Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы использования народной педагогики в подготовке будущего учителя... 8 - 63 стр.
I. Народная педагогика как социально-педагогическое явление. Ее гуманистический характер 8-23 стр.
2. Место и функции народной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя.. 23 - 31 стр.
3. Основные направления использования материалов народной педагогики в процессе ее преподавания теории педагогики 32 - 63 стр.
Глава II. Опыт использования узбекской народной педагогики в. процессе преподавания, теории воспитания 63 - 142 стр.
I. Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема. Исходные положения народной педагогики при ее рассмотрении 63 -79 стр.
2. Использование материалов народной педагогики при изучении, нравственного, воспитания школьников 79 - ЮЗ стр.
3. Освещение проблем трудового воспитания с использованием материалов народной педагогики ..103- 118 стр.
4. Материалы народной педагогики при изучении. физического воспитания школьников 118- 127 стр.
5. Использование материалов народной педагогики при изучении вопросов эстетического воспитания школьников 127- 142 стр.
Заключение 143- 151 стр.
Использованная литература 152- 166 стр.
- Народная педагогика как социально-педагогическое явление. Ее гуманистический характер
- Основные направления использования материалов народной педагогики в процессе ее преподавания теории педагогики
- Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема. Исходные положения народной педагогики при ее рассмотрении
- Освещение проблем трудового воспитания с использованием материалов народной педагогики
Введение к работе
Общество развитого социализма ставит все более сложные задачи перед советской школой. Необходимым условие» их решения;» как. _ Ото указано на ХХУ съезде КПСС» является улучшение подготовки учителей1. В материалах ХХУІ съезда КПСС вновь было указано "обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования" и...совершенствовать формы и методы трудового; нравственного и эстетического воспитания в школе" Это требует от педагогических учебных заведений постоянного совершенствования своей работы .. Актуальность исследуемой проблемы вытекает.и.из того .что высшая педагогическая школа,- как указывается в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о Высшей школе. 197.9 года .призвана -обучать и воспитывать учителей имеющих высокий уровень профессиональной и единой политической подготовки? обладающих организаторскими способностями, педагогическим мастерством и навыками воспитания подрастающего поколения.
Одним из направлений ее совершенствования является улучшение преподавания педагогических дисциплин. ....... Лак показывает опыт»значительные возможности для совершенствования преподавания педагогической, теории, представляет использование в нем материалов народной педагогики. Однако преподаватели на сегодня не вооружены научно обоснованными рекомендациями в этой области. Потребности же в таких рекомендациях ощущаются весьма остро. Дело в том что личность школьников. формируется под воздействием не только специальной воспитательной работы; но и окружающей их. микросреды, ее традиций! обычаев, нравов. Усиление воспитательного влияния на подрастающее поколение предполагает целенаправленное использование микросреды в формировании личнхти школьников. Решить ке эту задачу нельзя без хорошего знания учителями народной педагогики;- ее идей и представлений; приемов методов и средстве
В наши дни не только растет потребность в разработке рекомендаций по использованию материалов народной педагогики в профес сиональной подготовке будущих учителей; но и расширяются возможности для их разработки. .
В последнее десятилетие развернулась целая серия исследований по вопросам народной педагогики, в самых различных регионах страны. Было опубликовано большое количество научных статей, монографий защищены кандидатские и докторские диссертации. Труды та-» ких крупных ученых, как Г.Н.Волков /Чувашская АССРД: А.Ф.Хинтибид-зе /Грузинская ССРД В.Х.Арутнян /Армянская CCP/f А.Ш.Гашимбв / Азербайджанская, ССРД Я.ИЛанбиков /Татарская АССР/,, я вились крупным вкладом в изучение и создание основ педагогики народов СССР. .... В. настоящее время ведется плодотворная работа по изучению народной педагогики.во всех союзных республиках.-За последнее-десятилетие в этой области защищены диссертации на соискание ученой степени, кандидата педагогических наук М.Б.Гуртуевой1; И. А.1о-ровым Г.Я.Капьюве3! А.ОрмановьйГ И.Оримбековым Р.М.Пашаевоих І.Бешимовьш .
В нашей Узбекской ССР также проделана значительная работа по изучению народной педагогики на материалах фольклора.
Узбекский народ1, как и другие братские народы, богат жемчужинами устного творчества. Как правильно подчеркнул фольклорист Т.Мирзаев! "у нашего народа имеются величайшие и удивительные поэмы, которые могут состязаться с античными и средневековыми классическими эпопеями, как "Илиада" и "Одиссея"1; "Песнь о Роланде" и "Песнь о Нибелунгах" "Махабхарата" и "Рамаяна"; - Слово о полку Игореве"и "Шах-ааме?; "Манас" и "Еангар"; разнообразные сказки І-,прекрасные песни,.вобравшие в себя жизненный,опыт трудового народа, пословицы и поговорки, многочисленные загадки и.анекдоты которые являются нашим неоценимым.богатством и большой гордостью" .
В нашей республике напечатано огромное количество фольклорных произведений. Издается 40-томный сборник фольклора, каждый из этих томов объемом в.20 п.л. В фольклорных произведениях узбекского народа отражены богатейшие педагогические традиции, формировавшиеся на протяжении многих столетий, передававшиеся из поколения в поколение, выдержавшие испытание временем. В республике на основе анализа материалов фольклора проведен ряд педагогических исследований в монографии З. Миртурсунова где глубоко и детально анализируются традиции узбекского народа в воспитании детей. Работа М.Шербаева особенно ценна тем, что она создана на основе материалов узбекского устного поэтического творчества. В ней рассматриваются народные взгляды на нравственное и умственное воспитание детей. Однако эти вопросы глубоко не освещены, многие стороны проблемы остались вне поля зрения автора. Кроме того, автор здесь уделяет, больше внимания образцам классик ческой литературы, чем фольклору, в работе С.Темировой раскрывается прогрессивный характер узбекских народных традиций, их роль в воспитании детей в семье и школе.
Г.Джахангировс впервые описывает узбекский детский фольклор и его жанры-, показывает значение фольклора в воспитании детей.
Таким образом, мы имеем на сегодня значительное, число исследований, характеризующих богатство народной педагогики различных наций нашей страны, в том числе и узбекского народа. Вместе с тем; отсутствуют-работы по методике ее использования в обучении и воспитании современной молодежи - ив школе, и в других учебных заведениях, в частности, в подготовке будущих учителей! хотя практика весьма.нуждается в рекомендациях в избранной области. С учетом вышеизложенного мы поставили в настоящем исследовании следующую цель: разработать исходные положения и методику, использования материалов, узбекской народной педагогики в процессе преподавания в педагогическом институте теории воспитания исходя из особого значения; которое имеет в наши дни всестороннее развитие личности школьника; мы разрабатывали в процессе опытной работы-пути достижения названной цели на материалах изучения тех тем курса педагогики, в которых рассматриваются основные стороны коммунистического воспитания. Для достижения цели, поставленной в исследовании, мы.выдвинули в нем следующие задачи:
1. Дать характеристику народной педагогики как социально педологической категории, обосновать ее место и функции в профессиональной подготовке будущих учителей.
2. Обобщить и систематизировать материалы народной педагогики по темам курса теории педагогики, раскрывающего содержание и методику всестороннего развития личности школьника.
3. Наметить и обосновать пути и приемы использования материалов народной педагогики в процессе изучения теории педагогики /раздела "Коммунистическое воспитанием/ и разработать на этой основе методические рекомендации.
Методологической! основой нашей работы явились -труды классиков марксизма-ленинизма, Программы КПСС, материалы и решения съездов КПСС и КП Узбекистана, решения ЦК.КПСС, Конституция СССР и указания ЦК КПСС и Советского правительства о развитии системы народного просвещения, о культуре, искусстве и литературе.
Основной базой исследования, явился Наманганский государственный педагогический .институт им. Х.Х.Ниязи, в котором автор на протяжении около двадцати лет преподает педагогику. При-разработке методики исследования мы стремились к томуі чтобы-оно возмож-: но-полнее отвечало поставленным задачам. Наша исследовательская методика включала в себя использование разнообразных методов. Большое место среди них занимали изучение и теоретический анализ философской, этнографической, педагогической литературы, материалов узбекского фольклора, а также публикаций по народной педагогике, изданные в братских республиках. В исследовании широко ис« пользовался метод собеседования, интервью, анкетирование. В течение І97І-І977 годов в процессе занятий и во внеучебное время систематически проводились анкетирование и собеседования со студентами 1,П,Ш курсов педагогического института о воспитательных традициях народа, о том, придерживаются ли они этих традиций,, каково их значение, какими фольклорными материалами по воспитанию они знакомы, как оценивают значение этих материалов для современной педагогической практики и т.д.
Широко использовались в исследовании посещения лекции преподавателей педагогики Ташкентского и Наманганского госпединститутов с целью изучения, в какой степени и насколько эффективно они используют материалы народной педагогики в своих лекциях семинарских ,и практических занятиях.
Плодотворно использован в нашем исследовании метод анализа и обобщения педагогического опыта. Но главное место в исследовании занимала специальная опытная работа; организуя изучение студентами курса педагогики, мы целенаправленно использовали в этом процессе материалы народной педагогики, специально подобранные и систематизированные по отдельным темам программы этого курса. Одновременно мы наблюдали, как использование этих материалов влияет на развитие у студентов интереса к педагогической науке на степень осознанности усвоения ее важнейших положений, на формирование у них уменья применять приобретаемые педагогические знания на практике. Ведя такую работу ежегодно на протяжении последних десяти лет;; мы постоянно отбирали те материалы народной педагогики, использование которых наилучшим образом содействует изуче нию программы по педагогике, одновременно на основе анализа хода и результатов опытной работы, мы стремились найти целесообразные пути и приемы использования материалов народной педагогики в учебном процессе, проверить еще и еще раз полученные в исследовании выводы как на собственном опыте, так и на опыте других преподавателей педагогики. Выводы проведенного таким образом исследования и легли в основу настоящей диссертации.
Научная новизна нашей работы заключается в TOMf что в ней охарактеризовано и обосновано место народной педагогики, ее функции в профессиональной подготовке будущих учителей, обобщены и систематизированы материалы педагогики по темам курса теории педагогики, раскрывающем содержание и методику всестороннего развития личности школьника, намечены и обоснованы пути и приемы использования материалов народной педагогики в процессе изучения теории коммунистического воспитания и на этой основе разработаны методические рекомендации.
Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что использование данных в нем рекомендаций по использованию материалов народной педагогики преподавателями педагогики.обо гащает содержание курса педагогики, повышает его эффективность;, усиливает эмоциональные воздействия на слушателей, приводит к то-vifi что студенты овладевают не только наукой о воспитании и обучении, но и педагогической культурой своего народа, его прогрессивными традициями в этой области.
Результаты работы доложены на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Наманганского госпединститута, на которых.автор выступал с докладами: 1. "Трудовое воспитание в.народной педагогике"; апрель 1975 г.
2. "Материалы об умственном воспитании в народной педагогике", апрель 1976 г.
3. "Материалы о физическом воспитании в народной педагогике1 , апрель 1977 г.
4. "Нравственное воспитание в народной педагогике", апрель 1978 г.
Диссертация состоит из введения,- двух глав, выводов и библиографии.
Народная педагогика как социально-педагогическое явление. Ее гуманистический характер
Они формировались на основе педагогических знаний и умений, приобретенных народом, и служили также своеобразным средством фиксации этих знаний и умений, передачи их следующим поколениям. Под народными традициями в области воспитания обычно понимаются те или иные нравы, обычаи, связанные с рождением детей, уходом за ними, с их воспитанием, те или иные-общепризнанные практические рекомендации и правила, приемы средства, мето- ды, которые используются в воспитании детей»
Трудовой народ разрабатывал и постепенно накапливал в своем многовековом опыте своеобразные 1 удивительные методы, приемы и средства воспитания молодого поколения своего времени.
Эти,правила,.методы, приемы, средства.народного воспитания прошли-неоднократно испытание временем, массовой практикой, вта-чиваясь и обогащаясь, они берутся на вооружение каждым поколени-емнарода и не потеряли своей ценности до сих пор. К ним в узбекской .педагогике.относятся объяснение,- формирование, привычки путем обучения, тренировки, ежедневный режим жизни, пример - образец, совет; назидание, приказание, убеждение, просьба, упрашивание, высказывание пожелания, одобрение, похвала, благодарность, пожелание доброго, пожелание счастливого пути, запрещение,- укор, осуждение, наказание, просьба - извинение, умение осуждать смехом, пристыдитьЇ заставить признать свою вину, принять клятву и т.д.
В жизни узбеков сложились определенные традиции, содействующие воспитанию детей, среди них - хошары разнообразных типов, детские игры, детское творчество, сборища в чайханах, детские пиры в складчину /гап-гаштак, халфана/, свадебные обряды - свадьба по случаю рождения /бешиктуйи/, обрезание, женитьба,: гуляния -гуляние с наступлением весны, гульбаррау гуляние по случаю созревания дыни, день рождения, пиры парней, пиры девушек, юзодчи /обычай показывать невесту родителям/, кража платка, вечер сумаляк, козлодрание, скачки, борьба - кураш; разнообразные пиры между соседями, родственниками,; соревнования состязания обряды по случаю смерти, отправления в путь, на охотуу обычаи бывать в парках отдыха, участвовать в разнообразных представлениях, встречать празд ники, быть в гостях» принимать их у себя и т,р.
Каждая из этих традиций выступала и своеобразным или средством, или приемом, или методом воспитания.
3. Художественное творчество народа как выражение адей, представлений, понятий и традиций народной педагогики. Опыт, накопленный.тем или иным народом в области воспитания, как и в других сферах социальной жизни, неизбежно находил , свое выражение в его искусстве, в его художественном творчестве, ... Народная педагогика возникла задолго до появления письменности,, многие века существовала и развивалась до ее появления. И поэтому.первой и одной из важнейших сфер выражения ее идей и традиций, хранителем этих идей и традиций явился фольклор или устное народное творчество. На протяжении многих веков фольклор оставалася средством воспитания и взрослых, и детей. Велико его значение и сегодня.
В.И.Ленин, рассматривая русские народные сказки, собранные Н.И.Ончуковым; говорил: "Какой интересный материал! Я бегло просмотрел все эти книжки и вижу, что не хватает, очевидно, руки или желания все это обобщить, все это просмотреть под социально-политическим углом зрения. Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных... Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков литературы. Это подлинно народное творчество, такие нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни" .
И в наши дни устное народное творчество выступает, с одной стороны; как неиссякаемый источник, вобравший в себя педагогические воззрения народа, с другой стороны, как массовое воспитательное средство, оказывающее большое воздействие.на молодежь. Смело можно утверждать, что некоторые жанры фольклора были и остаются до сих пор мощным средством воспитания положительных качеств у детей. Например; загадки развивают умственные качества, пословицы - нравственные, песни - эстетические качества у детей, а сказки и эпические произведения оказывают мощное влияние на воспитание всех положительных качеств молодежи.
Как и другие-братские народы, узбекский народ имеет богатое научное и литературное наследие, созданное на протяжении многих веков, и этим он внес большой вклад в развитие мировой науки, искусства и литературы. Неотъемлемую часть,узбекской культуры -составляет устное народное творчество, фольклор узбекского народа богат разнообразными удивительными сказками, различными эпическими поэмами, прекрасными песнями, вобравшими в себя жизненный опыт трудового народа, пословицами и поговорками, многочисленными загадками и анекдотами.
Каждый из жанров узбекского фольклора имеет и несет в себе большие воспитательные возможности.
Загадки в узбекском фольклоре являются одним из древних и широко распространенных жанров. Хотя в далеком прошлом они были широко распространены и среди взрослых, во дворцах правителей и среди широких масс трудящихся, в наше время загадки стали/ в основном, одним из детских жанров фольклора. "Современный жанр загадки, пишет фольклорист З.Хусаинова, - в наше время создается не для взрослых, как было в прошлом, а для молодежи, для детей с целью развивать их ум, умственные способности, и они оказывают большое положительное влияние. Потому что они играют большую роль в умственном воспитании, в развитии наблюдательности и фантазии детей"1.
Пословицы занимают также большое место в воспитании молодежи, выражая опыт и мировоззрение трудового народа, его отношение к окружающей эмоциональной действительности, усвоенные им уроки жизни, его иечты и грезы. Пословицы отражают сложную и многообразную деятельность человека, его психические переживания и состояние. В узбекских пословицах центральное место занимают материалы о хороших нравах, о методах нравственного воспитания. Пословицы на нравственные темы в основном имеют форму назидания, сказанное слушателю от имени первого лица. Их адресатом в первую очередь является молодежь.
Основные направления использования материалов народной педагогики в процессе ее преподавания теории педагогики
Первая часть существующей программы предмета педагогики имеет теоретико-методологический.характер, ее назначение - показать преимущества социалистической педагогики, раскрыть ее предмет и методологические основы, цели коммунистического воспитания. Эти вопросы освещаются в процессе изучения тем "Предмет педагогики и методы научно-педагогического исследования", "Развитие, воспитание и формирование личности", "Всестороннее развитие личности - цель коммунистического воспитания", "Система народного образования и коммунистического воспитания в СССР".
Рассмотрим возможности использования материалов народной педагогики при изучении отдельных из этих тем.
Как показывает опыт, при раскрытии предмета педагогики в процессе прохождения первой из этих тем целесообразно весьма кратко, в основных чертах осветить процесс возникновения педагогики как науки, показать место народной педагогики в этом процессе, вскрыть сущность ее как социально-педагогического явления,-присущие ей особенности и современное-значение. Важно показать значение-народной педагогики и как определенного этапа развития человеческого познания в области воспитания и как.сегодня действующий фактор формирования личности, и как тот богатейший источник, из которого сегодняшняя педагогическая теория и практика могут и должны черпать знания о воспитании.
При раскрытии названных выше вопросов преподавателем могут быть использованы материалы, даваемые в данной главе диссертации.
Заметим, что в сегодняшних программах по педагогике, да и по истории педагогики совершенно не уделяется внимания раскрытию этих вопросов. Такой подход может привести к формированию совершенно неправильного понимания процесса возникновения педагогической науки, недопонимания важного места в этом процессе народной педагогики, к недооценке роли народных масс в возникновении и развитии педагогической науки.
При изучении темы "Развитие, воспитание и формирование личности" обычно освещается марксистско-ленинское учение об общественной сущности человека, о взаимосвязи и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития личности, показывается значение воспитания как решающего фактора формирования личности, раскрываются закономерности и движущие силы развития личности, дается критика современных буржуазных педагогических теорий, анализируется роль деятельности и,общения в развитии личности, характеризуются возрастные этапы, в развитии школьника.
Правда, в народной педагогике специально не рассматриваются вышеназванные вопросы, - однако влей можно встретить много фактов, которые возвеличивают роль воспитания в развитии детей, осуждают реакционные воззрения в этой области.
.Духовенство и эксплуататорские классы оценивали людей по их происхождению, по их принадлежности к высшим слоям общества, поэтому они говорили "сын большого человека", "благородного про-? исхождения. человек", ."сын богатого человека"; "сын /или дочь/ со стоятельного человека" и т.д.; создавали много пословиц,; поговорок, песен и сказок, поддерживающих подобные взгляды. Например:
В подобных пословицах утверждается, что дети эксплуататоров уже по своему происхождению превосходят детей из трудового народа, что они должны править страной, а простые люди должны безропотно трудиться. Духовенство обожествляло эту реакционную теорию, усиленно пропагандировало идею о том, что судьба человека предопределена самим аллахом, что она начертана в книге судеб еще до рождения ребенка. Это "теорию" оно пропагандировало и среди детей, требуя беспрекословно следовать ей с малых лет.
Эта "теория" отвергала значение умственного и физически способного человека, убеждала его в неизменности его судьбы, не признавала значения воспитания в формировании личности.
Однако подобные реакционные взгляды совершенно не воспринимались народной педагогикой, основанной на его многовековом опыте, в ней высоко оцениваются роль воспитания в становлении личности. -что у него появился сын, и сказал своей старухе: "О, старуха; мы достигли своей цели, теперь нам следует заниматься воспитав нием своего сына Сахибджана. Ведь говорят же: Ют хорошего остается /доброе/ имя, от плохого - дурные дела". Если будем растить хорошего сына, нам скажут спасибо, если плохого - проклянут"1.
В сказке "Три брата - богатыря" старый отец подзывает к себе своих сыновей и говорит им: "..«дети мои, я не богат, учил вас, чтобы после меня вы не стали.бедными, дал вам хорошие имена. Вы стали взрослыми. Кроме этого, я вам дал три достоинства: во-первых, растил вас здоровыми, и вы стали сильными. Во-вторых, обучал владеть оружием, и вы стали мастерами этого дела. В-треть-их, растил вас бесстрашными, и вы стали богатырями" .
Как видно, братья становятся умными, сильными, ловкими всесторонне развитыми не случайно, а благодаря воспитанию.
В произведениях устного народного творчества разоблачается бессилие эксплуататорских классов в деле воспитания детей;6 лживость их утверждений о приоритете происхождения человека перед воспитанием, і
Например, в сказке "Сын богача" показывается;- что богач не сумел воспитать своего сына, и тот стал беспомощным, ни к чему не способным, бездельником, лишним человеком, поэтому богач говорит: "Единственный ребенок - противный ребенок, воистину прав тот,, кто-говорил так.-Ты все равно не станешь настоящим человеком. Я разбаловал тебя. Но делал худо и тебе, и себе , теперь нельзя поправить ничего..."
Всестороннее развитие личности как педагогическая проблема. Исходные положения народной педагогики при ее рассмотрении
Одной из центральных ведущих, идей марксистско-ленинского учения о коммунистическом воспитании и; соответственно,5 курса педагогики изучаемого в педагогическом институте, является идея всестороннего развития личности. Идея такого развития, формирования личности как активного строителя коммунизма пронизывает! по сути дела, все разделы и темы этого курса. Подготовка учителя к осуществлению этой идеи в повседневной.школьной практике во многом обуславливает эффективность его педагогической деятельности. Это и предопределило тот.факт; что.опытная работа по использованию материалов народной педагогики в процессе изучения педагогической теории была сконцентрирована на тех темах этого курса, в которых проблема всестороннего развития личности школьника рассматривается непосредственно и наиболее детально.
Согласно действующим на сегодня программам по педагогике1 студенты впервые обстоятельно рассматривают проблему всестороннего развития личности школьника на лекционных занятиях при изучении темы "Цель и задачи коммунистического воспитания" и "Сущность процесса коммунистического воспитания".
В лекциях по этим темам обычно раскрывается общее понятие цели воспитания, ее значение в воспитательной деятельности / коренное отличие цели коммунистического и буржуазного воспитания і дается характеристика сущности процесса воспитания, ее движущих сил", важнейших закономерностей и основных принципов. Рассматривая всестороннее развитие личности, ее формирование как активного строителя коммунизма, содержание цели и процесса коммунистического воспитания, преподаватели на .... \; лекциях обычно дают и краткую характеристику важнейших сторон и составных частей коммунистического воспитания - умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического. Позднее эти стороны более подробно, применительно к школьной практике, рассматриваются в соответствующих темах курса "Педагогика школы".
Всестороннее развитие личности как цель и содержание процесса коммунистического воспитания изучается студентами и на семинарских и лабораторных занятиях. Кафедрой педагогики Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И.Ленина разработана и издана массовым тиражом в 1978 году примерная тематика и программа "Семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогже". Этой тематикой и программой мы пользовались в процессе нашей опытной работы. Примерно такой же была тематжа семинарских и лабораторно-практических занятий в нашей опытной работе и на ее предыдущих этапах. Согласно этой тематике, проблемы всестороннего развития -школьников обсуждались на занятии "Понятие, сущность и составные части коммунистического воспитания". На нем обсуждалась роль школы во всестороннем развитии личности школьника, совместными усилиями преподавателя и студентов рассматривались, сопоставлялись задачи и содержание идейно-политического, нраветвенного эстетического и трудового воспитания, политехнического обучения. Различные аспекты методики коммунистического воспитания, направленной на обеспечение всестороннего развития личности школьника,1 рассматривались и при изучении других тем в лекционном курсе и на семинарских занятиях, в частности, при рассмотрении проблемы воспитания личности в коллективе, общих методов воспитания,1 формирования коммунистического мировоззрения, внеклассной и внешкольной работы с учащимися и т.д.
Идея всестроннего развития личности выдвигалась нами в качестве одной из центральных, ведущих и при.изучении со студентами дидактики. Обучение в школе рассматривалось нами в.этом разделе курса в качестве основы духовного становления личности и, вместе с тем важнейшего фактора всестороннего развития личности.
На всех этапах изучения курса педагогики, при рассмотрении всех аспектов всестороннего развития.личности школьников мы постоянно стремились опереться и на народную педагогику,.использовать имеющиеся в ней факты, сведения, другие материалы. В ходе учебной работы.по педагогике мы систематически раскрывали перед студентами, что с самых древних времен народ был кровно заинтересован в здоровом и всестороннем развитии молодого поколения, и именно это стояло в центре его разнообразной воспитательной деятельности.
Используя материалы народной педагогики при рассмотрении проблем всестороннего развития школьника в прцессе коммунистического воспитания, мы постоянно исходили в лопыгной работе из положения, выдвинутого нами на основе анализа соотношения научной /или профессиональной/ и народной педагогики и изложенного в предыдущей главе. Суть его, как мы сказали, состоит в том, что при рассмотрении тех иди иных вопросов обучения и воспитания центральное место должны занимать положения научной педагогики, а материалы народной педагогики должны быть подчинены изложению и анализу ведущих идей педагогической науки; тех или иных ее разделов. В ходе опытной работы в качестве таких ведущих научных идей при рассмотрении проблем всестороннего развития личности школьника под воздействием коммунистического воспитания нами выдвигался ряд взаимосвязанных основополагающих положений марксистской педагогики.
Освещение проблем трудового воспитания с использованием материалов народной педагогики
В органической взаимосвязи с вопросами нравственного воспитания мы рассматривали в нашей опытной работе, в процессе изучения педагогики проблемы подготовки школьников к труду. Руководствуясь общими методологическими положениями, изложенными выше, мы стремились прежде всего показать единство трудового и других сторон воспитания, место трудового воспитания в общей системе, формирования личности, его значение в свете ленинского учения.
В свете современных требований педагогической теории .и практики мы рассматривали в лекционном курсе задачи и содержание трудового воспитания и профориентации учащихся, методику работы учи теля в этом направлении. Стремясь возможно шире использовать при освещении этих вопросов передовой педагогический опыт, мы вместе с тем при рассмотрении каждого из них в процессе опытной работы использовали и материалы народной педагогики.
Характеризуя трудовое воспитание и профориентацию как важнейший в свете современных директивных документов партии компонент системы коммунистического воспитания, мы одновременно показывали, какое значение придавал узбекский народ труду в жизни и воспитании человека.
Мы рассказывали, что возникновение воспитания, как народного творчества, тесно связано с трудовой деятельностью людей. Трудовое воспитание возникло одновременно с самим трудом.
В воспитательной системе народа подготовка детей к жизни имела своим главным содержанием их подготовку к труду.
Народ правильно понимал роль и значение труда в человеческой жизни. Во всех жанрах фольклора труд занимал почетное место. С древнейших времен в народе бытуют такие пословицы: Мехнат икки куздан азиз /труд дороже глаз/; Ёмгир билан ер кукарар, мехнат билан эл кукарар /дождь - причина цветения земли, труд - причина процветания народа/; Мехнат бахт келтирар /труд приносит счастье/; Мехнат,мехнатнинг таги рохат /результаты труда - наслаждение/.
По убеждению народа, труд выше всех богатств, золота, серебра, украшений.. Например, в сказке "Ум и богатство" рассказывается, как однажды старик-отец подозвал своих сыновей и решил оценить их ум, богатство. Один из сыновей хвалится своим колечком с изумрудным камнем, другой - золотым халатом, а третий - ремнем, украшенным серебром и жемчугами. А самый младший говорит, что у него нет драгоценностей, но он имеет трудолюбивые руки, отважное сердце, умную голову. Ответы младшего сына понравились старику, и он-решил все свое богатство наследовать ему.
Здесь заслуживает внимания тот факт, что сын ставит на первое место трудолюбивые руки, на второе - отважное сердце, на третье - умную голову, потому что сердце и ум становятся отважными и светлыми благодаря труду. Он высоко ценит труд, т.к. говорят "богатство приходит трудом".
В народном творчестве труд становится выше всех чинов, дворцов, царства. Например, в известной сказке "Три брата-богатыря" рассказывается, как мудрый отец отправляет в путь своих троих сыновей. Богатыри совершают героические поступки. Наконец, один царь, увидев их отвагу, ум, благовоспитанность, решил отдать им своих трех дочерей. Богатыри ответили: "Мы согласны, но мы не дети царя, наш отец небогатый человек, нас растили в труде, как быть?". Царь говорит: "Ваш отец честным трудом вырасти вас, таких богатырей, чем он хуже меня?" Именно из-за того, что вы воспитаны так хорошо, я и хочу выдать своих дочерей за вас, хотя по ним сохнут многие цари и царевичи". Богатыри согласились жениться. Некоторое время они жили во дворце, а потом решили все же возвратиться к отцу. Но царь попросил их остаться. Братья ему говорят: "Нет, мы не можем жить во дворце, мы привыкли жить трудом". И они оставили дворец.
Как показывается в сказке, братья - выходцы из трудовой семьи, они выросли в труде. Они некоторое время жили хорошо во дворце, но оказались далеко от своего народа, от его повседневного труда. Это не могло их устроить, они предпочли жить труд ОМ j вместе со своим народом и поэтому оставили.царский дворец, в котором было благоденствие, но не было труда.
При характеристике места трудового воспитания в общем процессе формирования личности мы использовали не только данные со- временной психологии, педагогической науки, но и материалы народной педагогики. Анализируя эти материалы, мы показывали, что в народной педагогике труд рассматривается как решающий фактор и умственного, и нравственного, и трудового, и физического, и эстетического воспитания, и это естественно, ибо труд человека в понимании народных масс определяет и его ум, и красоту, и нравственные качества.
В народной педагогике, как мы показывали студен там,в тесной взаимосвязи рассматривается умственное и трудовое воспитание. В произведениях народного творчества умный человек всегда и трудолюбивый. Мы показывали, что в процессе взаимодействия человека и природы, в процессе покорения стихийных сил природы, в процессе трудовой деятельности человек постепенно собирал самые эмпирические знания и по мере роста требований к умственной деятельности у него возникла необходимость умственного воспитания, что поэтомуЗ заняло одно из центральных мест в народной педагогике. Однако в ней трудовое и умственное воспитание считалось органически единым, и в таком единстве оно определяло уровень развития личности.
Труд является в народной педагогике и одним из главнейших средств физического воспитания. Мы детально показываем это студентам при рассмотрении вопросов и трудового, и физического воспитания.