Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Сущность, структура и содержание исторического самосознания 16
1.1. Социально-философская сущность исторического самосознания 1.6
1.2. Структура исторического самосознания 27
1.3. Психолого-педагогическое содержание исследования исторического самосознания 53
Глава 2. Практика формирования исторического самосознания студентов педагогического колледока 67
2.1. Особенности исторического самосознания студентов педагогического колледжа 67
2.2. Наполнение содержания предметов гуманитарного цикла на основе принципа историзма 84
2.3. Сотворчество педагогов и студентов как условие формирования исторического самосознания
Заключение 139
Литература 144
Приложения 160
- Социально-философская сущность исторического самосознания
- Структура исторического самосознания
- Особенности исторического самосознания студентов педагогического колледжа
Введение к работе
Диссертация посвящена педагогическому анализу
проблемы формирования исторического самосознания в теории и практике на примере работы педагогического колледжа.
Актуальность исследования. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в преддверии XXI века, процесс превращения национальной истории во всемирную привели к небывалому интересу к прошлому человечества. Общество и человек обретают чувство истории, без которого невозможно осознать современный миропорядок. Поэтому последнее время все чаще внимание профессиональных педагогов, философов, социологов, историков и психологов привлекают различные аспекты формирования исторического самосознания в процессе образования и социализации молодежи. Педагогической задачей становится изучение исторического самосознания как предпосылки и фактора самореализации личности. Без приобретения человеком чувства истории невозможно осознать личное и общественное бытие.
С такой постановкой проблемы выступают ведущие отечественные ученые - педагоги и психологи. А.В.Петровский считает, что главное для педагогов и психологов = воспитание
исторического самосознания школьников. В.В.Давыдов неоднократно
писал и говорил о новых возможностях, которые дает теория и
практика развивающего обучения в поисках подходов к
формированию исторического самосознания личности обучающегося.
Сегодня сложилась новая педагогическая ситуация, требующая найти и создать такую концепцию формирования исторического самосознания, которая была бы основой для культурного возрождения и развития России. Решение этой задачи требует от системы образования не только совершенствования учебно-воспитательного процесса, активизации традиционных форм и методов обучения, но и внедрение в систему образования дополнительных форм приобщения обучающихся к аксиологическому поиску.
Закон Российской Федерации об образовании предусматривает необходимость дополнительного образования как составной части общей системы образования. Условием развития системы Российского образования является поддержка в этой сфере региональных образовательных систем различными общественными и национально-культурными объединениями. Среди форм дополнительного образования и воспитания особую актуальность приобретают гуманитарно-гуманистические, призванные решать проблемы личностного развития. Такие возможности, как показывает опыт,
содержит историко-краеведческое и культурно-национальное образование учащихся.
Поэтому обращение к педагогическому опыту различных школ, направлений и форм обучения оказывается тем самым путем, где возможно искать решение проблемы формирования исторического самосознания учащейся молодежи.
Наличие фундаментальных работ, посвященных тенденциям развития исторического самосознания ( М.А. Барг , А.Я. Гуревич , А.В. Гулыга , В.И. Мильдон , А. И. Ракитов и др.) , создает методологическую основу для его формирования. Важный вклад в выяснение социально-философской сущности содержания исторического самосознания вносят A.M. Гендин , В.В. Ельчанинов , Б.Г. Могильницкий, Н.П. Французова. Специфику исторического самосознания как педагогического феномена в определенной мере раскрывают B.C. Библер , Б.К. Гензелис , Т.М, Ларина , Ю,М. Шор . Анализ соционального аспекта исторического самосознания мы находим в работах И. Алине , А.Ы. Гурьевой , М.А. Дробюкевой , А.А. Лысенко , И.А. Снежковой .
В работах, опубликованных до 1985 года (И.С.Кон , Ю.А. Левада и др.), анализ исторического самосознания идет, как правило, на общефилософском уровне. После 1985 года ( И.Ф. Балашов , А.С. Капто , Р.Г. Яновский и др.) анализ исторического самосознания
предпринимается с позиций той или иной идеологической установки. В данных подходах, на наш взгляд, не осуществляется выход с общеметодологического, философского и идеологического на конкретно-педагогический уровень познания.
Отечественные психологи B.C. Выготский , А.В. Петровский , С.Л.Рубинштейн, А.К, Спиркин, В.В.Столин и другие рассматривают проблему самосознания как осознанную оценку человеком своих знаний, интересов, мотивов поведения, в целом оценку самого себя. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего его мира и определяет свое место в нем.
В целом вопросы формирования исторического самосознания, несмотря на имеющиеся социально-философские и психологические основы, на наш взгляд, недостаточно разработаны, некоторые важные проблемы требуют дополнительного общенаучного и педагогического анализа.
К ним необходимо, в частности, отнести следующие:
недостаточно исследованы формы и уровни исторического самосознания;
недостаточно определяется сущность психолого-педагогического содержания исторического самосознания;
не определены задачи формирования и развития исторического самосознания в современной педагогической практике.
Кроме того, актуальность выбранной темы определяется рядом других обстоятельств.
Во-первых, идеологический догматизм на долгое время во многом обусловил некорректные в научном отношении педагогические подходы к исследованию исторического самосознания. Так, реальное состояние исторического самосознания, диалектика его движущих сил и противоречий только становится объектом как общенаучных, так: и педагогических исследований.
Во-вторых, актуальность выбранного аспекта рассмотрения исторического самосознания обусловлена не только потребностями изучения методологического инструментария социального познания в целом, но и задачей дальнейшей разработки общих вопросов, связанных с выявлением роли образования в формировании исторического самосознания.
В-третьих, в среде психологов, педагогов, историков, социологов и философов имеет место неоднозначность подходов как в целом к определению исторического самосознания, так и к характеристике его частных дидактических аспектов. Дискуссионность многих вопросов актуализирует проблему, обусловливает необходимость ее дальнейшего изучения.
В-четвертых, сознание современной педагогической молодежи,
по данным социологических исследований, характеризуется
усилением веса индивидуальных, личностно ориентированных ценностей. Это ставит задачу перестраивания системы подготовки педагогических кадров, формирования творческой педагогической индивидуальности, сориентированной на подлинные ценности жизни, среди которых- осознание себя в истории своего народа, своего места в настоящем и будущем.
Таким образом, большая методологическая и теоретико-педагогическая значимость изучения исторического самосознания и недостаточная разработанность проблем обусловила выбор темы диссертационного исследования "Формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа",
Объектом исследования является целостный образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет исследования - формирование и развитие исторического самосознания студентов педагогического колледжа в процессе основного и дополнительного гуманитарного образования.
Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы интенсивного формирования и развития исторического самосознания студентов педагогического колледжа в процессе получения ими основного и дополнительного гуманитарного образования.
В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза. Историческое самосознание студентов колледжа будет интенсивно развиваться при условии:
- если содержание предметов гуманитарного цикла наполнить
дополнительным материалом, сориентированным на
историческую жизнедеятельность человека, на осознании своего
места в современной истории;
- если будут практически использованы разнообразные формы и
методы историко-гуманитарного дополнительного образования, раскрывающие историю жизнедеятельности личности и общества и реализующие возможность историко-познавательной поисковой деятельности студентов; - если в учебно-воспитательном процессе будет обеспечено сотворчество преподавателей и студентов в историко-познавательной деятельности. При этом произойдет "погружение" студентов в исторические ценности и будут формироваться представления о прошлом в связи с самооценкой сегодняшнего дня, ценностные ориентиры и приоритеты.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-философскую сущность, структуру и психолого-педагогическое содержание исторического самосознания.
Охарактеризовать особенности и реальный уровень исторического самосознания студентов педагогического колледжа и специфику его проявления в современной педагогической ситуации.
Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать дополнение содержания гуманитарного цикла, сориентированного на формирование исторического самосознания.
Исследовать условия влияния основных и дополнительных форм образования на формирование исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Методологической основой исследования является учение о личности как продукте общественного развития и общественных отношений, об активной роли самой личности в системе отношений, а также научно-рационалистические подходы к истории, развиваемые в современной философии и философии истории. Важным источником исследования служат труды классиков отечественной философии и педагогики, документы правительства об образовании, современная философская и психолого-педагогическая литература. Теоретическую основу исследования составили теория личностного и деятельностного подхода к воспитанию и научно-рационалистичесіше подходы к истории.
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретический анализ философской,
психологической, педагогической и методической литературы, анализ практики, опыт историке-краеведческой, фольклор но-этнографической работы студентов Канского педагогического колледжа, педагогический эксперимент. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, метод экспертных оценок, создавались педагогические ситуации.
Базой исследования явился Канский педагогический колледж.
В проведении исследования можно выделить следующие этапы:
первый - изучение состояния формирования исторического самосознания в теории и практике образования, вычленение проблемы исследования (1994 - 1995 гг.);
второй - определение предмета исследования, углубленные изучения избранной проблемы в теории философии, психологии, педагогике, методике преподавания (1995 г.);
третий - конструирование основного и дополнительного гуманитарного образования в педагогическом колледже, экспериментальная проверка влияния историко-познавательной и краев едческо-поисковой деятельности студентов на развитии их исторического самосознания (1995-1998гг.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Теоретически выявлены и уточнены сущность, структура, формы и уровни исторического самосознания, признаки и показатели
его сформированное, специфика проявления в историко-познавательной и краеведческой поисковой деятельности.
Теоретически и методически обоснованы подходы к
дополнению содержания гуманитарного образования на основе принципа историзма, выявлено влияние разработанного подхода на формирование и развитие исторического самосознания студентов педагогического колледжа.
Выявлены содержательные, организационные, психолого-педагогические и методические условия формирования и развития исторического самосознания в процессе сотворчества педагогов и студентов в историко-познавательной и краеведческой, деятельности.
Установлено, что участие студентов в исследовательской деятельности создает реальнуго возможность для их творческой самореализации и самоопределения своей роли в современной жизни и ее истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования исторического самосознания студентов педагогического колледжа путем использования историко-познавательной, краеведческо-поисковой, фольклорной, этнографической работы, раскрыты содержание, методы, и условия различных форм организации процесса формироваггия исторического самосознания.
Предложенные научно-методические рекомендации при их использовании в массовой практике позволяют обеспечить приобщение студентов к историко-познавательной и краев едческо-по исковой деятельности, педагогов - к использованию в практике дополнительного гуманитарно-гуманистического образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается изложенными выше его методологическими основами, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, а также опытно-экспериментальной проверкой теоретичесісих выводов и предложений, положительными результатами работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и
результаты исследования неоднократно обсуждались на
методологических семинарах преподавателей Канского
педагогического колледжа; кафедры педагогики КГПУ, кафедры философии КВШ МВД России и кафедры литературы и поэтики КГУ.
Материалы исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции "Образование и социализация личности в современном обществе" (1997 г.) и на региональных научно-практических конференциях "Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла" (1996, 1997, 1998 гг.).
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Основой развития исторического самосознания является принцип
историзма, так как его теоретический уровень предполагает
выработку особого взгляда на историю, и осмысление прошлого,
способность человека объяснить прошлое во всей его сложности и
противоречивости. Содержание и предметность дополнительных
форм образования, реализующих возможность интенсивного
развития историко-познавательной и краеведческо-поисковой
деятельности студентов, способствует формированию их
исторического самосознания.
Поскольку в общественной практике историческое самосознание находит отражение в таких формах, как мифология и фольклор, исторические традиции и обычаи, художественные образы, воспоминания и др., его формирование в среде учащейся молодежи предполагает соответствующее обогащение содержания гуманитарного образования, раскрывающего взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, место личного в общественно-историческом процессе.
Содержание и предметность дополнительных форм историко-гуманитарного образования обеспечивают "погружение" в историческое прошлое, реализуют возможность историке-
познавательной и краеведческо-поисковой деятельности студентов, что способствует формированию их исторического самосознания.
4, Сотворчество педагогов и студентов в историко-познавательной,
краеведческо-поисковой деятельности создает реальную
возможность для самореализации индивидуальности студента в оценке прошлого в связи с сегодняшним днем, формирует ценностные ориентиры и приоритеты, тем самым способствует развитию исторического самосознания будущих педагогов. Структура и объем диссертационного исследования. Структура
диссертационной работы определяется логикой исследования и
отражает последовательность решения поставленных задач.
Диссертация состоит из введения, двух глав, а также списка
использованной литературы и приложения.
Социально-философская сущность исторического самосознания
Историческое сознание в целом и историческое самосознание в качестве одной из его форм соотносится как род и вид.
Историческое самосознание носит диалектический характер и обнаруживает себя в реальном историческом процессе, в реальной жизни человека. Каждая историческая эпоха имеет свои собственные преходящие и социально опосредованные формы исторического самосознания.
Приведем некоторые оригинальные точки зрения современных отечественных философов на содержание, сущность и объем самого понятия исторического самосознания,
В современной философской литературе проблема исторического сознания и исторического самосознания была поставлена в середине 70-х годов И.С.Коном. Он определяет историческое самосознание как "... осознание обществом, классом, социальной группой, личностью исторической идентичности, своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим" (61,16), И.С.Кон особо подчеркивает, что историческое самосознание - это, прежде всего, идентификация исторического "Я" историческому "Мы". Ю.А.Левада под историческим самосознанием понимает "... все многообразие сложившихся форм, в которых общество и человек воспроизводят свое движение во времени" (68,191). Научное значение определения Ю.А.Левады состоит в выделении особой роли фактора стихийности в процессе формирования исторического самосознания. Эти положения И.С.Кона и Ю.А.Левады получили развитие в работах Б.Г.Могильницкого (См.: 81;82) "Историческое самосознание, - пишет он, - это совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, как о своем прошлом, так и о прошлом всего человечества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений, знаний о важнейших событий и деятелях своего прошлого и соотношении их с историей других стран" (81,124-125). Эти позиции, во многом, разделяют А.И.Ракитов и В.К.Егоров (См.:Ю0;32). Анализируя сущность и содержание исторического самосознания, они, как правило, воспроизводят приведенные выше определения.
Есть и особые точки зрения, например, В.Н.Яковлев сводит сущность исторического самосознания только к процессу осознания социального времени. По его мнению "историческое самосознание -это не что иное, как осознание обществом, общественным индивидом социального времени. Оно есть рефлексия на реальное время социума"(128,45). Для В.И. Мильдона историческое самосознание - лишь специфическая форма проявления национального мироощущения", он выделяет две его черты: "... постоянная сосредоточенность на текущем, нелюбовь к провиденциальной расчетливости, пророческой мистике, историософском суждениям; и вместе с тем необъяснимая вера в самые невероятные картины будущего (80,89). Б.К.Гензелис утверждает, что историческое самосознание есть аксиологическая ориентация человека, стимулирующая его историческую деятельность (См.:24, 29). Конечно, проблемы социального времени, национального мироощущения, аксиологической ориентации являются важнейшими в концепции исторического самосознания, но вряд ли правомерно их абсолютизировать, как это делают Б.К.Гензелис, В.И. Мильдон, В.П.Яковлев.
Структура исторического самосознания
Историческое самосознание имеет полифонический характер. Полифоничесішй характер исторического самосознания заключается в одновременном сосуществовании, взаимодействии и развитии нескольких или множества относительно самостоятельных исторических и психолого-педагогических его составляющих.
Историческое и психолого-педагогическое многоголосие в содержании исторического самосознания отражает существенные связи и многообразие общественно-исторического процесса.
Этому многоголосию принадлежит относительная психолого-педагогическая самостоятельность в содержании исторического самосознания. Решение проблем полифонизма исторического самосознания предполагает те или иные ответы хотя бы на три основных вопроса: во-первых, можно ли вообще человеческую историю человека понимать как "объект" изучения; во-вторых, достаточно ли какого-либо одного толкования истории для усвоения исторической реальности, исторического прошлого, исторического факта и т.п.; в-третьих, молено ли получить объективное знание и представление о прошлом, то есть об исторической реальности.
В специальной педагогической, философской, исторической и социологической литературе под исторической реальностью понимается реальное (экономическое), политическое, культурное, фамильное прошлое (См.:85,Ю2,107).
В педагогической и философской литературе сложилось мнение, что реконструкция исторической реальности есть "рекреационная реконструкция", то есть воспроизведение и как бы творение заново имевших место исторических событий и ситуаций. Объем исторической реальности (прошлого) включает в себя конкретных людей, общественные группы, их экономические, политические, личностные и коллективные отношения, потребности, интересы, действия. Анализ исторической реальности субъективен по своей природе, тем более, что он обусловлен к тому же социальной, политической, психологической и педагогической рефлексией, ибо автор "рекреационной реконструкции" неизбежно рефлексирует, оценивая прошлое.
В "рекреационной реконструкции" исторической реальности молено выделить три этапа.
Первый этап - восстановление по источникам и гипотетическое воссоздание психологической специфики мышления, языковой культуры и духовных императивов исторического прошлого.
Второй этап - восстановление по источникам и гипотетическое воссоздание бытовых особенностей и общественных (в том числе, межличностных) отношений, социальной структуры исторического прошлого.
Третий этап - разработка версии исторического прошлого.
Практика последнего времени, всплеск интереса к истории показывают, что " рекреационная реконструкция", конечно, допускает некоторые различия во взглядах, но это совсем не значит, что автор может произвольно выбирать и комбинировать факты в угоду актуальной ситуации, не порывая при этом с принципами нравственной корректности и элементарной порядочности.
Версия исторической реальности не самостоятельная теория, а фрагмент теории. Только единство социально-экономических, социально-политических и педагогических теорий наиболее полно отражает как конкретный исторический процесс, так и особенности формирования исторического самосознания.
Особенности исторического самосознания студентов педагогического колледжа
В исследовании особенностей исторического самосознания студентов педагогического колледжа мы опирались на положение о том, что историческое самосознание віапочает в себя систему знаний, взглядов, восприятий, представлений, эмоций, чувств, традиций, обрядов, художественных образов, идей, теорий, концепций, в которых человек осознает прошлое, представляет себя в историческом пространстве и времени.
Выявление реального уровня исторического самосознания студентов педагогического колледжа, его включенность в учебно-воспитательную работу данного образовательного учреждения было главной задачей эмпирического исследования. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались различные методы. В частности, был осуществлен анкетный опрос. Анкета была разработана с учетом теоретических положений, касающихся структуры и содержания исторического самосознания.
Характер выборки определялся целью исследования и был представлен следующим образом: всего опрошено 210 студентов; из них: 130 человек - студенты 1 курса (40 человек - факультета филологии; 30 человек факультета математики и информатики; 25 человек - факультета технологий и 35 человек - факультета начальных классов) и 80 человек - студенты Ш курса (25 человек -факультета филологии; 20 человек - факультета математики и информатики; 15 человек - факультета технологий и 20 человек факультета начальных классов).
В целях изучения исторического самосознания студентов и динамики его развития нам представилось целесообразным выделить студентов филологов 1 курса и Ш курса и студентов остальных факультетов 1 и Ш курсов.
Специфика данного исследования как опытно-экспериментального не позволила нам выделить контрольную группу. Динамика прослеживалась от 1-го к 3-ему курсу в сравнении филологов (программа обучения которых предусматривает более глубокую гуманитарную подготовку) со студентами других специальностей (не имеющих аналогичной с филологами гуманитарной подготовки).
Историческое самосознание, как было показано выше, включает в себя, прежде всего, историческое сознание, как знание истории народных обычаев, традиций, обрядов, также эмоционально ценностное отношение к ним исторических деятелей. В то же время содержанием исторического сознания являются не только события прошлого, в нем совмещены все три модуса исторического времени -прошлое, настоящее и будущее. Рассматривая и оценивая прошлое через призму настоящего и настоящее как результат развития прошлого, оно и будущее воспринимает как проекцию реальных, совершенно конкретных процессов и тенденций, действующих в современности, на дальнейшие ступени развития социума.