Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
1.1. Генезис проблемы духовно-нравственного воспитания личности сирот в педагогической теории и практике
1.2. Роль и место духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях в их успешной интеграции в общество .
1.3. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное обоснование эф-фективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество ...
2.1. Проектирование модели процесса духовно-нравственного воспитания подростков и определение условий ее эффективной реализации в сиротских учреждениях Ульяновской области как фактора их успешной интеграции в общество
2.2. Экспериментальная проверка эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество в Ульяновской области .
2.3. Социально-педагогические условия процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
Заключение
Библиографический список использованной лите-ратуры
- Роль и место духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях в их успешной интеграции в общество
- Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
- Экспериментальная проверка эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество в Ульяновской области
- Социально-педагогические условия процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На протяжении последних двадцати лет представители государственной власти, делового сообщества, науки, культуры, образования, здравоохранения и других социально важных институтов общества уверенно заявляют о важнейшей роли духовно-нравственного воспитания в формировании мировоззрения молодого поколения граждан. А сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения. На сегодняшний день в сиротских учреждениях Ульяновской области воспитывается 997 сирот.
На содержание одного воспитанника в год в Ульяновской области тратится три миллиона рублей, а для почти тысячи воспитанников необходимо триста миллионов бюджетных средств только в одном из регионов РФ. Статистика, отражающая устройство выпускников сиротских учреждений в жизни, свидетельствует, что 65% из них после выпуска попадают в социально неблагополучную среду. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семьи, склонны к девиантному поведению и чаще становятся жертвами суицида. Вхождение подростков-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Разрешению данной проблемы призвана способствовать работа по подготовке подростков в сиротских учреждениях к жизни в обществе. На современном этапе развития общества данная работа чаще всего сводится к частичному финансированию жизни выпускника сиротского учреждения в возрасте от 16 до 23 лет и контролю за использованием денежных средств выпускником.
За последние годы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принят ряд документов по вопросу интеграции выпускников детских домов и школ-интернатов в общество (Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних», Закон Ульяновской области № 113-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», Соглашение «О сотрудничестве духовенства и властей Ульяновской области по вопросам духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31.10.2011г.), государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» в 2008 году и другие. Данные документы регламентируют основы правового регулирования отношений в области работы по подготовке вхождения выпускников детских домов и школ-интернатов в общество. Кроме того, все чаще в официальных документах звучит призыв строить работу с подростками-сиротами воспитанниками сиротских учреждений на основе принципов духовно-нравственного воспитания.
Однако, в целом существующая система подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в обществе не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.
В настоящее время в различных регионах страны наметились серьезные изменения в сфере работы по подготовке выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни.
В Ульяновской области данная проблема решается в рамках реабилитационного пространства региона, основанного на разработке и реализации специальных программ по работе с воспитанниками сиротских учреждений. Следует отметить, что учет местных условий жизнедеятельности с опорой на региональный, национальный компоненты программ представляется одним из важнейших факторов в работе с сиротами. Вопросам духовно-нравственного воспитания в последние годы уделяется большое внимание, как со стороны властей, так и со стороны ученых, педагогов-практиков. Особенно остро этот вопрос поднимается в сиротских учреждениях, когда речь идет о социальной адаптации воспитанников. Все больше становится тех специалистов, и теоретиков, и практиков, которые с полной уверенностью заявляют, что решение вопроса духовно-нравственного воспитания поможет разрешить проблему интеграции воспитанников детских домов в современную социальную среду. Однако, в целом существующая система подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в социуме не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.
Научные исследования последних лет, а также положительная практика ряда регионов Российской Федерации в решении проблемы интеграции выпускников сиротских учреждений в общество, убедительно доказывают, что в основу работы по решению данной проблемы должны быть положены идеи духовно-нравственного воспитания подростков, базирующиеся на уважительном и доверительном отношении к воспитаннику, находящемуся в детском доме или школе-интернате, рассматривая духовно-нравственные качества личности подростков-сирот как важнейший элемент структуры личности, который обеспечивает её устойчивость, показывает её зрелость и социальность, определяет сущность общественного индивида и состояние развитости его внутреннего мира, а также его ума, характера, сознания, совести, характеризует его человечность.
На современном этапе развития науки, занимающейся вопросами сирот, проанализированы и описаны: социальные, психологические и педагогические характеристики подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Л.M. Щипицина, Д.Р. Исаева, В.И. Кондрашин, Б.С. Братусь, С.А. Расчетина, В.Д. Москаленко, Е.М. Мастюкова, Н.В. Гайдарепко, Е.М. Ельницкий и др.); трудности вхождения подростков из детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения (И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.А. Юницкий и др.); пути решения проблем сиротства (О.В. Адалатова, В.И. Брутман, М.Д. Горячев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, А.И. Ковалева, Д.В. Скляров, В.Н. Ослон и др.).
Проблемам социальной работы с подростками посвящены исследования В.Г. Бочаровой, С.А. Беличевой, Н.Ш. Валеевой, М.П. Гурьяновой, О.И. Дониной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.
Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях: В.М. Басовой, В.Г. Бочаровой, А.В. Иванова, А.П. Качаловой, И.А. Липского, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Е.Н. Приступы, Г.Н. Штиновой и др.
В диссертационных исследованиях Е.Н. Коноваловой, Т.М. Трегубовой и других определены различные аспекты проблем социальной работы с подростками из социально неблагополучных семей и сиротских учреждений.
Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды В.П. Бездухова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва, И.В. Юстус и др., педагогическое наследие И. Алтынсарина, А. Кунанбаева и др.
На современном этапе развития науки большой вклад в изучение теории и практики духовно-нравственного воспитания внесли К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Н.И. Болдырев, А.К. Бруднов, Т.И.Власова, Л.К. Гребенкина, Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, А.А. Корзинкин, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, В.А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова, В.Д. Шадриков и др.
Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах О.Е. Лебедева, А.Н. Майорова, Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.Н. Радиной, Н.И. Янушко и др.
Вопросам активизации работы по подготовке выпускников сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посвящены работы В.Г. Боровика, В.В. Комарова, Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных и др.
Для решения проблемы организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях большое значение имеют работы Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, А.Ю. Гордина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и др.
Научно-методическая литература, диссертационные исследования по проблеме подготовки подростков из сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посредством повышения их уровня духовно-нравственного воспитания, проведенные в различных областях научного знания (педагогики, психологии, социологии, валеологии, юриспруденции), анализ практического опыта позволяют утверждать, что в настоящее время недостаточно изучен, апробирован и освещен опыт ее решения на региональном уровне.
В приведенных работах много ценного и полезного. Однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике сиротских учреждений по духовно-нравственному воспитанию подростков, находящихся в этих учреждениях. Новая эпоха ставит перед людьми новые задачи, формирует новые взгляды, ценности, идеалы. Эти изменения обусловливают новые условия и механизмы, влияющие на развитие воспитательной среды сиротских учреждений.
Ситуация осложняется наличием нерешенных противоречий: между актуализацией процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество и сложностью осмысления данного процесса вследствие его многомерности, многофункциональности; между социальной значимостью процесса вхождения выпускников сиротских учреждений в самостоятельную жизнь и недостаточной разработанностью условий подготовки эффективного процесса интеграции выпускников детских домов и школ-интернатов посредством повышения уровня их духовно-нравственного воспитания; между пониманием представителей всех уровней руководства сиротскими учреждениями необходимости вести работу по духовно-нравственному воспитанию подростков и недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы, способствующей обеспечению беспрепятственной и эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию в сиротских учреждениях; между потребностью воспитанников сиротских учреждений в духовно-нравственном воспитании и недостаточной разработанностью научно-методической базы для проведения эффективной работы в данном направлении; между имеющимся практическим опытом духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях и его недостаточной системностью и целостностью как компонента воспитательного процесса в сиротских учреждениях; между необходимостью осуществления диагностики эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях и отсутствием соответствующего критериального аппарата.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы сущность, специфика и социально-педагогические условия эффективного научного процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество. Решение данной проблемы является целью исследования.
Недостаточная научная и практическая разработанность указанной проблемы, ее большая теоретическая и практическая значимость определили тему диссертационного исследования: «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество».
Объект исследования: воспитательный процесс сиротских учреждений.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество.
Гипотеза исследования: процесс интеграции в общество воспитанников сиротских учреждений будет успешным, если: на основе теоретико-методологического анализа исследуемой проблемы будет выявлена его сущностно-содержательная характеристика и специфика в воспитательном процессе сиротского учреждения; спроектирована и внедрена структурно-функциональ-ная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в социум; разработана и внедрена программа постдипломной подготовки для заместителей директоров, педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов, реализация которой будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности подростка в сиротских учреждениях; обоснованы методические рекомендации и обеспечено психолого-педагогическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях; осуществлено нормативно-правовое обеспечение процесса; определена критериальная характеристика и обоснованы подходы к диагностике эффективности духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения отечественной теории и практики духовно-нравст-венного воспитании раскрыть сущность и содержание процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, а также определить специфику сиротских учреждений в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, находящихся в этих учреждениях.
2. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество в условиях воспитательной среды сиротского учреждения.
3. Разработать программу для заместителей директоров, педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», реализация которой будет способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников, разработать методические рекомендации по ее внедрению в воспитательный процесс сиротского учреждения.
4. Обосновать комплекс методов диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, осуществить сравнительный анализ количественной и качественной оценки параметров психолого-педагогической диагностики воспитанности подростков сиротских учреждений.
5. Разработать методические рекомендации по организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот как фактора их успешной интеграции в общество.
6. Выявить и обосновать социально-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной социализации в общество.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие философские, психологические и педагогические идеи, концепции и теории:
- общефилософские направления научного познания современного общества (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, З. Фрейд, Т. Парсонс, Д. Мид), социология образования (Э. Дюркгейм);
- теория функционирования и развития педагогической системы (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Сокольников, Н.М. Яковлева);
- теория социальной работы с сиротами (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, М.П. Гурьянова, В.Ш. Масленникова, Л.Я. Олиференко, Е.И. Холостова);
- теория духовно-нравственного воспитания личности (психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; педагоги: Н.И. Болдырева, А.Ю. Гордина, Т.Е. Конникова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.В. Юстус);
- теория духовно-нравственного становления и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Власова, Л.К. Гребенкина, Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин);
- теория социализации личности (П.П. Блонский, Л.И. Божович, О.И. До-нина, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.Д. Митина, О.В. Морева, А.А. Радугин, А.А. Реан).
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставитель-ный); моделирования; проектирования; изучение и обобщение опыта деятельности сиротских учреждений; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных. В процессе исследовательской работы использовались общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация и индукция.
Опытно-экпериментальной базой исследования явились сиротские учреждения Ульяновской области: ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) Новоульяновская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Парус»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белоозерский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» Ульяновска; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья имени Героя Советского Союза А.Матросова Ульяновского района; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» Ульяновска; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Базарносызганский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росток»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета»; областной духовно-патриотический Центр «Арское» Ульяновска.
Исследование проводилось с 2004 по 2012 гг. в четыре этапа.
На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза исследования и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
На втором этапе (2005-2006 гг.) уточнялась гипотеза исследования, основные направления формирующего эксперимента, определялись социально-педагогические условия его проведения, разрабатывалась и внедрялась в практику работы структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество и методические рекомендации для воспитателей и педагогов детских домов и школ-интернатов.
На третьем этапе (2006-2011 гг.) завершен формирующий эксперимент и контрольный срез; проведены оценка и анализ данных эксперимента; выявлены критерии эффективности процесса духовно-нравственного воспитания в сиротских учреждениях как фактора успешной интеграции в общество выпускников.
На четвертом этапе (2010-2012 гг.) были проанализированы, обобщены, обработаны и обсуждены результаты исследования; разработаны и опубликованы методические пособия по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактору их успешной интеграции в общество; сформулированы выводы; оформлены результаты исследования в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что в нём:
- раскрыта содержательная характеристика понятия «духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», специфика которого проявляется в целенаправленном, активном, деятельностностном, личностно-ориентированном процессе усвоения подростком-сиротой знаний, умений и навыков, способствующий самореализации и самосовершенствованию личности с учетом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и социально одобряемого поведения;
- выявлены и обоснованы социально-педагогические условия (общие: синтез принципов работы представителей Министерства образования, сиротских учреждений, общественных организаций по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот; частные: разработка и активное внедрение в воспитательный процесс сиротских учреждений нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания подростков; специфические: установка на субъект-субъектные отношения в процессе духовно-нравственного воспитания подростков сиротских учреждений, включение в совместную деятельность воспитателей, педагогов и воспитанников, создание комфортной психологической среды, положительное подкрепление со стороны педагогов результатов формирования социально одобряемого поведения на основе духовно-нравственных ценностей общества) эффективности духовно-нравственного воспитания как фактора успешной интеграции в социум воспитанников сиротских учреждений;
- установлены и обоснованы ценностно-мотивационный и личностный критерии, а также критерий социальной активности личности, а также уровни (адаптивный - низкий, продуктивный - средний, креативный - высокий) и показатели динамики процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество.
- реализованы принципы организации диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество: долговременности, комплексного оценивания, учета потенциальных возможностей воспитанников, опоры на уровень интеллектуального, эмоционального и психосоциального развития воспитанников сиротских учреждений;
- разработанные и научно обоснованные в ходе исследования методические рекомендации, структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество, а также программа постдипломной подготовки педагогов и воспитателей детских домов и школ-интернатов «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях» способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников сиротских учреждений.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
- в категориальный аппарат теории воспитания введено понятие «духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество», под которым понимаем целенаправленный процесс развития и становления личности подростка в сиротском учреждении под влиянием воспитания и социальной среды, направленный на развитие духовно-нравственной сферы;
- разработана структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество, представленная в исследовании методологическим, содержательным, деятельностным и диагностико-результативным блоками; структурно-функциональная модель раскрывает структуру воспитательной среды в сиротском учреждении, дает представление о целостности, последовательности и специфичности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в детских домах и школах-интернатах и отражает социально-педагогические условия повышения его эффективности;
- разработан критериальный аппарат исследования, включающий: систему параметров диагностики духовно-нравственной воспитанности подростков-сирот, в котором устанавливаются ценностно-мотивационный и личностный критерии, а также критерий социальной активности подростков-сирот.
- выявленная совокупность социально-педагогических условий общих, частных и специфических дополняет и конкретизирует уже известные в практике сиротских учреждений подходы и социально-педагогические условия, необходимые для оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания подростков как фактора их успешной интеграции в общество;
- создана теоретико-методологическая основа для новых исследований по различным направлениям развития воспитательной среды сиротского учреждения (сфер взаимодействия внутри коллектива сиротского учреждения, установления контактов с внешней средой на основе духовно-нравственных ценностей общества: добра, взаимопонимания, стремления к взаимодействию и соблюдению норм социально одобряемого поведения) как условия духовно-нравственного формирования личности подростков, как фактора их успешной интеграции в общество;
- содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, идей и подходов к процессу духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество может быть квалифицирована как решение проблемы выявления его специфики, основных направлений и социально-педагогических условий повышения его эффективности, структуризации научного знания в этом направлении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- обозначены основные подходы (гуманистическая направленность; круглосуточное взаимодействие; личностная ориентация) к эффективной реализации процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот; разработана воспитательная программа, способствующая духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот на всех ступенях и во всех сферах процесса воспитания в сиротском учреждении, обеспечено ее методическое и социально-педагогическое сопровождение;
- раскрыты и обоснованы возможности взаимодействия сиротских учреждений с представителями общественных структур для духовно-нравственного воспитания личности подростков в детских домах и школах-интернатах, на современном этапе развития общества, заключающиеся в активном привлечении к работе с воспитанниками сиротских учреждений представителей общественных организаций, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, основанном на разработанной нормативно-правовой и научно-методической базе (составление Соглашений о сотрудничестве между сиротскими учреждениями и представителями общественных организаций, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания; утверждение Программы работы с подростками-сиротами по духовно-нравственному воспитанию) как общественной практики;
- целенаправленное использование предложенных форм и способов включения воспитанников сиротских учреждений в процесс духовно-нравственного воспитания позволяет осуществлять постепенный переход от алгоритмизированных способов деятельности к продуктивным, творческим, от выработки педагогом определенных духовно-нравственных качеств личности воспитанников к самовоспитанию, к саморазвитию подростков-сирот и является действенным механизмом процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество;
- в практику работы методического объединения заместителей директоров, педагогов и воспитателей сиротских учреждений внедрена программа «Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях», которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия, так и практические задания и упражнения по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот в детских домах и школах-интернатах;
- реализация критериального блока структурно-функциональной модели, включающего критерии, уровни и показатели их динамики, совместно с системами психологического сопровождения и социально-педагогического мониторинга создают предпосылки для качественной оценки эффективности как воспитательной среды сиротского учреждения, так и уровня духовно-нравственного воспитания подростков-сирот;
- разработан диагностический инструментарий, необходимый для осуществления мониторинга и опытно-экспериментального обоснования эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротском учреждении; предложены методы психолого-педагогической диагностики уровня духовно-нравственного воспитания подростков-сирот;
- результаты диссертационного исследования могут быть использованы при проведении комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и воспитателей по совершенствованию процесса духовно-нравственного воспитания подростков-сирот как фактора их успешной интеграции в общество;
- выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные программы, анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы и используются в сиротских учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, в учреждениях среднего и высшего профессионального педагогического образования.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на уровне воспитуемого; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике сиротских учреждений опытом; подтверждением гипотезы исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Направленность воспитательной среды сиротского учреждения на духовно-нравственное воспитание личности подростков-сирот является фактором успешной интеграции в общество воспитанников. В процессе духовно-нравственного воспитания происходит формирование личности подростка, способного к самосознанию своего духовно-нравственного мира, стремящейся к моральной стойкости, способной к самостоятельной социально одобряемой жизнедеятельности и адекватному вхождению в общество. Вышеобозначенная цель духовно-нравственного воспитания как фактора успешной интеграции в общество выпускников сиротских учреждений, достигается решением следующих задач, направленных на: формирование знаний о человеке, общественном жизнеустройстве; содействовать осознанию необходимости соблюдать духовно-нравственные принципы в жизни; развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, обществу; формирование навыков самостоятельной социально одобряемой жизнедеятельности.
-
Интеграция в общество подростков из сиротских учреждений представляет собой активный процесс взаимодействия воспитанника сиротского учреждения с представителями различных социальных групп с целью жизнеустройства после выпуска из государственного учреждения, что позволяет на ранней стадии, еще до вступления воспитанника в активное взаимодействие с обществом, получить ему навыки жизнеустройства, основанные на духовно-нравственных принципах жизни общества, что послужит эффективному процессу успешной интеграции в социум. Раннее включение воспитанников сиротских учреждений в процесс духовно-нравственного воспитания посредством игровых технологий, технологии создания эмоциональной привлекательности социально одобряемого и высоконравственного поведения, технологии систематического создания ситуаций успеха в сфере взаимодействия с педагогами, товарищами, представителями общественных организаций и другими людьми в вопросах духовно-нравственных ценностей общества даст обществу на выходе высоко морального человека, с высоким уровнем воспитанности, способного пройти успешно процесс интеграции в общество.
3. Структурно-функциональная модель процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество, представленная в настоящем исследовании, выполняет ряд функций: теоретическая (получение информации о духовно-нравственных ценностях общества); побудительная (к самостоятельной социальной одобряемой деятельности, организации своей жизнедеятельности с учетом духовно-нравственных ценностей); коммуникативная (передача-прием информации об общечеловеческих ценностях); регуляционная (регуляция поведения в обществе в широком смысле слова). Эффективная реализация поставленных целей структурно-функциональной модели достигается посредством совокупной деятельности в четырех основных блоках: методологическом, содержательном, деятельностном и диагностико-результативном.
4. Система параметров экспертизы духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество включает ценностно-мотивационный и личностный критерии, а также критерий социальной активности личности.
5. Основополагающими социально-педагогическими условиями эффективности духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество являются: общие условия (синтез принципов работы представителей Министерства образования, сиротских учреждений, общественных организаций и духовенства по духовно-нравственному воспитанию подростков-сирот); частные условия (разработка и активное внедрение в воспитательный процесс сиротских учреждений нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания подростков); специфические условия (установка на субъект-субъектные отношения в процессе духовно-нравственного воспитания подростков сиротских учреждений, включение в совместную деятельность воспитателей, педагогов и воспитанников, создание комфортной психологической среды, положительное подкрепление со стороны педагогов результатов формирования социально одобряемого поведения на основе духовно-нравственных ценностей общества).
Апробация и внедрение результатов исследования велись на протяжении всего периода работы автора как исследователя, разработчика и организатора внедрения программ духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, как фактора их успешной интеграции в общество и являются результатом научного осмысления формирующегося в Ульяновской области опыта духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях: ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Майнский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Орбита»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) Новоульяновская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Парус»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белоозерский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»; ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» Ульяновска; областной духовно-патриотический Центр «Арское» г.Ульяновска.
Результаты исследования докладывались: на международных, Всероссийских и региональных конференциях, семинарах, совещаниях, в том числе: на международной научно-практической конференции «Формирование духовно-нравственной культуры учителя» (Чебоксары, 2010г.); VII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации Российского образования» (г.Москва, 2011 г.); на XXI международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (г.Новосибирск, 2011г.); на XI международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (г.Москва, 2011г.); на региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции воспитания» (г.Ульяновск, 2011г.); на заседаниях кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»; на коллегии Министерства образования Ульяновской области; на семинарах для директоров детских домов и школ-интернатов на базе Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних при Правительстве Ульяновской области; на заседаниях областного методического объединения для заместителей директоров сиротских учреждений по духовно-нравственному воспитанию, где получили одобрение и поддержку.
Полученные результаты теоретического и научно-методического характера внедряются в практическую деятельность по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактору их успешной интеграции в общество в Оренбургской области, в Самарской области и в Ульяновской областях.
По теме диссертации опубликовано 20 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах из перечня ВАК, 1 монография, 2 учебно-методических пособия).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 363 наименования, из них 8 наименований на иностранных языках, приложений. Общий объем диссертации составляет 283 страницы, из них 234 страницы основного текста, 49 страниц приложений. Работа содержит 23 таблицы, 2 рисунка, 2 диаграммы.
Роль и место духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях в их успешной интеграции в общество
Анализ научных исследований, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, последних десяти лет показывает, что в педагогической среде укрепляется мнение о том, что духовно-нравственное воспитание может служить основой целостного формировании личности, способствует восстановлению подлинной иерархии ценностей, утраченных в связи с серьезными социально-экономическими преобразованиями в обществе.
На современном этапе развития общества подрастающее поколение постепенно утрачивает духовно-нравственные ценности, в большинстве своем оно стремится к тенденциям развития, диктуемым «модой». Жизненными ориентирами современных молодых людей выступают материальные ценности. Духовные ценности не просто обесцениваются, они утрачиваются и перестают быть стремлением к идеалу. Главной целью светского воспитания, по мнению теоретиков и практиков, является формирование духовно-нравственной личности. Воспитание личности, ориентирующейся в своих поступках, действиях, жизни в обществе на духовно-нравственные ценности, должно начинаться с формирования у человека нравственных ценностей, включающих такие понятия, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.д [7, с. 13].
В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания признаются и обществом, и руководителями различных структур одними из самых главных. Они требуют своего разрешения также как и проблемы экономического, социального, политического развития страны. На сегодня в России сформировался общественный запрос на эффективное духовно-нравственное воспитание населения. На общегосударственном уровне в направлении духовно-нравственного воспитания населения приняты и активно реализуются идеи следующих документов: - Национальная доктрина образования РФ; - Концепция модернизации Российского образования; - Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2006-2010гг. В соответствии с Конституцией Российской Федерации [144, с. 24], Законом Российской Федерации «Об образовании» [85, с. 34], Национальной доктриной образования в Российской Федерации [213, с. 3-13.], целями системы образования как социального института является обеспечение воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону. Только человек, критически мыслящий, творческий, активно действующий в различных ситуациях, имеющий высокий уровень познавательной активности, способен принести пользу обществу, сможет возродить духовный потенциал России.
Отметим, что в 2007 г. в статьи 9 и 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» внесены поправки, уточняющие основные задачи образования, главная из которых – формирование духовно-нравственной личности. В то же время результат достижения поставленной цели для отдельно взятой личности остается непредсказуемым. Вслед за В. В. Зеньковским здесь можно сказать, что «тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем его знает современное воспитание» [90, с. 29].
Кроме того, в рамках разработки стандартов второго поколения принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере общего образования. Авторы концепции определяют, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению» [145, с. 4]. На протяжении последних двадцати лет представители государственной власти, духовенства, делового сообщества, науки, культуры, образования, здравоохранения и других социально важных институтов общества уверенно заявляют о важнейшей роли духовно-нравственного воспитания в формировании мировоззрения молодого поколения граждан. А сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов – это завтрашние граждане Российской Федерации, от которых государство и общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения. Отметим, что в настоящее время налажен конструктивный диалог между различными органами власти, представителями общественности в вопросах организации процесса духовно-нравственного воспитания. 2 августа 1999 года подписан договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви. На основе договора в ряде регионов нашей страны введен факультативный курс по православным основам и светской этике. Ульяновская область не вошла в эксперимент, однако на уровне Правительства региона принято решение об участии в работе по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательных школах, детских домах и школах-интернатах. Очевидным является тот факт, что современное общество не только заинтересовано, но испытывает необходимость в воспитании подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей. Однако, до настоящего времени существует множество различных точек зрения, что подразумевают под собой слова «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Прежде чем анализировать современное состояние проблем духовно-нравственного воспитания и пути их решения, определим и разграничим вышеобозначенные понятия. Следует отметить, что изучение теории и практики духовно-нравственного воспитания имеет глубокие исторические корни. Основополагающее влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали труды Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, А.С.Макаренко, В.В.Розанова, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др. На современном этапе развития общества большой вклад в изучение теории и практики духовно-нравственного воспитания внесли Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Т.И.Власова, Л.К.Гребенкина, Е.И.Исаев, А.А.Корзинкин, Л.И.Рувинский и др.
В глубокой древности человечество утвердилось в том, что кроме физической силы есть сила духовная – верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие. Понятие о силе духа, о мужестве и волевой стойкости является историческим, и складывалось оно постепенно, по мере накопления обществом знаний в данной области.
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
Готовность воспитанников детских домов и школ-интернатов к успешной интеграции в общество является не только результатом, но и целью социализации личности, ее потенциалом, важным условием успешности в сфере социальных отношений. В этом выражается диалектический характер готовности личности к успешной интеграции в социум как качества и как состояния, а также как динамического процесса. Эту готовность можно определить как целостное образование, ядром которого в соответствии с потенциалами личности выступает социальная активность, рассматриваемая как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.
Готовность подростков из сиротских учреждений к успешной интеграции в социум выражается в умении находить баланс между своими ценностями и требованиями социальной роли (при избирательном отношении к последней), способности к изменению своих ценностных ориентаций; ориентации не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человече-ских ценностей. Она отражает также социальную адаптированность личности (предполагающую ее активное приспособление к условиям социальной среды, оптимальное включение в новые или изменяющиеся условия, достижение успе-хов в реализации целей) и социальную автономизацию личности (предпола-гающую реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведе-нии и отношениях).
Как личностное образование готовность воспитанников детских домов и школ-интернатов к социальному взаимодействию предполагает: - осознание необходимости принятия «норм» (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию; - осознание необходимости расширения (или наличие у себя широкого диапазона) социальных знаний, умений и навыков с целью достижения высокого уровня адаптивности; - осмысление и адекватную оценку, соотнесение конкретных социальных условий, своих возможностей в данной ситуации по достижению предполагаемого результата; - способность, готовность актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации; - определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения; - осознание и готовность к принятию личной ответственности за выбор соответственного поведения в ситуации социального взаимодействия.
Формирование готовности подростков из сиротских учреждений к социальному взаимодействию проектирует модель, которая разработана в ходе исследования в соответствии с основными сферами воспитательного пространства детских домов и школ-интернатов, а также компонентами, факторами и механизмами успешной интеграции личности в социум, и отражает подходы, формы, методы, алгоритмы, критерии эффективности и условия, необходимые для реализации целей и задач развития социальной активности сирот.
Следует отметить, что в науке имеется несколько определений понятия «модель». Так, «Новейший словарь иностранных слов и выражений» одно из значений понятия «модель» поясняет как «изображение, описание, схема, план, карта какого-либо объекта, процесса или явления; любой образ (аналог) некоего оригинала, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя» в моделировании». «Философский энциклопедический словарь» толкует «модель» как «аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического образования» [317, с. 67]. Модель отображает, воспроизводит какие-либо стороны оригинала (в нашем случае – процесса формирования готовности старшеклассников к социальному взаимодействию в условиях общеобразовательной школы. Назначение модели – описание, хранение и расширение знания об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им. С позиций гносеологии, модель – «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Соответственно, моделирование – «построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов, для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.». Метод модельного представления и исследования объектов и процессов применяется для решения сложных научных и практических задач. Философский энциклопедический словарь «моделирование» определяет как «построение копий, моделей явлений и процессов». Цель моделирования – «схематическое изображение исследуемых систем». При этом, как отмечают ученые, под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте исследования [317, с. 4].
Важно отметить, что функционирование и качественное своеобразие любой системы, в том числе и системы, подвергающейся моделированию, определяется следующими факторами:
Экспериментальная проверка эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество в Ульяновской области
В теоретических положениях нами отмечалось, что процесс социального становления личности воспитанников сиротских учреждений осуществляется в таких сферах, как общение, деятельность и самопознание (осознание своего «Я»). Общение как сфера социализации подростков в сиротских учреждениях неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов воспитанника с другими людьми. В деятельности воспитанник осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Большая роль принадлежит личностно значимой доминанте, определению главного, сосредоточению на нем. Отметим, что в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я». Этот образ, обусловливающий формирование сознания личности, возникает у нее не сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Теория и практика подтверждают, что схема самопознания и осознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
В ходе опытно-экспериментальной работы сфера общения изучалась на-ми в процессе исследования коммуникативной компетентности и восприятия индивидом группы, диагностики коммуникативных качеств воспитанников си-ротских учреждений, выявления позиций, занимаемых подростками в межлич-ностном общении, условий успешного социального взаимодействия детей и создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Развитие сферы общения подростков в сиротских учреждениях в воспитательном пространстве общеобразовательной школы связано с формированием их коммуникативной компетентности. В рамках данного исследования коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Таким образом, коммуникативная компетентность – это ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Можно рассматривать коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Впервые критерии коммуникативной компетентности были сформулированы Т. Гордоном. Автор определил ее как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы, и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Согласно мнению Т.Гордона, показателями коммуникативной компетентности являются позиции, занимаемые воспитанниками сиротских учреждений в межличностном общении. Это такие позиции, как: пассивно-зависимая («пристройка снизу»); агрессивная («пристройка сверху»); партнерская (общение «на равных»).
Данные теоретические положения были взяты нами за основу в исследовании сформированности коммуникативной компетентности воспитанников детских домов и школ-интернатов (на основе их самооценки своих коммуникативных качеств).
В ходе опытно-экспериментальной работы нами была использована диаг-ностика сформированности коммуникативных качеств подростков (методика Л.С. Колмагоровой). Воспитанникам сиротских учреждений была предложена анкета, состоящая из 24 вопросов, на каждый из которых даны три варианта от-ветов. Текст анкеты и ключ к ней представлен в Приложении. На основании от-ветов определялось количество компетентных реакций по 12 блокам коммуни-кативных умений. Блоки умений и входящие в них номера заданий таковы: 1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (1, 9).
В диагностике приняли участие 99 респондентов экспериментальной группы и 95 респондента контрольной группы. Участникам предлагалось выбрать способ поведения в различных ситуациях. Все реакции воспитанников при выборе ответов делились на три группы: пассивно-зависимую («пристройка снизу»), агрессивную («пристройка сверху») и партнерскую (общение «на равных»). В начале эксперимента реакции воспитанников сиротских учреждений в различных ситуациях общения были примерно одинаковые в экспериментальной и контрольной группах. В таблице 13 представлен анализ результатов исследования коммуника-тивной компетентности воспитанников детских домов и школ-интернатов. Ис-следование показало, большинство реакций респондентов экспериментальной группы в различных ситуациях являются достаточно компетентными (партнер-скими) – 78,4%. Наибольшее количество уверенных, компетентных ответов респонденты экспериментальной группы обнаруживают в умениях: оказать со-чувствие, поддержку; самому принимать сочувствие, помощь; просить и при-нимать помощь; реагирование на попытку другого человека вступить в контакт (7, 8, 10 и 11 позиции). В экспериментальной группе компетентная реакция по данным позициям составляет в среднем 84%, а в контрольной группе – 56%. Следует отметить, что наибольшую сложность для учащихся (как в экспери-ментальной, так и в контрольной группах) представляет владение такими уме-ниями, как адекватное реагирование на несправедливую критику и провоци-рующее поведение другого человека, умение ответить отказом на чужую просьбу (3, 4, 5 и 6 позиции). Это связано с тем, что в сиротском учреждении воспитанникам часто приходится бороться с трудностями без помощи.
Оценивая результаты диагностики по степени сформированности коммуникативных умений у воспитанников сиротских учреждений по их самооценкам, следует выделить проблемные зоны, требующие особого внимания со стороны руководства сиротских учреждений, педагогов и воспитателей. Отметим, что большинство школьников знают основные нормы общения и поведения в различных ситуациях. Хотя оказывать помощь для многих воспитанников гораздо легче, чем принимать ее. Об этом свидетельствуют данные проводимого наблюдения в момент заполнения анкеты воспитанниками. Они говорили о том, что лучше что-нибудь сделать самим, чем просить помощи у других или получать ее. Однако, воспитанники постоянно требуют к себе внимания и подчеркивают свою важность. В диаграмме 2 представлены результаты методики по характеру отношения к группе респондентов. Эти показатели во многом свидетельствуют о будущей успешности или неуспешности интеграции в общество воспитанников сиротских учреждений.
Диаграмма 2. Сравнительная характеристика распределения респондентов по характеру отношения к группе на заключительном этапе эксперимента.
Участники экспериментальной группы, освоившие программу спецкурса «Мой мир и мир моих товарищей» и тренинга социального взаимодействия подростков, имеют большие возможности для социального развития и успешной интеграции в общество, чем респонденты контрольной группы. Рамки развивающего общения расширяются за счет включения воспитанников сиротских учреждений в активное взаимодействие со сверстниками, представителями различных структур, воспитателями, педагогами, имеющими разные характеры, привычки, жизненный опыт и ценности. Соответственно, их опыт общения становится богаче, круг знакомств шире, совместная деятельность масштабнее, конструктивное взаимодействие эффективнее. Кроме того, показателем эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество являются виды постинтернатного жизнеустройства воспитанников (адекватное поставленным целям и задачам процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях постинтернатное жизнеустройство, включающее в себя обучение, приобретение жилья, трудоустройство, создание семьи, соблюдение норм социально одобряемого поведения).
Социально-педагогические условия процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как фактора их успешной интеграции в общество
Процесс духовно-нравственного воспитания будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание в воспитательном пространстве сиротских учреждений инновационной среды, обращенной к постоянному поиску, обновлению приемов и способов в сфере социальных отношений. В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских процессов. Его инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы. При всем многообразии технологий обучения и воспитания реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. Процесс духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях будет более эффективным, если будет соответствовать следующим требованиям: комплексности (логика понимания процесса духовно-нравственного воспитания как процесса активного взаимодействия с различными общественными структурами с целью подготовки эффективного процесса постинтернатного сопровождения сирот представлена интеграцией сиротского учреждения, учреждений, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, а также Министерства образования Ульяновской области); личностного подхода (постоянное обращение к личному опыту воспитанников в ситуациях успеха и к личным интересам воспитанников как основополагающим, мотивирующим фактором, способным обеспечить эффективность предлагаемых программных мероприятий); деятельностного подхода (каждый участник реализации программы является не просто ее объектом, но и субъектом. Воспитанники сиротских учреждений оказываются задействованными в субъектно-личностных отношениях, что позволяет повысить уровень работы по духовно-нравственному воспитанию как фактору их успешной интеграции в общество); доступности и привлекательности (предлагаемые воспитанникам занятия, конкретные дела, игры, поручения и другие формы взаимодействия должны: соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отвечать интеллектуальным, эмоциональным, познавательным, развлекательным, социальным потребностям воспитанников сиротских учреждений; вызывать интерес к предлагаемым занятиям и желание выполнить их; обеспечивать совместную деятельность педагогов и воспитанников с целью формирования и сохранения на протяжении всей программы доверительных, эмоционально устойчивых, уважительных и целенаправленных отношений); систематичности (работа по духовно-нравственному воспитанию детей в сиротских учреждениях носит систематический характер, направленный на воспитание социально активной, морально устойчивой, высоко нравственной, ориентирующейся в своем поведении на духовно-нравственные ценности общества. Проявляется деятельность не только на конкретных мероприятиях или акциях, а пронизывает весь процесс жизнедеятельности воспитанников сиротских учреждений во взаимодействии с представителями администрации сиротского учреждения, воспитателей, товарищей, представителей внешней социальной среды); культуросообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, особенностями, присущими традициями населения региона); динамизма (все мероприятия программы построены таким образом, что каждое конкретное задание или дело способствует достижению микроцелей в своем стремлении к общей макроцели программы); преемственности (содержание, методы, формы, подходы программы последовательны, взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Исходя из вышеуказанных положений, следует отметить, что эффективность процесса духовно-нравственного воспитания подростков в детских домах и школах-интернатах определяется соблюдением следующих частных условий:
6. Вся системная программа сиротского учреждения строится на основах системного подхода, приоритетным направлением которого является духовно-нравственное воспитание.
7. В программу включаются все сотрудники детского дома или школы-интерната на основе постановки общей цели, организации взаимосвязи и взаимодействия всех структурных подразделений сиротского учреждения: ру-ководство, педагогический коллектив, воспитанники и обслуживающий персо-нал.
8. Участие воспитанников сиротского учреждения строится на принципе психологического комфорта социально-педагогической среды, в которой происходит процесс духовно-нравственного воспитания.
9. Содержание жизнедеятельности воспитанников соответствует жизненно важным сферам будущего выпускника сиротского учреждения (здоровье, пространство прав и обязанностей, образование, досуг, самообслуживание, профессиональная ориентация, общение, семейные отношения, формирование духовных и нравственных ценностей).
10. Сотрудники сиротского учреждения организуют профессиональную деятельность на основе принципов саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Говоря о частных педагогических условиях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях как факторе их успешной интеграции в общество следует отметить определенные дидактические условия, необходимые для успешной реализации данного процесса. К ним относятся: четкое определение задач и их соотнесение со сферами общения, деятельности и самопознания; реализация их содержательного наполнения; внедрение новейших подходов, методов и приемов активного социального взаимодействия (дискуссионные методы, операционно-ролевые и интерактивные игры и т.д.), целесообразное сочетание их разнообразных видов и форм; творческий подход к формированию структуры занятия; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью; мастерство проведения занятия; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля, управления и др.