Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Народная педагогика как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт древних тюрков и татар .
1.1. Художественно-дидактические произведения тюрко-татарских мыслителей средневековья как первоисточники народной педагогики
1.2. Развитие этнопедагогики как составной части педагогической науки
1.3. Педагогические воззрения древних тюрков и татар
Выводы по I главе 82
Глава II. Идеи гуманистической народной пе-дагогики в художественно-дидактических произведениях тюрко-татарских мыслителей средневековья .
ИЛ. Особенности отражения идей гуманистической народной педагогики в произведениях раннетюркских мыслителей
11.2. Своеобразие идей гуманистической народной педагогики в творениях поэтов Булгарского периода
11.3. Развитие идей народной педагогики в сочинениях мыслителя Казанского ханства
Выводы по II главе 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
БИБЛИОГРАФИЯ 177
- Художественно-дидактические произведения тюрко-татарских мыслителей средневековья как первоисточники народной педагогики
- Развитие этнопедагогики как составной части педагогической науки
- Особенности отражения идей гуманистической народной педагогики в произведениях раннетюркских мыслителей
- Своеобразие идей гуманистической народной педагогики в творениях поэтов Булгарского периода
Введение к работе
В последнее десятилетие в обществе возрос интерес к истории развития общественной и педагогической мысли в разные эпохи становления государственности и к неисследованным древнейшим национально-культурным ценностям. Демократические перемены позволили реабилитировать и восстановить то, что было незаслуженно отвергнуто, забыто. Значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения долгое время недооценивалось, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия татарского народа, в частности народной педагогики. Сегодня мы наблюдаем рост национального самосознания, стремление сохранить этнические ценности (национальный язык, фольклор, традиции, обычаи, древнейшие национально-культурные памятники), возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания в новых исторических условиях. В сфере образования это выразилось в оживлении гуманитарного образования на основе национальной культуры. Стремление придать образованию национальный дух рассматривается как проявление регионального принципа.
В настоящее время в условиях нравственного очищения общества центральной проблемой является этнопедагогическое осмысление процесса формирования нравственного облика детей. «Народная тематика всегда актуальна, поскольку она обращена к человеку, его настоящему и будущему. Она вынуждает думать, взглянуть на себя со стороны, чтобы наши собственные ошибки и несовершенства не обернулись ошибками и несовершенствами наших детей» (Нигматов, 2000, 12). Приоритет общечеловеческого начинается с возрождения незаслуженно забытых гуманистических традиций и духовного наследия народов. Использование идей народной педагогики, прогрессив-
ных традиций и принципов обучения и воспитания может оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, так как содержит немало идей, соответствующих задачам социального становления личности.
Издавна присутствовали в народной культуре гуманистические идеалы. Воспитание уважения человеческого достоинства, гармоничное взаимодействие с окружающими людьми и природой были неотъемлемой частью народной педагогики. В фольклоре, древних литературных памятниках воплощены идеи гуманизма: раскрываются лучшие качества личности, воспеваются сила и разум человека. Таким образом, гуманизм — качество, присущее нашим предкам с древних времен.
Сегодня, в наше сложное время межнациональных отношений, особенно актуализируется проблема воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях различных народов и народностей. Общечеловеческие нормы нравственности складываются из совокупности представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи каждого из них (Нигматов, 2000, 13). Необходимо научиться видеть грани общечеловеческого в национальном. Без этого невозможна высокая культура межнационального общения.
Веками, тысячелетиями решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной мудрости народа. Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, основанную на высоких моральных принципах, он готовил детей к жизни и практической деятельности. Народная педагогика содержит множество содержательных воспитательных идей, форм и методов воздействия, актуальных и сегодня для социализации личности. Она
включает в себя духовные богатства народа, его идеалы доброты и красоты, его нравственно-эстетическое отношение к семье, роду, племени и заканчивается отношением к этносу и межнациональным отношениям. Таким образом, народная педагогика представляет собой совокупность знаний, отношений, оценок и функционирует как результат духовной деятельности народа.
Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, духовным корням развития этнической культуры. Решение актуальной проблемы соотношения общечеловеческого и национального в воспитании и обучении возможно лишь на основе глубокого изучения и творческой разработки народно-педагогической мысли и практики в неразрывной связи с наследием великих мыслителей-педагогов.
Многовековой педагогический опыт, духовное наследие древних тюрков и татар (как одного из потомков древних тюрков) — богатейший пласт культуры. Многое из этого опыта зафиксировано в рукописях, литературных памятниках талантливых средневековых мыслителей, которые были широко известны во всем тюркском мире и мусульманском Востоке. Письменная литература отобразила сокровенные мысли и мечты народа. Особенно ярко и полно народные идеи воспитания воплотились в художественных произведениях ранне-тюркского мыслителя Юсуфа Баласагуни, булгарского поэта Кул Гали и представителя периода Казанского ханства Мухаммедьяра.
Великий поэт и выразитель гуманистических педагогических мыслей Юсуф Баласагуни создал монументальное творение «Кутадгу билиг» - великий памятник тюркской культуры XI века, где в значительной мере сохранились фольклорные мотивы и традиционные приемы эпических сказаний, а вместе с ними и педагогические идеи тюркоязычных народов. Поэт широко использует народное поэтическое творчество тюркских племен, опирается на яркие образы, взятые
6 из скотоводческой и охотничьей жизни тюрка-кочевника. В блестящей форме изложил Баласагуни и принципы древневосточной семейной педагогики.
Крупнейшим педагогическим трактатом Булгарского периода является поэма Кул Гали «Кыссаи Йусуф». Поэт творчески трансформировал фольклорные и литературные традиции, идущие еще от Ор-хоно-енисейских памятников и Баласагуни. В народно-педагогическом аспекте решает он проблемы правителя, народного благоденствия, любви, семьи. Афоризмы и фразеологизмы в речи героев созвучны народным пословицам и поговоркам.
Поэт-гуманист Казанского ханства Мухаммедьяр (конец XV -начало XVI вв.) в своем творчестве тоже опирался на народную педагогику. В знаменитых и бессмертных поэмах "Тухваи мардан" ("Дары мужей") и "Нуры содур" ("Свет сердец") для иллюстрации своих мыслей обращается к народной мудрости - пословицам и поговоркам. Мухаммедьяр посвящает целые главы положительным качествам, которые воспитывал народ в молодом поколении -мужеству, храбрости, справедливости, верности, щедрости, скромности, милосердию.
Таким образом, несмотря на то, что эти мыслители-гуманисты жили в разные периоды средневековья, их объединяет то, что в своем творчестве они постоянно обращались к мудрости народной педагогической мысли. Выражая собственные взгляды, они опирались на богатейший опыт воспитания, накопленный соотечественниками. Как и народ, они раскрывали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к традициям, уважения к старшим, дружбы и творчества, трудолюбия и правдивости. Тюрко-татарские мыслители
средневековья намеренно излагали свои мысли назидательно, в форме народных афоризмов.
Произведения Юсуфа Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяра насыщены глубокой жизненной мудростью тюркских народов. Они содержат в себе в концентрированном виде лучшие достижения народной педагогики. В свете сказанного особое значение приобретает задача рассмотрения прогрессивных педагогических идей великих мыслителей соответствующего периода во взаимодействии, в сопоставлении и сквозь призму педагогических воззрений народа соответствующих периодов в истории. Актуальной становится задача возрождения, сохранения и использования опыта и идей народной педагогики, дошедших до наших дней в произведениях средневековой лите-ратуры, имеющих непреходящее значение для культуры всех цивилизаций.
Изучение народного опыта воспитания как социально-
исторического феномена на всех этапах исторического развития вхо
дило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Я.А.Коменский, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой в своей
исследовательской деятельности широко опирались на идеи народной
педагогики. К проблемам народной педагогики обращались
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.И.Водовозов, А.Духнович,
Д.Булгаковский, Г.Пинчук, Е.А.Покровский, А.Соболев,
Г.С.Виноградов.
К настоящему времени исследованы педагогические традиции
многих народов: русских (Г.В.Виноградов, Б.Александров), чувашей
(Г.Н.Волков), башкиров (К.Ш.Ахияров, Х.Х.Баймурзин,
В.И.Баймурзина), мордвы (Т.Г.Тимошина), адыгейцев (А.И.Шоров), грузин (А.Ф.Хинтибидзе), армян (Ф.Х.Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш.Гашимов), киргизов (А.Э.Измайлов), карачайцев (Х.Х.-
М.Батчаева) и др. В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций.
Значительный вклад в изучение татарской народной педагогики внесли Я.И.Ханбиков, Дж.Валиди, Я.Г.Абдуллин, С.М.Михайлова, З.Г.Нигматов, М.А.Усманов, А.Н.Хузиахметов, Г.Ж.Даутова, З.Т.Шарафутдинов, Ш.Ш.Залялиев, А.Б.Хузина, З.А.Хусаинов, Э.Х.Галеев, С.И.Раимова.
В своем исследовании мы также опирались на труды и диссертационные исследования, посвященные изучению жизни и творчества Юсуфа Баласагуни, Кул Гали, Мухаммедьяра, таких ученых, как Х.Усманов, Ш.Абилов, Дж.Алмаз, Э.Наджип, Р.Ганиева, К.Давлетшин, Н.Хисамов, Р.Амирханов, В.Радлов, Е.Бертельс, В.Бартольд, С.Иванов, А.Валитова, И.Стеблева, О.Караев, С.Кляшторный, А.Кононов, С.Малов, Р.Маликов и др.
Изучение трудов вышеперечисленных ученых и выделение в качестве значимой позиции данного исследования положения о важности идей народной педагогики привело нас к актуальным, на наш взгляд, направлениям в работе:
- рассмотрение народной педагогики тюрко-татар как совокупного педагогического знания и воспитательного опыта народа (исторические корни, источники формирования, специфические особенности);
тщательный анализ художественно-педагогических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья; выявление идей народной педагогики, определение их роли и места в творениях талантливых мыслителей;
сопоставление и показ взаимосвязи идей о нравственном, умственном, физическом, эстетическом воспитании тюрко-татарских мыслителей средневековья с идеями и мыслями, выраженными в па-
мятниках народной педагогики: пословицах, поговорках, сказках, дас-
^ танах и др.
*
Никто не исследовал взаимосвязи народной педагогики и великих творений тюрко-татарских мыслителей средневековья. Этот вопрос нуждается в теоретическом обосновании. Отсюда научная проблема была сформулирована следующим образом: какие гуманистические идеи народной педагогики были воплощены в художественно-дидактических произведениях тюрко-татарских мыслителей средневековья.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разрабо-
танность послужили основанием для определения темы диссертации: «Гу-манистическая народная педагогика как осй^ца художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья».
Объект исследования: гуманистическая народная педагогика древних тюрков и татар.
Предмет исследования: идеи гуманистической народной педагогики в художественно-дидактических произведениях тюрко-
татарских мыслителей средневековья.
Цель исследования: на основе анализа художественно-
педагогического наследия тюрко-татарских мыслителей средневеко-
«I вья выявить и раскрыть гуманистические идеи народной педагогики.
Основная гипотеза исследования основывалась на следующих предположениях:
художественно-дидактические первоисточники средневековья содержат не подвергшиеся до сих пор специальному исследованию идеи гуманистической народной педагогики;
идеи народной педагогики, лежащие в основе художествен-
но-педагогических сочинений тюрко-татарских мыслителей, отражали
общепедагогические потребности средневекового общества;
объективное исследование идей народной педагогики,
ь имеющих место в произведениях тюрко-татарских мыслителей, внесет
существенный вклад в педагогическую науку, историю образования и педагогической мысли в частности.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие
9 задачи:
Проанализировать художественно-дидактические произведения тюрко-татарских мыслителей средневековья с целью выявления комплекса идей народной педагогики.
Раскрыть сущность гуманистических идей народной педаго-
гики, лежащих в основе художественно-педагогических сочинений
тюрко-татарских мыслителей средневековья, как совокупного педаго
гического знания и воспитательного опыта народа.
3. Выявить и обосновать роль и место гуманистической народ
ной педагогики в художественно-дидактических сочинениях тюрко-
татарских мыслителей средневековья.
Методологической основой исследования являются принципы
историзма, научности, объективизма, приоритета общечеловеческих
ценностей, исследования историков и теоретиков педагогики, в кото-
т рых подвергнуто позитивному и критическому анализу развитие
культуры татарского народа и его предков.
Применялись следующие методы исследования: исторический метод; теоретический анализ научной литературы по проблеме иссле-
дования; индуктивные и дедуктивные методы; изучение и обобщение педагогического опыта, отраженного в народной педагогике тюрко-татар; исторический и сравнительный анализ идей народной педаго-
гики в произведениях тюрко-татарских мыслителей средневековья;
теоретическое обобщение материала исследования.
11 Источниковедческой базой исследования послужили прежде
j всего материалы устного народного творчества, сочинения тюрко-
татарских мыслителей средневековья, дошедшие до нас в виде рукописей на основе арабской графики на общетюркском, старотатарском, турецком языках, а также в переводе на русский язык; отечественная и
зарубежная педагогическая, философская, историческая литература по
исследуемой проблеме, достижения таких наук, как литературоведе
ние, лингвистика, фольклористика, этнопсихология, этнология, этно
графия. В процессе исследования привлекались также материалы пе
риодической печати.
В процессе работы над исследованием нами изучены и проана-
лизированы творения арабских и среднеазиатских ученых-
мыслителей, где нашли отражение гуманистические народные идеи о
воспитании подрастающего поколения. Для полноты и достоверности
выводов по исследуемой проблеме нами изучено множество сочине
ний средневековых мыслителей. Однако мы остановились на подроб-
ном изучении и анализе художественных сочинений Юсуфа Баласагу-ни, Кул Гали и Мухаммедьяра, так как эти мыслители являются наиболее видными и крупными представителями соответственно раннего
(k.V - X вв.), среднего (XI - XV вв.) и позднего (XVI - XVII вв.) тюр-ко-татарского средневековья. В их трудах наиболее ярко отразились народные идеи о нравственном, умственном, физическом, эстетическом воспитании молодого поколения, о воспитании идеальной всесторонне развитой личности.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
выявлена взаимосвязь народной педагогики с художествен-
но-дидактическими произведениями тюрко-татарских мыслителей
средневековья, которая выражается в прямом воздействии народных
идеалов воспитания на позиции великих мыслителей в понимании
і І
сущности, целей, задач воспитания, и, наоборот, в глубоком влиянии
» художественных произведений тюрко-татарских мыслителей средне-
вековья на педагогическую культуру татарского народа, заключаю-щемся в отражении прогрессивных, демократических идей мыслителей в народной педагогике, в обогащении сокровищницы устного на-
родного творчества афористичными строфами из поэм, образами
главных героев, в использовании в народном воспитании отдельных
эпизодов поэм в качестве притч;
раскрыта сущность гуманистических идей народной педагогики, лежащих в основе художественно-педагогических произведений
тюрко-татарских мыслителей средневековья, а именно уважение че-
Ф ловеческого достоинства, труда, вера в силы и разум человека, при
знание его права на свободное развитие, любовь к традициям и обы
чаям родного народа, уважение культуры других народов;
сопоставлены идеи о нравственном, умственном, физическом, эстетическом воспитании тюрко-татарских мыслителей средне-
вековья с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной
педагогики: пословицах, поговорках, сказках, дастанах и др.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что:
и - раскрыты и обоснованы роль и место гуманистических идей
народной педагогики, положенных в основу художественных произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья;
выявлены особенности использования мыслителями средне-вековья народного поэтического творчества древних тюрков и татар (пословиц, поговорок, преданий, эпосов и др.) для подтверждения своих педагогических взглядов;
- разработан научный прогноз возможностей использования
идей народной педагогики, положенных в основу произведений тюр
ко-татарских мыслителей средневековья, в педагогической практике,
что в итоге должно привести к гуманизации содержания образования; комплексному воспитанию в личности гуманных качеств, совершенствованию ее нравственности; воспитанию у молодежи уважительного отношения и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
качественно обогащено содержание курсов «История образования и педагогической мысли», «Этнопедагогика», «История педагогики татар» материалом национально-регионального содержания;
разработана часть содержания нового спецкурса для студентов вузов, изучающих дисциплины психолого-педагогического цикла, который следует озаглавить «Татарская народная педагогика»;
создана возможность использования материалов исследования в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла с целью организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях педагогики тюрко-татарского народа. На защиту выносятся:
Комплекс идей гуманистической педагогики древних тюрков и татар, отраженной в средневековых художественных произведениях, основу которой составляют демократизм, гуманизм, любовь к людям, невзирая на их социальное происхождение, воспевание справедливости, этического и эстетического начала, положительных человеческих качеств.
Взаимосвязь прогрессивных педагогических идей великих тюрко-татарских мыслителей средневековья с педагогическими воззрениями народа своего времени.
Анализ содержания и специфики художественных произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья, которые отразили в концентрированном виде лучшие достижения народной педагогики:
идеи нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания подрастающего поколения, выраженные в традициях, обычаях, памятниках устного народного творчества.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, историко-педагогических исследований, фольклорные материалы, целенаправленным анализом идей татарской народной педагогики и произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья, апробацией и репрезентативностью данных исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений по исследуемой теме, пропаганде разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализе и обсуждении результатов исследования.
Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и их тезисах на VII Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (Казань-Нижнекамск, 2000), VIII Международной научно-практической конференции «Формы и методы воспитательной работы в ВУЗе» (Казань, 2001), XIX Международной научно-практической конференции «Технологии внедрения гуманистических традиций в процессе преподавания иностранных языков и культур», на XXIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам ненасилия (Санкт-Петербург, 18 апреля 2002 г.), на IV научно-практической конференции молодых ученых и специалистов РТ (11-12 декабря
2001г.), на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов Казанского государственного педагогического университета (2001, 2002), на научных семинарах вузов г.Казани. Часть исследования на тему «К вопросу об актуальности народной педагогики в современном образовании и воспитании» была представлена на республиканский конкурс на соискание премии им. Н.И.Лобачевского (Казань, 2002), где была награждена дипломом I степени.
Содержание исследования нашло отражение в курсе «История педагогики татар», спецкурсе «История образования и педагогической мысли татар», прочитанном соискателем студентам факультета истории, психологии, татарской филологии Казанского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы.
Художественно-дидактические произведения тюрко-татарских мыслителей средневековья как первоисточники народной педагогики
Во все времена, и в периоды спокойного, размеренного течения жизни, и на крутых, революционных ее переломах человечество обращалось к многовековому опыту пройденного пути. Каждое поколение по-своему ищет ответы на актуальные вопросы, дает собственную оценку явлениям и фактам прошлого, исходя из запросов своего времени. Банальная истина о необходимости изучения прошлого для понимания настоящего и выбора пути в будущее, сегодня, в условиях духовного возрождения общества приобретает первоначальную свежесть. Знание духовной истории татарского народа особенно важно для полноценного нравственного воспитания современников, для обогащения их духовного потенциала.
Духовная культура каждого народа включает в себя педагогические взгляды и многовековой опыт воспитания. На основе эмпирического опыта воспитательной работы народа с глубокой древности складывались народные традиции воспитания детей, в которых отражены педагогические знания народа, его взгляды, цели, задачи и содержание воспитания, пути и средства передачи подрастающим поколениям материальной и духовной культуры народа.
У каждого народа, в любую историческую эпоху всегда была потребность в воспитании подрастающего поколения, и общество нуждалось в передаче опыта прошлого новым поколениям. И на помощь приходили художественные и научные творения прогрессивных авторов своего времени. Они на общедоступном языке не только излагали народные представления о человеке, его воспитании и обучении, но и обогащали их своими исследованиями и адаптировали для общества, в котором они жили. Многое из педагогического опыта, духовного наследия древних тюрков и татар зафиксировано в рукописях, литературных памятниках талантливых мыслителей, которые были широко известны во всем тюркском мире и мусульманском Востоке. Сегодня произведения мыслителей являются первоисточниками народной педагогики, так как из них мы можем почерпнуть информацию о народных традициях и обычаях, о качествах, которые воспитывал народ в подрастающем поколении. В поэмах мы находим пословицы и поговорки, бытовавшие в народе в те периоды, когда жили и творили талантливые мыслители. Их произведения насыщены глубокой жизненной мудростью тюркских народов, они содержат в себе в концентрированном виде лучшие достижения народной педагогики.
Анализ педагогических идей великих восточных просветителей — ученых, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко воплотились в их трактатах о человеке. В книге Авиценны «Ва Тадбири манзел» в разделе «Обучение и воспитание детей» много примеров из практики семейного воспитания, в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идет о традициях разных народов, в «Большой книге музыки» Аль-Фараби приводит примеры из народной музыки, в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хосров прославляет труд простых людей, творчество Абдулло Рудаки полностью переплетается с народным поэтическим творчеством. Педагогические идеи Авиценны, Бируни, Фараби, Руми, Рудаки тесно перекликаются с народными взглядами на формированиє личности человека, с народными идеями нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического воспитания молодого поколения.
Тюрко-татарские мыслители средневековья в своем творчестве тоже обращались к мудрости народной педагогической мысли. Их произведения появлялись под прямым воздействием народной жизни, народной культуры.
Поэт XIV века Кутб в поэме «Хосров и Ширин», поднимая вопросы нравственного воспитания, опирался на народную мудрость. Хисам Кятиб в поэме «Джумджума султан», поднимая вопрос справедливого правителя, проводит идею свершения добрых дел при жизни. Эту идею подкрепляет пословица, которой оканчивается поэма: «Что посеешь, то и пожнешь!» Религиозно-дидактический сборник неизвестного, автора «Насихат-ас-салихан» («Наставление на истинный путь») (конец XVII-начало XVIII вв.) содержит поучительные притчи и рассказы, нравственно-дидактические руководства. И наряду с традиционными религиозными цитатами мы видим множество примеров из народных сказаний, пословицы и поговорки (Маликов, 2000, 62).
Развитие этнопедагогики как составной части педагогической науки
Народная педагогика, как коллективное проявление педагогической культуры народа, зародилась в глубокой древности. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами, но и перед дедами, прадедами. Веками, тысячелетиями решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа. Пока жив народ, будут живы и его духовно-нравственные сокровища, в том числе и педагогические.
Народная педагогика имеет ярко выраженную социальную направленность, так как показывает способы связи индивида и общества, преемственность разных поколений. Г.Н.Волков писал, что «прогресс народа - в духовном обогащении людей из поколения в поколе 34 ниє» (Волков, 2000, 18). Человечество, поднимаясь со ступени на сту I пень по лестнице исторического прогресса, всегда опирается на ранее достигнутые результаты. Преемственность дает возможность новым поколениям вбирать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогащать в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ — единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ и первый по времени, самобытности талантливый педагог и воспитатель. Изучение народного опыта воспитания как социально исторического феномена на всех этапах исторического развития вхо Ф дило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий чешский педагог Я.А.Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь на опыт народного семейного воспитания. Подчеркивая важность обучения детей на родном языке, он указывал на необходимость разумного дошкольного воспитания в «мате ринской школе», вооружения знаниями, связанными с жизнью народа, подготовки к труду, сердечного отношения к детям. В своих лучших произведениях Я.А.Коменский выражал уважение к педагогической культуре чешского народа. Знаменитый швейцарский педагог Г.Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, затем должно продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он один из первых в России теоретически развил идею народности воспитания и убеди тельно доказал, что без опоры на народную традицию педагогическая теория абстрактна и мертва: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» (Ушинский, 1989, 161). Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души». Ему принадлежит мысль о том, что преемственность народной и научной педагогии обуславливает устойчивость педагогической науки, так как ориентируется на единственно правильный путь построения научного знания, которому нет альтернативы. Великий педагог писал о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история. Прекрасно зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков -зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе развития: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» (Ушинский, 1989, 162).
Л.Н.Толстой был известен миру не только как талантливый писатель, но и как замечательный педагог. В его произведениях много интересных и ценных наблюдений, мыслей, касающихся эстетического сознания народа, особенностей его художественного творчества. Он доказал, что школа должна быть народной, преподавание в ней -на родном языке. Создавая свою «Азбуку», он усердно собирал произведения устного поэтического творчества. Помимо этого Толстой написал для детей множество рассказов, басен, сказок, сюжеты которых были взяты также из фольклора.
А.С.Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» (Макаренко, 1957, 398).
Особенности отражения идей гуманистической народной педагогики в произведениях раннетюркских мыслителей
Тюркская руническая письменность (V-VIII вв.) считается самой древней и в основном сохранилась на надгробных камнях в бассейне рек Енисей и Орхон. Исследователь педагогической мысли тюрко-татарского народа Р.Ш.Маликов пишет: «Из Орхоно-Енисейских памятников можно получить материалы по этнографии, что очень важно в определении характера и направления воспитания молодежи у древних тюрков». Он также указывает на то, что в памятниках встречаются древнетюркские народные пословицы дидактической направленности, что из содержания текстов хорошо прослеживается, что у тюркских народов отлично было поставлено обучение молодого поколения верховой езде, владению копьем и мечом, боевым искусством, ориентированию на местности днем и ночью, преодолению природных преград (плавание и скалалазанье), выносливости (переносить жажду, голод и холод) (Маликов, 2000,44).
Наставленческий характер, отраженный сначала в Орхоно-енисейских памятниках, затем был отражен в словаре «Диван лугат ут-тюрк» («Словарь тюркских языков») филолога Махмуда Кашгари (XI в.), где привлечены яркие образцы древнетюркского фольклора, и достигает своего пика в поэме Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг», которая открывает историю классической тюркоязычной поэзии. Это первое, старейшее и единственное в своем роде тюркское поэтическое сочинение XI века - педагогический трактат, достойный быть названным в ряду крупнейших произведений мировой цивилизации раннего средневековья.
Произведение древнетюркского поэта привлекало и продолжает привлекать внимание многих ученых. Исследованием художественных особенностей поэтического слова в произведении в разные годы занимались И.В.Бролина, А.Н.Кононов, И.В.Стеблева, Ш.Абилов, Б.Х.Султанов, М.С.Фомкин; социально-философские основы поэмы выявлены Р.М.Амирхановым; терминология и антропонимы, содержащиеся в поэме, изучены О.Караевым, В.У.Махпировым; характеристику эпохи Ю.Баласагуни дал С.Г.Кляшторный; историко-культурные истоки поэмы раскрыты К.Талиповым; педагогические основы поэмы раскрыл Р.Ш.Маликов. Произведение Юсуфа Баласагуни многосторонне изучено. В нашем исследовании мы постараемся раскрыть особенности отражения раннетюркским поэтом гуманистических идей народной педагогики и тюркского фольклора в поэме «Кутадгу билиг».
Обессмертивший свое имя Юсуф родился в г.Баласагуне, от названия которого происходит нисба поэта - Баласагуни. От Баласагуна на земле осталось только название. Стоял он на территории современной Киргизии, на берегах реки Чу. Город погиб, вероятно, во время бесконечных распрей в XIV веке (Бартольд, 1965, 357.)
Поэма "Кутадгу билиг" была создана в 1069 г. в Кашгаре - колыбели тюркского ислама. Юсуф Баласагуни работал над своим сочинением восемнадцать месяцев. К этому времени он был уже в зрелом возрасте. "Чьи годы за сорок прошли чередою, уж тот распростился с порой молодою. А мне пятьдесят, и немолод я телом, был вороном черным, стал лебедем белым," - в фольклорном духе поэт описывает себя. Юсуф Баласагуни преподнес свою поэму "Царю Востока Тавгач Богра-хану" (Маликов, 2000, 24). Богра-хан в знак благодарности пожаловал поэту высокое придворное звание хасс-хаджиба.
В оригинале поэма Юсуфа Баласагуни носит название «Кутадгу билиг», которое все исследователи этого шедевра тюркоязычной поэзии переводили примерно одинаково: «Знание, приносящее счастье», «Знание, делающее счастливым», «Наука быть счастливым». Композиционно «Кутадгу билиг» включает в себя два предисловия — прозаическое и стихотворное (во вступление входят прославление бога, прославление пророка Мухаммеда, посвящение правителю, сообщение о значении книги и причинах ее написания), 85 глав различного объема (сюжет в поэме почти отсутствует, основная часть поэмы написана в форме диалога четырех действующих лиц), заключение, состоящее из трех стихотворных фрагментов (в заключительной части Баласагуни сетует на старость, жестокость друзей и греховность мира, а также дает наставления самому себе), и большое оглавление, авторская принадлежность которого остается под вопросом.
«Кутадгу билиг» - памятник литературного языка смешанного карлукско-уйгурского типа, поэтому это выдающееся сочинение имеет все основания считаться общим достоянием тюркоязычных литератур среднеазиатского региона (Иванов, 1983, 531).
Вероятно, что "Кутадгу билиг" была не первой поэмой на тюркском языке. Сравнительно высокий поэтический уровень ее, сложные художественные приемы заставляют думать, что тюркоязычная литература подобного рода существовала, но не дошла до нас (Маликов, 1999, 30). Однако литература на тюркских языках, очевидно не получила широкого признания, так как традиция писать на арабском и персидском языках укоренилась очень прочно. Юсуф Баласагуни, имевший прекрасное образование в области обязательных тогда мусульманских наук, нарушил укоренившуюся традицию.
Своеобразие идей гуманистической народной педагогики в творениях поэтов Булгарского периода
В первой половине XV века на развалинах прежней Булгарии -улуса Золотой орды возникло самостоятельное государство — Казанское ханство (1437-1552), на территории которого и происходит процесс завершения формирования казанских татар как народности на основе культуры булгар (Ханбиков, 1967, 16).
Крупнейшим городом Казанского ханства и его столицей стано-вится Казань - подлинная жемчужина Поволжья, которая имеет долгую историю, уходящую корнями вглубь веков. Возникновение его связано с освоением края булгарами в XII веке. Сохранились много численные легенды о приходе в Приказанье правителя булгар и осно вании им нового города в устье Казанки. Казань стала и центром международной торговли. На казанской ярмарке встречались купцы из Руси, Европы, Средней Азии, Кавказа. Таким образом, Казань продолжала выполнять функции Булгара как Ф перекрестка на маршрутах торговых связей. Развитое сельское хозяй ство обеспечили высокий уровень развития ремесленных производств в стране. Рост городов способствовал развитию строительного дела и зодчества. В XVI веке в Казани был построен ряд зданий и сооруже ний, некоторые из них сохранились до наших дней и являются памят # никами архитектуры, свидетельствующими о мастерстве и таланте народа. В экономической жизни Казанского ханства — развитом земледелии, оседлом образе жизни, ремесленном производстве, внутренней и внешней торговле исследователи видят продолжение традиций экономики Булгарии (Амирханов, 1993, 81). Духовная культура Казанского ханства, как и материальная, уходит корнями в домонгольскую Булгарию. Преемственность между фольклором булгар и казанских татар отмечали такие ученые, как Ш.Марджани, К.Насыри, Н.Ф.Катанов, А.Р.Смирнов, Н.Исанбет и др. Показывая генетические корни татарского фольклора, Габдулла Тукай писал: «Благоустроенные булгарские города, булгарские села погиб ли, от них не осталось и следа, но народные песни, которые мы называем ценнейшим наследием, не могли быть уничтожены ни пушками, ни стрелами. Они все хранятся в памяти народа, они остаются невредимыми, минуя несчастья и бедствия» (Давлетшин, 1982, 262).
Устное народное творчество получает последующее развитие. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением связаны именно с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Ханеке-Солтан байте» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей». Таким образом, образцы народной литературы сохранились в исторических легендах, дастанах, байтах, песнях, сказках, пословицах, отражающих историю, культуру, мировоззрение народа.
В Казани и на Казанской земле была широко известна восточная поэзия. Зачитывались великими творениями Фирдоуси, Омара Хайяма, Низами, Саади, которые в своем творчестве опирались на традиции, обычаи, педагогические воззрения народе Средней Азии (Измайлов,! 16). Читали и тюркских поэтов: Юсуфа Баласагуни, Кул Гали, Саифа Сараи, Хорезми, Рабгузи, чьи поэтически строки в виде пословиц и поговорок вошли в сокровищницу устного народного творчества, обогатив народную педагогику.
Последним аккордом классического этапа развития тюрко-татарской литературы звучит творчество Мухаммедьяра, крупного поэта и мыслителя. Он занимает особое место в истории татарской литературы. «Как личность и поэт, он принадлежал, несомненно, своему времени - бурному и жестокому, коварному и негуманному, но сила его таланта и вера в светлые идеалы позволила ему вырваться из рамок своего времени и возвыситься до уровня великих поэтов эпохи Ренессанса. Творчество Мухаммедьяра - это мир мучительных и трудных вопросов и загадок, на которые пытается найти ответ любой мыслящий человек. Особенно актуальны они были в контексте того времени - конца XV - первой половине XVI веков - сложного и трагичного для татарского народа» (Измайлов, 1999,1). Ханы и его приближенные были далеки от интересов народа. Народ платил большие налоги. Беспрерывные войны вели к разорению края, гибели людей, внутренним распрям. Все это подготовило почву для падения Казанского ханства. Сбывались мрачные предчувствия Мухаммедьяра о том, что несправедливость и гнет приведут родину к гибели.