Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Методологические и теоретические основы идейно-политического воспитания пионеров и школьников 10
1. Марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании 10
2. Особенности идейно-политического воспитания подрастающего поколения 25
3. Коммунистическая партия Вьетнама о цели и задачах идейно-политического воспитания детей и молодежи 54
4. Воспитательные возможности пионерской организации имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании 77
ГЛАВА II. Содержание и формы идейно-политического воспитания пионеров Вьетнама на современном этапе 94
1. Основные направления идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина 95
2. Формы деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина по идейно-политическому воспитанию 126
Заключение 158
Список использованных источников и литературы 18-5
- Марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании
- Воспитательные возможности пионерской организации имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании
- Основные направления идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина
- Формы деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина по идейно-политическому воспитанию
Введение к работе
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ 10
I. Марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании 10
2. Особенности идейно-политического воспитания подрастающего поколения 25
3. Коммунистическая партия Вьетнама о цели и задачах идейно-политического воспитания детей и молодежи 54
4. Воспитательные возможности пионерской организации имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании 77 ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПИОНЕРОВ ВЬЕТНАМА НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 94
I. Основные направления идейно-политического воспи тания детей и подростков в деятельности пионерс кой организации имени Хо Ши Мина 95
2. Формы деятельности пионерской организации имени
Хо Ши Мина по идейно-политическому воспитанию ... 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18-5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальн- ость исследования. Идейно-политическое воспитание подрастающего поколения - важнейший участок фронта борьбы за Социализм и коммунизм, так как формирование нового человека является не только результатом, но и важнейшим условием строительства нового общества. Вся воспитательная работа должна быть решительно поднята на уровень тех больших и сложных задач, которые решает Коммунистическая партия Вьетнама в процессе строительства социализма. На современном этапе, когда противоборство двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма, во всем мире особенно обострилось, идеологическая работа во Вьетнаме все больше выдвигается на первый план.
Пионерская организация имени Хо Ши Мина является самодеятельной коммунистической организацией вьетнамских детей и подростков, сменой и резервом комсомола. Ее роль в идейно-политическом воспитании постоянно возрастает.
Актуальность исследования проблемы идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации Социалистической Республики Вьетнам обусловлена также указанием Президента Хо Ши Мина о важности и необходимости революционного воспитания подрастающего поколения и задачами партии: подготовить молодежь идейно-убежденными борцами, продолжателями социалистической революции. ІУ и У съезды Коммунистической партии Вьетнама потребовали усилить политическое и нравственное воспитание, молодого поколения Вьетнама» Идеи съездов развиты и конкретизированы в. постановлении Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии Вьетнама о реформе в области народного просвещения (1979 г.), указаниях Секретариата ЦК КПВ об усилении революционного традиционного воспитания молодого поколения (июнь - З -1983 г.), решении ІУ съезда Союза Коммунистической Молодежи имени Хо Ши Мина (1980 г.), в постановлениях УІ (1983 г.) и. УШ (1984 г.) Пленумов ЦК СКМ имени Хо Ши Мина. В этих документах раскрываются основные требования к совершенствованию идейно-политической работы с детьми и молодежью на современном этапе, подчеркивается необходимость вооружать весь народ, особенно молодое поколение>научным мировоззрением, формировать политическое сознание, стойкие коммунистические убеждения, активную гражданскую позицию в борьбе за социализм, повышать роль комсомольской и пионерской организаций в идейно-политическом воспитании подрастающего поколения.
Некоторые вопросы идейно-политического воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме нашли отражение в выступлениях видных деятелей Коммунистической партии: Ле Зуана, Чыонг Тиня, Фам ван Донга, То Хыу, Во ван Киета, Хоанг Тунга, Дао Тунга, Данг куок Бао, By Куанга, By Мао, Ле тхань Дао, Ле суан Донга, Нгуен Тиен Фонга. В них раскрываются цель и задачи идеологической работы среди трудящихся и молодежи. В научных работах Фам .Ньы Кыонга, Хоанг нгок Зи, Фам Хыу, До Хыу, До Лонга, Данг суан Ку, Ле Тхи анализируется . и творчески развиваются идеи классиков марксизма- . ленинизма о формировании нового человека. В психолого-педагогических исследованиях Нгуен хань Тоана, Нгуен дык Мяня, Фам минь Хака, Фан Ле, Ха тхе Нгы раскрываются специфические особенности процесса идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме. В диссертационных работах Нгуен суан Дама (1979 г.) и Нгуен ши Зунга (1984 г.).рассматриваются проблемы формирования коммунистического мировоззрения старших школьников и проблемы изучения жизни, деятельности и трудов В.И.Ленина в школах Вьетнама. Проблемы идейно-нравственного воспитания подростков в деятельности пионерской организации нашли отражение в диссертационных ра- ботах . Ле чан Диена, Фан тхе Шунга, Бу ван Кыонга..Роль пионерской организации имени.Хо Ши Мина в воспитании подрастающей смены на современном этапе рассматривается в статьях комсомольских работников Чыонг динь Банга, Нгуен тхи Тхыонг, Буи Хиеу, Нуен ван Ле, Хоанг мань. Фу. Их статьи имеют важное значение для совершенствования содержания, форм и методов работы дружин и отрядов, в том числе по идейно-политическому воспитанию детей и подростков. Однако отсутствие специальных исследования, посвященных целостному анализу деятельности пионерской организации по идейно-политическому воспитанию, не позволяют достаточно эффективно решать эту проблему.
Анализ массовой практики в документах партии, комсомола и в педагогической литературе позволяет вскрыть наиболее характерные недостатки в работе комсомола и пионерской организации. Комсомольская и пионерская организации недостаточное внимание уделяют идейно-политическому воспитанию подростков и молодежи, оно не приведено в стройную систему, нередко в нем отсутствуют целенаправленность, боеспособность и последовательность. Содержание и формы идейно-политического воспитания в пионерской организации еще не всегда соответствуют новой обстановке во Вьетнаме и задачам воспитания, возрастным особенностям и потребностям детей и подростков; недостаточное внимание уделяется воспитанию у детей и подростков непримиримого отношения к реакционной, буржуазной идеологии.
Коммунистическая партия Вьетнама придает исключительно важное значение изучению революционного опыта социалистических стран, в первую очередь Советского Союза, считая его необходимым условием преобразования общества на социалистических началах. Документы ХХУ, ХХУІ съездов КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС помогают наметить пути совершенствования идейно-политического воспитания де- - 5 -тей и подростков, во Вьетнаме. В них подчеркнуто, что воспитание молодого человека, его идейная закалка начинается в школе, призванной формировать у учащихся научное мировоззрение, высокие морально-политические качества, прививать интерес к политическим знаниям и всемерно развивать общественную активность.
Важное значение для развивающейся педагогики Вьетнама имеет также изучение опыта Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.
Система идейно-политического воспитания в пионерской организации представляет собой целостную совокупность составляющих ее компонентов: целей и задач, содержания и форм, методов и средств, которым присущи как общие для всей системы идейно-политического воспитания школьников признаки, так и особенные, раскрывающие добровольный и самодеятельный характер коммунистической организации детей и подростков Советского Союза, действующей под руководством КПСС и ВЛКСМ. Сущность и особенность содержания, форм и методов идейно-политического воспитания пионеров на современном этапе вытекает из постановления ЦК КПСС "О 50-летии Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина" (март 1982 г.), документов партии о реформе общеобразовательной и профессиональной школы и других решений ЦК КПСС о деятельности школы и коммунистическом воспитании подрастающего поколения, решений ХУШ и XIX съездов ВЛКСМ, последующих пленумов ЦК ВЛКСМ.
Определение педагогических основ совершенствования идейно-политического воспитания детей и подростков в пионерской организации имени Хо Ши Мина потребовало анализа философской, психолого-педагогической литературы. Исходными для нас явились идеи К.Маркса, Ш.Энгельса и В.И.Ленина о коммунистическом воспитании молодежи, которые были творчески развиты Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским в педагогических трудах - б - о политическом воспитании пионеров и школьников, а также идеи Президента Хо Ши Мина о формировании во Вьетнаме нового человека социалистического типа.
Методологические основы проблемы раскрыты в работах советских философов В.Г.Афанасьева, П.Е.Кряжева, Ю.П.Ожегова, Г.Л.Смирнова, Е.Ф.Сулимова, Г.Н.Филонова, А.М.Яковлева.
Психолого-педагогические проблемы воспитательной деятельности подростков изучались нами по работам психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштей-на и др.
Исследуя конкретные вопросы идейно-политического воспитания, мы опирались на общепедагогические положения о коммунистическом воспитании, раскрытые в исследованиях А.М.Арсеньева, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Е.В.Бондаревской, З.И.Васильевой, А.В.Зоей-мовского, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной, Б.Т.Лихачева, Т.Н.Маль-ковской, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзона, а также труды Т.К.Ахаян, С.А.Демьянчука, П.Ф.Конаныхина, В.Н.Красковской, В.И.Пирогова, М.М.Плоткина, Р.М.Роговой, Е.Н.Сорочинской, Л.Ф.Спирина, С.Н.Чистяковой.
Нами был проведен анализ литературы по проблемам деятельности комсомольской . и пионерской организаций (И.Д.Аванесян, Б.З.Вуль-фов, С.А.Дармодехин, А.В.Иващенко, З.В.Коваленко, В.В.Лебединский, А.Н.Лутошкин, Ю.И.Муратов, К.Д.Радина, Е.И.Тихомирова, З.А.Ходо-ровская, В.С.Ханчин, СЕДозе, Б.Е.Ширвиндт, М.М.Ященко).
Близки к проблеме исследования диссертационные работы Ш.А.Адилханова. , В.П.Букреевой, Ю.В.Буракова, Г.А. Крыловой, Э.А.Мальцевой, З.К.Шнекендорфа. . Наибольшую ценность для нас представляет книга Г.М.Иващенко "Идейно-политическое воспитание юных ленинцев" (М.. Просвещение, 1985), так как в ней раскрываются сущность и задачи идейно-поли- ~ 7 -тического воспитания детей и подростков, специфические возможности детской коммунистической организации в воспитании у пионеров политической сознательности и общественно-политической активности.
Изучение идей выдающихся советских педагогов об идейно-политическом воспитании'подрастающего поколения, анализ сущности идейно-политического воспитания, его важнейших признаков позволили нам приступить к целенаправленному исследованию опыта детских коммунистических организаций по идейно-политическому воспитанию детей и подростков, выявить специфические возможности пионерской организации, определить наиболее эффективное содержание и формы деятельности пионерской организации по этому вопросу.
Актуальность и недостаточная разработанность ряда существенных аспектов данной проблемы в педагогике и практике деятельности пионерской организации Вьетнама обусловили выбор темы диссертации: "Идейно-политическое воспитание детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина".
Предмет исследования- содержание и формы идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина.
Цель исследования- определить пути повышения эффективности идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина.
Задачи исследования: изучить, опыт пионерской организации имени В.И.Ленина по идейно-политическому воспитанию детей и подростков Советского Союза; наметить пути творческого использования опыта в деятельности пионерской организации Вьетнама; определить основные направления совершенствования идейно- -8-. политического воспитания в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина на современном этапе.
Методологической основой исследования является учение марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, о всестороннем развитии личности при социализме, месте и роли идейно-политического воспитания в формировании человека нового, социалистического типа; документы и материалы партийных съездов, постановлений ЦК КПВ.
Методи исследования. При изучении достижений советской и вьетнамской педагогики в области идейно-политического воспитания детей и подростков мы использовали, главным образом, метод теоретического анализа педагогических исследований, периодической печати.
В процессе исследования широко использовались интервью и беседы с учителями, руководителями школ и органов народного образования, комсомольскими работниками, изучение документации школ и лагерей, планов воспитательной работы, документов и материалов съездов комсомола, постановлений ЦК СКМ имени Хо Ши Мина, документов Национального Совета пионерской организации имени Хо Ши Мина и органов народного образования, раскрывающих задачи, содержание и формы идейно-политического воспитания детей и подростков во Вьетнаме. Особое внимание было уделено изучению и обобщению передового опыта воспитательной деятельности пионерских дружин г. Москвы, Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Артек" имени В.И.Ленина и пионерского лагеря "Чайка" (Госстроя СССР); пионерских дружин школ Куанг-Фук (провинции Хай Хынг), Ким Лиен (Нге тинь), Ша дек (Винь у), Бак лу (Ха нам нинь), Дыонг лам (На Шон Бинь), Там шон (На бак), Донг тиен (На шон бинь), Доан кет (На ной), Ле куй Дон (На ной), Тран нынг Дао, Мин Дык, Динь тиен Ноанг (район I г. Хошимин), Винь Лок (Бинь Тянь, Хошимин).
Новизна исследования заключается в том, что впервые во Вьетнаме предпринимается целостное исследование идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации; дается анализ развития научной кон-цепции о роли пионерской организации в идейно-политическом воспитании детей и подростков в документах Ленинского комсомола, Союза Коммунистической Молодежи имени Хо Ши Мина, в исследованиях советских и вьетнамских педагогов; раскрывается опыт пионерской организации имени В.И.Ленина по идейно-политическому воспитанию детей и подростков Советского Союза; рассматриваются пути его творческого использования в практике работы пионерских дружин и лагерей Вьетнама; обосновываются основные направления совершенствования идейно-политического воспитания в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина на современном этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на дальнейшее развитие теории и методики воспитательной деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина, совершенствование идейно-политического воспитания детей и подростков; содержат конкретные рекомендации для улучшения работы пионерских дружин и отрядов в школе и пионерских лагерях, повышения теоретического и методического уровня квалификации научных кадров, совершенствования содержания программ, учебных планов, пособий для подготовки пионерских вожатых, учителей, непосредственно работающих с пионерами. Наша работа также информирует советских педагогов об опыте пионерской организации.имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании детей и подростков..
Достоверность выводов исследования определяется его соответствием принципам марксистско-ленинской методологии, использованием разнообразных методов и источников исследования, адекватных его целям и задачам. - ДО -
Марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании
Идейно-политическое воспитание как одно из направлений коммунистического воспитания подчиняется общим законам и принципам, имеет единую с ним методологическую основу. Поэтому целесообразно начать рассмотрение проблемы исследования с основополагающих положений марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании.
Теория коммунистического воспитания представляет собой систему основных идей, положений, отражающих закономерности формирования нового человека - активного и сознательного строителя коммунизма. Она раскрывает такие методологические и общетеоретические вопросы, как основная цель, принципы, направленность содержания и общие пути коммунистического воспитания; объективные и субъективные факторы формирования личности; наследственность, среда и воспитание; воспитание и самовоспитание, обучение и развитие, их взаимодействие. Все эти и другие вопросы теории коммунистического воспитания разрабатываются на основе марксизма-ленинизма как всеобщей методологии научного познания.
Основоположники марксизма, установив обусловленность общественного сознания общественным бытием, раскрыли социальную природу воспитания, его классово-исторический характер. В "Манифесте Коммунистической партии" они показали, что воспитание определяется общественными отношениями и что его цели и задачи, содержание и методы изменяются в различные исторические эпохи,в классовом обществе они носят классовый характер.
Характеризуя классовые основы буржуазного воспитания, способствующего превращению трудящихся в машину, производящую материальные ценности в интересах господствующих эксплуататорских классов, К.Маркс и «Энгельс решительно опровергали взгляды идеологов буржуазии, которые отрицали классовую природу воспитания при капитализме. "А разве ваше воспитание не определяется обществом? - писали К.Маркс и Ш.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии".-Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его изміод влияния господствующего класса" .
В отличие от представителей механистического, метафизического материализма, рассматривавших человека как биологическое существо, обладающее неизменной природой, основоположники марксизма вскрыли прежде всего социальную сущность человека: "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" .
Естественные силы, которыми наделены люди от природы, изменяются под воздействием условий их общественной жизни. К.Маркс и Ф.Энгельс указывали, что человек в процессе воздействия на природу одновременно изменяет и свою собственную природу.
"Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" .
Формирование личности человека происходит под влиянием общественных условий, воспитания и природных задатков человека. Решающая роль принадлежит общественным условиям и воспитанию. Только они ведут к тому, что "способность, существующая в освобождающих себя индивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать как действительная сила" .
Человек становится личностью в процессе активной социальной жизни. Сложный диалектически противоречивый процесс становления личности совершается в ходе формирования ее социальной сущности на основе многообразной деятельности.
Говоря о решающей роли общественных условий в формировании личности, К.Маркс и Ш.Энгельс рассматривали человека не как пассивный продукт среды, что было свойственно воззрениям французских материалистов и социалистов-утопистов, а как сознательного творца истории.
В своей революционной практике люди коренным образом преобразуют существующие общественные отношения и изменяют самих себя. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.й.Ленин показали, что для формирования нового человека необходимо революционное изменение самих общественных отношений в результате классовой борьбы пролетариата. Социалистическая революция необходима не только потому, что иначе невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может избавиться от всей старой мерзости и стать способным создать новое общество.
Только новые, социалистические общественные отношения, установленные революционным путем, дадут возможность в полной мере переделать сознание людей, выработать у них подлинно научное мировоззрение и высокие нравственные качества.
Воспитательные возможности пионерской организации имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании
Идейно-политическое воспитание детей и подростков в социалистическом обществе осуществляется всей системой воспитания. Изучение работ классиков марксизма-ленинизма о воспитании, анализ советской и вьетнамкой педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам выявить место в идейно-политическом воспитании подрастающего поколения пионерской организации имени Хо Ши Мина.
Анализируя роль детской коммунистической организации в воспитании детей и подростков, мы исходили из указания, В.И,Ленина о том, что классовый подход единственно верный научный подход к анализу всех общественных явлений, в том числе деятельности школы, воспитательных учреждений и молодежных организаций. В.И.Ленин учил разоблачать лицемерие фраз о политической нейтральности и беспартийности создаваемых буржуазией воспитательных учреждений и организаций, которые на деле призваны изолировать юное поколение от революционного влияния.
В условиях социалистического общества классовая направленность воспитательной деятельности комсомола и пионерской организации проявляется в активном приобщении юного поколения к общест венно-политической жизни страны, в формировании лучших идейно-нравственных качеств человека - борца за дело партии, в революционной преемственности поколений коммунистов-комсомольцев-пионеров. Это полностью отвечает классовым интересам борьбы трудящихся Вьетнама под руководством партии за построение социализма и задачам формирования коммунистической личности.
Важнейшее значение В.И.Ленин придавал принципу партийности воспитания» Связь воспитательной деятельности школы, молодежной и детской коммунистических организаций с политикой партии объективно обусловлена руководящей ролью марксистско-ленинской партии рабочего класса в развитии социалистического общества. Во многих ленинских работах, и прежде всего, в речи на Ш съезде РКСМ "Задачи союзов молодежи" обоснована необходимость идейного руководства коммунистической партии деятельностью юношеских организаций и формирования наступательной позиции в борьбе против любых проявлений буржуазной идеологии, воспитания молодежи и детей на революционных традициях партии.
В организации детей В.И.Ленин видел лучший путь воспитания настоящих коммунистов. Развивая идеи В.И.Ленина его друг и соратник Н.К.Крупская подробно раскрыла большие воспитательные возможности пионерской организации в идейном, политическом воздействии на подрастающую смену.
В работах "РКСМ и бойскаутизм" она писала: "Путь к коммунизму - через организацию . "Пионердвижение как педагогическая проблема" Н.К.Крупская подчеркивала, что "в пионердвижении главная задача - задача воспитания. Цель пионердвижения - воспитать новую молодежь, которая довела бы дело строительства социализма, коммунизма до конца .
Эти исходные теоретические положения о месте и роли пионерской организации в воспитании детей и подростков легли в основу создания детской организации и во Вьетнаме, Коммунистическая партия Вьетнама считает пионерскую организацию своим детищем. Вопросам коммунистического воспитания пионеров, формированию идейно-политической направленности личности школьника партия всегда придавала и придает первостепенное значение. Коммунистическая партия и комсомол постоянно заботятся о том, чтобы юное поколение страны выросло достойной сменой коммунистов. Благодаря руководству партии пионерская организация стала действенным фактором коммунистического воспитания пионеров и школьников, первоначальной школой общественной работы, политической закалки, приобщения к общественно полезному труду.
Детская коммунистическая организация вместе с партийной, комсомольской организациями несет политическую ответственность за качество воспитания подрастающего поколения. Поэтому Коммунистическая партия Вьетнама постоянно отмечает возрастающую роль пионерской организации Хо Ши Мина в решении задач формирования активной личности борца за социализм.
Воспитательные возможности пионерской организации имени Хо Ши Мина в идейно-политическом воспитании обусловлены классовым общественным назначением и характером пионерской организации.
Это одна из трех политических организаций, действующих в нашем обществе: Коммунистическая партия, комсомол, пионерская организация. Она призвана подготовить смену и резерв комсомола имени Хо Ши Мина, который в свою очередь является резервом и помощником Коммунистической партии Вьетнама.
Идея создания детской,коммунистической организации была тесно связана с революционным воспитанием подрастающей смены.
В 1941 году Хо Ши Мин возвратился в страну из изгнания, чтобы возглавить новый этап революционного движения. Он считал, что для молодого и юного поколения должны быть созданы свои организации. И по его инициативе была создана пионерская организация, а также Союз детей /для детей 6-9 лет/, которые вошли во "Іронт Вьетмин" и вместе со старшими поднялись на борьбу за спасение Родины. 15 мая 1941 года считается даш рождения пионерской организации Вьетнама.
Основные направления идейно-политического воспитания детей и подростков в деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина
Проанализировав опыт пионерской организации имени В.И.Ленина и работу пионерской организации имени Хо Ши Мина, мы пришли к выводу, что наиболее актуальны и важны для Вьетнама следующие направления идейно-политического воспитания:
- воспитание на примере пролетарских вождей, президента Хо Ши Мина, изучение теоретического наследия Хо Ши Мина;
- воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях партии, народа, комсомола и пионерской организации имени Хо Ши Мина, воспитание в духе патриотизма и пролетарского интернационализма; - пропаганда политических знаний, изучение документов Коммунистической партии, государства, комсомола Вьетнама;
- формирование непримиримого отношения пионеров к врагам мира и свободы народа, к любым.проявлениям буржуазной морали, мелкобуржуазной идеологии и пережитков прошлого в сознании и поведении отдельных людей, мещанству и эгоизму, скептицизму и аполитичности;
- подготовка пионеров к вступлению в ряды коммунистической молодежи Вьетнама.
Рассмотрим подросшее каждое из этих направлений. Воспитание пионеров и школьников Вьетнама на примере жизни и деятельности К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Хо Ши Мина, изучение их теоретического наследия - важнейшая составная часть идейно-политического воспитания. Оно обеспечивает усвоение пионерами идей марксизма-ленинизма как единого интернационального учения, выработку способности подходить к решению всех вопросов общественной жизни с позиций самого передового класса современности -рабочего класса; формирование научного мировоззрения, коммунистических идеалов, общественной активности пионеров, подготовку их к труду, защите Отечества. На примерах великих вождей дети и подростки знакомятся с подлинно коммунистической личностью, в которой отражаются такие качества, как высокая идейность, отзывчивость, нравственная чистота, цельность. Жизнь К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Хо Ши Мина дети пионерского возраста воспринимают как положительный пример для своего поведения и от подражания постепенно переходят к сознательному следованию этим образцам. Психологической основой воспитания пионеров и школьников на примерах жизни и деятельности вождей является опора на чувства, эмоциональную отзывчивость детей, их склонность к подражанию, любовь и доверие к взрослым.
Союз Коммунистической Молодежи имени Хо Ши Мина и пионерская организация имени Хо Ши Мина проводят различную работу по воспитанию пионеров и школьников на примере жизни и деятельности К.Маркса, І.Энгельса, и В И.Ленина.
Пионеры принимали участие в подготовке к 165-летию со дня рождения Карла Маркса (1983 г.), к 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина (1980 г.). Они изучали биографии вождей, проводили коллективное чтение книг, обсуждали прочитанное. Комитеты комсомола вместе с отделами по пропаганде и информации партийных комитетов провинций и городов организовывали недели фильмов по теме: "Жизнь и деятельность В.И.Ленина", "6 июля", "Вера", "Революционная готовность". А к 113-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина (1983 г.) по телевидению Вьетнама демонстрировался художественный фильм "Синяя лошадь на красной траве", рассказывающий о Ленине и молодежи .
К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции в стране был проведен конкурс "Мы пишем и рисуем о Великой Октябрьской социалистической революции - стране В.И.Ленина". Пионеры и школьники собирали литературу и предметы изобразительного искусства о В.И.Ленине.
Редакция газеты "Тхиеу ньен тьен фонг" ("Пионер") получила 2803 картины, 25 бюстов, 2650 стихов и 730 рассказов о вожде мирового пролетариата и его стране . Подчеркивая политическое значение этой акции, член Центрального Комитета Коммунистической партии Вьетнама Нгуен ван Линь сказал: "Каждая картина, каждый бюст является проявлением глубоких чувств пионеров и детворы Вьетнама к Великой Октябрьской социалистической революции и В.И.Ленину" .
С 1970 по 1980 год издательством "Тхань ниен" Г Молодежь") были переведены.рассказы о молодых годах К.Маркса и Ф.Энгельса; "Молодые годы.К.Маркса", "Великая дружба К.Маркса и Ф.Энгельса", К.Маркс и Ф.В.Женни "К.Маркс о молодежи". А издательством имени экземпляров .
Эти рассказы, статьи, книги помогают молодому поколению Вьетнама осознать роль К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина в социалистической революции, в освободительном движении и в революционном движении Вьетнама, высоко оценить жизнь К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, которые отдали все свои помыслы, всю силу ума, всю кровь своих сердец борьбе за торжество великого дела коммунизма.
Однако работа эта ведется, как правило, только к юбилеям и не во всех пионерских дружинах, содержание и формы проводимых мероприятий не всегда соответствуют цели и задачам идейно-политического воспитания, возрастным потребностям развития детей и подростков. Педагоги, вожатые еще не обращают достаточного внимания на связь воспитания на примере жизни и деятельности пролетарских вождей с формированием научного мировоззрения пионеров и школьников. Неконкретное, несистематическое воспитание у школьников и пионеров марксистско-ленинского идеала, революционного мировоззрения приводит к недостаточному пониманию ими идей социализма, необходимости его строительства во Вьетнаме.
Формы деятельности пионерской организации имени Хо Ши Мина по идейно-политическому воспитанию
Решать сложные и многообразные по содержанию задачи идейно-политического воспитания можно только путем использования различных форм организации педагогического процесса. Некоторые из них указаны в предыдущем параграфе потому, что отделить содержание от формы невозможно, в данном параграфе сделаем это только для удобства изложения.
Прежде всего рассмотрим формы идейно-политического воспитания в пионерской дружике школы. Она является основой самодеятельной коммунистической организации, в ней осуществляется разносторонняя деятельность пионеров, способствующая их идейной закалке. Дружина выступает организатором работы пионеров по выполнению директив Коммунистической партии, комсомола об участии школьников в социалистическом строительстве. Она действует в единстве с педагогическим коллективом школы, опирается на поддержку общественности и родителей пионеров.
Наше исследование показывает, что постоянное применение одних и тех же форм работы снижает эффективность воспитания, порождает шаблон. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее, тем больше возрастают возможности решения задач идейной закалки пионеров и школьников.
В решениях Коммунистической партии Вьетнама по вопросам идеологической работы и коммунистического воспитания подчеркивается, что необходимо на деле обновить формы и методы организации пропаганды, воспитывать молодежь и подростков в соответствии с новой обстановкой и задачами, возрастными особенностями и потребностями молодежи.Пленум Щ Союза Коммунистической Молодежи в постановле-нии "О работе пионерской, комсомольской организации в школах" (1983 г.) отметил те формы работы, которые появились в передовых пионерских дружинах и отрядах: - чтение книг о жизни и деятельности Хо Ши Мина и революционных бойцах; - встречи со знатными людьми, с Героями боев и труда; - общественно полезные дела; - агитационные и пропагандистские отряды; - конкурсы на лучший рисунок или рассказ по теме, предложенной пионерской газетой. Однако Пленум указал, что в деятельности пионерской организации еще есть формы работы, не соответствующие цели, задачам идейно-политического воспитания, характеру детской самодеятельной организации. В одних случаях пионеры увлекаются заседаниями, собраниями, а в .других случаях действуют "приказные" формы . Поэтому немало пионеров, которым не интересно в пионерской организации. Они испытывают скуку, эффективность идеологического воздействия недостаточна. Особенно обращалось внимание на необходимость лучше знакомить пионеров с документами партии и государства, с политическими событиями в стране и мире, учить их оценивать факты общественно-политической жизни с классовых позиций. Мало опыта в организации и других форм идейно-политической работы. Поэтому IX Пленум (1985 г.) ЦК .СКМ Хо Ши Мина потребовал, чтобы комнаты, музеи боевой славы были в каждой школе, все пионеры участвовали в походах по местам боевой славы. Объявлена новая операция "Поиск красных адресов" (изучение революционного опыта каждой семьи) . Чтобы реализовать эти задачи, нам необходимо было изучить опыт деятельности пионерской организации имени В.И.Ленина, конкретные формы идейно-политического воспитания, и с учетом условий Вьетнама отобрать те из них, которые могут дать необходиглый результат в воспитании вьетнамских пионеров. Особо мы анализировали : - экспедиции по ленинским местам, по местам революционной, боевой и трудовой славы; - работу ленинских уголков, залов, музеев; - участие детей и подростков в создании истории своего отряда, пионерской дружины, районной, областной пионерской организации; - встречи со знатными людьми, с героями боев и труда; - политинформации, беседы по материалам "Пионерской правды" и "Комсомольской правды", детских и юношеских журналов; - устные журналы, выпуски юбилейных стенгазет, оформление тематических стендов, альбомов; - политическую акцию "Юность обличает империализм"; - митинги солидарности и демонстрации по случаю общественно-политических событий и праздников; - Вахту Памяти, посвященную празднику Победы; - линейки памяти героев; - общественно-полезную практику в отрядах тимуровцев, юных друзей пограничников, отрядах юных друзей милиции.