Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Копейкина Татьяна Евгеньевна

Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта
<
Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Копейкина Татьяна Евгеньевна. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Копейкина Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2010.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1190

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идея совершенствования личности как историко-педагогический феномен 12

1.1 Философская сущность идеи совершенствования личности 13-30

1.2 Развитие идеи совершенствования личности в отечественной образовательной политике 30-45

1.3 Идея совершенствования личности в контексте общественно--педагогического движения в России второй половины ХIХ-начала XX вв. 45-53

1.4 Научно-педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта как основа формирования идеи совершенствования личности 53-64

Выводы по первой главе 65-67

Глава II Теория и практика реализации идеи совершенствования личности в научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта 68

2.1. Развитие педагогической терминологии П.Ф. Лесгафтом 69-79

2.2. Характеристика сущности идеи совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта 79-87

2.3. Педагогические условия совершенствования личности в наследии П.Ф. Лесгафта 88-108

2.4. Комплексный подход к реализации идеи совершенствования личности П.Ф. Лесгафтом . 108-133

Заключение 134-137

Библиографический список 13 8-170

Приложение 171-183

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация современной образовательной политики

предусматривает осмысление историко-педагогического опыта европейского и отечественного образования на основе национальных традиций и идей о гуманизации развития личности в контексте ее комплексного рассмотрения. Разработка комплексного подхода в области человекознания связана с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909), педагога, основателя системы физического образования в России.

Выдающийся ученый жил и творил в эпоху социально значимых преобразований. Вторая половина XIX в. в России характеризовалась изменением отношения общества к проблемам образования, формирования нового человека, осмысления воспитательно-образовательного идеала. Центральная идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта связана с комплексным исследованием индивидуальных особенностей развития человека в аспекте интеграции физической, духовной, нравственной, психологической сторон личности.

Существенным вкладом в рассмотрение данных проблем стало первое издание собраний сочинений П.Ф. Лесгафта под редакцией Г.Г. Шахвердова (1951-1956), подготовленное на основании приказа Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР от 23. 06. 1949 г. Авторы опубликовали архивные материалы, статьи, работы П.Ф. Лесгафта, воспоминания о нем. Одно из первых научных исследований педагогических взглядов П.Ф. Лесгафта осуществлено М.Н. Слободзинской на тему «Семейное воспитание в педагогической системе П.Ф. Лесгафта» (1946). В данном исследовании раскрыта деятельность П.Ф. Лесгафта как педагога, проанализирована комплексная программа изучения различных типов детей, дана характеристика развития физических, умственных и нравственных проявлений ребенка. Изучению мировоззрения П.Ф. Лесгафта посвящены труды Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича, Б.С. Самотника, В.А. Таймазова, А.В. Шабунина и др. Концептуальные основы педагогической антропологии П.Ф. Лесгафта и методологические проблемы обучения рассмотрены в работах Е.В. Ворониной, Л.В. Верзуновой, Н.В. Зайцева, Т.И. Лобачевой, В.Е. Мусиной, Б.А. Никитюка, Г.А. Урунтаевой, Н.И. Юдашина, Л.В. Якубовича и др. Проблему «П.Ф. Лесгафт и история физического образования» исследовали В.П. Жидких, Г.К. Кугаевских, Е.Н. Мирошниченко, Н.Г. Яржомбек и др. Вопросы семейного и нравственного воспитания

рассматривались Е.Ш. Бухом, Т.Ю. Гущиной и др. Гуманистическая концепция образования П.Ф. Лесгафта апробировалась Е.П. Воробьевой (Самара, 2000 г.) в процессе подготовки будущего учителя. Автор обосновала возможность использования гуманистических идей П.Ф. Лесгафта в современной системе физического образования. Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического образования раскрыты О.И. Пановой (Екатеринбург, 2008 г.). Исследователем показаны особенности педагогического общения на основе принципов гуманизма, природосообразности, с учетом психофизиологических закономерностей развития человека под воздействием биологических и социальных факторов.

Идея совершенствования личности рассматривалась в отечественной научной литературе второй половины XIX в. как социальный феномен. В поисках образовательного идеала учеными обсуждались вопросы о воспитании в человеке высоких нравственных качеств через призму религиозных идей (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.А.Флоренский и др.); о человеке как культурном феномене, смысле его жизни, цели и результатах образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Т.Н. Грановский, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев и др.); о личности как продукте общественных отношений (К.Д. Кавелин, П.Ф. Лесгафт, В.И. Ленин, В.А. Мосолов, Д.И. Писарев, П.И. Новгородцев, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич и др.). Однако целевой ориентир формирования личности был не определен. Исходя из этого, в XX в. проводились комплексные исследования в аспекте единства психического, биологического, социального начал в человеке (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.). В современных условиях социально-экономического кризиса обострились проблемы общечеловеческих, семейных отношений, и вновь актуальным становится поиск цели воспитания и образования личности. В этой связи особую значимость представляет позитивный историко-педагогический опыт П.Ф. Лесгафта, в центре которого находилась идея совершенствования личности.

В научной литературе малоизученным является историко-педагогические аспекты развития идеи совершенствования личности с позиции комплексного подхода, выявление педагогических условий совершенствования личности в творческом наследии П.Ф. Лесгафта.

Таким образом, проблема исследования заключается в изучении генезиса идеи совершенствования личности с философских, историко-педагогических позиций второй половины XIX - начала XX вв., ее отражение в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта.

Значимость обозначенной проблемы, ее малоизученность в историко-педагогических работах обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта». Объект исследования: педагогическая деятельность и наследие ПФ. Лесгафта. Предмет исследования: развитие идеи совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта.

Цель исследования: историко-педагогический анализ развития идеи совершенствования личности в наследии П.Ф. Лесгафта в контексте комплексного изучения человека.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что основанием для выделения идеи совершенствования личности в педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. послужил разработанный П.Ф. Лесгафтом комплексный подход к исследованию феномена человека в аспекте гармонического развития личности.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX - начала XX вв.— эпоху реформ и правления Александра П (1855-1881), Александра Ш (1881-1894), Николая 11 (1894-1917). В этот период правительство обратилось к решению проблем совершенствования системы образования, развития народного просвещения в условиях изменения социально-экономической и культурной ситуации в стране. Исходя из цели и на основании гипотезы исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать развитие идеи совершенствования личности в отечественной

философской и историко-педагогической литературе в контексте социокультурной ситуации второй половины XIX - начала XX вв.

2. Охарактеризовать педагогическую сущность понятия «совершенствование личности».

3. Выявить педагогические условия совершенствования личности в наследии П.Ф.

Лесгафта.

4. Раскрыть своеобразие использования комплексного подхода в реализации идеи
совершенствования личности в педагогических трудах П.Ф. Лесгафта.
Методологической основой исследования являются комплексный,
междисциплинарный, культурологический подходы. Они предполагают исследование
совокупности социокультурных, общественно-политических, педагогических факторов
и явлений, оказавших влияние на развитие идеи совершенствования личности в
отечественной педагогической мысли второй половины ХГХ - начала XX вв.

Теоретическую основу исследования составили идеи о духовно-нравственном воспитании человека (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.Е. Щуркова и др.); о самоценности человека (К.Д. Кавелин, А.Г. Козлова, Н.О. Лосский, Д.И. Писарев, Н.В. Станкевич и др.); о развитии универсальной, творческой, свободной личности (Т.Н. Грановский, П.Г. Редкий, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.); о становлении и развитии личности как продукте социокультурной среды (Б.М. Бим-Бад, Т.С. Буторина, З.И. Васильева, А.Б. Залкинд, П.Ф. Каптерев, В.И. Ленин, Т.В. Лодкина, А.С. Михашина, В.А. Мосолов, СЮ. Мосягина, А.В. Мудрик, П.И. Новгородцев, И.З. Сковородкина, В.А. Сластенин, Е.А. Смягликова, СТ. Шацкий, К.Д. Ушинский и др.); о влиянии школьного образовательного пространства на развитие личности (Е.П. Белозерцев, В.И. Беляев, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, А.Н. Джуринский, П.К. Дуркин, П.Ф. Каптерев, И.Д. Лельчицкий, М.В. Ломоносов, З.И. Равкин, М.П. Стурова, К.Д. Ушинский, Ф.А. Фрадкин и др.); о гармоническом развитии личности (В.М. Бехтерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, В.И. Ленин, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, ВЛ. Стоюнин, Н.Г. Чернышевский и др.).

Для решения поставленных задач, подтверждения гипотезы был использован комплекс исследовательских методов:

методы сбора историко-педагогических данных (отбор, изучение, теоретический анализ архивных материалов, законодательных документов, исторической, философской, педагогической литературы);

методы обработки полученных данных (обобщение, синтез, сопоставление, сравнение, систематизация научной литературы).

Исследование проводилось в три этапа:

первый этап (2003 - 2005) - изучение и теоретический анализ философской, историко-педагогической, политической литературы, законодательных актов; формирование плана и структуры исследования;

второй этап (2006 - 2007) - изучение архивных материалов, систематизация собранных документов и материалов, конструктивная разработка концептуальных основ исследования, уточнение теоретических позиций;

- третий этап (2008-2010) - обобщение историко-педагогических материалов,
публикация результатов теоретического исследования. Оформление диссертационного
исследования.

Источниковая база исследования представлена комплексом взаимодополняющих материалов и документов:

1. Архивные материалы, находящиеся в Центральном государственном историческом
архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), (фонд 2165 «Лесгафт П.Ф. - врач-анатом»;
«Личные документы П.Ф. Лесгафта»; «Рукописи работ П.Ф. Лесгафта и материалы,
связанные с педагогической деятельностью»; «Сборник статей о внешкольном
образовании в России»; Тезисы докладов - «Задачи средней школы»; «Реферат по
физическому воспитанию»; «О преподавании педагогики в женских гимназиях»;
«Программа для преподавания гимнастики девицам»; «Программы докладов и лекций,
читанных П.Ф. Лесгафтом в большой аудитории Соляного городка «О пользе общества
содействия физическому развитию»; «Различные проявления ребенка, связанные с
периодом возмужалости» (1897); «Физическое совершенство человека»; «Об
организации физических упражнений»; «Телесное развитие»; «Охота и спорт»;
«Значение авторитета»; «Олимпийские игры 1896») и др.; фонд 148 «Женская гимназия
М.Н. Стоюниной»; фонд 73 «Петроградское общество народных Университетов».

2. Законодательные акты и документы, характеризующие государственную
образовательную политику с 1856 по 1909 гг. (Полное собрание законов Российской
империи (1861, 1863, 1882, 1884, 1888, 1894 гг.); фонды отдела редких книг АОНБ им.
Н.А. Добролюбова («Вуич, И.Н. Исторический обзор деятельности комитета министров,
1902»; «Правительственный вестник» (1877); «Дела о государственных преступлениях в
России»).

  1. Полное собрание педагогических сочинений П.Ф. Лесгафта в 5-ти томах (1951-1956), философская, историческая, политическая, историко-педагогическая литература по теме исследования.

  2. Интернет-ресурсы:

Российская Государственная библиотека им. В.И. Ленина

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья

имени П.Ф. Лесгафта

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование личности понимается как эволюционный процесс позитивных изменений индивидуальных свойств человека через деятельность, познание мира, других людей, самого себя. Развитие идеи совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв. происходило под влиянием борьбы противоречивых идеологических течений (либерального,

консервативного, радикального), на фоне развивающегося демократического общественно-педагогического движения, гуманистических тенденций в педагогике. Основными доминантами отечественного воспитания в исследуемый период являлись, с одной стороны, духовный идеал (милосердия, покаяния, смирения, доброты), с другой -общечеловеческий идеал личности (целостность, гармоничность, целенаправленность). 2. Центральной в научно-педагогической теории П.Ф. Лесгафта является идея

совершенствования личности, основанная на комплексном подходе к изучению

индивидуальных особенностей развития человека через единство медицинских,

психологических, педагогических исследований; через органичное сочетание семейного

и общественного воспитания в целях общечеловеческой гармонии, внутреннего и

внешнего совершенства человека; через интеграцию педагогических принципов,

методов, средств, условий с учетом особенностей психологического, умственного,

нравственного, физического развития личности.

3. К социально-педагогическим условиям совершенствования личности П.Ф. Лесгафт
относил: 1) комплексный подход к изучению человека; 2) интеграцию физического,
умственного, нравственного развития; 3) взаимосвязь образовательного пространства и
социокультурной среды; 4) единство требований в семейном и общественном
воспитании; 5) подготовку учебно-методических комплексов, обеспечивающих
оптимальный педагогический процесс; 6) создание материальной базы образовательных
учреждений; 7) системное осуществление медико-гигиенических мероприятий; 8)
профессионализм педагогов.

4. Идея совершенствования личности в педагогических трудах П.Ф. Лесгафта
обоснована в комплексной программе, созданной им на основе изучения и анализа
европейских традиций образования, педагогических идей и опыта известных
отечественных ученых. Данная программа включает: 1) определение уровня развития
личностных качеств человека; 2) создание позитивных методик нравственного,
умственного, физического образования; 3) исследование допустимой нагрузки на
организм человека в разные возрастные периоды и определение оптимальных условий
для занятий физическими упражнениями; 4) разработку содержания физического и
нравственного образования в учебных заведениях; 5) пропаганду среди населения

здорового образа жизни; 6) целевой отбор содержания образования в области педагогической подготовки специалистов для работы с детьми. Основные научные результаты, полученные лично соискателем:

-осуществлен историко-педагогический анализ развития идеи

совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта в контексте социокультурной ситуации России второй половины ХГХ - начала XX вв.;

раскрыты факторы интеграции умственного, нравственного, физического развития личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта (особенности семейной, школьной, общественной среды; возрастные и половые различия в физиологическом, психологическом, физическом развитии детей и др.);

систематизирован категориально-понятийный аппарат педагогического наследия П.Ф. Лесгафта (совершенствование, семейное воспитание, физическое образование, нравственное воспитание, самосовершенствование и др.);

охарактеризована комплексная программа совершенствования личности П.Ф. Лесгафта на основе учета обоснованных им педагогических условий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- введены в научный оборот малоизвестные документы, архивные материалы ЦГИА

СПб, характеризующие этапы жизни, педагогическую и общественную деятельность, научные проекты П.Ф. Лесгафта;

раскрыто содержание понятия «совершенствование личности» в отечественной педагогике второй половины ХГХ — начала XX вв. как эволюционный процесс обогащения личностных характеристик посредством деятельности, познания мира, других людей, самого себя;

концептуально обоснованы педагогические условия совершенствования личности в наследии П.Ф. Лесгафта с учетом особенностей семейной, общественной, социокультурной среды;

- систематизированы основные научные положения комплексной программы
совершенствования личности, разработанной П.Ф. Лесгафтом (организация медико-
биологических исследований; развитие физических качеств; анализ возрастной
периодизации; физиологические и психологические особенности детей в условиях

семейной и общественной среды; обоснование педагогических условий совершенствования личности; выявление предпосылок гармонического развития личности и т.п.). Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что

в педагогическую науку введено теоретическое знание о развитии идеи совершенствования личности в аспекте комплексного исследования человека, ее методологической основе;

- идея совершенствования личности в трактовке П.Ф. Лесгафта раскрывается как

междисциплинарное явление, развивающееся под влиянием определенных факторов (государственная образовательная политика, общественно-педагогическое движение, гуманистические идеи отечественной педагогики и т.п.);

- уточнена педагогическая терминология П.Ф. Лесгафта в аспекте гармонического
развития личности (образование, воспитание, обучение; семейное воспитание,
физическое образование, совершенствование и др.);

раскрыт концептуальный потенциал (историко-педагогические традиции, нравственные ценности, национальные обычаи, научные достижения и др.) комплексной программы совершенствования личности П.Ф. Лесгафта через обоснование ее основных направлений (просветительский, содержательный, технологический).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- научно-методические материалы служат расширению и обогащению содержания

педагогических учебных курсов по истории педагогики, истории физического образования;

его результаты могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ, в научно-исследовательской деятельности студентов;

разработанный и апробированный спецкурс «Творческое наследие П.Ф. Лесгафта»

может использоваться в образовательной практике институтов повышения

квалификации педагогических работников; в дальнейшем научном поиске по

рассматриваемым проблемам.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается анализом широкого круга архивных материалов, научной литературы; методологической

обоснованностью исходных позиций; целевым отбором методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования. Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования были представлены на

Международных Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2003), Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию АЛТИ-АГТУ, (Архангельск, 2010), всероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005; Архангельск, 2006), межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях (Архангельск, 2004, 2009; Северодвинск 2005; Санкт-Петербург, 2004; Вологда, 2006), заседаниях региональной «Школы молодых ученых — исследователей» (Грант РГНФ № 03-06-047 г/с, Архангельск, 2003-2009), заседаниях кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения АТТУ (Архангельск, 2003-2010). Получено авторское свидетельство (деп. в Рос. авт. обществе 27.10.2006, № 10835) за разработку современного комплекса по физической культуре на основе образовательной программы П.Ф. Лесгафта. Результаты исследования представлены в 12 публикациях (2 в рецензируемых журналах). Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию (390 наименований, из них 40 архивных), приложения.

Развитие идеи совершенствования личности в отечественной образовательной политике

Целью настоящего параграфа является анализ развития идеи совершенствования личности в контексте образовательной политики России второй половины XIX - начала XX вв., сложившейся социокультурной ситуации, как ее фундаментальной основы.

Исследование социокультурной ситуации России второй половины XIX — начала XX вв. основано на архивных документах, фонде «редких книг», анализе законов Российской империи, историко-педагогических исследовательских работ ученых (А.В. Бухарина, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, М.М. Горинов, Э.Д. Днепров, М.В. Зотова, А.С. Орлов, А.Н. Кураев, Л.М. Лященко, Е.П. Луговская, А.И. Пискунов, Т.А. Сивохина, А.И. Степанов и др.). Исследование строилось на обзоре и анализе экономической, педагогической, политической, социальной, культурной ситуации в России в аспекте идеи совершенствования личности. В ходе работы определены существенные государственные социальные законы, образовательные реформы, повлиявшие на совершенствование личности и улучшение общественных отношений. Анализ историко-педагогических источников исследуемого периода показал, что развитие России на пути преобразований было замедлено по экономическим, политическим, социальным причинам. Перед страной стояли проблемы индустриализации, ликвидации сословности, установления частной собственности, продвижение реформ в образовательной системе и т.п.[41, с.З].

Социокультурные изменения в России второй половины ХГХ — начала XX вв. повлекли за собой обострение общечеловеческих проблем (эпидемии, болезни, высокая смертность среди детей, распущенность нравов, сиротство, низкая грамотность и др.), решение которых было делом государственной важности. Например, К.Д. Кавелин в работе «Задачи этики» высказал свое негативное мнение о происходящих переменах: «Теперь приходится убеждаться, что цивилизация и культура только дрессируют и полируют людей снаружи, в их сношениях с другими людьми и обществом; что вне этих отношений и бок о бок с культурой и цивилизацией могут уживаться самые чудовищные страсти, самые «гнусные» и отвратительные пороки, самые зверские инстинкты, которые нет-нет, да и прорываются в неслыханных злодействах, останавливающих кровь в жилах» [156, с. 287-288]. Анализируя данное высказывание, П.Ф. Лесгафт подверг критике ложное направление цивилизации и культуры, которое привело к таким явлениям. По его мнению, на сознательность граждан должно влиять полноценное образование, которое он видел не в преподавании многочисленных предметов, а в получении истин от знаний. Он писал, что «истинное образование должно быть гармоническое, затрагивающее внутреннего человека, - только тогда будет полное соответствие между мышлением и действиями человека» [156, с. 287-288]. Решение проблем совершенствования личности предусматривалось в проекте устава общеобразовательных учебных заведений, деятельность которых была направлена на «всестороннее и равномерное развитие у юношества всех умственных, нравственных и физических сил, согласное с человеческим достоинством и воззрений на жизнь» [233, с. 22]. Первые преобразования в отношении человека и его прав произошли в ходе осуществления крестьянской реформы, когда свободные дворовые люди и крестьяне получили права. Для ускорения реформ правительство учредило награды за труды по освобождению крестьян (1861) [з.№36875]. Гуманистические тенденции в отношении женщин более значимо проявились в связи с законом об освобождении от телесных наказаний крестьянок и дворовых женского пола, вышедших из крепостной зависимости [з.№37333]. Случаи насильственных действий в отношении женщин рассматривались на государственном уровне. В свете этих фактов, освободившимся крестьянам и дворовым людям разрешили венчаться [з.№37345]. В процессе совершенствования и модернизации в России было сохранено сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало определенными четко зафиксированными привилегиями или ограничениями, которые постепенно изменяли облик сословий. Благодаря этому, сформировались две новые социальные группы -буржуазия и пролетариат. В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя. Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности [108, с.268-273]. Социальная структура пореформенной России и бедственное положение основной массы населения таили в себе общественные потрясения начала XX в. [108, с.273]. Совершенствование общественной жизни заключались в расширении образовательной сферы для повышения грамотности, увеличения квалифицированных специалистов и приход их в промышленность, транспорт, торговлю в большей части из крестьянских сословий [109, с.447]. Важную роль в процессе совершенствования системы образования принадлежала русским педагогам, интеллигенции, духовенству. Например, Н.А. Корф необходимым условием успешного обучения считал прочную школьную дисциплину. По его мнению, учитель должен заниматься культурно-просветительской деятельностью с населением, в течение года отчитываться, вовлекать родителей, знакомить их с работой школы. Ценным вкладом в первоначальное обучение явилось создание учителем по словесности Д.Д. Семеновым пособия в картинках «Времена года» [233, с. 320 - 336]. Как отмечал В.З. Смирнов, педагогическая деятельность просветителей по совершенствованию проблем общечеловеческого, бессословного образования была реализована в организации народных школ, в оживлении популярной журналистики. За короткий период появилось шесть педагогических журналов - «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Ясная поляна», «Педагогический сборник», «Журнал для родителей и наставников». В журналах «Морской сборник», «Русское слово», «Отечественные записки» и др. обсуждали проблемы образования, вопросы воспитания - Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др. [233, с. 17-26].

Совершенствование системы образования осуществлялось на основе утвержденных документов, в том числе с учетом «Положения о начальных народных училищах» (1864). В нем право открытия и содержания школ предоставлялось общественным учреждениям и частным лицам с соответствующего разрешения. Руководство учебной частью школ передавалось губернским и уездным училищным советам. В ходе реформ расширилась сеть учебных заведений - народные, уездные, приходские училища и др. (например, в селе Страшевичах Тверской губернии общественного училища для мальчиков с наименованием «Александровским»; приходское училище учреждено почетным гражданином Поповым в Больших Солях Костромской губернии, названо «Николаевским» и др.) [з.№39120].

Научно-педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта как основа формирования идеи совершенствования личности

Основной целью данного параграфа является изучение научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта, как исследование эволюции идеи совершенствования личности в его педагогическом наследии. Для ее решения необходимо: систематизировать этапы жизнедеятельности П.Ф. Лесгафта; раскрыть эволюцию взглядов П.Ф. Лесгафта на проблему формирования идеи совершенствования личности.

П.Ф. Лесгафт родился 20 сентября 1837 г. [ф.2165 оп.1,№1,л.1] в семье обрусевшего немца, петербургского купца — ювелира, художника-гравера Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец был человеком сдержанным, любил порядок, дисциплину, экономию во всем и требовал тоже от своих детей. Петра с детства учили любить труд, он выполнял посильные домашние дела, был честным, аккуратным. Благодаря пытливой натуре, положительным качествам (дисциплинированности, ответственности, принципиальности) свое первоначальное образование он получил дома [335, с.6]. По примеру старших братьев, Петр продолжил образование в Немецком училище Св. Петра в С.-Петербурге с 1848 - 1850 гг. [ф.272 оп. 1 д. 181]. Учился успешно, однако отец был озабочен здоровьем Петра, поэтому решил отдать его в ученики к знакомому аптекарю. Его работа заключалась в растирании порошков и приготовлении бумажных пакетиков, но однообразная деятельность не удовлетворяла мальчика. Сбежав от аптекаря, он вернулся домой к огорчению матери и отца, поскольку в семье были ощутимы материальные затруднения. Защитниками Петра в возникшем конфликте выступил старший брат Александр. С его помощью Петр подготовился к обучению в училище при евангелистской - лютеранской церкви Святой Анны, в которой успешно учился с 1852 - 1853 гг. [ф.306 оп.1 д.ЗЗ]. К удивлению родителей Петр избрал для дальнейшей учебы Императорскую С.-Петербургскую Медико-хирургическую академию. С 1856 - 1861 гг. П.Ф. Лесгафт являлся одним из лучших студентов академии. В начале 1857 г. президентом академии был назначен П.А. Дубовицкий, человек прогрессивных демократических взглядов, деятельный, энергичный, волевой. В годы учебы П.Ф. Лесгафта в академии состав ее профессоров был одним из лучших: кафедры и клиники возглавляли И.М. Балинский, П.П. Заблоцкий-Десятовский, Н.Ф. Здекауер, Т.С. Иллинский, АЛ. Крассовский, ЯЛ. Чистович, В.Е. Экк и др. [335, с.8].

П.Ф. Лесгафт перенял многие черты и манеры у своих преподавателей (Н.Н. Зинин, Т.С. Иллинский, Н.Ф. Здекауэр). Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал, неожиданно переходить «от мертвого тела к живой природе». С конца третьего курса П.Ф. Лесгафт увлекся анатомией, которая стала делом его жизни. Не случайно в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта впоследствии называли «поэтом анатомии», а его учителя, профессора В.Л. Грубера, «Пименом русской анатомической школы». На четвертом курсе П.Ф. Лесгафт стал одним из самых любимых учеников В.Л. Грубера. От своего учителя П.Ф. Лесгафт воспринял многое: беззаветную любовь к избранной специальности, педантичность, настойчивость и неутомимость в работе, неукротимое желание найти истину, убедиться в правильности своих наблюдений и выводов, и потом отстаивать их перед любыми оппонентами. Уже в академии он научился добиваться качественных успехов большой и кропотливой работой. Позднее П.Ф. Лесгафт на основе описательной анатомии разработал функциональное направление в анатомии. В.Л. Грубер привлекал П.Ф. Лесгафта к более серьезным работам в качестве своего помощника: поручал ему приготовление учебных препаратов, доверял ассистировать при бальзамировании. Сам В.Л. Грубер писал, что он предполагал предоставить П.Ф. Лесгафту штатное место, «удостоверившись в его способности быть прозектором еще в течение 1859 и 1860 годов...» [335, с.11]. В 1860 г. на пятом курсе Петр впервые выполнял работу по бальзамированию тела императрицы Александры Федоровны, за которую получил вознаграждение в размере 300 рублей. С этого момента он стал самостоятельным, сняв комнату недалеко от зданий клиники. Пройдя все испытания и сдав экзамены, 18 июня 1861 г. П.Ф. Лесгафт получил диплом на латинском языке об окончании им Императорской С.-Петербургской Медико-хирургической академии с серебряной медалью с заверенными подписями П.А. Дубовицкого и Н.Н. Зинина [335, с. 11-12]. После окончания академии П.Ф. Лесгафт занимался научной работой, публиковал свои исследования и одновременно работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале в клинике А.А. Китнера. Преподавал анатомию слушателям военно-фельдшерской школы, читал лекции в Медико-хирургической академии. В 1865 г. он защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения» [ф.2165 оп.1 д.П]. В 1868 г. П.Ф. Лесгафт был приглашен Советом Казанского университета возглавить кафедру физиологической анатомии. Около трех лет экстраординарный профессор П.Ф. Лесгафт работал в Казанском университете, проявив себя великолепным педагогом и анатомом. Студенты с увлечением воспринимали его своеобразный стиль преподавания, делавший самый сложный предмет живым и красочным, он приучал студентов к трудолюбию, терпению, к стремлению добиваться цели. Три года, проведенные им в Казани, оставили заметный след в истории Казанского университета [ф.139 опЛ.д.6579]. Много времени ученый уделял хозяйственным вопросам, обращая внимание на неполадки и неисправности. П.Ф. Лесгафт проявил активность в поддержке инициативы женщин в изучении естественнонаучных дисциплин для приходящих учениц повивального класса. Теоретические и практические занятия женщины успешно осваивали и курсы получили широкую поддержку. В местной газете «Неделя» вышла статья, озаглавленная «Женщины в Казанском университете», в которой рассказывалось о смелом начинании П.Ф. Лесгафта [335, с. 19]. Деятельность П.Ф. Лесгафта в Казани (1869-1871) была плодотворной и разносторонней. Его неугомонная энергия, стремление к совершенствованию знаний, привели его к активному участию в создании и деятельности антропологического музея, Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Попечитель Казанского учебного округа Шестаков настороженно относился к общению П.Ф. Лесгафта со студентами. Профессорско-преподавательский состав университета состоял из участников разных партий, группировок, которые отстаивали отличные друг от друга позиции. П.Ф. Лесгафт поддерживал автономию факультетов, демократизацию всей университетской жизни [335, с.20]. Серьезный конфликт у П.Ф. Лесгафта возник с профессором патологической анатомии А.В. Петровым, который вместо его принял экзамены с нарушением требований, без «препаровки» трупа и др. При разборе инцидента попечитель принял сторону проф. А.В. Петрова и приказал признать экзамены законными. Возмущенная группа профессоров обратилась к помощи печати. В газете «С. - Петербургские ведомости» от 21 января 1871 г. появилась заметка от редакции, начинающаяся словами: «По доходящим до нас частным сведениям, в одном нашем провинциальном университете делаются вещи, которым просто отказываешься верить» [335, с.22].

Характеристика сущности идеи совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта

Задачей данного параграфа является выявление теоретических характеристик педагогической сущности совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта. Приступая к исследованию, определим значение термина «сущность».

Так, в понимании В.П. Зинченко, Б.Г. Мищерякова, «сущность есть универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющегося в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия» [262, с.405]. Под «педагогической сущностью совершенствования личности понимается эволюционный процесс позитивных изменений индивидуальных свойств человека через деятельность, познание мира, других людей, самого себя в представлении педагогических факторов и форм бытия». Внутренними факторами являются личностные качества человека, семейные условия жизни, наследственность. Внешние факторы определяются совокупностью школьной и социокультурной среды. Каковы сущностные составляющие идеи совершенствования личности в научно - теоретической и практической деятельности П.Ф. Лесгафта? Центральное место в педагогическом наследии ученого занимала идея совершенствования, заключавшаяся в содействии всестороннему развитию личности через физическое, нравственное, психологическое, умственное образование. Педагогический смысл идеи совершенствования личности рассмотрен П.Ф. Лесгафтом через комплексное изучение индивидуальных особенностей человека в микро (семья) и макросреде (государство). Он нашел объективный путь научного исследования через комплексный подход к изучению природы человека во взаимосвязи с окружающим миром.

П.Ф. Лесгафт полагал, что условия среды являются неотъемлемым фактором совершенствования личности. Под средой он понимал совокупность семейной, школьной и общественной жизни. Стратегически значимой является комплексное изучение индивидуальных особенностей человека через медицинские, психологические и педагогические исследования. Медицинские исследования - для изучения состояния здоровья детей в разные периоды развития. Одной из проблем дореволюционной России являлась «высокая смертность новорожденных детей, подростков до 15 лет - 51,37%, а без мертворожденных - 48,96%» [155, с. 122]. П.Ф. Лесгафт основную причину смертности связывал с отсутствием знаний о физиологии ребенка у большинства женщин, отсутствием достаточных гигиенических условий, слабым вниманием к воспитанию детей и др. Для медицинского изучения физиологических особенностей детей он использовал антропометрические исследования, функциональные пробы по определению уровня здоровья. П.Ф. Лесгафт считал, что прежде всего состояние здоровья влияет на умственное, психическое и физическое развитие человека. Многочисленные проблемы и упущения в образовательном процессе школ, отсталость от европейского образования, отражались на общем развитии детей. Педагог придерживался научной точки зрения в вопросах воспитания детей в семье и общественных заведениях, стремился создавать условия для физического, умственного и нравственного развития детей, формировать психологическую атмосферу взаимодействия, общения. В целях профилактики заболеваний П.Ф. Лесгафт рекомендовал учебным заведениям разработать меры для оздоровления учащихся. Для этого он считал необходимым «удлинить перемены, разнообразить расписание, подобрать парты соответственно росту и возрасту детей, включить гигиенические мероприятия в режим дня, следить за питанием и прогулками детей, подбирать одежду соответственно индивидуальным особенностям, исключить наказания детей, чередовать умственные и физические занятия, совершенствовать методики в преподавании и др.» [156,с.223-241].

Решение проблемы совершенствования психологических качеств личности у П.Ф. Лесгафта заключалось в изучении внутренних особенностей традиций, семейной жизни, взаимодействия детей и взрослых, совместной деятельности. Характеристику индивидуальных психических качеств личности он раскрыл через анализ потребностей, стремлений, увлечений, морально-волевых качеств ребенка, активности, общительности, трудолюбия, приобретение жизненного опыта. Уклад жизни семьи рассматривался П.Ф. Лесгафтом как объективное условие формирования личности. В семейной жизни он отличал атмосферу межличностных отношений, в которой выделял соперничество, лидерство, агрессивность, боязливость, инертность и др. Ученый считал, что наследственным является лишь темперамент. Тип поведения, по его мнению, зависит от влияния среды, а характер - от активности и волевых проявлений самого ребенка, от его наблюдений, рассуждений и опытности. Ребенок является зеркалом среды и к 7 годам в нем формируются нравственные основания, отражаются все следствия воспитания семейной среды. В связи с этим, в программу исследования совершенствования личности П.Ф. Лесгафта входили: изучение типов детей, определение темперамента, характера ребенка, психологических процессов (ощущений, внимания, мышления, мотивов действий, творчества), индивидуальных состояний (интересов, влечений, намерений, настроений, стремлений и др.), внутренних качеств (активности, общительности, самолюбия, работоспособности, трудолюбия и др.), изучение семейных условий среды ребенка. П.Ф. Лесгафт описал условия семейной жизни детей различных типов, показал влияние среды на формирование личности ребенка, мотивов его поступков и действий. Идеальным типом ребенка он считал «нормальный тип», который образно создан в гармонических условиях семейной жизни (атмосфера любви; высоконравственный воспитатель, члены семьи; признание личности ребенка и его неприкосновенности; формирование нравственных оснований; развитие способностей; постепенное развитие органов чувств — его впечатлительности и т.п.). Особое внимание П.Ф. Лесгафта было направлено на формирование нравственности членов семьи, матери - как естественной воспитательнице. Ученый отмечал, что «женщина любящая, разумная и высоко образованная не допустит произвола, лжи и оскорбления ребенка, будет содействовать развитию сознательной деятельности. Уровень развития общества находится всегда в прямой связи и прямой пропорциональности с уровнем развития женщины» [155, с.221]. Свои взгляды он обобщил в статьях, посвященных осмыслению общественной жизни: «Степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним нравственным развитием женщины» [155, с.ЗЗ]. Проблемы совершенствования общества он связывал с образованием и нравственным воспитанием женщин, рассматривая это положение как общечеловеческий приоритет. Свои демократические взгляды и принципы отстаивал через поддержку общественного движения за равноправие женщин во всех сферах жизни. По его мнению, нравственность женщины во многом определяет и семейные взаимоотношения. Большое внимание П.Ф. Лесгафт уделил семейному воспитанию ребенка: «Первоначальное воспитание в младенческом возрасте, при котором ни один промах в обращении с ребенком не остается без дурных последствий, и которые иногда кладут печать на целую жизнь человека - это первое воспитание мы получаем в семье: оно в руках женщины» [156, с.23]. По его убеждению, степень наблюдательности и научного развития женщины имеет значение, также как развития сердца и чувств [156, с.ЗЗО]. Педагог отмечал необходимость возбуждать в женщине интерес к умственной деятельности, к знанию наук [156, с.23]. П.Ф. Лесгафт пояснял, что знание естественных, медицинских и гигиенических наук имеет особое значение в жизни женщины, ее детей, семьи, влияет на взаимное уважение между ее членами, на идеалы подрастающего поколения. «Главной защитой человека должно быть умственное его развитие» - писал П.Ф. Лесгафт [156, с.36]. По его мнению, содействие действительному образованию женщины составляет насущную задачу всякого общества.

Комплексный подход к реализации идеи совершенствования личности П.Ф. Лесгафтом

Задачей данного параграфа является рассмотрение сущности комплексного подхода П.Ф. Лесгафтом в процессе изучения идеи совершенствования личности. Комплексный подход П.Ф. Лесгафта заключался в использовании совокупности медицинских, психологических, педагогических исследований индивидуальных особенностей человека с учетом семейного и общественного воспитания. Реализацию комплексного подхода ученый осуществил через историко-педагогический анализ становления европейского образования, национальных образовательных традиций, педагогических идей, опыта отечественных и зарубежных педагогов, сравнительный анализ и интерпретацию результатов физического развития молодежи разных стран, медикобиологических экспериментов П.Ф. Лесгафта и т.п.

Впервые П.Ф. Лесгафт заинтересовался вопросами разработки теории и практики физического образования, работая врачом-консультантом во врачебно-гимнастическом заведении доктора А.Г. Берглинда в 1872 г. Его нововведения заключались в антропометрических измерениях, выявлении физических качеств человека. Постепенно он вырабатывал собственный метод организации рациональной гимнастики. Полученные результаты опубликованы им в статье «Основы естественной гимнастики» (1874). В ней П.Ф. Лесгафт рассматривал гимнастику как средство всестороннего воздействия на организм человека, предупреждал о специфических тонкостях этого искусства. Занятия гимнастикой, по мнению П.Ф. Лесгафта, способствуют правильному развитию тела, увеличению физической силы, улучшению работы дыхательной, пищеварительной, нервной, мышечной и других систем. П.Ф. Лесгафт отмечал, что гимнастика должна содействовать правильному развитию форм тела и удовлетворять эстетическому чувству [156, с.7]. Значимой он считал «педагогическую гимнастику», учитывавшую возраст детей, пол, физическую подготовку, особо он выделил гимнастику для мужчин и женщин. Однако, систему физического образования П.Ф. Лесгафт рассматривал как объемное понятие, включающее в себя знание основ естественных, исторических наук, физической культуры. П.Ф. Лесгафт писал: «среднее образование должно быть гуманистическим и состоять в развитии человека мыслящего и действующего» [ф.2165,оп.1,ед.хр.65].

В 1875 г. П.Ф. Лесгафт перешел работать в Главное управление военно-учебных заведений в качестве чиновника для особых поручений. Первое «особое поручение» было связано с командировкой за границу для ознакомления с постановкой физического образования, подготовкой педагогических кадров в данной области. В ходе поездки П.Ф. Лесгафт писал ежегодные отчеты, подробно анализировал ее результаты. Он изучал систему подготовки преподавателей — учителей гимнастики в странах Западной Европы второй половины XIX в., при разработке системы физического образования в России учитывал позитивный зарубежный опыт. Замысел П.Ф. Лесгафта отвечал демократическому духу эпохи, стержнем которого являлась гуманистическая идея совершенствования личности. Результаты поездки он опубликовал в историческом очерке [153, с.87-287], в котором проанализировал известные европейские учения и практические методы физического образования. Исторический очерк П.Ф. Лесгафт разделил на три периода. Первый он назвал периодом эмпирическим, основанным на наблюдениях и анализе опыта воспитания в Китае, Индии, Персии, Греции, Риме и др. Второй период обозначен им как схоластический, связанный с характеристикой воспитательных приемов в школах христианского населения Европы, воспитанием рыцарского сословия. П.Ф. Лесгафт проанализировал педагогические идеи Д. Аллигьери, Д. Боккачио, М. Вегиуса, М. Монтеня, Ф. Петрарки, Ф. Рабле, ознакомился с деятельностью народных и католических школ. Третий период был обозначен П.Ф. Лесгафтом как научный, утвердившийся на основе имевшегося опыта и выработанных учений Ф. Бекона, Р. Декарта, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и сочинений по физическому воспитанию Ф. Амороса, И. Гутс-Мутса, Э. Дюбуа-Раймона, П. Клиаса, П. Линга, Ф. Нахтегалль, И. Песталоцци, Г.Фита, Ф. Фребеля, А. Шписса, Ф. Яна и др.

При характеристике эмпирического периода П.Ф. Лесгафт выделял значимость опыта физического образования народов Древней Персии, Греции, Рима, выделяя положительные и отрицательные особенности. В Китае воспитанием занимались в семье, заставляя сына безусловно и неизменчиво повторять приемы и обряды, исполняемые отцом. В Индии человек принадлежал к определенной касте, в соответствии с традициями которой он воспитывался. В Персии уделяли внимание национальному воспитанию, направленному на физическое развитие юношей и воспитание достойного гражданина. Воспитание молодежи в Римской империи велось на поддержание здоровья, им запрещалось употреблять алкоголь до 30 лет. В основу нравственного воспитания семей входили традиции включавшие в себя особые правила, например, отец принимал пищу только в присутствии детей, тем самым учил их сохранять умеренность в пище. Запрещалось купаться отцу вместе с сыном, чтобы не оскорблять их стыдливость. Физическое воспитание в Римской империи было направлено на развлечение граждан, им занимались только рабы и военные. Возводились грандиозные постройки для невероятных представлений, возбуждающих чувствования присутствующих. Состязания и военные игры переросли в кровавые сражения с истреблением животных (львов, слонов, тигров, медведей, волков), их борьбой с людьми для удовольствия зрителей. Для публичного зрелища выводили на арену цирка «гладиаторов», исключительным занятием которых была подготовка к тому, чтобы красиво умереть в схватке с соперником. Такие публичные убийства подносились народу в виде дара, чтобы добыть расположение большинства. Это было перед полным распадом Римской империи [153, с.113].

Особое положительное эстетическое впечатление произвел на П.Ф. Лесгафта опыт греческого воспитания, отличавшегося гармонией внешней и внутренней красоты, стойкими жизненными идеалами. Уровень эстетического развития древних греков был высок, их занятия физическими упражнениями отличались разнообразием национальных игр, танцев, хороводов, различных видов гимнастики, спортивных упражнений в соответствии с полом и возрастом, условиями занятий, сопровождаемые определенными гигиеническими мероприятиями. Вьщающиеся философы Греции лично занимались гимнастикой и стремились соединять красоту тела со здоровым духом (Пифагор, Платон, Хрисипп, Демонакс, Ликон, Софокл, Еврипид, Тимокреон) [153, с.88-128].

Похожие диссертации на Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта