Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Фархшатова Гульнара Рифовна

Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен
<
Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фархшатова Гульнара Рифовна. Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : М., 2005 150 c. РГБ ОД, 61:05-13/1361

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов к воспитанию у учащихся - подростков межкультурной толерантности 11

1.1. Межкультурная толерантность как духовная ценность полиэтнического общества 11

1.2. Формирование межкультурной толерантности и культуры межнациональных отношений как социально-педагогическая проблема 29

1.3. Подготовка студента к участию в диалоге культур и перенесению этого опыта в работу с учащимися 42

Глава 2. Методы и формы приобщения студентов к воспитанию у учащихся - подростков межкультурной толерантности 52

2.1. Межэтническое общение как проявление гуманности в совместной воспитательной работе учителей и студентов в ходе педагогической практики 52

2.2. Учебно-воспитательная практика студентов-выпускников в контексте их участия в формировании у учащихся межкультурной толерантности 73

2.3. Содержательно-технологическая модель воспитания у учащихся межкультурной толерантности. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 95

Заключение 114

Список литературы 121

Приложение 133

Введение к работе

Актуальность исследования. В новых социально-экономических условиях, складывающихся в стране в последние годы, интенсивно идёт процесс расширения функций образования, корректировки его целей и содержания, форм и методов, отвечающих потребностям обучения и формирования личности на основе лучших традиций отечественной гуманистической педагогики.

Вместе с тем распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политиконапряженную социально-экономическую ситуацию, обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей. Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.

Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики воспитания основ межкультурной толерантности у учащихся и культуры межнациональных отношений, критического анализа накопленного ранее опыта и новых подходов к его практике с учетом сложившихся ситуаций в сфере межэтнических отношений вызвана рядом обстоятельств. Многие формы, методы и средства воспитания нравственной культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, которые в свое

время считались эффективными, на современном этапе не оправдываются: идёт интенсивный процесс перестройки этнического сознания людей всех национальностей, что ещё более остро ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма, добротворчества и воспитания её в тесной взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей. В период кризиса ценностных ориентации, в процессе перестройки общественной жизни обращение к опыту народного воспитания является особенно актуальным.

Долгие годы теория шла за практическим решением во всех сферах общественной жизни, в том числе и национальной. Поэтому теоретические ошибки в области нравственного социально-этического воспитания фактически следует рассматривать как нарушение принципов гуманистической политики. В период административно-командных методов руководства и управления практика формирования межкультурной толерантности и воспитания культуры межэтнических отношений не испытывала особой потребности в теории и методологии.

Мы исходим из того, что духовно - нравственная культура поведения людей всех национальностей включает не только непосредственно материальное производство, но и всю систему социального бытия. Она -способ жизнедеятельности и показатель уровня развития нравственной культуры полиэтнического общества и коллектива, их экономического и социального здоровья.

В условиях многонационального коллектива задачу формирования у учащихся этнического сознания, межкультурной толерантности и нравственных отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традициях и обычаях своего народа и людей различных этнических групп.

Каков же путь формирования у учащихся культуры нравственных отношений, межкультурной толерантности и норм социально-этического

поведения? Ориентироваться лишь на прошлое, решая многогранные вопросы, связанные с культурой межнациональных отношений, невозможно, так как жизнь многонационального общества беспрерывно создаёт новые ситуации, выдвигает оригинальные, ранее не решавшиеся задачи, и в итоге возникает новый механизм функционирования многонационального общества и межнациональных отношений.

Для того чтобы объективно разобраться в актуальной проблеме формирования культуры нравственных отношений учащихся полиэтнического коллектива, необходимо охватить все её связи и взаимодействия личности, этнической группы, нации, человечества в целом.

Корректно этнопсихологический подход - это составная часть научной методологии анализа состояния межнациональных отношений на современном этапе, в том числе и духовно - нравственного воспитания в целом.

Означенные выше положения, а также недостаточная разработанность педагогической науки в этом направлении и определяют актуальность нашего исследования.

Проблему исследования мы формулируем следующим образом: при каких условиях учебно-практическая деятельность студентов будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию качества профессиональной подготовки будущего учителя к воспитанию у учащихся межкультурной толерантности?

Решение этой проблемы в условиях многонационального коллектива и составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является целостная система педагогической подготовки студентов к воспитанию межкультурной толерантности учащихся.

Предметом исследования - подготовка студентов в процессе учебно-практической деятельности к воспитанию межкультурной толерантности учащихся.

Проблемы, цель и предмет исследования позволили определить задачи исследования:

1. Раскрыть возможности учебно-практической деятельности в подготовке студентов к работе по воспитанию у учащихся межкультурной толерантности.

2. Исследовать содержание, методы и формы организации учебно- практической деятельности студентов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения в процессе учебно-прикладной деятельности.

3. Выявить и научно обосновать педагогические условия эффективной подготовки студентов к формированию у учащихся толерантного сознания и поведения в сфере межнациональных отношений.

В качестве гипотезы принято предположение о том, что учебно-практическая деятельность студентов становится фактором, обеспечивающим эффективную подготовку студентов к воспитанию толерантного сознания как основы культуры межнациональных и межличностных отношений, если она опирается:

на систему этнологических, этнопедагогических,

этносоциопсихологических знаний в сочетании со страноведческо-краеведческими - историческими, культурологическими и искусствоведческими знаниями;

- актуализацию и интеграцию историко-педагогических, теоретико- педагогических, культурологических знаний;

- решение студентами комплексных учебно-воспитательных задач в контексте системного подхода;

- целевую программу воспитания культуры межэтнического общения в общей программе учебно-практической деятельности студентов.

Методологическую основу исследования составляют диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, учение об исторической обусловленности межнациональных отношений в полиэтнических обществах, о решающей роли воспитания в развитии и формировании миролюбивой,

гуманной личности, о месте общественной практики в становлении личности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретический, историографический, сравнительно-сопоставительный анализ литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; лонгитюдные наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности учащихся; методы статистической обработки данных.

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (1998 - 2000 годы) - поисково-теоретический, был посвящен изучению и анализу философской, социологической, психологической, медицинской и общепедагогической литературы по проблеме исследования. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (2000 - 2002 годы) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилась экспериментальная проверка разработанных теоретических положений и технологий, внедрение полученных результатов в практику.

Третий этап (2002 -2004 годы) — заключительно-обобщающий. Осуществлялась коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах исследования, проходила систематизация и обработка результатов исследования, литературное оформление диссертации.

База исследования. В качестве основной опытно-экспериментальной базы были избраны многонациональные школы г. Стерлитамака (школы № 1, 13, 17, 29), г.Салавата (школы № 2, 4), г. Ишимбая (школы № 1,4), Стерлитамакский педагогический колледж, Стерлитамакской

государственной педагогической академии (студенты филологического факультета и факультета педагогики и методики начального образования). В сравнительном плане привлекался опыт и других школ.

Исследованием было охвачено 950 учащихся, 176 студентов, 19 педагогов и методистов, 37 учителей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

вскрыты сущностные связи и отношения между научной, общекультурной и педагогической подготовкой будущих педагогов;

выявлены социально-педагогические особенности формирования толерантного сознания учащихся как основы культуры межнациональных отношений;

- разработаны педагогические критерии, позволяющие определить уровни сформированности у учащихся культуры межнационального общения;

- определены эффективные педагогические условия (с учётом региональных особенностей) формирования основ межкультурной толерантности учащихся в воспитательном пространстве;

обоснованы основные условия, обеспечивающие эффективную реализацию программы подготовки студентов к воспитанию у учащихся культуры межнационального общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе показано изучение данной проблемы с позиций социальной, психолого-педагогической наук, в которых культура межнационального общения рассматривается как проявление толерантного сознания развивающейся личности школьников и практики подготовки студентов. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем

разработаны научно обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить формирование культуры межнационального общения в многонациональных коллективах учащихся. Эти практико-ориентировочные рекомендации имеют конкретный адрес: с успехом, эффективно они могут быть использованы как в школе, так и в процессе подготовки учителей, особенно в ходе педагогической практики, в школе и лагерях отдыха и труда детей и молодёжи; рекомендации могут быть полезными и в работе с родителями. По материалам диссертационного исследования возможно чтение спецкурса и проведения спецпрактикума.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями; достоверностью экспериментальной практики; применением

апробированных методов исследования, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, экспертной оценкой, сопоставимостью опытно-экспериментальных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

Теоретическое и опытное обоснование условий и организационно-педагогических мер формирования толерантного сознания учащихся, осуществление которых позволяет обеспечивать эффективное участие студентов в учебно-практической деятельности в воспитании у учащихся основ межкультурной солидарности.

Педагогические особенности воспитания основ межкультурной толерантности учащихся в условиях социальных перемен.

Критерии и уровни сформированности культуры межнационального общения у учащихся в процессе выполнения расширенной и уточненной программы учебно-практической деятельности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы путем публикации статей по теме исследования; обсуждений на Всероссийских научно-практических конференциях (Тверь,

1998, 1999), региональных научно-практических конференциях (Уфа, 1998; Стерлитамаке, 2001), научно-методических конференциях учителей и студентов (Челябинск, 2004) ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Стерлитамакской

государственной педагогической академии. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, используются в практике работы Стерлитамакской государственной педагогической академии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматриваются его исходные параметры и методика.

В первой главе дан теоретический анализ сущности и состояния подготовки студентов к воспитанию у подростков толерантного сознания и культуры межнационального общения, характеризуется межэтническое общение как феномен гуманности в совместной воспитательной работе студентов и учителей в ходе педагогической практики.

Во второй главе раскрываются основы методов и организационных форм учебно-практической деятельности студентов, нацеленных на воспитание у учащихся 7-9 классов межкультурной толерантности.

В заключении обобщаются основные выводы диссертационного

исследования.

В приложении даны материалы, так или иначе связанные с организацией естественного педагогического эксперимента, а также с собственным опытом многолетнего участия в проведении педагогической практики.

ю

Межкультурная толерантность как духовная ценность полиэтнического общества

Одна из отличительных черт нашего времени - это происходящий во всём мире рост национального самосознания больших и малых народов. Стремление к суверенизации национальных образований - одно из следствий такого явления. При этом человеческая история показывает, что научно- технический и социальный прогресс, стремление к цивилизации усиливают интенсивность интеграционных процессов, что в свою очередь расширяет сферу межнационального общения. Ярким примером этого служит Западная Европа. Стремление народов Западной Европы к объединению (при сохранении своего национального суверенитета) в единое экономическое, финансовое, политическое, культурное и гражданское пространство подсказывает необходимость расширения межнациональных общений. Поэтому в связи с такими процессами одной из важнейших проблем становится проблема формирования межкультурной толерантности и развития культуры межнационального общения, её гуманизации, цивилизации межличностных и межнациональных отношений. В условиях перестройки общественно-политической и социальной жизни на основе рыночных, экономических механизмов, несмотря на потенциальные опасности для свободы и достоинства общества, национальная и общечеловеческая культуры должны привести к совершенствованию социально-нравственных отношений, повышению уровня духовной культуры народа. Как, на каком нравственном уровне человеческих взаимоотношений научатся общаться дети, подростки - от этого во многом зависит будущее цивилизации. В своё время очень справедливо отмечал великий учёный-гуманист, академик В.И. Вернадский, что «человечество едино, и хотя в подавляющей массе это сознаётся, но это единство формами жизни, которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления. Жизнь человечества при всей её разнородности стала неделимой, единой»1. Такое обновление нашего общества требует конструктивного поиска решений современных проблем, среди которых исключительно важное место для нашего многонационального государства занимают проблемы межнационального общения, назревающего противоречия во внутренних сферах общественного и национального сознания. Анализ событий, происходящих в последние годы в пространстве бывшего союза, волна межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Абхазия, Северная Осетия, Чечня и Ингушетия, Дагестан) свидетельствуют о том, что в области национальных отношений мы оказались перед лицом не только серьёзных проблем, но и трагедий. При рассмотрении вопроса о состоянии и развитии межнациональных отношений следует обратить внимание ещё на одну сторону этой многогранной проблемы. Так, причину возникновения межнациональных конфликтов чаще всего стараются объяснить религиозными факторами, т.е. различием веры. Это не совсем верно. Посмотрим на этот вопрос в историческом плане, в плане анализа священных источников. Например, в Коране предписывается жить по заветам 25 пророков. Коран призывает мусульман открыто признать и верить во всех упомянутых пророков. «Скажите — мы веруем в Бога и всех, кто к нам был послан, в том, что было ниспослано нам через Авраама, Исмаила, Исаака, Иакова, Иисуса и других пророков. Мы не делаем различие между ними, ибо верим в Бога». Очевидно, возникшее противоречие между последователями различных религий порождено всевозможными толкованиями и интепретациями, оправдывающими действия различных идеологических течений. Ярким примером, подтверждающим это, является идеология крестовых походов, направленная на оправдание захватнических целей. Следует отметить также, что конфликты и противоречия в сфере межнациональных отношений являются концентрированным выражением и формой проявления противоречий в других сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, в социально-экономической и духовной.

К сожалению, в настоящее время наблюдается дальнейшая девальвация интернационалистских, общечеловеческих ценностей, проявление националистических предубеждений и стереотипов; национальной обособленности как формы самозащиты. Это связано с углублением деградации социальных отношений, жизненных условий, где общественные идеалы (труд, нравственность, духовное богатство) перестали быть ценностями и перестали выполнять роль ориентира личности, регулятора поведения. Вчерашние идеалы стали объектами насмешки со стороны молодёжи и осуждения властными структурами, прежде всего средствами массовой информации. И самое главное, взамен отвергнутых идеалов и ценностей ничего нового не предлагается (ярким примером этого является полное обесценивание созидательного отношения к общественному труду в социальной сфере и отмена детских и молодёжных общественных движений). Резкая деформация духовных ценностей привела соответственно к резкому падению общественной нравственности, обострению социальной жизни и межличностных отношений.

Формирование межкультурной толерантности и культуры межнациональных отношений как социально-педагогическая проблема

Педагогическая проблема подготовки студентов к воспитанию у подростков культуры межнационального общения включает в себя ряд сложнейших аспектов, основными из которых являются формирование культуры общения, психологические особенности подростков, межнациональные отношения.

Формирование культуры межнационального общения как актуальнейшая из социально-педагогических проблем тесно связано с социально-политическими вопросами. При этом надо иметь в виду, что межнациональные отношения скорее всего связаны с социально-политической сферой, а межнациональное общение имеет непосредственное отношение к педагогической области. Принципиальное значение для формирования культуры межнационального общения имеет строгий понятийный аппарат, с которым призван иметь дело студент-практикант. Поэтому требуется специальное исследовательское внимание к сущности и функциям культуры межнациональных отношений.

Отдельные понятия проблемы представляются следующим образом.

Межнациональные отношения - это форма общественного сознания, выражения и обеспечения коренных интересов народов, взаимодействия национальных групп (этнических общностей) в общественно политической практике многонационального государства. Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, регионах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Межкультурная толерантность включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентации, терпимость к иной культуре, формирующих реальные отношения национальных групп, отдельного человека к другим национальным группам и людям.

Межнациональное мышление представляет собой способность индивидуума осмысливать события и явления общественно-политической практики, давать им оценку, делать верные тактические и стратегические выводы, извлекать уроки, строить прогноз на ближнюю и отдаленную перспективу. Межнациональное мышление формирует соответствующие духовные потребности. Они проявляются как нужда индивидуума в этнополитических знаниях, текущей информации, общению и полемике с носителями альтернативных взглядов и суждений. В этих знаниях особенно нуждается учитель как воспитатель. Исключение не составляет и студент как будущий учитель.

Межнациональное общение является базовым элементом межнациональных отношений. Межнациональное общение можно было бы определить как взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными

ценностями, мыслями, чувствами (Г.Н. Волков, З.Г.Гасанов, И.Л. Ленский, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов). Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нравственные нормы.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах, религиозных конфессиях и других культурах; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения. Проблема осложняется тем, что в данном случае студент-практикант имеет дело со сложной системой межнационального общения: студент и окружающий многонациональный мир, студенческая среда, студент и ученики, многонациональная ученическая среда. Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологической конкретизации, что делает процесс формирования, культуру общения особенно сложным.

Культуру межнационального общения следует рассматривать и трактовать как полифункциональное явление. Оно включает, во-первых, знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких, как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, веротерпимости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений. Во-вторых, воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п. (Г.Н. Волков, З.Г. Гасанов, А.Д. Солдатенков, Т.Н. Петрова). Высокий уровень коммуникативной культуры предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить межнациональные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.

Межэтническое общение как проявление гуманности в совместной воспитательной работе учителей и студентов в ходе педагогической практики

Основательная, серьезная ориентация студентов на предстоящую работу со школьниками по формированию у них культуры межнационального общения показала, что их уровень знаний в этой области не намного выше, чем у учащихся восьмых классов. У большинства студентов (87%) нет простейших конкретных представлений даже о межличностном общении вообще, что удалось объективно выявить посредством совсем несложной методики. Взято было второе издание учебного пособия для учащихся 8-х классов, их родителей и учителей под названием Траждановедение"1. Из второй главы "Человек в обществе" выбран раздел (параграф) третий (по общей нумерации в пособии - четвертый). Чтобы можно было понять работу, прямо и непосредственно примыкающую к естественному педагогическому эксперименту, позволим себе провести большую часть раздела учебного пособия под названием "Общение". Итак, "Общение". Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Многие эмигранты вернулись в Россию. Главной причиной возвращения они называли отсутствие нормального человеческого общения. Далеко не каждый мыслящий человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой страны как свой родной. Если же языка не знаешь - общение полноценным быть не может. Мыслящим людям это доставляет настоящее страдание. Это признают даже те, кто прекрасно владел языком страны, в которую эмигрировал. Великого юмориста Михаила Жванецкого спросили, хотел бы он уехать на запад? Ответ был такой: "Ни за что! Ведь общение - моя жизнь. Но если я захочу там развеселить кого-нибудь или сказать женщине особые приятные слова, я должен буду перестать быть собой. Мне придётся подстраиваться под чужой юмор и под чужое отношение женщин к приятным словам". Как вы думаете, почему мыслящие люди ценят полноценное человеческое общение больше, чем все блага западного образа жизни? Кого имеют в виду под "мыслящими людьми?" Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное". Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию. Можно ли это считать полноценным общением, почему? Что является обязательным для нормального общения? Получается, что счастья в жизни достичь нельзя не только без образования, но и без нормального общения. Что же такое общение? Научное определение общения таково: Это - сложный процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Каждый человек общается. В юном возрасте это происходит, в основном, в школе и семье. Общаясь, личность усваивает опыт человечества. Например, знакомство с теоремой Пифагора или причинами инфляции обогащает его теми знаниями, которые выработаны другими людьми. Но идет накопление и собственного опыта. Он вместе с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на поведение. Бегая во время перемены по кабинету биологии, пятиклассник так увлёкся азартом гонок, что налетел на наглядное пособие - скелет человека, который разлетелся вдребезги. Последствия были тяжелые: перелом руки (скелету досталось больше), выплата родителями немалой стоимости наглядного пособия, многократное выслушивание реплик: "тебя предупреждали", "допрыгался", "хоть кол на голове теши" и т.д. Как в результате происшествия изменился личный опыт пятиклассника? Может ли такой опыт помочь в будущей жизни? Любое общение влияет на личный опыт. Если общение имеет положительный характер, то и опыт является положительным. Если общение - отрицательное, то и опыт соответствующий. Содержание общения зависит от того, в каких условиях проходит общение. Общение в школе и семье - это виды так называемого официального (формального) общения. Оно как бы оформлено стенами дома и школы. Формальное общение проходит и в спортивной секции -там есть группа людей, объединенных одной целью (тренироваться), есть тренер, есть определенное место (или места) для совместных занятий и общения во время этих занятий. Такое общение формально. Кроме формального общения, существуют различные виды общения неформального. Объясните, к какому типу - формальному или неформальному -относится общение в следующих группах: - кружок бальных танцев при Дворце молодежи; - постоянно действующая дискотека; - секция спортивной гребли; - компания подростков, проживающих в соседних домах; - преступная группа; - клуб любителей цветов; - клуб любителей волейбола и т.д. Потребность в неформальном общении естественна. Она дает возможность общаться без каких-либо формальных (кем-то установленных) правил или по правилам, установленным членами самой группы. Познакомьтесь с научными определением неформальной группы (см. словарь) и постарайтесь объяснить ее отличие от формальной. Обратите внимание на слова "не имеющая юридически фиксированного статуса". Как Вы понимаете это сложное словосочетание?"

Учебно-воспитательная практика студентов-выпускников в контексте их участия в формировании у учащихся межкультурной толерантности

Общеизвестно, что учебно-педагогическая практика студентов в школе, лагерях труда и отдыха детей и молодёжи предоставляет большие возможности для овладения основами профессионального мастерства - в том числе - в первую очередь и главным образом в области воспитательной работы.

Учебно-воспитательная практика на выпускных курсах является логическим продолжением педагогической практики студентов младших курсов и завершающим этапом профессионально-педагогической подготовки учителя. Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Ее цель - подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника, педагога-воспитателя и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися. Именно в процессе этой практики создаются наибольшие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию у учащихся системного его решения, реализации органического единства учебно-воспитательного процесса, обеспечения единства трудового, духовно-нравственного, экономического, экологического, эстетического, физического воспитания учащихся.

Особенностью учебно-воспитательной практики на выпускных курсах является то, что студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя-воспитателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. В отличие от предшествующих видов практики, когда деятельность каждого студента ограничивалась одним- двумя видами работы, в процессе учебно-воспитательной практики каждый студент включается во все основные виды деятельности учителя-воспитателя.

Организация воспитательной работы с учащимися требует мобилизации знаний как по психолого - педагогическим (о сущности, принципах воспитательного процесса в школе, методах воспитания и др.), так и по общественно-политическим дисциплинам, в частности по основам этики, эстетики, религоведения, социологии. Например, качество работы по гуманистическому воспитанию в сфере межэтнических отношений зависит от степени общественно-политической подготовленности учителя. Работа будущих учителей по нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию школьников основывается на интеграции общественно-политических и психолого-педагогических знаний.

Повышение результатов учебно-воспитательной практики требует практического применения теоретических знаний. Учебно-воспитательная деятельность студентов создает благоприятные условия для дальнейшего развития, закрепления и совершенствования педагогических умений, приобретенных в процессе предшествующего теоретического и практического обучения в вузе, в ходе педагогической практики на младших курсах, практики, для формирования в соответствии с поставленными в нашем исследовании задачами - культуры межнационального общения. Студент имеет возможность (одновременно в двух-трех классах) решать ту или иную педагогическую задачу различными способами в разных классах или сравнивать разные варианты решения одной и той же задачи, т.е. можно самому убедиться в том, что любое педагогическое явление протекает по-разному в конкретных условиях. Их учет совершенно необходим в профессиональной деятельности учителя, выбор им нужного способа или приема работы зависит от особенностей коллектива, с которым он имеет дело, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от особенностей личности самого практиканта. Студенту-практиканту очень важно познакомиться с опытом лучших учителей школы, учителей-новаторов, особенно наиболее изобретательных в организации воспитательной работы, безупречной в межнациональных отношениях. Повседневно общаясь с этими учителями, надо определить ведущие идеи, принципы и условия становления и развития их опыта, выявить возможности и условия его использования в собственной практике на основе его научного анализа с позиции педагогической теории.

Первая неделя работы - это время, необходимое для адаптации студентов к новым условиям, когда они знакомятся с педагогическим коллективом школы, определяют свое место в нем, изучают конкретные условия организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, осмысливают задачи, намечают перспективы своей работы в период практики. Эту неделю надо использовать для того, чтобы тактично разобраться в национальном составе учителей, учащихся в своем классе, максимально корректно вести наблюдения за межличностными отношениями среди детей разных национальностей. Как ни покажется странным, в этом отношении студентам из-за большей откровенности учеников удается набрать больше объективного материала, нежели учителям. Требуя от студентов составления к концу второй недели индивидуального плана работы на весь период практики, мы рекомендуем включить в график воспитательной работы темы, связанные с социоэтнической политикой, межнациональными отношениями, с культурой межнационального общения.

В индивидуальный план включаются, как правило, все направления работы, предусмотренные программой: работа по изучению учащихся и коллектива, определению воспитательных задач, проведению учебно-воспитательной работы с учащимися, с родителями, методическая и исследовательская работа.

Похожие диссертации на Формирование основ межкультурной толерантности у учащихся в условиях социальных перемен