Содержание к диссертации
Введение
Глава 1: Теоретико-методологическое обоснование гуманистической направленности воспитательной деятельности в современной школе..10
1.1. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности как базовая категория исследования 11
1.2. Школа как гуманистическая воспитательная система 36
1.3.Педагогическое взаимодействие как единство общения,отношений и деятельности в аспекте гуманистической педагогики 51
1.4.Преобразования з деятельности классного руководителя .гуманистической педагогики. 64
Глава 2: Диагностика и опыт реализации гуманистической направленности воспитательной деятельности в современной школе ,.. 85
2.1. Диагностика гуманистической направленности воспитательной деятельности в современной школе 87
2.2.Основные тенденции и направления перестройки воспитательной деятельности в массовом опыте современных школ..., 98
2.3. Влияние личностных качеств учителя на гуманизацию воспитательных отношений в педагогическом процессе 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЯ 156
- Гуманистическая направленность воспитательной деятельности как базовая категория исследования
- Школа как гуманистическая воспитательная система
- Диагностика гуманистической направленности воспитательной деятельности в современной школе
Гуманистическая направленность воспитательной деятельности как базовая категория исследования
Философия рассматривает воспитание как фактор формирования,сохранения и развития человеческого бытия.О культуре общества, развитости и работоспособности ее подсистем можно судить по ее способности (или неспособности) воспроизводить целостную человеческую личность. Школы и другие образовательные учреждения должны помочь молодежи осознать необходимость .и развивать в себе способность к выполнению в будущем тех функций, к, той деятельности , которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества.
Отечественными исследователями особо подчеркивается,что образование и воспитание должны помогать человеку сознательно использовать свои способности для служения обществу, выработать у него умение считаться с интересами других, "Главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность."{152, с.107). Между тем, реализация этой наиболее обобщенной функциональной задачи оказывается зависимой не только от организационных и содержательных особенностей системы образования, но и от общего понимания его целей, его места в культуре общества. В философской, культурологической и педагогической литературе анализ образования чаще всего основывается на представлениях о нем как социальном институте, как особой системе духовного производства, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня знаний, умений, навыков и т.д.( см.119,с.229-242; и др.)
Сущность культурологическог о подхода к анализу путей гуманизации деятельности в педагогическом процессе заключается в том, что она рассматривается как процесс целостного становления общественного человека и опирается на последовательное рассмотрение ценностных приоритетов и целевого содержания образования, его структуры и функций. Образование раскрывается в отечественной энциклопедической литературе ,с одной стороны, как " процесс усвоения знаний, обучение, просвещение", а с другой - как "совокупность знаний, полученных в результате обучения."(129, с.560).
В англоязычной литературе понятие "образование" передается несколькими синонимами, "education","instruction", "training", "teaching". Столь разноплановые трактовки понятия позволяют выявить позитивное содержание этого понятия, его культурологический подтекст. Так, Дж.Пассмор обосновывает широкое толкование - " в образование ("education") входит и обучение как процесс передачи знаний, и воспитание как социальная функция подготовки индивида к его роли в обществе, и формирование индивидуальности человека"(158,сЛ9).
Как в российской,так и в западной философии и педагогике признано, что образование может быть адекватно осмыслено лишь в той мере, в какой адекватно отражены логика общественных связей и основные тенденции их развития. В логике общественных связей заключены все основополагающие характеристики становления человека, являющиеся в то же время характеристиками его д еятельности .(например см.30;39;110;114 и др).
Формами проявления деятельности в процессе образования (т.е. взаимосвязанных и взаимодополняемых процессах обучения,образования и воспитания) являются: -остенсивные формы (довер бальные формы трансляции социального опыта в культуре, которые реализуются через примеры и образцы деятельности); -императивные формы (которые реализуются в процессе вербализации знаний; наследования норм и различных общественных предписаний); -аксиологические формы ценности, идеалы, принципы.)
Логика формирования целостной личности в рамках определенной социокультурной деятельности связана с последовательной сменой этих форм -от остенсивных к императивным, и лишь после этого к ценностным.При этом между ними существует как содержательная, так и иерархическая взаимосвязь.Содержательный тип взаимосвязи нацелен на сохранение сути достижений, к которым общество относится как к положительному опыту." Он существенно облегчает субъектам деятельности процесс освоения,"опредмечивания-распредмечивания" культурных смыслов, ибо они (смыслы) зашифрованы в разных формах, что обеспечивает их абсолютную доступность для понимания.
Школа как гуманистическая воспитательная система
В. педагогической науке накоплен большой опыт в разработке гуманистического принципа деятельности школы.Так,в одной из книг известного современного педагога-новатора В.Ф.Шаталова "Точка опоры" утверждается, что в школе ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни,краеугольные камни которого - честь,совесть, правда.В "Педагогической прозе" В.Ф.Шаталов развивает этот под- ч ход,он пишет:"Может быть,главный наш принцип - снять чувство страха души ребенка,сделать его раскованным,свободным,вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к TBop4ecTByt серьезного человека.Мы считаем,что все дети могут учиться успешно,однако учителя должны иметь большое терпение."(146)
Вся система работы учителя,которую сам Шаталов рхарактеризовал как воспитательно-дидактическую, носит ярко выраженный гуманистический характер.
Взаимосвязь гуманистического воспитания и системного подхода к нему были характерны для всех известных в истории школы уникальных альтернативных решений эффективного обучения и воспитания.Психоло го-педагогическая концепция А.Нейли была целиком обращена к личности ребенка.Ориентация учителя на "карму"ребенка,как путь к индивидуализа ции его воспитания,гармонизация отношений ребенка с окружающей средой и природой,гармония умственной,эстетической и трудовой деятельнос ти, лечебные аспекты педагогики нашли яркое выражение в антропософском подходе к пониманию природосообразности воспитания как гуманистическо го процесса Р.Штейнера.Индивидуальность ребенка и его интересы,дом ре бенка как "храм любви,чувства и мира" - центральное звено воспитатель ной системы М.Монтессори и ее методы.Примат воспитательной гуманисти ческой школы П.Петерсон видел в "высвобождении человеческого в малень ком человеке".Дух гуманизма и самоотверженной любви к детям - ядро ""школы без принуждения" С.Френе. s Достаточно сильны гуманистические тенденции в русской педагогике.Начиная с М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева принципам демократизации школы,воспитания в духе добродетели и гуманизма придерживались многие отечественные просветители.Так,В,Г.Белинский считал,что главная цель воспитания - это человечность."Под человечностью, - писал Белинский, -мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека,какой бы он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния, в каком бы он ни был возрасте жизни и при каких бы обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь,его драгоценнейшее сокровище и без которых он не человек. (23)Гуманизм, человечность - ядро этического учения - "разумный эгоизм"Н.Г.Чернышевского.Значительный вклад в теории нравственного воспитания внес Н.А.Добролюбов,защищая глубокую и искреннюю любовь к человеку как важнейшее качество морали. Впоследствии идеи свободного гуманистического воспитания привлекали внимание Л.Н.Толстого,К.Н.Вентцеля,П.Ф.Каптерева. (44,68,139)
Теоретические идеи Добролюбова,Чернышевского, Ушинского о гуманистический школе блестяще реализовал Н.Ф.Бунаков в Петинском училище.Он на практике подтвердил,что настоящая дисциплина,охота к учению,успех в учебно-воспитательном деле в целом обеспечивается не розгой,не истязаниями детей,а всецело и исключительно гуманным отношением к детям и разумной организацией педагогического процесса.
В советский период наиболее полно идеи гуманистической педагогики удало с ь на пр актике р є али з ов ать А.С.Макаренко,В. А.Сухомлинекому.После-дователь гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского Ш.А.Амонашвили пишет:"Сутью нашего экспериментального обучения является последовательная реализация гуманистического принципа советской школы,в основе которого - обучение во имя развития личности школьника".(5)
Диагностика гуманистической направленности воспитательной деятельности в современной школе
Приступая к диагностическому исследованию мы анализировали воспитательную деятельность с точки зрения ее гуманистической направленности в школах г.Петрозаводска и республики Карелия по разработанным критериям состояния гуманистически направленной воспитательной деятельности в школе.При этом мы исходили из того,что процесс гуманизации воспитательной деятельности является многоплановым явлением,осуществляемым одновременно на нескольких уровнях,прежде всего,в мотивацион-ной сфере педагогов и учащихся,в сфере организационно-педагогической деятельности.Нам показалось целесообразным объединить выделенные критерии гуманистической направленности воспитательной деятельности з соответствии с этими двумя сферами: