Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Курбан-Адамова Гулеймат Амирхангаджиевна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2013.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/317

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическо-методологические аспекты эстетического воспитания школьников 13

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников 13

1.2. Проблемы эстетического воспитания школьников в аспекте изучения образцов архитектурных памятников 32

1.3. Дербент - город-музей как центр приобщения учащихся к национально-художественной культуре 51

Выводы по первой главе 65

Глава 2. Эмпирическое исследование эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе 68

2.1. Содержание, условия и средства эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников 68

2.2. Системы уроков ИЗО по изучению образцов архитектурных памятников г. Дербента в аспекте эстетического воспитания школьников 84

2.3. Анализ эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе 120

Выводы по второй главе 141

Заключение 144

Список использованной литературы 147

Введение к работе

Актуальность исследования. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют серьезного переосмысления духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяются стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Большое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к культуре, в частности к произведениям искусства архитектуры – архитектурным памятникам. Безусловно, являются актуальными и вопросы благотворного влияния архитектурно-пространственной среды на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре с помощью наследия предков как фактора эстетического воспитания школьников, обогащения их внутреннего мира. Сказанное определяет необходимость дальнейшего исследования художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков, и прежде всего на историко-архитектурных образцах памятников культуры и искусства, в частности г. Дербента.

Историко-культурная ценность комплексного памятника «Древний Дербент» огромна, он включен в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу памятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Особую значимость для исследования составили теоретические положения А. П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, Н. Г. Чернышевского об эстетическом отношении искусства к действительности как основного источника художественного творчества. Видные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. В. Бакушинский, А. С. Макаренко тесно связывали эстетический потенциал личности, коллектива с достижением цели всестороннего развития ребенка.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение работ по проблемам развития обучения и воспитания детского творчества (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман и др.). Использование выводов, полученных этими авторами, позволило всесторонне проанализировать эстетическую сущность и своеобразие детского творчества как неотъемлемого ее компонента.

Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами по эстетическому воспитанию школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству (А. Д. Алехин, Г. В. Беда, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, М. М. Байрамбеков, Б.М. Неменский, С. П. Ломов, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, И. М. Раджабов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова).

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают:

роль архитектурной среды в развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ (С. Ю. Бологова, И. Б. Ветрова,
Д. М. Сыдыгалиев, В. А. Шпильченко);

формирование мировоззрения, нравственно-патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного отношения к наследию прошлого своей страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию (В. В. Алексеева, А. Ф. Гольдштейн, В. И. Плужников, Н. К. Гаврюшин, Б. Т. Лихачев, А. В. Иконников, Е. В. Квятковский, Б. М. Неменский, А. М. Магомедов, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев, М. З. Байранбеков).

Однако анализ деятельности школ показывает, что в педагогической литературе использовались лишь отдельные аспекты приобщения архитектуры как вида изобразительного искусства. Вопросы эстетического воспитания младших школьников на образцах архитектурных памятников остаются малоисследованными.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к искусству архитектуры и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

потребностью современного общества в учителе, способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на образцах архитектурных памятников;

наличием научной теории, объясняющей процесс целенаправленного воздействия эстетического воспитания школьников, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного приобщения учащихся к образцам архитектурных памятников на практике;

возможностями средств архитектуры в эстетическом воспитании школьников и их недостаточной реализацией в процессе учебной деятельности.

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема: выявить необходимые педагогические условия для повышения эффективности эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников.

Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников имеет педагогическое и социальное значение и сегодня приобретает теоретическую значимость, а также практическую актуальность. Эти положения и послужили определяющим фактором при выборе темы исследования «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников».

Объект исследования – процесс эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Предмет исследования – условия, средства, формы и методы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников в процессе учебной деятельности станет более эффективным если:

выявить педагогическое значение архитектурных памятников в эстетическом воспитании школьников и определить их роль как средства активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы на усвоение эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников, отражающих как общественно-политическую, социальную, так и патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство народов Дагестана;

учесть художественно-эстетическую ценность на образцах архитектурных памятников для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, осуществляя при этом эстетико-воспитательную функцию в развитии личности;

изучать и анализировать особенности архитектурных памятников г. Дербента с учетом исторически сложившихся национальных художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной эстетической культуры, как оригинальный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные, эстетические и воспитательные функции.

