Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения 14
1.1 Характеристика особенностей народной педагогики как традиционной основы системы воспитания личности 14
1.2. Особенности традиции народной педагогики 39
1.3. Традиции народной педагогики как основа содержания воспитательной системы образовательного учреждения 58
ГЛАВА 2. Практика моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения на основе использования традиций народной педагогики 77
2.1. Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики 77
2.2 Опыт воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики 99
2.3. Анализ эффективности воспитательной системы образовательного учреждения с использованием традиций народной педагогики 115
Заключение 133
Библиография 142
Приложения 158
- Характеристика особенностей народной педагогики как традиционной основы системы воспитания личности
- Традиции народной педагогики как основа содержания воспитательной системы образовательного учреждения
- Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики
- Опыт воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики
Введение к работе
Актуальность исследования. В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации» особое звучание придано проблеме исторической преемственности поколений, распространению и развитию национальной культуры, возрождению духовного и нравственного начал в образовании. Сегодня наблюдается настоящий «национально-этнический ренессанс», выражающийся в возрождении национального самосознания, в связи с этим целесообразность этнопедагогических исследований приобретает важнейший характер. Подготовка человека к жизни, в полиэтническом социуме вызывает необходимость учета культурных особенностей этносов в процессе воспитания. Педагогическое этнокультурное наследие, содержащее веками апробированные средства гармоничного существования человека в обществе, становится средством интеграции личности в современное универсальное культурное пространство. Актуальная проблема формировании я личности с чувством национального и человеческого достоинства, толерантного и гуманного, требует обращения к опыту воспитания прошлых поколение.
Анализ историко-педагогической литературы по проблеме использования опыта воспитания, созданного народом, изучение работ известных отечественных педагогов П.П.Блонского, К.В.Ельницкого, П.Ф.Каптерева, Д.С.Лихачева, СА.Рачинского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, К.В.Юркевича, современных ученых Н.С.Александровой, Г.Н.Волкова, В.Т.Кабуша, Т.А.Пигиловой, И.А.Панкеева, И.Ю.Трушковой, З.Б.Цаллаговой а также обращение к трудам философов Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина и др. свидетельствует, что обращение к многовековому опыту воспитания является важнейшим направлением педагогической науки.
Проблемы сохранения традиций воспитания, восстановления
межпоколенческих . связей, единства общечеловеческого и этнического
воспитания рассматриваются в работах С. М.Арутюняна, Э.А.Баграмова,
ПЛХБлонского, Ф.И.Буслаева, Г.С .Виноградова, В.В.Головина,
Н.Д.Джандильдина, П.Ф.Каптерева, А.Ф.Некрыловой, В.Х.Нерадовского, Э.В.Нерадовской, П.М.Рогачева, М.А.Свердлина, Б.А.Рыбакова, М.А.Рыбниковой, П.Н. Федосеева и др.
Народная педагогика исходит из исторически сложившегося опыта,
включает в себя общечеловеческий опыт. Выработанные веками традиции
человеческого общежития у всех народов имеют единую идейно-
нравственную основу, суть которой - социальное сплочение людей ради
выживания и прогресса. Сегодня представляется актуальным обращение к
опыту нравственного воспитания подрастающего поколения, созданного
народами, использования этого опыта в воспитательном процессе
современного образовательного учреждения. В свете обозначенной
проблемы представляют интерес научные труды А.А.Байчоровой,
М.И.Байшевой, Г.И.Батуриной, М.И.Богомоловой, И.М.Гилемшина,
Н.И.Еговцевой, А.А.Жеруковой, И.В.Крупиной, Т.Ф.Кузиной^
А.М.Магомедова, О.Д.Мукаевой, М.Ю.Новицкой и др.
Однако, анализ диссертационных исследований, историко-педагогической, этнопсихологической литературы, а также анализ педагогической практики учреждений образования позволили установить, что при построении воспитательного процесса на традициях народной педагогики не используется системный подход. Особенности системного подхода в построении процесса воспитания рассматривают А.С.Гаврилин, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Л.А.Пикова, С.Д.Поляков, НЛ.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.
В условиях усиления интереса к культурно-национальным особенностям в воспитании и обучении, адаптации их к условиям
современного социума, исследование проблемы использования традиций народной педагогики является востребованным и практико-ориентированным.В теоретическом плане актуальность исследования определяется осмыслением теоретических подходов к использованию традиций народной педагогоки в процессе моделирования и построения воспитательной ситемы образовательного учреждения. В практическом плане актуальность заключается в разработанном механизме системного применения традиций народной педагогики в процессе воспитания учащихся. Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость исследования возможности системного использования традиций народной педагогики в педагогической практике современного образовательного учреждения.
Обобщение теоретического и практического материала способствовало выявлению основных противоречий:
между наличием практического опыта воспитания на традициях народной педагогики и недостаточной разработанностью научного подхода к этой проблеме;
между разработанностью отдельных аспектов использования традиций народной педагогики и недостаточным вниманием к применению системного подхода к построению воспитательного процесса на основе традиций народной педагогики;
между необходимостью формирования ценностных ориентации у детей и недостаточным использованием традиционного опыта их формирования средствами народной педагогики.
С учетом обозначенных противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: какими возможностями обладают традиции народной педагогики в воспитании личности в условиях воспитательной системы образовательного учреждения.
Указанная проблема определила выбор темы исследования «Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить механизм использования традиций народной , педагогики в процессе моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения.
Объект исследования - воспитательная система образовательного учреждения.
Предмет исследования — механизм использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения.
Гипотеза исследования основана на том, что эффективность использования традиций народной педагогики в процессе воспитания повышается, если:
выявлены традиции народной педагогики, способствующие формированию ценностных ориентации воспитанников; .
теоретически обоснован механизм использования традиций народной педагогики;
традиции народной педагогики адаптированы к современным условиям, и их содержание становится основой компонентов воспитательной системы образовательного учреждения.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения.
Разработать модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики.
Выявить механизм реализации модельных представлений о воспитательной системе образовательного учреждения с использованием традиций народной педагогики.
Провести опытно-экспериментальную проверку предлагаемой модели.
Методологической основой исследования являются:
философская концепция единства категорий единичное — особенное —
всеобщее (индивидуальное — национальное — общечеловеческое) СМ.
Арутюнян, Э.А. Баграмов, Н.А.Бердяев, Г.Гегель, Н.Д.Джандильдин,
П.Ф.Каптерев, Д.СЛихачев, П.М.Рогачев, М.А. Свердлин, П.Н. Федосеев и
Др.
идеи о народности воспитания К.Д.Ушинского, о национальной обусловленности процесса формирования личности. (Н.А.Бердяев, Г.Н.Волков, Л.Н.Гумилев, И.А.Ильин, В.Т.Кабуш, Т.А.Пигилова, В.А.Сухомлинский), о народно-этнографическом аспекте педагогической культуры (Ф.И.Буслаев, Г.С.Виноградов, В.В.Головин, А.Ф.Некрылова, В.Х.Нерадовский, Э.В.Нерадовская И.А.Панкеев, Б.А.Рыбаков, М.А.Рыбникова, И.Ю.Трушкова, З.Б.Цаллагова и др.)
исследования по проблеме этнопедагогизации образовательного процесса в современных условиях (А.А.Байчоров, М.И.Байшева, Г.И.Батурина, М.И.Богомолова, И.М.Гилемшин, Н.И.Еговцева, А.А.Жерукова, И.В.Крупина, Т.Ф.Кузина, А.М.Магомедов, О.Д.Мукаева, М.Ю.Новицкая и др.);
исследования особенностей религиозной педагогики, ее принципов и содержания (В.Г.Александрова, Б.Р.Гил ьмутди нов, Н.П.Едыгова, К.В.Епьницкий, К.А.Наднеева, СА.Рачинский, Л.А.Харисова, Э.А.Чурсина, А.ИДЦемшурина, П.Д.Юркевич)
— принципы и методы системного подхода к процессу построения
воспитания (Л.И.Новикова, Л.В.БаЙбородова, В.А.Караковский,
С.Д.ГЇ0ЛЯК0В, Е. Н.Степанов и др.).
- Для решения поставленных задач в исследовании использовался
комплекс методов.
Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы, анализ и синтез эмпирических данных.
Эмпирические: ретроспективный анализ собственной деятельности по моделированию и построению воспитательной системы образовательного учреждения на основе этнопедагогического подхода; опытная работа, в процессе которой проводился локальный эксперимент; изучение и обобщение педагогического опыта, а так же частные методы: наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, беседы с учителями, учениками, родителями, выпускниками школы.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.Кстинино Кирово-Чепецкого района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Белое Фалёнского района, Муниципальном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа с. Верховонданка Даровского района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Мари-Ошаево Пижанского района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района, в детском саду № 57 города Кирова, детском саду с. Кстинино Кировской области. В процессе исследования изучался опыт работы школ Кировской, Псковской, Архангельской, Белгородской областей.
Этапы исследования:
Первый этап (1996-1999 гг.) - подготовка теоретической базы исследования: теоретическое осмысление- проблемы исследования, анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы; изучение и обобщение опыта педагогов в воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики; построение гипотезы исследования.
Второй этап (1999-2001 гг.) - проведение констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы исследования; изучение целостно-педагогического опыта.
Третий этап (2001-2004 гг.) - проведение формирующего педагогического эксперимента, в ходе которого уточнялись исходные положения исследования.
Четвертый этап (2004-2005 гг.) - систематизация, обобщение и изложение результатов исследования.
Научная новизна:
Выявлены и охарактеризованы традиции народной педагогики, которые могут стать основой воспитательной системы современного образовательного учреждения.
разработана сущностная характеристика воспитательной системы образовательного учреждения на основе традиций народной педагогики.
Теоретическая значимость:
теоретически обосновано создание модели воспитательной системы на основе традиций народной педагогики, которая представляет собою интеграцию современных представлений о системном подходе в воспитательном процессе и опыта воспитания прошлых поколений;
определена специфика системообразующего вида деятельности воспитательной системы на традициях народной педагогики: познавательная деятельность этнокультурной направленности;
выявлено содержание познавательной деятельности этнокультурной направленности;
выявлены критерии и показатели эффективности воспитательной системы на основе традиций народной педагогики.
Практическаязначимость:
содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в педагогической практике;
разработанная модель может стать основой создания воспитательной системы на традициях народной педагогики;
разработан механизм создания воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики;
материалы исследования могут применяться в системе повышения квалификации педагогических кадров;
практические разработки представляют интерес не только для руководителей и педагогов, но и для родителей, других представителей социального окружения образовательного учреждения.
Достоверность научного исследования обеспечивалась
всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, выбранных в соответствии с задачами исследования и обобщением результатов многолетней опытной работы, проводившейся в образовательных учреждениях Кировской области. На защиту выносятся следующие положения: 1. Важнейшей характеристикой народной педагогики является её традиционность. Традиция имеет двойственную сущность: стабильность, позволяющая сохранять содержательный «знаниевый» блок традиций, и динамичность, благодаря которой опыт, представленный в традиции обогащается в процессе преобразующей деятельности человека, обеспечивая
преемственную связь между поколениями. Традиции народной педагогики как устоявшаяся система ценностей, адаптированная к современным условиям, могут выступать как духовно-нравственные каноны поведения, оказывать существенное влияние на процесс формирования личности, способствовать воспитанию ценностного отношения к семье, человеку, Отечеству, природе.
2. Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики включает в себя следующие структурные элементы: ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, индивидно-групповой, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный. Детерминирующим и итнтефирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы является ценностно-ориентационный компонент, при моделировании содержания которого необходимо учитывать традиционную систему ценностей, адаптированную благодаря изменчивости традиции к современным условиям. Роль системообразующего фактора выполняет функционально-деятельностный компонент, основой которого является совместная познавательная деятельность детей и взрослых, ориентированная на нравственное содержание традиций народной педагогики, что позволяет формировать ценностные отношения в сообществе детей и взрослых.
3. Реализация модельных представлений о воспитательной системе образовательного учреждения основывается на деятельности субъектов воспитательного процесса, направленной на формирование ценностных ориентации школьников средствами народной педагогики. Организация познавательной деятельности этнокультурной направленности позволяет использовать традиции народной педагогики в качестве механизма передачи опыта воспитания. Познавательная деятельность осуществляется через традиционные воспитательные мероприятия, учебную деятельность, систему, дополнительного образования. Она направлена на усвоение духовно-
нравственной сущности традиций, что позволяет интериоризировать ценности, свойственные системе народного воспитания. Эта система ценностей становится основой проявляющихся устойчивых отношений внутри всех компонентов воспитательной системы.
4. Использование традиций народной педагогики в воспитательном процессе образовательного учреждения является средством повышения эффективности воспитательной системы. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы позволяют определить уровень сформированное внутренней системы ценностей как результата воспитания и сделать вывод о личностном развитии воспитанников в воспитательной системе с использованием традиций народной педагогики. Опытно-экспериментальная проверка предложенной модели воспитательной системы доказывает возможность использования её в педагогической практике.
Апробация результатов исследования: Основные идеи и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международной конференции «Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества» в г. Кирове (2003); всероссийской конференции «Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования»в г.Кирове (2005); международной конференции «Образование как интегративный фактор ци ви л и за ци он ного развития» в г.Москве и г.Казани (2005); межрегиональной конференции «Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы»в г.Кирове (2005);в творческих лабораториях учителей на базе Кировского областного ИУУ (2000-2005); в процессе курсовой подготовки педагогов-воспитателей на базе Кировского областного ИУУ и 15-ти районных методических кабинетов (2000-2005).
*
і*
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Характеристика особенностей народной педагогики как традиционной основы системы воспитания личности
Обосновать теоретическую платформу этнометодологического подхода позволяют идеи философов Г.Гегеля, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева. Философскую и теоретическую платформу определяет закон о диалектическом единстве философских категорий единичный, особенный, всеобщий, который проявляется в понятиях «индивид», «нация», «народ»и является одной из основополагающих конструкций Г.Гегеля - триады «единичное - особенное - всеобщее». «Всеобщее подчиняет себе или, лучше сказать, включает в себя особенное и единичное. Единичное обладает теми же определениями, какие есть у всеобщего и особенного, и одновременно многими сверх того. Точно так же обстоит дело и с особенным по отношению ко всеобщему. Поэтому всё, что можно сказать о всеобщем, можно сказать также об особенном и единичном, и всё, что можно сказать об особенном, можно сказать о единичном, но не наоборот» (39 с. 118).
Универсальность данной триады позволяет экстраполировать её на многие явления природы и общества. При исследовании вопросов национального самосознания она выступает как «индивидуальное -национальное — общечеловеческое».
Эта триада рассматривается в идее Н. Бердяева о соотношении «личность - нация - человечество» «...Национальное и общечеловеческое в культуре не может быть противопоставляемо. Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества. В национальном гении раскрывается всечеловеческое, через свое индивидуальное он проникает в универсальное» (17 с.207).
Универсальная сущность мирового педагогического процесса и национальная форма его осуществления обосновываются идеями П. П. Бл о некого о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода, П. Ф. Каптерева о единстве и различии национального и общечеловеческого идеалов(61 с.386). По мнению П.Ф.Каптерева, «Педагог должен совершенно ясно понимать, что у каждого народа должна быть и своя особенная система воспитания, которую нельзя заимствовать у другого народа. Нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо продумана» (62 с.70).
Проблемой соотношения категорий «индивидуальное - национальное -общечеловеческое» в философском аспекте занимались такие ученые, как
СМ. Арутюнян, Э.А. Баграмов, Н.Д.Джандильдин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, П.Н. Федосеев и др.
Для обоснования национальной составляющей педагогического процесса необходимо раскрыть определение «народная педагогика», уточнив понятия этнос, нация, национальные особенности.
Российский историк и географ Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деления на своих и чужих» ( 44 с. 11).
Любой этнос является сложной социальной системой, характеризующейся, с одной стороны, чертами сходности с другими общностями (единство территории и экономической жизни), и с другой стороны - выделяющими его среди с других (язык народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения). Этносы делят на три типа: род и племя, народность, нация.
Нация - это большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а так же очень тесными экономическими связями (118 с. 86). В психологии выделяются следующие признаки существования нации:
— историческая память. Заветы старины, предания отцов, чувство единородства, то есть приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины;
- национальное сознание. Совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации;
- национальное самосознание. В основе проявления национального самосознания лежит этническая идентификация. Этническая идентичность -осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Культурная ценность этнической идентичности очень велика, так как она дает возможность самореализации личности, большую, чем любые другие социальные группы. При этом этническая идентичность приобретается по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде (118 с.132).
Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а так же предания, зафиксированные в устной и письменной форме, памятники культуры и искусства.
- национальные интересы. Ценности этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности, как отдельных личностей, так и нации.
- национальная культура. Совокупность материальных и духовных ценностей наций, а так же практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, формирует тип поведения, образ жизни и деятельности.
- национальный язык. Средство общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяющее придать культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение.
- чувство национального достоинства. Внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок. Составляющими чувства национального достоинства являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; уважение к положительным обычаям и традициям; любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирования почтения к их авторам и т.д.
Традиции народной педагогики как основа содержания воспитательной системы образовательного учреждения
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие педагога и ученика, и в котором реализуются задачи развития личности( 11 с. 18). Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики (126 с. 16).
В соответствии с исследованиями ряда ученых (К.А.Абульханова-Славская, В.П.Беспалько, Б.А.Битинас, В.А.Сластенин, Н.Д.Хмель и др.), воспитательный процесс мы будем рассматривать как педагогическую систему. Воспитательный процесс как педагогическая система — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием необходимых средств в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и самой личностью своих интересов и потребностей (127 с.241).
Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса понимаются те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей(11с.20). Ведущим методологическим основанием для выделения закономерностей является системный подход. Определить закономерность - значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы педагогической практики. Пренебречь закономерностями - значит обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность (106 с. 377).
В целостном педагогическом процессе необходимо выделить следующие закономерности функционирования и развития воспитания:
- ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально - нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно - гуманистической функции; развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания;
- процесс общего, социально - нравственного и профессионального развития приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания,
- саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса;
- готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики ( 126 с.27-30).
Принципы воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.
Данные закономерности позволяют сформулировать принципы системы воспитания: - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности; - природосообразность воспитания; - культуросообразность воспитания; - деятельностный подход в воспитании; - личностный подход в воспитании; - персонализация педагогического взаимодействия, - индивидуально - творческий подход; - профессионально - этическая взаимоответственность.
В реальной педагогической практике, кроме указанных закономерностей и принципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, такие как:
- обучение и воспитание детей в коллективе; - связь воспитания с жизнью и производственной практикой; - эстетизация детской жизни; - сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; - опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; - согласованность требований семьи, школы, общественности; - увлечение воспитанников перспективами, создание ситуаций ожидания завтрашней радости; - сочетание прямых и параллельных педагогических действий.
Совокупное использование всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников (125 с.27-39).
Вопросы использования системного подхода в воспитании рассматриваются в работах Л.И.Новиковой, Л.В.Байбородовой, Е.В.Бондаревской, З.И.Васильевой, Б.З.Вульфова, А.В.Гаврил ина, О.В.Заславской, В.А.Караковского, И.А.Колесниковой, Л.Н.Куликовой, Ю.С.Мануйлова, СЛЛТаладьева, А.ГЛПашкова, Л.А.Пиковой, С.Д.Полякова, Н.Л.Селивановой, Е.Н.Степанова, КМ.Таланчука.
В основу концепции, рассматривающей воспитательную систему как широкое понятие, включающее в себя понятия «педагогическая система», «дидактическая система» и «система воспитательной работы», заложено определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности (3 с.8).
Для воспитательной системы характерен ряд признаков, определяющих её лицо: - наличие оригинальной педагогической концепции; -специфическая культура школы, в основе которой лежат определенная система ценностей, творческие виды деятельности, атмосфера сотрудничества и общинный характер взаимоотношений; - наличие благоприятных условий для реализации собственной модели личности школьника, несущей на себе отпечаток культуры школы; - профессионально-личностные особенности работающих в школе педагогов; - превращение учащихся и их родителей в субъектов реализации концепции; - стабильные и длительные позитивные результаты деятельности школы (100 с.272).
Воспитательная система образовательного учреждения имеет сложную структуру и представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков — компонентов. Л.И.Новикова выделяет следующие компоненты воспитательной системы: цели; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, её организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъекты в некую общность; среда системы, освоенная субъектами; внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность(100 с. 273).
Е.Н.Степанов в структуру воспитательной системы включает ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, индивидно-групповой и диагностико-результативный компоненты (131 с.76).
Любая воспитательная система является единством общего, особенного и единичного. Именно единичное является тем специфическим, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и воспитанников, окружающей его среде. Специфичность обусловлена системой ценностей, лежащей в основе культуры школы.
Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики
В исследовании перед нами стояла задача создания модели воспитательной системы на основе традиций народной педагогики, объективного описания структуры и содержания компонентов системы, взаимосвязей между компонентами системы.
Под системой принято понимать выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающих во взаимодействие со средой как целостное явление (125 с.480). Как отмечает М.И.Рожков, существенными чертами системы являются три основные характеристики: наличие системообразующего фактора, общее количество элементов системы, единство и целостность (115 с.28). Одной из основных системных характеристик является также структурность, предполагающая выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация. К числу системных характеристик относятся также целенаправленность, функциональность и оптимальность.
Системный подход к рассмотрению педагогических явлений предполагает, по мнению МИ.Рожкова, учет таких характеристик системы, как системные принципы (структурность, оптимальность, интегративность, функциональность), признаки системы (системообразующий фактор, общее качество системы, единство и цельность), компоненты педагогической системы (педагогические цели, взаимодействие педагога и учащегося, педагогические средствах 1 5 с.20).
Целесообразность использования системного подхода в воспитательной практике обосновывает ряд ученых (О.С.Газман, А.А.Бодалев, В.А.Караковский, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.) Для того чтобы использовать системный подход в организации воспитательного процесса на основе идей народной педагогики, целесообразнее всего применить метод моделирования.
Моделирование как метод исследования рассматривается в работах ряда ученых (СИ.Архангельского, В.П.Беспалько, В.В.Краевского, М.И,Рожкова, В.А.Штоффа). Под педагогической моделью понимается педагогическая деятельность, в которой представлен замысел ожидаемого результата (цель), определен его смысл (т.е. обозначено место замысла в целостном образовательном процессе, заявлено его место в генеральной, стратегической цели), дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности (92 c.89). Моделирование позволяет воспроизводить объект исследования (в нашем случае воспитательная система на основе использования идей народной педагогики) через промежуточную систему (модель воспитательной системы).
Разработанная нами модель предполагает разрешить противоречие между объективной необходимостью использования системного подхода к организации воспитательной деятельности и недостаточной разработанностью как теоретического, так и практического аспекта системного использования традиций народной педагогики.
Разработанная нами модель использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения представляет собой мыслительную конструкцию, отражающую её идеальный образ, включающую основные закономерности, механизмы и условия функционирования данной модели в образовательном учреждении (схема 1).
В состав основных компонентов и элементов воспитательной системы, по мнению Е.Н.Степанова, необходимо включить следующие её составляющие: индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный и диагностико-результативный компоненты. Эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ценностно-ориентационный компонент является смысловым ядром воспитательной системы, главным, детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития.
Интересы личности определяются через направленность её социальной активности на профессиональные формы национальной духовной культуры и национальную форму предпочтения в культурном потреблении.
Вопросы о ценностях воспитания рассматриваются в работах Е.О.Галицких, И.А.Зимней, В.А.Караковского, Т.В.Машаровой, Н.Д.Никандрова, СДПолякова, Н.Е.Щурковой, Е.А.Ямбурга, М.Г\Яновской и других.
Исходя из общности ценностных представлений разных этносов, в своей модели мы опираемся на ценности, - Человек, Семья, Отечество, Земля, Труд, Знания, Культура, Мир. Эти ценности, включенные в систему целей воспитания, помогут человеку выстроить свои отношения с миром. Отношение к ценностям проявляется в его нравственной позиции и нравственном поведении. Эти позиции представлены в данной таблице.
Целью воспитания является развитие ребенка, его личностный рост(84 с. 272-273). В нашей модели это позитивная динамика развития, то есть развитие ценностного отношения ребенка к людям, Отечеству и т.д.
Особое внимание в нашей модели отводится задачам формирования национального самосознания через этническую идентификацию. Этническая идентификация, основанная на положительных аттитюдах, позволяет сформировать эмоционально-ценностное отношения к национальной культуре, что приводит к развитию способности к толерантности.
Решение поставленных нами задач определило содержание второго компонента воспитательной системы.
Вторым компонентом воспитательной системы является функционально-деятельностный, который выполняет роль системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей. Основу данного компонента составляет совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В нашей модели приоритетным видом деятельности, направленным на достижение поставленных задач, является познавательная деятельность. Спецификой познавательной деятельности в представленной модели является её ориентированность на традиции народной педагогики.
Познавательная деятельность является основой ритмичного, традиционного для народной культуры, годового круга праздников. В годовой круг календарных праздников включены праздники народного земледельческого календаря - Осенины, Коляды, Масленица и др. В обрядах их проведения обязательно учитываются традиции народного воспитания, рассмотренные в предыдущем параграфе.
В соответствии с методологическим обоснованием отбора и структурирования содержания этнонационального образования, определяющим в нем является решение проблемы соотношения национального и общечеловеческого в культуре. Как было рассмотрено в первой главе, ведущей конструкцией данного обоснования является триада «единичное-особенное-всеобщее». По мнению ряда ученых (Р.З.хайруллин, Ф.ГЛЯпалов и др.) она соответствует ряду «индивидуальное-национальное-общечеловеческое». Поэтому методологическим положением в проектировании этнонационального образования выступает идея о трехкомпонентном структурировании его содержания: этнокультурного, межкультурного и поликультурного компонентов. В этом случае, как считает Ф.ПЯлалов, ядром выступает этнокультурный компонент, содержание которого направлено на формирование представителей конкретного этноса (единичный). Федеральный компонент содержит базовый комплекс знаний, усвоение которых способствует формированию человека российской культуры (особенный). Поликультурный компонент обеспечивает открытость образования, направленного на формирование человека планетарной культуры (всеобщий) (174 с.151).
Опыт воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики
Кстининская муниципальная средняя общеобразовательная школа расположена в с. Кстинино на территории Кирово-Чепецкого района Кировской области в 25 км от районного центра г. Кирово-Чепецка и в 16 км от Нововятского района г. Кирова. В селе имеется амбулатория, почтовое отделение, Дом культуры, сельская библиотека. На территории села имеется действующая православная церковь.
В школе обучаются дети из с. Кстинино и близлежащих населенных пунктов: поселка дома отдыха, деревень Звени и Чайкино, поселка Полойский, находящихся на расстоянии 4-Ю км от с. Кстинино. Проведенные исследования показали, что состав семей, дети из которых обучаются в школе, имеют следующие характеристики:
Всего семей - 112, родителей - 236; Многодетных семей - 7, детей в них - 23; Многодетных малообеспеченных семей — 7, детей в них — 284 Неполных семей -11, детей в них — 14
По возрастному составу преобладают родители от 30 до 40 лет (53% и от 40 до 50 лет (27,5%);
Образование у родителей преобладает среднее и среднее специальное (63,3%);
Большая часть родителей работает на территории сельского округа (76,3%), 45 родителей не имеют работы (19%)
В школе работают 21 педагог, 9% из них имеют среднее профессиональное образование, остальные — высшее. В 11 классах-комплектах обучается около 160 учащихся.
С 1996 года Кстининская школа действует как экспериментальная площадка при Кировском областном институте усовершенствования учителей в составе научной лаборатории «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения».
Началом существенных изменений в содержательном и организационном компонентах воспитательного процесса стало прохождение частью педагогов авторского курса «Народная культура» у Т.А.Пигиловой, преподавателя Московского ИПК и ПРО. В результате появился предмет «Народная культура» в образовательной деятельности и годовой круг праздников земледельческого календаря в воспитательной деятельности школы с использованием методики КТД. Анализируя результаты работы школы, педагоги акцентировали внимание на следующем:
- во-первых, укрепились связи между основными участниками педагогического процесса - учителями, учащимися и их родителями;
- во-вторых, произошли некоторые положительные изменения в социально — психологическом климате села;
- в-третьих, появилась потребность в использовании научно обоснованных приемов и способов осуществления целеполагания и анализа воспитательной деятельности.
Происходящие позитивные изменения вызвали у учителей чувство удовлетворенности результатами своего труда и уверенности в том, что школьное сообщество избрало педагогически целесообразные и эффективные средства совершенствования и обновления воспитательной деятельности с учащимися. Анализируя состояние учебно-воспитательного процесса в школе, педагогический коллектив делает вывод о необходимости получения научно-методической помощи. Под научным руководством Т.А.Пигиловой Кстининская школа становится экспериментальной площадкой «Школа народной культуры» Кировского департамента образования. Последние 8 лет руководителем площадки является диссертант.
На основе модельных представлений о воспитательной системе школы с использованием традиций народной педагогики, изложенных в предыдущем параграфе, осуществлялась деятельность по претворению данной идеи в педагогическую практику.
Методологическим основанием реализации данной цели является триада «индивидуальное - национальное - общечеловеческое», которая экстраполируется на все компоненты воспитательной системы.
Ценностно-ориентационный компонент, являющийся детерминантой воспитательной системы, представлен целью по формированию ценностных ориентации школьников средствами народной педагогики. Ценностями являются традиционные ценности народной педагогики: человек, природа, труд, семья, общество. Формирование данных ценностных ориентации возможно через:
- формирование целостного представления о национальной культуре; - формирование эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре;
- формирование нравственных качеств; - воспитание толерантности; - развитие творческих способностей. Основные принципы были взяты из системы народного воспитания: - целенаправленность системы воспитания, что предполагает наличие идеала-образа, выражающего конечную цель. В данном случае это образ выпускника: духовно-нравственная личность; - культуросообразность воспитания, что означает формирование у детей знаний, навыков и умений гендерной, бытовой, социальной, национальной культур; - природосообразность воспитания, требующая учета пола, возраста и природных задатков ребенка;
Системообразующим видом деятельности является познавательная. Она реализуется в организации и содержании внеурочной воспитательной деятельности и дидактической подсистеме. Своеобразие воспитательной системы определяется этнокультурным направлением познавательной деятельности.
Основными традиционными делами года являются: Осени ны, Каляды, Масленица, Праздник чести школы. Их содержание определяет этнокультурная направленность познавательной деятельности, технологией проведения является методика коллективных творческих дел.
При школе имеется большой пришкольный земельный участок, на котором выращиваются овощи для школьной столовой, цветочная рассада для школьного цветника и для реализации её населению. Парники позволяют выращивать помидорную рассаду. Для села Кстинино выращивание ранних овощей было традиционным занятием населения. Село возникло около 1615 года как торговая точка на пути к северу Европейской части. Торговые обозы с луком, капустой отправлялись из Кстинино в районы Крайнего Севера ещё в конце XIX века. Это занятие продолжает приносить доход жителям села и в сегодняшнее время, поэтому родители учащихся всячески поощряют их труд на пришкольном участке, как средство приобретения необходимых агротехнических знаний и умений. Праздник Осенин является своеобразным подведением итогов летнего периода. Интересно то, что по времени он приурочен ко Дню учителя, как своего рода началу зимнего периода труда, в том числе ученического и педагогического.
Праздник Каляды является основой для проведения новогодних праздников и организации воспитательного процесса во время зимних каникул. Своеобразным апофеозом социально-педагогической деятельности школы является Масленица. Это общий праздник жителей села и окрестных деревень. Основным организатором всего действия является школа. Поскольку традиционным стало присутствие на празднике всей семьи, он стал важным педагогическим средством укрепления связей между семьями воспитанников и педагогами, средством объединения воспитательных усилий педагогического сообщества.
Важное место в системе воспитания занимает школьный музей. Он является культуротворческим, исследовательским центром и мастерской, всегда открытой для «руко — творчества» детей. Школьный музей выполняет не только культурно-просветительскую функцию, но и является местом встреч разных поколений. Все экспонаты музея являются действующими, то есть они используются при проведении уроков и внеурочных занятий. При музее работает кружок краеведения, в котором занимаются не только дети, но и их родители, поэтому он не только интерактивный, но и развивающийся, постоянно пополняющийся новыми экспонатами. Традиционными формами работы являются походы по родному краю, лектории, конференции. Музей занимает отдельное помещение, что позволяет проводить здесь отдельные мероприятия. Членами кружка во главе с его руководителем В.А.Игнатовой разработан цикл следующих бесед и лекций: «История школьной формы», «От лучины до электрической лампы», «История храма», «Денежные реформы в России» и т.д. Ряд школьников занимается исследовательской деятельностью, участвует в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся.