Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Джавад Таджар Наджаф

Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран
<
Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джавад Таджар Наджаф. Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Джавад Таджар Наджаф; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т им. Садриддина Айни].- Душанбе, 2013.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/222

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков посредством сиротских учреждений как фактор их успешной интеграции в общество

1.1. Социально-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания иранских детей-сирот 20-5 5

1.2 Социально-педагогические условия эффективности духовно нравственного воспитания подросткбв в Центрах воспитания подростков сирот как фактора их успешной интеграции в исламское общество . 56-78

Выводы 78-80

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели программы духовно-нравственного воспитания подростков школы интерната, как средства интеграции учащихся в иранское общество

2.1. Психолого-педагогические особенности модели педагогической программы воспитывающихся детей в Центрах воспитания подростков-сирот 81 -96

2.2. Организация деятельности подростков, направленной на формирование духовно- нравственных качеств 96-138

Выводы 138-140

Заключение 141-147

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена с установками Конвенции о правах ребенка, в которой говориться о защите ребенка, лишенного семьи, усыновлении, детях инвалидах, детях-беженцах и другой уязвимой категории детей, которые нуждаются в заботе и обеспечении сетью специальных учреждений. Статья 18 Конвенции о правах ребенка говориться: «родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений», в том числе и детских домов и интернатов, ибо сегодняшние воспитанники детских домов и школ-интернатов – это завтрашние граждане страны, от которых общество потребует исполнения законов, соблюдения норм социально одобряемого поведения и обладание высоким чувством гражданственности.

Защитные функции детей в Иране от беспризорности, оказании помощи в обучении и образовании, усыновлении, поддержке для получения профессии, связи с семьей и т.д. определены в положении об организации по улучшению жизнедеятельности детей («Созмони безистї»).

Однако, не смотря на это, в последнее время идет интенсивное увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Все это приводит к тому, что на сегодняшний день увеличивается количество детей воспитывающихся в Центрах воспитания подростков-сирот Ирана (сиротских учреждениях). Ныне в них воспитывается 2997 сирот. На содержание одного воспитанника в год в Иране тратится три миллиона туманов, а для почти тысячи воспитанников необходимо триста миллионов бюджетных средств только в одном из регионов страны. Статистика, отражающая устройство выпускников сиротских учреждений в жизни, свидетельствует, что 65% из них после выпуска попадают в социально неблагополучную среду. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, труднее находят и чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семьи, склонны к девиантному поведению и чаще становятся жертвами суицида. Разрешению данной проблемы призвана способствовать работа по их нравственному воспитанию, по подготовке подростков в сиротских учреждениях к жизни в обществе.

Перемены, происходящие в обществе и производстве, меняют характер труда, где все большую роль занимает интеллектуально-информационная составляющая. Востребованной оказывается профессиональная и социальная мобильность выпускников школ-интернатов, их конкурентоспособность. Изменяется информационное поле, в котором происходит процесс социализации подростка. Открытость средств массовой информации, доступность компьютерных сетей расширяют и изменяют традиционные представления об образе жизни, типе поведения, о характере отношений между учащимися и воспитателями и педагогами. Возрастает роль этнического фактора, национальных ценностей в становлении самосознания подростка сироты. Переосмысливается ценность религии в духовно-нравственном развитии личности подростка. Изменяются роль и функции молодежных организаций и т.д.

Имеют место и перемены бесспорно негативного характера. Например, имущественное расслоение приводит к обнищанию значительной части населения, к ломке семейных традиций, конфликтности, отчуждению между членами семьи и депрессивному состоянию, в том числе, и определенной части учащихся. Тенденциозная пропаганда потребительского образа жизни способствует росту проституции, насилия, жестокости. В силу различных причин ухудшается здоровье населения, падает рождаемость. Снижается доступность культурных и спортивных центров. Растет агрессивный национализм и регионализм, бездуховность, оторванность от своих корней, в частности религии. Одна часть молодежи, в том числе подростки, пытается найти индивидуальную нишу в наркотиках и т.д.

Однако в целом существующая система нравственного воспитания и подготовки воспитанников сиротских учреждений к жизни в обществе не адекватна современной ситуации и нацелена, как правило, на социальный контроль и карательные меры по отношению к оказавшимся в трудной жизненной ситуации выпускникам сиротских учреждений, а также на предоставление минимальных материальных условий их жизнедеятельности.

Нравственное воспитание этой категории подростков относится к числу наиболее фундаментальных проблем педагогической науки, где накоплен огромный опыт теоретической рефлексии и практического применения разнообразных подходов к их духовно-нравственному совершенству и адаптации к социальной жизни.

