учебного процесса.

Своеобразные приемы национального единоборства "хапсадай", имея общую основу с приемами других единоборств народов мира, отличаются внутренним содержанием и техникой выполнения.

Развитие качеств личности хапсагаиста на основе техники и тактики национального спортивного единоборства "хапсадай"

Национальный вид единоборства - "xancagaS" развивался стихийно, технически и тактически совершенствовалось в атмосфере высокого национального подъема в условиях состязаний, непосредственно в боевых ситуациях /220/. Хапсагаист начинал изучать борьбу практически со схватки, в единоборстве. Поэтому шло слитное обучение техническим приемам и тактике.

Хапсагаисты перенимали опыт друг у друга в ходе состязаний, брали на вооружение те приемы, действия, которые нравились и подходили им в силу природных и физических качеств. Новые приемы разучивались сразу и оттачивались (совершенствовались1) далее уже в состязаниях. Большей частью совершенствование приемов, действий происходило при полном сопротивлении противника и максимальной мобилизованности внимания хапсагаиста /224/.

Но есть сведения, что к традиционным ежегодным праздникам или встречам с известными, прославленными хапсагаистами готовились задолго, специально подбирали и оттачивали (совершенствовали ) приемы, но это не является характерным для широкого круга борцов-хапсагаистов.

Техническая подготовка борца-хапсагаиста осуществляется в процессе обучения и тренировки путем изучения технических действий единоборства "хапсадай" и их совершенствования.

Известно, что борец-хапсагаист, обладающий большим количеством технических действий в схватке, доведенных до совершенства, сможет устоять на ногах и добиться превосходства над соперником. Поэтому с особым вниманием в педагогическом процессе следует прививать занимающимся умение пользоваться возможно большим количеством изученных приемов, защит, контрприемов и комбинаций непосредственно в борьбе (в схватках) /224/,

Под техникой единоборства "хапсадай" следует понимать определенную совокупность навыков и основных технических действий хапсагаиста. Сущность техники национального спортивного единоборства "хапсадай" заключается в наиболее полном использовании двигательных возможностей человека, для решения конкретных задач, одной из которых является победа в состязаниях.

Знать технику - это значит понимать внутреннюю особенность любого технического действия, уметь анализировать и правильно оценить его как средство не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека.

Техника единоборства "хапсадай" разнообразна и требует от хапсагаиста тонкого мастерства.

Специфика правил состязаний по "хапсагаю" (хапсадай) диктует развитие характерных технических действий. Существуют и применяются своеобразно такие технические действия, как например: нырки; проходы в ноги наклоном; подсечки; отхваты рукой и ногой; рывки руками (как самостоятельные технические действия); сбивание с различными захватами ноги, "суставных узлов" (группа сбиваний "тургэн" ). Иногда они проводятся в сочетании с переводами, рывками за руки /222/.

При выполнении ряда технических действий единоборства "хапсадай" основную работу выполняют ноги. Хапсагаисты ведут единоборство с большой нагрузкой на ноги. При бросках он должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли (от ковра). Броски в "хапсагае" (хапсадай) на вид просты, но для их эффективного проведения нужен тонкий расчет, цепкость и высокая скорость проведения приема.

Техника единоборства "хапсавай" складывается из техники борьбы стоя, в основном, из положения вне захвата. Эта техника состоит из логически обусловленных особенностями единоборства приемов и "полуприемов", а также различных действий, которые сами хотя и не приносят победу, но облегчают ее завоевание или затрудняют достижение победы противником. Соотношение "полуприемов" и приемов в национальном спортивном единоборстве "хапсаззай" количественно больше в сторону "полуприемов". В "хапсагае" (хапсадай) часто достаточно провести "полуприемов", чтобы достичь эффекта - победы /226/.

Своеобразие технических действий в национальном спортивном единоборстве "хапсавай" /226/:

1. Приемы, "полуприемы", технические действия выполняются в "одно касание".

2. Чтобы провести прием и добиться победы достаточно применить однократное физическое "взрывное" усилие. - в переводе с языка саха буквально - "скорость".

3. Отсутствие фиксации соперника после выполненного технического действия, приема, "полуприема",

4. Так как нет крепкой фиксации захвата при выполнении технического действия, то в острых ситуациях, схватка - скоротечна.

5. В связи со скоротечностью схватки в острых ситуациях применение приемов защиты и контрприемов ограничено во времени и могут быть эффективно применены только при высоком уровне технической отработанности приемов и высокой скорости их проведения.

Главной специфической особенностью этого единоборства является ведение схватки с свободными захватами. Именно технические действия, броски с свободными захватами, отсутствие длительных силовых усилий, необходимость кратковременных силовых усилий "взрывного" характера определяют остроту, "краткость" проведения приемов и "полуприемов".

Продолжительность, взрывной характер и резкость при выполнении приема зависят от мастерства, психологических, физических и природных возможностей конкретного исполнителя технических действий, а также - от степени сопротивления, мастерства атакуемого и выгодности углов нападения - атаки /226/.

- В связи с тем, что в национальном спортивном единоборстве "хапсагай" ("хапсадай") нет плотной фиксации после выполнения технического действия, а первая и вторая части приема - "вход в прием", "отрыв" - выполняются короче, мгновенно, без задержки, то в целом, технический прием проводится очень быстро. (Примечание автора).

По положениям, которые объективно существуют в процессе единоборства в сложных условиях (ситуациях), техническое вооружение национальных единоборств можно делить на опорные и безопорные состояния.

В единоборстве "хапсаі>ай" почти все положения безопор-лые. Безопорность - это такое положение, когда при проведении хапсагаистом технического действия соперник моментально теряет все точки опоры. Результативность технических действий с дальней дистанции намного выше, чем при борьбе в полном захвате.

При проведении любых атакующих, защитных или контратакующих действий в национальном спортивном единоборстве "хапсавдй" степень риска проиграть очень высока, так как при проведении этих приемов имеется большая возможность потерять опору ног. В следствии этого, все технические действия выполняются также своеобразно при сохранении высокого положения центра тяжести тела и без плотного соприкосновения с корпусом тела соперника; не опираясь в схватке на него, так как это может быть моментально использовано противником /226/.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай"