Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование национального самосознания младших школьников Очиров Гомбожап Дугарнимаевич

Формирование национального самосознания младших школьников
<
Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников Формирование национального самосознания младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Очиров Гомбожап Дугарнимаевич. Формирование национального самосознания младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 2000 144 c. РГБ ОД, 61:01-13/1467-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования национального самосознания учащихся начальных классов 10

1.1. Философские, психологические основы самосознания личности 10

1.2. Национальное самосознание как общественное и личностное образование и проявление 25

1.3. Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания младших школьников ... 47

ГЛАВА 2. STRONG Содержание и процесс формировании национального самосознанию, младших

школьников STRONG 61

2.1. Изучение состояния уровня сформированности национального самосознания учащихся начальных классов 61

2.2. Системный подход к формированию национального самосознания школьников 78

2.3. Педагогическая технология формирования национального самосознания учащихся начальных классов 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное развитие

межнациональных отношений, обострение этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования национального самосознания в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.

Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно - нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов.

Проблема национального самосознания рассматривалась с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.

Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы СМ. Арутюнян, Г.Е.

4 Глезерман, М.С. Джунусов, С.Т Калтахчан, И.С. Кон, К.Н. Хабибулин и др.

Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков -

этнографов А.Г. Агаева, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, П.И. Кушнера,

Г.В. Старовойтовой, Г.В. Шелепова и др.

Вопросам культуры, истории и национальных традиций бурятского народа посвящены труды К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, З.П. Морохоевой, Г.Ц. Цыбикова, Ш.Б. Чимитдоржиева и др., весомый вклад в исследование национального самосознания бурят внесли Б.Б. Барадин, Б.Б. Батуев, Т.М. Михайлов, Д.Д. Нимаев, Ю.Б. Рандалов, Ю.С. Ширапов, М.Н. Хангалов и др. Роль традиций народной педагогики в развитии национального самосознания показана В.А. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Э. Измайловым и др.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и другие рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень ее развития. Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, А.Д. Карнышева, Р.Д. Санжаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что в свою очередь помогает понять возрастную специфику национального самосознания.

Привлечение многоплановой истории идей в исследованиях проблемы национального самосознания и его формирования позволяет выделить доминирующие концепции, касающиеся самосознания вообще, национального в частности, выделить предложенные учеными общие и основные пути его формирования.

Исследование самосознания является важным и в педагогической науке. Сознание и самосознание как составной компонент общечеловеческих ценностей рассматривал Д.И. Водзинский. Уровни развития самосознания школьников соотносила к показателям развития их социальной активности Т.Н. Мальковская. Возможности целенаправленного педагогического

5 влияния на развитие самосознания школьников предполагают новые пути и

формы работы школы по совершенствованию общественно - воспитательной

деятельности (Г.К. Митрофанов). В то же время анализ исследований

выявляет, что проблема национального самосознания не получила должного

разрешения в педагогической науке, тем более, что она не разработана с

учетом современных реалий.

Анализ педагогической практики показывает, что в школах республики Бурятия нет целенаправленной системы формирования национального самосознания младших школьников, хотя ознакомление с традициями и культурой народа ведется. Соответственно, не определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия его эффективного формирования у младших школьников средствами учебно-воспитательной деятельности.Выше указанные проблемы определили выбор темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования: разработать содержание и технологию формирования национального самосознания младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Предмет исследования: особенности формирования национального самосознания младших школьников в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования национального самосознания учащихся начальных классов будет более эффективным, если:

выявлены возможности формирования компонентов национального самосознания у младших школьников;

обновлена структура учебно-воспитательного процесса;

целенаправленно использовать богатый педагогический потенциал этнической среды, духовных ценностей бурятского народа.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы национального самосознания в современной философской, этнографической, психолого-педагогической литературе.

  2. Выявить содержательные особенности и динамику формирования национального самосознания в младшем школьном возрасте.

  3. Определить критерии и уровни сформированности национального самосознания младших школьников.

  4. Разработать и апробировать модель учебно-воспитательной деятельности по формированию национального самосознания учащихся начальных классов.

Методологическую основу исследования составляют: теория формирования личности, идея сотрудничества педагогов и учащихся, теория личностно-ориентированного образования. В исследовании мы опирались на:

философские теории и концепцию этноса (Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей);

принцип деятельностного подхода (А.Н Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

современные концепции воспитания (И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

основные положения педагогической и возрастной психологии (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, B.C. Мухина).

Экспериментальной базой исследования служили Хошун-Узурская школа Мухоршибирского района, Усть-Эгитуйская школа Еравнинского района республики Бурятия, Утатуйская школа Закаменского района.

Исследование проводилось в три этапа с 1997 г. по 2000 г. Всего экспериментальной работой охвачено 146 учащихся.

Методы исследования. Основная цель, требующая достижения решения задач, проверка выдвинутой гипотезы разрешались комплексом двух взаимосвязанных методов:

1. Теоретическим, включающим анализ философской,

психологической, педагогической, культуроведческой литературы и других источников по проблеме исследования с целью выявления общих положений о национальном самосознании, необходимых для моделирования учебно-воспитательного процесса.

2. Эмпирическим, направленным на выявление состояния проблемы в
современной школе и на проверку теоретических положений. Этот
метод включает в себя обобщение массового и передового опыта
учителей, анкетирование, опрос, беседы с учащимися и родителями,
наблюдения, изучение путей формирования национального
самосознания через опытно-экспериментальную работу, анализ ее
результатов, диагностику.

Основные этапы исследования:

  1. На первом этапе (1997-1998 г.г.) был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы по теме исследования; разработана методика экспериментального исследования.

  2. Второй этап (1998-1999 г.г.) включал первичную проверку и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента, уточнение методического, диагностического материала.

  3. Третий этап (1999-2000 г.г.) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, их апробация и внедрение, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

  1. Разработана педагогическая модель формирования национального самосознания средствами учебно-воспитательной работы школы.

  2. Создана комплексная методика диагностирования уровня

8 сформированности национального самосознания младших школьников.

3. Обоснована технология формирования национального самосознания в учебно-воспитательной деятельности начальной школы в условиях моно- и полиэтнической среды Республики Бурятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее основные выводы могут быть использованы для составления программ развития личности младшего школьника в условиях полиэтнической среды, в разработке содержания и методики формирования национального самосознания, в педагогическом обеспечении процесса подготовки учителей начальных классов по формированию национального самосознания.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Национальное самосознание есть общественное и личностное образование, характеризующее осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

  2. Факторы и принципы (язык, территориальная общность, эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу, взаимосвязь национальной культуры с мировой, этническая самоидентификация) формирования национального самосознания младших школьников могут успешно реализовываться в учебно-воспитательной работе школ республики Бурятия.

  3. Формирование национального самосознания младших школьников осуществляется в условиях обеспечения системного подхода, реализуемого в развивающейся вариативной модели учебно-воспитательной деятельности школы.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной методологией, системой методов и методик, взаимодополняющих друг друга и адекватных целям исследования, репрезентативностью выборки, проверкой

экспериментальных методик в практике работы школ Республики Бурятия,

математической обработкой эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов исследования

  1. Материалы исследования обсуждались на Всероссийских, региональных и университетских конференциях (1998-2000 гг.). Результаты исследования были заслушаны и одобрены на заседаниях кафедры педагогики Бурятского государственного университета и Бурятского института повышения квалификации работников образования и др. В ходе исследования диссертантом проводились педсоветы, семинары.

  2. Отчеты о ходе и результатах исследования заслушаны и утверждены на кафедре педагогики Бурятского государственного университета (1998-2000 гг.).

Философские, психологические основы самосознания личности

Для определения сущности самосознания как проявления личности необходимо уточнить само понятие личности. В настоящее время в научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности. Можно выделить три основных подхода к трактовке личности, каждый из которых находится в известном противоречии с двумя другими. Условно эти подходы можно обозначить как антропологический, социологический, персоналистический.

Для антропологического подхода к определению понятия личности характерно представление о последней как носителе общечеловеческих свойств. Личность в таком случае рассматривается лишь как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобляется понятию индивида. В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха, который рассматривал его как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности. В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. Но позиции некоторых отечественных и зарубежных психологов нередко близки к такому подходу.

Так, весьма приближенной к данному варианту трактовки является концепция личности, разрабатываемая Б.Т. Малышевым, который характеризует личность как систему, предполагающую наличие индивида и среды его человеческого существования (Малышев Б.Т., 1964, с. 37). Основная ошибка попыток определения личности, осуществляемых с позиций абстрактного антропологизма, заключается, на наш взгляд, не в указании на факт природной обусловленности психики человека, а в сведении к этому факту природы последнего, в отождествлении между собой понятий личности, человека и индивида, в игнорировании определяющей роли социальной среды как фактора формирования личности.

С позиций социологического подхода личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений. В соответствии с этим подходом в социальной психологии конца XIX - начала XX вв. сформировалось целое направление, получившее название социологического.

Эволюция самого понятия личности от обозначения маски к актеру и от него к роли последнего, дала толчок для развития представлений о личности, как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожиданий, экспектаций.

Попытки характеристики личности в рамках ролевой теории пользуются популярностью в работах некоторых советских авторов. Большое значение, например, понятию роли придает И.С. Кон, который характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли "... личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" (Кон И.С, 1967, с. 7).

Другие авторы стремятся рассматривать личность в контексте социальных отношений в целом, определяя ее либо как меру усвоения социальных отношений, либо как "единицу в системе социальных отношений". Близка к этому и точка зрения психолога С.Л. Рубинштейна, который рассматривает личностные свойства человека лишь в свете его социального поведения. "В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека, - пишет С.Л. Рубинштейн, - обычно выделяются те, которые обуславливают общественно-значимое поведение или деятельность человека" (Рубинштейн С.Л., 1946, с.309). Выделяя социальную роль, функцию индивида в качестве главного признака личности, С.Л. Рубинштейн затем фактически противопоставляет социальную сущность личности ее психологическому содержанию, сводит понятие личности к её социальному статусу. "В качестве личности, - говорит он, - человек выступает как "единица" в системе общественных отношений, как их реальный носитель. В этом заключается положительное ядро точки зрения, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория" (Там же, с. 311).

Стремясь, однако, избежать явного противопоставления социального и психологического моментов индивида, С.Л. Рубинштейн напоминает затем о существовании и психического аспекта личности. "...Психический аспект личности, - пишет он, - не рядоположен с другими, психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обусловленными внешними воздействиями, психические процессы определяют поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий" (Там же).

В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам, рассматривающими личность как функцию биосоматической или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально-неповторимую целостность. Такой подход трактуется как персоналистический.

Стремясь подчеркнуть полную автономность личности, направленность её интересов, воли и прав прежде всего и только на самое себя, основоположник американского прагматизма, психолог В. Джеймс рассматривал в своё время личность как итог и воплощение собственности на свое тело и способности, на семью и продукты своей деятельности, на своё творчество и материальное благосостояние.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, усматривающего сущность личности в её абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда - природа и социальные отношения - создают "не подлинность" существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей, человек теряет свою индивидуальность, растворяя своё "я" в массе, в толпе.

К отождествлению личности с индивидуальностью склонны некоторые авторы, которые считают, что личность не попадает в поле зрения интересов социолога, поскольку последний интересуется не индивидуальной неповторимостью людей, а социальными типами. В данном случае исключается почему-то возможность совмещения в личности свойств социального типа с элементами индивидуальной неповторимости и уникальности. Нам же представляется, что одно совершенно не исключает другого.

Факторы, влияющие на развитие и формирование национального самосознания младших школьников

Национальное самосознание является продуктом социального развития личности, воспитания и самовоспитания. Оно не возникает спонтанно, а формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Объясняется это тем, что каждый человек, как взрослый, так и ребенок, связан с разными сторонами национальной действительности. Дети от родителей наследуют биологический фонд, на основе которого развиваются национальные черты личности по законам социальной преемственности. Под влиянием родителей, окружающей среды, идеологии, а также социальной системы образования и воспитания в школе и других учебно-воспитательных учреждениях подрастающее поколение получает все те же национальные и общечеловеческие ценности, которые культивируют в обществе на данном этапе его развития. Среди факторов, детерминирующих формирование национального самосознания учащихся, можно выделить объективные условия и их отражение в сознании и субъективные средства влияния. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов условно моно изобразить следующим образом.

Объективные факторы обуславливают существование таких элементов национального самосознания, как представление об историческом прошлом нации, территориальной общности и тем более национальных интересах, базой для которых является вся общественная жизнь народа. Изменения сознания и самосознания, в том числе национального, находится в непосредственной зависимости от меняющихся условий, а также от собственной социальной активности личности.

Если объективную реальность, отражаемую национальным самосознанием или его базу, условно можно сравнить с почвой, из которой "прорастает" это "растение", то явления, связанные с повышением социальной активности личности, будут для него "влагой", стимулирующей развитие.

На объективные факторы обращали внимание многие исследователи, занимающиеся проблемой национального самосознания личности (М.С. Джунусов, 1973; А.Ф. Дашдамиров, 1968; В.И. Козлов, 1969; A.M. Грачева, 1998; Т.А Тулаева, 1997; В.К. Шабенников, 1997). В частности, В.И. Козлов подчеркивает, что национальное самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов относятся прежде всего конкретная этническая среда, в которой вырастает человек, а также бытующие этно-культурные традиции и фактическая этно-социальная ситуация. По мнению М.С. Джунусова, нация со всеми атрибутами - этнической территорией, языком, культурой, традициями, обычаями - "выступает как один из важных компонентов общественной среды, где развивается личность" (Джунусов М.С, 1973, с. 134). Англичанином, французом, русским, бурятом человек становится под воздействием окружающей языковой, бытовой, культурной и психологической среды. Этой точки зрения придерживается и А.Ф. Дашдамиров. "Для национальной принадлежности, - пишет он, - главным является то, что с историей, культурой, языком и бытом какого народа сроднился данный человек, в духовной атмосфере какого народа сформировалось его самосознание" (Дашдамиров А.Ф., 1968, с. 185). На наш взгляд, социальная значимость территории, осознаваемой учащимися как "Родной край", "Родина", являются материальной основой формирования национального самосознания. Оказавшись вовлеченной в сферу бытия людей, территориальная целостность становится общественным явлением, поскольку представляет предмет человеческой деятельности, хозяйственно-культурного опыта, необходимого для поддержания жизни людей. Длительное обитание людей в определенном месте оставляет заметный след не только на видах и отраслях производства, но и на всей культуре, на психологическом складе народа, которые в свою очередь оказывают влияние на национальное воспитание школьников. В процессе жизнедеятельности территории придается этнический колорит, осознание ее общности прочно проникает в сознание людей, ее населяющих. Действительно, люди не хотят покидать свою Родину, они привыкают к родному краю, родной природе. И дело не только в пейзаже. Территория, \оторая является признаком нации - это Родина, за которую предки пот и кровь проливали, к чему человек не может относиться равнодушно. Родина это среда, в которой живет человек, где его человеческие корни находят питательную почву. Любовь человека к родной матери, родной земле, родному очагу - один из путей утверждения духовности. Родина как смыслообразующая ценность национального самосознания - это духовно культурное пространство во всех исторических проявлениях - в литературе, музыке, архитектуре, быту, обрядах, формирующих национально культурный облик данной личности (Арутюнян М.А., 1989). Являясь духовной первоосновой самоопределения личности, Родина наделяет ее целостностью и смыслом жизни. Без Родины, как фундаментальной ценности личности, внутренний духовный мир превратился бы в мозаичную, пеструю картину разрозненных ценностей. Интересно отметить, что "потеря чувства Родины как высшей духовной ценности проявляется в бегстве от собственной культурной среды" (Арутюнян М.А., 1989, с. 251).

Огромная роль в процессе формирования национального самосознания учащихся принадлежит осознанию языкового единства и культурных ценностей народа (Барадин, 1929; Бураев, 1987; Дашиева, 1998; Рассадин, 1994).

В последние годы становится все понятнее, насколько важен для народа, нации родной язык. Сам язык мы понимаем как совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом, приобщаются к духовному наследию своих предков, как средство приобщения потомков к бесконечному ряду поколений, живущих в настоящее время и будущем.

Роль языка огромна в общении внутри этноса, в обмене культурной информацией, в усвоении национальной истории, вкусов, мыслей, чувств народа. Посредством языка у личности происходит познание национальной жизни своего народа, познание себя как представителя нации. Национальный язык, его богатство и судьба - предмет национальной гордости любого народа (Ачылова Р.А., 1987).

Утрата этнической общностью своего языка свидетельствуют о "потере" своего носителя. Смена языка часто ведет к изменению этнической принадлежности и самосознания, если этому способствуют дополнительные факторы, в частности, проживание на территории другого этноса.

Изучение состояния уровня сформированности национального самосознания учащихся начальных классов

Теоретический анализ национального самосознания как интегрального, социально - ценностного качества личности позволил нам определить основные компоненты, уровни сформированности и признаки их жизненных выражений.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровней сформированности национального самосознания младших школьников.

Частными задачами, которые мы попытались решить в ходе констатирующего эксперимента, было получение информации:

- выявление состояния национального самосознания у учащихся начальных классов;

- о разнообразии интересов младших школьников, об отношении детей к различным фактам, явлениям жизни собственным действиям и поступкам, имеющим национальную основу;

- о микроклимате в семье, круге общения и психологических особенностях младших школьников.

В ходе приобретения необходимой информации было охвачено 146 младших школьников трех школ Республики Бурятия.

Выбранные нами для проведения работы Хошун-Узурская средняя школа Мухоршибирского района, Усть-Эгитуйская средняя школа Еравнинекого района, Утатуйская школа Закаменского района, расположены в населенных пунктах с однородной этнической специализацией. Контрольной в последующем экспериментальном исследовании выбрана Утатуйская школа. Названные три школы находятся в трех разных районах, расстояние между ними составляет сотни километров. Например, между Усть-Эгитуйской и Утатуйской школами насчитывается около девятьсот километров, между ними и Хошун-Узурской - четыреста пятьсот километров. В селе Утатуй живут потомки племени хонгодоров, в селе Усть Эгита - хори, в Хошун-Узуре - ашабагады.

Так, Хошун-Узурская школа Мухоршибирского района, Усть-Эгитуйская школа Еравнинского района, определены нами основными базами для проведения эксперимента. Хошун-Узурская школа находится в селе Хошун-Узур Мухоршибирского района в восьмидесяти шести километрах от столицы республики - города Улан-Удэ. Население на первое января 1997 года насчитывало семьсот человек, сто девяносто одну семью. По своему национальному составу однородно. Все население владеет родным бурятским языком наряду с русским. Живут три русские семьи, но все члены этих семей свободно владеют бурятским языком. Общественное мнение села консервативно, построено на уважении мнения старших, достойных людей, строго придерживается традиций.

Школа в селе образована первого сентября 1942 года. В школе насчитывается 179 учащихся, в начальных классах обучается 42 учащихся. В воспитательной работе школы последние годы уделялось достаточное внимание народным традициям - проведению национальных праздников, изучению культуры и истории родного края. Формирование каждого ученика этой школы шло под влиянием народной педагогики, являющейся органичной частью его социума.

Усть-Эгитуйская школа расположена в аналогичных с Хошун-Узурской школой социально-культурных условиях. В школе обучалось на первое сентября 1997 года 215 учащихся, из них в начальных классах - 62. Все учащиеся владеют бурятским языком - свободно говорят, читают, пишут, занимаются изучением языка. Наряду с бурятским дети владеют и русским языком.

Уровень национального самосознания учащихся начальных классов выявлялся в ходе наблюдения за их деятельностью, анализа ее продуктов и диагностического обследования. Задания для диагностического обследования подобраны в соответствии с возрастным, социальными и этнопедагогическими особенностями. Необходимо отметить, что в ходе диагностики исходного уровня, мы учитывали следующие особенности младшего школьного возраста: недостаточный уровень развития речи детей; неумение излагать свои мысли; подмена собственного мнения мнением личностно-значимого лица; слабое развитие самооценки.

На основе вышеизложенного, мы использовали диагностические методики с целью выявления сформированности национального самосознания учащихся начальных классов.

Б.Г. Ананьев считает, что самосознание возникает в период, когда происходит субъективное выделение ребенком своего действия из всей структуры его предметной деятельности. Это становится возможным лишь благодаря воспитательным воздействиям взрослого (в виде показа, оценки, обучения), потому что само "предметное действие ребенка и взрослого есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим". (Ананьев Б.Г., 1948, с. 107).

Следующей стадией становление самосознания Б.Г. Ананьев считает отделение себя от своих действий в связи с употреблением собственного имени. "С генетической точки зрения, - пишет он, - употребление собственного имени есть огромный скачок в развитии детского сознания и переход к выделению себя, как постоянного целого, из текущего потока изменяющихся действий" (Ананьев Б.Г., 1948, с. ПО). Осознание собственных действий посредством оценочных воздействий окружающих создает предпосылки для формирования самооценки. Первоначально она непосредственно отражает оценки тех людей, которые руководят развитием ребенка, однако, по существу, утверждает Б.Г. Ананьев, подобная форма отношения к себе не является еще самооценкой, поскольку такое

психическое образование прежде всего сознательное понимание и оценивание своих поступков, качеств и возможностей, огромную роль в формировании самосознания Б.Г. Ананьев отводит овладению ребенком речи.

С.Л. Рубинштейн в качестве наиболее важных последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе выделяет овладение ребенком собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание (Рубинштейн С.Л., 1976). И все-таки реальные сроки возникновения самосознания в онтогенезе пока еще не установлены. Несомненно только, что его развитие начинается очень рано, возможно, даже с первых дней появления ребенка на свет.

В младшем школьном возрасте интенсивно начинает формироваться потребность в познании своего внутреннего мира. Осознание самого себя происходит в сравнении с другими, что ведет к возникновению определенных нравственных идеалов и развитию самооценки. Современные младшие школьники самостоятельны, имеют свои оценочные суждения по различным вопросам. У них разносторонние интересы, имеются возможности заниматься различными видами творчества. Средства массовой информации ускоряют духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Младшие школьники отличаются импульсивностью, склонностью к быстрому реагированию, эмоциональной активностью, чуткостью к образно-эмоциональным моментам.

Педагогическая технология формирования национального самосознания учащихся начальных классов

В педагогической науке стали употребительными понятия: педагогическая технология, технология обучения, технология воспитания, технология формирования.

Под технологией понимают "совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве" (Толковый словарь, 1993).

Б.Г. Лихачев педагогическую технологию понимает "Как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса"(Лихачев Б.Г., 1998).

В технологии обучения, воспитания и формирований - ребенок, учащиеся рассматривается как активный соучастник учебно-воспитательного процесса. Административно-командная педагогика уступает место педагогике сотрудничества и "мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к личности, в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить научно-обоснованное воздействие на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром" (Щуркова Н.Е., 1993, с. 9).

Под технологией формирования национального самосознания мы понимаем совокупность приемов, методов, средств обучения и воспитания на основе принципов формирования национального самосознания. В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в начальной школе в рамках исследования проблемы, формирования национального самосознания, была спроектирована и реализована организационная модель учебно-воспитательной работы, системная функция которой - формирование национального самосознания у учащихся начальных классов. Организация всего учебно-воспитательного процесса достигаются в результате гармонического единства всех видов деятельности и воспитательных воздействий. Общая атмосфера целостной организации учебно-воспитательной работы по формированию национального самосознания создает условия для воспитания у младших школьников таких качеств, как коллективизм, патриотизм, интернационализм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность. Движущей силой развития оргмодели учебно-воспитательной работы начальной школы являются противоречия. Основное противоречие заключается между многообразием различных взаимодействий в процессе формирования национального самосознания младших школьников и невозможностью абсолютно все охватить педагогическим влиянием. Поэтому спроектированная и реализуемая в учебно-воспитательном процессе оргмодель учебно-воспитательной работы является открытой, динамичной, постоянно совершенствуемой.

Другое противоречие постоянно обнаруживается между уровнем развития личности, национального самосознания и возрастающими требованиями сегодняшней жизни. Усложнение общественной жизни, постоянный поток требований к объему и качеству обязательной информации у учащихся начальных классов, дефицит времени требуют создания интегративных комплексов, систематизации и сокращения воспитательных мероприятий с усилением внимания на нравственное становление личности: в учебе, игре, досуге, труде, общении.

Технология реализации оргмодели в учебно-воспитательной работе начальной школы подразумевает определение цели предстоящей работы, обзор всего движения к цели от начала до конца, точное определение задач для каждого подчиненного, подготовка всего необходимого для предстоящей работы, установление норм выполнения для измерения результатов, распределение власти, ответственности, адресата и времени отчетности, инструктирование исполнителей как средство реализации организационной модели.

Рассмотрим содержательно каждый компонент. Детская организация "Юный Гэсэрм. Наша детская организация - добровольная, самодеятельная, основана на уважении, взаимопомощи детей и взрослых. Цель организации -формирование национального самосознания учащихся начальных классов. А это означает осознание человеком необходимости развитие себя как личности на основе культуры, истории, языка, традиций своего народа, становления как социально-творческой личности, способной оценить свое место в окружающем мире и своё отношение в нему, имеющей свои устойчивые взгляды и убеждения, которые сохраняются независимо от ситуаций; это и осознание собственной нужности, сопричастности к делам класса, школы, села, республики, своего народа.

Чем выше национальное самосознание, тем выше духовная культура человека: тем он самокритичнее в своем поведении, тем бережнее он относится к делам другой национальности. Формирование самосознания - это формирование личности человека. Жизненность, активность нации в значительной мере определяется характером и уровнем национального самосознания.

Идею деятельности организации можно сформулировать в следующих словах: "Свои дела и помыслы - тебе, моя Бурятия!" Принципиальными положениями деятельности организации являются:

- добровольность вступления и выхода из организации;

- патриотическая и интернациональная направленность всех дел;

- самостоятельность и инициативность всех членов организации;

- общественно-значимый характер организации (на пользу и радость людям).

Законами жизнедеятельности организации являются буддийские традиции: традиция правды, традиция добра, традиция уважения, традиция дружбы, традиция чистоты, которые раскрывают этнопсихологический нравственный постулат бурятского народа. Несмотря на самодеятельный характер организации, в жизнедеятельности детей принимают участие и взрослые. Отношения их базируются на сотрудничестве и приоритете детских интересов. Взрослые в организации выполняют просветительские, ориентирующие и методические функции. При этом их статус закреплен как равный с ребятами. Ведущей функцией детской организации "Юный Гэсэр" является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Содержание деятельности организации определяется её программой "Возрождение", которая состоит из пяти направлений: труд, забота, игра, спорт, дружба. В программе тесно взаимодополняют друг друга две задачи: 1- возрождение родного языка, истории, культуры, традиций народа; 2 - духовное и физическое совершенствование человека. Основным содержательным звеном программы стали игры "Бамбаахай" (1-2 кл.), "Хулэг" (3 кл.), сквозная игра "Компас" Структура организации построена по типу маленького государства. Возглавляет организацию президент, который избирается всеобщим голосованием на школьном Хурале. Имеется кабинет министров, который отвечает за различные направления работы. Деятельность организации определяется её Уставом. Формула жизнедеятельности организации: игра + творчество + общение. Диагностика успешности деятельности детской организации осуществляется совокупностью социологических, педагогических, психологических методов изучения в соответствии со следующими критериями:

Похожие диссертации на Формирование национального самосознания младших школьников