Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Яковлева Анастасия Николаевна

Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия))
<
Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия))
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яковлева Анастасия Николаевна. Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2002 417 c. РГБ ОД, 71:02-13/290-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе 17

1.2. Общая характеристика основных институтов социализации 38

1.3. Этнические аспекты социализации молодежи 45

1.4. Этнос саха как педагогическая система 48

1.5. Современная социокультурная ситуация в регионе и проблемы социализации школьников и студентов 81

1.6. Этнопедагогичсская концепция социализации 94

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Общая организация и эмпирическая база исследования 106

2.2. Региональная программа этнической социализации личности 109

2.3. Критерии и методы оценки эффективности экспериментальной этнопедагогической системы социализации молодежи в регионе 115

2.4. Методы математической обработки эмпирических данных 123

Глава 3. Семья как первоначальный институт социализации

3.1. Взаимоотношения в семье как фактор социализации в ней ребенка .126

3.2. Традиционная система социализации детей в якутской семье 136

3.3. Современные тенденции в развитии сельской семьи 160

3.4. Анализ взаимоотношений родителей как условия социализации личности 173

Глава 4, Этническая социализация личности в современной национальной общеобразовательной школе

4.1. Особенности изменений в современной школе и их влияние на этническую социализацию 206

4.2. Роль школы в возрождении традиций якутского села и активизации этнической социализации учащихся 224

4.3. Оценка уровня социализированности современного школьника 241

Глава 5. Социализация студентов в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе

5.1. Роль вуза в этнической социализации студентов 259

5.2. Оптимизация этнической социализации студентов в системе высшего образования 268

5.3. Усвоение студентами национальной культуры в процессе обучения их в вузе 279

Глава 6. Основные направления совершенствования процесса социализации школьников и студентов

6.1. Совершенствование этнопедагогической системы социализации 309

6.2. Пути повышения культуры межнациональных отношений 321

Заключение 330

Список использованной литературы 352

Приложение 381

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется возрастающей потребностью общества в формировании социально ответственной, активной личности во все более усложняющихся формах общественной жизни, а также стремлением обеспечить управляемость влияния факторов социализации на личность. Известно, что личность формируется в процессе социализации и воспитания. В условиях, когда общество оказалось неподготовленным к воспитанию в изменившихся условиях, процесс социализации, изучение ее факторов и условий приобретает первостепенное значение.

Время перемен требует продуманного анализа и оценки процесса социализации человека в новой социально-экономической среде. Влияние разнообразных факторов и условий на процесс социализации превращает его в сложное и противоречивое явление современной жизни. Изменения, происходящие в нашей стране, несомненно, влияют на процесс социализации личности в новых политических, социально-экономических условиях. Факторы социализации и возникающая под их влиянием система отношений к окружающему миру не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Поэтому процесс социализации на разных возрастных этапах требует глубокого анализа и систематизации. В связи с этим, на наш взгляд, требуют изучения факторы, влияющие на процесс социализации школьников и студентов, так как им предстоит не только адаптироваться к новым условиям, но и занять активную позитивную позицию в обществе.

Исследователями выделяется такая сторона социализации, как этническая (З.Т.Гасанов, Р.Н.Мусина и др.). Для осознания себя представителем этноса особое значение имеет социализация человека. Изучение процесса социализации до 90-х годов прошедшего столетия редко проводились с учетом этнокультурных различий. В современных условиях переустройства жизни, как и во всей России, так и в Якутии произошли огромные изменения в сфере политики, экономики, образования и культуры. Переход к рыночной экономике, возрождение национальных культур и другие изменения, безусловно, оказывают влияние на процесс социализации и социально-психологической адаптации детей и молодежи. Особенностью современной социокультурной ситуации является интенсивный процесс этншации -социализации и индивидуализации личности в этносе, возрождение национальных культур и рост национального самосознания народов. В этих условиях важно и необходимо изучать процессы социализации личности в этносе. Этническая социализация включает в себя социализацию в семье, национальной школе, в этнической общности, самоопределение и саморазвитие личности в этносе. В изменяющемся обществе не должны быть утрачены духовные идеалы, нравственные ценности, народные традиции.

В структуре социальной среды в нашем обществе основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа. Перемены, происходящие в наше время в системе образования России и Якутии, затрагивают так же и основные институты социализации. Особую значимость в социализации ребенка приобретают процессы, происходящие в современной семье, разнообразие типов школ и программ, повышение самостоятельности школ и детских дошкольных учреждений, увеличение доли регионального компонента в педагогическом процессе, что диктует необходимость изучения их влияния на личность ребенка.

В условиях современной высшей школы проблема социализации личности также приобретает особую значимость. В вузе продолжается процесс социализации личности, а также изменяются его задачи. Вуз -институт социализации, передающий не только профессиональные знания, но развивающий и воспроизводящий особый культурный слой общества. От успешной социализации студента в вузе зависит не только формирование его личности, но и многие процессы, происходящие в обществе, в частности, этнокультурные процессы. В регионе в развитии системы непрерывного образования высшей школе отводится ведущая роль. В данных обстоятельствах повышается проблема преемственности процесса социализации школьников и студентов. В условиях, когда образование в республике признано общенациональным приоритетом, должна быть обеспечена преемственность воспитательных систем школы и вуза.

Процесс присвоения человеком социального опыта всегда привлекал внимание исследователей различных наук. В исследованиях отечественных и зарубежных исследователей - представителей различных отраслей наук достаточно широко раскрываются условия, глубинные процессы социализации.

Вместе с тем изучение литературы показывает, что недостаточно разработаны проблемы, связанные с социализацией личности в изменившихся социально-экономических условиях. Все еще недостаточно изучена роль современных институтов социализации в формировании личности, которые также за последнее время претерпели изменения.

Таким образом, изучение условий и факторов социализации школьников и студентов в настоящее время является актуальной научно-практической задачей.

Цель исследования состоит в изучении факторов и условий, влияющих на процесс социализации школьников и студентов в современных условиях; поиске путей совершенствования процесса социализации.

Объект исследования - процесс социализации школьников и студентов.

Предметом исследования являются этнопедагогические особенности социализации школьников и студентов.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что учет этнических факторов в организованных (институциональных) формах социализации будет способствовать повышению ее эффективности. Частные гипотезы сводятся к следующему:

Можно предположить, что в настоящее время этническая социализация якутских школьников и студентов определяется ролью сельской семьи; особенностями современных изменений национальной школы, регионального вуза; развитием на основе современных этнокультурных процессов преемственности социализации в семье, школе, вузе.

Вероятно, одной из основных особенностей, характеризующих воспитательное поведение этноса саха как педагогической системы, будет то, что ведущим фактором социализации и воспитания являлись сложившиеся в народе традиционные взаимоотношения.

3. Можно допустить, что интеграция воспитательных сил школы, окружающей среды и семьи на основе возрождения традиций социализации и воспитания в народе, восстановления элементов этнопедагогической системы будет способствовать оптимизации развития ценностных ориентации школьников, созданию реальных условий для совершенствования социализации и воспитания школьников.

Возможно существование связи между социализированностью школьников и студентов и родительскими отношениями.

Можно ожидать, что внедренные в республике концепции, программы, результаты научных исследований по возрождению национальной культуры способствуют активизации этнопедагогической системы.

Основные задачи исследования:

Дать анализ с учетом изменения социокультурной ситуации развития личности различных теоретических подходов к исследованию социализации личности. Выявить научно-теоретическую, методологическую основу особенностей этнической социализации в контексте современных этнокультурных процессов.

Разработать концепцию, раскрывающую особенности социализации школьников и студентов в современных условиях.

Дать характеристику этноса саха как педагогической системы.

Установить критерии и уровни социализированности школьников и студентов.

Выявить типы родительских отношений в семьях школьников и студентов с различным уровнем социализированности.

Определить факторы, влияющие на этническую социализацию личности в современных условиях.

7. Установить роль институтов социализации в этнической социализации.

Методологическую основу исследования составили идеи отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов об общественной природе человека, условиях и факторах развития его личности; комплексный и системный подход к исследованиям в области психологии и педагогики и управления педагогическими системами (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, В.А.Якунин).

Теоретическую базу исследования образовали исследования отечественных и зарубежных авторов: - теория Л.С.Выготского о культурно-исторической обусловленности развития психики; педагогическая антропология и теория человекознания (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, и др.); теории социализации (А.Адлер, Г.М.Андреева, И.С.Кон, М.Мид, Б.Д.Парыгин, З.Фрейд, Г.Г.Шпет, Э.Эриксон, К.Юнг); педагогические концепции социализации (В.Г.Бочарова, З.Т.Гасанов, Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, Л.Н.Новикова, Г.Н.Филонов и др.); теория этнической педагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова, Ш.А.Мирзоев, В.С.Мухина, Б.Н.Попов, Г.А.Станчинский, и др.); теоретические представления в области этнической психологии (Ю.В.Арутюнян, А.О.Бороноев, Ю.В.Бромлей, Л.М.Дробижева, И.С.Кон, В.Н.Куницына, А.П.Оконешникова).

В соответствии с поставленной целью и конкретными задачами мы использовали комплекс разнообразных методов. В качестве основного способа организации исследования выступал сравнительный метод, позволивший анализировать и обобщить собранный материал. Для решения поставленных задач был применен целый ряд эмпирических методов: педагогический эксперимент в его констатирующем и формирующем вариантах; диагностические методы: наблюдение, анкета, опросник, беседа, интервью, сочинения школьников и студентов; метод незавершенных предложений, методика изучения системы отношений в ближайшей социальной среде, биографический метод. Количественная обработка эмпирических данных производилась с помощью уровнего и корреляционного анализов.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечиваются строгим определением предметной области и задач исследования, обстоятельностью теоретического анализа, корректностью понятийного аппарата исследования, применением разнообразных эмпирических методов исследования и продолжительностью констатирующего эксперимента (более 10 лет), критическим анализом литературных источников из разных областей знания, практической применимостью полученных результатов в различных педагогических системах (семья, школа, вуз), установленной эффективностью их внедрения, а также репрезентативными выборками лиц, привлеченных к исследованию. Всего на разных этапах исследования в нем приняли участие 814 школьников, 678 родителей, а также 87 детей дошкольного возраста из 10 сел 4 улусов: Мегино-Кангаласского, Намского, Вилюйского, Сунтарского; 435 студентов Якутского госуниверситета. При проведении сравнительного анализа также использовались материалы исследований, проведенных в республике А.Г.Корниловой, Н.Д.Неустроевым, А.В.Мордовской и др., и касающихся проблем, рассматриваемых в работе.

Общей концептуальной основой исследования является подход к этнической социализации как к системе приобщения индивида к этническому опыту, в которой центральное место отводится организованным влияниям этнической среды, повышению этнопедагогического потенциала институциональных форм социализации. Этническая социализация в условиях утраты национальной культуры, изменения этнической среды возможна при организации педагогического процесса в этносе. В педагогических аспектах деятельности общества ведущим направлением является развитие личности. Решающая роль в данном процессе принадлежит возрождению и развитию элементов и функций этнопедагогическоЙ системы, соответствующих современности, включению их в организованные формы социализации, развитию механизмов, передающих этнопедагогическую культуру и обеспечивающих преемственность связей между институтами социализации. Имея в виду активный характер социализации, этническая социализация рассматривается как развитие растущей личности в процессе приобщения к возрождению и развитию этнической культуры.

При этом мы исходили из следующих положений, выносимых на защиту:

Основным положением в подходе к рассмотрению этнической социализации в условиях утраты многих традиций национальной культуры является признание ведущей роли педагогических факторов в социализации личности в этносе: учета этнических факторов в социальных институтах; этнопедагогизации среды; организованного педагогического процесса в этносе.

Ведущая роль институциональных форм этнической социализации школьников и студентов предусматривает возрождение и развитие этнопедагогической системы народа. Преобладание в настоящее время в подходе к этнической социализации использования отдельных идей этнопедагогики без изучения современных тенденций в основных социальных институтах препятствует созданию реальных условий для совершенствования социализации и воспитания личности. Только целостный, системный подход в исследовании этнической социализации, предусматривающий анализ и учет современных тенденций семьи, национальной школы, регионального вуза, теоретической и практической деятельности в регионе по возрождению традиций народного воспитания способствует раскрытию возможностей субъектов социализации, оптимизации этнопедагогической системы, повышению воспитательного потенциала этноса. Реальным фактором создания целостности процесса социализации и воспитания является интеграция школы и народной общины (туолбэ). Превращение туолбэ в активную, влиятельную среду возможно на основе знания современных тенденций основных субъектов ][ этнической социализации, изменений в них, возможностей повышения их воспитательного потенциала.

3. Возрождение этнопедагогической системы требует реконструкции традиционных взаимоотношений в этносе. При рассмотрении субъекта этнической социализации этнос саха представлен не только как совокупность людей, но и отношений, сформировавшихся в суровых природно-климатических и определенных историко-культурных условиях, и определявших социализацию и воспитание в этносе. В обосновании этноса саха как педагогической системы характеристикой этноса как субъекта социализации и воспитания являются национально- психологические особенности, среди которых сложившиеся в народе традиционные взаимоотношения, основывающиеся на коллективистических началах, определяют формирование личности.

4. Положение о зависимости социализации личности от отношения родителей к ребенку позволяет раскрыть роль взаимоотношения родителей и детей в социализации личности.

Как было сказано выше, возрождение и развитие элементов этнопедагогической системы способствует активизации этнической социализации. Следовательно, в современной якутской семье как основном элементе этнопедагогической системы, в которой изменение родительского отношения ведет к затруднениям детей в процессе их социализации, приоритетными будут являться традиционные отношения родителей к детям. В семье как основном институте социализации должны быть учтены факторы, определявшие традиционную систему социализацию детей, среди которых решающая роль принадлежала взаимоотношению родителей и детей.

Если длительное время процесс социализации в национальной школе протекал без учета этнических факторов, то в настоящее время развитие сочетания социальных и этнических факторов является основой социализации личности в школе, неотъемлемой частью которой стала этническая социализация.

7. Очень важным в рассмотрении этнической социализации является подход, расширяющий ее цели и задачи. В нашей стране в условиях метаэтническоЙ общности россиян велика значимость межэтнической социализации. В условиях мононациональной сельской местности наряду с приобщением детей к родной культуре должно идти формирование готовности к межэтническим отношениям, культуры межнациональных отношений.

8. Внедрение концепций, программ, результатов научных исследований в республике по активизации этнической социализации и воспитания детей школьного возраста способствовали переводу школьника из объекта в субъект социализации. Дети школьного возраста сами становятся носителями знаний о национальной культуре, участвуют в возрождении этнических традиций, что способствует их успешной социализации.

9. В условиях возрождаемой национальной культуры, активизации процесса этнической социализации создаются условия для развития преемственности традиций социализации и воспитания в семье, школе, вузе, совместной взаимосвязанной деятельности всех субъектов этнической социализации, требующей организации и управления.

Научная новизна исследования. Совокупность полученных в нем результатов содержит решение крупной научной проблемы этнической социализации школьников и студентов в современных условиях Якутии.

В работе определены этнопедагогические основы социализации школьников и студентов в современных условиях. В концептуальном плане новым является подход к рассмотрению этнической социализации, предполагающий ее рассмотрение в контексте современных этнокультурных процессов, а также в сравнении их с традиционными ценностями народа саха.

К научной новизне относятся факты и закономерности, раскрывающие отношения родителей к детям в современных условиях, влияющие на социализацию школьников и студентов,

В диссетации обоснован системно-генетический подход к выявлению факторов и условий этнической социализации: проведены анализ и сравнение этнопедагогическои системы народа в прошлом и настоящем, выявлены соответствующие современности ценности и традиции, влияющие на социализацию и воспитание, установлены основные направления развития этнопедагогическои системы народа саха как основы социализации и воспитания. Автором разработана концепция единства этнической и межэтнической социализации школьников и студентов в современных условиях; выявлены особенности социализации школьников и студентов в современных условиях; установлена преемственность социализации в семье, школе, вузе и перспективы ее развития на основе возрождения национальной культуры.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она имеет значение для последующего развития теоретических понятий в области этнической педагогики, воспитания в народе, прежде всего в разработке механизмов преемственности в процессе социализации и воспитания в народе, координации влияний семьи, школы, вуза на социализацию. Особую теоретическую значимость исследование имеет для реализации единства этнической и межэтнической социализации в воспитательном процессе народов России. Диссертационное исследование вносит существенный вклад в теорию воспитания, способствует дальнейшим исследованиям в области народной педагогики. Предлагаемая автором концепция социализации открывает дополнительные возможности для проведения новых исследований теоретического, эмпирического и прикладного характера.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы, как в научных, так и в практических целях, Данные исследования могут использоваться как в реальной воспитательной работе со школьниками и студентами, так и в системе профессиональной подготовки специалистов, в частности, педагогов, социальных педагогов и социальных работников, психологов, преподавателей вузов. Разработанные методологические подходы и методы эмпирического исследования социализации и воспитания школьников и студентов могут быть включены частично или полностью в новые исследовательские программы в области этнической и социальной педагогики. Разработанный автором научно-практический инструментарий может быть использован как в научно-исследовательских целях изучения этнической среды и социализированное личности, так и в практике обучения студентов педагогических специальностей. Концептуальные основы исследования позволяют проектировать этническую среду как этнопедагогическую систему, что будет способствовать оптимизации процесса социализации индивида в народе. Выводы диссертации и полученные результаты могут быть использованы в деле совершенствования процессов этнической и межэтнической социализации детей и молодежи в Якутии.

Апробация и внедрение результатов исследования^ Исследование осуществлялось в рамках: НИР, проводимой педагогическим институтом Якутского госуниверситета, республиканской программы «Эркээйи» - движения в Якутии за возрождение и развитие этнопедагогической системы народа саха, начавшейся с 1991 г.; направления «Социальная среда и становление личности» Первой Саха-Российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)», одной из задач которой было выявление результатов внедренных концепций, программ, в целом эффективности обновляемой этнопедагогической системы. Основные положения исследования обсуждались: на научной конференции «Культура малочисленных народов России в евразийской цивилизации: взаимодействие и взаимовлияние» (Санкт-Петербург, 1996); на втором совещании организаторов и участников Саха-Российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)» (Санкт-Петербург, 1996); на республиканской научно-практической конференции «Опытно-экспериментальная работа: поиски, решения, находки» (Якутск, 1996); на научно-методических конференциях ЯГУ (Якутск, 1997-2000) и межвузовской республиканской конференции (Якутск, 2001); на региональных научных и научно-методических конференциях (Владивосток, 2000, 2001); на заседании секции сессии Академии Акмеологических наук (Санкт-Петербург, 2001); на научно-практической конференции «Образование и психология» (Санкт-Петербург, 2001).

Результаты исследования использовались в деятельности автора в качестве руководителя экспериментальной площадки "Эркээйи" в сельской местности (1993-1997 г.г.), в консультативной работе с социальными педагогами, родителями и школьниками. По результатам научной экспедиции разработаны рекомендации для родителей, работников образования улусов, в которых проводилось исследование, по направлению "Социальная среда и становление личности" (в соавторстве с Н.М.Мельниковой, 1998 г.).

Разработанные автором учебные пособия, методические рекомендации: "Семья и вопросы воспитания детей", "Влияние взаимоотношений родителей и детей на воспитанность младших

16 школьников" и др, используются в учебно-воспитательном процессе Якутского госуниверситета.

По инициативе автора в ЯГУ открыт Центр психологической помощи студентам (1999 г.), работа которого направлена на разрешение проблем социализации и адаптации студентов младших курсов.

Структура диссертации. Содержание диссертации изложено на 417 страницах машинописного текста и представлено введением, шестью главами, заключением, библиографией, практическими рекомендациями и приложением. В тскхте и приложениях представлены 16 таблиц и рисунков.

Проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе

Процесс вхождения человека в общество, в культуру всегда привлекал внимание исследователей различных отраслей наук. Развитие индивида во взаимодействии с обществом получил название социализации. Процесс социализации - один из граней интериоризации -присвоения личностью норм человеческой культуры (Л.С.Выготский). В научной литературе существуют различные методологические подходы к изучению социализации. Одними из первых исследовали процесс и способы социализации специалисты в области антропологии. М.Мид (166), Р.Бенедикт (340) и другие культурантропологи рассматривали процесс социализации в контексте передачи культурного наследия и соответствия поведения взрослых и детей социальным нормам. Причем, М.Мид считала, что родовой опыт семьи является одним из факторов формирования личности ребенка (166). В целом, антропологами было выявлено большое разнообразие факторов и условий процесса социализации в различных обществах. Заслуга антропологов состояла в установлении этнокультурных различий в процессе социализации. Этнокультурный фактор рассматривается как важнейшее условие социализации. В контексте данных исследований социализация определяется как процесс передачи культурного наследия, усвоение социальных норм, ценностей и образцов поведения. Но в этих концепциях человеку отводится пассивная роль в процессе его социализации. Он является скорее потребителем культуры, чем, ее субъектом.

В исследованиях социологов О.Конта (203), А.Кетле (350), Г.Спенсера (208), Ф.Гиддинс (344), Г.Тард, (280), Э.Дюркгейма (99) и других авторов главная роль в социализации индивида отводится обществу, абсолютизируется факт социальной детерминации личности процессов ее развития и формирования. Согласно концепции Э.Дюркгейма целостность и устойчивость системы обеспечивается приобщением индивидов к идеям коллективного сознания, их социальной интеграцией (295, с.228). Однако в направлении, так называемой понимающей социологией, первое место отводится индивиду (М.Вебер (55), Г.Зиммель (105) и др.)- В современной зарубежной социологической литературе прослеживаются различные методологические подходы к исследованию процесса социализации. Американские социологи Д.Креч, Р.Крачфилд, Л.Баллачей (351) и др. определяют социализацию как принятие личностью ценностей и норм, характерных для группы, значимой для нее. Согласно Н.Смелзер существует и несколько другой взгляд на социализацию как на «пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям» (262).

В целом, зарубежные социологи рассматривают социализацию как часть процесса становления личности, в которой формируются наиболее общие, устойчивые черты личности, проявляющиеся в деятельности, регулируемой ролевой структурой общества (Ю.Хабермас и др.) (347).

В психологии проблема социализации рассматривается с начала XX века. В различных направлениях науки существуют неодинаковые подходы к рассмотрению процесса социализации. Огромное влияние на формирование концепций социализации имел психоаналитический подход, в частности теория З.Фрейда (296). Исследования З.Фрейда выявляют определяющую роль детского опыта в развитии личности. Как считал З.Фрейд, отношение «ребенок-общество» - с самого начала является враждебными. Это определяет проблему включения ребенка в общество -проблему социализации личности.

В своих работах З.Фрейд предложил модель человеческой личности. Истоки поведения усматриваются в бессознательном - в «Оно». «Я» -инстанция, решающая о том, как действовать в той или иной обстановке. «Сверх-Я» является социальным регулятором поведения. Существует гетерохронность в возникновении данных трех уровней функционирования личности. «Оно» присутствует уже с рождения ребенка. «Я» появляется в результате проявления активности ребенка, направленных на удовлетворение его потребностей во взаимодействии с окружающими. Мере: несколько лет развивается «Сверх-Я» как носитель социальных ценностей и норм. С раннего возраста происходит усвоение ребенком многочисленных норм и правил поведения, предписывающих, что можно, что нельзя, что запрещается, и что одобряется. В процессе формирования личности складываются собственные нравственные представления, система ценностей. По З.Фрейду личность - это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил (296). Развитие личности определяется действием инстинктов. Высшая инстанция «Сверх-Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно». Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития «Оно», «Я», и «Сверх-Я» и их взаимодействиями.

Таким образом, в теории психоанализа З.Фрейда процесс социализации рассматривается как приобретение контроля над биологическими импульсами личностью с целью адаптации ее к окружающей среде.

Данная точка зрения была впоследствии пересмотрена его последователями, рассматривавшими в своих работах жизненный стиль и влияние культуры на процесс социализации человека (А.Адлер (1), А.Кардинер (349), Э.Эриксон (322) и др.). Основные принципы концепции А.Адлера: холизм (принцип целостности), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. (1). А.Адлер создал термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. К основным чертам здорового индивидуума А.Адлер относил конструктивное стремление к совершенству, сильное общественное чувство и кооперацию.

Э.Эриксон создал свою психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества (322). Э.Эриксон посвящает свои исследования в основном процессам социализации. Он проводил этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Выявив в разных культурах особый стиль материнства, Э.Эриксон подчеркивал, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. По Э.Эриксону, каждой стадии развития отвечают присущие данному обществу ожидания. Индивид может оправдывать эти ожидания, и тогда он включен в общество, либо не оправдывает и отвергается им. В соответствии с данными положениями Э.Эриксон вводит понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность». Для Э.Эриксона система, в которой развивается ребенок - широкая система социальных отношений: историческая реальность, отношения между членами семьи и социокультурной реальностью. По мнению Э.Эриксона, каждое общество вырабатывает собственные институты социализации, способствующие вхождению ребенка в общество.

Региональная программа этнической социализации личности

Региональную программу этнической социализации личности в условиях возрождения национальной культуры составили положения республиканской воспитательной программы «Эркээйи» (202), программы по внедрению Концепции обновления и развития национальных школ (102). Начиная с 1991 г., в регионе наряду с внедрением Концепции обновления и развития национальных школ, развернулась широкомасштабная деятельность по реализации программы «Эркээйи», объединившей ученых, учителей школ, преподавателей Якутского госуниверситета, педагогов внешкольных учреждений, социальных педагогов и др. Программа была создана коллективом в составе: А.П.Оконешникова (научный руководитель), Г.Н.Бурцев, В.И.Дмитриева, О.П.Иванова-Сидоркевич, З.П.Иванова, Т.М.Ильина, Ф.Н.Кузьмина, М.В.Максимова, П.А.Слепцов, и др. (202). Основополагающим стало положение программы о том, что возрождение и дальнейшее развитие культуры народа - задача и цель каждой семьи, каждого учреждения и организации. Основной целью программы явилась интеграция сил для создания благоприятного общественного климата для приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народа. В содержание программы входят разделы: «Основные принципы», «Содержание и методы воспитания и развития ребенка в семье», «Охрана и укрепление здоровья детей», «Воспитание норм морали», и др. Основными ринципами программы являются: народная педагогика - основа методов воспитания; ребенок - надежда и будущее семьи, рода и народа; лучшие стороны психологии народа - надежная основа развития ребенка; человек — дитя природы, природа - жилище человека и др. (207). Большое внимание уделяется возрождению народных традиций в семье, что достигается использованием следующих методов: изучение генеалогии, беседы о предках, наречение детей в их честь, постоянная связь с родственниками, применение пословиц в жизни семьи, помощь семьи престарелым, нуждающимся, семейное чтение художественной литературы, изучение жизни и творчества талантливых людей, передача в семье традиций гостеприимства, привитие культуры поведения в соответствии с нормами, принятыми в народе. Обучение родителей методам народной педагогики проводится через организацию занятий по философии народа, морали, изучению понятия родства, традиционным ремеслам. В то же время программа предусматривает приобщение детей к родной культуре в других институтах социализации, используя формы и методы, изложенные в разделах: «Дошкольный возраст», «Младший школьный возраст», «Старший школьный возраст». В содержание воспитания дошкольников включены знакомство с нормами отношений между людьми, знакомство с отражением в народных обычаях отношения людей к живой природе. В содержание раздела «Формы воспитательной работы», предназначенные для работы со школьниками, входят виды деятельности, касающиеся взаимоотношений человека и природы, обрядов и обычаев в области быта, языка и культуры народа; информационная и пропагандистская работа, воспитание чувства прекрасного, обучение народными мастерами школьников ремеслам, обучение нормам отношений между людьми и др. Итак, программа этнокультурного развития для детей различных возрастных периодов строится таким образом, что социализация осуществляется в системе взаимодействия с культурным наследием, в процессе усвоения этнокультурных и общечеловеческих ценностей. В целом, программа в действии явилась движением народа за возрождение и развитие этнопедагогической системы как совокупного субъекта социализации детей. В настоящее время для части школ республики программа «Эркээйи» является основополагающей в организации воспитательной работы.

Как известно, специальное обучение в процессе этнической социализации имело мало места до 90-х годов XX столетия. В регионе впервые с внедрением Концепции обновления и развития национальных школ, одним из основных принципов которой является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к духовным и нравственно-эстетическим ценностям в детских учреждениях, в национальных учебно-воспитательных заведениях, процесс этнической социализации стал происходить на основе специального обучения. До этого периода научение, передача этнического опыта происходили без обучения в школе, на основе опыта окружающих в этнической среде.

В ходе разработки данной Концепции было представлено несколько вариантов, в основе которых было стремление решить проблему сохранения и возрождения культурного наследия через развитие национальных школ. Представленные проекты (автор первой концепции: Е.П.Жирков; второй - В.С.Долгунов; третьей - К.В.Павлов в соавторстве с Л.Г\ Никифоровым) имели различия (49). Первая концепция основывалась на повышении статуса родного языка, на котором должно вестись обучение до окончания средней школы, затем должны были открыться отделения различных специальностей для обучения на родном языке в высшей школе. В основе концепции В.С.Долгунова лежат положения, касающиеся воспитания и развития личности, индивидуальности учащегося, как носителя духовной культуры народа (49). В третьей концепции во главу угла поставлена ориентация на трудовой опыт народа, традиционные виды народных промыслов (там же). Авторы сходны во мнении относительно функции, которая должна быть присуща национальной школе передаче нравственных традиций, опыта народа подрастающим поколениям, что предоставляет возможности для защиты личности от негативного воздействия чужеродных псевдокультурных факторов. На основе трех проектов и доработки Концепции Е.П.Жирковым, А.П.Оконешниковой и Т.И.Петровой в 1991 г. в республике была утверждена Концепция обновления и развития национальных школ, которая имеет 2 раздела: основные положения и принципы; общие основы разработки учебных планов, программ и учебников для национальных школ. Одним из основных положений явилось положение о родном языке: «Родной язык — основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной национальные и общечеловеческие культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. Одновременно он является реальной основой полноценного интернационального воспитания, которое будучи безнациональным, теряет смысл (102, с. 76).

Взаимоотношения в семье как фактор социализации в ней ребенка

Проблеме отношения к ребенку в семье в связи с его формированием придавалось большое значение и ранее. Так, П.Ф.Лесгафт анализируя причины возникновения отрицательных качеств у ребенка, подчеркивал: "Обыкновенно приписывают самому ребенку все замеченные у него неблагоприятные явления, говорят даже о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц" (144, с. 54), Неслучайно, что при классификации типов школьников П.Ф.Лесгафт исходит из качеств, привитых ребенку неправильным семейным воспитанием. Указывается на взаимосвязь между типом преобладающего воспитательного воздействия и характером развития личности ребенка.

В 30-х годах XX столетия вышли в свет исследования П. П. Блонского и Н.И.Озерецкого (31, 204). Авторы объясняли неуспеваемость школьника, его поведение наследственной и социальной обусловленностью (30).

Г.А.Фортунатов в работе "Трудные дети в семье и школе" пишет, что трудновоспитуемые дети - это вполне здоровые дети, и что именно в отношениях ребенка с окружающими людьми скрываются причины трудностей воспитания некоторых детей (295).

Влияние семейных взаимоотношений на поведение и личностные характеристики ребенка, проявляющиеся в общении раскрывается и в социально-психологических исследованиях (Н.Н.Обозов (198), В.И.Селиванов (253), А.Н.Ушатиков, Ю.А.Аргентов (291) и др.). В более широком контексте роль общения и межличностных отношений в развитии ребенка показывается в работах А.А.Бодалева, М.И.Лисиной и др. (33, 148) Основополагающее значение для работ, посвященных проблемам взаимоотношений и общения, имеют труды В.Н.Мясищева (180, 181). В.Н.Мясищев дал следующее определение отношениям: «Отношения человека представляют субъективную внутреннюю индивидуально-избирательную сторону его многообразных связей с различными сторонами деятельности и со всей действительностью в целом» (181, с. 84). Давая определение понятию «отношения», В.Н.Мясищев характеризовал их не как связи вообще, а как избирательные, активные положительные или отрицательные связи, которые в той или иной мере определяют поведение. В.Н.Мясищев указывал на взаимосвязь в отношении не просто разума, знаний и поведения, а переживания и поведения. «Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения» (180, с.97). Требуя целостного подхода к психике, В.Н.Мясищев указывал, что отношение, как ее центральное звено, нельзя представлять ни как часть, ни как отдельный элемент. Эта интегральная «позиция» личности в целом. Данная интегративность заключается в том, что она представлена как единство внешней и внутренней деятельности субъекта и личности. Выделение В.Н.Мясищевым и А.Г.Ковалевым типичных черт отношений к объективной действительности имело большое значение для экспериментальной разработки проблемы отношений: степени выраженности избирательности отношений, содержание убеждений человека, принципов, вкусов, потребностей и интересов; их уровня развития, систематичность, идейность отношений; их широта или узость, цельность, последовательность; их действенность; и устойчивость.

Взаимоотношения проявляются в общении. В соответствии со сложившейся в отечественной психологии традицией, идущей от В.Н.Мясищева, понятия общение и взаимоотношение не отождествляются друг с другом. Психологи, различая взаимоотношение как внутреннее состояние человека и общение как внешнее выражение этих состояний, подчеркивают неразрывную СВЯІЬ этих явлений. «Обращение, мягкое или жесткое, даже жестокое, подавляющее или одобряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое, формирует и отношение, потребность или боязнь общения» (179, с.115).

Последователи В.Н.Мясищева - А.Г.Ковалев и А.А.Бодалев основываясь на обширном материале, доказывают, что система отношений у подростка имеет разный темп формирования и носит, как бы разноуровневый характер, что позволяет выявить наиболее сильные системы отношений, опираться на них в социализации и воспитании (114).

Б.Г.Ананьев писал: «Воспитывать - это в значительной степени значит создавать систему общественных связей и взаимосвязей в коллективе, которые порождают и определенные отношения к коллективу, труду, обществу и самому себе» (5, с.51).

Ряд работ посвящен конкретному изучению влияния взаимоотношений в семье на личность. В психологических и педагогических исследованиях подчеркивается значимость взаимоотношений родителей и детей в формировании личности (З.В.Баерюнас, А.Я.Варга, И.В.Гребенников, А.И.Захаров, Р.М.Капралова, Т.В.Нещерет, Л.К.Пелипенко, В.И.Селиванов, В.И.Сикорова, О.С.Сермягина, В.Я.Титаренко, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер, ВЛЗ.Юстицкий и др.) (22, 54, 82, 103, 109, 188, 214, 253, 257, 284, 285, 303, 320, 325). В исследованиях обращается внимание на авторитетность членов семьи, отношения супругов, отношения к детям, отношения детей к родителям и др. (188, 257 и др.). Взаимоотношения родителей и детей рассматриваются как внутренняя личностная основа процесса семейного воспитания (214). Исследователи отмечают важность изменения характера воспитательных воздействий родителей на ребенка в соответствии с достигнутым уровнем его психического развития, возникновением новых психологических особенностей. Изучая межличностные связи ребенка через систему его отношений с социальным окружением (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, товарищ-сверстник, взаимоотношения ребенка в классе). Т.В.Нещерет выявляет зависимость межличностных связей ребенка, его положения в классе от взаимоотношений в семье, в первую очередь, от отношения родителей к ребенку (188).

Особенности изменений в современной школе и их влияние на этническую социализацию

Приобщение детей к национальной культуре зависит от доступности культурных ценностей, от их готовности к интериоризации культуры своего народа, от педагогических аспектов процесса приобщения. Длительное время процесс этнической социализации происходил не в специализированных институтах социализации, таких, как дошкольное учреждение, школа, вуз, а в кругах внутриэтнического общения. Специальное обучение в данном процессе имело мало места. В настоящее время существование таких условий, как: возрождение полузабытой этнической культуры, повышение интереса к ней, ее значимости в поиске резервов совершенствования личности в сложных условиях общественно-политических и социально-экономических перемен, обеспечивают усвоение развивающейся личностью этнической культуры. В современных условиях для этноса качество образования определяется и содержанием в нем культурного наследия народа, ролью образовательной системы в процессе этнической социализации. Таким образом, решающая роль в приобщении подрастающих поколений к национальной культуре принадлежит педагогическим факторам. Через восстановление и развитие традиционной культуры, народных обычаев, этническую социализацию детей, осознание необходимости взаимообогащения культур, мультикультурное обучение и воспитание возможно формирование духовно развитой личности, готовой к социальной адаптации в полиэтнической среде. Среди педагогических факторов важное значение имеет школа: новые типы учебных заведений, учебные программы, педагогический состав и др. Изменения, происходящие в наше время в системе образования России и республики, затрагивают школу как институт социализации детей. Несмотря на сложную социально экономическую ситуацию в регионе изменения школы являются положительными, направлены на ее укрепление и развитие. По ряду направлений произошел целый ряд структурных и функциональных изменений. В настоящее время существует разнообразие типов школ и программ, повышена самостоятельность школ, обучение носит дифференцированный характер. Концентрированным выражением общей концепции среднего образования является базисный план образовательных учреждений республики, 17 вариантов которого дают возможность осуществлять дифференцированное обучение. Школы свободны в выборе вариантов учебного плана, собственной модели развития. Новый вариант Базисного учебного плана дает возможность сохранить в условиях отсутствия утвержденных государственных стандартов единое образовательное пространство России, и раскрывает особенности национальной культуры, истории и географии малой родины, снижает перегрузку учащихся. Происходит также изменение роли сельской школы в образовательном и воспитательном процессе, что является очень важным в жизни региона, так как 76,9 % якутов, т.е. основная масса народа саха, проживают в традиционных местах расселения - преимущественно сельской местности. Компактное проживание народа саха наблюдается в 19 из 35 территориально-административных единиц республики, где он составляет большинство населения. Сельские школы составляют 70% общеобразовательных школ республики. Школа в структуре якутского села всегда имела статус культурного и духовного центра. Сельская школа имеет свои особенности, связанные с особенностями местности, компактной территориальной общности: природные и сельскохозяйственные факторы в социализации детей, тесные связи школы с населением, с семьями учащихся, особое положение сельского учителя: от него требуется проявление не только профессиональных умений, но и социальной активности в жизни, и др. В современных условиях в определении места школы в социализации исследователи подвергают критике существовавшее положение, когда школа считалась основным институтом социализации и воспитания, называя это явление "школоцентризмом". Но по нашему мнению, основанному на изучении роли школы в условиях сельской среды Якутии, она является основным элементом в системе социальной среды и структурообразующим центром этнопедагогической системы. Исследование средней школы с. Павловск, являющейся старейшей школой: история села целый век была связана со школой, показывает, что школа была и до сих пор остается центром жизнедеятельности села. Социальные педагоги, новое явление в селе, работавшие на основе концепции развития детей в процессе приобщения к возрождаемой культуре народа, базировались в школе. Все наши встречи, мероприятия с населением, проходившие в рамках программы создания открытой социальной среды, в задачи которой входило - привлечение взрослых, всего населения села к процессу социализации и воспитания детей и молодежи на этнокультурной основе, происходили в школе при активном участии директора, учителей школы, родителей. Таким образом, все новые идеи в области социализации и воспитании детей (причем школе не всегда не отводилось главное место) реализовывались с участием школы. Данное явление закономерно в условиях якутского села. В истории развития народа менее ста лет назад школа, став новым социальным явлением всей жизни якутов, подняла их на огромную высоту: за короткий период была достигнута не только грамотность, но и и резко увеличилась образованность населения. Традиционно сложилось так, что все прогрессивное, новое исходит от школы, происходит в школе. Очевидно, что лишать сельскую школу, заслуженной ею роли, не нужно, необходимо вносить в нее изменения, соответствующие новым условиям и координировать ее деятельность с другими институтами социализации, в первую очередь с семьей. Семья и школа являются основными институтами социализации в системе социализации села, основными элементами этнопедагогической системы, в которой семья - главный институт социализации в тесном взаимодействии со школой осуществляет социализацию и воспитание детей. В то же время длительное время не уделялось внимание взаимодействию национального и социального составляющих в школьном образовании и воспитании, развитию сочетания этнического и общественного факторов.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (На материале Республики Саха (Якутия))