Введение к работе
Язык нации вместе с её территорией, экономическим единством и психическим (культурным) строем является одним из основных признаков существования данной нации. Если народ утрачивает национальный язык, он теряет свое национальное лицо, ассимилируясь с другой нацией. Это хорошо знали великие предки грузинского народа, поэтому, как зеницу ока, оберегали основы существования нации: язык, территорию и вероисповедание.
Достаточно беглого ретроспективного взгляда на историю Грузии, чтобы убедиться в истине сказанного. Многочисленные памятники дрезнегрузинской истории, культуры, литературы свидетельствуют с трепетном, бережном отношении лучших сынов Грузии к сохранению этой триады. Так Леонтий Мровели в своем труде "Жизнь Картли" большую заслугу карталианского царя Парнаоза видит в том, что при нем был распространен грузинский язык, "нигде не значился другой язык, кроме родного грузинского, и это создало грузинское книгозяание".
Один из грузинских псалмов - "Хвала грузинскому языку" представляет собой гимн величию, славе и бессмертию грузинского языка.
Памятники древнегрузинской культуры "Мученичество Або" И.Сабанисдзе , "Жизнь Григория Ханцдели" Георгия Мерчуле и др. свидетельствуют о роли грузинской церкви в росте национального самосознания грузинского народа, в сохранении и развитии грузинского языка, в возрождении национально-христианской культуры под крылом собственного храма.
Чувством национального самосознания проникнуты деяния и труды выдающихся грузинских Философов, политических деятелей,
_ 4 -
писателей и педагогов ХУП-ХУШ веков: Сулхан-Саба Орбелиани, Арчяла П, Вахтанга УІ, Давида Гурамишвиля и мн.др., которые вели широкую и многообразную просветительскую деятельность, направленную на сохранение грузинского языка, развитие национальной школы, многообразной национальной культуры.
Весьма характерно, что история национально-освободительного движения в Грузии во второй половине ХК Еека начинается с борьбы за чистоту языка. И не случайно. В языке вырисовывается духовная жизнь нации, его история. "Жизнь нации, её слава, его история защищены языком" (Г. Орбелиани).
В этот период на арену общественной деятельности выходит блестящая плеяда выдающихся общественных деятелей, писателей и педагогов Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Нико Цхведадзе, Важа и Александр Казбегя и многие другие. Среди них особое место занимает великий грузинский педагог и общественный деятель Якоб Гогебашвили, вся жизнь которого целиком была посвящена делу просвещения, образования и воспитания подрастающего поколения, борьбе за создание национальной школи, восстановления грузинского языка в правах, за его возрождение и развитие.
Сегодня, когда в Грузии началоя сложный процесс строительства политически независимого суверенного государства и в связи с этим создание новой национальной школы, особую актуальность обретают педагогические взгляды и идеи Я.Гогебашвили на роль грузинского языка в формировании чувства национального самосознания.
Исследование педагогических взглядов и идей Я.Гогебашвили всегда привлекало внимание грузиноких ученых. Монографический характер носят исследования Г.Тавзяшвиля, Д.Лордкипанидзе,
Уш.Оболадзе. Отдельным сторонам педагогического наследия Я.Гогебатвили посвящены исследования А.Гобронидзе (связь школы с жизнью); Н.Зоделава (эстетическое воспитание), М.Тала-квадзе (учебники Гогебашвили); Н.Нариманидзе (общепедагогические идеи и их связь с современностью); Ж.Благидзе (воспитание дружбы между народами), Т.Згенти (воспитание любви к родине).
За последние годы были изданы печатные труды и кандидатские диссертации, в которых педагогические взгляды Я.Гогебашвили исследуются в связи с решением смежных проблем. Таковы труды Ц.Джапаридзе по вопросу музыкально-эстетического воспитания в творчестве А.Церетели; Р.Цкитяшвили - о роли грузинской народной музыки в гуманистическом воспитании учащихся; Н.Бебиашвиля - о педагогических взглядах епископа Гавриила; М.Вардиашвили о просветительской деятельности и педагогических идеях А.Церете-ля; Н.Джанашия - о вопросах национально-патриотического восгшта-нся подростков в творчестве Акакия Церетели; В.Саришвили - о воспитании гуманизма в педагогическом наследии и творчестве И.Чавчавадзе.
Можно привести и другие примеры. Однако до сих пор не создано ни одного труда, в котором специально, монографически были бы исследованы взгляды Я.Гогебашвили на роль и значение родного языка в формировании национального самосознания.
Актуальность проблемы и её неразработанность в грузинской историко-педагогической науке определили выбор темы.
Цель исследования: на основе изучения, анализа и обобщения взглядов Я.Гогебатвили на роль родного языка в формировании национального самосознания определить возможности их использования в современных условиях строительства грузинской национальной
- 6 - ;
школы и системы народного образования. Задачи исследования:
-
Раскрыть сущность и содержание взглядов Я.Гогебашвили на роль родного языка в формировании национального самосознания учащихся;
-
Определить условия, при которых имеются возможности использования этих взглядов в практике современной нацяоналі ной школы, семейного воспитания;
-
Определить значение диссертационного исследования для развития историко-педагогической науки.
Цель и задачи исследования определили его гипотезу: взгляды Я.Гогебашвили на роль и значение родного языка в формировании национального самосознания, практическая деятельное великого грузинского педагога, направленная на сохранение, возрождение и развитие родного языка могут использоваться в практике работы учебных заведений, а также семейном воспитана, грузинских детей. Эффективность их использования зависит от следующих условий:
- образование и воспитание детей должно строиться на осж
ве научно разработанной концепции национальной школы и нацио
нального воспитания;
педагогические взгляды Я.Гогебашвили должны оцениваться с современной точки зрения, с учетом конкретных условий функционирования учебных заведений и современной грузинской семьи;
учитель (воспитатель, родитель) должен обладать чувстве национального самосознания, лишенного узкого национализма и показывать личный пример чистоты грузинской речи.
Методологической основой исследования явилась концепция народности, разработанная классиками грузинской и русской педа
гогики Й.Чавчавадзе, Якобом Гогебашвили, К.Д.Ушинским, П.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым и др.; видными современными учеными-теоретиками и историками педагогики: Д.Лордкшанидзе, Г.Тавзишвили, У.Оболадзе, С.Сигуа, В.Каджая, В.Гагуа и др. Основными источниками исследования явились:
педагогическое наследие Я.Гогебашвили, труды видных грузинских ученых, посвященные проблеме изучения педагогических взглядов Я.Гогебашвили, его организаторской и общественно-педагогической деятельности;
труды классиков русской педагогики: К.Д.Ушияского, Г.Г. Чернышевского, Н.А,Добролюбова, педагогические взгляды которых были близки Я.Гогебашвили;
материалы Грузинского республиканского центрального архива;
архивные материалы Грузинского государственного музея народного образования;
дореволюционная периодическая пресса: журналы "Мнатоби", "Какадули"; " Цискяп^1. "Ганатлеба"; газеты "Дроеба", "Теми". "Сахалхо газети", "Иверия", "Квали" и др.
В ходе исследования диссертантом использовались методы научно-педагогического исследования двух уровней - теоретического и эмпирического.
К числу первых относятся:
- изучение и анализ печатного и рукописного педагогическо
го наследия Я.Гогебашвили, печатных и рукописных трудов по тео
рии и истории педагогики, психологии, архивных материалов, их
сопоставительный анализ.
Среди методов эмпирического уровня соискатель использовал наблюдения, беседы с учителями, родителями, учащимися.
Научная новизна диссертационного труда состоит в том, что в нем впервые в историко-педагогическои науке:
монографически целостно исследуются взгляды Я. Гогебашвили на роль родного языка в формировании национального самосознания в аспекте современных проблем образования и воспитания;
педагогические взгляды Я.Гогебашвили рассматриваются в едином процессе прогрессивного общественно-педагогического движения 60-х - 70-х годов XIX века в Грузии и России с учетом специфических для грузинского народа проблем и путей их решения;
выявлены возможности использования взглядов грузинского педагога в разработке концепции грузинской национальной школы и в практике школьного и семейного воспитания.
Практическая значимость. Ряд теоретических выводов, сделанных в исследовании, доведен дс уровня конкретных рекомендаций; они апробированы и внедрены в практику работы на уровне общеобразовательных школ.
Результаты исследования могут быть использованы не только в общеобразовательных школах, но и в различных типах учебных заведений с внесением некоторых коррективов в зависимости от того или иного вида образования: в средних специальных учебных заведениях, педагогических вузах при чтении лекционных курсов, в спецкурсах, спецсеминарах по истории педагогики, в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей средней и высшей школы.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на научную методологию, выбором методов исследования, адекватных его целям и задачам.
Апробация диссертации. Некоторые основные полонення были зачитаны в виде докладов на республиканских и институтских конференциях, а также опубликованы в виде отдельных статей в научны;
и научно-методических журналах.
На защиту выносится следующее положение:
I. Взгляды Я.Гогебашвили / роль родного языка в формировании национального самосознания должны найти свое практическое осуществление в современное нам время, когда Грузия стала независимым, суверенным государством, самостоятельно определяющим национальную школьную политику. Основой этой политики является восстановление родного языка в своих правах как мощного фактора формирования у подрастающего поколения чувства национального самосознания, национальной гордости.
Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, трех глав, выводов и списка использованной литературы общим объемом в 156 страниц.