Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого-педаготические основы изучения творческой самостоятельности подростков
1.1. Феномен творческой самостоятельности личности в научных исследованиях с.12
1.2. Музыкально-эстетическое дополнительное образование как среда формирования творческой самостоятельности подростков
1.3. Педагогический анализ вокальной эстрады с- 55
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования
2.1. Исследование детской вокальной педагогики как путь формирования творческой самостоятельности подростков (учебные программы, пособия) с,77
2.2. Выявление исходного уровня сформнрованности творческой самостоятельности подростков в процессе занятий эстрадным пением — с.92
2.3. Формирующий эксперимент и результаты экспериментальной работы с. 105
Заключение с. 137
Список литературы с.139
Приложение с. 155
- Феномен творческой самостоятельности личности в научных исследованиях
- Музыкально-эстетическое дополнительное образование как среда формирования творческой самостоятельности подростков
- Исследование детской вокальной педагогики как путь формирования творческой самостоятельности подростков (учебные программы, пособия)
- Выявление исходного уровня сформнрованности творческой самостоятельности подростков в процессе занятий эстрадным пением
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена качественным изменением
потребностей современного общества в личностях, способных максимально реализовываться в любой сфере деятельности, адаптироваться к жизненным условиям, принимать самостоятельно решения и эффективно внедрять их в жизнь. Задача воспитания личности, способной к жизненному самоопределению в сложном, постоянно меняющемся мире, требует совершенствования системы образования молодежи. Современные подростки нуждаются сегодня в умении самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации и затем использовать ее в практических целях. Поиск решений и возможностей формирования одного из важнейших качеств личности творческой самостоятельности является проблемой, требующей научно-теоретического и методического переосмысления. На современном этапе данная проблема получила достаточно широкое распространение в научно-педагогических исследованиях.
Значительный вклад в развитие педагогики творчества внесли многие ученые- Проблема формирования и развития творческого потенциала личности исследована в работах В.И.Андреева, Д.Б.Богоявленской, Л.СВыготского, СЛРубинштейна, К.К.Платонова и др. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей на содержание деятельности, выявлены факторы и критерии развития творческого потенциала личности (Я.А.Пономарев, И,Я.Лернер, Н.С.Лейтес и др.). Творческий характер самостоятельной деятельности рассматривался В.В-Дрозиной, В.А.Крутецким.
Наряду с общеобразовательной школой, творческое развитие личности
подростка осуществляется в учреждениях системы дополнительного
образования. Дополнительное образование является
культурнообразовательной средой, способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов
4 деятельности. Главное предназначение дополнительного образования -
компенсирование дефицита практической деятельности детей,
регламентированной школьной программой, обеспечение возможности
личностного роста через реализацию значимых для них интересов и
склонностей в избранном виде деятельности.
Определенное место в учреждениях дополнительного образования занимают центры детского н юношеского творчества, кружки, студии, которые средствами музыки призваны формировать духовную культуру, воспитывать музыкально-эстетический вкус, актуализировать музыкально-творческое развитие детей. Проблема формирования развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства рассматривалась в диссертационных исследованиях и работах Б.М.Теплова, А,Н.Сохора, В ЛПетрушнна, Г.МЦыпина, Ю.Б.Алиева и др.
Творческому развитию подростка может способствовать процесс освоения массовой музыкальной культуры, такая ее разновидность как эстрадное пение - музыкально-исполнительская деятельность, сочетающая многообразие жанровых компонентов: вокал, актерское мастерство, сценический имидж, индивидуальный вокально-технический стиль. Под освоением музыкальной культуры мы понимаем творческое осмысление подростками песенной эстрады, теоретические знания, практические умения и навыки, направленные на самостоятельное изучение и художественное исполнение предлагаемого материала Вокальная эстрада являет собой наиболее массовый вид любительского музыкального творчества и занимает ведущие позиции во внеклассной деятельности обшеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования.
Для подростка зачастую вокальная эстрада - доступный вид музыкального исполнительства, так как СМИ и современные технические средства в достаточной мере способствуют ее освоению (современные музыкально-цифровые технологии - «караоке», фонограммы «минус голос» и др.). Эстрадное пение в силу своего синкретизма создает условия для
5 вовлечения подростков в разнообразную музыкально-творческую
деятельность, способствует формированию активности эстетического
восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания и
музыкально-исполнительских способностей.
Степень научной разработанности проблемы, В педагогической отечественной науке накоплен значительный опыт исследований, нацеленный на изучение формирования личности в условиях дополнительного образования детей (М.Б*Коваль, 0,Е Лебедев, Л.И.Боровиков, В.П.Голованов и др.).
Проблеме художественного образования в России, соотношения
музыкальной педагогики и эстрады посвящены исследования
Д.Б.Кабалевского> Ю.Б.Алиева и др. В музыкально-педагогической литературе акцент делается на использование эстрадной музыки как одного из средств развития творческих способностей, музыкальных интересов и эстетических вкусов школьников (Б.А.Брылин, Н.В.Коваленко, Е.В.Баталина-Корнева и др.).
Развитие творческой активности и творческих способностей подростков в дополнительном художественном образовании средствами музыкального искусства исследовали КХБ.Круглова., ОЛЇ. Передреева и др. Организация процесса обучения музыкальной эстраде в его направленности на творческое развитие личности исследовалась в работах последних лет О.РШолякобой, Ю.ВБеличко, О.Я,Клиппа, и др.
Однако, ситуация, сложившаяся в дополнительном образовании показывает, что воспитательная функция этой системы реализуется далеко не полностью. Цель воспитания творческих способностей, активности и самостоятельности декларируется в программах обучения, но на практике воплощается недостаточно. В сфере дополнительного образования обучение ведется стихийно, без учета актуальных потребностей подростков и возможностей их творческой реализации. Кроме того, в педагогических исследованиях не достаточно изучена роль и влияние эстрадной музыки на
творческое развитие подростка, не проанализирован воспитательно-образовательный потенциал вокальной эстрады, не разработана технология формирования творческой самостоятельности личности подростка средствами эстрадного пения.
Рассмотрение проблемы формирования творческой самостоятельности подростков обусловлено противоречиями между:
- объективными потребностями общества в творчески самостоятельной личности и недостаточным вниманием педагогики дополнительного образования к данной проблеме;
-образовательным потенциалом массовой музыкальной культуры в творческом развитии подростков и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Необходимость разрешения вышеуказанных противоречий обусловили выбор темы исследования; «Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения».
Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности формирования творческой самостоятельности подростков в различных типах учреждений системы дополнительного образования в процессе освоения эстрадного пения.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что процесс формирования творческой самостоятельности подростков на материале вокальной эстрады в учреждениях дополнительного образования станет эффективным, если:
7 -выявлена сущность и раскрыто содержание творческой самостоятельности
подростков;
-определен образовательно-воспитательный потенциал вокальной эстрады в
его направленности на творческое развитие личности подростка;
-осуществлена диагностика и учст уровня сформированное^ творческой
самостоятельности подростков;
-внедрена личностно ориентированная педагогическая технология,
предполагающая широкое использование возможностей песенной эстрады в
учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой
исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, содержание и компонентный состав творческой
самостоятельности личности подростков в дополнительном музыкальном
образовании.
Выявить педагогический потенциал вокальной эстрады и условия его реализации в процессе формирования творческой самостоятельности подростков.
Определить степень сформированное творческой самостоятельности подростков в процессе освоения эстрадного пения в учреждениях дополнительного образования.
4. Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность
личностно ориентированной педагогической технологии формирования
творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного
образования в процессе вокально-эстрадных занятий.
Методологической основой исследования явились общенаучные идеи деятельностного (В.В.Давыдов, Л.С.Выготский) и личностно ориентированного подходов к организации образовательного процесса (Е.В.Бондаревская, ПСЯкиманская); труды ведущих педагогов-дидактов о необходимости творческого развития в процессе обучения (И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и др.); философские концепции творчества
8 и его роли в становлении личности (КА,Бердяев, ПГиргинов,
Т.А.Шумилин); основные положения теории музыкально-эстетического
воспитания (Б. Л .Яворский, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский и др,); опора на
специфику музыкального искусства как формы общественного сознания и
действенного воспитательного средства (А.Н.Сохор, В.В. Молзинский и др.)
В исследовании были использованы следующее методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, музыковедческой и учебно-методической литературы по проблеме исследования; методы сбора данных (анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся); педагогического экслеримента; методы статистической обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа
Первый этап (2000-2001 гл\) включал изучение и анализ психолого-педагогической литературы; обработку теоретических материалов; создание адаптированной программы по эстрадному пению; проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (2001-2004 г. г.) - проведение формирующего эксперимента.
Третий этап (2004-2007 г_г.) - проведение контрольного эксперимента, выводы по результатам опытно - практической работы, заключение, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в Муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей г, Химки Московской области: на базе Центральной детской школы искусств, Центра развития творчества детей и юношества «Виктория», Молодежного центра «Восход»; гимназии №7, В опытно-экспериментальной работе на всех этапах участвовало 186 учащихся (7-9 классов), 12 педагогов учреждений дополнительного образования.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность понятия «творческая самостоятельность подростков»
применительно к дополнительному образованию в процессе овладения эстрадным пением;
- определен педагогический потенциал вокальной эстрады, реализуемый в
процессе работы с подростками в учреждениях дополнительного
образования, способствующий эффективному формированию их творческой
самостоятельности;
- разработана педагогическая технология формирования творческой
самостоятельности подростков в процессе занятий в учреждениях
дополнительного образования.
Теоретическая значимость:
- исследована история вокальной эстрады, определены этапы ее развития,
обогащающие теорию эстетического воспитания;
расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации, методике формирования творческой самостоятельности в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения;
выявлены критерии и показатели сформированности творческой самостоятельности подростков в процессе овладения эстрадного пения в учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогической технологии и адаптированной образовательной программы «Эстрадное пение» для работы с подростками в учреждениях дополнительного образования. Разработанная методика нацелена на практику работы центров детского творчества, музыкальных школ и студий, школ искусств в работе с различным возрастным контингентом учащихся, так как в ее основе предложены универсальные методы и приемы по постановке голоса в эстрадной манере. Теоретические положения и методические рекомендации исследования целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогичесикх
10 колледжей и педвузов, на курсах повышения квалификации при
профессиональной переподготовке учителей музыки.
Апробация и внедрение результатов основных положений
исследования осуществлялись в ходе опытной работы в учреждениях дополнительного образования (МОУДОД ЦДШИ, гимназии № 7 г. Химки), где разработанные методические рекомендации нашли применение в работе преподавателей; на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского (2004); на межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В, В,Лебединского (2004), на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета; через публикацию статей в научных сборниках- Материалы исследования внедрены в систему профессиональной переподготовки специалистов по программе профессионального дополнительного образования в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», где диссертант читает курс «История вокального искусства».
По результатам исследования опубликовано 5 работ (общим объемом I п.л.).
На защиту выносятся следующие положення.
1. Творческая самостоятельность подростков в учреждениях
дополнительного образования рассматривается как интегративное качество
личности, основанное на свободном выборе личностно-значимой
деятельности и высокой мотивационной готовностью к ее реализации.
Формирование творческой самостоятельности является целостным
педагогическим процессом, нацеленным на эстетико-ценностаое
взаимодействие подростков с массовой музыкальной культурой и
способностью к реализации исполнительской интерпретации вокального
произведения.
2. Средством формирования творческой самостоятельности выступает
образовательно-воспитательный потенциал вокальной эстрады, содержащий
в себе историю ее развития, художественно-стилевые особенности и систематизацию программно-методического материала. 3. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования основывается на личностно ориентированной образовательной технологии, которая включает:
1) содержательный компонент дополнительного образования через
потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую и операционально-
содержательную сферы творческой самостоятельности личности;
процессуальный компонент: формы (индивидуальные занятия» конкурсы, концертные выступления); методы («снятия», вариативно-исполнительского показа, сравнительного анализа вокально-эстрадной интерпретации); средства (индивидуально-дифференцированный подход, создание ситуации успеха, установка на творчество и др.);
оценочный компонент: диагностика творческой самостоятельности.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на
фундаментальные методологические и теоретические положения;
использование комплекса методов, адекватных его цели, предмету и задачам; опорой на аналогачные положения и выводы других исследователей; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (222 источника) и приложения.
Феномен творческой самостоятельности личности в научных исследованиях
Для того, чтобы исследовать феномен «творческой самостоятельности» необходимо проанализировать понятия «творчество», «творческая личность», «творческие способности», «самостоятельность».
Классическое определение понятия «творчество» гласит «деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» (222; 185). В широком смысле понятие «творчество» можно представить как универсальную категорию, раскрывающую сущность наивысшего развития человека.
Специфика творчества, творческой деятельности, как одной из высших основополагающих форм человеческой активности в течение всей истории человечества, занимала и занимает умы ученых и философов. Внимание этому вопросу уделяли Аристотель и Платон, И.Кант, ЖЖ Руссо, З.Фрейд, Н-Бердяев и многие другие.
Эволюция взглядов на творчество происходила от изучения природы творческого акта к научным исследованиям по психофизиологии творческого процесса, к поиску форм и методов воспитания творческой личности через опору на полученные знания. Общим в научных изысканиях ученых является то, что творчество - величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно. Психолог В.И, Петрушин полагает, что творчество является не только уделом избранных гениев. Каждый человек в различные периоды жизни испытывал состояние творчества. Мы можем утверждать, что жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начала нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказов от старых способов действий. Творчество, по мнению Л.С.Выготского, «в каждодневной обучающей нас жизни... есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть йота нового обязано своим происхождением творческому процессу человека» {43; 2),
Подход к проблеме творчества неоднозначен, поэтому в научном гуманитарном мире возник ряд теорий и концепций, посвященных ее исследованию» Творчество изучают философы, психологи, педагоги. Общим для них являегся устремленность к познанию специфики творчества, его природы и структуры, к исследованию творческого проявления в различных видах деятельности, в определении условий для развития формирования творчества личности. Отечественное и зарубежное гуманитарное знание в настоящее время полемизирует по поводу проблемы творчества. Однако, в целях нашего исследования, мы рассмотрим ряд точек зрения, в которых отражены ключевые моменты изучаемой проблемы, непосредственно связанные с темой нашего исследования.
С точки зрения русского философа Н.А. Бердяева, которого можно назвать идеологом творчества, человек призван к творчеству, это есть его нравственный долг, В творчестве, полагает Бердяев, можно обозначить внутреннюю и внешнюю стороны. Во внутренней - первичная творческая интуиция, замысел художника. Во внешней - процесс реализации продуктов творчества, который называют мастерством или искусством. В начале 20-го века в исследованиях русских ученых обнаруживается глобальность, нерасчлененность общего подхода к проблеме творчества- В частности, ПХЭнгельмейер, в труде «Теория творчества» касается проблем природы творчества, его проявлений, рассматривает существенные признаки этого понятия, анализирует стадиальность творческого процесса. В своем исследовании ученый отмечает, что «... творчество есть жизнь, жизнь есть творчество» (211;16). Он выделяет четыре основных признака человеческого творения: 1 )искусственность (вмешательство человека в жизнь природы); 2) целесообразность; 3) неожиданность (требование «новизны», а именно творческий процесс предусматривает интуицию); 4) цельность.
В зарубежной философии вопросам изучения проблематики творчества отводится значительное место. Ряд авторов приходит к выводу, что для творческого процесса весьма характерна опора субъекта на самого себя. Так, ДЛельц и Ф.Эндрюс считали, что опора на самого себя является «сердцевиной» творчества.
Сходный взгляд на подобную трактовку проблемы мы находим у индийского мыслителя ХХ-го столетья Ошо в его книге «Творчество» (137), Ошо определяет творчество, как личностное качество, которое человек вносит в деятельность, которой занимается, В этом - подход человека к действительности, его внутреннее отношение к миру.
Творчество, согласно мнению болгарского философа ГХиргинова, не является исключительно рациональным процессом даже тогда, когда речь идет о научном творчестве. Познание вещей, раскрытие и осмысление их сути есть процесс, насыщенный эмоциональным зарядом. Он связан не только с большим напряжением умственно-логических способностей, но и с сильными порывами и страстями, с вдохновением и разочарованием, творческими радостями и муками, «Творчество, по мнению ученого, -является такой вдохновенной деятельностью, процесс и результат которого связаны, с большим психическим напряжением и с чувством удовлетворения, а оно со своей стороны оказывается дополнительной мотнвацией для дальнейшего творчества» (49;61). ГТиргинов полагает также, что в творческом процессе всегда присутствует элемент подражания, аналогия. Однако, абсолютизация момента аналогии, по мнению ученого, ведет к отрицанию самого творчества. Поэтому, только при условии целенаправленного преобразования «наличного» творец использует аналогию как средство, создавая при этом качественно новое, оригинальное.
Теория творчества, вопросы природы творчества соединялись в одном направлении- психологии творчества. В 60-70-е годы XX века внимание исследователей сосредоточилось на творчестве, связанном с производственной деятельностью людей. Это было обусловлено скачком, происшедшим в условиях развивающейся научно-технической революции.
Психолог С.Л.Рубинштейн дает определение творчеству, ставшее уже традиционным в отечественной психологии, согласно которому «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, ... входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства...» (166;478). Согласно его мнению, явление «открытий» представляет собой точку, отделяющую решенную задачу от нерешенной. Переход через эту точку скачкообразен, это своего рода предвосхищение итога мыслительной работы, который в результате приведет к открытию.
На наш взгляд наиболее близка теме нашего исследования концепция Я.АЛТономарева. В основе ее лежит мысль о том, что творчество нельзя понять функционально. Отличие творческой активности от деятельности, по мнению ученого, лежит в различии их механизмов мотивации. В первом случае работает мотивация самоактуализации и, возможно, «дух бегства»-стремление преодолеть отчуждение от среды. Во втором - «срабатывает» актуализированная мотивация «дефицита»- стремление приобрести базовые потребности, приобрести социальный статус. Ученый полагает, что творчество и деятельность - «две стороны одной медали», а именно; в творчестве присутствует репродуктивный компонент, целедостижение, а в деятельности всегда имеется компонент творчества.
Таким образом, исследования по проблеме творчества приводят к выводу, что оно является необходимым условием существования человека, его связывают не только с деятельностью, но также и образом мыслей личности, отношением ее к действительности. В этой связи необходимо рассмотреть понятия «творческая личность».
Музыкально-эстетическое дополнительное образование как среда формирования творческой самостоятельности подростков
Личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие сто неповторимой индивидуальности. Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.
Формирование творческой самостоятельности подростков в музыкально-эстетическом дополнительном образовании основывается на личностно-ориентированной педагогической технологии. В ее основе содержательные и процессуальные компоненты дополнительного образования подростков. Содержательный компонент личностно ориентированной технологии реализуется через потребносгно мотивационную, эмоционально-волевую и операционально-содержательную сферы творческой самостоятельности подростков. Процессуальный компонент содержит в себе формы, методы и средства формирования творческой самостоятельности подростков. Оценочный - диагностику творческой самостоятельности.
Важным звеном личностно-ориептированных технологий является индивидуально-дифференцированный подход к личности подростка, понимаемый в исследовании как практическое различение, выбор средств по отношению к каждому ученику в зависимости от возраста, условий, обстоятельств развития учебного процесса, выбора педагогической техники по отношению к нему (М.Э.ФеЙган, Н.МЗелинская). Основанием применения индивидуально-дифференцированного подхода явилась концепция Е.ЛЛковлевой, предложенная в работе «Психология развития творческого потенциала личности». Суть ее в том, что «творческость» рассматривается как личностная характеристика и реализация человеком собственной индивидуальности. Автор отмечает, что человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности есть творческий акт. Проблема индивидуально-дифференцированного подхода подробно изучалась в трудах отечественных педагогов - дидактов: О.СГрйбенкж, БХЛихачева, С А. Расчетной, ЙМ.Осмоловской. Педагогика ивдивидуальности направлена на формирование сущностных сил человека. В процессе обучения индивидуальные качества являются таким же объектом развития, как и профессиональные навыки. Исследователями отмечается, что основная задача учителя - помочь ребенку в его развитии. Вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование сущностных сил ученика, к которым относятся: интеллектуальная, мотивацнонная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, эюистснциональная и сфера саморегуляции.
Организацию учебной деятельности в форме индивидуального подхода рассматривает С.А.Расчетина в работе «Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе». Индивидуальный подход она характеризует как особую форму организации воспитательного и образовательного процесса, исходя из анализа индивидуально-личностных характеристик» где учитываются социально значимые связи и отношения.
Н.С.Боголюбов ставит проблему поиска наиболее эффективных путей развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальности. Исследователь полагает, что игнорирование индивидуальности в процессе обучения может легко привести к «блокаде» творческого начала в ученике. Автор также отмечает, что в процессе обучения индивидуальность должна быть таким же объектом развития, как и профессиональные навыки, так как индивидуальность входит в структуру художественно- творческих способностей как обязательный компонент. Существенным фактором в педагогической технологии выступает признание и стимулирование творчества подростков в музыкальной деятельности с созданием соответствующей установки (Я.А.Пономарев, ЛБ.Ермолаева-Томина и др.), В частности, ЯАЛономарев считает, что процесс развития творческого потенциала осуществляется эффективнее, если деятельность учащихся постоянно связана с «установкой» на творчество. Каждый человек, усвоив некую сумму знаний, при встрече с новыми проблемами использует предшествующее знание для нового осмысления, развивая тем самым в себе творческую способность. «Установка на творчество, согласно мнению В.К.Григоровойэ - формирует специфическую ценностную ориентацию, выражающуюся в эстетическом отношении к действительности, что само по себе есть уже творческий акт...» (54;13), Исследователь Л-Б.Ермолаева-Томина в этой связи подчеркивает, что творческой установке способствует пробуждение «адаптационного рефлекса». Известно, что ученики невольно ориентируются на требования педагога. В там случае если педагог постоянно требует самостоятельного поиска и творческого решения, учащийся подстраивается под него- Данная установка создается, когда перед учащимся ставится конкретная цель и задача для самостоятельного поиска в овладении профессиональными навыками или при решении проблемной задачи, а оценка включает ее в показатель творчества.
Фактором стимулирования подростков к творческой самостоятельности является атмосфера полезной и культурной конкуренции. В этом плане ведущее место отводится исполнительской деятельности, сущность которой мы уже раннее рассматривали. Участие подростков в концертной, конкурсной деятельности открывает для него возможность состязательности, соревновательности, формируя при этом такие качества как чувство ответственности.
В процессе занятий особую значимость для подростка имеет личность педагога. Педагог-руководитель, сам проявляющий творческие способности, увлеченный любимым делом, оказывает положительное воздействие на формирование творческой самостоятельности подростков. Роль педагога определяется не только рамками учебной деятельности, но и также может выступать как морально-нравственный пример в духовной сфере ученика. При таком подходе, педагог по специальности выступает источником обучения и образцом отношения к делу, инструментом убеждения и внушения, т.е. играет определенную роль в решении педагогических и творческих задач в учебном процессе. В этой связи немаловажную роль будет играть педагогическое творчество, творческие способности самого преподавателя.
Исследование детской вокальной педагогики как путь формирования творческой самостоятельности подростков (учебные программы, пособия)
В последнее десятилетие в системе учреждений дополнительного образования создаются классы эстрадного пения. Однако, как показали исследования, проблемы обучения подростков эстрадному пению, степень разработанности данного вопроса в настоящее время недостаточно изучена. Это связано, в первую очередь с тем? что в отечественной вокальной педагогике приоритетная роль отводится классическому вокальному искусству. В вокально-педагогической практике сформировалась устойчивая точка зрения, суть которой заключается в том, что вокальная постановка голоса должна осуществляться в академической манере. В виду популярности среди подростковой аудитории эстрадной музыки сформировалась востребованность в педагогах, владеющих методикой эстрадного пения. Недостаток отечественных методических пособий, вокальных школ по овладению манерой вокально-эстрадного исполнительства ставит задачу проанализировать и обобщить имеющийся опыт педагогов, работающих в этом направлении.
Обучение вокалу в детском возрасте значительно отличается от принципов воспитания взрослых вокалистов, что в первую очередь связано с особенностями детского голосового аппарата.
Вопросы детской вокальной педагогики в подростковом возрасте достаточно подробно изучены в трудах Е.Малининой, НДОрловой, ВАБагадурова, А. Менабени, ОААпраксиной ГЛСтуловой и многих других- Учеными и педагогами обоснованы цели и задачи вокального воспитания, разработаны принципы и методы обучения. Методика вокального воспитания детей определяется особенностями детской психики, от которой зависит специфичность метода воспитания детского голоса. В подростковом возрасте организм вступает в период полового созревания. В связи с этим происходит ломка, то есть мутация голоса школьника- Наиболее ярко и болезненно она происходит у мальчиков. Педагогами-практиками отмечается, что в период мутации необходим щадящий режим в плане вокальной нагрузки для воспитанников. Педагог - вокалист Е.В.Малинина основным тезисом своей методики с детьми определила, что при работе над голосом нужно избегать перегрузок голосового аппарата- Развитие вокальных способностей детей должно осуществляться с минимальной эксплуатацией детского голоса. Целью выступает рациональное развитие возможностей голоса, т.е. подготовка способностей взрослого человека. Автор полагает: «Голос может развиться правильно в тех случаях» когда используется его природа «сегодняшнего», а не «завтрашнего» дня» (114;55). Самой ответственной работой в вокальном воспитании детей, Малинина считает работу с подростками (11-15 лет)- В эти годы формирование певческого голоса находится в прямой зависимости от изменения структуры голосового механизма- Эти изменения заключаются в том, что внутри голосовой складки развиваются мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного, косого. Обогащение голоса в этом возрасте происходит за счет самой природы, т.е. ее морфологического развития и углубляющегося дыхания. Так как физиологический рост гортани вызывает ее непроизвольное опускание, в результате чего голос может звучать «глубоко» и теряет полетность, Малинина предлагает методические рекомендации для работы над четкостью артикуляции гласных и согласных, от которых зависит дикция. Целью вокальных упражнений в этом возрасте - «привитие подросткам в процессе здорового и мягкого звукообразования основных навыков певучести и чистоты интонации, тесно связанных с правильным дыханием и организованным музыкальным слухом» (114;49). Профессор А.Г.Менабени полагает, что в период мутаций детям петь можно и полезно, т.к. помимо общего музыкального роста пение способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. В этот период пение должно быть в ограниченном диапазоне и умеренным по силе звука, а также должен быть. исключен резкий переход голосового аппарата к грудному регистру. Профессор ГЛСтулова выдвинула ряд принципов по обучению детей пению. Основополагающим специфическим принципом ее опытной вокальной работы с детьми явился принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса. Предлагаемый принцип связан с работой голосовых складок, на уровне которых зарождается певческий звук как результат их взаимодействия с энергией дыхания и акустическими свойствами речевого тракта» непрерывно меняющимися в процессе артикуляции различных фонем и словосочетаний. Голосовой аппарат, как известно, состоит из трех основных частей: дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани. Однако для детей трудная задача соблюдать комплексность и целостность работы голосового аппарата. Поэтому точка пересечения в деятельности трех звеньев голосообразующей системы - это певческий звук. Так как способ деятельности голосового аппарата реализуется в качествах звука певческого голоса, то целесообразно привлекать внимание ученика не к работающему органу, а к результатам этой работы - качеству голоса, В процессе формирования определенного качества певческого звука можно целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса, всех его звеньев одновременно. В результате исследования работы голосового аппарата, Г\П.Стулова пришла к выводу, что смыкание и колебание голосовых складок классифицируются по типам голосовых регистров, каждый из которых является результатом определенного способа взаимодействия дыхательной системы и артикуляционных органов. Поэтому тип регистрового механизма определяет исходные характеристики певческого звука: динамику, тембр, в относительной степени высоту и качество интонации- Таким образом, понимание взаимосвязи акустического значения звука и регистрового механизма его образования дает возможность сознательно управлять работой источника звука косвенными методами, ориентируясь на качество звучания голоса.
Выявление исходного уровня сформнрованности творческой самостоятельности подростков в процессе занятий эстрадным пением
Руководствуясь положениями теоретического исследования, нами была выдвинута цель опытно-экспериментального исследования практическая проверка выдвинутой гипотезы эффективности формирования творческой самостоятельности подростков средствами эстрадного пения,
На констатирующем этапе (2000- 2002 г.) внимание уделялось разработке содержании опытного обучения. Проверялась возможность усвоения учащимися некоторых теоретических сведений на практическом уровне, в частности - теоретические сведений о строении и функционировании голосового аппарата, о физической природе звука, а также предлагалось в процессе изучения предоставить учащимся начальные сведения о специфике эстрадно-вокального искусства. Одновременно систематизировался и отбирался музыкально-педагогический материал и вокально-технические упражнения, В результате была создана адаптированная образовательная программа «Эстрадное пение» для учреждений дополнительного образования детей. Программа была рассчитана на трехлетнее обучение детей подросткового возраста (13-16 лет). В класс принимались дети, обладающие удовлетворительными вокальными и музыкальными данными; певческий голос, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, здоровый голосовой аппарат.
Целью программы «Эстрадное пение» являлось формирование музыкального вкуса подростков на примерах высокохудожественных произведений эстрадно-музыкального искусства; совершенствование их исполнительских способностей на основе работы по постановке голоса и развитию слуха; стимулирование их творческой активности, инициативы в поисках интерпретации исполняемых произведений
Однако содержание учебной программы не конрктетизировало в себе формирование творческой самостоятельности учащихся в условиях обучения. Для решения поставленной задачи требовалась разработка конкретных методов и форм работы для организации обучения» Для этого в теоретической главе исследования, мы определили критерии оценки творческой самостоятельности подростков: - операционально-содержательный; - потребностно-мотивационный; - эмоционально-волевой.
В соответствии с установленными критериями констатирующий эксперимент проводился в три этапа.
В основе первого этапа констатирующего эксперимента предполагалось выявление исходного уровня начальной вокальной подготовки подростков. В основе данного критерия - операционально-содержательный компонент структуры творческой самостоятельности, подразумевающий уровень сформированное у подростков музыкальных и вокально-технических навыков. Здесь, необходимо уточнить основные направления формирования вокальных навыков в рамках предмета «эстрадное пение». В исследовании был осуществлен обзорный анализ методических разработок в сфере обучения эстрадному вокалу подростков. Ведущим направлением в исследовании являлось то, что развитие детского эстрадного вокала осуществляется на основе методических разработок в сфере академического пения. В опытно-экспериментальном исследовании, учитывая педагогический опыт работы автора исследования» было установлено, что между эстрадной манерой пения и академической нет принципиальной разницы в особенностях постановки голоса. Такой подход обусловлен тем, что детский голос находится в стадии развития и навязьшание какой-то определенной манеры может пагубно сказаться на дальнейшем развитии голоса- Мы исходили из того, что принципы голосообразования одинаковы как для академического вокала, так и для эстрадного н заключаются в следующем; развитие певческого дыхания, овладение головным и грудным резонатором, развитие вокального диапазона, четкой дикции, тембральной окраски голоса, В этой связи, основными критериями оценки в ходе констатирующего эксперимента явились показатели уровня эстрадных вокально-технических и исполнительских навыков, не имеющих существенных отличий по сравнению с академической манерой пения. Отличие от академической манеры пения в ходе работы заключалось в использовании в качестве учебного материала образцов эстрадно-вокальной музыки. Критерий операционально-содержательного компонента самостоятельности был разделен на две группы, К первой группе мы отнесли характеристику вокально-технических навыков, которые включали в себя: наличие певческого диапазона (1-1,5 октавы), наличие четкой дикции, навыки певческого дыхания, умение пользоваться грудным и головным резонаторами, навыки певческого звукообразования - владение «кантиленной» техникой пения, тембр- наличие индивидуальной окраски голоса.
Во вторую группу входили - исполнительские навыки, включающие в себя: умение художественно, выразительно и эмоционально исполнить вокальные произведения.
Экспериментальная группа состояла из детей подросткового возраста, имеющих различную музыкальную подготовку. Контрольная группа имела сходные показатели с экспериментальной группой. Оценка вокальной подготовки проводилась экспертной группой, в которую входили педагоги учреждений дополнительного образования экспериментальной базы исследования- Для удобства оценки была разработана таблица параметров, в которую ВХОДИЛИ исходные показатели вокально-технических навыков и художественной содержательности исполнения. В связи с тем, что каждый ученик обладал разными вокальными возможностями, нами были определены три основные группы учащихся: «высокая», «средняя», «низкая», в которых выделили наиболее типичные черты.
Учащиеся группы с показателем «высокая» в количественном отношении были в меньшинстве. Дети этой группы обладали достаточно развитым музыкальным слухом» что выражалось в точном интонировании вокальной мелодии; обладали хорошей музыкальной памятью и были способны с первого раза воспроизвести вокально-техническое упражнение; умели свободно пользоваться рабочим вокальным диапазоном; обладали четкой дикцией; достаточно выразительно исполняли произведения; имели представление о динамике и музыкальной фразировке, «Среднюю» группу учащихся отличало то, что дети не всегда слышали интонационные ошибки, не следили за четкостью произнесения слов, не пользовались возможностями вокального диапазона, допускали в исполнении форсировку звука, не понимали характер произведения, не обладали достаточно сформированным навыком вокального дыхания. Однако для учащихся «средней» группы было характерным то, что, несмотря на отсутствие вокально-технических навыков, они обладали достаточной выразительностью в исполнении, в котором ярко прослеживалась эмоциональная содержательность, артистизм. Это свидетельствовало о том, что учащиеся, так или иначе, проявляли свои чувства в процессе исполнения произведения.
Учащиеся «низкого» уровня исходных показателей содержательного компонента творческой самостоятельности представляла собой основной контингент учащихся ЭГ и КГ. Дети часто пропускали занятия, не справлялись с исполняемой программой, не владели техникой вокала, не чувствовали настроение вокального произведения.