Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Лепехина Роза Хайдаровна

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе
<
Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лепехина Роза Хайдаровна. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 134 c. РГБ ОД, 61:03-13/1871-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в истории и теории педагогики .

1.1. Взгляды представителей отечественной философской мысли на проблемы духовности, нравственности стр. 15-19

1.2. Системно-структурный анализ проблемы духовности, нравственности в трактовке зарубежных исследователей стр20 -31

1.3.Особенности духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях стр. 32-46

Глава 2. Создание целостного воспитательного пространства как средство духовно-нравственного развития личности - ведущий фактор реализации воспитательных задач в условиях социальных перемен .

2.1. Движущие силы процесса интенсификации духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях стр. 47-69

2.2. Формирование самосознания - основа духовно-нравственного развития учащихся стр. 70-91

2.3.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в условиях социальных перемен в обществе стр. 92-111

Заключение стр. 112-118

Библиография стр. 119-129

Приложение стр. 130-134

Введение к работе

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Для молодежной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Новая эпоха в истории России - это эпоха духовно-нравственной политики государства, эпоха формирования нового человека.

Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г., Президент России подчеркнул: « Убеждён, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важны - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, - я, во всяком случае, в этом убеждён, - начало нового духовного подъёма» (124,с.5).

Эти глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро реагирующей на все происходящее. Образование в многонациональном обществе - это сфера развивающегося этнокультурного диалога. В такой стране как многонациональная

поликонфессиональная Россия в вопросах образования непременно должны отстаиваться принципы взаимного национального признания.

Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ «Об образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию в работе учебных заведений. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей. Российская общеобразовательная школа, в том числе и средние специальные учебные заведения как основные институты социализации подрастающего * поколения в современных условиях развития общества, берут на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.

Именно поэтому одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.

В Законе РФ «Об образовании» также определяется содержание образования, которое должно обеспечивать «формирование у учащегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию, нацеленную на совершенствование этого общества» (67,ст. 14, п. 1). В соответствии с общественно-государственным заказом «обновляется вся педагогическая система, то есть совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного и педагогического влияния на

формирование личности с высокими социально-этическими нормами поведения» (67,с.25).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы определяет «духовно-нравственное становление детей и молодёжи как важнейшую составляющую развития общества и государства» (142,с.239). Большую актуальность приобретают «формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования: обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости» (там же,с.246). Также подчёркивается возросшая роль этнического фактора в общественном развитии.

Одним из основных положений национальной доктрины образования является формирование национального самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность.. Наблюдаемый всплеск этнического самосознания, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно этнических понятий, стереотипов национального сознания и поведения.

Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов воспитания свободной, творчески самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства («я - часть этносоциума») и часть цивилизованного мира («я - часть общечеловеческого общества»), во многом способствует изучение духовных ценностей народа, традиционной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Современное образование в учебных заведениях в целом должно быть нацелено на формирование исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности между поколениями.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы духовно-нравственных ценностей в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные их грани. Мыслители Востока и Запада (Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и др.) оставили нам богатое педагогическое наследие, посвященное духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений.

Видные учёные, философы прошлого раскрывают роль духовных ценностей народа в формировании личности подрастающего поколения. (Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Теоретическую базу нашего исследования составляют педагогические идеи и взгляды как классиков, так и современных исследователей педагогики (Н.И. Болдырев, Л.С. Выготский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзон, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Сокольников, СТ. Шацкий и др.). Фундаментальные работы известных мыслителей гуманистов Я. А. Коменского, Л. Кольберга, Д. Локка, Р. Оуэна, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. Франкла и др. также служили ориентирами в нашей работе. Научная разработка теории и практики воспитательных систем, проблем социокультурной среды находит своё место в работах таких учёных и педагогов-практиков, как Б.З. Вульфов, В. А. Караковский, B.C. Кузин, А.Д. Солдатенков и др., которые явились методологической основой нашего исследования. При разработке теоретических основ традиционной культуры мы опираемся на работы А.А. Бодалева, А.И. Дулова, И.С. Кона, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачёва, И.И. Легостаева, В.И. Петровой, В.Н. Руднева, М.Г. Тайчинова и др., исследования которых посвящены возрождению традиций духовно-нравственного воспитания.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о внимании многих исследователей к проблеме духовно-нравственного воспитания, однако без глубокого изучения традиционных нравственных и культурных

ценностей народа, без знания обычаев, опыта этнопедагогики, без понимания специфики работы современных учебных заведений в условиях социальных перемен результаты исследования проблемы, по нашему мнению, не могут быть эффективными.

Теоретическая разработка проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи осложняется существованием многочисленных определений понятия «духовно-нравственное воспитание». Неоднозначность понимания духовно-нравственного воспитания привели на практике к недооценке данного процесса в образовании, к ее неполному использованию в теории педагогики и в учебно-воспитательном процессе современных образовательных институтов.

Духовно-нравственное воспитание молодежи сегодня затруднено как вследствие недостаточной разработанности данной проблемы с точки зрения современных реалий, так и в силу слабой ориентированности многих положений исследований на современную социальную и педагогическую действительность.

Несмотря на наличие большого числа глубоких и обстоятельных трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблемам духовно-нравственного развития современной молодежи, вопросы совершенствования духовной культуры, роли общечеловеческих ценностей остаются в недостаточной мере изученными. Это и обусловило выбор темы настоящего исследования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе».

Проблема исследования: каковы педагогические условия, формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях? Решение этой проблемы является целью настоящего исследования.

Для выяснения состояния работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в практике учебных заведений, нами проведены беседы со многими учителями, заместителями директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ, колледжей. В школах №146, 151, 155, 220, 815, 840, 1164, а также в педагогическом колледже №3 г. Москвы были проанализированы годовые планы, планы воспитательных работ и дневниковые записи классных

руководителей и кураторов групп колледжа. Мы провели анкетирование преподавателей (свыше 150 человек) по следующим вопросам:

  1. В чем Вы видите значение духовно-нравственного воспитания в развитии личности?

  2. Нужно ли преподавание религиозной культуры в современной школе, колледже?

  3. Воспитывает ли современное учебное заведение духовность, нравственность у подрастающего поколения? Что нужно делать, чтобы оно воспитывало?

  4. Как Вы оцениваете уровень нравственной культуры у учащихся своего класса, группы?

Поскольку картина в целом была одинакова, приводим результаты ответов учителей школы №146 и преподавателей колледжа №3 г. Москвы.

Таблица № 1

Анализ большинства анкет учителей показал, что они недостаточно знакомы с теоретическими положениями по данному вопросу.

«Представление о духовно-нравственном воспитании самое общее. Ясно, что оно должно играть большую роль в становлении и развитии личности. К сожалению, над этим вопросом всерьёз не задумывалась. На педагогических советах эта проблема не поднимается, а если говорят, то вскользь».

(А. Н., классный руководитель 9-го класса.)

«Работу по формированию нравственной культуры в своём классе систематически не провожу. Специальную литературу по этому вопросу читаю редко, так как её недостаточно».

(Е. В., куратор II курса.)

«На классных часах мы говорили с ребятами о воспитании у себя ответственности,

терпимости, воспитанности, трудолюбия, честности и др. Всё это в традиционной форме бесед.

Хотелось бы почитать что-либо о путях, методах поподробнее, разнообразнее и ближе к школе...»

(В.Д., классный руководитель 10-го класса.)

Результаты анкетного опроса показали, что целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся ведется недостаточно.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется:

социальным заказом на духовно-нравственную личность: обладающую развитой гражданской позицией, толерантным самосознанием и менталитетом, сформировавшуюся на базе этнического, религиозного и культурного своеобразия своего народа, овладевшую достижениями мировой духовной культуры, системой национальных и общечеловеческих ценностей;

способностью ненасильственно регулировать национальные конфликты;

жить в мире и терпимости, активно участвовать в созидательно-добротворческой и личностно-социально-полезной деятельности.

Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс в современном учебном заведении (школа, колледж).

Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся (подросткового и старшего возраста) в учебной и во вне учебной деятельности, как одна из граней этого процесса.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание учащихся в современном учебном заведении будет наиболее успешным, если:

духовно-нравственное воспитание учащихся рассматривается как сложное интегративное личностное образование, включающее в качестве компонента традиционные ценности;

оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям;

при этом используется богатое наследие традиционной культуры воспитания молодежи;

целенаправленно формируется гражданская позиция, толерантность, менталитет и самосознание учащихся;

приоритетное внимание уделяется обогащению самосознания на основе освоения культурологических знаний, этических ценностей;

обеспечивается привлечение учащихся в многоплановые виды созидательно-добротворческой деятельности с ориентацией на отечественные духовные ценности.

Эта гипотеза, выдвинутая на первом этапе исследования в самом общем виде, на последующих этапах обогащалась, уточнялась.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования мы выдвигаем следующие задачи:

1.Провести системно-структурный анализ состояния духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебном заведении.

2.Раскрыть сущность и особенности духовно-нравственного воспитания современной молодежи в условиях социальных перемен.

  1. Изучить духовные ценности и потребности учащихся современного учебного заведения.

  2. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

5.Разработать научно-методические рекомендации по духовно- нравственному воспитанию учащихся в процессе усвоения ценностей отечественной культуры в учебной и во вне учебной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют: идеи материалистической диалектики и системного подхода к действительности как ее важнейшей грани; философские положения о совокупности общественных отношений; учение о движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние традиций, обычаев, быта, духовного облика этносоциума; положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания; о ведущей роли созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-
методической литературы;

социометрические методы исследования: анкетирование,
интервьюирование, сочинения и др.;

изучение и обобщение: передового опыта работы классных руководителей, кураторов групп, учителей по внеклассной воспитательной работе по формированию духовно-нравственной культуры учащихся;

изучение и обобщение совместной деятельности семьи и учебного заведения с позиции нашего исследования;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке и решении в системе учебно-воспитательного процесса проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся как основы становления его как личности; в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся; в выявлении специфических особенностей самосознания, самовоспитания и

формирования духовно-нравственной культуры учащихся; в разработке показателя сформированности духовной культуры учащихся в комплексе образовательно-воспитательной системы в период обучения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение апробированных в диссертационном исследовании научно-методических материалов, педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся позволяло и позволяет целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс современного учебного заведения, значительно повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся.

Выводы и рекомендации, полученные автором в ходе исследования, помогут выработке правильного отношения к культурному наследию народов России; позволят использовать традиционный опыт воспитания в современной воспитательной практике; могут быть использованы в преподавании цикла гуманитарных предметов, а также спецкурсов и спецсеминаров по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся в подготовке студентов педколледжей, педвузов. Результаты данного исследования могут применяться в практике работы колледжей.

Организация и этапы исследования

Первый этап (1996-97) был посвящен: выявлению состояния проблемы в теории и практике путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы передовых учебных заведений по содержанию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Второй этап (1998-2000) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школах № 155,1164 и педагогическом колледже № 3 г. Москвы, в ходе которой

уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебном заведении.

Третий этап (2001-2003) был посвящен систематизации результатов опытно -экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций исследования определяются обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой диссертационной работы; соответствием комплекса использовавшихся методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе формирующего эксперимента в педагогическом колледже №3, в школе №155 г. Москвы. Полученные данные были апробированы в школах №146, №840, №220, №1164 и колледже №3 г. Москвы.

На защиту выносятся:

  1. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях реформирования российской системы образования и его особенности на современном этапе.

  2. Духовно-нравственное воспитание - это процесс, происходящий под воздействием педагогической деятельности, направленной на формирование духовного мира подрастающего человека. Обращение к истокам культуры своего народа - основа духовно-нравственного воспитания современной личности

  3. Духовно-нравственное воспитание учащихся в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом, где формирование самосознания

развивающейся личности является главным фактором его целостного

развития. Определение педагогических условий, факторов, способствующих

духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Исследование содержит: 18 таблиц и 2 диаграммы. Список использованной литературы составляет 203 наименования.

Взгляды представителей отечественной философской мысли на проблемы духовности, нравственности

В современной философии, социологии, психологии, педагогике употребляется ряд терминов связанных с духом, душой и духовностью: духовный облик человека, духовный уровень, духовное богатство, дух народа, нации и т.д.

В чем заключается содержание этих терминов? Как они развиваются? Каково их влияние на судьбы наций, народов? Этим и другим вопросам будет посвящен этот раздел.

Большой вклад в разработку понятий «дух», «духовное» внесли взгляды отечественных русских философов конца XIX - начала XX веков («мировая душа» B.C. Соловьёва, «духовная плоть» Д.С. Мережковского, «духовное обновление» И.А. Ильина, работы Н.А. Бердяева «Дух и реальность», «Царство духа и царство кесаря», «Духовный кризис интеллигенции»).

Ряд исследователей считает, что дух раскрывается в личности. Дух, по B.C. Соловьеву, это «проявление любви». «Одной из целей человеческого духа должно стать установление истинного любовного отношения не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде» (161,с.286).

Принцип развития духа является для B.C. Соловьёва безусловным - дух человека «должен быть занят не собой, а своим безусловным содержанием» (160,с.830). По его убеждению, поддержание личностного духа в контролируемом состоянии - показатель духовности индивида.

Русский мыслитель и патриот И.А. Ильин утверждал, что человеку от природы свойственна способность реализовывать духовное: «И вот воспитатель (мать или отец) имеет великую и ответственную задачу пробудить детскую душу при первой возможности лучом Божественной благодати и красоты, любви и радости... Ласковый взор и голос матери уже начинает это дело» (77,с.19).

И.А. Ильин подчёркивает, что внимание ребёнка следует как можно раньше направить на изящные явления природы и на их таинственную целесообразность. И в то же время ребёнок должен как можно раньше понимать реальность чужого страдания, научиться чувствовать его, чтобы жалеть, беречь и помогать, идти на деятельную помощь. По мнению Ильина, необходимо найти прямой и близкий путь к сердцу ребёнка и научить его отличать добро от зла.

«После 5-6 лет он должен услышать о героях своей страны и влюбиться в них; он должен научиться «стоять» вместе с ними, бороться, побеждать и не искать награды» (77,с.20). Философ подчёркивает, что «ребёнок должен научиться вместе с А.С. Пушкиным благодарить Бога за то, что родился русским, и вместе с Н.В. Гоголем удивляться гениальности русского языка» (там же,с.21).

В учении Н.О. Лосского духовно «насыщенная» личность - это «существо, осознавшее абсолютные ценности и долженствование руководствоваться ими в своём поведении, откуда и идёт интенсивный духовный рост личности». Он убеждён, что «духовность проявляется в стремлении к добру, истине, красоте» (112,с.234).

Духовность, по Н.А. Бердяеву, «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека» (20,с.84).

Человек-индивид может быть включён в различные «миры» человеческой жизнедеятельности: религиозный, научный, художественный, политический, хозяйственный, мир обыденной жизни и т.д. Вступая во взаимодействие с этими «мирами», индивид «выкристаллизовывает» своё «глубинное» «Я». Можно предположить, что Н.А. Бердяев понимал роль «глубинного» «Я» личности, значение ценностей тех сфер, где человек проявляет свою активность для формирования личностной духовности (20,с.86).

Духовность в «Живой этике» определяется Н.А. Бердяевым как «совокупность нравственных качеств и этических ценностей, как синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного: чувств, помыслов, деяний» (20,с.16).

По мнению В. Даля, «дух - бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплодный житель недоступного нам духовного мира...» (52,с.312).

«Дух» связан с мышлением, сознанием. «Человеку нужно, - писал А.П. Чехов, - не три аршина земли, а весь земной шар, всю природу, где на просторе он мог бы проявить все свои свойства и особенности своего духа» (195,с.407).

Смысл жизненного существования А.С. Пушкина заключается в его выражении «духовной жаждою томим» (143,с.439). Именно «духовная жажда» заставляла великого поэта изучать русскую историю. Душа, духовность, дух народа находят отражение в его творчестве: былинах, сказаниях, сказках, легендах и т.д.

К.Д. Ушинский в статье «Родное слово» писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно величие, историческое живое целое. Когда исчезнет язык - народа нет более!» (179,с.222).

Системно-структурный анализ проблемы духовности, нравственности в трактовке зарубежных исследователей

Термины «дух», «душа» и «душевность» имеют древнее теологическое происхождение. Духовность по Сократу основана на принципах познания, самопознания, изучения философии. Реализация же «истинных», «правильных» знаний ведёт к добродетели («добро» - «делать»). Бездуховность, безнравственность возникают, по мнению Сократа, оттого, что люди не знают, что есть добро и что есть зло. Именно незнание толкает человека в бездуховное. Дух неотделим от знания, и задача состоит лишь в том, чтобы это знание человеку дать.

Платон считал, что душа едина и неделима, способна к самодвижению. Был сторонником переселения душ. «...После смерти душа отделяется от него, чтобы затем вновь вселиться в какое-то другое тело» (30,с.109).

Платон хочет «оторвать» духовные состояния индивида от «чувственных наслаждений», «дабы выработать у себя привычку быть свободным человеком» и ставя вопрос: « Что же может контролировать развитие духовности?», сам же отвечает - «разум» («разумность»), который он образно назвал «глазом души». Значит, мерой духовности объявляется степень «разумности» личности (122,с.194).

Аристотель воспринимает человеческое существо, с одной стороны, как нечто «единое и неделимое», с другой - как «политическое животное», предназначенное к «сожитию» с себе подобными. Человек, в отличие от животного, обладает развитым интеллектом, даром речи, способностью различать добро и зло.

Аристотель прошел несколько этапов при рассмотрении души и пришел к выводу, что душа не бессмертна, возникает и погибает в месте с телом, зато «ум -бессмертная субстанция» (30,с.49).

Разум Аристотеля духовен. В отличие «от рассудка», который ко всему относится «внешним» образом, по Аристотелю «разум» всё «внешнее» делает своим «внутренним». Такой «разум», ставя перед человеком высшие цели, побуждает его активно действовать, реализовывать свой духовный потенциал. Действие, по мнению Аристотеля, является одним из ведущих принципов духовного развития. Помимо знания, индивиду необходимо «постоянное упражнение характера» (12,с.394). Духовные качества формируются в деятельности, приносящей, с одной стороны, пользу самому человеку, с другой - всем людям.

Общим во взглядах мыслителей прошлого является понимание духовности как стремление к свету, самоутверждению, самореализации, как нечто возвышенное и одухотворенное. Они утверждали также, что наш земной путь есть лишь прелюдия вечности, даже называли умение готовиться к смерти - главной добродетелью мудреца.

Античное философское мышление уходит в прошлое и на смену ему приходит мышление средних веков. Оно несколько иное. Всё творческое начало, всю духовность, всю природную и общественную активность вбирает в себя Бог. При этом идеи равенства всех и каждого перед Богом, воздаяния за духовную жизнь несли с собой духовный заряд надежды и утешения.

Представления о духовности в средние века развивались на фоне всё большего разделения сфер души и духа. Душа человека объявлялась неким завершающим моментом тела, она переменчива. Дух - абсолютное начало, он соотносится с над космическим творцом, и его «глубины» скрыты от самого человека, но доступны лишь Богу. Следовательно, путь духовного развития - это путь исповеди и покаяния.

Священными объявляются и нормы, принципы, идеи духовной жизни, цели «во имя чего» живёт человек. Именно с позиций того, что в середине века господствующей идеологией становится религия, и происходит оформление вышеизложенной концепции человека.

Как Августин, так и Фома Аквинский считали, что человек создан Богом и по отношению к Вселенной является маленьким миром - микрокосмосом. «Человек -это соединение души и тела. Душа - двигатель человеческого существа» (2,с.541). Религиозное сознание видело в духе нечто сверхъестественное.

В процессе высвобождения философии из многовекового теологического плена и становления рационалистического миропонимания в Новое время происходит изменение терминологии: уже Декарт, Лейбниц, Спиноза предпочитают говорить не о «духе», а о «сознании» или «мышлении». Рене Декарт утверждал, что дух человека «так сильно зависит от состояния и расположения органов тела, что средство сделать людей более мудрыми надо искать в медицине» (55,с.286).

Дальнейшее осмысление проблема человека получила в учениях английских и французских материалистов XVI-XVIII столетий и в трудах представителей классической немецкой философии. Английские материалисты Бэкон, Гоббс и Локк обосновали в своих учениях представления о «материальной, телесной природе человеческого существа» (111 ,с. 156).

Французский материалист Гольбах исходил из того, «что человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется её законам» (46,с.123). Он критически относился к религиозному учению о раздвоенности человека на две противоположные сущности физического и духовного порядка.

Родоначальник классической немецкой философии Кант рассматривал человека как часть природы, как существо, наделённое материальными и нравственными качествами. По мнению Канта, подлинно развитое общество должно отличаться развитой «культурой душевных способностей», которая характеризуется тем, что вытесняет «животное начало» в человеке, «освобождая место для культуры человечества» (87,с.249).

Человек подлинно духовен лишь как «вещь в себе», потому И. Кант всем своим творчеством призывает человека к «высшей духовности, нравственному поведению» (88,с.448).

Движущие силы процесса интенсификации духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях

В психологической и педагогической литературе существует различное толкование факторов. Ю.К. Бабанский под факторами понимает «задачи воспитания и особенности учащихся» (14,с.256). Л.В. Сретенский считает, что факторами являются «движущие силы формирования личности» (163,с.178). По мнению Э.И. Моносзона, факторы - это «причина и движущие силы процесса воспитания» (119,с.160). Такое разноречивое понимание факторов объясняется многогранностью и сложностью этой проблемы.

Анализ достижений философской, психолого-педагогической науки и педагогической практики позволяют нам выделить ведущие факторы воспитания, оказывающие формирующее влияние на развитие личности. Раскрывая вопрос о классификации объективных и субъективных факторов, следует исходить, прежде всего, из го, что воспитание обусловлено потребностями общества. Учитывая то, что педагогический процесс является продуктом общественного развития, необходимо выделить социальные факторы, которые оказывают решающее влияние на формирование духовно-нравственной культуры учащихся.

Социальные факторы, по мнению О.В. Лешер, выступают как «совокупность материальных и духовных сил общества, обеспечивающие его прогрессивное поступательное развитие» (107,с.139).

Наукой доказано, что социальные факторы оказывают огромное влияние на процесс формирования мировоззренческих позиций личности, а значит, и на отношение человека к окружающему миру людей. Социальные факторы имеют важное значение в становлении духовно-нравственных взглядов учащихся, развитии мотивов их деятельности по формированию ценностных ориентации.

Для того чтобы социальные факторы интенсифицировали процесс духовно-нравственного развития, необходимо их взаимодействие с педагогическим целенаправленным воспитательным процессом. Социально-педагогические факторы обязаны своим происхождением социальной базе, но реализуются в педагогической деятельности и являются своеобразным звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом.

Как показывает исследование, использование социально-педагогических факторов духовно-нравственного воспитания выражается в осуществлении деятельностно-личностного подхода к учащемуся.

Социально-педагогические факторы будут оказывать действенное влияние на духовно-нравственное развитие личности подростка, если они выступают во взаимосвязи с педагогическими, целенаправленно организованными видами деятельности.

К педагогическим факторам Ю.П. Сокольников относит «деятельность воспитателей и деятельность воспитанников» (154,с.136). Ведущую роль в этом взаимодействии играет деятельность педагогов. К педагогическим факторам следует также отнести учебно-воспитательный процесс, который выполняет различные функции: информационную, коммуникативную, ориентировочную. Учебно-воспитательный процесс как фактор тесно связан с осмыслением учителями и учащимися значения нравственной работы в современных условиях духовного кризиса, с формированием у подростков ответственного отношения к современному обществу.

Формирование духовно-нравственной культуры учащихся будет проходить эффективнее, если педагогические факторы рассматриваются в единстве с психолого-физиологическими. Известно, что формирование личности связано с её внутренним состоянием: установками, интересами, мотивами, потребностями и т. д. Исследования, выполненные Ю.К. Бабанским, Э.И. Моносзоном, Ю.П. Сокольниковым, Л.В. Сретенским и другими современными авторами, показывают, что развитие учащихся происходит на основе взаимодействия трёх ведущих психолого-физиологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, действенно-практического.

Раскроем содержание, функции взаимодействия указанных факторов с позиции моделирования процесса интенсификации духовно-нравственного воспитания. При рассмотрении содержательной стороны интеллектуального фактора имеется ввиду интеллектуальная сфера личности учащегося и его познавательная деятельность. Поэтому действенность интеллектуального фактора обусловлена осознанным усвоением учащимися духовно-нравственных знаний, развитостью мыслительных операций видением логики изучаемого материала, 1 владением научной аргументации, доказательностью.

Механизм воздействия на интеллектуальную сферу предполагает овладение учащимися представлениями и духовно-нравственными понятиями на основе установления связи между знанием, соответствующим поведением и обобщающей мыслительной деятельностью в целом. Следовательно, как показывает наше исследование, уроки, лекции, практические занятия следует строить таким образом, чтобы они активизировали мыслительную деятельность учащихся, формировали умения выделять существенные признаки в предметах и явлениях, оперировать ими, устанавливать связи между знаниями. С этой целью учащимся даются задания на сравнение явлений, фактов, их сопоставление, на умение делать выводы, обобщать материал с нравственным содержанием с целью формирования целостной картины окружающего мира.

Формирование самосознания - основа духовно-нравственного развития учащихся

Многостороннее развитие личности на современном этапе предусматривает гармоническое, пропорциональное становление всех духовных сил и способностей человека (моральных, нравственных, духовных, интеллектуальных, трудовых), а также национального самосознания, высокого гражданского сознания, цельного научного мировоззрения.

Следует отметить, что правильное понимание содержания понятия «многосторонне развитый человек» позволяет выдвигать первоочередную задачу современной системы обучения - воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, обладающего национальным и интернациональным самосознанием.

Важными компонентами нравственного сознания духовной культуры является умение человека ставить и достигать в своей деятельности морально обоснованные и содержательные цели благодаря сформированным у него убеждениям и уверенности в себе.

Для более полного раскрытия понятия «самосознание» и его влияние на духовно-нравственное развитие личности мы в своём исследовании остановимся сначала на понятии «сознание».

Сознание есть высшая форма целенаправленного отражения действительности, знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе, об окружающей действительности.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающая в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и «конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидение их результатов, в разумном регулировании и самоконтролирование поведения человека» (182,с.234).

В структуру сознания входят прежде всего совокупность знаний человека об окружающем мире, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, традиционную и духовную культуру своего этноса. Сознание включает также отношение субъекта к традиционным ценностям, к самому себе. Познание человеком самого себя становится возможным только тогда, когда человек способен соотносить свои ориентации с жизненными позициями других людей. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения с другими людьми, человек начинает осознавать самого себя. Основными показателями нравственного сознания являются ценностные ориентации, прежде всего духовные.

Следует отметить, что идеалы, принципы, нормы относятся к области ценностей. Философы, педагоги, психологи столетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова, она также стара как сама история. Заратустра внушал её огнепоклонникам в Персии 3 тысячи лет назад; Конфуций проповедовал её в Китае 24 столетия назад; Лао Цзы завещал её своим последователям в Ханьской долине; Будда проповедовал её на берегах священного Ганга за 50 лет до Рождества Христова; священные книги индуизма учили этой заповеди за 1000 лет до н.э.; Иисус провозгласил её среди каменистых холмов Иудеи 19 столетий назад. Он суммировал её в одной мысли - важнейшем принципе на свете: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (66,с.91).

Приоритетом в современной школе становится личностно-ориентированное образование, строящееся на формировании ценностей. Этот вопрос всегда волновал учителей, учеников, общественность. Многие из них часто ставят вопрос: что такое общечеловеческие ценности? Кто их создал? Когда?

В отечественной философской, психолого-педагогической литературе проблема ценностей анализируется с начала 60-х годов. В исследованиях В. П. Тугаринова показано, что в самом общем смысле «понятие ценностей можно определить как суть те явления природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определённого общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» (177,с.16). Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что ещё надо осуществить, за что надо бороться.

В работах 70-х годов раскрывались вопросы духовных и нравственных ценностей как компонентов духовной жизни общества. В 80-х годах преимущественное внимание было сконцентрировано на показе взаимосвязи ценностей и интересов как системообразующих элементов нравственной культуры.

В исследованиях, проведённых в 90-е годы, ценности выступают как обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства.

А. Г. Здравомыслов подчёркивает, что в мире ценностей вновь происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, в чем проявляются самоутверждение и свобода личности. Ценностные стимулы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. «Только личность, действующая во имя идеалов-ценностей, способна стать выразителем определённых социальных интересов и общественных потребностей» (69,с.159).

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе