Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы совершенствования деятельности школ народов Севера
1.1. Проблема развития образования в философской науке 14
1.2. Психолого-педагогические подходы к совершенствованию деятельности общеобразовательных школ 31
1.3. Социально-экономические, демографические условия функционирования школ малочисленных народов Севера..52
Выводы по главе 74
Глава 2 Пути и способы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера
2.1. Опытно-экспериментальное исследование деятельности школ малочисленных народов Севера 75
2.2. Социально-педагогические условия совершенствования типов и видов школ малочисленных народов 89
2.3. Пути и способы возрождения языка, культуры народов Севера в деятельности школ 115
2.4. Этническая педагогика народов Севера как основа совершенствования деятельности общеобразовательных школ 134
Выводы по главе 148
Заключение 150
Библиография 156
- Проблема развития образования в философской науке
- Опытно-экспериментальное исследование деятельности школ малочисленных народов Севера
- Социально-педагогические условия совершенствования типов и видов школ малочисленных народов
Введение к работе
Происходящие в России общественно-политические, социально-экономические преобразования не могут не затрагивать школы, которая должна функционировать в соответствии с ними. Обращенность системы образования на формирование нового человека определяет структуру и содержание образования, обеспечивая личностно-ориентированнуго модель общего среднего образования.
Человековедческие науки установили единство, целостность психофизической природы человека и условий его развития, что ориентирует на переосмысление многих педагогических канонов, на новое определение цели, задач, содержания, технологии обучения и воспитания, В качестве основы целей образования провозглашаются общечеловеческие ценности, куда ведет ребенка прежде всего постижение ценностей своего народа, своей нации, своей родины.
Актуальность исследования проблемы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, школа как живой общественный организм имеет свои специфические черты и действует в определенном социальном окружении, что обуславливает присущие только ей облик, стиль работы и направление развития. Школы малочисленных народов Севера являются глубинно сельскими, что вбирает в себя одновременно географическое и социальное понятие. Ее роль в новых социально-экономических условиях неизмеримо возрастает в деле обучения и воспитания молодежи, решения задач социального развития села. Для этого она должна обеспечить создание социальной и культурной среды для разностороннего развития личности детей.
Во-вторых, функционируя в своеобразной социальной среде, школы малочисленных народов Севера развиваются адекватно ей, в частности, традиционному укладу жизни, одним из проявлений которого является производственное и бытовое кочевание. Кочевая жизнь - это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих веков, не имеющая аналогов в мире. Основным достижением кочевой жизни является создание, сохранение и приумножение олен-не-охотничьей культуры как составную часть циркумполярной культуры этносов, живущих по побережью Северного Ледовитого океана.
Когда мы говорим об обновлении и совершенствовании национальной школы, то имеем в виду не собственное развитие школы, а формирование и развитие национальными школами человека - представителя конкретного этноса, носителя национальной культуры, продолжателя традиций народа. И через развитие этого человека в целом о развитии народа. Поэтому национальная школа должна быть рассмотрена с той позиции, что она лишь инструмент развития народа, а не цель его.
Состояние исследования проблемы. Трудов, посвященных изучению быта, жизни, культуры, образования народов Севера, достаточно много. Феномен оригинального, традиционного уклада жизни малочисленных народов, живущих в суровых экстремальных природно-климатических условиях, вызывал живой интерес у целого ряда отечественных и зарубежных исследователей-ученых, как В.Г.Тан-Богораз, М.А.Кастрен, В.А.Роббек, Ю.Б.Стракач, В.А.Туголуков, Л.Я.Штернберг, А.П.Щапов, А.И.Якобий и др.
Важное значение для изучения темы имели работы специалистов, занимающихся различными аспектами социально-педагогической основы деятельности школ малочисленных народов Севера. И
мы прежде всего опирались на труды В.Ф.Афанасьева, Л.И.Ванчиц-кой, М.Г.Воскобойникова, Д.А.Данилова, И.Г.Истомина, Ф.Ф.Крон-гауз, П.И.Леонтьева, Н.И.Мелякова, Л.Н.Мукаевой, Н.Д.Неустрое-ва, Т.Т.Саввинова, Г.Ф.Севильгаева, А.Д.Семеновой, З.П.Тюменце-вой, Л.И.Федоровой и др. Мы также опирались на труды, раскрывающие теоретические положения и практические рекомендации по этнопедагогике (Д.М.Бурхинов, Г.Н.Волков, О.Д.Мукаева, Я.И.Хан-биков, К.С.Чиряев и др.).
Однако в настоящее время нет фундаментальных исследований, посвященных целостному изучению и объективному анализу состояния деятельности щкол малочисленных народов Севера с учетом сегодняшних реалий, как организация системы обучения и воспитания детей, живущих в полиэтнической среде или в местах компактного проживания, ведущих кочевой, полукочевой образ жизни, требующий учета специфических особенностей их быта, труда и микросреды, а также осуществление личностно-ориентированной, адаптивной модели обучения.
Теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера".
Объект исследования - педагогическая деятельность школ Крайнего Севера.
Предмет исследования - социальные и педагогические условия совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера.
Цель исследования - разработать рациональные условия и способы организационно-педагогического обеспечения деятельности школ малочисленных народов Севера.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой оптимальное функционирование школ малочисленных народов Севера может быть достигнуто в том случае, если будут обеспечены:
соответствие типов и видов школ производственному, хозяйственному, бытовому укладу жизни населения;
адекватность структуры учебного года, режима деятельности школы своеобразию природных условий и связанной с ним хозяйственной деятельности людей;
- организация педагогического процесса для формирования
личности гражданина ойюременного цивилизованного общества с
учетом этнической психологии и положительных традиций воспита
ния народов Севера;
обогащение учебных программ и содержания учебно-воспитательной работы региональным материалом, содержащим философию, материальную и духовную культуру аборигенных народов Севера;
овладение языком национальности в начальной стадии его изучения на уровне разговорной речи, впоследствии - на уровне литературного языка.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- на основе историко-логического анализа и социально-педаго
гической характеристики деятельности школ малочисленных наро
дов Севера выявить ведущие тенденции их развития;
- определить рациональные для северных этносов, ведущих
традиционный уклад жизни, специфические социально-педагогиче
ские условия совершенствования деятельности школ;
- построить адекватные этой специфике типы и виды школ как
открытой социальной системы с адаптированной, личностно-ориен-
тированной моделью обучения и воспитания, отличающейся гиб
костью и отвечающей быстро меняющимся социальным, экономиче
ским и педагогическим условиям.
Методологической основой исследования явились: философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, об активной роли человека в познании и преобразовании окружающей среды, продуктом которой он является; концептуальные положения о развитии общественных отношений, целостном подходе к изучению явлений; теория этногенеза; принципы личностно-ориенти-рованной педагогики, а также социальной педагогики гуманистической направленности.
Теоретическую основу исследования составили: основополагающие труды великих педагогов, мыслителей Я.А.Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и др., творчество каждого из которых оказалось заметным этапом в развитии гуманистических, демократических традиций воспитания и обучения, в которых ребенок рассматривается как личность, а принцип природосообразности обоснован как незыблемый; идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой А.С.Белкина, В.Г.Бочаровой, Дж.Дьюи, А.А.Захаренко, Я.Корчака, А.Левина, Р.А.Фахрутдиновой и др.; концепция развития школ малочисленных народов У.А.Винокуро-
вой, В.А.Роббека; концепция обновления и развития национальной школы в республике Саха Е.П.Жиркова.
В исследовании применялись методы исследования, адекватные его предмету:
теоретический, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ социально-философской, психолого-педагогической, методической литературы, документальных, архивных источников и материалов, научных исследований по проблемам школ малочисленных народов Севера, теории управления, организации учебно-воспитательного процесса;
сбор и обработка зтнопедагогических материалов в полевых условиях, собранных с помощью аудио-видео магнитофонных, стенографических записей бесед с долгожителями и сказителями;
со циолого-педагогические измерения с помощью таких методов, как наблюдение, анкетирование, моделирование, интервьюирование, анализ диагностичеких заданий, сочинений, творческих работ, рисунков учащихся на заданные темы;
анализ учебно-методической литературы (программ, букварей, книг для дополнительного чтения, учебников истории, природоведения, биологии), используемой в школах народов Севера;
изучение и обобщение опыта учителей, коллективов, руководителей школ народов Севера;
изучение и обобщение воспитания детей коренных народностей Севера в условиях современной семьи по приобщению к культуре, языку и традиционным видам труда;
опытно-экспериментальная работа.
Исследование проводилось с 1989 по 1997 гг. в три основных этапа:
Первый этап (1989-1990 гг.) - поисковый. Его можно назвать этапом вхождения в тему. На данном этапе изучалась и анализировалась философская, социологическая, этнографическая, историческая, психологическая, педагогическая литература по проблеме, осмысливалась практика работы школ малочисленных народов, в т.ч. многолетний личный опыт работы в школах народов Севера. Завершением первого этапа явилось создание модели организационно-педагогического обеспечения школ аборигенных народов Севера, формулировка темы, цели и рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (1991-1995 гг.) - опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего и формирующего этапов, по изучению и совершенствованию организационно-педагогических условий и способов деятельности эвенской, эвенкийской, юкагирской школ. Апробированы положения разработанной нами исходной модели организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательной работы школ малочисленных народов Севера. Выявлены и скорректированы условия рационального организационно-педагогического и методического обеспечения деятельности школ аборигенных северных народов.
Третий этап (1996-1997 гг.) - количественная и качественная обработка собранного материала о развитии школ малочисленных народов и результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка теоретических выводов и практических рекомендаций. Литературное оформление диссертационного исследования.
Базой исследования явились северные улусы, где проживают в основном в полиэтнической среде малочисленные народы Крайнего Севера, а также регионы компактного проживания малочисленных народов в Олекминском, Алданском, Нерюнгринском улусах. Опыт-
но-экспериментальная работа проводилась в школах с.Тополиное (Томпонский улус), с.Улахан-Ч истай (Момский улус), с.Жиганск (Жиганский улус), с.Нелеман (Верхнеколымский улус), с.с.Андрюш-кино, Колымское (Нижнеколымский улус), с.с. Кутана и Хатыстыр (Алданский улус), сИенгра (Нерюнгринский улус), с.Киндигир (Олекминский улус).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
изучены и определены социально-педагогические условия совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера, заключающиеся в учете традиционного уклада быта, труда и хозяйствования аборигенных народов Крайнего Севера, в проектировании и программировании адекватного ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий, в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социальной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества;
теоретически обоснованы и экспериментально проверены, с одной стороны, вариативная модель организационно-педагогического обеспечения школ малочисленных народов Севера, с другой, оптимальная в условиях их жизнедеятельности система адаптированного, личностно-ориентированного обучения и воспитания, обуславливающая развитие каждого учащегося, исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспектив социально-культурного развития сельской местности Севера, а также социальное формирование творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает возможные пути, рамки развития школ малочисленных народов Севера как составной части системы образования, содержит практические рекомендации по совершенствованию школы в соответствии с социально-экономическими условиями, по установлению тесных связей обучения детей коренной национальности с традиционными промыслами и современным производством, использованию в учебно-воспитательтной работе прогрессивных традиций и обычаев северных народностей.
Выявленные в ходе исследования социально-педагогические условия, содержание и структура, основы совершенствования деятельности северных школ позволяют успешно применять их на практике повсеместно, творчески адаптируя их с учетом местных этнических, духовно-нравственных, культурно-экономических, морально-правовых особенностей. Результаты настоящего исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями, руководителями национальных школ, а также образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров.
Достоверности? и объективность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров и методов исследования, позволяющих раскрыть характер процессов зарождения, становления, совершенствования деятельности северных школ, прогнозированием тенденций развития школы в новых социально-экономических, культурно-национальных условиях, личным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, целенаправленным системным анализом массовой практики, передового опыта и полученных выводов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались на коллегии Министерства образования республики, в выступлениях перед работниками органов народного образования, руководителями школ, учителями, перед общественностью, родителями. Содержание исследования докладывалось на республиканском региональном совещании "Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников" (г.Нерюнгри, 1995 г.), на научно-практической конференции "Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам" (г.Якутск, 1995 г.), на республиканских педагогических чтениях (1992, 1995 гг.), на семинаре учителей родных языков народов Севера Якутии, Чукотки и Магаданской области (1991 и 1996 гг.), на конкурсах методических пособий и творческих работ по изучению Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в школе (1993 и 1994 гг.), на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и соискателей Якутского госуниверситета (1995, 1996, 1997 гг.).
На. защиту выносится концепция развития школы малочисленных народов Севера, предусматривающая;
школу как один из важнейших социальных факторов, способствующих возрождению языка, культуры исчезающего малочисленного северного этноса;
вариативные модели школы как открытой социальной системы, созданные в соответствии со спецификой производственной деятельности аборигенов, традиционного уклада их жизни;
- регионализацию структуры учебного года, режим деятель
ности школы, определяемую своеобразием хозяйствования оленево-
дов и охотников, функционирующего в непосредственной зависимости от природно-климатических факторов;
личностио-ориентированную, адаптивную модель обучения и воспитания, осуществляемую преимущественно путем погружения, индивидуально-консультативные, самостоятельно-творческие формы занятий, субъектное участие учеников в производственной, бытовой, общественной деятельности социума;
развитие школы аборигенных народов как национальной, где обучение и воспитание осуществляется на двуязычной (многоязычной) основе, где изучение языка национальности совершенствуется от бытового разговорного уровня до литературного, и которая формирует личность человека - носителя этнической культуры, представителя своего народа, гражданина современного цивилизованного общества.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложения.
Проблема развития образования в философской науке
Рассмотреть сущность и содержание совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера, которые живут в своеобразных социальных, экономических, в экстремальных природно-климатических условиях, можно только через философское осмысление развития образования, а также таких понятий, как развитие личности, его творчества и самостановления, которые непосредственно связаны с уровнем образования.
В трудах античных философов человек рассматривался с разных позиций: как божье создание, как органическая часть природы, как существо, производное от объективного бытия вечных идей и сущностей, как нечто самоценное и первоосновное. Аристотель представлял человека как вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой - противостоит ей, так как он обладает душой. Изучая человека, Сократ больше обращал внимание на его душу, его нравственные качества, в которых он видел некую третью величину между естественным и божественным мирами. Демокрит считал, что "...нет никакой разницы, быть ли таковыми, вылепленными от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид", т.е. он не видел различия между влиянием на становление человека его естественной природы и обучения.
При всей сложности интерпретации человека в античной философии мы находим в ней то рациональное зерно, которое в известной степени объясняет наше отношение, нашу позицию в исследовании поставленной в работе проблемы. Речь идет о рассмотрении человека в его связи с природным окружением, которое в формировании личности, в становлении человека играет существенную роль. Разрабатывая вопросы обучения и воспитания, нельзя не обращать внимание на природный фактор, обуславливающий организацию образовательной системы. Другое рациональное зерно во взглядах философов античного мира на становление человека заключается в том, что они подчеркивают роль его индивидуальных возможностей и качеств, определяющих его личностное и гражданское формирование и развитие. Отсюда следует, что, решая вопросы организации образовательной системы, целесообразно исходить из "естественной природы" ребенка.
Ряд педагогических идей мы находим у представителя немецкой классической философии Гегеля (Hegel). На его идеи большое влияние оказала его преподавательская практика. Из этих идей мы подчеркиваем те, которые помогают нам осмыслить организационно-педагогические проблемы школы. Так, Гегель утверждает, что воспитание и образование направлены на выведение индивида из сферы субъективности и его объектирование в обществе и государстве. Иначе, субъективность предполагает лишь единичность и в ней возможности человека лишь заданы, а объектирование - это становление его как личности и человека. В понятие "образование" (die Bildung) он включает "формирование", "самоделание" человека как при общениє его к культуре, к социуму. Кроме того Гегель отстаивал идею о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности. В своих трудах он отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Эти мысли великого философа помогли нам определить свой подход к изучению содержания деятельности школ в районах Крайнего Севера, которые являются одним из главных инструментов объектирования человека.
Уникальность человека, его самобытность, самоценность подчеркивают также философы-гуманисты. Так В.В.Розанов писал: "Человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл; в ней же лежит и родник всякого духовного творчества" (142). Н.А.Бердяев, углубляя данную позицию, выделял наиболее важные для человека как существа мыслящего, творческого такие качества, как индивидуально-особенное, активность и творчество, свободное приобщение к мировому знанию, свобода творчества и т.д. Философы-гуманисты доносят до общественного понимания идею о том, что признание за человеком права свободно творить себя, исходя из собственных способностей, есть одно из проявлений гуманного отношения к человеку. Из этих мыслей философов вытекает положение, необходимое для нашего исследования, а именно: образовательную систему следует организовать так, чтобы, с одной стороны, образовательный процесс исходил из сущности обучаемого, воспитуемого, с другой, выдвинуть на первый план обучения и воспитания активность, творчество и труд самого ребенка как субъекта педагогического процесса.
Опытно-экспериментальное исследование деятельности школ малочисленных народов Севера
Чтобы разработать пути развития школ малочисленных народов Севера, прежде всего следует определить те принципиальные положения, которые составляют наш подход, наши позиции к исследованию темы, осуществлению опытно-экспериментальной работы.
Первое, на что следует обратить внимание в поисках путей развития школ малочисленных народов Севера - это связь времен, преемственность поколений, что, как мы показали выше, на Крайнем Севере нарушено. Эмпирические наблюдения, проведенные нами на констатирующем этапе исследования, показали, что старшее поколение аборигенных народов Севера объективно лишено возможностей передавать опыт поколений младшему. Это - и жизнь в полиэтнической среде, где ассимиляция лишила многих людей их национальных корней, и государственная политика по отношению к народам Севера, направленная на европеизацию их жизни, быта, и потеря исторической памяти народа, которая почти не сохранила ни историю, ни философию, ни язык предков. На Севере также наблюдается, как и всюду в стране, предвзято негативное отношение к советскому периоду истории своего народа и страны. Так, многие в нарушении связи поколений однобоко обвиняют интернаты и другие государственные меры, направленные на создание льготных условий для повышения образовательного, культурного уровня жителей Севера. На наш взгляд, такой подход еще больше усугубляет процесс потери исторической памяти.
Жизнь человека невозможна без единства связи времен. В обыденном сознании прошедшее, настоящее и будущее часто выступают изолированно друг от друга: настоящее отделяет нас от прошедшего, уже не существующего, а также от будущего, еще не наступившего. Между тем диалектическая связь времен - непременное условие развития любой системы. Правы специалисты, подчеркивая, что "реальное прошлое не есть нечто, пребывающее в себе, но всегда есть прошлое некоторого настоящего, как и реальное будущее всегда есть будущее некоторого настоящего, а не будущее само по себе" (167; 115).
Школа, как и всякий живой и действующий организм, - воплощение единства трех времен. Она "наполнена" этим единством. И лишь при этом условии может жить и развиваться. Школа больше, чем какой-либо другой общественный организм, - "движущаяся материя", школа - это процесс, это переход от прошлого через настоящее к будущему. Опыт школы свидетельствует, что добиться успеха можно лишь в том случае, если видеть этот процесс, знать его составляющие, двигаться вместе с ним. А это возможно тогда, когда во-первых, при организации школы будут созданы условия, чтобы младшее поколение не отрывалось от старшего, во-вторых, организация школьной деятельности опирается на то передовое, прогрессивное, что было в истории развития школы. Другими словами, один из реальных путей развития школ малочисленных народов Севера проходит через восстановление связи поколений, их преемственности, через возрождение лучших традиций школы предшествующих поколений.
Другое положение, которое определяет характер исследования, связано с регионализацией образовательной системы. Читая и анализируя литературу, убеждаемся в том, что каждый автор вкладывает в данное понятие свое отношение к той или иной педагогической проблеме, смысл которого, на наш взгляд, сводится к местничеству. Е.П. Жирков настаивает, чтобы обучение детей вести обязательно на родном национальном языке, воспитание - на традициях национальной культуры. А.П.Оконешникова (как видно из анализа программы воспитательной работы "Эркээйи") исходит из того, что основу формирования личности детей составляет художественно-эстетическое воспитание на национально-этнических традициях.
Социально-педагогические условия совершенствования типов и видов школ малочисленных народов
В социальном аспекте стратегическая задача школы - опережать общество, строить образование и воспитание таким образом, чтобы личность получила запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, достаточный не просто для того, чтобы "вписаться" в сегодняшнюю действительность, но и позволяющий ей быть готовой активно действовать в постоянно меняющемся мире, направляя эти действия на общую пользу.
В условиях перехода от традиционной предметно-дисциплинарной модели образования к новой личностно-ориентированной происходит комплексное осмысливание ее парадигмальных основ. Так, современная философия образования рассматривает два подхода к личности: первый -функциональный, который строится на подготовке человека к участию в общественной и производственной жизни; другой - фаюгр ный, который связан с глубинной сущностью человека. Как мы показали выше, в современных условиях это субъект воспитания, активное существо, которое под влиянием социально-педагогического окружения само "делает себя": самоорганизуется, саморазвивается, самоуправляется, самовоспитывается.
Кроме возрождения самоценности личности в обществе важнейшей задачей школы является социальное формирование личности детей. При этом школа исходит из того, что в данном процессе детерминантным является присвоение индивидом общественной культуры, социальных норм поведения, морали и т.д. Школа как один из главных факторов социализации учащихся содержанием своей деятельности и организации способствует обеспечению будущему гражданину такую подготовку, которая позволит ему не только просто жить в современном мире, но и психологически комфортно чувствовать себя в нем.
Взгляд на социализацию как на процесс вхождения ребенка во взрослый мир, с одной стороны, и влияние социума на входящую в него личность - с другой, позволяет более определенно выделить педагогический аспект проблемы.
Ребенок, как и любая сложная система, развивается исключительно во взаимодействии со средой своей жизнедеятельности, интериоризируя культуру и социальный опыт, постепенно превращаясь из беспомощного младенца в индивидуально неповторимую личность. Взаимодействие ребенка со средой всегда избирательно, что обусловлено особенностями его психики, предшествующего психического развития и воспитания. Направленность и характер этой избирательности детерминированы цен-ностно-мотивационной характеристикой среды и характером воспитания.
Таким образом, личность ребенка в каждый данный момент является результатом многообразного, интегративного по сути процесса взаимодействия "Эго" с внутренней и внешней средой. Отсюда социальное формирование личности в аспекте школьной деятельности представляет собой процесс обучения и воспитания и научно осмысленного педагогического управления интегративным взаимодействием всех его субъектов с целью создания максимально благоприятных условий для саморазвития, индивидуализации и гражданского становления ребенка. На основе анализа социально-педагогических тенденций можно выделить следующие положения, обуславливающие обновление и развитие школ малочисленных народов Севера:
1. Обновленная школа строится на основе передового опыта и достижений старой, преодоления заблуждений, ошибок и недостатков прошлого и настоящего.
2. Совершенствование деятельности школы осуществляется путем ее интеграции, взаимодействия с социально-педагогической деятельностью организованных и стихийных факторов социального формирования личности детей.
3. Преемственность поколений как фактор и условие социализации растущих людей основывается на учете современных тенденций развития общества, прогрессивных традиций народно-педагогической культуры.