Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Ендовицкий Станислав Николаевич

Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера)
<
Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ендовицкий Станислав Николаевич. Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 159 c. РГБ ОД, 61:01-13/2048-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография проблемы просвещения коренных малочисленных народов Севера.

1.1. Педагогические идеи национального образования в историческом аспекте . 11

1.2. Становление национальной системы просвещения коренных народов Севера до 1917 года. 28

1.3. Проблемы национальной школы в период с 1917 по 1990 гг. 45

Глава II. Развитие национальной школы Эёвера ;в новых социально-экономических условиях.

2.1. Опыт деятельности национальных школ коренных малочисленных народов Севера . 65

2.2. Развитие национальной школы с учетом этнокультурного фактора . 83

2.3. Основные проблемы функционирования национальной школы. 108

Заключение 124

Приложения 129

Введение к работе

Актуальность исследования

В новых социально-экономических условиях реформирование национальной системы образования приобретает особую значимость. В настоящее время во всем мире возрос интерес к проблемам развития национального образования, что прежде всего связано с современным "оживлением" национального самосознания, самоутверждением народов и поисками культурной идентичности. В то же время наблюдается потеря многими этносами и, прежде всего коренными народами Севера, вековой национальной культуры, в том числе и родного языка.

Национальная школа является формой и средством национального образования, которая создается и функционирует с целью сохранения, трансляции и воспроизводства национальной культуры. В современных условиях она должна так решать комплекс дидактических, воспитательных, педагогических задач, чтобы обеспечить каждому человеку возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением, вовлечь подрастающее поколение в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях. Иными словами, необходима такая система воспитания и образования, которая бы успешно сочетала традиционное и инновационное, помогала бы новому поколению обрести уверенность в будущем. Это прежде всего относится к национальной школе коренных народов Севера.

Создание подлинно национальной школы возможно лишь на основе научной концепции, оптимально сохраняющей и использующей весь комплекс традиционного культурного наследия народов Севера, обеспечивающей разработку системы научно-теоретических, организационно-педагогических и технологических мер по развитию личности на основе этнического

многообразия национальных культур и традиционного воспитания. Ученые, методисты почти во всех национальных регионах работают над этой проблемой.

Анализ современных тенденций развития национальной школы на Севере свидетельствует, что существующая система обучения и воспитания пока не дает эффективных результатов, соответствующих современным условиям общественной жизни. Продолжает существовать ряд проблем, требующих своего решения: обоснование научных подходов к реформированию национальной школы, координация усилий всех заинтересованных сторон; учет национальных особенностей в содержании и технологиях обучения и воспитания, в организации жизнедеятельности школы; в обеспечении единства действий административных и общественных структур, способствующих развитию межнационального сотрудничества в регионах; использование богатого опыта национального образования, накопленного в регионах и в мире.

В связи с этим особое значение приобретает осмысление специфики становления и развития национальной школы в прошлом и учет современных национально-региональных условий и особенностей. Целостное изучение сложившейся образовательной практики, анализ современных тенденций развития национальной школы поможет определить стратегию и пути реформирования.

В решении теоретических аспектов избранной проблемы автор
руководствовался педагогическими идеями и взглядами на народное
образование СИ. Гессена, Н.И.Ильминского, П.Ф.Каптерева,

П.И.Ковалевского, В.Н. Сороки-Росинского, К.Д. Ушинского,

педагогическими воззрениями советских педагогов Б.С.Гершунского, Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского; учитывались педагогические и психологические концепции В. Д. Афанасьева, Г.Н.Волкова, И.С.Кона, Б.Т.Лихачева, М.Мид и научные труды по истории, теории и практике педагогики народов бывшего СССР А.К. Алиева, В.Ф., Афанасьева, Г.Н..

Волкова, А.Ш.Гаишмова, А.Э. Измайлова, Н. Кушенбаева, Ш.А. Мирзоева, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбикова и др.

В контексте исследования представляют интерес работы по истории народного образования на Севере в дореволюционный и советский периоды А.Г.Базанова, В.Г. Богораза-Тана, Л.Н. Ванчинской, Л.Н.Верина, Д.В. Городенко, А.Н. Дубинина, В.Ф.Козлова, Ф.-Н.Л.Кронгауз, П.И. Леонтьева, Л.А.Матвеевой, Г.Ф.Севильгаева, К.В.Стурова, В.А. Туголукова, В.Н. Увачана, А.А. Штейнбсрга. Значимыми для исследования являются научные работы по отдельным аспектам жизнедеятельности национальной школы коренных малочисленных народов Севера А.А. Барболиной, А.Л.Бугаевой, А.Б.Григоряна, А.А.Кудри, Р.С.Никитиной, В.Н.Няруй, З.Н. Пикуновой, Е.Г. Сусой, З.П. Тюменцевой и др.

Изучение разработанности избранной проблемы показало сложность выявления особенностей становления и развития национальной школы на Севере из-за разрозненности, фрагментарности, противоречивости сведений об инородческих школах и отсутствия в современной педагогической науке целостного представления о потенциальных возможностях национальной школы.

Актуальность исследования усиливается тем, что северными школами накоплен богатый опыт по совершенствованию организации, содержания обучения и воспитания, который оказался не востребованным в полной мере отечественной педагогикой.

Указанные обстоятельства определили противоречие между назревшей потребностью в осмыслении социально-педагогических проблем развития и становления национальной школы с целью ее реформирования, с одной стороны, и отсутствием специального исследования, посвященного данной теме, с другой.

Решение настоящей проблемы составляет цель исследования.

Научно-теоретический анализ современных педагогических процессов на Севере обусловил выделение объекта и предмета исследования.

Объект исследования - историко-педагогический опыт национальной школы коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования - исторические, социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы.

Гипотеза исследования.

Процесс реформирования национальной школы становится

эффективным, если:

- национальная школа коренных малочисленных народов Севера
рассматривается как неотъемлемая часть образовательного пространства
России;

осуществляется глубокое изучение прошлого опыта деятельности национальной школы в различные периоды развития общества;

реализуется принцип саморазвития общеобразовательной школы.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

рассмотреть становление национальной школы во взаимосвязи с историческими этапами развития общества;

охарактеризовать социальные и педагогические проблемы развития национальных школ Севера;

выявить особенности историко-педагогического опыта национальной школы коренных малочисленных народов Севера;

проанализировать тенденции развития национальных школ Севера в современных условиях.

Методологической основой исследования являлись фундаментальные философские положения о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о соотношении общечеловеческого и национального (Б.С. Гершунский, В.М.Межуев, К.Д.Ушинский и др.), о значении духовных и национальных ценностей в воспитании и образовании личности

(М.В.Богуславский, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин и др.), о целостности учебного процесса (Ю.К Бабанский, Л.В.Занков, В.А. Сластенин, М.Н.Скаткин), об обусловленности социальными психологическими факторами целостного педагогического процесса (В.Л.Беспалько, В.М.Коротов, Г.И.Щукина), современные концепции обновления содержания образования в национальной школе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных предмету: теоретические - анализ философской, психологической и педагогической литературы; трудов по общей истории, истории народного образования, экономике, социологии, демографии и др., изучение концепций, учебных планов, программ; эмпирические -обобщение педагогического опыта; анкетирование учителей национальных школ и родителей; педагогическое наблюдение.

База исследования: Варьегаиская национальная средняя школа Нижневартовского района, Саранпаульская национальная средняя школа Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа, Туринская средняя школа-интернат, Экондинская начальная школа Эвенкийского автономного округа.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1997-1999 гг.). Изучение и анализ государственных актов,
ставших правовой основой создания национальной школы на Севере,
архивных материалов, а также трудов по истории, педагогике, философии,
этнографии, социологии. Проведенный анализ научной литературы,

исследований, позволил обосновать актуальность проблемы, степень разработанности, определить основные направления научного поиска.

Второй этап (1999-2000гг.). Сбор и анализ материалов, касающихся новых
моделей национального образования, национальных классов,

экспериментальных школ, в которых проверялись новые учебные планы и программы, варианты содержания национально-регионального компонента.

Третий, этап (2000-2001гг.). Изучение результатов функционирования национальных школ в новых условиях, их критический анализ, рассмотрение проблем развития национальной школы в связи с социально-экономической ситуацией в регионах Севера, развитием системы образования в целом, оформление материалов педагогического исследования.

Научная новизна_ исследования состоит в том, что на основе конкретно-исторического подхода проведен комплексный анализ социально-педагогических проблем становления национальной школы коренных малочисленных народов Севера; определены тенденции и особенности ее развития в современных условиях; обосновано содержание программы этнопедагогизации целостного процесса учебно-воспитательной работы; введены в научный оборот архивные документы и малоизвестные исторические материалы.

Результаты исследования расширят научное представление об эволюции национальной школы Севера, факторах и тенденциях, способствующих ее реформированию в современных условиях.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в пополнении отечественной теории и практики современной педагогики новым фактическим материалом о развитии национальной школы в условиях Севера как составной части системы образования в России, в разработке этнокультурного компонента содержания образования национальной школы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов истории педагогики в вузах и средних специатьных учебных заведениях, при проведении спецкурсов по повышению квалификации учителей и воспитателей, школьных факультативных курсов.

Основные положения, выносимые на защиту.

I. Развитие национатьной школы определяется особенностями

природных, географических, демографических, экономических, социальных условий жизни коренных малочисленных народов Севера, культурным уровнем и традиционной деятельностью.

2. Национальная школа является структурным звеном региональной
системы образования и неотъемлемой частью единого образовательного
пространства России. В то же время она представляет собой особый тип
учебного заведения, имеющей специфику учебного плана, содержания
обучения и воспитания.

3. В новых условиях существующие типы национальных школ
обеспечивают каждому учащемуся возможность самоидентифицироваться как
представителю той или иной культуры, вовлечь подрастающее поколение в
цивилизационньте процессы, основывающиеся на национальных,
общероссийских и общечеловеческих ценностях.

4. Оптимальная этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в
национальной школе состоит в том, что ценности национальной культуры и
традиционной педагогики составляют содержание обучения и воспитания

  1. Эффективность овладения национальными ценностями определяется углубленным изучением школьниками родного языка, фольклора, приобщения их к национальным праздникам, играм, видам трудовой деятельности и усвоением традиционного стиля межличностных отношений.

  2. Развитие национальной школы в современных условиях связано не только с изменением в образовательной политике государства, с различными действующими концепциями построения учебных планов, программ, но и с теми внутренними, объективно совершающимися преобразованиями, которые являются результатом накопления образовательного потенциала, саморазвития школы.

#

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в статьях, тезисах, докладах, методическом пособии, опубликованных автором. Они обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях, на семинарах учителей, директоров национальных школ.

Педагогические идеи национального образования в историческом аспекте

В конце XIX начале XX века ученые, педагоги выступали за создание национальной системы образования в России. Актуальными были проблемы всеобщего начального образования народа, национальной школы, как русской, так и других народов России, женского образования и другие. Эти вопросы нашли свое воплощение в трудах К. Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании , "О нравственном элементе в русском воспитании", "Вопросы о народных школах", Родное слово1" и др. Он сформулировал принципиальные, отличные от других, подходы к пониманию народной школы России, ее места и значения в духовном развитии и воспитании человека, определение сущности национального воспитания и образования. Школа ставилась К.Д.Ушинским в один ряд с "природою, жизнью, наукою и религией (христианской)"(158, с.37).

Условиями быстрого народного развития он считал "...только сознательное, разумное воспитание и разумное ученье: они будят ум. народа, дают свободу его сознанию и обогащают его познаниями, до которых он опытом не добрался бы сотни лет" (160, с. 13).

В создании народной школы особое место отводилось сельскому населению. Речь шла об устройстве "хороших народных школ", поскольку они открывали "самые источники народного богатства" (158, с. 40). Народная школа, по мнению К.Д.Ушинского, должна руководствоваться принципом народности: "народ без народности - тело без души", "чем сильнее в человеке народность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования"(158, с.43). Народность - "единственный источник жизни народа,7(158, с.43). Модель народной школы, предлагаемая К.Д.Ушинским, включала три элемента организации школы: административный, учебный и воспитательный, участников школьного процесса (церковь, учебное и ученое сословие), принцип народности, средства (язык - народный и отечественный), результат. Пробуждение в народе "потребности учиться"(158, с.38) и наличие необходимых материальных и духовных средств ученый считал одним из главных условий организации школы.

Особое значение К.Д. Ушинский придавал воспитанию. По его мнению, "созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" , и "только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития". "Воспитание берет человека всего как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями - его тело, душу и ум, и, прежде всего, обращается к характеру человека" (158, с.44).

Понятия народное и национальное, по мнению К.Д.Ушинского, можно рассматривать как синонимы.

"Общей системы народного воспитания для всех народов не существует, не только в практике, но и в теории". Поскольку "у каждого народа своя особенная национальная система воспитания", то и "заимствование одним народом у другого воспитательных систем является возможным"(160, с.54). Тем не менее, "опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам"(160, с. 120). Выдающийся ученый подчеркивает значение и соотношение науки и воспитания. "Наука не должна быть смешиваема с воспитанием, она обща для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни"(160, с. 122). Он определяет отношение к народному учителю, формирование его как "всесторонне образованного христианина", его место и значение в национальной школе как " наставника", "участника в практическом решении вопроса о народной школе", при этом вышедшего из среды народа"(159, с. 123). К.Д.Ушинский придает большое значение общественному воспитанию народа, которое заключалось в том, что оно "не решает само вопросов жизни и не ведет за собой историю, но следует за нею". "Общественное воспитание только тогда становится действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого"(160, с.123).

Опыт деятельности национальных школ коренных малочисленных народов Севера

Основные направления и принципы функционирования системы образования регулируются Законом "Об образовании" (1992, 1996 гг.), в соответствии, с которым определена трехкомпонентная схема структурирования образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты). Базисный учебный план предусматривает разделение содержания образования на инвариантный - федеральный, вариативный национально-региональный и школьный. Закон как бы санкционировал переход "из цивилизованно-многомерного в унифицированное одномерное пространство, чем проблема в сфере национального образования была сведена к региональному" (М.Н. Кузьмин). Закон фактически исключил из правового поля категорию "национальной школы", несмотря на то, что в России существует такой тип учебного заведения.

Если рассматривать содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые позволят ученику адаптироваться к социуму, то необходимость создания национальных школ в национальных республиках, краях, округах и областях (особенно в специфических условиях Севера) очевидна.

Нам представляется важным дать краткую характеристику некоторым моделям этнических школ Севера, которые функционируют в современных условиях.

Кочевая - общеобразовательная школа особого типа, приспособленная к местным условиям крайнего Севера, получившая распространение в нашей стране еще в 20-30 -е годы. Основное ее назначение - сделать школу доступной для детей кочевников, т.е. она кочевала вместе с оленеводами. Одной из примечательных черг кочевой школы было ее проникновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундре, глухой тайге, горах. В настоящее время в связи с тенденциями национального возрождения малочисленных народов Севера идет процесс восстановления кочевой школы, но уже в новом облике. Кочевые школы функционируют как сельские малокомплектные начальные (редко - неполные средние школы) с моноэтническим составом школьников из коренных народов Севера. Обучение ведется на родном языке. Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов или непосредственно кочует с оленеводами. Сохранение малокомплектных школ необходимо на основных производственных базах кочевого населения.

Введение национально-регионального компонента на основе многовариативности учебных планов и программ дает возможность с самого раннего возраста приобщить детей к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре аборигенов Севера.

В разных северных регионах уже функционируют такие школы, и есть возможность дать оценку их деятельность. Вот некоторые примеры.

В Республике Саха (Якутия) малочисленные народы Севера проживают на территории двадцати улусов, расположенных в арктической, таежной и горнотаежной географических зонах. В 1993 г. в Республике было создано 180 кочевых родовых общин, за которыми закреплено 3.435.826 га земли. Совокупная численность членов общин - 12512 человек, из них занято в непосредственном производстве - около б тыс., в том числе - 2143 оленевода и чумработника, 919 -охотников, 700 - рыбаков. Оленеводство - здесь основная традиционная отрасль хозяйства. По состоянию на 01.01.96 года в республике работало 5 кочевых школ в Анабарском, Олекминском и Оленекском улусах. В них обучалось 30 учащихся (69, с.41). В 1994 году был разработан и утвержден учебный план кочевой школы. Деятельность данных кочевых школ определялась Положением о кочевой школе, утвержденным республиканским министерством. В 1992-93, 1993-94 учебных годах в качестве эксперимента работала НэгэЙинская кочевая школа Момского улуса. В Анабарском улусе с 1995-96 учебного года начала работу Улахаи-Кельнская начальная малокомплектная школа с охватом 10 учащихся. В Олепекском улусе работали две кочевые школы-сада на базе оленестада № 1 совхоза "Оленекский" и на базе родовой общины "Мэрчимдээн". Школы-детские сады действуют с 1993 года. В них работают три учителя. Всего охвачено 12 детей.

В ходе учебного процесса кроме этнокультурного здесь изучаются все основные дисциплины федерального компонента содержания образования. Деятельность кочевых школ-детских садов постоянно контролируется улусным методическим центром. За несколько лет работы кочевые школы Анабарского и Оленекского улусов подтвердили социально-экономическую значимость и педагогическую целесообразность организации школ этого типа как одного их путей совершенствования школьной сети в условиях Севера. Открывается возможность рационального использования опыта и в других арктических улусах.

Таежная школа осуществляет обучение и воспитание на принципах и основах существующих учебных программ и учебного плана для национальных северных школ, однако, с учетом местных социально-экономических условий, национальных традиции и условий

Развитие национальной школы с учетом этнокультурного фактора

Обобщение результатов работы национальных школ, анализ содержания обучения и воспитания на основе этнокультуры коренных малочисленных народов Севера позволили предложить конкретные рекомендации по этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса. Их цель -определить условия дальнейшего развития национальной школы, способной обеспечить сохранение национальной и духовной самобытности народов Севера, их культуры, без чего нет и не может быть свободного человека, успешно адаптированного к современным условиям жизни, потребностям своего этноса и страны.

Несомненно, первоначальное, индивидуально-личное и духовное становление человека происходит в историко-культурной традиции его родины и предков. "... Родина пробуждает в человеке духовность, которая может и должна быть оформлена как национальная духовность. И только пробудившись и окрепнув, она может найти доступ к созданиям чужого национ&тьного духа". (И.Ильин) (137, с.64).

"Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он опустел бы и обеднел. Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть индивидуально-национальные" (13, с.35).

Изучение индивидуальных особенностей чрезвычайно важно потому, что и национальное самосознание и национальное достоинство характеризуются прежде всего именно индивидуальностью каждого народа как исторической личности. В процессе взаимодействия и взаимообогащения различных культур индивидуальное является той ценной составляющей, которая помогает проследить национальные особенности этноса. "Надэтнические цивилизованно-культурные общности являются результатом активно-творческого, межэтнического и интеркультурного взаимодействия. Все эти вопросы имеют прямое отношение к системе образования, так как оно ответственно за организацию духовного пространства, за духовное воспроизводство, функционирование и развитие общества как целого, за подготовку индивида и поколения к над этнической реальности, за возможность полноценной самореализации каждого индивида, назависимо от его этнической принадлежности". (М.Н. Кузьмин) (78, с.5).

"Культура не дается человеку от рождения, - отмечал академик П.П.Пиотровский. - Путь один: обучение и воспитание. Насколько осознанно, пропущено через сердце и ум и переосмыслено наше культурное наследие, настолько можно говорить и о культуре каждого нового поколения и отдельного человека" (116).

Образование призвано выполнять социальную, культурологическую и собственно педагогическую функции, т.к. является одним из источников воспитания и развития личности как социальной единицы общества с особенностями национального менталитета, основным средством сохранения, воспроизведения, трансляции и развития национальной и мировой культур; формирует личность на основе приобщения личности к культуре, в процессе ее интериоризации.

Целью национальной школы является формирование личности с развитым национальным самосознанием, руководствующейся национальными и общечеловескими ценностями, готовой выполнять социальные роли и функции своего этноса, желающей и умеющей самореализоваться в поликультурном мире в соответствии с социально-экономическим развитием и потребностями общества, в том числе и своего этноса (этнокультурная самореализация). Присвоение ценностных ориентации этноса, установок, потребностей, с одной стороны, и конкретных эталонных образцов поведения, свойственных этносу и зафиксированных в национальной культуре, с другой, и характеризуют психологический склад, национальное сознание и самосознание этнической

ОбЩНОСТИ. (Приложение №4, №5 (но данным Госкомсевера РФ)).

Все эти вопросы связаны с изменением содержания образования -этнопедагогизацией целостного учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. с включением в содержание обучения и воспитания школьников национальной культуры, народной педагогики, родного и русского языков, родной, русской и мировой культур, а также с ориентацией на особенности уклада жизни коренных народов Севера, способов их интеграции в региональную общность с учетом психофизиологических особенностей.

Приобщение учащихся к национальной культуре, формирование этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе, могут быть обеспечены только при условии учета особенностей культурных традиций каждого народа.

Похожие диссертации на Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы (На материале школ коренных малочисленных народов Севера)