Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Никеева, Марина Михайловна

Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок
<
Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никеева, Марина Михайловна. Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Йошкар-Ола, 2006. - 167 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок 14

1.1. Нравственные представления как основа нравственной культуры личности 14

1.2. Педагогические возможности народных сказок в формировании основ нравственных представлений у младших школьников 32

1.3. Модель системы формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок 49

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок 54

2.1. Содержание опытно - экспериментальной работы по формированию основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок 54

2.2. Обработка и интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы 78

2.3. Педагогические условия формировании основ нравственных представлений младших школьников 95

Заключение. 114

Библиография 119

Приложения 134

Введение к работе

Социально - экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют модернизации системы образования. Государственная политика в этой области отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья), основными положениями которых являются: «получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей».

Вместе с тем, демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: терроризм, межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует как проблему нравственного воспитания молодежи в целом, так и формирования основ нравственных представлений у младших школьников в частности.

Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как нравственное воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и приви-

тие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре - искусству и фольклору. Человек только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Вместе с тем, накопленный материал по проблеме формирования и развития нравственности подрастающего поколения с учетом современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, необходимо переосмыслить.

В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю.П. Азарова, Л.М. Архангельского, О.С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, Е.В. Васильева, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лиха-

чева, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, В.Н. Мясищева, И.П. Павлова, И.П. Прокопьева, Л.И. Рувинского, Л.Ю. Сироткина, И.Ф. Харламова, В.Э. Чуд-новского, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и других исследователей.

Своеобразие нравственного воспитания школьников и его методики нашли отражение в трудах Т.И. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М.М. Кониной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, СВ. Петериной, Л.П. Стрелковой, A.M. Сча-стной, Л.Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности младшего школьного возраста. По мнению большинства ученых, именно в этот период формируются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость, интерес к профессии и пр. В воспитании перечисленных качеств немаловажное значение имеет использование фольклора; его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников.

Многие современные писатели и педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амо-нашвили, В.П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л.Л. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршенкова, Дж. Родари, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности младшего школьника. По мнению ученых, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно - воспитательной работе школы.

Значительный вклад в развитие русского сказковедения внесли известные ученые-фольклористы: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Д.Д. Зуев, Е. Мелетинский, Э.К. Померанцева, В.Я. Пропп, Я.В. Соколов, В.И. Чиче-ров и др. Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

Изучению сказки как источника творчества детей посвятили свои труды И.Н. Кольцова, Ю.А. Лебедев, Ю.В. Филиппов, Л.В. Филиппова, A.M. Фирсова, и др.

Использование сказок в экологическом воспитании детей рассматривают в своих работах Э.И. Иванова, Н.Н. Кравцов, С.Н. Николаева, Р.Ю. Посылкина, Н.А. Рыжова и др.

Научно - методические рекомендации этих авторов по использованию сказок в формировании личности школьников успешно используются в практике работы многих образовательных учреждений. Вместе с тем, в педагогической науке остается недостаточно раскрытой проблема формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок, не отображено его содержание и не выявлены педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.

Таким образом, имеет место противоречие между требованием формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок? Это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок.

Гипотеза исследования: формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок будет проходить более эффективно, если:

разработана и апробирована в учебно - воспитательном процессе начальной школы авторская программа по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок;

учтены особенности формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой;

применены наиболее эффективные приемы и методы, направленные на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;

обеспечена преемственность между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей;

создан благоприятный психологический климат в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание - нравственных представлений у младших школьников как основы нравственной культуры личности.

  1. Определить педагогические возможности народных сказок в формировании нравственных представлений у младших школьников.

  2. Разработать и апробировать в учебно - воспитательном процессе начальной школы научно обоснованную модель системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок.

  3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок.

  4. Определить показатели- и уровни сформированности основ нравственных представлений у младших школьников.

Методологической основой исследования явились диалектическая теория познания и теория деятельности; философские, психологические и педагогические идеи о человеке как высшей социальной ценности; концепции гуманитаризации и гуманизации образования; основные теоретические положения целостного, личностного и культурологического подходов в процессе становления личности; общетеоретические основы нравственного воспитания детей; положения отечественной психологии о восприимчивости ребят младшего школьного возраста к социально-педагогическим воздействиям.

Теоретическую основу исследования составляют теория развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев); работы раскрывающие, теории формирования нравственности (И.С. Марьенко, И.П. Прокопьев, Л.Ю. Сироткин, Л.И. Ру-винский, В.А. Сухомлинский, В.Э. Чудновский, Н.Е. Щуркова и др.), работы по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (К.Ш. Ахияров, П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов); теория воспитания и перевоспитания педагогически запущенных подростков (А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, И.В. Павлов и др.).

Для решения задач исследования, проверки гипотезы использовался комплекс методов: анализ философской, педагогической, психологической литературы и фольклора; изучение и обобщение передового опыта школ Республики Марий Эл; синтез, конкретизация, аналогия, моделирование, методы педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опрос), педагогический эксперимент и др.

Опытная работа, организованная как педагогический эксперимент, была проведена в гимназии №14 города Иошкар - Олы. Всего в исследовании приняли участие 207 учащихся и 19 педагогов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 2001-2005 гг.

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) - констатирующем - изучался уровень разработанности проблемы исследования, был проведен анализ психолого - педагогической, философской, социологической, культурологической литературы; определены объект, предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования; определялись программа и методы проведения педагогического эксперимента, апробировались некоторые методики педагогического диагностирования.

На втором этапе (2002-2004 гг.) - формирующем - разрабатывалась и апробировалась модель системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок; выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок; изучалось состояние информационно -аналитического сопровождения воспитательного процесса в школах, велось целенаправленное систематическое наблюдение за деятельностью учителей начальных классов, использующих народную сказку как средство воспитания; проводились контрольные «срезы» и т.д.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) - обобщающе - аналитическом - систематизировались и уточнялись практические результаты опытно - экспери-

ментальной работы по проверке эффективности разработанной модели системы формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок, а также педагогические условия использования сказок в формировании основ нравственных представлений учащихся начальной школы. Сравнивались и обобщались выводы, уточнялись основные выводы и практические результаты, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно - экспериментальной работы; формулировались основные положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ психолого - педагогической литературы и материалов исследования по проблеме нравственного воспитания учащейся молодежи и наше собственное исследование показали, что народные сказки обладают большим педагогическим потенциалом: способствуют формированию у младших школьников нравственного сознания; воспитывают у них нравственные чувства; формируют у детей нравственные отношения; формируют у них нравственные умения, навыки и привычки поведения. Грамотное и умелое использование данного потенциала народных сказок может играть важную роль в формировании нравственных представлений у младших школьников.

  1. Совершенствованию нравственного воспитания младших школьников, в том числе и формированию у них нравственных представлений, способствует разработка и апробация научно обоснованной модели системы, которая состоит из таких взаимосвязанных компонентов, как цель, задачи, закономерности, принципы, содержание работы, организационные формы, методы, средства и результаты.

  2. Эффективность формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок обеспечивается при создании следующих педагогических условий:

разработка и апробация в учебно - воспитательном процессе начальной школы авторской программы по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок;

учет особенностей формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой;

применение наиболее эффективных приемов и методов, направленных на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;

обеспечение преемственности между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей;

создание благоприятного психологического климата в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Разработана модель системы формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок, включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание работы, организационные формы, методы, средства и результаты.

  2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок: разработана и внедрена в учебно - воспитательный процесс начальной школы авторская программа по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок; учтены особенности формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой; применены наиболее эффективные приемы и методы, направленные на осознание и активное овладение младшими

школьниками системой нравственных представлений; обеспечена преемственность между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей; создан благоприятный психологический климат в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников посредством народной сказки.

3. Определены основные показатели и уровни сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику воспитания школьной молодежи. В нем определены педагогические возможности народных сказок в формировании и развитии младших школьников, раскрыты сущность и содержание нравственных представлений младших школьников, рассмотрена методика использования народных сказок в формировании нравственных представлений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения деятельности учителя начальных классов по формированию основ нравственных представлений у младших школьников. Разработана и апробирована авторская программа по формированию нравственных представлений у младших школьников. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, а также в системе повышения квалификации и переподготовке учителей начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены его методологической основой, комплексным использованием адекватных поставленным задачам методов исследования, длительностью проведенной опытно-экспериментальной работы, положительными изменениями в уровне сформированности основ нравственных представлений у младших школьников, успешным внедрением результатов исследования в практику работы общеобразовательных школ Республики Марий Эл.

Апробация результатов исследования проводилась в гимназии № 14 г. Иошкар - Олы, на семинарах и заседаниях методических объединений учителей начальных классов, на курсах повышения квалификации в Марийском институте образования, на региональных, межвузовских научно -практических конференциях (гг. Иошкар - Ола, Чебоксары, Казань и др., 2001-2005 гг.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Нравственные представления как основа нравственной культуры личности

Активное и созидательное исполнение норм нравственности подразумевает определенный уровень сформированности нравственной культуры гражданина демократического общества.

Нравственное развитие и воспитание младших школьников исследовали известные психологи, педагоги (СП. Баранов, О.С. Богданова, Л.И. Божо-вич, Н.И. Болдырев, Л.Ф. Болотина, В.П. Будыхо, И.А. Каиров, О.Д. Калинина, Т.Е. Конникова, А.А. Люблинская, Н.А. Лялин, И.С. Марьенко, Н.И. Му-шенок, В.И. Петрова, Л.И. Рувинский, В.П. Стрезикозин и др.).

По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить о нравственной культуре школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на общечеловеческих ценностях.

Раскроем понятие «общечеловеческие ценности», так как считаем его одним из основных в нашем исследовании. Под ценностями понимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)» [138, 534]. Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого являются нормативными по своему характеру.

Прогрессивные мыслители, философы, педагоги каждого народа всегда отстаивали идею признания человека высшей ценностью. Все остальные ценности, называемые общечеловеческими конкретизируют представление об этой центральной ценности или являются условиями ее существования.

К. Роджерс [142, 204] высказывает предположение, что общие для людей ценности гуманистичны и конструктивны по своей природе, они связаны с совершенствованием человека и общества, с выживанием и дальнейшей эволюцией человека как вида. Общий вывод ученого заключается в том, что универсальные ценности действительно существуют, однако они лежат вне человека, не в какой бы то ни было присваемой человеком морали или идеологии, а в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни; поэтому их нельзя дать человеку, можно лишь создать определенные условия для их полноценного развития.

Общечеловеческие ценности к концу XX века определены мировым сообществом и зафиксированы в основополагающих документах ООН о правах человека - Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Принципы этих документов разделяются всеми историческими общностями людей, т.к. в них отражены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Свобода является базовой ценностью человеческих взаимоотношений в цивилизованных обществах, что зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека. Свобода - краеугольный камень, основа правосознания граждан. Свобода, по М.К. Мамардашвили, -это основная цель человеческих стремлений [107]. Согласно О.С. Газман, демократически воспитанная личность свободна и уважает свободу других, то есть толерантна [46, 204]. По определению А. Иоффе, толерантность - это терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Проявлениями толерантности являются умение выслушивать иную точку зрения, уважительно от нестись к ней, признание возможности существования разных взглядов, способность к общению без нападок на личность другого человека [76, 57].

Следует заметить, что общечеловеческими ценностями являются не те ценности, которые признаются всеми людьми (такое единодушие практически невозможно), а те, которые могут быть приняты каждым человеком в силу его принадлежности к человеческому роду. Безусловно, синтезом общечеловеческих ценностей является духовность, то есть такие духовно-нравственные ценности, как Истина, Добро, Красота, Любовь [72, 82].

В настоящее время общечеловеческие ценности приобретают функцию объединения людей для взаимной поддержки и, в конечном счете, для выживания. Проблема взаимодействия всех народов на основе общечеловеческих ценностей сегодня является актуальной как никогда раньше.

Нависшая над человечеством опасность уничтожения в результате непродуманного воздействия человека на природу, разрушительной мощи созданного им оружия, требует единения усилий всех людей на планете. Ориентация на такую важнейшую общечеловеческую ценность, какой является мир, требует гуманизации[29, 104] отношений как международных, так и внутри страны. Недоверие и враждебность, которые существовали между государствами с различным политическим строем, должны смениться миролюбием, стремлением к сотрудничеству, а также объединению усилий, направленных на сохранение мира, природной среды.

Б.Т. Лихачев подчеркивает важность формирования у детей «понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов; сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий» [96, 275].

Министерство образования и науки РФ считает необходимым осуществить ориентацию детей на вечные абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.

Как известно, от природы человек не получает программы жизни, поведения, отношения к миру. Он сам программирует свою жизнь, нуждаясь при этом в ориентациях. Такими ориентирами и выступает система ценностей, выработанная обществом, членом которого он является.

Раскроем сущность нравственной культуры личности. «Формирование нравственной культуры личности имеет целью сформировать объективное отношение человека к субъективным ценностям, заложить основы ценност-но-ориентационной, целемотивационной культуры. Главной стороной направленности личности является ее отношение к людям, к общественным институтам, выражающееся для индивида в его идеологических убеждениях, в его морали и нравственности» [181, 25].

Сущность нравственной культуры, выявленная B.C. Ледневым, конкретизируется В.А. Сластениным следующим образом: «Усвоение и принятие личностью нравственных норм, принципов, категорий, идеалов, которые в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе» [152, 56].

Модель системы формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок

Происходящие в обществе социально-педагогические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в системе образования и воспитания. В этих условиях особое внимание уделяется совершенствованию нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой [115]. Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения этой задачи, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества, а именно в сказках. Процесс нравственного воспитания, в том числе формирование нравственных представлений средствами народных сказок должен начинаться как можно раньше с первой ступени системы образования и воспитания, так как в этом возрасте происходит интенсивное накопление нравственного опыта, и имеются возможности для использования народных сказок.

Противоречие между социальным заказом общеобразовательной школе на совершенствование системы формирования нравственных представлений младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке предопределило необходимость создания и экспериментального обоснования соответствующей модели. На основе анализа специальной литературы и результатов констатирующего эксперимента нами разработана и апробирована модель системы формирования нравственных представлений младших школьников с использованием сказок, которая состоит из таких взаимосвязанных компонентов, как цель, задачи, закономерности, принципы, содержание работы, организационные формы, методы, средства и результаты (рис. 1). Основой данной модели является цель, сформулированная следующим образом: совершенствование процесса формирования нравственных представлений младших школьников посредством сказок.

Внедрение данной модели было направлено на решение ряда конкретных задач:

- ознакомление младших школьников с народными сказками; - формирование у них первоначальных представлений о нравственных качествах личности; - формирование у них положительного отношения к проявлениям нравственных качеств в поступках и действиях; - выработка у учащихся привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения. В ее основу были положены следующие закономерности воспитания: - воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка; - содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, поэтому вариативно и определяется на каждый данный момент развития их потребностями; - развитие личности обусловлено уровнем ее активности в совместной деятельности педагога и ребенка; - внутреннее состояние ребенка способствует успешному формированию у него основ нравственных представлений. Согласно разработанной нами модели основными принципами, лежащими в основе нравственного воспитания, стали: - целеустремленность; - воспитание в процессе деятельности; - воспитание в коллективе; - доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей; - единство, согласованность, преемственность и систематичность воспи тательных воздействий; - связь воспитания с жизнью. Задачи, закономерности и принципы системы реализуются в ее содержании. Оно направлено на формирование у младших школьников средствами народных сказок нравственного сознания; нравственных чувств; нравственных отношений: отношение к Родине, к другим странам и народам; отношение к труду; отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; отношение к другим людям и отношение к себе; нравственных умений, навыков и привычек поведения. В нашей модели мы использовали классификацию форм организации нравственного воспитания, которая имеет три направления: первое - по отношению к объектам воспитания (коллективные, групповые и индивидуальные формы), второе - по характеру воздействия (информационные, действенно-практические и синтетические формы), третье - в зависимости от методов воспитания (словесные, практические и наглядные формы).

В модель мы включили четыре группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов): разъяснение, внушение, этическая беседа, чтение и рассказывание народных сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов и метод примера, использование педагогических ситуаций; - методы организации деятельности, общения, опыта общественного по ведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, уп ражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций; - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: сорев нование и поощрение; - методы контроля, оценки и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение за детьми, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности ребенка и выполнения им поручений, создание ситуаций для изучения особенностей поведения воспитуемых в той или иной обстановке.

Содержание опытно - экспериментальной работы по формированию основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок

Важным этапом прогнозирования результатов эксперимента была разработка программы опытно-экспериментальной работы по формированию основ нравственных представлений младших школьников посредством сказок (см. Приложение 1), содержащая в себе цель эксперимента, идею, замысел, гипотезу, прогноз ожидаемых результатов и учет возможных негативных последствий, компенсационные механизмы, этапы эксперимента, критерии оценки результатов и пр.

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и обобщающе - аналитического этапов эксперимента. На констатирующем этапе было исследовано состояние использования сказок в учебно -воспитательном процессе начальной школы. Результаты и анализ этого этапа исследования изложены во втором параграфе второй главы нашей работы.

В ходе формирующего эксперимента была разработана и экспериментально апробирована в муниципальном общеобразовательном учреждении № 14 г. Йошкар - Ола программа «Формирование нравственных представлений младших школьников посредством сказок». В основу данной программы была положена модель системы формирования основ нравственных представлений младших школьников с использованием сказок.

Главной целью работы по формированию нравственных представлений младших школьников было упрочение фундамента нравственных основ личности и формирование у них способности руководствоваться в собственном поведении моральными нормами, ориентироваться на моральные ценности. Как было показано выше, нравственные представления - это еще недостаточно изученное сложное личностное образование, продукт трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и самим собою.

На основании изучения и анализа психолого-педагогической литературы нами была выделена совокупность нравственных представлений, состоящая из трех групп.

Детализируя содержание нравственных представлений младших школьников, нами была разработана соответствующая им структура, состоящая из трех блоков и являющаяся целостным образованием. Взаимосвязь блоков обеспечивает всесторонность и гармоничность, их динамическое функциональное единство в нравственной структуре личности. Структура-блоков относительно устойчива и вместе с тем динамична, поскольку постоянно совершенствуется личностью. Блоки характеризуются также противоречивым единством таких содержащихся в них качеств, как большая или меньшая интенсивность их проявления. Структура блоков как в целом, так и поэлементно обеспечивает разнообразные функции сознания:

- представления ценностей (доброжелательность, счастье, дружба, честность, справедливость);

- представления отношений (ответственность, милосердие, гуманизм, долг);

- представления поступков (трудолюбие, патриотизм).

Учитывая вышеизложенное, в процессе эксперимента решались следующие основные задачи:

- ознакомление младших школьников с народными, а также авторскими сказками и формирование у них на этой основе первоначальных представлений о нравственных качествах личности;

- воспитание у ребят младшего школьного возраста нравственных чувств;

- формирование у них положительного отношения к проявлениям нравст венных качеств в поступках и действиях; - выработка у школьников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Эти задачи решались нами поэтапно и конкретизировались в ходе внедрения нашей модели в работу общеобразовательного учреждения.

Немаловажной задачей, во многом определяющей конечный результат работы, был отбор сказок, который осуществлялся в направлении расширения и углубления круга нравственных представлений и чувств младших школьников.

Для воспитания эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы и обогащения нравственных чувств нами отбирались такие народные сказки, которые вводили детей в область более сложных переживаний и в то же время могли ассоциироваться с их жизненными впечатлениями. Очень важно было вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках. Одним из ключевых вопросов было выделение критериев отбора народных сказок с нравственной направленностью: 1. Одним из главных критериев являлась высокая художественная и воспи тательная ценность произведения. Сказка, как и любое художественное произ ведение, представляет собой сложный комплекс, систему идей, мыслей, выра женных в богатых, ярких образах. Взаимоотношения героев, их поступки и действия, их чувства, переживания, мысли, особая ситуация, в которой они на ходятся, - все это сильно действует на чувственное восприятие детей и способ ствует формированию их нравственных представлений. 2. Наличие действенного сюжета, его увлекательность также учитывались нами при выборе народных сказок. Сюжет должен был концентрироваться во круг одной основной мысли, так как ребенок школьного возраста не может ох ватить в одно и то же время несколько идей. Увлекательный, динамичный сю жет вызывает у детей желание действовать. 3. Следующим критерием была ассоциативность. В сказках особенно интересует детей наличие ярких, динамичных образов персонажей, которое активизирует их желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. 4. Важным критерием отбора была доступность сказки. Ее язык должен был быть простым, но не примитивным. Таким образом, при отборе сказок мы учитывали их соответствие уровню развития младшего школьника, а также задачам обучения и воспитания, их художественную и воспитательную ценность, способность оказывать влияние на формирование определенных нравственных качеств школьников и возбуждать у них положительные эмоциональные чувства, понятность, увлекательность. В ходе работы в центре внимания была методика, приемы и формы использования сказок в формировании основ нравственных представлений младших школьников.

Педагогические условия формировании основ нравственных представлений младших школьников

Всякая педагогическая система, как известно, может успешно функционировать только при соблюдении соответствующих условий (Ю.К. Ба-банский, Г.И. Вергелес, М.Е. Дуранов, Ю.П. Соколиков и др.).

В процессе теоретического осмысления формирующих воздействий и в ходе последующих их апробаций мы попытались выделить следующие педагогические условия, способствующие эффективному формированию нравственных представлений младших школьников. При этом мы руководствовались рекомендациями Г.И. Вергелес [35], считающей, что успешность выделения педагогических условий зависит от четкости определения той конечной цели или результата, которые должны быть достигнуты: от понимания того, что совершенствование обучения, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда условий, их системы; на определенных эта пах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации.

«Условие» в современном понимании трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит или это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности» [134, 453].

С педагогической точки зрения сущность и структура, функции педагогических условий рассмотрены в трудах многих известных ученых-педагогов: B.C. Леднева [94], В.Г. Максимова [106], Н.И. Монахова [114] и мн. др.

И.Я. Лернер под термином «педагогические условия» подразумевает те факторы, которые обеспечивают успешное обучение. При этом он считает, что «важнейшим и первым дидактическим условием конструирования логически учебного предмета является осознание и разработка всех компонентов содержания предмета, учитывающих единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Когда это условие соблюдено, необходим учет закономерностей усвоения и обучения в целом. Это определит виды и порядок деятельности учителя и учащихся в логике учебного предмета» [95].

В.И. Андреев [9, 107] определил педагогические условия как обстоятельство, при котором компоненты учебного процесса представлены в единстве (учебный предмет, преподавание и учение) в наилучшем взаимоотношении, которые дают учителю возможность плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно учиться. «Вот почему, — считает Ю.К. Бабанский, - в любом исследовании надо раскрывать взаимодействие педагогов и учащихся... Важно в единстве рассматривать содержание, формы и методы информирования, совместной деятельности и обучения преподавателей и обучаемых...» [13, 67].

С философской точки зрения «условие» выступает как «то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными условными явлениями. Если из всех возможных наборов доста точных условий отобрать общие, получим необходимые условия, т.е. условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ничего, что не было бы излишним с точки зрения обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными условиями» [165, 307].

Логика вышеназванных определений позволяет нам сформулировать свой вариант трактовки сущности педагогических условий применительно к предмету собственного исследования - это совокупность реально функционирующих, взаимосвязанных и взаимообусловливающихся компонентов целостного педагогического процесса, обеспечивающих эффективное решение задач формирования нравственных представлений младших школьников.

Исследователи, занимающиеся разработкой данной проблемы, с разных точек зрения формулируют педагогические условия реализации данного явления.

Так, Е.В. Белоусова рассматривает три группы взаимосвязанных условий в нравственном воспитании младших школьников:

1) общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса (организация классного коллектива, его постепенное сплачивание и совершенствование; обеспечение успеха в учении; сочетание учения с другими видами деятельности);

2) частные условия эффективности нравственного воспитания, влияющие на эффективность использования в нем традиций русского народа (систематическая работа по формированию нравственных представлений и понятий младших школьников; организация системного проявления нравственных представлений и понятий в поведении школьников, недопущение разрыва между развитием нравственного сознания и поведения; стиль нравственных отношений между учителем и учащимися);

3) специфические условия эффективности нравственного воспитания, непосредственно влияющие на использование традиций русского народа (содружество школы и семьи в нравственном воспитании; систематическое ознакомление учащихся и родителей с традициями русского народа; практиче ское включение учащихся в систему традиций русского народа с учетом их возрастных особенностей; формирование на основе традиций русского народа нравственных традиций классного коллектива младших школьников; учет индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста).

Несколько другой позиции придерживается О.В. Леонова, которая считает, что развитие нравственно-волевых качеств личности младшего школьника путем использования средств народной педагогики протекает более успешно, если: - воздействие средств народной педагогики на личность младшего школьника будет осуществляться в единстве когнитивного, эмоционального и ката-тимного потенциала; - содержание образования в дошкольных учреждениях обогатить образцами русского устного народного творчества, расширив их диапазон за счет былин в адаптированном варианте, волшебных и казачьих сказок; - в качестве механизма интериоризации моральных норм будет использоваться идентификация ребенка с героями устного народного творчества; - в педагогическом процессе обеспечить консолидацию воспитательных усилий дошкольных учреждений и семьи в плане формирования нравственного облика дошкольника; - в перестройке имеющегося профессионального опыта педагогов в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки воспитателей с целью освоения новых технологий и методик обучения будет место обновлению научно-методической подготовки за счет использования прогрессивных традиций народной педагогики [167, 89]. Учитывая вышеизложенное, а также опираясь на результаты собственных исследований, нами были выделены следующие педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, наиболее эффективному формированию нравственных представлений младших школьников: - использование специальной программы по формированию основ нравст венных представлений младших школьников посредством народной сказки; - учет особенностей и специфики формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и дидактических средств работы со сказкой; - применение наиболее эффективных приемов и методов, направленных на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений; - обеспечение преемственности между семейным, дошкольным и школьным воспитанием; - благоприятный психологический климат в процессе работы со сказкой. Следует отметить, что процесс реализации выделенных педагогических условий представляет собой единую систему действий, способствующую более эффективному формированию нравственных представлений младших школьников посредством народных сказок.

Похожие диссертации на Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок