Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Корниенко Светлана Геннадьевна

Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города
<
Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корниенко Светлана Геннадьевна. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Кемерово, 2002 196 с. РГБ ОД, 61:03-13/893-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников 13-84

1.1 Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема 13-32

1.2 Личностный и системный подходы в эстетическом воспитании младших школьников 32-47

1.3 Особенности социокультурной среды малого города как фактора эстетического воспитания младших школьников 47-64

1.4 Содержание и этапы эстетического воспитания младших школьников в условиях малого города 64-81

Выводы по 1 главе 82-84

Глава 2 Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе 85 -154

2.1 Деятельность общеобразовательной школы по эстетическому воспитанию младших школьников 88-118

22 Роль семьи в эстетическом воспитании младших школьников 118-133

2.3 Сотрудничество учреждений дополнительного образования и культуры в эстетическом воспитании младших школьников 134-146

Выводы по 2 главе 146 -149

Заключение 150-154

Список литературы 155-170

Приложение 171-1%

Введение к работе

Проблема духовного становления личности является одной ад актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами нравственного, эстетического, трудового и других видов воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Эстетическая воспитанность является целью и результатом эстетического воспитания. Она может рассматриваться как качественный показатель сформированное эстетической культуры личности, которая является составляющей ее духовной культуры.

Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается синзитивный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира.

На эффективность эстетического воспитания подрастающего поколения влияет совокупность объективных и субъективных факторов: макрофакторы - социальные, политические и экономические условия в масштабах государства, государственная воспитательная и образовательная политика и др.; мезофакторы - зависят от типа поселения (город, поселок, село), принадлежности к аудитории различных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); микрофакторы - семья, воспитательные организации (государственные, общественные, частные и др.), группы сверстников, микросоциум; субъективные - возраст, здоровье, темперамент, природные задатки и Др.

Влияние различных факторов на эстетическое воспитание личности исследовалось учеными в теории и практике эстетического воспитания в отече-

ственной педагогике. В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли МЛ. Верб, С.А. Герасимов, ДБ. Кабалевский, Е.В. Квят-ковский, Б.Т. Лихачев, АС. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. и ВЛІ. Шацкие и другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах КН. Волкова, Н.И. Киященко, Н.Л. Лазарева и др. Психологии художественного творчества посвящены работы Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова. Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Т.Н. Мальковской и др.

Теория деятельности как основа общекультурного развития изложена в работах ЛИ. Божович, Л.С. Выготского, АР. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. НА. Ветлугина, М.С. Каган, Г.Л. Лабунская, Л.Г. Оршанский, ГС. Ригина и др. теоретически обосновали особенности эстетической деятельности детей. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л.И. Божович, ЗЛ. Морозова, П.М. Якобсон и др.

Кроме того, в разное время учеными, педагогами и психологами решались вопросы эстетического воспитания:

формирования и развития у школьников разного возраста эстетического
восприятия (Е, Келлер, Д.Ы Унадзе, В. Штерн и др.); эстетического инте
реса и вкуса (А.П. Велик, М.С. Каган, Н.А. Дмитриева, А.С, Молчанова,
В.А. Разумный и др.); эстетических чувств (С.А. Аничкин, Е.В. Кузина,
А,Н, Малюков и др.); эстетических способностей (Б.Г. Ананьев, АХ. Ко
валев, 3. Новлянская, А.В. Петровский, ГС. Ригина и др.); эстетических
потребностей (Н.З. Коротков, B.C. Кузин, А.Н. Семашко, К.Н. Хабибулин

и др.);

преемственности художественного и эстетического воспитания (Е.Л Зеленина, Б.М, Неменский, Я.Я. Чернецкий, Т.Я. Шпикалова и др.); творческого развития личности средствами музыки (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Л.В. Школяр и др.);

эстетического воспитания в условиях разного уровня образовательных уч-

реждений (ВТ. Заволока, Л.С. Леднева, И.Г. Мюльбейер, Т.И. Позднякова, Н.А. Чернова и др.).

Таким образом, круг проблем эстетического воспитания достаточно широкий и разнообразный. Однако вопросы, требующие теоретического и практического решения, по-прежнему остаются. Так, во многих работах по эстетическому воспитанию школьников применяется понятие «эстетическая воспитанность» (29; 32; 45; 49; 69; 95; 151 и др.)- Однако сущность его в достаточной степени авторами не раскрывается. В ряде работ последних лет, посвященных эстетическому воспитанию старшеклассников (О.Б. Гордиенко, И-И, Трубина и др.), дается определение эстетической воспитанности рассматриваемого авторами возраста, которое для младших школьников в полной мере не приемлемо и требует теоретической доработки.

Особенности процесса эстетического воспитания младших школьников (задачи, содержание, формы, средства и т.д.) обусловлены их возрастными отличиями: эстетическое сознание, эстетические чувства находятся в стадии формирования; эстетическая деятельность ориентирована на процесс, а не на результат; в художественно-творческой деятельности преобладает репродуктивный уровень и др.

Эстетическая воспитанность является результатом эстетического воспитания, которое в той или иной степени осуществляется в семье, школе, в учреждениях дополнительного образования и культуры, а значит, имеет определенный уровень. Исходя из этого, можно говорить о низком, среднем и высоком уровнях сформированное эстетической воспитанности школьников, которые характеризуются определенными критериями и показателями.

В настоящее время исследователи разрабатывают критерии эстетической воспитанности личности. На данном этапе они частично наработаны в отдельных областях школьной педагогики - музыкальной, изобразительной (ДБ. Кабалевский, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Б.М. Неменский, Г.АЛетрова, Л.И.Сараскинаэ Л.В. Школяр и др.). Нехватка диагностического

6 инсірументария приводит к мехшіическому переносу в школьную практику зарубежных тестов и к использованию методик, разработанных для научных, а не для практических целей. Это отрицательно сказывается на решении конкретных педагогических задач в условиях образовательного учреждения.

Педагоги-практики, судя по материалам научно-практических конференций и публикациям в научно-методических изданиях (3; 7; 25; 47; 63; 114 и др.), выражают озабоченность высокой субъективностью оценки деятельности учащихся на уроках эстетического цикла. Поэтому проблема выработки критериально-диагностического инструментария оценки эстетической воспитанности младших школьников на сегодняшний день является острой и дискуссионной.

В качестве важного фактора эстетического воспитания ученые выделяют окружающую ребенка среду (природную, социальную, бытовую), Л.С. Выготский, С.С. Моложавый, В.Н. и СТ. Шацкие, Л.К, Шлегер и др. указывали на прямую зависимость эстетического воспитания и развития ребенка от влияния среды. Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, АС Макаренко, ВА. Сухомлинский, К.Д. Ушинский рекомендовали эстетизировать как окружающую среду и быт, так и социальные отношения в детском коллективе.

Изучая психолого-педагогическую литературу и диссертационные исследования (18; 34; 40; 44; 50; 69 и др.), мы убедились, что недостаточно исследовано влияние социокультурной среды вообще и, в частности, среды малого города на эстетическое воспитание детей разных возрастных групп. Тем не менее, как подчеркивается в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания...» (73,8),

Анализ теории и практики эстетического воспитания позволил выявить ряд противоречий:

между теоретической обоснованностью влияния среды на эстетическое развитие личности и слабой практической адаптацией теории к особенностям социокультурной среды малого города, что снижает успешность эстетического воспитания младших школьников;

между должным уровнем эстетического воспитания младших школьников и реальным состоянием данного педагогического процесса в малых городах;

между признанием педагогами и психологами, учеными и практиками эстетической воспитанности целью и результатом эстетического воспитания и недостаточной теоретической проработанностью сущности понятия «эстетическая воспитанность», её критериального инструментария.

Данные противоречия определяют педагогические проблемы: что в педагогике включает в себя понятие «эстетическая воспитанность лшадших школьников» и каковы ее критерии; какие педагогические условия будут способствовать успешности эстетического воспитания младших школьников в условиях малого города. Все это позволяет констатировать актуальность педагогического исследования научной проблемы.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города». Выявление и изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в малом городе является целью педагогического исследования.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города будет успешным, если:

реализуются личностный и системный подходы в воспитательно-образовательном процессе, обеспечивающие выявление творческого потенциала ребенка и успешность его развития;

эстетическое воспитание младших школьников осуществляется с учетом социокультурных особенностей малого города;

осуществляется педагогическое сотрудничество школы, семьи, учреждений дополнительного образования и культуры.

Достижение цели исследования, предмет и гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:

  1. определить сущность проблемы эстетического воспитания младших школьников в малом городе;

  2. охарактеризовать социокультурную среду малого города как фактора эстетического воспитания младших школьников;

  3. выявить и экспериментально-проверить педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе;

  4. разработать методические рекомендации для педагогов основного и дополнительного образования по реализации эстетического воспитания младших школьников в условиях малого города.

Методологической основой педагогического исследования является комплексный подход, сочетающий теоретические и практические вопросы разных наук (педагогики, психологии, философии, социологии, эстетики); диаіектико-материалистическое положение об единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности; теоретические положения о системе эстетического воспитания школьников (М.А. Верб, С.А, Герасимов, В.А, Крутецкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, и др.); концепции эстетического воспитания, созданные педагогической наукой и практикой в процессе совершенствования современной системы образования в России; концептуальные положения педагогической диагностики, разработанные отечественными и зарубежными учеными (А.С.

Белкин, Б.П. Битинас, П.ІХ Блонский, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Торренс и др.).

В ходе педагогического исследования были использованы следующие методы: теоретические - изучение и анализ научной, методической психолого-педагогической литературы, изучение и анализ педагогической и учебной продукции (творческие работы учащихся, школьная документация воспитательно-образовательного процесса и др,), моделирование педагогических условий эстетического воспитания;

эмпирические - констатирующий и формирующий эксперименты, индивидуальное и групповое диагностическое обследование, опрос, беседа, анкетирование, ранжирование, независимые характеристики и др.

Основная экспериментальная база: муниципальные начальная школа №4 и общеобразовательная школа №12, Дом творчества юных, Детские музыкальная и художественная школы, районная детская библиотека, ДК «Юбилейный» г. Мариинска.

Исследование проводилось с 1998 по 2002 годы и включало несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе (1998-2000 гг)? определялись исходные позиции исследования, изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялся научный аппарат, разрабатывался эксперимент, определялись задачи исследования, формировалась гипотеза, определялись методологические основы изучения проблемы, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000-2001гг) проводился формирующий эксперимент, включающий несколько этапов (пропедевтический, диагностический, продуктивный, оценочно-коррекционный) по эстетическому воспитанию младших школьников в малом городе.

На третьем этапе (2001-2002гг) проводились обработка и интерпретация полученных результатов исследования, формировались выводы и оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что

дополнен и уточнен понятийно-категориальный аппарат, характеризующий особенности процесса эстетического воспитания младших школьников в малом городе (содержание и этапы работы по эстетическому воспитанию младших школьников, определение эстетической воспитанности младших школьников и критерии уровня ее сформированное);

доказана необходимость осуществления процесса эстетического воспитания па основе принципов личностного и системного подходов;

выявлены особенности социокультурной среды малого города, влияющие на процесс эстетического воспитания младших школьников;

обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе, способствующие успешности данного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в малом городе.

Практическая значимость исследования заключается в реализации педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в социокультурном пространстве малого города (на примере г. Мариинска) и в составлении методических рекомендаций, диагностических материалов для практического обеспечения рассматриваемого процесса.

Достоверность материалов и выводов исследования подтверждается общим методологическим подходом к изучению процесса эстетического воспитания младших школьников; применением различных методов и методик, соответствующих предмету исследования; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, отразившимися в динамике показателей уровня сформированное эстетической воспитанности младших школьников: в сформированное интереса к различным видам эстетической деятельности, в наличии знаний в области искусства и культуры, в эстетическом отношении к себе, людям и окружающему миру.

и На защиту выносятся основные положения проведенного исследования:

  1. Особенности социокультурной среды малого города как фактора эстетического воспитания младших школьников характеризуются положительным влиянием на данный педагогический процесс (более тесное межличностное общение, менее напряженный ритм жизни, близость жителей к природе, преобладание самодеятельного искусства и др.) и негативным (удаленность от центров культуры, небольшое количество учреждений культуры, недостаточное обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами и др.).

  2. Содержание и этапы работы по эстетическому воспитанию младших школьников в малом городе включают в себя пропедевтический,, диагностический, продуктивный, оценочно-коррекционный,

  3. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе;

реализация сотрудничества педагогов основного и дополнительного образования, родителей, работников учреждений культуры;

осуществление личностного подхода к эстетическому воспитанию, учитывающего особенности психолого-физиологического развития ребенка (воображение, темперамент, природные задатки и др.), его склонности, потребности и др. и обеспечивающего младшим школьникам формирование интереса к эстетически направленной деятельности, знаний в области искусства и культуры как интеллектуальной основы эстетической воспитанности, ценности о-художественной ориентации, воспитание эстетических чувств;

осуществление системного подхода к эстетическому воспитанию младших школьников, основанного на принципах преемственности и взаимосвязи семейного и школьного воспитания, основного и дополнительного образования, способствующего формированию единого эстетического воспитательного пространства.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реализации программы сотрудничества по эстетическому воспитанию младших школьников в г, Мариинске. Материалы использовались на краткосрочных курсах повышения квалификации учителей музыки и ИЗО в Кемеровском областном ИУУ, обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции г. Анжеро-Судженске и нашли свое отражение в статьях и тезисах, опубликованных автором в научно-методических изданиях.

Результаты исследования, основные выводы, представленные программно-методические разработки могут быть использованы при проведении курсовой переподготовки учителей и специалистов дополнительного образования школьников в качестве основы для планирования и составления программ, методической учебы по вопросам эстетического воспитания.

Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в педагогическом училище.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Эстетическому воспитанию в отечественной педагогике всегда придавалось большое значение. Оно является одной из основ формирования духовной культуры личности. Эстетическое воспитание осуществляется в семье и в детских общеобразовательных и специальных учебных заведениях, целенаправленно и стихийно, профессионально и средствами народной педагогики.

Эстетическое пронизывает все сферы деятельности человека. Оно присуще только человеку. Однако это социальный процесс, а не природный. Эстетически человека необходимо воспитывать. Теория и практика эстетического воспитания является важным разделом педагогики.

В трудах отечественных педагогов рассматривается сущность эстетического воспитания, содержание, методы, приемы и средства (18; 20; 31; 33; 62; 69; 94; 94; 97; 119; 129; 160 и др.). Эстетическое воспитание в педагогике понимается как:

- воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства, воспитание эстетических чувств, суждений и оценок, воспитание стремления и способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство и в своё поведение (В.Н. Шацкая, МП Верб);

- процесс и результат идейно эстетически направленного обучения, самообразования, воздействия средств массовой коммуникации, в ходе которых усваивается система эстетических знаний, приобретаются специальные эстетически значимые творческие умения, формируется мировоззрение (И.М. Кантор, ГЛ. Петрова); - целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности, которое проявляется в развитии человеческих сущностных сил, овладении богатствами эстетической культуры (И.Ф. Гончаров, Г\И. Егоров, Б Т. Лихачев). Обобщение приведенных и других формулировок позволяет выделить характерные черты эстетического воспитания: эстетическое воспитание деятельно, оно охватывает все сферы жизни че ловека: глубину его мышления, тонкость чувств, нравственные установки и др.; оно определяет характер человека, направлено на развитие чувст венного и интеллектуального начал в ребенке средствами искусства, при роды, эстетизации человеческих взаимоотношений и окружающего жиз ненного пространства; эстетическое воспитание проникает во нее направления воспитания (нрав ственное, физическое, экологическое и т.д.) и осуществляется во всех ви дах деятельности детей, причем с постоянной опорой на эмоциональную сферу ребенка. Вместе с тем каждой стороне воспитания, педагогической деятельности может быть придан эстетический аспект. В таком случае говорят: «эстетика труда», «эстетика поведения», «эстетика урока» и т.д. Процесс эстетического воспитания можно рассматривать в узком и широком смыслах. Эстетическое воспитание в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему духовному обогащению. В узком значении эстетическое воспитание - одно из направлений развития личности, которое, наряду с умственным, нравственным, физическим, решает свои специфические задачи с помощью особых педагогических средств.

В числе функций эстетического воспитания выделяются:

1) функция освоения, переработки и передачи в художественных образах информации о мире; с помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но хранение информации;

2) гедонистическая функция - формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс ненавязчивым и приятным;

3) компенсаторная функция - при общении с прекрасным в ггрироде, в искусстве, в жизни человек переживает положительные эмоции, которые благотворно влияют на общее состояние его организма;

4) воздействие искусства на подсознание - поскольку эстетическое воспитание тесно связано с эмоциональной сферой человека;

5) общественно-преобразующая функция - эстетическое воспитание формирует способность анализировать состояние мира с точки зрения категорий эстетики и преобразовывать его по «законам красоты» (34; 124),

В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура личности. По определению М.А. Верб, «эстетическая культура человека является стержневым, базовым свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании» (20,16), По мнению У.Ф, Сунны (160), эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Мы разделяем эти точки зрения.

Эстетическое воспитание способствует формированию эстетических чувств, эстетического сознания и развитию творческих способностей личности. Эстетические чувства формируются на основе восприятия, эмоций; эстетическое сознание включает эстетическое знание (теорию), эстетические взгляды, идеал и др.; эстетические способности реализуются в деятельности.

Наиболее продуктивно эстетическое воспитание осуществляется в младшем школьном возрасте, т.к. он является периодом активного формирования эмоционально-образного мышления, чувственного познания окружающего мира. Эти возрастные особенности младших школьников способствуют плодотворному эстетическому воспитанию средствами искусства, природы, в процессе межличностного общения и деятельности при условии грамотно выстроенного педагогического процесса. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние пе 16 риоды развития личности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии», - подчеркивал в своих педагогических трудах В. А. Сухомлинский (161,

Восприятие является исходным этапом общения с красотой действительности и искусством. Основу эстетического восприятия человека составляет восприимчивость к красоте звуков (чувство мелодии, музыкальной гармонии), красок (чувство цвета), внешних форм (чувство линии, чувство симметрии, чувство пропорции), движения (чувство ритма, чувство темпа).

Следовательно, всякое воспитание эстетических чувств человека, и в первую очередь детей, предполагает тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата к эстетическому восприятию. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Эстетическое восприятие не бездумно. Оно всегда связано с оценкой не только внешних признаков формы или явления, но и внутреннего содержания,

«Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это первое окошко в мир красоты. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь» (162, 280).

Особенности социокультурной среды малого города как фактора эстетического воспитания младших школьников

В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации (Б.Н, Алмазов, ВТ. Бочарова, А.В, Мудрик, В.А. Сластенин и др.), научными изысканиями в области этнопедагогики (Д.М. Абдуразакова, Г.И. Полков), истории, теории и практики функционирования и развития воспитательных систем (В.А- Караковский, Л.И, Новикова, В,А, Семенов),

Сегодня в педагогической науке и практике возникла ситуация, в которой прямая зависимость существующих подходов в воспитании от среды «уживается» с отсутствием ясных представлений о перспективах

использования ее возможностей доя усиления позиций и расширения инструментальной базы педагогики. Практически не разработаны вопросы управления влиянием среды и технологии обращения её в воспитательное пространство.

Роль среды в воспитании человека осознавали А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лес-гафт, JLH. Толстой и др. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значимость среды, пропитанной народными традициями и культурой. В мировой педагогике теоретически обоснованная идея воспитания средой была реализована в опыте немецких, так называемых соседских, интегрированных школ (Э. Ни» гермайер, Ю. Циммер), французской «параллельной школы» (Б. Бло, Л.Порше, ПФерра), американских «школ без стен» (Р.Х. Уолтер, С, Уотсон, Б, Хоскен), школы «экосистемы» (Дж. Гудленд).

Проблемы среды и воспитания широко разрабатывались в советской педагогике во второй половине 20-х - начала 30-х годов. В своих работах Н.К. Крупская, А,В, Луначарский подчеркивали важность изучения факторов, формирующих личность ребенка, - организованных и стихийных. Прослеживалась зависимость между экономическим и социальным положением семьи, уровнем образования, специфических (этнических) особенностей жизни детей,

В первой трети 20 века идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной «педагогике среды» (НИ. Иорданский, AT. Калашников, М.В. Крупенина, С.С. Моложавый, СТ. Шацкий) и в практике социального воспитания. Они указывали на прямую зависимость эстетического развития ребенка от влияния среды и настоятельно рекомендовали эстетизировать, как окружающую среду и бытэ так и социальные отношения, которые, по их мнению, являются средством эстетического воспитания. Новый взгляд С.Т. Шацкого и его соратников заключался в том, что они связали воедино эстетическое воспитание и организацию среды в процессе формирования творческой личности,

В 30-е годы прошлого века средством реализации цели воспитания мыслилась широкая социальная среда (В.Н.Шульгин),, а ее организатором -педагог (JLC. Выготский, А.П. ГТинкевич и др.). «Педагогика среды» располагала экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса СТ. Шацкого, школьная коммуна Наркомпроса им. П.Н. Лепешинского, руководимая ММ. Пистраком и др.). К концу 30-х гг. появилась формула «среда - наследственность - воспитатель» (Г.С. Костюк, ИМ. Шмальгаузен).

Средовой подход в воспитании, начавший формироваться в 70-е годы в нашей педагогике - это новое явление, хотя и тесно связанное с историей развития педагогики как науки и особой отрасли социального управления (Е.Н. Князева, Н.Д, Никандров, И. Пригожий, В.И. Слободчиков). Среда, по мнению IO.C. Мануйлова, «с функциональной точки зрения определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность.»(102, 39).

Социокультурная среда включает два компонента - социальный и культурный, которые взаимообусловлены. Социальная среда (от лат. sosietas -общество) - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Макросреда характеризует общество людей, проживающих на одной территории (страна, город, село, район и т.д.) Микросреда включает непосредственное окружение человека -семья, учебный, трудовой и др. коллективы, группы. Под влиянием деятельности человека она изменяется. В процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

Культурная среда (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - сфера духовной жизни людей. Ее формирование и развитие, зависят от уровня социального и экономического развития конкретного региона, наличия (или отсутствия, например, в городах-новостройках) исторического прошлого и культурных традиций. Культурная среда включает общение людей в процессе создания и усвоения духовных ценностей общества, моральные нормы, материальные ценности как результат воплощения духовных ценностей, объекты культуры, организационно структурные формы (учреждения культуры, образовательные учреждения, культурные комплексы и т,п,). Культурная среда формируется человеческим обществом, исторически обусловлена, отражает уровень развития конкретного общества, В свою очередь культурная среда оказывает влияние на формирование личности человека, особенно молодого поколения.

B.C. Библер, говоря о феномене, который начал происходить с культурой в XX веке, отмечает, что она из сферы так называемой надстройки все более ясно сдвигается в эпицентр современного бытия и совмещается с пониманием культуры как средоточия духовной деятельности человека (13).

Социально-культурная среда является жизненным пространством,,в котором формируется личность. В 90-е годы появляется понятие «пространство детства», которое как педагогическая категория формулируется в научных работах ИД, Демаковой (1999 год). Пространство детства она определяет как «пространство полноценной жизни ребенка, а не только как пространство его подготовки к взрослому бытию, .территорию, на которой проистекает процесс освоения социального пространства, определение в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся условиях контакта ребенка со взрослыми и другими детьми» (41, 30), Проблема продуктивного объединения детей и взрослых в едином пространстве детства сложна и не решается автоматической встречей ребенка и воспитывающего взрослого, а предполагает специально разработанную программу педагогических действий.

Опираясь на опыт И.Д. Демаковой, мы распространили понятие пространства на область эстетического проживания детей. Под эстетическим пространством мы понимаем среду (природную и созданную человеком), где происходит процесс эстетического воспитания и духовного становления личности ребенка. В понятие «эстетическое пространство детства» мы вїслючаем также круг общения (социальные контакты) детей, который чаем также круг общения (социальные контакты) детей, который включает в себя группы детей и взрослых. Это не стабильный коллектив людей, а подвижное сообщество детского и взрослого населения. Имея социальный контакт с разными людьми по возрасту, по образованию, по значимости, ребенок приобретает разнообразный эстетический опыт. Если ослабевает внимание к ребенку со стороны семьи и педагогов, он часто оказывается под влиянием деструктивного пространства, к которому мы относим криминальные сообщества как детские (подростковые), так и взрослые, а также религиозные секты реакционного толка.

Деятельность общеобразовательной школы по эстетическому воспитанию младших школьников

В результате теоретического анализа эстетического воспитания младших школьников нами выявлены особенности влияния социокультурной среды малого города на данный процесс, описаны этапы формирования и критерии уровня эстетической воспитанности младших школьников и определены педагогические условия в общеобразовательной школе, способствующие формированию эстетической воспитанности младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 1-х — 2-х классах муниципальных общеобразовательной школе № 12 и в начальной школе № 4 г, Мариинска. Исследование проводилось одновременно по двум основным направлениям. Работа велась в естественных условиях воспитательно-образовательного процесса и являлась его органической частью, основное внимание было уделено целенаправленному созданию педагогами условий для эстетического воспитания младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Осуществлялось сотрудничество с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры города.

Общее количество учащихся - 90 человек. Классы на контрольные и экспериментальные мы не разделяли, т.к. считаем, что более интенсивная воспитательная работа по какому-либо направлению, разнообразие форм организации повышает её результативность. Нам было важно выявить особенности эстетического воспитания в малом городе. В начале работы мы проанализировали стартовые условия младших школьников; подготовка детей к школе, занятия художественно-творческой деятельностью, состав семьи как фактор социального и психологического благополучия ребенка, уровень образования родителей и др. (таблица 8). Таблица 8 Из таблицы видно, что учащиеся во всех классах специально не отбирались для опытно-экспериментальной работы. Примерно одинаковое количество детей занимаются в творческих объединениях эстетического профиля в школе или в учреждениях дополнительного образования. Достаточно вы сокке показатели посещения детьми учреждений дополнительного образования (50 -60%) в обеих школах объясняется следующими обстоятельствами: школа № 4 находится в центре города в непосредственной близости от музыкальной и художественной школ, а также от Дома творчества юных и станции юных техников; школа № 12 реализует комплексную программу художественно-творческого развития учащихся внутришкольными резервами.

Так как семья оказывает большое влияние на процесс становления личности младших школьников, мы посчитали важным изучить «социальный портрет» семей учащихся, участвующих в экспериментальной работе.

По составу преобладают полные семьи во всех классах, процентный показатель неполных семей в классе колеблется от 8% до 25 %. Показатель уровня образования родителей во всех классах примерно одинаковый - родители со средним образованием составляют около 21%, что составляет 1/3 от числа родителей класса, остальные имеют высшее или средне специальное образование. Эти показатели позволяют нам утверждать, что социальное положение семей и уровень образованности родителей обеспечивают в основном одинаковые стартовые возможности детям в эстетическом развитии во всех классах, включенных в эксперимент. В трех классах меньше половины детей поступили в школу нз детских садов, только в первом классе школы № 4 56 % детей поступили в школу из детского сада. На начало опытно-экспериментальной работы они учились второй год в школе, и уже к этому времени в классе общие результаты воспитания и обучения на уроках эстетического цикла были примерно равными.

Прежде, чем описать ход опытно-экспериментальной работы, заметим следующее. Во-первых, на ее ход мы влияли как опосредованно (через педагогов, родителей и самих младших школьников), так и непосредственно, принимая участие в разработке и проведении внеклассных мероприятий, реализуемых в соответствии с программой сотрудничества. Во-вторых, этот процесс осуществлялся в учебной деятельности в соответствии с требованиями Госстандарта и во внеучебной деятельности - по программе сотрудничества.

На первом, пропедевтическом, этапе анализировался процесс эстетического воспитания младших школьников в условиях школы. Использовалась методика экспресс-анализа, которая позволила составить общее представление о предмете исследования. Краткие опросники для учителей, администрации и учащихся использовались с целью привлечения внимания к проблеме, определения ее актуального состояния и способствовали осознанию каждым участником своей роли в процессе эстетического воспитания.

В результате опроса учителей начальных классов (54 из 73 человек городских школах, т.е. 74%) выяснилось, что эстетическому воспитанию отводится 5-е место (6% назвали его в числе приоритетного направления). Первые позиции закрепились за нравственным (38%), физическим (26%), гражданским (19%) и экологическим (11%) воспитанием. Вместе с тем, эстетическое воспитание некоторые учителя тесно связывают с нравственным и экологическим. Связь их безусловна, но не взаимозаменяема. Итак, проблемами эстетического воспитания в достаточной степени озабочены далеко не большинство учителей, что наглядно отражено на рисунке 3.

Сотрудничество учреждений дополнительного образования и культуры в эстетическом воспитании младших школьников

Педагогические программы, направленные на эстетическое воспитание детей, основываются на принципах социализации и инкультурации личности.

Принцип всеобщности процесса социализации объективно заложен в самом определении феномена. Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Инкультурация - процесс вхождения человека в мир культуры, приобщения личности к вершинам человеческого духа, познания языка искусства, побуждения в человеке желания «жить но законам красоты» и творить прекрасное, в стремлении стать яркой индивидуальностью. Как социализация, так и инкультурация, - это процессы, которые невозможно ограничить какими-либо временными (и возрастными) границами.

Содержанием обоих процессов является формирование и развитие личности на протяжении всего жизненного пути, где наиболее важными этапами являются детство, отрочество, юность - время наиболее интенсивного и педагогически результативного формирования личности. Социализация и инкультурация включают в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание, образование), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (открытая социальная среда, социально-психологические факторы, такие как, например, мода).

Приоритетность решения проблемы социализации и инкультурации детей в современном обществе гарантируется государственным финансированием программных мероприятий, сохранением сети образовательных, внешкольных, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых учреждений для детей, подростков, юношества, системой подготовки кадров по различным направлениям образования и воспитания подрастающего поколения.

В Российской Федерации дополнительное образование детей реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов (учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных образовательных учреждениях — школах, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и т.п.), в учреждениях культуры (музеи, театры, дома и дворцы культуры и т.д.), физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.

Наряду с другими типами образовательных учреждений (дошкольными, общеобразовательными, учреждениями профессионального образования и др.) учреждения дополнительного образования детей выделены в «Законе об образовании» как особый тип образовательного учреждения. Он имеет специфические черты, признаки, функции.

Цели учреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», основываясь на принципах добровольности деятельности, вариативности, креативности, непрерывности, гуманности, а также при учете специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, психофизиологических особенностей каждого ребенка, его социального и эстетического опыта. В детских учреждениях дополнительного образования созданы условия для преодоления возможного дискомфорта, вызванного неуспешностью в школьной учебной деятельности. Благодаря переключению на иное содержание деятельности в учреждении дополнительного образования, самоутверждение в ней и принятие педагогом и сверстниками благоприятно влияет на формирование личности ребенка.

Учреждения дополнительного образования с одной стороны способствуют расширению образовательного пространства, с другой - выполняют охранительную функцию, предотвращая или уменьшая воздействие на детей негативных факторов социальной среды, формируя у них нравственную устойчивость.

Школьное (базовое) образование и дополнительное образование являются составными частями общего образования, и поэтому их взаимодействие — одно из условий решений общих задач образования. Можно обозначить следующие направления такого сотрудничества:

расширение воспитательной среды: проведение на базе указанных учреждений праздников, фестивалей и других форм воспитательной работы; методическая служба может оказать помощь в разработке и апробации различных воспитательных программ, реализуемых во внешкольной деятельности детей и т.д.

в области кадрового обеспечения (учреждения дополнительного образования имеют кадры специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений: хореограф, режиссер и т.д.);

Вклад школы в таком сотрудничестве может заключаться в ориентации ребенка (родителей) на развитие его интересов через освоение программ в учреждении дополнительного образования; в опоре педагога на опыт детей и подростков, занимающихся в клубах, кружках, студиях, использование их возможностей, в реализации полученного ими дополнительного образования и т.д.

Учреждения дополнительного образования способствуют выявлению и развитию природных задатков ребенка и в неформальной обстановке помогают предъявить (продемонстрировать) их окружающим: родителям, одноклассникам, друзьям воспитанника.

Воспитательная среда учреждения дополнительного образования способствует сотрудничеству детей, воспитанников разного возраста и опыта, и педагогов. Включение необходимых элементов в образовательный процесс может проходить разными путями: вовлечением потенциала уже существующих в учреждении, детском объединении компонентов; возможен и другой путь: использование возможностей социокультурной среды города. Для малых городов наиболее рациональным является сочетание этих двух направлений. В Мариинске развит народный промысел изделий из бересты. Мастера-умельцы охотно делятся своим опытом (Ю. Михайлов, В Данилов и др.), открывая свои мастерские на базе ДХШ, СЮТ.

Многообразие образовательных программ учреждений дополнительного образования можно классифицировать по нескольким направлениям, широко представленным в практике их деятельности (техническое, художественное, программы социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации и др.).

В Мариинске работают Дом творчества юных (ДТЮ), Станция юных техников (СЮТ), Детско-юношеская спортивная школа; в ведении городского отдела культуры музыкальная и художественная школы (ДМШ, ДХШ), детская студия эстрадной песни «Шанс».

К учреждениям культуры г. Мариинска относятся три библиотеки (одна детская), Дворец культуры спиртового комбината, кинотеатр, краеведческий музей и Дом-музей В.А. Чивилихина, самодеятельный театр. Все перечисленные городские учреждения культуры имеют опыт работы с молодежью и располагают творческим потенциалом для работы с младшими школьниками.

Перечислим художественно-творческие объединения в учреждениях дополнительного образования Мариинска, в которых занимаются младшие школьники:

Дом творчества юных - «Веселый карандаш», «Учимся вышивать», «Мягкая игрушка», вокальная студия, танцевальный кружок;

Станция юных техников - авиамодельный кружок, студия «Фотон» (фото кружок);

городские учреждения культуры - детская студия эстрадной песни «Шанс» на базе ДК спиртового комбината;

детская музыкальная школа - классы баяна, аккордеона, фортепиано, домры, вокала, народного пения;

детская художественная школа.

Объем предоставляемых услуг, на наш взгляд, минимальный и традиционный, характерный для учреждений дополнительного образования 20-30-летней давности. Современные направления художественно-творческой деятельности не осваиваются (например, дизайн, компьютерная графика, авангардные театральные и хореографические направления и др.). Открытие игровых компьютерных залов на площадях учреждений культуры (в кинотеатрах, ДК) мы относим к развлекательной деятельности. Все это, несомненно, обедняет воспитательное пространство. К сожалению, данное положение является скорее правилом для малых городов из-за отсутствия необходимых педагогических кадров и материальных ресурсов.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города