Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Гасанова Севинч Султановна

Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования
<
Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гасанова Севинч Султановна. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Махачкала, 2005 205 с. РГБ ОД, 61:06-13/387

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы нравственного воспитания в условиях многокультурного образования 12

1.1. Интеграция культур в образовательном пространстве 12

1.2. Нравственный потенциал многокультурного образования 46

1.3. Факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде 65

Глава 2. Формирование нравственной позиции подростков в условиях интеграции культур 86

2.1. Способы конструирования содержания интегративных средств нравственного воспитания подростков 86

2.2. Смыслосозидающие технологии интеграции культур в формировании нравственной позиции подростков 106

2.3. Требования к организации многокультурного образования 141

Заключение 157

Список литературы 162

Приложения 175

Введение к работе

В современных условиях интенсивного преобразования социальных ценностей актуальны такие методы и средства воздействия на молодежь, которые адекватны как историческим культурным традициям, так и ситуативному поведению человека. Острота и проблематичность такого подхода ярко проявляла себя в нашей стране в ходе социальных реформ, приведших к резкой смене социальных и нравственных ценностей.

Для оценки причинности этих явлений мы выделяем несколько разноплановых, но равнозначных аспектов.

Социальным проблемам современной молодежи характерны следующие противоречивые тенденции:

падение роли молодежи в обществе как социального ресурса в связи с либерализацией общественных молодежных объединений;

ухудшение физического, духовного и психического здоровья детей и подростков, что может привести к ухудшению культурного, интеллектуального и трудового потенциала страны;

постепенная тяга детей и молодых людей к «быстрым» деньгам и легкой жизни, которые привели к падению нравов в общественных отношениях;

обесценивание образования как средства формирования культуры, нравственности и умственного развития человека;

- интенсивное снижение регулятивной роли нравственных ценностей в связи
с влиянием массовой культуры, рассеивающей локальные, народные куль
турные традиции.

В разрешении этих проблем правильнее было бы признать, что каждый человек имеет право на собственное миропонимание, которое складывается под влиянием общественной культуры, в рамках которой определяется ответственность и обязанности граждан, осуществляется воспитание и образование. При этом необходимо придерживаться того, что каждый человек находится на

пересечении многих культур и поэтому формируется под влиянием ряда идентичностей. Человек с многокультурным поведением легче адаптируется в обществе, лучше понимает представителей иных культурных образований, гибок в отношениях с людьми в разных жизненных ситуациях.

Проблема создания условий воспитания жизнеспособности молодежи давно стала предметом научных исканий. Основной в этом аспекте взаимодействия социального и личностного статуса молодежи можно считать разработку концепции воспитания жизнеспособной молодежи (93) в России в новых социокультурных условиях, основными принципами которой предложены: гуманность, духовность, патриотичность, толерантность, конкурентоспособность, индивидуализация, вариативность образования и воспитания.

Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована учеными педагогами Скаткиным М.Н., Лернером И.Я., Краевским В.В. и другими. Они расширили образование до элементов опыта творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).

Проблемы этнокультурного характера образования исследовали Волков Г.Н., Дмитриев Г.Д., Кон И.С., Лихачев Д.С., Тишков В.А. и другие.

Многонациональный характер образования и влияние народных традиций на нравственный облик молодежи исследуется дагестанскими учеными Абдулатиповым Р.Г., Гаруновым Э.Г., Гасановым З.Г., Магомедовым A.M., Магомедовой З.М., Мирзоевым Ш.А., Саидовым Т.Г., Якубовым З.Я. и другими. Они предлагают создание общедагестанского образовательного и культурного пространства через интеграцию и углубление в специфику этнокультур и традиций народов Дагестана. Соответственно свои поиски они ограничивают в области этнокультуры народов Дагестана и Северного Кавказа.

Современные представления о поликультурном образовании как средстве обеспечения межэтнического согласия и мира на Северном Кавказе выражается в идеях и рекомендациях традиционного Международного

конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру», который проводится в Пятигорском лингвистическом университете. Под поликультурным образованием участники конгресса в общей позиции понимают «систему обучения и воспитания, в которой обучающиеся на теоретическом и практическом уровнях овладевают системой знаний, умений и навыков, выработанных в рамках нескольких картин понимания мира с присущими им научно-региональными, этносоциальными, религиозно-конфессиональными и языковыми особенностями» (17, с. 5).

В этой позиции многокультурность образования расширяется элементами научной картины мира и религиозным миропониманием.

В психологических исследованиях, посвященных поведению и отношениям детей в многокультурном пространстве (117) выявлены значительные трудности в работе с учащимися подросткового возраста: желание быстро повзрослеть, несдержанность чувств, отсутствие социального опыта, потребность лидерства, подверженность стадного увлечения массовой культурой и т. д.

Известны также попытки отражения многокультурности в содержании образования в национально-региональном компоненте. В этом аспекте в школах Дагестана изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана», а в вузах изучается «Педагогика межнационального общения».

Чтобы уточнить предмет исследования, было изучено отношение учителей и студентов к многокультурному образованию, которое показало, что культурные ценности понимают как нейтральные ценности - 58% , как средство духовного развития человека - 61%, как средство формирования индивидуальной культуры и нравственности - 67%. Эти данные говорят о том, что около половины работающих педагогов не очень четко представляют роль и функции многокультурного образования в нравственном становлении личности. По оценке учащихся только 25% понимают значение многокультурного образования. Значит, в существующей практике образования

многокультурный характер содержания и процесса обучения пока остается без должного к нему внимания.

Анализ социальных проблем детства в научных исследованиях, содержании образования и практике работы школы позволяет выделить в формировании нравственного облика учащихся противоречия между:

- потребностью общества в сохранении и развитии нравственных
ценностей и снижением их приоритета у детей под влиянием массовой
культуры;

принадлежностью каждого человека, ребенка к разным культурным группам и сохраняющимся монокультурным образованием;

необходимостью формирования активной и ответственной позиции школьников и отсутствием в образовательном процессе тренингов и упражнений для детей в целях отработки поведенческих действий и отношений;

- востребованностью в образовании педагогов, способных органи
зовать многокультурное образование, и отсутствием технологий подготовки
таких специалистов в профессиональном образовании.

В целях поиска технологий и средств разрешения этих противоречий современной жизни и в связи со слабой разработанностью проблемы в педагогической науке мы выбрали тему исследования «Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в дагестанской многонациональной школе.

Предмет исследования - формирование нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многонациональной школе.

Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования нравственной позиции учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и специфику нравственного потенциала многокультурного образования.

  2. Характеризовать факторы, влияющие на нравственные отношения учащихся подросткового возраста в многокультурном образовании.

  3. Разработать методы и средства учебно-воспитательного процесса, в которых интегрируются особенности разных культур и нравственные ценности.

4. Экспериментально обосновать эффективность влияния интегра-
тивных тренингов на нравственную позицию подростков.

5. Разработать требования к организации многокультурного
образования.

В исходной позиции исследования мы выдвинули следующую гипотезу:

Эффективность влияния многокультурного образования на нравственную позицию учащихся можно повысить при обеспечении следующих условий:

выявлении нравственного потенциала многокультурного образования;

учете в образовательном процессе факторов, влияющих на нравственные отношения подростков;

конструировании и включении в учебный процесс многокультурных нравственных тренингов;

целенаправленной подготовке педагогов к организации нравственных тренингов в педагогическом процессе.

Методологической основой исследования послужили: антропологический подход к образованию, методы гуманистической психологии, основные положения теории нелинейных систем, этнокультурные основы образования, культурологический принцип отбора содержания образования, основы межкультурной коммуникации, принципы и правила нормативной этики теория интеграционных процессов в образовании, основные положения теории

смыслосозидающего образования.

Методы исследования: теоретический анализ, монографическое описание, моделирование, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, многофакторный анализ, тестирование, апробирование методик, тренинг, эксперимент, сбор, анализ и оценка достоверности эмпирического материала, мозговой штурм, анализ продуктов деятельности, метод статистической оценки результатов.

База исследования: общеобразовательные школы № 3, 4, 8, 11, 12, 13, 15, 18 г. Дербента, средние школы № 1 и 2 села Каякент, факультет истории и права, педагогики и психологии, начальных классов и филологии Дербентского филиала Даггоспедуниверситета.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2001 год) выявлялись методологические и фундаментальные основы и концептуальные положения исследования.

На втором этапе (2002-2003) была подготовлена научно-методическая база, разработаны методики, выявлены способы моделирования многокультурных нравственных тренингов.

На третьем этапе (2004 год) экспериментально испытана и обоснована эффективность влияния многокультурных нравственных тренингов на нравственную позицию учащихся и полученные средства и методики апробированы в массовой практике.

На четвертом этапе (2005год) проанализированы и обобщены результаты исследования и оформлены диссертационные материалы.

На защиту выносятся следующие научные положения, полученные в результате исследования:

1. Тенденцией развития образования в многонациональных регионах России является многокультурное образование, в котором интегрируются духовные, научные, нравственные, национальные и личностные ценности.

2. Нравственный потенциал многокультурного образования реали
зуется через: знания и методы как основы культуры, народные традиции,
религиозные чувства, интересы малых групп, мужской и женский характер,
отношение к людям с физическими и психологическими недостатками.

3. Эффективность формирования нравственной позиции учащихся
через интеграцию культур зависит от следующих условий:

осознания и признания педагогами многокультурного характера образования;

признания ценности опыта учащихся в многокультурных социальных группах;

реализации нравственного потенциала содержания образования в многокультурных нравственных тренингах;

развития у педагогов умений открытого поведения и опыта организации многокультурных нравственных тренингов;

введения в учебный план школы дисциплины «Нравственность» с комплексом нравственных тренингов для учащихся.

  1. В выявлении и оценке нравственной позиции учащихся оправдывают следующие критерии: принятие нравов как требований взрослых, признание нравов как ответственности, понимание народных традиций, умения межнационального общения, демократичность отношений к другим людям, понимание роли нравов в благополучии и статусе народа, способность к состраданию, использование нравов как регуляторов взаимоотношений людей, признание нравов как собственных ценностей человека.

  2. К работе педагогов в многокультурном образовании возникает ряд новых требований:

- понимание специфики интеграции разных культур во взаимо
отношениях детей;

умение моделировать и организовывать тренинги диалога культур;

переход на открытое поведение в общении с учащимися через

смыслосозидающие технологии;

- учет в работе с подростками специфики их субкультуры, требующей выхода за рамки традиций, ожидания успеха, интеллектуального роста и защиты от социального давления.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что многокультурное образование определено как перспективное направление развития многонациональной школы; многонациональная школа рассмотрена как одна из форм многокультурного образования; выявлены способы интеграции в образовании компонентов культуры и нравственных ценностей; проведена классификация учебных предметов по характеру отражения в них нравственных ценностей; охарактеризованы факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурном образовании; выявлена пропорциональная зависимость между уровнями формирования нравственной позиции подростков и их опытом в нравственных тренингах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что известное понятие «содержание образования» расширено многокультурным компонентом нравственных ценностей; формы учебно-воспитательного процесса расширены познавательными диалогами культур и многокультурными нравственными тренингами; предложены условия организации многокультурного образования; знания педагогической деонтологии дополнены требованиями к открытому поведению организатора многокультурного образования.

Практическая значимость.

  1. Предложенные в работе компоненты многокультурного образования, отражающие специфику разных культур и способов понимания мира, помогут педагогам усилить воспитательное влияние обучения на учащихся.

  2. Выявленные в работе факторы, влияющие на нравственные отношения подростков в многокультурной среде, могут быть использованы в формировании толерантных взаимоотношений подростков.

  1. Разработанные познавательные диалоги культур и многокультурные нравственные тренинги открывают путь к открытому поведению педагога и накопления опыта нравственного поведения учащихся.

  2. Предложенные требования к работе учителя в организации многокультурного образования выведут их на понимание приоритета воспитания в образовании.

Достоверность результатов исследования достигнута:

  1. Разносторонним анализом проблемы в педагогике, социологии и образовательной практике.

  2. Многосерийным экспериментом и апробацией результатов в массовой школе и в профессиональной подготовке учителей в вузе.

  3. Подтверждением гипотетических положений результатами эксперимента.

  4. Применением разнохарактерных критериев оценки и уровней формирования нравственной позиции подростков в учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Промежуточные результаты докладывались в ежегодных научных отчетах на кафедре педагогики, основные положения работы доложены в докладах на региональных (Ростов на Дону, 2004 г.; Махачкала 2005 г.), межвузовских (Дербент, 2004 г.; Махачкала, 2005 г.) конференциях. Методики и условия организации многокультурного образования апробированы в средних школах № 3, 4, 8,11, 12,13, 15,18 г. Дербента; средних школах № 1 и № 2 села Каякент; на факультетах истории и права, начального обучения, филологии, педагогики и психологии Даггоспедуниверситета.

Интеграция культур в образовательном пространстве

Образование в самом широком смысле можно понимать как придание человеку какого-то заранее заданного, признанного в обществе образа. Соответственно как педагогическая категория образование выступает в форме организованного процесса движения человека (ребенка) к этому образу (образцу), «чему нужно подражать, следовать» (см. 107, с. 435). Такой образ, как правило, выступает как и вид, облик, «носитель характерных черт и качеств» (см. 107, с. 435) совершенного человека.

Но есть и другое понимание образования как «процесса развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимых качеств, оправдавших себя в опыте человечества, воплощенного в «знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально ценностном отношении к миру» (см. 20, с. 826). Аналогичное определение дается образованию и в словаре русского языка - «получение систематизированных знаний и навыков, совокупность знаний, полученных в результате обучения» (см. 107, с. 436). Как бы вторит им определение образования в педагогическом словаре - «процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества, государства, сопровождающиеся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней (цензов)» (см. 68, с. 92).

Однако известно изречение древних греков о том, что «образование есть то, что остается после забывания знаний». Видимо, они имели в виду «сформированность образа мыслей, действий, рост самой личности» (68, с. 93), который происходит под влиянием знаний, произошедшие в человеке качественные изменения психических процессов, способности понимания мира, развитие творческих сил и возможностей. Знания по объективному свойству памяти, естественно, человеком забываются, а перечисленные выше качественные изменения уже необратимы и с их помощью происходит адаптация человека к миру в новых, изменившихся условиях жизни.

Сравнение разных позиций по отношению к образованию показывает, что все исследователи отмечают основным атрибутом его овладение человеком опытом человечества, знаниями и умениями. Такая «совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека в обществе, а также результатов этой деятельности» (см. 72, с. 147) называется культурой (cultura - возделывание, обрабатывание, воспитание, развитие, почитание). При этом различают материальные ценности - техника, здание, вещи и т.д. Они могут стать предметом изучения роли знаний в жизни человека, то есть они являются как бы следствием применения знаний человека. А вторая часть «включает совокупность всех знаний, все формы мышления и всю сферу мировоззрения: философию, науку, этику, право, искусство» (см. 72, с. 148).

Вместе с тем надо отметить, что как результат деятельности человечества культура может быть отчуждена от конкретного человека. Например, знания объективированно излагаются в книгах или иных информационных средствах. Есть в мире много культур, с которыми мы может быть еще совершенно не знакомы.

В нашем исследовании культура в образовании рассматривается как часть общей культуры, становящаяся достоянием конкретного человека в определенный промежуток его жизни. Такую, приобретенную человеком часть культуры, называют культурой личности - «уровнем развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований» (см. 68, с. 68). Раскрывая характеристики культуры в таком качественном значении, исследователи считают ее совокупностью компетенций: политических и социальных, связанных со способностью человека брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения (по жизненно важным вопросам); регулировать конфликты ненасильственным путем; компетенции, касающиеся жизни людей в поликультурном обществе; понимания различия культур народов, социальных групп, языков и религиозных взглядов; уважительное отношение к иным культурным образованиям (см. 68, с. 68).

Такое разностороннее представление культуры требует рассмотрения понятия «культурная среда человека (ребенка)» как «среда обучения и жизнедеятельности ребенка», формируемая содержанием всех учебных дисциплин в школе, собственной активностью в учебной и самообразовательной деятельности, многокультурным пространством образовательного учреждения, культурой общения детей между собой и взрослыми, в деятельности детских многонациональных объединений, сети учреждений дополнительного образования, влиянием средств массовой информации, социокультурной среды семьи, улицы, села, города.

Хотя культуру рассматривают как содержательную составляющую, образования, входящую в нее как источник знаний о природе, обществе; способы деятельности; эмоционально-ценностное отношение человека к окружающим людям, к общению, труду, только знаниями ее функции не ограничиваются. Знания и умения не исчерпывают содержание образования. Культура в образовании представлена многими своими элементами. Такой подход к общему образованию разработали ученые лаборатории дидактики НИИ общей педагогики академии образования Краевский В.В., Журавлев И.К., Лернер И.Я., Зорина Л.Я., Скаткин М.Н., Цетлин B.C., Шубинский B.C. и другие еще в 1980-ые годы (см. 140). В их концепции культура в содержании образования представлена четырьмя элементами:

1) знания о природе, обществе (человеческих отношениях), технике, человеке, способах деятельности. И сегодня под содержанием образования считают знания. Однако на практике и учителя, и учащиеся, и студенты трудно различают их. Для облегчения процесса выделения и понимания знаний на различных уровнях понимания можно придерживаться следующей логической структуры знаний: понятия, определения, правила, законы, теории, области наук (см. 102, с. 40).

Нравственный потенциал многокультурного образования

Воспитание многокультурного поведения и отношений детей, да и учителей, выводит на существенные связи его с нравственной культурой человека. Этот процесс сложный и длительный. По нашему мнению, он может иметь следующую логическую структуру своего совершенствования: понимание факта наличия различных культур, признание и уважение иных культурных традиций, стремление к утверждению разных культурных традиций, видение областей несовпадения культур и выход на компромиссы и согласие с представителями иных культур. Исходным состоянием такого процесса является тот нравственный потенциал, который мы целенаправленно должны вкладывать в содержание и предполагаемые методы и формы многокультурного образования. Для этого обратимся к фундаментальным понятиям этики и их существенным связям с образованием в условиях интеграции разных культур. Как известно, этика занимается производством знаний о морали, нравственности, моральных добродетелях, нормах, идеалах. Соответственно совокупность этих знаний как «особая форма общественного сознания и виды общественных отношений» (68, с. 92) называют нравственностью. Но нравственность воспроиз-водно от понятия «нравы» - «обычаев, имеющих нравственное значение (ценность), поддерживаемых в обществе, посредством моральных отношений» (135, с. 224). С другой стороны, известно понятие морали, как «совокупности норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по их отношению к обществу и друг к другу» (86, с. 317). Не вдаваясь в этимологические точности значения этих категорий, можно сказать, что существуют знания о нормах поведения, добродетелях, нравах, которые человек может изучать, чтобы достойно вести себя в обществе. Эти знания можно и необходимо включать в содержание образования учебных заведений, обеспечить их усвоение и соблюдение человеком в своих отношениях к другим людям, обществу, природе, к себе. Такие знания сосредоточены в науке «Этика», однако она в школах не изучается. Выявляя связи образования и воспитания, мы определили, что образование является средством и условием для воспитания человека. Значит, в самом образовании должны быть фундаментальные знания о человеке, его добродетелях, нормах, регулирующих его добродетельное поведение. В образовании должны быть созданы условия накопления опыта человеческих отношений в области интеграции разных культур, в том числе и нравственной культуры, как «отражения степени освоения человеком морального опыта общества, способности органичного и последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовности к постоянному совершенствованию» (135, с. 221). Значит, отражение нравственной культуры в образовании должно касаться целей, содержания, способов накопления нравственного опыта и нравственной культуры. Как известно, в педагогике, цели образования исходят из характера и ценностей общества. В таком виде цели выражаются в идеалах совершенного человека, адекватного социокультурным условиям общества. В истории общества известны разные идеалы совершенного человека: - человек, умеющий управлять собой (Восточные страны: Китай, Индия, Япония и другие); - человек, в котором гармонирует физическое и духовное совершенство (Древняя Греция); - рыцарь, владеющий семью свободными искусствами (области культуры) и добродетелями; - человек, в котором уравновешены вера, надежда, любовь и милосердие (религиозный идеал); - джентльмен - деловой обязательный и предприимчивый человек (идеал, капиталистического общества); - всесторонне развитый, общественный человек (идеал коммунистического общества); - человек целостный, в котором наблюдается иерархия и соподчи-ненность свойств и качеств (идеал новых условий России). Анализ этих идеалов показывает, что они являются порождением общественных, политических, производственных и социокультурных отношений соответствующего общества и исторической эпохи. Последовательность по историческим эпохам показывает их изменчивость и относительный характер. Но и образное представление, и реальное поведение человека характеризуются конкретными нравственными нормами, которые становятся составным элементом культуры народов. Проведенный в 1.1 анализ культурных ценностей народов Дагестана убедительно показывает эту особенность нравов и морали. Если мы ведем речь о многокультурном образовании как средстве взаимопонимания и согласия, то и нравы нам нужно взять из культур тех народов, представители которых учатся в нашем образовательном пространстве. Воспитание вообще не бывает, оно всегда конкретно. Как показывает проведенный нами в 1.1 анализ, типичными для всех народов Дагестана являются: трудолюбие, гостеприимство, взаимная поддержка в емких и трудных делах, привилегированное положение и авторитет мужчины в семье, уважение к старшим, строгость по отношению к мальчикам, требование покорности от девочек. По сравнению с общечеловеческими нравственными ценностями перечисленные составляют каплю в море. Но они связаны с территориальными и национальными особенностями. Исследователи культур народов Кавказа и Дагестана отмечают наиболее характерные черты, проявляющиеся в поведении и деятельности отдельных народов. Но здесь же есть такие нормы нравов и этикета, которые специфичны для народы Дагестана. Например, гостеприимство отмечено у всех народов, но у табасаранцев по этикету здороваются за руку с гостем, только когда он окажется в гостевой комнате и на почетном месте. Это знак особого уважения.

Способы конструирования содержания интегративных средств нравственного воспитания подростков

Проведенный в первой части научно-методологический анализ специфики отражения культуры в образовании и его нравственного потенциала позволяет нам приступить к разработке практических материалов по реализации цели исследования - формирования нравственной позиции подростков в многокультурном образовании. Для этого необходимо разработать методики конструирования содержания различных форм организации деятельности, познания и обучения подростков в многокультурной среде. Для многокультурной среды более ближе подходит императив, гласящий о том, что «единство возможно лишь в многообразии, а многообразие может существовать лишь на основе единства». Наша задача в этой части исследования заключается в поиске целесообразного содержания, методов и форм такого многообразия культур в едином образовательном пространстве. Как было показано в 1.1. в условиях Дагестана имеется огромный потенциал только этнокультур, на основе которого можно расширять и углублять содержание многокультурного образования. Анализ нравственного потенциала многообразия культур в образовании также позволяет поиск интегративных средств и форм деятельности и обучения учащихся. Основными элементами многокультурного образования, в которых потенциально можно раскрыть возможности влияния на нравственную позицию подростков мы определили: 1. Содержание действующих учебников по гуманитарным дисциплинам (история, литература, культура и традиции народов Дагестана и т.д.). 2. Трудности, с которыми встречаются представители разных культур при изучении гуманитарных дисциплин. 3. Стереотипы, которые мешают открытому диалогу культур и детей, принадлежащих к разным культурным образованиям. 4. Характер детской субкультуры на уровне личности и обобщенной части общей культуры. 5. Характеристика культурной самоидентификации подростков в нравственной позиции. 6. Поведение подростков в адекватной своему выбору культурной группе. 7. Взаимоотношения детей с детьми с ущербной культурой (детей с отклонениями в развитии, с физиологическими недостатками и инвалидов). 8. Взаимоотношения между феминной и маскулинной культурой и нравами. 9. Импровизация национальной культуры через куклы на народные сюжеты. В каждом из этих направлений мы конструировали творческие задания для учащихся 7-9 классов в соответствии с содержанием обучения и воспитания. Опишем подробно содержание, методику реализации и специфику влияния этих заданий на нравственную позицию учащихся. В соответствии с проведенной нами классификацией учебных предметов по степени отражения в их содержании этнокультуры и культуры разных социальных групп мы в истории и литературе выделили следующие аспекты и формы заданий для учащихся: 1. Анализируя Конституцию «О сословиях, личных правах и обязанностях русских» (гл. III. История России (8 кл.)), опишите свое представление о возможных последствиях влияния современных реформ в России, Дагестане на жизнь людей. 2. Почему молодые дворяне, образованные, культурные, материально обеспеченные вышли на сенатскую площадь против царского самодержавия (своего правительства)? Сравните декабристов с демократами-реформаторами современной России, Дагестана. 3. Выпишите из вступления к первому варианту Конституции М.М. Муравьева основные новшества. Сравните их с современными правовыми реформами в России, Дагестане. 4. Из второй главы Конституции «О гражданах» выпишите положения, которые облегчили бы жизнь современным гражданам России. Опишите свое представление о жизни разных слоев населения и их взаимоотношениях. 5. Чем похожи и чем отличаются славянофилы и западники 1840-х и 1990-х годов в России? Каковы их культурные и нравственные ценности. Выразите свое отношение к ним? 6. Насколько совместимы действия бюрократических чиновников с нормами морали простых людей? Насколько они изменились по сравнению со времени царствования Петра-1 в России? 7. Сравните и опишите античеловеческий характер войн в Чечне в XVIII веке и в настоящее время. 8. Какие нравственные традиции народов Дагестана задевают основные положения «Теории официальной народности»? Выскажите свое мнение. Такого типа задания позволят обратить внимание на уроки истории, исторически изменчивый характер нравов и социальных отношений. Аналогичную функцию эти задания выполняют на уроках литературы, языка. Обсуждение их в форме диалогов позволит вызвать и сталкивать разные мнения учеников об этих социальных отношениях. Характер высказываний и поведение детей на этих занятиях и являются признаками становления нравственной позиции учащихся. В нашей концепции такого характера задания должны подталкивать подростков к анализу, сравнению и обобщению жизненных условий людей, пониманию зависимости нравственных отношений людей от позиции политиков, идеологии и гражданских прав. В обычной практике они изучают историю, а выводы должны делать сами. Основными методами выполнения этих заданий должны стать: наблюдение, ретроспективный анализ, аналогия, диалог, построение моделей и перспектив.

Смыслосозидающие технологии интеграции культур в формировании нравственной позиции подростков

Педагогическая технология, которая появилась в 50-е годы XX века, является средством конструирования и реализации оптимальных систем педагогического взаимодействия педагога и учащихся, включающих последовательные и взаимосвязанные способы, приемы, процедуры, позволяющие решать задачи воспитания, образования и развития детей. Но преимуществом технологического подхода считается четкость воспроизводимых методик, обеспечивающих предполагаемый положительный результат. Мы считаем, что такое реально невозможно достичь в педагогическом процессе, поскольку действия и мысли учащихся и учителя имеют неожиданный, непредсказуемый характер и в любой момент могут разрушить нашу устойчивую, четкую и определенно предписанную технологию. К тому же строгий алгоритм, четкая технология будут подавлять инициативу и подход, свободу действий учащихся, что снижает их активность в обучении и воспитании. Описанные нами в параграфе 2.1. содержательные технологии представляют учащимся возможность проявить инициативу, свободу действий, возможность импровизации, применения вариантных подходов в разных ситуациях. Такие технологии мы называем смы-слосозидающими (см. 105). В них учащиеся высказывают свое мнение, понимание по поводу любой нравственной категории, норм поведения и отношений людей. На основе сравнения, интеграции и обобщения этих разных смыслов детей педагог приводит их к сущности, ценности, функциям и практической значимости нравственных норм, принципов, правил и отношений людей. Мы предполагали, что смыслосозидающие технологии интеграции разных культурных традиций в педагогическом процессе помогут прослеживать процесс становления и утверждения нравственной позиции подростков. Для обоснования этого предложения мы организовали эксперимент в 7-9 классах общеобразовательных школ с охватом более 152 учащихся 16 учителей истории и литературы (сш. № 1, 3, 4, 11, 12, 15 г. Дербента), студентов первого курса и 88 студентов практикантов 5 курса Дербентского филиала Даггоспедуниверситета. Основными задачами эксперимента были: 1. Подготовка учителей и классных руководителей к пониманию сущности и условий реализации смыслосозидающих технологий интеграции культур в педагогическом процессе. 2. Проверка и обоснование эффективности разработанных нами технологий интеграции культур в основной школе. 3. Выявление эффективности влияния интегративных смыслосозидающих технологий на формирование нравственной позиции учащихся. В констатирующей экспертной части мы изучили отношение учащихся и учителей к многокультурному образованию (подробно методики, характер тестов, результаты и их обсуждение проведено в 1.З.). Только там мы опросили значительно больше учащихся, из которых экспериментальными были выделены шесть восьмых классов в шести разных школах г. Дербента). Анализ результатов мы проводили исходя из возможностей включения учащихся в процессе многокультурного образования, т.е. в технологии, разработанные нами и описанные в 2.1. Методика эксперимента предполагала предварительную подготовку учителей, классных руководителей и студентов-практикантов к условиям реализации смыслосозидающих технологий в многокультурном образовании. В подготовку к новым условиям входило: 1. Знакомство педагогов и студентов с основными характеристиками многокультурного образования и адаптации этих характеристик к условиям многонациональной школы Республики Дагестан. 2. Отработка у учителей и студентов умений выявления воспитывающего потенциала своей учебной дисциплины и интеграция в нее элементов разных культур, описанных в параграфе 1.2. 3. Знакомство учителей и студентов с разработанными технологиями интеграции культур. 4. Апробация интегральных технологий на педагогическом практикуме со студентами факультетов начальных классов, педагогики и психологии, филологии, истории и права Дербентского филиала ДГПУ. 5. Приложение разработанных технологий к конкретных урокам и плану воспитательной работы классных руководителей. 6. Апробация интегральных технологий в школе с учителями, классными руководителями и студентами. 7. Согласование с руководством школы вопроса о введение курса «Нравственность и культура поведения» - один час в неделю вместо классных часов в экспериментальных классах. После такой предварительной подготовки учителей и анализа результатов теста, выявления отношения подростков к многокультурному образованию мы начали экспериментальную работу в шести многонациональных школах г. Дербента. Эксперимент проводился в учебном процессе по истории, русской литературе, дагестанской литературе и «культуре и традициям народов Дагестана», мировой художественной культуре. В этих предметах к программному материалу мы подготовили интегративные задания, описанные в параграфе 2.1., отражающие потенциальное влияние на нравственную позицию учащихся. Кроме того, ввели курс «нравственность», содержание которого мы полностью составили в соответствии с примерной программой из учебных стандартов (См. 145).

Похожие диссертации на Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования