Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки модернизации сельскохозяйственного образования в Монголии 10
1.1 Этнопедагогическая характеристика развития монгольского экологического сознания 10
1.2 Развитие субъективного отношения к природе в контексте развития личности 24
1.3 Экоцентрическая модель сельскохозяйственного образования 32
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Реализация экоцентрической модели сельскохозяйственного образования в Монголии
2.1 Содержание сельскохозяйственного образования экоцентрической направленности 44
2.2 Методическая система реализации экоцентрической модели сельскохозяйственного образования Монголии 61
2.3. Итоги реализации экоцентрической модели сельскохозяйственного образования 80
Выводы по второй главе 94
Заключение 98
Список литературы 106
Приложения
- Этнопедагогическая характеристика развития монгольского экологического сознания
- Развитие субъективного отношения к природе в контексте развития личности
- Содержание сельскохозяйственного образования экоцентрической направленности
Введение к работе
Актуальность исследования. В третьем тысячелетии начался переход человечества на новую форму развития - sustainable development, которая в России получила название "устойчивое развитие".
Стратегия устойчивого развития имеет своей целью выживание человечества и его дальнейшее непрерывно долгое развитие. Главным условием устойчивого развития является сохранение окружающей среды, достижение гармонии в развитии общества и природы, Реализация идей устойчивого развития требует нового экологического сознания, а именно той части сознания, которая включает экологические представления, характер взаимодействия с природой и характер экологического поведения человека.
В констатирующем опросе мы выяснили, является ли экологическое
сознание студентов адекватным объективной реальности. Большинство
опрошенных считает, что информация о грозящих человечеству экологических катастрофах не относится к Монголии (51%), значительная часть опрошенных не испытывает тревоги по поводу глобальной экологической катастрофы или считает, что такой опасности нет (42%), лишх-7% опрошенных согласны с существованием экологической опасности и считают решение экологических проблем приоритетной задачей для всего общества. Такое неадекватное восприятие экологической ситуации в мире отчасти объясняется, по-видимому, относительным экологическим благополучием в Монголии, однако главной причиной мы считаем недостаточное экологическое образование студентов. Профессиональная подготовка будущих специалистов сельского хозяйства в Монголии не отвечает требованиям современности, она ориентирована лишь на формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Образование сегодня во всем мире не удовлетворяет потребностям настоящего и будущего времени, оно является транслятором устаревших ценностей индустриального
общества. Об этом кризисном состоянии образования утверждали в конце XX века Ф.Г. Кумбс и другие авторы. Только новая модель образования может сформировать нужное экологическое сознание.
Анализ научной литературы и изучение состояния экологического образования будущих специалистов позволили установить следующие противоречия: между необходимостью фундаментализации содержания образования и узкопрофессиональной его детерминированностью; между необходимостью ориентации образования на глобальные инновационные ценности экологического общества и имеющей место его устаревшей ценностной ориентацией; между необходимостью использования внутренних психогенных факторов развития личности и авторитарной сущностью существующей системы образования.
Осознание выявленных противоречий и потребность формирования экологического сознания будущих специалистов, отвечающего проблеме реализации идей устойчивого развития, обусловили выбор темы данного исследования "Экоцентрическая система сельскохозяйственного образования в Монголии".
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы экологического образования являются предметом активных научных исследований. Достижения российских учёных в данной области имеют фундаментальный характер и могут служить надежной научной основой при разработке конкретных педагогических проблем экологического образования.
Философские основы экологического образования как приоритетного механизма реализации идей устойчивого мирового развития заложены А.Д. Урсулом, Н.М. Мамедовым и др. Образование для устойчивого развития в их работах получило название опережающего образования. Значительный вклад в разработку концептуальных основ опережающего образования внесен бурятскими философами В. А. Балхановым, В.В. Мантатовым, Л. В. Мантатовой. В.А. Балхановым разработана концепция фундаментализации
образования в контексте стратегии устойчивого развития и теория целостного мировоззрения личности. В.В.Мантатов и его ученики разработали актуальные философские проблемы экологической этики, лежащей в основе идей опережающего образования.
Различные аспекты экологического образования школьников в традиционном толковании рассмотрены Н.Ж. Дагбаевой, А.Н, Захлебным, И.Д. Зверевым, Т.В. Кучер, И.Т. Суравегиной. Проблемы развития экологической культуры в глобальном футуристическом аспекте изучались А.А. Горелопым, AT. Маслеевым, И.Ю. Солдаткиной, КМ. Шилиным.
Проблемы самоопределения школьников на сельскохозяйственные профессии исследованы в работах A.M. Низамова, В.Д. Симоненко, И.М. Филиппова, СБ. Хмырова, С Н. Чистяковой и др. В Монголии проблемы экологического образования рассмотрены в работах Т.Оюунчимэг и О.Шагдарсурена.
Исследования педагогических проблем опережающего образования, видимо, только начинаются. М.Н. Очиров исследовал аксиологические функции опережающего математического образования. СВ. Носырев разработал систему опережающей социализации учащихся гуманитарных классов. В нашей работе рассмотрена проблема опережающего сельскохозяйственного образования в Монголии.
Цель исследования. Разработать и реализовать систему сельскохозяйственного образования, обеспечивающую подготовку будущих специалистов с экоцентрическим экологическим сознанием.
Объект исследования. Подготовка будущих специалистов сельского хозяйства.
Предмет исследования. Экологическое сознание будущих специалистов сельского хозяйства.
Гипотеза исследования. Если в содержании сельскохозяйственного образования отразить традиционный опыт монгольского ненасильственного природопользования и опережающий опыт любовно-творческого
взаимодействия с природой; если в системе обучения будущих специалистов использовать культурологический подход и психогенные факторы развития личности с учётом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей развития монгольского экологического сознания, то будет обеспечено развитие экологического сознания будущих специалистов как системы представлений о мире, для которых характерны ориентированность на экологическую целесообразность, когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе, баланс прагматического и непрагматического характера взаимодействия с природой, глобальное ноосферно-экологическое мышление. Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ развития монгольского и западного
экологического сознания в процессе социогепеза и онтогенеза.
2. Разработать модель сельскохозяйственного образования,
обеспечивающую экоцентрическую тенденцию развития экологического
сознания будущих специалистов с глобальным ноосферно-экологическим
мышлением.
3. Определить эффективность разработанной модели
сельскохозяйственного образования.
Методологической основой исследования явились:
учение о ноосфере (В .И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шар ден и др.) и концепция устойчивого развития (Г.Х. Брунтланд, В.А. Коптюг, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.);
экоцентрическая парадигма общественного экологического сознания, включая инвайронментальный консервационизм ( Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), русскую религиозную философию, учение о ноосфере, экологизм (Н.А, Бердяев, В.И. Вернадский, И.В. Киреевский, Клементе, Леопольд, Марш, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский и др.), универсальную этику, биоцентризм (Ганди, Лоу, Торо, Олмстед, Швейцер и др.);
- концепция эколого-информационного общества (Д. Белл, А.А. Горелов,
Н.Н. Моисеев, О. Тоффлер и др.);
- концепция развития личности и личностно ориентированного
образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский,
СВ. Кульневич, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Г. Юнг и др.);
- методика диагностики субъективного отношения к природе (С .Д.
Дерябо, В.А. Левин).
Этапы исследования. Первый этап (1999-2000 гг.) носил поисковый характер, в ходе которого разрабатывалась педагогическая модель развития экологического сознания будущих специалистов сельского хозяйства, определялись начальные условия этой модели.
Второй этап (2000-2004 гг.) был посвящен реализации разработанной педагогической модели в экспериментальном обучении будущих зооинженеров.
Третий этап (2004-2005 гг.) был посвящен оформлению и публикации основных результатов исследования, разработке педагогических рекомендаций к использованию данной модели образования.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование; статистический анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования: установлена тенденция социогенетического развития монгольского экологического сознания как инваиронментальная и описана такими «узловыми точками», как архаическое сознание-буддизм-биоцентризм. Эта тенденция принципиально отличается от антропоцентрической и имеет экоцентричную направленность.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке педагогической системы развития экоцентрического экологического сознания будущих специалистов сельского хозяйства с учетом
социогенетических и онтогенетических особенностей традиционного монгольского экологического сознания. В частности, разработана концепция содержания экоцентрически ориентированного сельскохозяйственного образования, которая наряду с современными специальными знаниями включает традиционный номадный опыт животноводства и новый вид опыта - опережающий опыт любовно-творческого взаимодействия с природой, характерный для ноосферно-экологического общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагогическая система развития экоцентрического экологического сознания будущих специалистов сельского хозяйства может быть распространена и на развитие экоцентрического сознания будущих инженеров и других специалистов производственной сферы. Такие специалисты своей профессиональной деятельностью будут способствовать реализации идей устойчивого мирового развития.
Достоверность результатов исследования обусловлена его надежной теоретической обоснованностью, объективностью и стандартизированностью измерений выборки поведения, правильным выбором методов исследования, надежностью и валидностью использованных методик диагностики, репрезентативностью выборки, тщательным статистическим анализом экспериментальных данных и адекватностью интерпретации результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
в процессе социогенеза монгольское экологическое сознание развивалось как инвайронментальное и приобрело признаки биоцентризма: синкретичность восприятия мира, биосферный эгалитаризм, экологическое самообеспечение;
в онтогенезе монгольское экологическое сознание менее кризисно, чем в западной культуре, переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности и между прагматической и непрагматической модальностью происходят более плавно в силу отсутствия противопоставленности человека и природы;
экоцентрическое развитие экологического сознания будущих специалистов сельского хозяйства Монголии возможно как естественное продолжение исторически сложившегося экологического сознания, для чего необходимо обеспечить педагогические условия. К ним относится, во-первых, фундаментализация содержания сельскохозяйственного образования, реализованная нами включением традиционного монгольского опыта природопользования и опережающего опыта любовно-творческого взаимодействия с природой; во-вторых, это дидактическая система, разработанная как совокупность взаимодействующих принципов развития сознания и реализованная в виде критериального алгоритма, состоящего из четырех этапов - готовность к новому пониманию смысла на уровне принятия знаний как личностно значимых; предварительная готовность к самоорганизуемой выработке нового смысла и отношения к нему; перестройка имеющихся знаний на основе дискредитации прежних смыслов; готовность к практической реализации актуального смысла;
- монгольское общество может решить глобальные проблемы на основе своего национального характера, форм общественных отношений и традиционного благоговейного взаимодействия с природой, приобщая будущих специалистов к ценностям экологического общества в процессе опережающей социализации.
Экспериментальная база исследования: Монгольский государственный сельскохозяйственный университет, зооинженерный факультет.
Апробацией результатов исследования может служить их публикация в научных сборниках и материалах научно-практических конференций в России и Монголии.
Этнопедагогическая характеристика развития монгольского экологического сознания
Понятие экологического сознания постоянно развивалось и продолжает развиваться под влиянием различных факторов. Первичное экологическое сознание появилось в мифологически-религиозной форме и отражало ощущение полной зависимости человека от природы как источника удовлетворения потребностей и как источника опасностей. Содержание экологического сознания изменилось, когда человек получил возможность воздействовать на природу и в той или иной степени изменять экологическую среду. Собирательство и охота, скотоводство и земледелие, промышленная индустрия означали каждый раз новый характер взаимоотношений человека с природой. Накапливался и опыт общественных отношений. Постепенно на экологическое сознание стало оказывать влияние развитие науки. На содержание экологического сознания сильное влияние оказали климатические изменения. Расширялся объём экологического сознания, изменялись формы и способы его реализации, т.е. экологическое поведение.
Активно противопоставляя себя природе и приобретая всё больший опыт природопреобразовательной деятельности, человек постепенно стал чувствовать себя «хозяином» природы. Происходило увеличение производства продуктов потребления. Одновременно происходил и рост потребностей: как отметил К. Маркс, удовлетворение какой-то одной потребности приводит к появлению нескольких новых потребностей. Эти факторы привели к формированию агрессивно-потребительского экологического сознания. Этому способствовало и представление о неисчерпаемости природных ресурсов.
Агрессивно потребительский тип личности привел к агрессивно-потребительской цивилизации. Становись всё могущественнее благодаря научно-техническому прогрессу и всё больше агрессивней для удовлетворения своих растущих потребностей за счёт природы, человек всё больше разрушает природу, разрушает механизмы функционирования биосферы на планете. Сегодня экологическая ситуация в мире настолько ухудшилась, что поставлено под вопрос само существование человечества в связи угрозой экологической катастрофы.
Мы считаем имеющей решающее значение в формировании экологического сознания экологическую компетентность субъектов образования, ощущение ими реальной экологической опасности, понимание необходимости принятия опережающих действий по предотвращению экологической катастрофы. В случае почти полного совпадения образа внешней среды с объективной действительностью говорят об адекватном экологическом сознании .[1]
Понятие адекватного экологического сознания меняется вместе с экологической ситуацией. Главное состоит в том, чтобы объективно оценить эту ситуацию и создать совпадающий с ней образ внешней среды. Для этого используются методы научного анализа по отношению к природной среде. Под природной средой мы в данном случае подразумеваем и природу, и антропогенную среду, вместе взятые. Анализ антропогенной среды имеет большее значение, чем анализ по отношению к природе, так как именно антропогенная среда выступает как угроза экологическому равновесию. При адекватном экологическом сознании природная среда выступает не только как угроза или противостоящая сторона в конфликте, но и как объект заботы и охраны. При адекватном экологическом сознании признается необходимость воздействия на природу для удовлетворения потребностей человека и неизбежность наносимого ущерба природе, одновременно предлагается программа минимизации этого ущерба. Следует подчеркнуть, что в адекватном экологическом сознании имеется эстетический компонент, понимание красоты природы, стремление сохранить эту красоту. В формировании адекватного экологического сознания важное значение имеет достоверность информации о состоянии природы, о последствиях тех или иных воздействий на природу. Эта достоверность обеспечивается научным анализом, гласностью осуществляемых экономических мероприятий и их экологических последствий. Адекватное экологическое сознание рассматривается нами как ступень в формировании экоцентрнческого экологического сознания, ориентированного на глобальные проблемы соразвития общества и природы. В нашем исследовании мы в первую очередь выявили содержание понятия «экологическое сознание» и внесли свои коррективы. Существуют различные определения данного понятия.
В.И. Медведев и А.А. Алдашева определяют экологическое сознание « как сформированную в виде понятийного аппарата систему отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека и человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком»[1,с.6]
Развитие субъективного отношения к природе в контексте развития личности
Природа-источник удовлетворения потребностей личности. Под субъективным отношением понимают «субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение» (С .Д. Дерябо [52,с.18]).
Характеристика субъективного отношения к природе возможно с помощью ряда параметров. Важнейшими среди них, имеющими интегративный характер, являются интенсивность и модальность. Интенсивность характеризует степень запечатленности тех или иных потребностей в объектах отношения и силу проявления данного отношения в различных сферах. Благодаря проявлению субъективное отношение личности становится известным другим людям. Сложившееся субъективное отношение приводит к изменению в личности человека. Он начинает по-другому чувствовать, думать, действовать, поступать. Поэтому, в структуре интенсивности выделяют перцептивно-аффективный компонент (уровень эстетического и этического освоения объектов природы, а также уровень отзывчивости на витальные проявления объектов природы), когнитивный компонент (уровень изменений познавательной активности, её мотивации и направленности), практический компонент (уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы), поступочный компонент (уровень активности личности, направленной на изменение окружающей среды, уровень нравственного самоопределения личности). В конечном счёте именно поступок является реальной характеристикой сформировавшегося субъективного отношения к природе.
Качественно-содержательной характеристикой субъективного отношения к природе служит его модальность. Во-первых, модальность характеризуется по тому, является ли субъективное отношение прагматическим (взаимодействие с природой подчинено мотиву удовлетворения прагматических потребностей) или непрагматическим (взаимодействие с природой является непрагматическим).
Вторая характеристика модальности субъективного отношения к природе даётся по оси - «объектная-субъектная», т.е. по тому, является ли природа объектом или субъектом отношения личности. В первом случае с природой можно поступать свободно, во втором случае - в соответствии с субъектификацией (атрибуцей субъектности).
Если модальность представить в виде координатной плоскости, заданной двумя осями «объектная-субъектная» и «прагматическая-непрагматическая», то первая четверть будет представлять субъектно-непрагматический тип модальности, вторая-объектно-непрагматический, третья - объектно-прагматичекий, четвертая - субъектно-прагматичекий тип (СН,ОН,ОП, СП).
На основе параметров интенсивности и модальности мы можем построить типологию субъективного отношения к природе и тогда получим 16 типов отношения к природе: перцептивный СН, когнитивный СН, практический СН, поступочный СН, когнитивный ОН, практический ОН, поступочный ОН, перцептивный ОН, перцептивный ОП, когнитивный ОП, практический ОП, поступочный ОП, перцептивный СП, когнитивный СП, практический СП, поступочный СП.
Мы будем исследовать экологическое сознание будущих зооинженеров. По психологическому содержанию наиболее отвечающим деятельности зооинженеров является когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Действительно для зооинженера домашние животные должны быть субъектами восприятия, при этом субъективное отношение в наибольшей степени проявляется в познавательной (когнитивной) сфере, а мотивом познавательной деятельности является приобретение конкретных специальных знаний о каждом животном для дальнейшего прагматического использования, а именно для рекомендации работникам, как получить больше молока или шерсти.
Диагностику субъективного отношения мы будем осуществлять по опроснику «Натурафил», разработанному В.А. Левиным и С.Д. Дерябо в 1989 году и предназначенному для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Этот опросник будет отражать уровень интенсивности субъективного отношения и прагматической модальности, поскольку это противоположные модальности. В связи с этим раскроем психологическое содержание когнитивного субъектно- непрагматического типа. Здесь речь идёт о субъектном восприятии объектов природы: они являются субъектами и обладают собственной самоценностью. Субъективное отношение данного типа в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере, но мотивом познавательной деятельности является не получение какого-то "полезного продукта " а радость от самого процесса познания, как это имеет место, например , у учёных -биологов, изучающих флору или фауну.
Содержание сельскохозяйственного образования экоцентрической направленности
Исходя из цели формирования экоцентрического экологического сознания будущих зооинженеров, мы подвергли анализу реализуемое в настоящее время содержание подготовки этих специалистов и разработали свою концепцию содержания и систему его реализации. Главный недостаток реализуемого в настоящее время содержания состоит в том, что оно имеет узко специализированное направление, не ориентировано на запросы современности и тем более будущего. Можно полностью согласиться с выводом Международной комиссии по образованию для XXI века о том, что система образования «застыла и целиком погружена в прошлое, использует устаревшие методы для передачи устаревших же знаний» [134, с. 111].
Переориентация подготовки будущих специалистов сельского хозяйства требует нового подхода к отбору содержания образования. В российской педагогике и, в частности в дидактике проблема содержания образования является предметом постоянного обсуждения [47, 67, 97, 146, 145, 165-169].
Если в советское время содержание образования в СССР было идеологизированным и направленным на формирование коммунистического мировоззрения, то в последнее время подход к отбору образования стал гуманистическим и направленным на развитие личности учащегося, на их самоопределение и самоактуализацию. Аналогичная картина наблюдается и в монгольской системе образования. Если в советское время монгольское образование было точной копией образования в Советском Союзе, то в пост советское время оно стало более самостоятельным. Однако, эта самостоятельность была связана с некоторой растерянностью, отсутствием концептуальной определенности. В городе появились школы с русским, английским, немецким, китайским, японским языком обучения. Каждая школа была риентирована на ту или иную концепцию содержания. Массовая монгольская школа по-прежнему оставалась авторитарной, ориентированной на формальные знания, а не на развитие личности. Аналогично обстояло дело и в вузах. Появилась потребность в разработке концепции содержания высшего образования в соответствии с новыми целями и задачами.
Приведем, прежде всего определение образования и содержания образования, которое является наиболее точным и правильным, по нашему мнению. «Образование - системный результат усвоения субъектом учения специально отобранного множества элементов объективизированного опыта человечества, необходимый для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемый обществом в качестве определенного уровня развития и его подготовки для деятельности в этой сфере» [186, с, 39].
Под объективизированным опыта человечества понимается совокупность всех накопленных человечеством элементов духовной и материальной культуры, которая может быть усвоена индивидом в том или ином виде - спонтанно, самостоятельно, латентно (непроизвольно) и в процессе управляемого усвоения в ходе обучения и воспитания, результатом которого и является образование.
Системность образования обеспечивается целенаправленным отбором содержания и способов его усвоения. Содержанием образования называется «специально отобранная и признаваемая обществом система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественно полезной практики» [186, с. 40]
В связи с поставленной нами целью формирования экоцентрического экологического сознания студентов мы сделаем два критических замечания к этому определению содержания образования. В нашем случае уровень общественного сознания еще не достаточно высок, чтобы содержание экоцентрически ориентированного образования было признано обществом в нужном объеме. Общественное экологическое сознание в мире все еще остается антропоцентрическим. В Монголии это сознание, не являлось антропоцентрическим, еще недостаточно развито как экоцентрическое, хотя и имеет экоцентрическую тенденцию эволюции. Во-вторых, следует выяснить, что означает «успешная деятельность в избранной сфере общественно полезной практики».
Если речь идет об успешной деятельности в той или иной сфере (научной, производственной, социальной) без учета экологического императива, без учета воздействия на природу, то данное определение содержания не отвечает целям экоцентрической системы образования.
Содержанием экоцентрически ориентированной системы образования мы называем специально отобранный и педагогически адаптированный социально-культурный опыт человечества и опережающий опыт, усвоение которого необходимо для успешной деятельности в интересах социально-культурного прогресса.
При отборе содержания особое значение нами придавалось социально-культурному опыту монгольского этноса, его экологической культуре, которая всегда была инвайронментальной.
Наряду с известными компонентами (эмоционально-ценностный, когнитивный, деятельностно-творческий, и др.) обязательными для нас были экологический, неогуманистический, гуманитарный, информационно-технологический компоненты содержания. Совокупность выделенных нами компонентов обеспечивали целостный или фундаментальный характер содержания, которые, по нашему предположению, были необходимым условием формирования любовно-творческого типа личности с экоцентрическим экологическим сознанием.