Введение к работе
Актуальность проблемы. Многие политические деятели, работники культуры и искусства связывают трудности перестройки, обновления общества с недостатком культуры в самом широком ее понимании. В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечается, что эстетическое воспитание остается изрядно запущенным, необходимо добиться поэтому изменения положения в школе предметов эстетического цикла. Эстетический отклик на действительность доступен детям уже в дошкольном возрасте, поэтому самого пристального внимания требует проблема эстетического и художественного воспитания дошкольников.
Важным средством эстетического воспитания является живопись. Из всех видов искусств именно живопись наглядно отражает реальный мир, создает зримые образы большой эмоциональной насыщенности, поэтому в работах В.А.Езикеевой, Н.М.Зубаревой, Т.С.Комаровой, В.Я.Кионовой, Е.В.Лебедевой, Р.А.Мирошкиной, Л.А.Раевой, А.М.Чернышовой и др. живопись рассматривается как вид изобразительного искусства, соответствующий возрастным особенностям познания дошкольников и доступный для их восприятия. Особую актуальность приобретает поиск путей ознакомления дошкольников с живописью. Центральным звеном этой работы, как показывают исследования Б.М.Неменского, Ю.Н.Петровой, І.І.Н.Семеновой, Б.П.Юсова и др., должно стать формирование у детей художественного восприятия: умения видеть и понимать художественный образ, идею, выраженную в единстве содержания и формы.
Важнейшим средством, целенаправленно ведущим художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осоги^тию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения является композиция /Н.Н.Волков, А.Д.Гончаров, Б.В.Иога-нсон, Е.А.Кибрик, .'Л.Г.Манизер и мн. др./. В целостном художественном произведении композиция выступает как система средств вырази- тельности, обеспечивающая материальное воплощение замысла автора. Овладение зрителем идеей произведения возможно при условии наличия у него системы знаний о композиции.
3 последние годы в дошкольной педагогике созданы системы знаний о природе, социальной действительности /А.В.Запорожец, Н.Н.. Кондратьева, В.И.Логинове, С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А.Хай-
дурова и др./. Однако до сих пор не изучался вопрос о содержании и доступности для детей дошкольного возраста системных знаний об искусстве и, в частности, о композиции как ядре картины, как системе, компоненты которой объединяет системмобразующая связь, раскрывающая единство формы и содержания в живописной картине. Вместе с тем, данные В.И.Логиновой, М.В.Крулехт, О.Н.Сомковой убедительно доказывают, что именно системные знания обладают наибольшими возможностями в развитии разных видов деятельности,в n освоении художественного образа в загадках. Поэтому актуальным является создание системы знаний о композиции произведений живописи для детей дошкольного возраста, выявление возможностей освоения детьми этих знаний в процессе восприятия живописных картин, а также изучение влияния системных знаний о композиции на практическую изобразительную деятельность детей.
Цель исследования - разработать содержание системных знаний о композиции произведений живописи для детей 5-6 лет, изучить возможности их усвоения и влияние на понимание ребенком живописной картины, а также на развитие его изобразительной деятельности.
Объектом исследования является педагогический процесс, обеспечивающий усвоение детьми системных знаний о композиции живописных произведений.
Предмет исследования - освоение детьми содержания системных знаний о композиции и их влияние на понимание произведений живописи и на совершенствование изобразительной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: детям 5-6 лет в условиях целенаправленного обучения доступна система знаний о композиции произведений живописи, если эти знания и связи, лежащие в основе системы, будут соответствовать наглядно-образному способу познания. Освоение композиции, ее понимание будет способствовать более глубокому овладению детьми содержанием живописной картины и послужит основой развития их изобразительной деятельности.
Задачи исследования: I. Изучить особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста композиции произведений живописи.
-
Выявить особенности композиции детских рисунков.
-
Разработать программу системных знаний о композиции живописных произведений для детей 5-6 лет и адекватную ей методику обучения.
-
Экспериментально проверить доступность системы знаний о композиции, эффективность разработанной методики и ее влияние на пони-
мание ребенком произведений дивописи.
5. Исследовать влияние системных знаний о коыпозиции гивопксных
картин на изобразительную деятельность детей.
Научная новизна. Впервые в основу знаний о живописи для детей старшего дошкольного возраста положено понятие о композиции кап системном образовании с вычленением ее компонентов и системообразующих связей. Разработана научная система знаний о композиции живописных картин для детей 5-6 лет, экспериментально доказана ее доступность для детей старшего дошкольного возраста, вскрыты основные педагогические условия формирования понимания композиции живописных картин детьми. Доказано влияние системных знаний о композиции на понимание детьми живописных произведений и на совершенствование изобразительной деятельности дошкольников.
Практическое значение исследования; создана программа системных знаний о композиции произведений гивописи, доступная детям 5-6 лет, разработана система занятий и дидактических игр, обеспечивающая ее реализации в стерлих группах детского сада. Разработаны и экспериментально проверены наглядные пособия и материалы, которые обеспечивают понимание композиции. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования "Программы воспитания и обучения в детском саду", для поведения квалификации воспитателей дошкольных учреждений, а такте при чтении курса лекций и проведении практических занятий в вузе по теории и методике обучения детей изобразительно/; деятельности.
Методологической основой исследована .шшется марксистско-ленинское учение о развитии личности как ігроцесее осесокия социально-исторического опыта, положение о единстве 'хзнс-п:.? у деятельности, положение марксистско-ленинской эстетики об і;с.;, ;тео как форме общественного сознания, опирающейся на художествзшто-образное отражение действительности, единстве содержания и формы в произведении искусства и об активной.роли искусства в нравст- венно- эстетическом воспитании человека. ^ . , ,
Методы исследования.Использовалась комплексная методика, включающая изучение и анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, программных документов; разработну и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, обеспечивающих решение поставленных задач; качественный и количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Организация и база исследования. На первом этапе исследования /I98HW982 г.г./в констатирующей эксперимента приняли участие 120 детей"5 и б лет из двух дошкольных учреждений г.Ленинграда /ИР 55, 75 Фрунзенского района/ и трех детских садов г.Череповца /ИР 35,59,124/. Получено более 2000 протоколови 400 детских рисунков. Второй этап - формирующий эксперимент - проводился в течение 1984-85 учебного года в двух группах детского сада Т- 55 Фрунзенского РОНО г.Ленинграда /пробный эксперимент/ и в 1985 -1990 г.г. основной эксперимент, посвященный проверке и внедрению экспериментального материала в практику работы воспитателей пяти дошкольных учреждений г.Череповца /ПР 18,III,121,124,125/. В нем участвовало 150 детей о-б лет. Собрано 208 протоколов занятий и дидактических игр, 84 протокола наблюдений занятий рисованием, более 2000 протоколов индивидуальных бесед с детьми и более 2500 рисунков детей. Мы располагаем также материалом, собранным студентами дневного и заочного отделений, которые занимались в спецсеминаре под руководством автора в детских садах Вологодской и Архангельской областей.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений; комплексной методикой исследования; обширным фактическим материалом, его разносторонним качественным и количественным анализом.
Основные положения, выдвигаемые на защиту: детям старшего до
школьного возраста доступна система знаний о композиции произве
дений живописи, разработанная на основе логико-дидактического ана
лиза содержания понятия "композиция". Освоение дошкольниками ком
позиции способствует более глубокому пониманию и эмоциональному
отклику на содержание живописной картины и служит основой разви
тия их изобразительной деятельности. /
Апробация работы. Основные положения диссертации, а также ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена в 1984-1986 годах, докладывались на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А.Й. Герцена в 1984, 1985, 1990 годах, рассматривались на курсах повышения квалификации дошкольных работников при ГОРОНО и РОНО г.г. Череповца "и Вологды /1987-1990 г.г./. Материалы исследования используются преподавателями факультетов дошкольного воспитания ЛГПИ им. А.И.Герцена и-ЧГПИ им.А.В.Луначарского в лекционном курсе по теории и методике обучения детей изобразительной деятельное-
ти, а также в работе спецсеминаров.
Благодарим доцента кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена Н.А.Курочкину за консультационную помощь.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем диссертации 175 страниц машинописного текста. Он иллюстрирован 21 таблицей, 3 гистограммами, I рисунком, 4 графиками. Список литературы содержит 253 наименования. В приложении представлены: программа знаний о композиции живописных произведений для детей 5-6 лет, перечень занятий по формировании понимания композиции, примерные конспекты занятий разных типов, темы контрольных занятий по рисованим, рассказы детей по картинам, таблицы, графики, репродукции картин, использованных в экспериментах, детские рисунки.