Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические идеи Я.Г. Ухсая в контексте содержания школьного гуманитарного образования Якимова Ольга Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якимова Ольга Владимировна. Этнопедагогические идеи Я.Г. Ухсая в контексте содержания школьного гуманитарного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Якимова Ольга Владимировна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2009.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1753

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI веков стали для нашей страны периодом свершения эпохальных событий, которые привели к коренному изменению объективных условий воспитания и образования подрастающего поколения. Современное российское,-общество находится в ситуации нестабильности социально-экономического положения, обострения этнических конфликтов, которые неизбежно приводят к разрушению прежней системы ценностей и дезадаптации детей и молодёжи в социальной среде. В условиях резкого обострения социально-экономических и политических противоречий этнокультурные ценности являются нравственным основанием для выживания личности. Духовно-педагогические ценности каждого народа, являясь неотъемлемым компонентом этнокульгуры, в то же время служат основой для межкультурного диалога. Становится очевидным, что эффективное функционирование национальных систем образования возможно при условии использования культурно-педагогического наследия народа.

В этой связи в отечественной педагогической науке наблюдается неуклонная тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым опытом воспитания, поиска путей ее включения в содержание школьного образования. Вопросы народной педагогики исследованы в различных аспектах В.Ф. Афанасьевым, Л.Д. Вавиловой, Г.Н. Волковым, К.Ж. Кожахметовой, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, Р.К. Санабасовой, К.Д. Ушинским, Я.И. Хан-биковым, И.А. Шоровым. Особую значимость имеют культурологические и этнопедагогические труды Г. А. Анисимова, А. И. Арнольдова, Г. Н. Волкова, А. Е. Землякова, Б. Т. Лихачева, М. Б. Насыровой, М. Г. Харитонова, поэ-основе ценностных ориентации современной молодежи.

Гуманитарное образование-это важнейшее средство формирования мировоззрения личности. Особое значение оно оказывает на формирование духовно-нравственной культуры личности ученика. Школьное гуманитарное образование, центрировано на уроках и факультативных занятиях русского и родного языка и литературы, важнейшей задачей которых является формирование этнокультурных ценностей личности, в целом духовности и нравственности. Включение в содержание этих дисциплин этнокультурного компонента создает благоприятные условия для формирования у школьников этнокультурных ценностей, определяющих их жизненные установки и поступки.

.Региональный и национальный аспект педагогики и образования народов Российской Федерации долгие годы недостаточно исследовался и не использовался в полной мере. Лишь в последние десятилетия стали появляться -работы, персонифицирующие это явление общественно-культурной жизни. Вопросам преподавания литературы в этнопедагогическом аспекте посвящены исследования П. Н. Метина, В. Н. Пушкина, В. П. Станьяла, Л. В. То-дорова и др.

Широкая и многообразная социально-культурная история отечественной педагогики и развития педагогической мысли актуализирует необходимость комплексного анализа этнопедагогических идей литературных деятелей и их просветительной практики. Закономерен большой интерес к трудам крупных деятелей культуры и просвещения недавнего прошлого, чьи этнопе-дагогические идеи в значительной степени сохраняют свою актуальность.

Известного чувашского поэта Я. Г. Ухсая по праву можно считать одним из самых видных представителей плеяды деятелей культуры и просвещения чувашского народа. Родившись в простой крестьянской семье, будущий поэт-публицист Я. Г. Ухсай вобрал в себя традиционную культуру чувашского народа. Его этнопедагогическое творчество весьма объемно и содержательно. Это и литературно-поэтические произведения, переписка с друзьями, коллегами, дневники, его публицистика и разносторонний практический опыт преподавания чувашского языка и литературы в учебных заведениях Чувашской Республики и Республики Башкортостан.

Литературно-поэтические произведения и публицистика Якова Гавриловича Ухсая несут в себе высокий заряд духовности, гражданственности. На деталях, живописующих чувашский характер, традиционные воззрения на жизнь и воспитание подрастающего поколения, им была создана настоящая программа воспитания совершенного человека.

Литературно-поэтическое творчество Я. Г. Ухсая оставило глубокий след в истории культурной жизни народов России, в частности Чувашии. Однако до настоящего времени не было проведено монографических исследований, посвященных изучению его жизни и деятельности, анализу вклада в развитие образования и культуры Чувашии. Лишь фрагментарно отдельные аспекты его литературной деятельности освещались в статьях Г. Н. Волкова, А. Н. Власенко, В. Г. Дмитриевой, Л. И. Ефимова, Е. А. Исаева, К. П. Петрова, О. В. Нагорновой и др.

Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью формирования у школьников этнокультурных ценностей имеющимися возможностями включения в содержание гуманитарных дисциплин школьного учебного плана, в частности, русского и родного языка и литературы, этнопедагогических идей известных деятелей национальной культуры, и отсутствием целостного развернутого исследования литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая, отражающего эти идеи.

Этим противоречием обусловлен выбор темы исследования «Этнопе-дагогические идеи Я. Г. Ухсая в контексте содержания школьного гуманитарного образования» и определена его проблема: каково содержание этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая и возможности их реализации в контексте содержания школьного гуманитарного образования?

Цель диссертационного исследования - выявление этнопедагогических идей в литературно-поэтическом творчестве Я. Г. Ухсая и обоснование возможностей их реализации в содержании школьного гуманитарного образования.

Объект исследования — литературно-поэтическое творчество Я. Г. Ух-сая.

Предмет исследования - этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве Я. Г. Ухсая и возможности их реализации в контексте школьного гуманитарного образования.

Гипотеза исследования - выявление этнопедагогических идей, отраженных в литературно-поэтическом творчестве Я. Г. Ухсая (гуманистическое отношение к природе, к земле; понимание труда как высшей человеческой ценности; воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной) и их реализация в содержании школьного гуманитарного образования, в частности, на уроках и факультативных занятиях русского и родного языка и литературы, может служить важным фактором совершенствования школьного гуманитарного образования и формирования у учащихся этнокультурных ценностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные этапы и факторы становления личности Я. Г. Ух
сая и формирования его мировоззрения.

2. Охарактеризовать этнопедагогические идеи в литературно-поэти
ческом творчестве Я. Г. Ухсая.

  1. Раскрыть значение устного фольклора как педагогического источника литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая.

  2. Обосновать этнопедагогическую аксиологию содержания произведений Я. Г. Ухсая.

  3. Выявить возможности реализации этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая в содержании школьного гуманитарного образования.

Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, предполагающий реализацию принципов историзма и объективности, единства и целостности в процессе изучения и оценки выявленных фактов и обстоятельств; культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование как феномен культуры; личностный принцип изучения персоналий, предполагающий взаимозависимость взглядов автора от контекста исторической эпохи и личностно-биогра-фических особенностей; анализ культурно-образовательной среды как фактора воспитания, принцип учета региональных особенностей образовательного процесса.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных философов, культурологов, психологов Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, С. К. Болдырева, Ю. В. Бромлея, Г. Д. Гачева, С. И. Гессена, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, В. В. Розанова; педагогов И. Я. Яковлева, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева; фольклористов В. П. Аникина, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Ю. Г. Круглова, Т. В. Цивьяна; историков и этнографов В. Д. Димитриева, Н. С. Дедушкина, А. Г. Салмина, В. Г. Родионова, А. П. Хузангая; чуваш-

ских литературоведов и педагогов Г. Н. Волкова, Н. Г. Краснова, С. П. Горского, А. Е. Землякова, П. Н. Метина, В. П. Станъяла и др.

При исследовании мы опирались на современные этнопедагогические исследования (Г. Н. Волков, К. Ж. Кожахметова, Т. Н. Петрова), концепции национального образования (Г. Н. Григорьев, И. В. Павлов, Ю. П. Сокольников), труды этнокультурной направленности образования (Л. В. Кузнецова, М. Б. Кожанова, А. Б. Панькин, М. Г. Харитонов).

В целях решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научных трудов, сравнительный анализ и синтез, обобщение историко-педагогических и литературных источников, документальных материалов и их обработка. Кроме того, применялись историко-логический анализ сведений, заимствованный из различных источников, их этнопедагогическая интерпретация; синтез конкретных исторических и автобиографических фактов; индуктивный и дедуктивный методы в их единстве; анкетирование, беседы, наблюдение, опрос учащихся; полевые и экспедиционные записи: педагогический эксперимент; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента); анализ опытно-экспериментальных данных.

База исследования: Козловская средняя общеобразовательная школа №1 Чувашской Республики.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялась его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет исследования; проводился анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме; изучался и обобщался инновационный опыт работы учителей; выявлялся исходный уровень сформи-рованности у старшеклассников этнокультурных ценностей; определялись критерии и показатели сформированности этнокультурных ценностей; проводились поисковый и констатирующий эксперименты на базе Козловской средней общеобразовательной школы № 1.

На втором этапе (2006-2007 гг.) был произведен глубокий и целенаправленный системно-структурный анализ собранного материала для выявления взаимосвязи этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая и современных проблем в области образования и воспитания; продолжалась работа в архивах по сбору и обобщению документального материала; реализовыва-лась программа факультатива «Этнопедагогические идеи в произведениях Якова Гавриловича Ухсая»; изучались библиографические источники; проводились обобщение и систематизация наработанного диссертационного материала, публикация результатов исследования в открытой печати.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) обрабатывались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались и проверялись основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования, осуществлялось оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

выделены этапы и факторы становления личности Я. Г. Ухсая и формирования его мировоззрения;

дана характеристика этнопедагогических идей в литературно-поэтическом творчестве Я. Г. Ухсая;

обосновано значение устного фольклора как педагогического источника литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая;

выявлены возможности реализации этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая в содержании школьного гуманитарного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. Материалы исследования, обосновывающие пути и способы реализации этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая в современных условиях, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению творческого наследия классиков национальной литературы на междисциплинарном уровне. Результаты исследования, основанные на изучении ранее не обнародованных документальных архивных материалов, расширяют и углубляют научные представления о художественных достоинствах и аксиологических воспитательных возможностях поэтических произведений чувашской литературы, открывают перспективы для прикладных исследований и трансформации их в современном педагогическом процессе.

Источниковой базой послужили литературно-поэтическое творчество поэта Я. Г. Ухсая; литература общепедагогического и историко-этногра-фического характера; центральная и местная периодическая печать; учебники и учебные пособия по чувашской литературе, педагогике, этнопедагогики, эпистолярная, мемуарная литература советского периода; публицистика, отражающая отдельные аспекты темы исследования; труды по истории развития просвещения Чувашии изучаемого периода; опубликованные и хранящиеся в семейном архиве рукописные материалы Я. Г. Ухсая; документы из семейного архива поэта, полевые и экспедиционные материалы автора диссертации - воспоминания его коллег, учеников, родных и друзей.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования его теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций при разработке национально-региональных образовательных программ, при создании учебников, учебных пособий по родной (чувашской) литературе и методике ее преподавания для общеобразовательных учреждений с ориентацией на формирование этнокультурных ценностей. Универсальность разработанной программы факультатива «Этнопедагогические идеи в произведениях Якова Гавриловича Ухсая» для общеобразовательных учреждений позволяет использовать ее в массовой практике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемы и методологической обоснованностью исходных положений; системным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования; це-

ленаправленным анализом реальной педагогической практики, репрезентативностью экспериментальных данных; применением в процессе обработки результатов исследования методов математической статистики, качественного и количественного анализа.

Апробация основных положений диссертации проводилась на научно-практических конференциях различного ранга: международных - «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008); всероссийских - «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза» (Чебоксары, 2007), «И. Я. Яковлев: жизнь, деятельность, наследие» (Чебоксары, 2008), «Взрослые и дети: этнопедагогические проблемы семейного воспитания» (Чебоксары, 2006), «Этнокультура и современность» (Белгород, 2009); региональных - «Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, 2008), «Этнопедагогическая пансофия П. Хузангая» (Чебоксары, 2008), «Этнокультура и современность» (Белгород, 2009), «Человек в современном социуме: научный поиск молодых» (Йошкар-Ола, 2009); ежегодных научно-практических конференциях докторантов, аспирантов и соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Чебоксары, 2005-2009 гг.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Становление личности Я. Г. Ухсая, как поэта, публициста и педагога, формирование его гуманистического мировоззрения характеризуются следующими этапами:

I этап - детские годы - влияние этнопедагогического пространства семьи (традиционный семейный уклад - многодетность, почитание старших, равнее воспитание трудом и примером взрослых) и сельского социума, являвшегося неформальной школой жизни (улица, двор, деревня; общесельские праздники и обряды и др.);

П этап - включает обучение в Слакбашской начальной школе (1920- I 1924 гг.), в Бижбулякской школе крестьянской молодежи (1925-1927 гг.), Белебеевской средней школе (1928 г.). Главными воспитательными факторами в этот период были пример учителя (Василий Григорьевич Григорьев, особо заботившийся об интеллектуальном и литературном развитии своего ученика) и организованная этнопедагогическая воспитательно-образовательная среда со всеми присущими ей особенностями: самобытностью разноязычной этнической культуры, стереотипами поведения представителей молодежи разной национальности;

III этап - характеризуется учебой на литературном факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1930-1933 гг.) и непосредственной практической педагогической деятельностью в качестве учителя чувашского языка и литературы в педагогических училищах г. Ульяновска и села Батырева Чувашской АССР (1937-1939 гг.); Тюрлеминской средней общеобразовательной школы Козловского района Чувашии (1939-1940 гг.). Происходило осмысление идей и ценностей народной педагогики и их реализация в педагогической деятельности;

  1. этап - участие в Великой Отечественной войне, послевоенные годы - характеризуется формированием общественно-политических взглядов и дальнейшим развитием литературного творчества, обусловленных реальными событиями в истории страны и чувашского народа.

  2. этап — профессиональная литературная деятельность - введение в практику новых форм чувашского стихосложения, которая значительно обогатила технику, инструментовку и мелодику стиха, формирование целостной системы ценностных отношений к жизни.

Важными факторами формирования этнопедагогических идей Я. Г. Ух-сая стали: наследственность (семейные поэтические традиции), народные традиции воспитания (язык, традиции, обычаи и обряды предков), среда (сельский социум).

  1. Доминантой литературно-поэтического творчества Я. Г. Ухсая являются следующие зтнопедагогические идеи: 1) гуманистическое отношение к природе, к земле; 2) понимание труда как высшей человеческой ценности; 3) воспитание личности в неразрывной связи с семьей, родом, Родиной. Основанные на принципах народности и преемственности воспитания, они отражают гуманистическую и самоценную сущность Человека, рода, семьи; обосновывают трудолюбие и уважение людей труда как фундаментальную основу формирования Человека с большой буквы - «Сын пул» (будь Человеком); воспитывают любовь к родной земле, к Родине и дружбу народов, готовность к защите Отечества. Основным источником этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая, также определившим его индивидуальный литературно-поэтический стиль, является чувашский устный фольклор во всем многообразии жанров и образов.

  2. Актуальность этнопедагогических идей Я. Г. Ухсая для современного школьного гуманитарного образования определяется их аксиологической сущностью: антропоценность (культовое отношение к Человеку, детям, семье и особенности семейных и родовых воспитательных традиций: уважение к матери и отцу, к старшему поколению, материнская и отцовская педагогика); патриотизм (отношение к этнической родине, родной земле-кормилице, к родному материнскому языку, традициям, обычаям, обрядам, фольклору); трудовая педагогика (труд как смысл человеческой жизни, воспитательно-образовательные трудовые традиции, индивидуальные и коллективные формы, совместный труд со взрослыми, методы, содержание трудового воспитания и обучение ручному ремесленному труду). Реализация этнопедагогических идей поэта на основе внедрения программы факультатива «Зтнопедагогические идеи в произведениях Якова Гавриловича Ухсая» подтверждает высокий воспитательно-образовательный потенциал литературно-поэтических произведений поэта, способствует сформированности у старшеклассников этнокультурных ценностей (природа, земля, труд, семья, Родина).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертации на Этнопедагогические идеи Я.Г. Ухсая в контексте содержания школьного гуманитарного образования