Цель исследования – выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ с оценкой современного состояния проблемы исследования, определить возможные перспективы ее развития в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников;

  2. сформировать у детей эстетическое представление об архитектурных памятниках как хранилищах памяти о своем времени, акцентируя внимание на эстетическом восприятии архитектуры;

  3. изучить этнокультурный исторический и эстетический опыт, национальные художественные традиции, разнообразие строений и архитектурных памятников г. Дербента, заложить основы понимания заинтересованного отношения учащихся в создании целостного художественного образа;

  4. выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики архитектурных памятников от национальных художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в эстетическом воспитании социально-психологических, мировоззренческих и эстетических аспектов восприятия;

  5. разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, а также средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Экспериментальная база исследования. Общеобразовательные учебные заведения, многопрофильная гимназия № 38, школа №1 г. Махачкалы, средняя школа № 19 г. Дербента, средняя школа № 6 г. Каспийска. Исследованием были охвачены 12 учителей изобразительного искусства, 250 учащихся 5–7 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2008–2009)в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнены проблемы, гипотезы, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний учащихся об архитектурных памятниках Дагестана, в частности г. Дербента, и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников.

На втором этапе (2009–2010) подготовлена научно-методическая и экспериментальная база исследования, проведены основные серии эксперимента. Выявлены наиболее важные педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников.

На третьем этапе (2010–2013) определены и научно обоснованы педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Методологическая основа исследования. Труды ведущих ученых, философов (В. К. Скатерщиков, Ю. Б. Бореев, М. С. Каган, В. И. Разумный), педагогов, психологов по проблеме переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника (Б. Т. Лихачев, А. Г. Асмолов, Ю. П. Зинченко, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Ванслов, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. С. Кузин), представляющие основу эстетического постижения окружающей действительности, базисные теоретические положения в искусствоведении, определяющие как художественную природу, так и духовную ценность, место искусства в культуре.

Теоретическая основа исследования:

  1. идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш. А. Амонашвили, Н. И. Киященко, А. Т. Асмолов, А. А. Мелик-Пашаев, И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, М. Н. Скаткин и др.);

  2. концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев,
    П. Я. Гальперин, А.П. Тряпицына, В. В. Давыдов и др.);

  3. обоснования использования произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, В.В. Краевский, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. А. Флерина, Т.Н. Доронина, Т.Я. Шпикалова, Г. Н. Новикова, И. М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, А. М. Магомедов);

  4. исследования по вопросам изучения декоративно-прикладного искусства Дагестана дагестанских ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения (Д. М. Атаев, Н. Б. Бакланов, Г. Г. Газимагомедов, П. М. Дибиров, Б. А. Дрон, А. А. Иванов, Э. В. Кильчевская, М. М. Мамаев, С. А. Ханмагомедов, Э. М. Шиллинг);

  5. по вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, содержание этнической педагогики, а также методические основы реализации народных художественных и эстетических традиций в воспитании детей, (В. Ф. Афанасьев, И. А. Богданова, З. М. Магомедова, А. Л. Бугаева, П. Н. Магомедова, И. Я. Шоров, А. М. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, О. К. Рашидов, Б. Б. Шейхова, И. Л. Арабов и др.).

Методы исследования. Анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической литературы по проблеме настоящего исследования; выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования архитектурных памятников в эстетическом воспитании и развитии личности школьников в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись); наблюдение за художественно-эстетической деятельностью учащихся; апробация методических рекомендаций и наглядных пособий; самоанализ результатов художественной деятельности учащихся в процессе приобщения к архитектурным памятникам.

Новизна исследования:

изучены проблемы, раскрыты и дополнены теоретические положения и идеи о сущности эстетического воспитания школьников, освещенные в работах философов, психологов, педагогов, искусствоведов, в процессе художественно-педагогического образования школьников;

разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути и средства эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников;

разработана система занятий, серия наглядных пособий УМК, способствующих эстетическому воспитанию и образному восприятию реальных объектов и событий на образцах архитектурных памятников с учетом традиционных особенностей архитектурных сооружений г. Дербента;

экспериментально проверена и доказана эффективность педагогических условий и средств эстетического воспитания школьников на основе изучения образцов архитектурных памятников;

разработаны параметры, уровни и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в процессе их эстетического воспитания.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе определена и комплексно решена проблема эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента; использованы технологии по воспитанию эстетических чувств и убеждений, с учетом народных традиций; выявлены и научно обоснованы идеи эстетического воспитания в содержании национальной культуры; определены условия, формы и методы изучения архитектурных памятников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации и созданные условия обеспечивают реальную педагогическую основу для эстетического воспитания школьников, с использованием творческого потенциала архитектурных памятников в художественном образовании учащихся школ. Материалы исследования могут быть успешно использованы в различных регионах Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием как количественного, так и качественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Формы и методы эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников (классные часы, встречи с архитекторами, уроки, беседы, экскурсии и т.д.).

  2. Эстетический потенциал национальных архитектурных памятников, (абрис, силуэт и т.д.), как средство эстетического воспитания школьников.

  3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников:

- выявление взаимосвязи архитектурно-художественных памятников с бытовым укладом, этнокультурными традициями в их историческом развитии;

- вовлечение школьников к творческому процессу эстетического восприятия архитектурно-художественных памятников в ходе экскурсий;

- определение связи педагогического потенциала памятников архитектуры с актуальными проблемами художественного воспитания и использование его в эстетическом воспитании школьников;

- освоение школьниками этнокультурной, исторической ценности разнообразных архитектурных памятников Дагестана.

4. Комплект учебно-методических пособий: «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников»; «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента»; «Планы и конспекты уроков для 5–7 классов общеобразовательных школ».

5. Критерии и уровни, позволяющие выявить эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к памятникам архитектуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в гг. Москва, Махачкала. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах № 1, 38, 11 г. Махачкалы, школе № 19 г. Дербента и школе № 6 г. Каспийска. С сообщениями и докладами автор выступал на ежегодных научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации ДИПКПК, а также через публикации в российской и республиканской педагогической печати. Издано учебное пособие «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников», а также разработаны и изданы планы конспекты уроков изобразительного искусства на примере образцов архитектурных памятников г. Дербента которые нашло широкое применение в классной и внеклассной работе учителей средних общеобразовательных школ по предметам эстетического цикла

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников

Первое десятилетие XXI века характеризуется заметно возросшим вниманием к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как средству формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности, отношению к реальной действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, которое с созданием человеческого общества развивалось с ним параллельно, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. В процессе воспитания происходит постепенное приобщение индивидов к различным ценностям, заметный перевод их путем интериориза-ции во внутреннее духовное содержание. На данной основе формируется, комплектуется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его индивидуальный эстетический вкус и собственное представление об идеале. Воспитание с помощью красоты и через красоту формирует у человека эстетическую и ценностную ориентацию личности, а также всемерно развивает ее способность к творчеству и созданию эстетических ценностей в трудовой сфере.

Одним из важнейших вопросов современной культуры является обращение к постановке общечеловеческих гуманитарных проблем, к формированию мировоззрения личности, повышению культуры поведения, ответственности каждого человека перед обществом. Чтобы добиться существенных сдвигов в этом направлении, необходимо неустанно пропагандировать научное мировоззрение, заключающееся в «современности обобщенных принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к «действительности», оно «имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей» [163, 1085].

На вопросе о необходимости изменения основ современной образовательной системы, создания новых образовательных концепций, соответствующих тем требованиям, которые ставит перед сегодняшними учениками реальная жизнь, акцентирует внимание Д.И. Фельдштейн. Им обозначаются основные, наиболее актуальные направления, в которых, по мнению автора, следует вести фундаментальные научные исследования с целью дальнейшего эффективного развития системы образования [145, 15].

Сегодня возникла острая необходимость в серьезном усилении воспитания, которое, к сожалению, малодейственно в школе, а посему требуется поднятие уровня духовно-нравственного и эстетического развития подрастающего поколения. Особо в этом контексте стоит и проблема эстетического воспитания.

Не вызывает сомнения тот факт, что формировать личность и эстетическую культуру не только полезно, но и важно в младшем школьном возрасте, наиболее благоприятном для этого. Чувство красоты родной природы, окружающих людей, предметов создает в ребенке особое эмоциональное состояние, возбуждает и повышает непосредственный интерес к жизни, обостряет наблюдательность и любознательность, успешно развивает память, мышление, волю и другие психические процессы. Окружающая среда откладывает в молодой душе неповторимый отпечаток на всю его последующую жизнь.

Эстетическое воспитание, представляющее собой систему педагогической деятельности, своевременно, целенаправленно и достаточно объемно использует практически все субъективные и объективные возможности развития школьников. Такая система состоит из учебной деятельности учащихся, внеклассной и внешкольной работы, эстетического воспитания, в семье и соответствующего самовоспитания школьников [111, 220]. Внутри каждого из вышеперечисленных элементов используются особые специфические формы и методы педагогической работы.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способность воспринимать, ценить, правильно понимать и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [73, 201].

Какие задачи ставит перед собой система эстетического воспитания? Ответ может быть один - научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В эффективном воздействии и достижении поставленной цели этой системы на ребенка Е. Марченко отметил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [92, 69].

Однако у всякой системы есть основа, на которой она существует. В системе эстетического воспитания подобной основой можно считать искусство: архитектура, музыка, живопись, скульптура, танец. Специфика каждого вида искусства заключается в том, что оно оригинально воздействует на конкретного человека своими специфическими художественными средствами и материалами: звуком, словом, красками, движением, различными природными материалами.

Необходимо отметить, что эстетическое воспитание и художественное воспитание - понятия не совсем тождественные. Первое гораздо шире, поскольку затрагивает не только художественное творчество, но и эстетику быта, труда, поведения, отношений. Более того, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, и в первую очередь искусством как его самым мощным средством.

Для своих целей эстетическое воспитание использует художественное воспитание, в котором ведущее место занимают предметы искусства, «связанные с процессом специфического анализа художественного образа, развития идейно-эмоционального, эстетического отношения к художественным произведениям» [83, 67].

Поэтому важной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, которое использует средства искусства в качестве воспитательного воздействия, формирующее специальные способности, а также развивающее дарования в определенных его видах, перечисленных нами выше. Рассматривая памятники истории и культуры как часть материальной духовной культуры, учащиеся извлекают из них определенную познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную функцию. Немаловажна при этом роль преподавателя. «Как носитель национальной культуры учитель, - подчеркивает Бахтин, - выступая как проводник художественных идей народного творчества, раскрывает перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур» [16.422].

При этом необходимо отметить следующее. Приобщаясь к эстетике памятников истории и культуры, школьники развивают свою художественную деятельность, раскрывают внутренний творческий потенциал. Это значимо еще и потому, что в начальный период школьного обучения дети проходят через определенный психологически не простой период развития чувств, когда у них расширяется интерес, происходит смена преобладающих видов различной художественно-творческой деятельности, углубляются знания об окружающем мире и человеке. В этот период, когда у них повышается эмоционально-чувственное напряжение, нужно постараться дать ребенку возможность самореализации в его изобразительной художественно-творческой деятельности, равномерно приобщая их к мировым ценностям художественной культуры.

Функцией художественно-эстетической деятельности и эстетического воспитания школьников является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного, ибо процесс формирования человеческого мышления не ограничивается обобщениями абстрактно-теоретического порядка. В мышлении ведущую роль нередко играет образ как представление и образ как эстетическое обобщение. В художественном образе как форме мышления сосредоточена значительная информация о природе, обществе, общественных отношениях, научных знаниях, истории. С помощью образов и представлений помимо мышления осуществляется и хранение нужной информации. Развитие образного мышления может следовать от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа «как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего смысла» [83, 12].

Дербент - город-музей как центр приобщения учащихся к национально-художественной культуре

Город Дербент расположен в Южном Дагестане - в той части Восточного Кавказа, на долю которой выпала, пожалуй, наиболее сложная историческая судьба. Именно здесь, на территории Южного Дагестана, расположен знаменитый Дербентский (или Прикаспийский) проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, через который проходит наиболее удобный путь через Кавказ из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. «Это обстоятельство, - отмечает С.Хан-Магомедов, - и повлияло на всю историю Южного Дагестана, оказавшегося ареной борьбы народов и государств за обладание Прикаспийским проходом. Здесь (прежде всего в приморских районах) создавали свои поселения, строили оборонительные и культовые сооружения, вели торговлю и т. д. персы и армяне, арабы и азербайджанцы, хазары и монголы, турки и русские» [145, 5].

Уже в древних летописях подчеркивается исключительное географическое положение Дербентского прохода, определившее его стратегическое и торговое значение в истории народов Кавказа, Передней Азии и Юго-Восточной Европы. Сказанное подтверждает известный исследователь истории г. Дербента, археолог А.А. Кудрявцев. «Своим возникновением, - говорит ученый, - и той значительной ролью, которую он сыграл в истории, г. Дербент во многом был обязан особому положению, которое он занимал на западном побережье Каспия, являвшемся прекрасным плацдармом для наступления, как на Северный Кавказ, так и на Закавказье» [76,4].

У греко-римских историков Прикаспийский проход был известен под названием Албанских или Каспийских ворот; у армянских и албанских историков - Чога или Чор (Джора); у грузинских - Дзгвис-Кари (морские ворота); у византийских - Цур; у арабских Баб-ал-Абваб (главные ворота), Баб-эль-Хадид (железные ворота); в русских летописях - Железные ворота, Дербень. Современное название г. Дербента происходит от персидского слова «дарбенд» - буквально «узел ворот». «Уже к X веку Дербент предстает как крупнейший город Кавказа, превосходящий такие известные центры как Тифлис м Ардебиль» [55, 88].

Город расположен на берегу Каспийского моря в месте, где Кавказские горы ближе всего подходят к морю, оставляя узкий трехкилометровый проход вдоль берега. Дербентская крепость запирала этот наиболее удобный путь из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию. Она являлась частью грандиозной оборонительной системы, включавшей в себя городские стены, цитадель, морские стены и Горную стену (Даг-бары). Дербент был главным оплотом этой оборонительной системы, которая защищала народы Закавказья и Передней Азии от нашествия кочевников с севера.

Дербентская крепость расположена в наиболее уязвимом в стратегическом отношении месте Прикаспийского прохода. Цитадель города занимает вершину ближайшего к морю холма, соединенного узкой перемычкой с отрогами Джалганского хребта. К востоку от подножия этого холма тянется узкая, слегка покатая в сторону моря прибрежная полоса, которая хорошо просматривается в обе стороны из цитадели.

«...Дербент - огромная пелазгическая стена, которая загораживала дорогу, простираясь от горной вершины до моря. Перед нами находились лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, могущественной восточной архитектуре, предназначенной презирать века» [51, 97], -так своеобразно описал древний город в своей книге «Кавказа» великий романист А.Дюма.

Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены, примыкавшие на западе к цитадели, а на востоке - уходившие на значительное расстояние в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Между этими стенами и располагался Дербент. К западу от цитадели более чем на 40 км тянулась сложная система оборонительных сооружений (Горная стена), призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам.

Выявленные за послевоенные годы многочисленные памятники зодчества позволяют определенно утверждать, что в Дагестане находился один из своеобразных художественных центров кавказской архитектуры. На протяжении многих веков народы и территория Дагестана подвергались политической и экономической экспансии со стороны более сильных соседей и иноземных завоевателей, испытывая различное культурное и религиозное влияние.

«В этих условиях сохранить самобытность и не превратиться в провинциальное ответвление другой школы могла лишь архитектура, имеющая собственные художественные центры» [146, 7], - справедливо отмечает С.Хан-Магомедов.

Архитектура г. Дербента представляет собой сложное явление. Город можно отнести к таким культурным центрам, игравших в прошлом большую роль в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов. Своеобразие историко-культурной роли г. Дербента сказалось и на особенностях взаимосвязи его архитектуры с архитектурой народов Южного Дагестана.

Через г. Дербент в горные аулы Южного Дагестана на протяжении многих веков шла новая информация о типах зданий и сооружений (крепости, мечети, мавзолеи, минареты и др.), конструктивных формах, планировочных приемах. При этом и в самом г. Дербенте, испытавшем различные влияния, постепенно вырабатывался свой вариант архитектуры Восточного Кавказа. Но, разумеется, не только своеобразием дербентской архитектурной школы (например, в XIV-XV вв. или в XVII- XVIII вв.) определяется роль г. Дербента в архитектуре Кавказа и Передней Азии.

Строительство в городе на различных этапах его многолетней истории тесным образом было связано с различными периодами развития архитектуры ряда стран и народов Переднего Востока, поэтому роль некоторых дербентских сооружений далеко распространяется за пределы не только южной части Дагестана, но и всего Кавказа.

В первую очередь это относится к Дербентской оборонительной системе - сооружению мирового класса как по своему назначению (звено в цепи «длинных стен», отделяющих кочевые северные народы от земледельцев-южан), так и по грандиозности, оригинальности города-крепости (растянутого между цитаделью и искусственной гаванью), по качеству строительства. Дербентская каменная оборонительная система занимает видное место во всемирной истории архитектуры вместе с такими сооружениями, как «длинные стены» Пирея или Великая китайская стена. В ряду подобных крепостных сооружений (с «длинными стенами») в типологическом отношении она считается уникальным примером органического сочетания «длинной стены», города, мощной крепости и порта.

Прежде чем говорить об эстетическом воспитании школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента, нам представляется необходимым рассказать об истории создания этих памятников и предпринять их краткое описание.

Дербентская крепость одно из древнейших на территории нашей страны крепостных укреплений. Это целая система укреплений, которая одним концом с восточной стороны уходит далеко в Каспийское море, а с западной вглубь Кавказского хребта. Построена Дербентская крепость предположительно в 5-м веке иранскими Сасанидами. Однако и в досаса-нидский период здесь были укрепления из сырцовых стен, целью которых была защита Передней Азии от северных кочевников. Современные очертания Дербентская крепость приобрела при арабах, которые захватили Дербент в 651 году.

Цитадель «Нарын - Кала» расположенная в северо-восточной части вершины дербентского холма, возвышающейся на 340 метров над уровнем моря, занимает площадь около 4,5 га. По данным Мирзы Хайдара Визиро-ва, «цитадель города Нарын-Кала построена за 733 года до Р.Х. на месте высоком, изобильном водой и здоровьем по климату, по повелению царя персидского...» [68, 5].

С цитадели Нарын-кала открывается чудесный вид на город: живописная древняя часть его с узкими улочками, куполами мечетей... «бескрайними просторами древнего моря, причудливой зеленью виноградников, золотом хлебных нив. Все это удивительный город легенд, город-музей под открытым небом» [67, 18].

Содержание, условия и средства эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников

Эстетическое воспитание, как известно, основывается на возможностях эстетического развития человека. Однако только благодаря обучению и воспитанию эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности. Например, имея безукоризненный слух, можно не слышать музыку Бетховена, при остром зрении не видеть подлинного шедевра изобразительного искусства или красоту отечественной природы.

Под эстетическим воспитанием мы, как правило, понимаем воспитание способности понимать, воспринимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. «Оно, - по справедливому мнению Л.А. Буровкиной, - осуществляется на основе культурных традиций, эстетического образования и художественного творчества учащихся» [26, 51]. Современное эстетическое воспитание формируется и конструируется на основе диалога культур, классической эстетической теории, гуманизации и гуманитаризации образования, культурно-исторического подхода к его содержанию. При этом формирование художественной и эстетической культуры личности является важнейшей задачей в эстетическом воспитании. То есть эстетическое воспитание предполагает развитие у каждого человека определенных эстетических качеств: эстетических способностей, умений, потребностей, эстетического вкуса, навыков, эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание представляющее собой систему педагогической деятельности, состоит из содержания, условий и средств, а также своевременно и достаточно объемно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Такая система включает в себя несколько элементов. Это учебная деятельность учащихся, внеклассная и внешкольная работа, эстетическое воспитание в семье и, конечно же, соответствующее самовоспитание школьников. При этом внутри каждого из вышеперечисленных элементов используются следующие специфические методы и формы педагогической работы.

1) Методами эстетического воспитания являются:

- разъяснение,

- анализ произведений искусства, явлений и предметов,

- решение эстетических задач, например, определение жанра искусства и др.,

- упражнения в искусстве, например, слушание музыки, рисование и др., д) поощрение,

- положительный пример и т д.

2) Формы эстетического воспитания - это уроки и беседы на различные эстетические темы, вечера поэзии, кинолектории, встречи за круглым столом и др.

Разнообразная эстетическая деятельность школьников, руководимая педагогами, состоит из комплекса художественно-эстетических средств, из которых основными являются: познание, игра, труд, природа, общение, литература, искусство, бытовая обстановка.

Кратко рассмотрим особенности этих средств, органически входящих в систему эстетического воспитания, и их польза для эстетического воспитания школьников.

Научно-познавательный процесс, как правило, обладает хорошими возможностями для эстетического воспитания школьников. Мысленно глубоко проникая в сущность познаваемых процессов, явлений и предметов, школьник при этом воспринимает и присущие им эстетические свойства. Непосредственный процесс познания объективной реальности начинается с живого созерцания, то есть с чувствительного восприятия; поисковая деятельность в обнаружении истины всегда окрашивается эмоциональным переживанием. По этому поводу К.Д. Ушинский отмечал: «Во всякой науке более или менее существует эстетический элемент, и его передачу ученикам всегда должен иметь в виду наставник» [144, 78].

Писатель К. Паустовский говорил, что красоту земли знающий увидит там, где ее никогда не увидит необразованный человек [Цит. по: 1, 43]. Это значит, что мышление углубляет эстетические переживания.

По мнению известного французского физика Поля Дирака, аксиомы могущие быть непростыми, но всегда математически изящными и красивыми [Цит. по: 1, 43]. Эти слова - подтверждение того, что одним из критериев истинности знания выступает красота.

Для эстетического воспитания школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Возьмем, к примеру, прикладное искусство, которое формирует художественный вкус в выборе предметов и вещей повседневной жизни. Этот вкус школьники воплощают в своих авторских поделках на уроках труда и кружковых занятиях. Архитектура, поражающая воображение детей своей выразительностью, ритмичностью форм и симметрией, есть наглядное формирование действительности по законам красоты. Памятники архитектуры сконцентрировали в себе многолетнюю духовную и нравственную мудрость народа, устоявшиеся художественные традиционные принципы, утверждая при этом собственную эстетическую систему и настоящую сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм.

Если искусство в целом многосторонне и ярко отражает мир, то художник представляет нам этот мир через свое острое, чуткое и своеобразное восприятие. Настоящие произведения искусства вызывающие у человека бескорыстные и глубокие чувства, побуждают к совершению благородных поступков. «Искусство, - отмечает Л.С. Выготский, - есть скорее всего организация нашего поведения с установкой на будущее, требование, которое, возможно никогда и не будет осуществлено, но которое, тем не менее, заставит нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [31, 33].

Однако здесь надо иметь в виду следующее - решающий фактор эстетического воспитания учащихся это не средства сами по себе, а творческое активное отношение школьников к ним. Искусство и наука, органично и тесно связанны в учебном процессе, и стимулируют и умственное, и эстетическое развитие школьников. Каждый школьный предмет, умело и творчески преподаваемый учителем, имеет огромные возможности в деле эстетического воспитания учащихся. Такие возможности заключены в содержании и организации учебного процесса, в деятельности учащихся и, конечно же, самого педагога. «Эстетическое воспитание, прежде всего осуществляется в процессе изучения предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству» [168, 42]. Их специфика заключается в обеспечении ими знаний основ эстетики, художественном образовании учащихся, что является важной составной частью целостного процесса эстетического воспитания. В процессе овладения искусством учащиеся знакомятся с видами и жанрами искусства.

Опыт форм и методов воздействий на изобразительную деятельность учащихся в общеобразовательных школах, умелое привлечение достижений современной науки в различных ее областях (педагогики, философии, искусствоведения, психологии) создают реальные и полезные предпосылки для разработки и обоснования различных условий эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства средствами архитектурных памятников.

В современной школе возникает необходимость раскрытия перед учащимися сущность архитектурных памятников, в частности города Дербента, их социальный смысл и нравственно-эстетический потенциал. Обращение к данным памятникам архитектуры не только заметно повысит интерес у школьников к художественной культуре, но и будет качественно способствовать развитию их личности и формированию духовного мира. При этом следует отметить, что эстетическое воспитание молодежи включает в себя научные, этические и художественно-эстетические ценности и нормы современного общества.

В процессе овладения данными нормами наш индивид продвигается по следующим ступеням:

1) от знания предмета и явления к узнаванию-пониманию;

2) к знанию-умению;

3) к знанию-убеждению.

Как гармонически развитая личность, в деятельности которой воссоединяются познания и практика, восприятие, ощущение и изучение культурных ценностей, индивид формируется именно на этой стадии воспитательного процесса.

Таким образом, сегодня необходимо определить и выработать условия, при которых общезначимые культурные ценности, которые существуют вне ребенка, то есть за рамками его ограниченного духовного мира, превращаются в неотъемлемую часть его собственного мировоззрения, сознания духовной, эстетической сферы.

Анализ эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе

Выше нами уже было отмечено, что в настоящее время в системе художественно-педагогического образования роль искусства архитектуры привлекает интерес педагогов дисциплин эстетического цикла. При этом недостаточно эффективно в решении данных проблем используется духовно-нравственный, художественно-эстетический потенциал памятников архитектуры Дербента в эстетическом воспитании школьников. В контексте рассматриваемой проблемы мы представляем разработанную нами методику эстетического воспитания школьников на образцах памятников архитектуры Дербента. Нами рассматривается методика реализации педагогического потенциала памятников архитектуры Дербента как важное средство эстетического воспитания школьников. Вместе с тем раскрываются содержание, форма и методы художественно-эстетического образования школьников в изучении и познании памятников архитектуры, показывается осуществление последовательно всех этапов и результаты экспериментального исследования на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Основная цель настоящего экспериментального исследования заключается во введении школьников в мир художественной эстетической культуры, в мир памятников истории, в расширении их интереса и знаний об искусстве архитектурных сооружений. В силу своих специфических особенностей и возможностей памятники архитектуры создают особые условия для изучения и познания культурно-исторического наследия и вполне могут успешно содействовать в качестве своеобразного ориентира эстетического воспитания.

Нам представляется, что методика реализации педагогического потенциала памятников архитектуры Дербента в эстетическом воспитании школьников будет достаточно эффективно способствовать развитию интереса школьников и приобщению их к архитектурным сооружениям, возведенным в различные времена в древнем городе Дербенте, и мы постараемся это доказать в экспериментальной части своего исследования.

В подготовке, разработке и процессе экспериментального исследования для решения поставленной проблемы нами были использованы действующие подходы и принципы, предусмотренные разработками по художественно-эстетическому циклу B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова., Т.Я. Шпикаловой, М.М. Байрамбекова, И.М. Раджабова и др.

При этом отметим, что, например, программа «Изобразительное искусство» B.C. Кузина ориентирована на развитие у детей художественного вкуса, изобразительных способностей, творческого воображения, эстетических чувств и понимания прекрасного, пространственного мышления; на воспитание интереса и любви к искусству.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с такими способами художественного освоения действительности, как изобразительное, декоративное и конструктивное. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я. Шпикаловой нацелена на пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, на воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.

Вместе с тем нами был задействован передовой педагогический опыт работы учителей изобразительного искусства России и, в частности, Дагестана. Все это значительно обогатило нашу педагогическую деятельность в плане эстетического воспитания школьников.

Какие же задачи мы предполагаем решить? Необходимо проверить методы реализации эффективности дидактических условий в приобщении к искусству архитектуры на основе использования педагогического потенциала памятников архитектуры Дербента.

При всем этом мы рассматриваем памятники архитектуры как своеобразный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные и эстетические функции, создающие важные условия для личностного освоения культурного наследия на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе.

В силу вышесказанного отметим, что методика экспериментального исследования представляет собой дидактические условия средств и системы занятий по эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников Дербента, сформированных на основе общепедагогических, методических требований, предъявляемых к урокам художественно-эстетического цикла. Последовательность приобщения на уроках, посвященных многообразию ценностей памятников архитектуры Дербента, предусматривает поэтапное изучение содержания изучаемой темы, а также учет возможностей школьников: возрастных, познавательных и практических. Подготавливая, разрабатывая и определяя структуру каждого урока, учителю нужно четко определять, на каком этапе, какие конкретно памятники архитектуры будут использованы в качестве учебного наглядного пособия, образца. В данном случае приоритет надо отдавать памятникам, отличающимся высокой художественной ценностью. Поэтому ознакомление с эстетическими ценностями искусства архитектуры должно быть заранее продумано и основательно подкреплено обоснованной методикой с применением соответствующих убедительных наглядных пособий, иллюстраций, макетов, слайдов. В классах, где нами было проведено экспериментальное исследование, мы предусмотрели подробное знакомство школьников с содержанием эстетических ценностей памятников архитектуры Дербента, его духовно-нравственной, художественно-творческой глубины образов каменных сооружений. При этом образная содержательность рисунков школьников (виды архитектурных сооружений, орнаментика, декор и пр.) в процессе практической работы являются, по нашему мнению, достаточно убедительным показателем уровня эстетического воспитания, а также развития художественно-творческих способностей учащихся.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

На первом этапе в ходе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы нами был определен начальный уровень знаний школьников о памятниках архитектуры вообще и о памятниках архитектуры города Дербента в частности. Также нам необходима была информация об уровне художественной культуры, знаний истории и искусства учащихся. Здесь же были определены основные пути поиска.

На втором этапе после подготовки научно-методической и экспериментальной базы исследования нами были предприняты действия, в которых выявились наиболее важные условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников на образцах памятников архитектуры Дербента.

Третий этап заключался в определении и научном обосновании педагогических условий, системы педагогических воздействий приобщения школьников к памятникам архитектуры Дербента. Здесь же обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Необходимо отметить, что важной стороной опытно- экспериментальной работы мы считаем определение и включение в содержание уроков художественно-эстетического цикла дидактических условий и системы занятий по изучению и познанию эстетических ценностей архитектуры вообще и в частности архитектурных памятников Дербента.

По предоставленным нами дидактическим условиям и разработкам уроки-беседы и системы занятий, способствующие эстетическому воспитанию на образцах архитектурных памятников Дербента, были проведены как автором настоящего диссертационного исследования, так и студентами художественно-графического факультета во время прохождения педагогической практики. Полученные результаты проведенного исследования в последующем внедрялись в практику общеобразовательных школ, как при нашем непосредственном участии, так и через тесные контакты со школьными преподавателями.

Наблюдение, а так же анкетирование за деятельностью школьников экспериментальных и контрольных классов и анализ полученных результатов проводились на основе степени проявления интереса учащихся и повышение эффективности знаний учащихся к изучению памятников архитектуры Дербента. При этом основным критерием эстетического воспитания школьников экспериментальных классов явилось повышение общего уровня художественной подготовленности и понимания языка архитектуры, отражение общечеловеческих ценностей с помощью памятников архитектуры.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников