Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Спектор Галина Захаровна

Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности
<
Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Спектор Галина Захаровна. Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Б. м., Б. г. 189 с. РГБ ОД, 61:04-13/512-X

Содержание к диссертации

Введение

1 Формирование творческой личности будущего учителя как педагогическая проблема 15

1.1. Методологические основы исследования: исторический и логический подходы 17

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности 42

1.3. Формирование творческой личности будущего учителя как системообразующий фактор высшего педагогического образования 58

2 Обоснование, анализ опытно-экспериментальной работы и экспертная оценка ее результатов 73

2.1. Значение художественно-технологической деятельности в формировании творческой личности будущего учителя 75

2.2. Содержание художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя 92

2.3. Эффективность формирования творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности (метод экспертной оценки) 107

Заключение 140

Список литературы 146

Приложение 1 163

Введение к работе

В современном обществе складываются новые приоритеты: социальное воспроизводство человека приобретает все больший смысл и определяет направление в развитии экономики, политики, технологии.

Цели высшего образования на сегодняшний день заключаются в создании необходимых условий для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, помощи в раскрытии внутренних потенций в движении по пути самореализации, формирования творческой личности, обладающей нестандартным взглядом на различные проблемы. Все это диктует необходимость углубления диалектического подхода к изучению феномена творчества,

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что проблемы формирования творческой личности не новы. Разработке методологических принципов исследования педагогики творчества придавалось исключительно важное значение в трудах Б. Г. Ананьева, А.В.Бакушинского, ГТ.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.С.Макаренко, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др. Проблемами формирования творческой личности занимались П.Н.Андрианов, П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Р.М.Грановская, В.С.Кузин, А.М.Матюшкин, А.В.Мудрик, В.Н.Пушкин, Я.А.Пономарев и др.

Методологию исследований определили идеи включения учащихся в пространство, которое Л. С. Выготский называет культурой, В. И. Вернадский - ноосферой, В. П, Зинченко - ментальным полем, «геномом духовного развития» и т.п. Эти идеи легли в основу разработки комплекса педагогических условий и модели формирования творческой

личности в контексте целостного личностного развития учащегося, а так же обусловили разработку личностного подхода к решению проблемы творчества. (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И. С. Якиманская и др.).

Различные подходы к этой проблеме, такие как выявление интеллектуальной инициативы (Д. Б. Богоявленская), индивидуальной ментальносте (умственного опыта) (М. А. Холодная), «высшего Я», содержащего всю полноту возможностей (А. А. Мелик-Пашаев), развития внутреннего плана действия (А. Я. Пономарев) и др., дают возможность обратиться к этой проблеме с точки зрения интегрирования этих идей в педагогических технологиях.

Формированию творческой личности студентов посвящены диссертационные исследования Н. М. Борисенко, В. В. Игнатовой, А. Ю. Козыревой, Н. М. Пручкиной, О. В. Третьяковой, Ш.Г. Хусаинова. Развитию творческих способностей студентов посвящены диссертационные исследования С. С. Голяева, И. В. Осиповой, И. В. Сартакова, Ю. В. Шаронина, В. В. Ячменевой.

По мнению многих ученых как зарубежных (К. Юнг, Д. Гилфорд, Е. Торранс и др.), так и наших соотечественников (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А, Я. Пономарев и др.) особое значение для формирования личности имеет практическая творческая деятельность.

Народное и декоративно-прикладное искусство является фундаментом современной культуры и обладает обширными возможностями воздействия на эстетическое, духовное развитие личности. (А. В. Бакушинский, Л. Н. Модзалевский, А. В. Луначарский, С. Т. ШаЪский, К. Цируль и др.) Декоративное искусство принято рассматривать как область творчества, связанную изготовлением

утилитарных предметов и выражением художественной концепции в условных обобщенных образах. Это не только художественно-производственная, но и образовательная область человеческой деятельности. В России род, семья, а затем учебные заведения содействовали передаче многовекового опыта художественно-трудовой культуры непосредственными носителями которой, являются произведения декоративно-прикладного искусства. Учебная деятельность, включающая основы изобразительно-композиционной грамотности и художественной обработки материалов, понимается нами как художественно-технологическая деятельность.

Эстетическую и прикладную ценности различных видов декоративно-при к л ад ного искусства отмечают многие искусствоведы (В. М. Василенко, В, С. Воронов, Н. И. Каштан, Н. Н. Мамонтова, М. Н. Некрасова, Т. М. Разина).

Психологические основы художественного творчества исследовали Р. Арнхейм, Е. Я. Басин, Ю. Д. Воробей, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.

Проблемы эстетического воспитания, в том числе и средствами декоративно-прикладного искусства, рассматриваются/; исследованиях

A. И. Бурова, Е.А.Бодиной, М. С. Кагана, Л. И. Когана и др. Вопросам
теории, методики и практики преподавания различных видов искусства
посвящены труды Г. В. Беды, Л. А. Ивахновой, B.C. Кузина, Л. Г.
Медведева, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева, А. А. Унковского, Е,

B. Шорохова, В. С. Щербакова и др.

Проблемы подготовки учителя средствами декоративного искусства исследовали А. В. Бакушинский, В. А. Бородулин, Б. Н. Бухалов, М.В. Дараган, Л. В. Ершова, В. В. Корешков, Г. А. Покровский, К. А, Скворцов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др.

Анализ исследований показал, что для формирования творческой личности будущего учителя в процессе изучения им декоративно-прикладного искусства необходим комплекс мотивационных, художественно-композиционных, технологических знаний, умений и навыков. Современная образовательная политика требует более гибких и всеобъемлющих методов формирования творческой личности, опирающихся на средний уровень, как творческой мотивации, так и творческих способностей. Таким образом, выявилось противоречие между потребностью в творчески мыслящих и обладающих нестандартным взглядом на проблемы педагогических кадрах и ограниченными индивидуальными возможностями, интересами и склонностями студентов. Данное противоречие вызвало необходимость исследования проблем значения, содержания и форм организации художественно-технологической деятельности в ее направленности на формирование творческой личности будущего учителя. В исследовании речь пойдет о формировании творческой личности студентов педагогических вузов - будущих учителей, говоря о формировании творческой личности учителя, мы имеем в виду творческую личность будущих учителей.

ОБЪЕКТ исследования -личность будущего учителя как

системообразующий фактор его профессиональной подготовки.

ПРЕДМЕТ исследования - процесс формирования творческой личности будущего учителя средствами художественно-технологической деятельности.

ЦЕЛЬ исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания и форм художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя.

ГРШОТЕЗА исследования - формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности будет эффективным, если:

творческая личность учителя будет пониматься как объективная историческая необходимость и основная цель его профессиональной подготовки;

в основе формирования творческой личности учителя будет яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, а результатом творческой деятельности явится создание нового продукта, способа деятельности, технологического приема;

специфика художественно-технологической деятельности будет заключаться в сочетании эстетичности, декоративности и технологичности продуктов деятельности;

критериями сформированности творческой личности учителя будут: интерес и готовность к художественно-технологической деятельности как творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические качества учебных работ; готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности.

ЗАДАЧИ исследования:

проанализировать философско-методологические и психолого-педагогические основы формирования творческой личности будущего учителя;

дать определение и раскрыть значение художественно-технологической деятельности в процессе формирования

творческой личности будущего учителя;

обосновать содержание и формы художественно-
технологической деятельности в обучении студентов, не
имеющих специальной художественной подготовки;

разработать систему учебно-творческих заданий по трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, способствующую формированию творческой личности;

определить и проверить эффективность критериев
сформированности творческой личности будущего учителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА исследования: идеи

формирования и развития творческой личности в контексте целостного педагогического процесса; сочетание исторического и логического подходов, а также аксиологический и деятельностный подходы к изучению личности; системный подход; основные положения теории эстетического воспитания; опора на специфику искусства как формы общественного сознания; использование педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности; положения о приоритете активной деятельности в процессе формирования творческой личности будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

МЕТОДЫ исследования: изучение и анализ литературы по теме
исследования; обобщение опыта специалистов в области общей
педагогики, а также педагогики искусства и творчества; осмысление
собственного педагогического опыта работы в вузе; анализ

педагогической документации; наблюдение, индивидуальные беседы, опросно-диагностические методы изучения творческой деятельности студентов; экспертная оценка ее результатов; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный

этапы, направленная на формирование творческой личности; количественные и качественные методы обработки данных.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

обосновано и сформулировано определение творческой личности как инициативной, эмоциональной, самоорганизованной целостности, способной к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем;

конкретизирована специфика формирования творческой личности будущего учителя в основе которой — яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, решение нестандартных проблем и возможность выхода за пределы стереотипов в область творческого замысла, результатом реализации которого является создание нового продукта, способа деятельности, технологического приема;

раскрыта специфика художественно-технологической
деятельности, которая заключается в поиске
оптимального сочетания эстетичности, декоративности и
технологичности и предполагает свободное владение способами
трансформации образов окружающего мира в художественные
образы;

разработана система учебно-творческих заданий по трансформации природных форм в орнаментальные мотивы, алгоритм которых предусматривает поэтапный переход от реальной природной формы к орнаменту и его воплощение в продукте творческой деятельности;

определены критерии сформированное творческой личности будущего учителя: интерес и готовность к художественно-

технологической деятельности как к творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические учебных работ; готовность к

использованию собственного творческого опыта в

педагогической деятельности. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается:

в разработке содержания учебного материала и методики
художественно-технологической деятельности как средства
формирования творческой личности будущего учителя;

конкретизации форм художественно-технологической
деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя;

в разработке учебно-методических рекомендаций для преподавателей педвузов и педколледжей по организации художественно-технологической деятельности студентов, не имеющих специальной художественной подготовки. Полученные результаты могут быть использованы в разработке спецкурсов, факультативов, программ и учебно-методических пособий для педвузов, педколледжей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения; использованием апробированных, надежных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; разносторонним качественным и количественным анализом данных.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на факультете технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовало 300 студентов 2 и 3 курсов факультета технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На первом этапе (1997-1999гг.) проведен ориентировочный поиск с целью выявления актуальных проблем формирования личности в высшем педагогическом образовании и определены основные направления исследования.

На втором этапе (1999-2002гг.) осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, исследований по проблемам творчества и формирования творческой личности, изучение передового педагогического опыта по теме исследования, а также дидактических, методических и диагностических исследований. Результатом данного этапа явилась теоретическая постановка проблемы, разработка научного аппарата, разработка системы учебно-творческих заданий и, в соответствии с этим, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию творческой личности учителя в процессе художественно-технологической деятельности.

На третьем этапе (2002-2003гг.) проведена экспертная оценка результатов исследования, обобщены, систематизированы и интерпретированы полученные данные, закончено литературное оформление диссертации.

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры дизайна и технологии МГЛУ. Отдельные направления исследования представлены на конференции «Двуступенчатая подготовка педагогических кадров в

системе «Педколледж-Университет: опыт, проблемы, перспективы» (2001г.), на педагогических чтениях «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (2002г.), на научно-практической конференции «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников» (2002 г.), в учебно-методических пособиях и публикациях. Теоретические и практические материалы послужили основой для разработки программы курса «Основы творческо-конструкторской деятельности» для студентов факультета технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. В современных условиях, в силу смещения общественного внимания от макрокосмаса - Вселенной, Бога - к микрокосмосу -Человеку - формирование творческой личности стало объективной исторической необходимостью и основной целью образовательной системы. Творческая личность - это инициативная, эмоциональная, самоорганизованная целостность, способная к гибкости и уникальности в решении различных жизненных и профессиональных проблем.

2.Формирование творческой личности будущего учителя является необходимым системообразующим фактором его профессиональной подготовки. Основой формирования творческой личности учителя является яркое эмоционально-оценочное восприятие окружающего мира, решение нестандартных проблем и возможность выхода за пределы стереотипов в область творческого замысла и способов его реализации.

3.Художественно-технологическая деятельность - это область учебного творчества связанная с изготовлением утилитарных предметов и отражающая действительность в эстетически-значимых условных, обобщенных образах. Ее специфика заключается в оптимальном

сочетании эстетичности, декоративности и технологичности продуктов деятельности. Эффективной формой организации художественно-технологической деятельности является система учебно-творческих заданий, алгоритм которых предусматривает переход от реальной природной формы к ее декоративной трансформации в орнаментальный мотив, создание орнаментальной композиции, ее воплощение в изделии декоративно-прикладного искусства.

4.Критериями сформированности творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности являются: интерес и готовность к художественно-технологической деятельности как к творчеству; стремление к положительному конечному результату; самостоятельность и независимость в реализации творческих замыслов, использовании навыков художественно-технологической деятельности; оригинальность и эстетические качества учебных работ; готовность к использованию собственного творческого опыта в педагогической деятельности.

СТРУКТУРА И ОЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Методологические основы исследования: исторический и логический подходы

Анализ проблемы формирования творческой личности учителя должен осуществляться в широком научном контексте. Речь идет о целенаправленном применении философских и психологических знаний педагогической наукой.

Смена мировоззренческих установок в связи с коренными общественными изменениями и прогрессивными тенденциями развития образования диктует необходимость углубления диалектического подхода к изучению феномена творчества.

В наиболее общем виде «творчество» понимается как создание новых по замыслу духовных и материальных ценностей. (127,С645)

В научной литературе проблема творчества обычно рассматривается в нескольких аспектах: философском, психологическом, педагогическом и др. Философы рассматривают вопрос о сущности творчества, которое понимается как деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее, обладающее ценностью для всего человечества.(178,С670)

Психологи исследуют процесс и механизмы протекания акта творчества, а также наличие у человека способностей, знаний, умений и мотивов, благодаря которым создается продукт, обладающий новизной, оригинальностью и ценностью.

Педагогов интересуют вопросы формирования личности, способной создать неповторимое, оригинальное и ценное в процессе жизнедеятельности. Данный аспект является объектом нашего исследования.

Рассмотрим общетеоретические вопросы философско-педагогического характера, которые помогут выявить круг проблем нашего исследования и будут являться теоретической основой выдвигаемых нами положений.

Предметом и задачей философского подхода к проблеме творчества являются, прежде всего, установление его реальной субстанции, его сущности, которые позволят выявить общее в самых различных видах его конкретного проявления в области социальной, научной, художественной, технической, политической и других областях творческой деятельности человека.

Одним из ранних культурно-исторических итогов творческой деятельности человека явилась мифология. Мифологию принято рассматривать, как первоначальную форму общественного сознания, как образно-фантастическое освоение мира древними людьми. Поэтому, не случайно, знания, добытые многотысячелетней практикой человечества, встречаются именно здесь. Мифология проделала эволюцию от дисгармонично-чудовищных, расплывчатых образов, свойственных ей в древнюю эпоху, к гармонично-анторпоморфным мифологическим образам героев, нередко бросающих вызов владыкам Олимпа, что свидетельствует о власти человека над природой и уверенности в своих силах. Гомер критически относится к традиционным олимпийским божествам, наделяя их человеческими недостатками в своих произведениях. Хотя за множеством явлений природы и человеческих действий скрывается направляющая деятельность Зевса и других богов, у Гомера иногда события происходят и естественным путем, понимаемым как судьба. Мифологические воззрения превращаются из объекта коллективной веры в объект первоначального осмысления явлений, творческого познания сути действительности. Гераклит (ок.540-475 до н.э.) использовал термин «логос», как обозначение разумно-логической природы бытия, определяющего порядок и «меру» всех процессов. Всеуправляющий «логос» у Гераклита объективно существует в душе человека, как преобразующий творческий «сам себя умножающий» логос — разум, способный постичь сущность бытия. Идея космоса как единого вселенского организма, подчиненного строгому математическому порядку, близкая к гераклитовскому учению о логосе, получила у пифагорейцев выражение высшей гармонии, звуки которой слышат особенно одаренные люди. В своей объективно-идеалистической философии Платон (428 или 427 - 348 или 347 г. до н. э.) развил ученье об Эросе как о своеобразной устремленности «одержимости» человека к достижению высшего неизменного и неподвижного мира духовных сущностей - «идей». Творчество Платоном представлялось в виде наития, выходящего за пределы обычного умения, а источник этого наития приписывался высшим силам, внешним по отношению к человеку. Вдохновение он считал одним из условий творческого акта. Аристотель (384 - 322 г. до н. э.), завершивший традиции античных философов, выдвинул идею о неподвижном «перводвигателе» и «божественном бытии». Преодоление противоречий в познании, по мнению Аристотеля, способствует рождению истины, и изучение мыслительной деятельности, ведущей к истине, приведет к безусловному знанию в аподейктике, т.е. достоверному знанию. Античные философы связывали творчество со сферой изменчивого бытия, созерцание которого становится смыслом всякой деятельности, в том числе и творческой. (79)

Философские воззрения на творчество в средние века связаны с пониманием Бога как творца мира и творчества как волевого акта божественных сил. В теологии и философии Августина (354—430) важнейшее место занимает положение о том, что творческий процесс состоит не только в открытии новых истин, но и в преодолении заблуждений. Идеи, согласно его философской концепции, являются предвечными мыслями Бога-творца, и, познавая Бога, человек окончательно убеждается, что только божественному творчеству и божественному вмешательству он обязан всем своим знаниям. По его утверждению, Бог является единственным источником возникновения каждой вещи и любого существа, и наличие божественной воли предваряет всякое творение. Только сверхъестественное «озарение», неожиданно приходящее от всевышнего и единого небесного учителя, является источником творческой деятельности человека.

В философии Ибн-Сина (980 - ...) - это имя было латинизировано в имя Авиценна, - одной из важнейших является мысль, согласно которой создание мира Богом было необходимо для того, чтобы человек мог познавать мир, а через него и Бога. В учении об эманации (истечении) он подчеркнул значение деятельностного космического разума, излучающего силу, которая переходит к предметам воображения. Благодаря этому происходит просветление человеческого разума, а максимальное освобождение человеческой души от действия чувств уподобляет ее душе ангелов, и такой человек становится заместителем Бога на земле, постигает тайны мира, получая откровения, т. е. человеком-творцом.

Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности

В данном параграфе исследуются вопросы формирования личности, анализируются современные концепции изучения личности и ее структуры с целью обоснования условий, интенсифицирующих процесс формирования творческой личности учителя. Мы солидарны с определением личности как субъекта отношений и созидательной деятельности; как устойчивой системы социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. (178,С.314) Очевидно, что сегодня в науке нет единодушия ученых относительно трактовки понятия «личность», включенности биологического в социальное, в определении философско-антропологических категорий (человек, личность, индивид, индивидуальность), и построении ее структуры. Проблема соотношения биологического и социального в человеке в психологии фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы развития личности; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира. С возникновением в конце XX века предсказанных В. И. Вернадским глобальных последствий воздействия человека и общества на окружающую среду, когда человек выступает не только как носитель и творец, но и как разрушитель, постепенно меняются и теоретические представления о потенциале сознания, развития и деятельности личности. Мы считаем, что в проблеме социального и биологического в человеке можно выделить следующие положения, ставшие общепризнанными. Во-первых - социальное является доминирующим и определяющим качеством в характеристике личности, и вместе с тем, человек остается и природным существом (биологическим). Во-вторых - биологическое, функционально выступает как один из необходимых механизмов существования социального, обслуживает жизнедеятельность, вытекающую из производственной жизни, основанной на общении, становясь, таким образом, социально-биологическим, специфически человеческим. Мы согласны с положение Б. Ф. Ломова о том, что формирование личности и созревание человеческого организма - это не два разных, параллельных или даже взаимодействующих процесса, а единый процесс онтогенетического развития человека. (99). Биологические особенности всякого человека выступают как необходимые предпосылки развития личности, но личностью становятся по мере включения в мир социальной жизни. (10) В современной психологии необходимость разведения понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» и «человек» признается практически всеми психологическими направлениями, (Б. Г. Ананьев, Б. В. Зейгарник, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ш. А. Надирашвили). Многообразие связей человека с миром, т.е. природой, обществом, техникой, культурой, обуславливает его изучение с различных позиций как целостное образование. «Человек - это высшая ступень живых организмов на земле; субъект общественно-исторической деятельности и культуры». (178,С.769) «Человек» - прежде всего понятие, выражающее наиболее существенные особенности жизнедеятельности человеческого рода. По мере становления эти особенности постоянно видоизменяются, приобретая особенное историческое своеобразие в каждую конкретную эпоху (человек эпохи Ренессанса, современный человек и т.д.). Понятие «человек» является более обобщенным, чем понятие «личность», которое выступает как его многозначная конкретизация. В более узком значении понятие «человек» употребляется для обозначения единичного носителя социальных качеств, а так же как указание на отдельное лицо, в значении понятия «индивид». «Индивид» - обозначение единичного, в отличив, от совокупности, отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличии от коллектива, социальной группы, общества и т.д. (178,С. 206) Понятие «индивид» может быть использовано для выражения принадлежности отдельного человека как к социобиологическому виду Homo Sapiens, так и к социальному целому и входить как составная часть в понятие «личность», являясь его основанием и предпосылкой возникновения (18). Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация филогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма, в основе которого лежат преимущественно адаптивные процессы. (19). «Индивидуальность» - неповторимое своеобразие явления, отдельного существа, человека. (178.С.206) Индивидуальность является предпосылкой развития личности. «Индивидуальные свойства» (термин Б. Г. Ананьева) - природные задатки, темперамент - является строительным материалом для формирования личности, и «используя их, социальное ведет к образованию функциональных новообразований в самом биологическом» (74) «Индивидами рождаются, а личностью становятся», (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) При исследовании индивидуальности личности как субъекта деятельности поднимаются проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции; механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности; общих и специальных способностей как характеристик успешности выполнения деятельности.(19) Личность- неповторимое существо, обладающее конкретной, качественной определенностью, единичностью и индивидуальностью.

Содержание художественно-технологической деятельности как средства формирования творческой личности будущего учителя

В данном параграфе рассматриваются вопросы содержания обучения художественно-технологической деятельности, согласующегося с современными потребностями общества, выявляются ее оптимальные формы, как средства формирования творческой личности учителя. Ключевым документом, определяющим содержание и результаты учебного процесса в системе высшего образования, являются Государственные образовательные стандарты. ГОС ВПО обеспечивают сопряженность и преемственность образовательных программ различного уровня направленности. Непрерывное образование рассматривается как педагогическая система, выступающая в качестве основы целенаправленного разностороннего творческого развития личности. Сущность непрерывного образования предполагает гуманистический тип отношений участников образовательного процесса и творческое саморазвитие обучающихся, создание обучающей среды для поступательного творческого развития личности в различных видах деятельности, включая профессиональную реализацию, обеспечивающую успешную адаптацию к современной, динамичной социально-экономической ситуации. Непрерывное образование базируется на активной, творческой, преобразующей деятельности личности, поиске своего места в культурном, социальном, коммуникативном, профессиональном взаимодействии. Условием преемственности в непрерывном образовании является совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, ассимилированных личностью в ходе предшествующего обучения и являющихся областью потенциального развития для последующего обучения. Обучение художественно-технологической деятельности основывается на учебной программе дифференцированного характера, логично включенной в учебный процесс, максимально отражающий своеобразие целей, задач, эволюцию в накоплении знаний, умений, навыков творческой деятельности, а также качественные изменения внутренних психологических механизмов творческого развития личности. Содержание художественно-технологической деятельности должно: - быть направлено на формирование и развитие творческой личности студента; - учитывать индивидуальные различия и специфику интересов студентов; - учитывать уровень подготовленности студентов; - учитывать специфику формирования творческой личности, в процессе воспитания и самовоспитания. Предшествующий уровень образования студентов педагогических университетов среднее (полное) общее образование является базисными для организации художественно-технологической деятельности в педагогическом университете. Согласно ГОС ВПО выпускники педагогических университетов должны быть готовы «осуществлять обучение и воспитание, с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения...», Видами профессиональной деятельности специалиста являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и др. (64) Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, согласно ГОС ВПО, предполагают включение в учебный процесс лабораторных практикумов по дисциплинам предметной подготовки, способствующих формированию у студентов навыков самостоятельного поиска информации, планирования и проведения экспериментальной работы. Выпускник должен владеть педагогическими технологиями, уметь осуществлять проектную деятельность, начиная от осознания проблемы и кончая получением реального результата, уметь оказывать помощь учащимся в самопознании и др. Специалист должен уметь: осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом преподаваемого предмета, стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации и т. д.(64) В условиях, когда образованность, профессионализм, способность к творчеству становятся наиболее значимыми, возрастает необходимость в удовлетворении развивающихся потребностей личности. Вузовская система обучения предполагает освоение содержания образования при преобладании самостоятельной работы (50% учебного времени), требует творчески осваивать содержание учебных дисциплин, овладевая самообразовательными умениями приобретения фундаментальных знаний. В содержание обучения художественно-технологической деятельности необходимо включить не только специфические приемы деятельности, но и образные приемы мышления. Ведь опыт осуществления способов деятельности накопленный, человечеством в процессе труда, находится вне личности, пока она в процессе практики не сделает его своим достоянием, своим опытом. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений, усвоенных в процессе образования и воспитания.

Эффективность формирования творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности (метод экспертной оценки)

В данном параграфе рассматриваются вопросы эффективности формирования творческой личности учителя в процессе художественно-технологической деятельности на материале трансформации природных форм в орнаментальные мотивы. Для изучения особенностей формирования творческой личности J были привлечены студенты 2 и 3 курсов факультета технологии и і предпринимательства Московского городского педагогического ] университета. Выбор студентов обусловлен действующими учебными \ планами, предусматривающими изучение темы «Декоративно- прикладное искусство» именно на этих курсах. Исследование осуществлялось на кафедре дизайна и технологии этого факультета с 1997 по 2003 учебные годы, в нем было задействовано 300 студентов, применялись различные методы исследования (наблюдение, индивидуальные беседы, опрос, тестирование, экспертная оценка учебных работ студентов и т.д.). Задачами констатирующего этапа исследования явилось: - определение исходного уровня творческих качеств личности студентов, уровня знаний, умений и навыков художественно-технологической деятельности; - выявление готовности студентов к ведению художественно-технологической деятельности; - выявление трудностей, мешающих осуществлению художественно-технологической деятельности. Анализ учебно-методической литературы показал, что в качестве основной задачи обучения студентов чаще всего выступает освоение приемов и технологий одного или нескольких смежных видов художественной обработки материалов.( 115,150) Вопросы изобразительных возможностей художественных технологий в этих изданиях почти не затрагиваются, упражнения носят репродуктивный характер, предлагая повторять готовые варианты, не всегда соответствующие высоким эстетическим критериям. Руководства по различным видам художественной обработки материалов, адресованные чаще всего любителям, содержат низкокачественный как методический, так и иллюстративный материал.(32,90,123) Однако эти источники являются наиболее доступными и на этом материале формируются эстетические предпочтения студентов. Во время педагогической практики со студентами выявились основные трудности художественно-технологической деятельности, с которыми сталкиваются учителя школ. Это, прежде всего, недостаточное понимание специфики изобразительных возможностей в освоении художественных технологий, использование в декоративных изделиях изображений, характерных для других видов изобразительного искусства (графика, живопись), имеющих совершенно другие задачи и способы реализации. Отмеченные недостатки препятствуют пониманию эстетической ценности декоративного искусства и снижают качество учебных работ, формируют низкокачественные художественно-вкусовые предпочтения и неверные ориентиры в творческой деятельности. Для выявления уровня подготовленности студентов к ведению художественно-технологической деятельности были проведены индивидуальные беседы, опросы направленные на определение уровня знаний, умений и навыков технологической деятельности, а также уровня творческого потенциала. Выяснилось, что подавляющее количество студентов (85%) владеет основными технологическими приемами хотя бы одного вида художественной обработки материалов, освоенными в процессе общего среднего образования, а также в системе дополнительного образования. Это несложные виды вышивки - стебельчатый и тамбурный швы, вышивка крестом (30%), реже гладью (5%), макраме (5%), вязание крючком и спицами (10%), выпиливание (20%), контурная или трехгранновыемчатая резьба (15%). 30% студентов владеют приемами нескольких технологий художественной обработки материалов (например, вышивка, текстильная аппликация), 10-15% студентов рассматривают эти виды деятельности как хобби. Чаще всего в свободное время студенты занимаются биссероплетением, вышиванием, резьбой по дереву. Многие студенты (60%) посещали учреждения дополнительного образования или школьные кружки, а также кружки в летних оздоровительных лагерях. Учебные задания по копированию народных орнаментов показали, что студенты владеют художественно-графическими навыками на минимальном уровне. Уровню их художественно-графической подготовки доступна репродуктивная художественно-творческая работа. Однако, более сложный этап изучения орнаментального творчества, а именно, изучение композиции орнамента вызывает сложности. Студенты не понимают условно-абстрактного языка орнаментальных мотивов и их элементов, трудно обнаруживают и воспринимают гармоническую взаимосвязь узора и формы, с трудом выявляют композиционную структуру орнамента, не все могут предложить собственный достойный вариант мотива и орнамента. Анализ проведенной работы дал возможность выявить проблемы, препятствующие полноценному формированию творческой личности учителя. К числу наиболее существенных проблем обучения можно отнести такие как: - творческая направленность личности находится на уровне начальных технологических умений; - низкий уровень независимости суждений; - неспособность к формированию собственного творческого замысла; - низкий уровень эстетических предпочтений, формирующих художественный вкус; - несформированность образно-абстрактного мышления и эмоционально-оценочного восприятия; - низкая степень художественно-графической подготовки студентов (в рамках образовательного стандарта средней школы); - разрыв между усвоением технологических и художественно-композиционных знаний и умений. Наличие этих проблем ограничивает процесс изучения народного и декоративно-прикладного искусства освоением технологических приемов традиционных ремесел, что является лишь начальным этапом образования и развития творческой личности учителя. Необходимо логически продолжить этот процесс и рассмотреть вопросы оптимизации изобразительных возможностей художественной обработки различных материалов и создания орнаментальных композиций, как традиционной стилистики, так и оригинальной авторской, учитывающей особенности конкретной художественной технологии обработки материалов.

Похожие диссертации на Формирование творческой личности будущего учителя в процессе художественно-технологической деятельности