Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Ашурова Барно

Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан
<
Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ашурова Барно. Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Душанбе, 2006.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/442

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование общечеловеческих ценностей как социально-педагогическая проблема

1.1. Общечеловеческие ценности - как составная часть морального и нравственного воспитания

1. 2. Основные проблемы формирования общечеловеческых ценностей в средних общеобразовательных школах нового типа

Выводы по первой главе

Глава 2. Основные направления и возрастные особенности воспитания общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

2.1. Основные направления формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

2.2. Возрастные особенности формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Введение к работе

Приобретение Таджикистаном независимости и суверенности, строительство демократического, светского государства с рыночной экономикой логически привели к отказу от идеологии прошлого во всех сферах жизни, в том числе и в науке, педагогике, культуре, отношении к религии и критериям духовных ценностей. Иначе говоря, изменились подходы и принципы научной, образовательной, воспитательной, культурно-досуговой, хозяйственной и бытовой жизни страны. Идеологические, классово-партийные основы заменились общемировыми, общепринятыми в современной цивилизации исходными положениями и стандартами, прежде всего гуманитарными и миролюбивыми.

Процесс становления и развития личности, учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств школьников, отвечающих всем требованиям времени лежат в основу всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностях показывает важность того, что человечество в целом на протяжении тысячелетий оставило бесценное педагогическое наследие, в котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечество в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника-так называемого человеколюбие. Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности. Но вместе с тем, и это не следует снимать со счета, каждый народ, каждая нация, будучи составной частью человечества, в своем развитии имеет свои специфические особенности, связанные с его

географическим расположением, мышлением, организацией жизни и труда, культурой, воспитанием, и, наконец, религией. Именно поэтому исследования и оценка истории и культуры тех или иных народов целесообразны с точки зрения подхода, который сейчас начинает распространяться повсюду в мире. Общечеловеческое воспитание учащихся в Республике Таджикистан имеет свои глубокие исторические корни. Истоки воспитания в духе общечеловеческих ценностей в Таджикистане, как и у всех других народов следует искать в народной культуре. Именно народ, начиная с колыбельной песни во всех фольклорных жанрах наряду с воспеванием знаний, умений, здоровья, геройства, отваги и других добрых человеческих качеств придавал особое значение и культивированию, идей мира, дружбы, братства не только между членами одной племени или рода, но и между различными племенами, а позже между народами и нациями.

В настоящее время в Республике Таджикистан действуют всего 120 школ нового типа. Из них лицеев-56, гимназии-64. Эти школы сосредоточены, главным образом, в городах Согдийской области-55, Хатлопекой области-27, ГБАО-2, Душанбс-21, в районах Турсунзаде-6, Рудаки-3, Гиссар-2, Вахдат-1, Варзоб-1, Нуробод-1, Файзабад-1.

Степені, разработанности проблемы.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали.

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в

процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них. Исходя из этого, можно прийти к такому выводу, что моральный облик человека, его общечеловеческие устои возникают и развиваются в процессе действительной жизни.

Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей - это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений. По нашему мнению в Таджикистане процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Развитие общечеловеческих ценностей, появление личности нового типа - важнейшая веха развития человечества. Мы сегодня должны способствовать развитию морального прогресса, совершающегося под знаком общечеловеческого гуманизма, неотделимого от формирования личности нового типа гармонически развитого человека, от совершенствования его морального сознания, благородной целеустремленности его исканий, замыслов, дел. Из сказанного следует, что основным стержнем в общей системе развития личности является воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Демократизация общественной жизни в Таджикистане ставит многие проблемы нравственного воспитания, наряду с другими педагогическими проблемами, по новому: резко возрастает роль субъекта морального выбора личности повышенные и высокие требования предъявляются, к морально-волевым качествам человека в различных ситуациях - от обыденных, повседневных до экстремальных. Поднимается значение моральных исканий личности и ее ответственность за их содержание. Возвышаются ценности гуманизма и справедливости в

совершенствовании нашего демократического и светского общества в современных условиях.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам.

Наиболее передовые античные мыслители выдвигают теории о нравственности, отражающие гуманистические умонастроения, сложившиеся в известной мере под воздействием освободительной борьбы рабов и бедняков. Оптимизмом, любовью ко всем людям наполнен и совет Эпикура: "Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья". Высоко гуманны и мудры и слова Сенеки: "Человек для человека - вещь священная" и утверждения стоиков, что все люди равны перед нравственным законом. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашаются совершенство и уровновешанность духа, наградой за добродетель-сама добродетель. Так, в нравственном античном сознании формируются представления о назначении человека, смысле его жизни. И, хотя в это время уже наметился разрыв между провозглашаемыми принципами, практикой поведения, выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех людей перед человеческим законом, утверждения достоинства каждой личности - все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.

Таким образом, в древнем мире многие общественные деятели и мыслители четко указывали на огромную роль воспитания, как в развитии

общества, так и в личной жизни каждого человека. Обучение и воспитание детей как отдельная отрасль знания вначале разрабатывались в недрах философии. В трудах древнегреческих философов Фалеса и Милета, Гераклита, Аристотеля, Демокрита, Сократа, Платона, Эпикура, Лукреция Кара, Квантилиана содержалось достаточно много глубоких мыслей по вопросам обучения и воспитания.

Проблемы воспитания подрастающего поколения в таджикской школе стоит на твердом фундаменте древней педагогической мысли. Одним из величайших источников этой педагогической мысли является "Авеста". Эта священная книга знаменита крылатыми словами "добрый нрав, доброе слово, доброе дело", которые содержат высокий нравственный общечеловеческий смысл. В дальнейшем на эту тему были созданы величайшие произведения как "Динкарт" (Догматы веры), "Бундахишн" (Мироздание), "Дастани минуй хирад" (Суждение высшего разума), "Андарзи Хусрав" (Наставление Хусрава),"Ардавирафномак" (Книга о праведном Вирафе).

Средневековая история таджикского народа подарила миру целую плеяду корифеев науки и литературы произведения, которых обладают огромным потенциалом общечеловеческих ценностей. Среди них нужно особо отметить имена таких мыслителей как Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Насир Хисрав, Абунаср Фараби, Насриддин Туей, Унсурулмаали КаЙкавус, Джалолиддин Руми, Саади, Хафиз, Абдурахман Джами, Бедил, Саиб и др. Следует отметить, что педагогика Востока вплоть до XX века еще не выделялась в самостоятельную науку. Она составляет, как правило, основу творчества великих поэтов, философов, ученых и мыслителей: Рудаки, Фирдоуси, Насир Хисрав, Фараби, Санаи, Джалолиддин Руми, Саади, Бинои, Абдурахман Джами, Бедил, Ахмад Даниш и др.

Основу педагогических мыслей наших классиков составляла классическая литература. Литературе обучались на первой ступени обучения,

такие предметы как основы грамотности, чтение (поэтическое и

прозаическое) и навыки письма. Содержание слова «адаб» соответствует

современному таджикскому слову «адаб», что в европейской научной

терминологии называется словом культура. Иметь культуру является

стремление избегать совершения недостойных бестактных поступков. О

человеческой культуре царями и великими учёными написаны книги,

которые считались основной воспитания.

Та культура, которую изучали и развивали Рудаки, Фирдоуси, Насир

Хисрав и Ибн Сино была не только культурой воспитания и этики.

Культурой называли также группу наук, являющихся основой грамотности,

грамотного сочетания прозы и поэзии со всеми его тонкостями.

Одной из важных тем в X веке была тема воспитания и формирования

человека с гуманными ценностями, в соответствии с которой писатели

обращали внимание. Данная тема является основной темой в таджикской

классической литературе и в этой области наша литература занимает важное

место среди литератур других народов и народностей.

Дидактические мысли были выражены почти во всех жанрах

литературы X в., таких как китъа, рубай, газел, касида, маснави. Они были

посвящены различным воспитательно-этическим темам. Примером таких

произведений являются прозаические переводы книг «Калила и Димна»,

«Синдбаднаме» Рудаки, а также «Офариннаме» Абушукура Балхи,

различные наставления, переведенные с языка пехлеви, некоторые части

«Шахнаме» Фирдоуси, а также многие этические части произведений других

поэтов X века.

Педагогические темы в литературе X века состоят в основном из восхваления разума, считающегося царем всего, восхваления знания и наук, освоения профессий и ремесла, пропаганды правды, правдивости, оказания

помощи нуждающимся, критики всех недобрых, плохих поступков и пропаганды хорошего поведения и человеколюбия.

Исходя из вышеупомянутого можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с далекой историей, с архивными источниками, событиями. Нам удалось шире использовать для своих исследований оригинальные произведения Рудаки, Абушакура Балхи, Фирдоуси, Джалолиддина Руми, Саади и Хафиз, а для всестороннего анализа исследуемой проблемы мы обратились и к некоторым религиозным источникам, таким как Коран, Бхагаватгита и Библия, подробный анализ примеров из этих источников приводятся в отдельных частях работы.

Воспитательные процессы в общечеловеческом духе можно наблюдать в творчестве почти всех видных педагогов Западной Европы и России. Это, в частности, можно видеть на примерах творчества гениального чешского педагога, мудрого философа и гуманиста Я. А. Каменского (1592 -1670), Д. Локка (1632-1704), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), И. Г. Песталоцци (1746-1827), И. Ф. Герберта (1770-1841), Ф. Вильгельма, А. Дистсрвега (1790-1866).

В России в этом вопросе особо отличились К. Д. Ушинский (1824— 1870), П.Ф. Каптеров (1849-1922), В.П. Вахтеров (1853-1924), П.Ф. Лестгафт (1837-1909). В советский период заслуживает внимание педагогическая деятельность А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и некоторых других.

В советский период в научной разработке теории и практики общечеловеческого воспитания заметный вклад внесли: в России известные учёные - педагоги Б. Ананьев, Л.С. Айзерман, С.А. Алиева, В.Л. Сластенин, И.Ф. Харламов; в Таджикистане: Лутфуллоев М., Обидов И.О., Сулейманов СИ., Латипов Д.Н. и др.

В последнее десятилетие XX века на тему общечеловеческого
воспитания защищены ряд кандидатских и докторских диссертаций. В
частности диссертации Т. Айтанова М. Исаевой, X. Искандарова., С.
Ахмедова и др. в которых в той или иной степени отражены лишь отдельные
аспекты общечеловеческого воспитания. Актуальность и необходимость
разработки проблемы общечеловеческого воспитания учащихся

общеобразовательных школ в Республике Таджикистан особо подчеркнуто и научно доказано учёным и педагогам. В настоящее время по этим направлениям составлены учебные программы, изданы учебные пособия.

Целесообразно, при составлении новых учебных планов учесть включения в них новых предметов, которые бы с малых лет знакомили учащихся с народными традициями, обычаями, обрядами, с массовыми народными представлениями, песнями, танцами и другими. Это было бы действительно мерой - ответом на призыв Президента Республики Таджикистан о необходимости самопознания. Ибо, как известно общее состоит из частного и чтобы узнать общее, вначале надо знать частное, т.е. самого себя. Только в этом случае можно будет добиться сознательного объединения народов в одну общую семью.

Объектом исследования послужили учащиеся общеобразовательных школ нового типа, отличающиеся способностью наиболее активно усваивать ценности культуры.

Предметом исследопанин является формирование общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа.

Экспериментальная база исследования. Исследованием были охвачены главным образом Президентский лицей-интернат, Душанбинская Международная школа, Таджикско-турецкие лицеи-интернаты, несколько школ нового типа города Душанбе.

Исследование охватывает три периода:

Первый период (1998 - 2000) - сбор материалов, наблюдения, опросы, анкетирование и опытно-экспериментальная работа в школах.

Второй период (2000-2002) - определение условий учёбы, воспитания и работы школ, различных учреждений образования в связи с осуществлением общечеловеческого воспитания учащихся, сопоставление работы школ нового типа с традиционными школами по данному вопросу. Написание первой главы диссертации.

Третий период (2002-2006) - обобщение собранных материалов, их сопоставление, подготовка диссертации, формулировка выводов, рекомендаций, определение научных гипотез.

Исходя из целей исследования поставлены и решены следующие задачи:

вычленить наиболее актуальные проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся общеобразовательных школ нового типа в условиях Таджикистана;

определить степень научной разработанности проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

обосновать ведущие социально-педагогические факторы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

исследовать объективные возможности формирования общечеловеческих ценностей у учащихся;

разработать систему воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование у учащихся общечеловеческих ценностей и определить пути её осуществления.

Гипотеза исследования. Изучение истории и теории вопроса,
подкрепленные осуществления нами поисково-костатирующим

исследованием, позволило сформировать рабочую гипотезу исследования,

исходящую из того, что процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет эффективным, если:

процесс формирования общечеловеческих ценностей у учащихся будет осуществляться на основе широкого использования наследий восточных мыслителей, признанных общемировых ценностей образования.

в процессе обучения и воспитания усвоить интеграционные основы культуры, базирующиеся на единстве общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Методологической основой исследования явились теоретические взгляды о сущности человеколюбия и общечеловеческих ценностей, а также о значении опыта гуманной педагогики в системе учебно-воспитательной работы. Положения педагогики, психологии об их роли в общечеловеческой цивилизации Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования Республики Таджикистан», государственные стандарты образования и другие правовые акты. Необходимо также и то, чтобы независимо от специфики преподаваемых дисциплин при их обучении строго руководствоваться принципами компаративистского метода и на конкретных примерах показать единство корней национальной и мировой (общечеловеческой) цивилизации, важно по достоинству и объективно оцепить вклад каждой нации и народности мира в создание общечеловеческих ценностей.

Целью настоящего исследования является изучение прогрессивных воспитательно-педагогических традиций: определение и теоретическое обоснование путей и способов эффективного воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Апробация результатов исследования систематически

осуществлялась на кафедре общей педагогики Таджикского педагогического университета им. К. Джураева. Диссертация обсуждена и рекомендована для

представления на Совет по защите диссертаций на расширенном заседании кафедры педагогики названного вуза.

Результаты исследования систематически докладывались на научных конференциях Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева (1995-2006 гг.) и на республиканских научных конференциях (2001-2006). По теме исследования изданы брошюра, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость. Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений очень важно, чтобы эти общеземные и общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего через внедрение во все учебные дисциплинах средних общеобразовательных школ, включая их новых видов - лицеев, гимназии через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д. Именно данное исследование предоставить возможность реализации научно-обоснованных гипотез об общечеловеческих ценностях как источник воспитания нового человека, современной личности в системе образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что
результаты исследования является основным пособием по организации и
проведению общечеловеческого воспитания учащихся

общеобразовательных школ республики, формирования у них гуманистического мировоззрения и уважения к мировым ценностям. Результаты исследования могут быть использованы в качестве пособия и для разработки планов воспитательных работ с учащимися общеобразовательных школ и для составления методических рекомендаций, указаний по различным аспектам воспитательной работы в классе и во внеучебное время.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания и списка использованной литературы. Общий объем работы состоит из 130 страниц компьютерного набора.

На защиту выносятся:

  1. Общечеловеческое, гуманистическое воспитание подрастающего поколения имеет свои глубокие исторические корни, традиции гуманистического воспитания на протяжении веков переходили из поколения в поколение и составляли центральную часть морально - этического и нравственного воспитания человека, которые является важнейшим условием формирования человеческой личности и тесно связана с другими видами воспитания - такими как моральное, экологическое, правовое, трудовое и физическое.

  2. Общечеловеческое, гуманистическое воспитание связано с субъективными и объективными факторами, формирующимися в тесной связи с экономической, политической, социальной, культурной и научно -познавательной жизнью общества. Проявление этих факторов в условиях школьной жизни - веление времени. Указанные факторы в тоже время являются показателями порядка в социальной жизни и ее совершенствование и развитие.

Общечеловеческие ценности - как составная часть морального и нравственного воспитания

В первой статье Декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (81,17).

Сегодня Декларация прав человека является одним из ценнейших документов мира. Ценность этого документа состоит в том, что в нем воспитание человека в духе гуманизма - человеколюбия и его всестороннее гармоническое развитие ставится на первое место. Этот документ конкретно и четко определяет и цель обучения подрастающего поколения.

В соответствии с определением Конвенции прав человека «цель обучения должна состоять из всестороннего развития человека, уважения его прав и свободы» (42, 26).

Ныне Республика Таджикистан как самостоятельное суверенное государство и полноправный член ООН в своей деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Так и в данном случае в соответствии с Конвенцией прав человека в Конституции Республики Таджикистан говорится: «Международные правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяется нормы международно-правовых актов.

Законы и признанные Таджикистаном международные акты вступают в силу после их официального опубликования» (81,10).

Указанные документы ставят перед работниками системы образования решения весьма сложных задач. Международная общественность сегодня, строя свою деятельность на базе общечеловеческих ценностей требует от каждого жителя планеты неукоснительного выполнения и соблюдения принятых документов. Все законы и документы, принятые в рамках ООН направлены на достижение мирового порядка, мировой солидарности и мирового сосуществования народов мира. Они нацелены на взаимопонимание людей земли. В этих условиях вопросы духовно - нравственного и морального воспитания человека требует коренного пересмотра, и это сейчас является одной из главных и наиважнейших задач работников системы образования. В рамках духовно нравственного и морального воспитания в настоящее время особое место занимают вопросы общечеловеческого - гуманистического воспитания подрастающего поколения. Очень уместно о принципах человеколюбия, гуманизма и об альтернативах мира заметил в своем докладе Президент Республики Таджикистан Э. Ш, Рахмонов: «XXI век зарождается в борьбе тенденций и альтернатив, одна из которых направлена на установление мира и устойчивого развития стран. Альтернатива мира требует от нас неуклонного утверждения гуманистического принципа, согласно которому никто не имеет право насильно навязывать другому свой образ жизни, поведения, мыслей, волю, формы духовности или религию, культуру и язык. Этот принцип должен в наступающем столетии стать всеобъемлющим и в международных отношениях, и во внутренней жизни народов как выражение стремления к ненасилию, миру и гуманизму. Как идеал он будет всегда привлекать взоры людей на протяжении длительной перспективы, а как реальность - давно зародился в международной и внутренней жизни многих стран». Принцип ненасилия утверждается и в Таджикистане, недавно вышедшим из ада гражданской войны и окончательно сегодня выбирающимся из пучины насилия милитаризованного в последнее десятилетие общества. Этот принцип определяет отношение нашей страны с Россией, государствами Центральной Азии, СНГ, ОБСЕ, Китайской Народной Республикой, странами исламского мира» (134,21 - 22). В целях оказания практической помощи работникам системы народного образования в деле разработки вопросов общечеловеческого, гуманистического воспитания предлагается руководствоваться достаточно обоснованными аргументами, о которых отмечается и в других источниках.

Человеку, как и всему человечеству в целом по своим природным данным присущи стремления к спокойной и мирной жизни. Он привержен к дружбе, товариществу, к общению, искренности и совместной работе и жизни. Это было предусмотрено еще при сотворении первого человека. Одиночество угнетало человека, и потому Бог решил создать ему пару Еву. Человек по природе миролюбив, он создан Богом по его образу и подобию и направлен на землю для того, чтобы он там размножался, наполнил её, обладал ею, владычествовал над всеми божьими созданиями (23,12).

Как видно Бог в Человеке видит только благодетеля, а не злодея. Именно эти созидательные качества впоследствии и составляют основы всех мировых религий. В частности, по этому поводу в священном писании индусов - «Бхагавадгите» говорится: «О Джанардана, после убийства сынов Дхритараштры, что за радость нам будет? Мы согрешим, убивая грозящих оружием. Не надлежит убивать нам кровных сынов Дхритараштры, ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть, Мадхава? С гибелью рода человека погибнут непреложные рода законы. Если же законы погибли, весь род предается печестыо и все будет в аду, в крови»(36, 82-83). О том, что Человек создан не для кровопролития, а исключительно для благих дел свидетельствует также и вся многовековая таджикская классическая литература.

Основные проблемы формирования общечеловеческых ценностей в средних общеобразовательных школах нового типа

Воспитание личности еще в глубокой древности считалось важнейшей социальной задачей. Об этом красноречиво говорят высказывания Авесты, ставшие крылатой фразой: Благие мысли, благие фразы, благие дела. Эти заветы первого пророка Заратуштры (Зороастра) обращены ко всем людям земли, независимо от их наций и народности, расовой принадлежности, цвета кожи, социального происхождения и общественного положения, исполнение которых для каждого жителя планеты является делом чести и доблести.

В настоящее время Таджикистан в области науки и культуры, воспитания и обучения, политики и экономики переживает серьёзные трудности в решении многих насущных вопросов. Среди них одним из самых первоочередных задач, решения которых диктуется самой жизнью, является моральное воспитание подрастающего поколения.

В советский период хотя и неплохо было поставлено воспитание личности, но излишняя идеологизация системы не позволяла всесторонне подготовить молодое поколение к его будущей жизни. С другой стороны пассивное, безучастное и безответственное отношение многих официальных лиц, руководителей школ, да и части родителей к воспитанию детей со временем привели к значительному ослаблению внимания к воспитательному процессу в школах, дома и на улице. Именно это и стало причиной того, что в обществе образовались (формировались) различные неофициальные группы, ставшие причиной нестабильности в Республике Таджикистан.

Сегодня в мире наряду с научно-техническим прогрессом претерпевает серьезные изменения, и совершенствуются и духовно - нравственные ценности людей. Ныне человеколюбие, уважение чести и достоинства человека, сочувственное отношение друг к другу, благодетельность становится самым важным и святым делом каждого жителя планеты.

В этих условиях перед работниками народного образования, родителями и общественными организациями стоят задачи огромного общечеловеческого значения - воспитание подрастающего поколения в духе человеколюбия, уважения и взаимности, в духе любви дружбы, братства и равенства между всеми народами мира, в духе развития и совершенствования национальных и общечеловеческих ценностей, признания единства корней мировой цивилизации. Все это ставит новые задачи перед педагогикой и психологической наукой, а также перед всеми науками республики, связанные с вопросами воспитания. По пересмотру своего отношения к исследованию вопросов воспитания и приведению их в соответствии с новыми требованиями времени.

Разумеется, воспитание личности это дело не частное, не отдельных дисциплин. Оно дело общее и должно решаться комплексно. Только при комплексном подходе к решению этой задачи можно будет охватить все стороны морального и духовно - нравственного воспитания ребенка, юноши - молодого поколения, добиться его всестороннего развития.

Школа является основным воспитательным учреждением подрастающего поколения. Воспитание не отделимо от обучения. А потому каждый учитель в процессе преподавания своего предмета обязан не только обучать ребенка уму разуму, но и воспитать его, т.е. обучать, воспитывая, воспитать обучая. Именно такой подход должен быть во главе угла деятельности, как учителей школ, так и родителей учеников, а также и общественных организаций.

В годы правления Советов воспитание приобрело и общественное значение. Поэтому говорилось, что «воспитание это дело не только родителей, но и общественности» (100, 7). Исходя из этого, в обязанности учителей вменялись задачи по оказанию родителям необходимой педагогической помощи в организации воспитания детей на дому. В этих целях и для определения форм и способов организации воспитательных работ учителя ходили по домам учащихся, изучали их условия жизни, определяли образовательный и культурный уровень родителей и их подготовленности к выполнению воспитательных задач и на этой основе разрабатывали конкретные рекомендации по постановке воспитательного процесса на дому. Основу рекомендации учителей составили педагогически выверенные единые требования к основной цели - воспитание всесторонне развитой личности.

Все это дает нам основание утверждать, что общечеловеческое воспитание человека является составной частью морального воспитания -воспитания личности, и оно начинается с самого детства, с колыбельных песен матерей, продолжается в детском саду, развивается и совершенствуется в процессе школьных и внешкольных учебных занятий. Оно не ограничивается рамками школы, напротив после окончания школы человек также па протяжении всей своей жизнедеятельности должен продолжать гуманистические традиции человеколюбия.

Воспитание всесторонне развитой личности требует комплексного подхода, а комплексный подход, в свою очередь, требует наличия ряда факторов. К ним относятся: мораль, разум, понимание, умение и индивидуальная способность воспитанника. Для правильной и действенной организации общечеловеческого воспитания помимо сказанного большую роль играют также и другие факторы, прежде всего окружающая среда (семья, детские учреждения, друзья, товарищи), личность воспитателя (родителей, воспитателей, учителей наставников), содержание учебно-воспитательных занятий и пособий.

Основные направления формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

Учебный процесс является одним из главных и важнейших направлений общечеловеческого-гуманистического воспитания учащихся. Тема общечеловеческого-гуманистического воспитания, как правило, включена в состав всех программных занятий.

Общечеловеческое-гуманистическое воспитание учащихся наиболее результативно на уроках языка, литературы, истории, географии, уроках нравственности. Например, на уроках литературы все темы, так или иначе связаны с вопросами общечеловеческого - гуманистического воспитания. Оно рассматривается при изучении жизни и творчества классиков таджикской и советской литературы, при анализе их отдельных произведений.

Вопросы общечеловеческого-гуманистического воспитания включены в рабочие планы классных руководителей, помимо всего этого в школах нового типа проводятся и специальные уроки воспитания, на которых центральное место занимают задачи формирования общечеловеческого -гуманистического идеала у учащихся.

В общеобразовательных школах вопросы воспитания включены только в рабочие планы классных руководителей. Однако не все классные руководители добросовестно относятся к своим обязанностям, не достаточно уделяют времени вопросам общечеловеческого-гуманистического воспитания.

В общеобразовательных школах нового типа, в частности в Международной школе города Душанбе воспитательные мероприятия организуются и проводятся па основе утвержденных Министерством образования Республики Таджикистан программ. Данные программы утверждаются ежегодно перед началом учебного года в этой школе. Помимо этого педагоги классные руководители пользуются также и другими научно -методическими материалами. Одним из таких источников является, книга «Ману дунё» («Я и мир»), переведенная с английского на таджикский язык (93). Как явствует из этой книги в воспитательном деле нет и не может быть мелочей, из мелочей складывается целое: «Каждый день мы в выборе нравственности сталкиваемся с различными ситуациями. Иногда быстро находим общий путь, а иногда пред нами встает сложное переплетение. Но именно эти ежедневно принимаемые нами частные решения постепенно формируют наш характер, определяют наш путь к будущему. Поэтому в каждом, пусть на первый взгляд невзрачном, но для конкретного человека значимом вопросе всегда надо серьезно думать» (93, 6).

Сегодня в распоряжении классных руководителей наряду с различными научно-методическими материалами существует в достаточном количестве и художественные произведения, в которых вопросы общечеловеческого-гуманистического воспитания излагаются просто и доступно.

Как известно, общечеловеческое-гуманистическое воспитание учащихся общеобразовательных школ нового типа, как правило, осуществляется комплексно. В случае отсутствия, каких-то факторов, воспитательная работа не даст ожидаемых результатов. В целях определения мнения учащихся о дисциплинах в процессе изучения, которых они больше получают сведения о дружбе народов, был проведен опрос в VIII классе международной школы города Душанбе.

Из 30 опрошенных учеников 6 человек ответили на уроках воспитания, 10 человек назвали литературу, 9 человек-литературу и историю, 3 человек иностранный язык и 2 человек назвали уроки человек и общество.

Ученица VIII класса Гуландом на поставленный вопрос ответила следующим образом: «Урок литературы учит нас дружбе и товариществу, сосуществованию, добру и благожелательности. Знание, которое мы приобретаем через уроки литературы, не имеет границ. Классики нашей таджикской литературы всегда выражали общечеловеческие идеи, воспевали дружбу народов. Именно поэтому я очень люблю литературу». На этот вопрос из этого же класса Мамлакат ответила следующим образом: «Литература является духовным - нравственным богатством. Она предназначена для всех, в ней отображаются мечты и чаяния народа, она сокровищница человеческих грёз. Именно поэтому литература является главным предметом, который отображает великие идеи общечеловеческого -гуманистического воспитания» (19,28).

Действительно, произведения видных поэтов и писателей мира независимо от их принадлежности к тем или иным нациям и народностям, выражают всеобщие идеи человеколюбия, человеческого счастья и благополучия, мирной и созидательной жизни.

Именно поэтому она является главным источником по общечеловеческому-гуманистическому воспитанию молодого поколения. Все это еще раз подчеркивает необходимость постоянного чтения произведений великих художников слова и формирования у молодежи общечеловеческого-гуманистического подхода к национальным и общечеловеческим ценностям культуры и искусства.

Возрастные особенности формирования общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа

В настоящее время вопрос общечеловеческого-гуманистического воспитания молодого поколения во всем мире привлекает к себе пристальное внимание ученых-педагогов, философов, специалистов - практиков. Исследуются различные аспекты этого вопроса. По данной проблеме опубликовано большое количество статей, учебных пособий, защищены диссертации. Но во всех имеющихся материалах вопрос общечеловеческого-гуманистического воспитания учащихся общеобразовательных школ специально не рассматривается.

Сегодня общечеловеческое-гуманистическое воспитание учащихся школ в связи с демократическими преобразованиями в мире и новых духовно нравственных и морально-психологических ценностей требует коренного пересмотра. Предстоит большая кропотливая работа ученых-педагогов по определению нового подхода к проблемам воспитания человека, соответствующего изменившейся социально-экономической жизни, найти конкретные пути исследования этого вопроса.

В целом, для всестороннего развития ребенка, как в дошкольном, так и в школьном возрасте нам необходимо учитывать следующие факторы:

а). Родители должны создавать в семье благоприятный микроклимат. В семье должно быть спокойно и дружно вот главное условие для воспитания спокойного ребенка;

б). Все время необходимо изучать ребенка, завести тетрадку и вести записи хотя бы раз в пол года. Только тогда воспитание будет осознанным, а не хаотичным; в) Учение так можно назвать всю систему насыщения мозга ребенка сведениями. Это самый мощный инструмент для воспитания, формирования личности и важнейшее условие будущего счастья ребенка;

г). Ребенок должен играть. Игры один из главных факторов воспитания и обучения ребенка. В игре также может развиваться социальный интеллект, служащий непременным условием формирования морального сознания;

е). Труд для семьи или коллектива детей должен довольно рано стать элементом жизни ребенка. Сначала подражание взрослым и игра, потом помощь им, совместный труд и, наконец, собственные обязанности.

Здесь необходимо отметить, что не существует жестких принципов воспитания, одинаково пригодных для всех возрастов, для всех характеров. Нужна гибкость, нужны осторожные пробы и учет их результатов для коррекции своих воспитательных планов и собственных притязаний по части успехов воспитания. Принципы гораздо проще сформировать, чем выполнять. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности имеет свои научные основы в педагогической науке. Подобное воспитание, способствуя моральному прогрессу личности, повышает ее способность к преодолению отрицательных различных соблазнов и воздействий. Именно поэтому нам необходимо установить научные основы общечеловеческого воспитания в педагогике и на основе всего этого разработать научно-обоснованную теорию воспитания и формирования общечеловеческого сознания личности. Следует отметить, что огромное значение общечеловеческого воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться, только к его образованию и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Новый исторический этап развития общества сегодня требует от нас все более глубокого социального наполнения общечеловеческих норм и общечеловеческого идеала, так как основным двигателем общественного прогресса, его душой был, есть и остается человек. Нравственность - такая форма общественного сознания, которая является наиболее чутким проводником социального интереса в индивидуальное сознание человека.

Именно через возвышающую человека функцию нравственности проводится в действие человеческий фактор как одно из эффективных проявлений фактора субъективного.

Система современной общеобразовательной школы нового типа раскроет свой потенциал лишь в том случае, если она будет рассматривать знания не только как узкую сферу для профессиональной деятельности, но и как условие для формирования отношений. У общеобразовательной школы нового типа в воспитании учащихся в сравнении с семей есть преимущество. Первое преимущество-это квалификация педагогического состава и время, предназначенное для воспитания. Второе - ученический коллектив, без которого никакие слова не действуют.

Основным потенциалом общеобразовательной школы нового типа в современных условиях является образование.

Благополучие общества зависит от того, насколько полное и качественное образование получило молодое поколение. У каждого общества есть своё понятие о содержании образования. Это понятие, сочетающее в себе обучение и воспитание, запечатлевается в сознании детей.

Образование даёт возможность человеку получить знания, профессию, цивилизованно достичь успехов и жизненных целей. Оно также даёт возможность правильно оценивать сущность происходящих событий. В тоже время образование-это процесс приобретения человеком ряда важных положительных привычек, развитие эстетических чувств. Многие положительные качества, такие, как аккуратность, искусство проявить себя, за короткое время понять мысли другого человека, правильно реагировать на критику, способность культурно и объективно объяснять и оценивать a положительные и отрицательные взгляды, а также дать реальную оценку происходящему, приобретаются посредством образования.

Похожие диссертации на Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа : на примерах школ Республики Таджикистан