Философские и методологические основы духовно-нравственного воспитания получили глубокое развитие в трудах русских ученых - Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Р. Бернса, В.С. Библера, П.П. Блонского, Дж. Брунера, С.Г.Ваниевой, Л.С. Выготского, И.Г. Гердера, Ф.А. Дистервега, М.С. Кагана, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Когана, Я.А. Коменского, Я. Корчака,А.Ф. Лазурского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, А.А.Магометова, А.С. Макаренко, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, Г. Олпорта, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Н.И. Пирогова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Л. Франка, В. Франкла, Х. Хекхаузена, Г.Г. Шпета, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и др.

В последние годы духовно-нравственное воспитание все чаще рассматривается в контексте личностного развития и субъектного становления учащихся в образовательной среде (А.Г. Асмолов, Д.А. Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, Л.П.Гадзаова, Ю.А.Городецкая, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Крупина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, В.И. Панов, А.А. Реан, В.П. Рубаева, В.В. Рубцов, В.В. Сериков,В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А.Тахохов, А.С. Чернышев, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.).

Степень разработанности проблемы исследования.

Разработка вопросов нравственного воспитания в восточной педагогике имеет давнюю историю. «Авесто» и «Каран» являются теми истоками, которые были и ныне являются важными в решении задач духовно-нравственного воспитания, в том числе детей сирот. Так, в священной книге зороавстрийцев «Авеста» заложены, основы нравственного воспитания, которое гласит: «Благое слово, благой поступок, благой помысел».

В решении проблем нравственного воспитания в таджикской педагогической науке важное место отводится творческому применению классического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей – Бузургмехр, Одурбуд, А.Рудаки, А.Фирдавси, Абуали ибни Сино, Носири Хусрава, Унсурмаолии Кайковус, Хафиза и Саади, Н.Туси, Абубекра Рузи, Амирхусрава Дехлави, Камола Худжанди и Абдурахмана Джами, Мухамада Наршахи, Мухамада Сыдык, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов роли литературного наследия в духовно-нравственном развитии личности.

Проблемы нравственного воспитания молодёжи и семейных традиций отражены также в трудах ученых-педагогов, психологов и методистов Республики Таджикистан, в частности Х.Буйдакова, И.Х.Каримовой, Б.Кодирова, Д.Н.Латипова, М.Лутфуллаева, А.Нурова, Х.Рахимзода, Б.Рахимова, Ф.Шарипова, Т.А.Шукурзод и других исследователей. В их работах отражена тенденция поиска нравственных ценностей и традиций, путей востребования исторической памяти таджикского народа в педагогической деятельности по воспитанию детей на национальных традициях, оказавших огромное влияние на развитие педагогической науки.

Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды иранских ученых Мухочира Яхё, Окозода Мухтарама и др.

Для решения проблемы организации процесса духовно-нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях большое значение имеют работы Бокири Реза, Карими Абдулазим, Киёманиша Алиризо, Бахмана Хурризода и др.

Другую группу исследователей изучившей нашу проблемы составили труды Алиаброра Джафари, Ахмади Мачида, Ахмади Гуляали, Бозаргона Аббоси, Бокири Хусрава, и др. посвященные вопросам школ- интернатов в Исламской Республике Иран. Некоторые аспекты социальной работы с подростками исследованы в работах Курда Бахмана, Лутфободи Хусайна, и др. В диссертационных исследованиях Лутфободи Хусейна и других определены различные аспекты проблем социальной работы с учащимся школ интернатов в Исламской Республики Иран.

Третью группу исследований составили труды, посвященные проблемам трудностей вхождения подростков из детских домов и школ-интернатов в самостоятельную жизнь, а также причины их возникновения работы, И.Х.Каримовой, Т.Б.Намозова Ф.Ш. Партоева, Д.И.Фельдштейна и др., которые были наиболее близкими для нас.

Проблема социальной адаптации выпускников интернатских учреждений рассматривается в работах Мансуба Басири, Махчура Сиёмака, Растагора Тахира, и др.

Вопросам активизации работы по подготовке выпускников сиротских учреждений к успешной интеграции в общество посвящены работы Риёзи Акбара, Сайфа Алиакбара и др.

Социально-педагогические условия воспитания подростков рассматриваются в исследованиях Мирзомухаммади Махмуда, Мухаммади Реза, и др.

Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволил прийти выводу, что социализация детей-сирот протекает в условиях измененной социальной ситуации развития, которая формируется в результате отсутствия родительской семьи.

Из анализа научной проблемы следует заключить, что воспитанникам школ-интернатов свойственна низкая адаптированность в общественной жизни. Следовательно, современная ситуация приводит к возрастанию значимости нравственного формирования личности воспитанников сиротских учреждений как фактор их лучшей адаптации к общественной жизни, в процессе обучения и вне учебной работе. Однако, при вовлечении подростков в общественную деятельность, не всегда учитывается связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственного облика, ограничение в развитии личности в период кризиса сфер образования и воспитания, ведущее к безответственному ее поведению, что позволяет выделить ряд сложившихся объективных противоречий между:

- потребностью современного подростка - сироты, воспитывающегося в сиротских учреждениях быть востребованным обществом и повышенным риском вступить с ним в конфликт;

- декларируемым социальным заказом на духовно-нравственную разностороннюю образованную, высококультурную личность и несовершенной гуманистической составляющей образовательного процесса в детских сиротских учреждениях;

- заинтересованностью подростка-сироты в активном самовыражении, приобщении к национальным духовным ценностям, в том числе исламским, и несформированной у него способностью воспринимать и переживать эти ценности;

- сложившейся типологией подростков-сирот, воспитывающихся в сиротских учреждениях и не учетом её в практике учебно-воспитательного процесса и др.

С учетом этих и других противоречий был сделан выбор темы исследования: «Нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество».

Объектом исследования избрано нравственное формирование подростка в процессе образовательной и воспитательной деятельности сиротских учреждений Исламской Республики Иран.

Предметом исследования явились – педагогические условия и программа совершенствования духовно-нравственного воспитания подростков школ-интернатов как средство их интегрирования в исламское общество.

Цель исследования – заключалась в разработке инновационной модели педагогической программы, созвучной с духовно-нравственным воспитанием подростков школы-интерната как способа их интеграции в иранскую общественную жизнь.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что успешная интеграция детей, обучающихся в Центре воспитания подростков-сирот в иранское общество и повышение их социальной активности зависит от совершенствования духовно-нравственного воспитания и повышение социальной активности подростков, если:

- будут учтены учет временные рамки нахождения подростков в условиях интерната и типологические особенности подростков и их бывших семей;

- созданы в образовательном учреждении психолого-педагогические условия, способствующие формированию социально и личностно значимых качеств и развитию духовно-нравственной культуры учеников;

- разработать модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания подростка-сироты, основанной на типологии нынешних и прошлых семей, уровня понимания ими социальной значимости и педагогической ценности социализации;

-предложить методики, технологии, педагогические меры, формы, методы и приемы, педагогические технологии на основе разработанной типологии подростков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

-выявить на основе анализа психолого-педагогической литературы методологические основы духовно-нравственного воспитания подростков – сирот (философские, педагогические и психологические идеи, общенаучные и конкретно-педагогические подходы);

-определить особенности духовно-нравственного воспитания подростков сиротских учреждений в образовательном процессе и психолого-педагогические условия, необходимые для успешного формирования их общественной активности;

- выявить специфику, фазы и стадии процесса духовно-нравственного воспитания подростков школы-интерната Исламской Республики Иран, спо-

собствующего формированию личностно и социально значимых взглядов, отношений и убеждений;

- разработать инновационную модель педагогической программы нравственного воспитания личности, посредством которой происходит успешная интеграция подростков сиротских учреждений в иранское общество в основе типологии подростков и их семей, в которых они воспитывались;

-предложить методику организации и внедрения данной программы в условиях школ-интернатов Ирана и экспериментально проверить её эффективность.

Методологической основой исследования стал структурно-функциональный подход, позволяющий оценить влияние общественной системы и психолого-педагогических условий на духовно-нравственное формирование воспитанников школ-интернатов, обосновывающий роль личности как творца своих ценностей; философско-методологические принципы теории образования и воспитания, получившие глубокое развитие в истории педагогической мысли и отобранные в качестве приоритетных в рамках разрабатываемой инновационной модели педагогической программы духовно-нравственного воспитания учащихся: гуманизма; педагогической антропологии; экологичности; единства обучения, воспитания и развития; личностного развития; субъектного становления; рефлексивности; социализации; духовности; нравственности и др.

Теоретической базой исследования стали фундаментальные концепции, изложенные в работах классиков мировой и отечественной педагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался структурно-функциональный комплексный подход: научно обоснованная концепция социально-этического, интеллектуального и общечеловеческого воспитания учащихся на основе духовных, гуманистических и общечеловеческих ценностей; процесс формирования нравственной культуры учащихся в общественной среде.

В исследовании был апробирован следующий комплекс методов, соответствующих его цели, задачам и предметной области: логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; сравнительный анализ и обобщение педагогических, этнографических, исторических и иных источников, документов и литературы; анализ результатов и продуктов образовательной деятельности воспитанников сиротских учреждений; психолого-педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, интервьюирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, приемы и методы организации обучения и психолого-педагогического общения; методы психодиагностики; статистические методы анализа и обработки экспериментальных данных дескриптивный анализ, методы проверки статистических гипотез.

Экспериментальная база исследования и его организация. Исследование проходило на базе школы-интерната №1,№2,№5,№10 г.Тегерана, №14,№34,№55 г.Кирмоншах в период с 2007 по 2013 годы. В эксперименте по апробации инновационной модели педагогической программы духовно-нравственного воспитания детей сирот приняли участие 67 учащихся и 22 педагога школы-интерната, оно включало три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2003-2008 гг.) – теоретический– состоял из изучения философской, эстетической, акмеологической, аксиологической, педагогической и психологической литературы по теме исследования, анализа степени разработанности исследуемой проблемы, основных параметров выдвинутой рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (2008-2011 гг.) – поисковый – включал создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования духовно-нравственного развития личности подростков, воспитывающихся в сиротских учреждений, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения и воспитания, определялась логика, структура, содержание, специфика создания психолого-педагогических условий для проведения эксперимента. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в практику обучения в школ – интернатах Исламской Республики Иран.

Третье этап (2011-2013 гг.) – экспериментальный включал организацию и проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На этапе констатирующего эксперимента разрабатывалась инновационная педагогическая модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната как средство интегрирования подростков в иранское общество.

В ходе формирующего этапа эксперимента проводилась апробация этой программы, анализировались результаты исследования, формулировались выводы, шел процесс оформления исследовательских материалов, подготовки их к публичной защите. Данный этап экспериментальной работы сопровождался личным участием соискателя в школах-интернатах ИРИ, научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования в республиканской и межрегиональной прессе.

Научная новизна исследования заключается:

- рассмотрено и проанализировано состояние духовно-нравственного воспитания в Центрах воспитания подростков-сирот в аспекте изучаемой темы;

- исследовано противоречивое влияние условий, вызванных преобразованиями в Исламской Республике Иран и их воздействие на духовно-нравственное воспитание подростков;

- выявлена специфичность духовно-нравственного воспитания учащихся школы-интерната Исламской Республики Иран, обусловленная рядом факторов: типологией подростков-сирот и их бывших семей; значительным по времени нахождением детей в условиях интерната и их педагогической характеристикой: национально-этническим составом учащихся, особенностями социума и разработкой определенных механизмов адаптации учащихся в условиях ценностных трансформаций иранского общества;

- разработана инновационная модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в Центрах воспитания подростков-сирот Ирана, включающая учет типологии подростка, от которой зависит их адаптация к иранской общественной среде и повышение социальной активности.

Теоретическая значимость исследования заключаются следующим: представленные в работе материалы свидетельствуют об обогащении основ педагогики школ-интернатов, методики разноуровневого образования и воспитания новыми знаниями о типологических особенностях подростков - воспитанников сиротских учреждений Ирана; предложены педагогические условия, средства и технологии духовно-нравственного воспитания подростков школы-интерната с учетом предложенной типологии учащихся, которая обеспечивает и реализует на практике интеграцию подростка в иранское общество и повышает его социальную активность.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработанная и апробированная в образовательном процессе инновационная модель педагогической программа духовно-нравственного воспитания учащихся Центров воспитания подростков-сирот Ирана могут быть применены в подобных образовательных учреждениях Исламской Республики Иран. Оригинальная методика может найти применение в деятельности сиротских учреждения Ирана и в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся при подготовке и переподготовке педагогических кадров в педагогических вузах и институтах повышения квалификации; разработанные научно- обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить эффективность протекания данного процесса, могут быть полезны как учителям и воспитателям подобных образовательных учреждений, общественным организациям, так и методистам вузов, руководителям педагогической практики, классным руководителям, организаторам воспитательной работы среди детей.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена его логикой выбором и обоснованием исходных методологических принципов; эффективной организацией опытно-экспериментальной работы; комплексным применением количественных и качественных методов, адекватных целям и задачам исследования; корректным применением методов математической статистики для анализа полученных данных; положительными результатами формирующего педагогического эксперимента и экспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений; широкой апробацией и практическим внедрением полученных результатов в практику школ-интернатов ИРИ.

Апробация и внедрение результатов исследования велись на протяжении всего периода работы автора как исследователя, разработчика и организатора внедрения педагогической программы нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, как фактора их успешной интеграции в иранское общество. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни; на международных, конференциях, семинарах, совещаниях, в том числе: на международной научно-практической конференции «Формирование духовно-нравственной культуры учителя» (Тегеран, 2010г.) на вузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции воспитания» (г.Кирмоншах, 2011г.); на семинарах для директоров детских домов и школ-интернатов г.Тегерана, где получили одобрение и поддержку. Полученные результаты теоретического и научно-методического характера внедряются в практическую деятельность по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактору их успешной интеграции в общество в Тегеране, Ширазе, и г.Мешхеде Исламской Республики Иран.

На защиту выносятся:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания учащихся как часть общепедагогического процесса влияния на личность подростка в Центрах воспитания подростков-сирот Ирана, включающего учет типологии подростка. Важным представляется учет бывшей семьи, из которой воспитывается подросток (или не имеющего семью), и его педагогическую характеристику от которой зависят его адаптация к иранской общественной среде и повышение социальной активности.

Типология педагогической характеристики предполагает:

а/ учет временных рамок нахождения подростков в условиях в Центрах воспитания подростков-сирот;

б/ систематическую воспитательную работу среди подростков, не имеющих родителей и находящихся на полном обеспечении и духовно-нравственном воспитании в сиротских учреждениях. Эти подростки никогда не видели своих родителей. Субъектами их духовно-нравственного воздействия являются среда, воспитатели, дети и другие лица;

в/ учет особенностей воспитательной работы среди подростков, имеющих родителей, но находящихся вне семейного воспитания (их родители находятся в трюмах, часть отрешены от родителей, бедны, не здоровы и т.д.). Однако эти подростки находятся под влиянием семьи, хотя и там не проживают. Эта категория подростков осознает все противоречия семьи, которые не соответствуют их воспитанию;

г/ учет условий подростков, которые воспитывались в семье, но в настоящее время не имеют родителей. Эти подростки положительно относятся к бывшей семье, так как семья оказывала на них положительное педагогическое воздействие.

С учетом типологии подростка и его бывшей семьи разработаны педагогические условия и средства духовно-нравственного развития, направленные на компенсацию семейного воспитания (заботливости, доброжелательности, поддержки, взаимной ответственности, гражданственности и т.д.), способствующие социализации подростков в условиях сиротских учреждениях Ирана.

2. Модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания, основанная на типологии подростка, воспитывающего в Центрах воспитания подростков-сирот, с учетом их нынешних и прошлых семей, уровня понимания ими социальной значимости и педагогической ценности и их учет в успешной интеграции подростков в иранское общество.

А/ среди подростка-сироты, характеризующимися с высоким уровнем понимания социальной значимости и педагогической ценности духовно-нравственного воспитания как фактора интеграции в иранское общество необходимо:

- организовывать встречи и чаще приглашать опытных родителей на воспитательные мероприятия интерната, в целях ознакомления с положительными примерами и методами воспитания в семье, где освещаются вопросы воспитания детей в семье, повышения педагогической культуры родителей, психологические особенности различных возрастных групп подростков и т.д.;

- включать воспитателей и самих подростков в деятельность специализированных общественных советов и комиссий по распространению и разъяснению в обществе идей, знаний о семейных обычаях и традициях, в состав комиссий по урегулированию торжеств, традиций и обрядов, в совместную работу с классными руководителями, в родительские комитеты;

- разъяснять технологии воспитательной работы среди семей через средства массовой информации, художественную литературу, педагогические газеты и журналы;

- использование духовно-нравственный потенциал ислама, с целью воздействия систематического и целенаправленного воздействовать на сознание родителей и ознакомления их с иранскими семейными обычаями и традициями, особенностями их использования в нравственном воспитании подростка, научным обоснованием методики этого процесса и. т. д;

- изучая передовой опыт разрабатывать методические пособия и рекомендации и другие учебно-методические материалы для воспитателей;

Б/ среди подростков, где наблюдается понимание социальной значимости и педагогической ценности форм и методов духовно-нравственного воспитания, однако на практике они используют крайне редко, целесообразно:

- организовать мероприятия по обогащению содержания и методике использования национальных традиций в воспитательной работе, применительно к различным возрастам и категориям подростков;

- проводить практикумы по использованию семейных традиций и обычаев, активно привлекать общественность в процесс проведения воспитательных мероприятий и т. д.;

- подготавливать в этом направлении планы и программы воспитательной работы, сценарии и программы мероприятий, опираясь на интересы и увлечения подростков;

- стимулировать семьи, которые проявляют инициативу по внедрению традиций и обычаев в практику воспитательной работы сиротских учреждений.

В/ среди подростков с удовлетворительным и низким уровнем понимания социализации и педагогических ценностей в духовно-нравственном воспитании, среднем и низким уровнем их социальной активности на практике, педагогическая программа должна быть направлена на повышение педагогического мастерства учителей и воспитателей:

- проведение научно-практических конференции, педагогических чтений и семинаров по актуальным вопросам воспитания детей в сиротских учреждениях, совместной работе с семьями, и общественностью по использованию воспитательных возможностей, религии, иранских традиций и обычаев;

- организацию индивидуальных бесед и консультаций педагогов, медиков, психологов, юристов, родителей, с цель разъяснения воспитательной сущности национальных традиций и их использования в воспитательной деятельности сиротских учреждений. Эта работа ценна тем, что она конкретно удовлетворяет запросы субъектов воспитания, способствует активизации массовой педагогической просвещенности.

3. Педагогические условия совершенствования духовно-нравственного воспитания подростков сирот предусматривает корректировку и обогащение совместной работы с органами попечительства, материалом духовно-нравственной направленности, формами и методами занятий, построенных на активной деятельности самих подростков-сирот, внедрение новых воспитательных программ, обеспечивающих преемственность в формировании моральных ценностей как части успешной интеграции в иранское общество;

- педагогическое сотрудничество Центрах воспитания подростков-сирот, семьи (если таковые есть), общественности («Созмони бехзисти»), других образовательных учреждений для детей, а также широких возможностей этих учреждений в использовании национальных традиций, обычаев, их обогащении в формировании нравственных чувств путем использования элементов художественности;

- эффективные формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот, обеспечивающие единство формирования этического просвещения (этические беседы, национальные праздники и обряды, семинары-совещания и конференций и.т.д.) и вовлечение молодых учителей, воспитателей и подростков-сирот в общественно-полезную деятельность развивающих самодеятельность и активность воспитанников сиротских учреждений;

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Социально-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания иранских детей-сирот

Научная новизна исследования заключается: - рассмотрено и проанализировано состояние духовно-нравственного воспитания в школе-интернате в аспекте изучаемой темы; исследовано противоречивое влияние условий, вызванных преобразованиями в Исламской Республике Иран и их воздействие на духовно-нравственное воспитание нового поколения; выявлена специфичность духовно-нравственного воспитания учащихся школы-интерната Исламской Республики Иран, обусловленная рядом факторов: типологией подростков-сирот и их бывших семей; значительным по времени нахождением детей в условиях интерната и их педагогической характеристикой: национально-этническим составом учащихся, особенностями социума и разработкой определенных механизмов адаптации учащихся в условиях ценностных трансформаций иранского общества; - разработана инновационная модель педагогической программы духовно-нравственного воспитания подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях Ирана, включающей учет типологии подростка и его бывшей семьи, из которой прибыл подросток (или не имеющего семью), от которой зависит адаптация подростка к иранской общественной среде и повышение его социальной активности.

Теоретическая значимость исследования заключаются следующим: представленные в работе материалы свидетельствуют об обогащении основ педагогики школ-интернатов, методики разноуровневого образования и воспитания новыми знаниями о типологических особенностях подростков - воспитанников сиротских учреждений Ирана; предложены педагогические условия, средства и технологии духовно-нравственного воспитания подростков школы-интерната с учетом предложенной типологии учащихся, которая обеспечивает и реализует на практике интеграцию подростка в иранское общество и повышает его социальную активность.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработанная и апробированная в образовательном процессе инновационная модель педагогической программа духовно-нравственного воспитания учащихся Центров воспитания детей-подростков могут быть применены в подобных образовательных учреждениях других регионов Исламской Республики Иран. Оригинальная методика может найти применение в деятельности сиротских учреждения Ирана и в процессе духовно-нравственного воспитания, учащихся при подготовке и переподготовке педагогических кадров в педагогических вузах и институтах повышения квалификации; разработанные научно- обоснованные рекомендации, позволяющие обеспечить эффективность протекания данного процесса, могут быть полезны как учителям и воспитателям подобных образовательных учреждений, общественным организациям, так и методистам вузов, руководителям педагогической практики, классным руководителям, организаторам воспитательной работы среди детей.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена его логикой выбором и обоснованием исходных методологических принципов; эффективной организацией опытно-экспериментальной работы; комплексным применением количественных и качественных методов, адекватных целям и задачам исследования; корректным применением методов математической статистики для анализа полученных данных; положительными результатами формирующего педагогического эксперимента и экспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений; широкой апробацией и практическим внедрением полученных результатов в практику школ-интернатов ИРИ.

Апробация и внедрение результатов исследования велись на протяжении всего периода работы автора как исследователя, разработчика и организатора внедрения педагогической программы нравственного воспитания подростков в сиротских учреждениях, как фактора их успешной интеграции в иранское общество. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни; на международных, конференциях, семинарах, совещаниях, в том числе: на международной научно-практической конференции «Формирование духовно-нравственной культуры учителя» (Тегеран, 2010г.) на вузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственные традиции воспитания» (г.Кироншах, 2011г.); на семинарах для директоров детских домов и школ-интернатов г.Тегерана, где получили одобрение и поддержку. Полученные результаты теоретического и научно-методического характера внедряются в практическую деятельность по духовно-нравственному воспитанию подростков в сиротских учреждениях как фактору их успешной интеграции в общество в Тегеране, Ширазе, и г.Мешхеде Исламской Республики Иран. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Духовно-нравственное воспитание учащихся как часть общепедагогического процесса влияния на личность подростка сиротского учреждения, включающего учет типологии подростка и его бывшей семьи (не имеющих семей настоящей и бывшей семьи), и его педагогическую характеристику от которых зависят его адаптация к иранской общественной среде и повышение его социальной активности. Типология педагогической характеристики предполагает: а/ учет временных рамок нахождения подростков в условиях интерната; б/ систематическую воспитательную работу среди подростков, не имеющих родителей и находящихся на полном обеспечении и духовно-нравственном воспитании в сиротских учреждениях. Эти подростки никогда не видели своих родителей. Субъектами их духовно-нравственного воздействия являются среда, воспитатели, дети и другие лица;

Социально-педагогические условия эффективности духовно нравственного воспитания подросткбв в Центрах воспитания подростков сирот как фактора их успешной интеграции в исламское общество

Формирование родственных отношений и подготовка к будущей семейной жизни. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных капризов.

В частности, обсуждая проблему воспитания в семейном детском доме, отмечаем, что эмоциональные связи здесь не должны быть столь же интимными и жизненно утвердившимися, как при усыновлении, поскольку в таком случае «представляется меньшей опасность, что ребенок, поступающий из учреждения и не привыкший к эмоциональной атмосфере семьи, будет внезапно завален лавиной эмоциональных стимулов, что нередко случается при усыновлении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сживание ребенка с такой большой опекунской семьей происходит, как правило, более постепенно, оно сопряжено с меньшими требованиями и протекает более естественно. Остановимся здесь еще на одном аспекте на подготовке воспитанников детского дома к их будущей семейной жизни.

Практика показывает, что нередко выпускники детских учреждений интернатного типа (Центров воспитания детей-подростков-сирот) в Исламской Республике Иран имеют значительные трудности в создании семьи и сохранении ее стабильности, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не могут построить полноценных взаимоотношений с мужем (женой), сводя все либо к сексуальным отношениям, либо к каким-то требованиям, оторванным от реальности, быстро исчерпывают первоначальную привязанность и не умеют развить содержание супружеских отношений.

Одной из причин этого являются во многом неправильно складывающиеся поло-ролевые представления воспитанников детского дома. Сопоставление описаний мужчин и женщин, которые дают подростки, воспитывающиеся в семье и вне семьи, показало, что у подростков из детского дома повышенная ценноеть семьи и отсутствие опыта жизни в ней приводят, с одной стороны, к идеализации семьи, образа семьянина, а с другой к гипертрофии отрицательной модели семьи. При этом положительный идеальный образ семьи расплывчат, не наполнен конкретными бытовыми деталями, а отрицательный, напротив, предельно конкретизирован и эмоционально насыщен. Столкновение этих двух образов порождает конфликтную систему требований: положительно-абстрактных и отрицательно- конкретных («Я бы хотела видеть мужчин спортсменами, красивыми, сильными, любящими своих жену и детей, и не хотела бы видеть пьяными, грязными, которые, кроме водки, все забыли»).

Такая конфликтная система требований может отрицательно влиять на формирование представлений о будущей семейной жизни.

Развитие адекватных, содержательно наполненных эталонов мужественности женственности, представлений о своей будущей семейной жизни должно осуществляться на протяжении всего пребывания ребенка в детском доме самыми разными способами, от организации и точной инструментовки игры в едочки-матери» у дошкольников и младших школьников до специального анализа литературных произведений, кинофильмов, спектаклей и модифицированного для детей, растущих вне семьи, учебного курса этики и психологии семейной жизни. Огромное значение для воспитанников детского дома имеет возможность наблюдать за точным поло-ролевым поведением взрослых, когда женщина ведет себя именно как женщина и не берет на себя выполнение мужских функций, и наоборот. Конечно, части в современных условиях детского дома сделать это бывает очень трудно. Однако психолог должен акцентировать внимание педагогов и воспитателей на этой стороне общения и сам по возможности являть собой пример такого поведения. Важно отметить, что в настоящее время в детских домах реализуются не все возможности формирования нормальных родственных отношений у воспитанников.

Исследование показателей психического развития детей показывает, » что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий. В этих учреждениях является весьма значительной группа детей, имеющая низкий уровень психического развития - уровень (фиска».

У учащихся первых - четвёртых классов обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступаю своим «домашним» сверстникам, в то время как логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов. Также на значительно более низком уровне находится у детей из школы-интерната развитие наглядно-образного мышления.

Психолого-педагогические особенности модели педагогической программы воспитывающихся детей в Центрах воспитания подростков-сирот

Следующим важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних, воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т. д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в детском доме или приюте. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков.

Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.). В период интенсивной подготовки к выпуску целесообразно проводить специально организованные занятия по пособию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подобран материал, содержащий практические советы, извлечения из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника.

Социальное направление деятельности Центров воспитания подростков-сирот предусматривает также связь с выпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения постинтернатной адаптации.

-Педагогическое направление деятельности Центров воспитания детей-сирот детских домов и других подобных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции (воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон — как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке; относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.

Эти направления воспитательной работы нами были положены в модель программы духовно-нравственного воспитания подростков школы интерна-та, как средства интеграции учащихся в иранское общество.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единства педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д.), совместно разрабатывают индивидуальные планы для. воспитанников, имеющих значительные пробелы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, приюте, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями. Обучение воспитанников детских домов совместно с детьми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. В работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и, призывов, воздержание от излишней назидательности, ограничение отрицательных эмоционально-словесных воздействий, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, через активное взаимодействие с окружающим миром, через приобщение к различным видам деятельности — познавательной, трудовой, художественной, духовной, ценностью ориентированной, физкультурно-оздоровительной, общественной и др. Наибольшую трудность для воспитателей представляет определение мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции. Значительное место в работе Центров воспитания детей-сирот отводится организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. При реализации педагогического направления деятельности в детских домах определенное значение приобретает организация первичных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что группа в детских домах должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрастных групп подтвердил на практике» и обосновал теоретически А. С. Макаренко. По его мнению если составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больших усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект». Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, учителей, психолога и социального педагога дают возможность верно определить пути педагогического воздействия как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника — обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.

Организация деятельности подростков, направленной на формирование духовно- нравственных качеств

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо и это опять-таки уже отмечалось во вступлении формировать у учащихся соответствующую потребностно - мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. При столкновении подростков с проблемой нравственного самосовершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей — романтической или прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с подростками, по нашему мнению заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время и нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам.

Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники Ирана конца прошлого — начала нынепшего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Итак, выводом может послужить следующее. Эффективное формирование нравственности подростка-сироты зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности подростка, направленная на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в его самовоспитании.

Мы перечислили ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Это, например, преданность родине, добросовестный труд, охрана природы, гуманность, честность и правдивость. При этом важно, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Также для эффективного формирования духовно-нравственной культуры существенное значение имеет активное участие педагога в самовоспитании подростка-сироты.

Первейшая задача воспитателя, по нашему мнению заключается в том, чтобы показать юношам и девушкам, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом; что можно быть расчётливым, но при этом оставаться нравственным человеком.

В ходе исследования подтвердилась мысль о том, что в процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной оистемы, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Наши исследования показали, что формировании личности, способной к духовно-нравственному самосознанию, моральной стойкости, желанию и умению сопротивляться злу, соблазну самооправдания при нарушении нравственных требований, способной к самостоятельной социально одобряемой жизни и адекватному вхождению в обществе является приоритетной задачей общества. В нашем исследовании они (задачи) бьши направлены на оказание помощи подросткам-сиротам в процессе их духовно-нравственного воспитания (взаимодействие на уровне сотрудничества с воспитателями, педагогами, товарищами; формирование навыков самостоятельной социально одобряемой жизнедеятельности; понимание важности поведения в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями); в развитии (организация коллективно-творческой и индивидуальной деятельности, дальнейшее самовоспитание); в общении. При этом учитывалась типология подростков - из каких семей они воспитываются в Центрах воспитания.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество : на материалах Исламской Республики Иран