Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза 14
1.1. Понятие «мировоззрение» как научный феномен 14
1.2. Сущность научного мировоззрения личности 25
1.3. Проблема формирования научного мировоззрения личности в научной литературе 43
Выводы по первой главе 62
ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в процессе обучения в вузе 65
2.1. Общая характеристика педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов 65
2.2. Разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов 72
2.3. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения 102
2.4. Оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов 108
Выводы по второй главе 124
Заключение 126
Литература 131
Приложения 157
- Понятие «мировоззрение» как научный феномен
- Сущность научного мировоззрения личности
- Общая характеристика педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов
- Разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования научного мировоззрения в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».
С точки зрения современной педагогической науки данная проблема должна решаться в направлении создания соответствующих условий, способствующих полноте осмысления личностью своего бытия в Мире. Поскольку, чем яснее и шире в мировоззрении индивида представлен внешний Мир, чем адекватнее его знание о Мире, тем четче осознание субъектом своего места в жизни, тем эффективнее его взаимодействие с Миром, тем глубже и богаче само «Я» личности по своему содержанию.
Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования научного мировоззрения, показал, что приобщение обучающихся к основам научного мировоззрения всегда являлось одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Однако предлагаемые для ее решения подходы были до недавнего времени направлены на формирование такого научного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным.
Данной проблеме было посвящено большое количество публикаций, отражающих вопросы, связанные как с формированием социально-активной личности, так и с раскрытием диалектико-материалистического понимания природных явлений.
Методологические основы формирования научного мировоззрения активно разрабатывались советскими учеными П.В. Алексеевым, B.C. Буяновым,
Е.К. Быстрицким, H.K. Гончаровым, Б.М. Кедровым, П.В. Копниным, B.C. Овчинниковым, М.Э. Омельяновским, ВТ. Платоновым и др.
Важный вклад в теорию научного мировоззрения, в ее педагогическом аспекте внесли корифеи советской педагогики Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, Н.В. Чехов, СТ. Шацкий и др.
Особенности формирования научного мировоззрения на различных ступенях обучения были исследованы учеными-педагогами и психологами: Г.М. Андреевой, Л.И. Божович, Г.Е. Залесским, И.С. Коном, Н.А. Менчинской, Т.К. Мухиной, Э.И. Моносзоном и др.
Роли курса истории в формировании научного мировоззрения посвящены публикации Л.Н. Боголюбова, Г.М, Бунтовской, Н.Г. Огурцова и др.
Практика формирования научного мировоззрения в образовательном процессе средствами биологии освещена в публикациях А.Г. Воликова, В.М. Изуткина, Н.М. Леонова и др.
Мировоззренческая направленность в изучении географии прослеживается в работах Г.М. Александровой, B.C. Жекулина, В.Н. Серовой и др.
Мировоззренческий потенциал курса геологии выявлен К.К. Ворониным, Ю.С. Жуковским, Н.В. Мыциком и др.
Способы формирования научного мировоззрения при изучении
химии отражены в исследованиях З.И. Беловой, Д.И. Ожерельева,
Л.И. Третьякова и др.
Опыт формирования научного мировоззрения в процессе преподавания различных технических дисциплин представлен в публикациях Д.Д. Беньковского, Н.П. Васильева, И.С. Инютина, В.И. Сенько, СВ. Типикина и др.
Проблеме формирования экологических взглядов и убеждений посвятили свои исследования М.А. Кузнецов, Е.М. Кудрявцева, В.В. Молчанов, Э.С Хохлова, B.C. Чесноков и др.
Мировоззренческие вопросы отдельных математических дисциплин были рассмотрены А.Н. Бекаревичем, Л.Д. Ворониной, Г.Х. Гайдаржи, И.В. Мя-тиевой, Н.В. Осадчих, Ю.Ф. Фоминых и др.
Вопросу о формировании научного мировоззрения при обучении физике посвящены работы В.К. Батурина, Г.М. Голина, В.Ф. Ефименко, В.В. Жешко, В.Г. Иванова, В.В. Корженко, В.Н. Мощанского, В.В. Мултановского, В.Г. Разумовского, Б.И. Спасского и Ю.А. Коварского, С.А. Чандаевой, Н.В. Шароновой и др.
В нынешней ситуации, когда пересматривается само понятие «научное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе.
Научные исследования последних десятилетий, учитывающие современные научные тенденции, выполнены М.С. Атепалихиным, С.Э. Берестовиц-кой, Е.В. Бондарчук, М.Н. Борисовой, А.Ф. Бортник, В.И. Грачевой, Е.В. Донсковой, Л.В. Ельниковой, А.Л. Жоховым, М.А. Захарян, И.Е. Карелиной, Н.В. Колковой, Л.И, Лапушкиной, А.П. Лешуковым, М.М. Ляу, А.И. Магомедовой, В.А. Малининым, А.А. Мелентьевой, В.П. Морозовой, М.И. Морозовой, Е.А. Паладянц, Г.В. Позизейко, П.В. Поле-щук, Н.В. Продановой, Е.В. Тягловой, Л.А. Чекаловой, М.А. Червонным, С.А. Черновой, Е.Б. Якимовой и др.
Вместе с тем, несмотря на то, что в имеющихся работах по проблеме формирования научного мировоззрения обучающихся накоплен ценный материал, многие вопросы остаются пока слабо изученными (использование возможностей образовательного процесса в формировании научного мировоззрения студентов; выявление педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентов; использование современных педагогических технологий в рамках решения проблемы формирования научного мировоззрения студентов; построение педагогических моделей формирования научного мировоззрения студентов; создание целостной программы формирования научного мировоззрения студентов; разработка науч-
6 но-практических рекомендаций по диагностике компонентов научного мировоззрения и т. д.).
Подтверждает необходимость дальнейших исследований в направлении изучения проблемы формирования научного мировоззрения студентов и ряд объективно существующих противоречий между:
потребностью общества в приобщении студентов к основам научного мировоззрения и неспособностью современной высшей школы удовлетворить эту потребность достаточно эффективно;
наличием реальных возможностей воспитательно-образовательного процесса вуза в формировании научного мировоззрения будущих специалистов и неразработанностью педагогических условий их реализации.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная изученность, практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.
Объект исследования - процесс формирования научного мировоззрения студентов.
Предмет исследования - педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие успешности формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза может быть эффективным, если:
выявлена сущность понятий «научное мировоззрение» и «формирование научного мировоззрения студентов» на современном этапе развития общества;
разработана и реализована программа формирования основ научного мировоззрения студентов;
осуществляется организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения;
проводится оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.
Задачи исследования:
Выявить современную сущность понятий «научное мировоззрение» и «формирование научного мировоззрения студентов» в философской и психолого-педагогической литературе;
Проанализировать теоретико-методологические основы и практический опыт формирования научного мировоззрения обучающихся;
Определить и реализовать в ходе эксперимента педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза;
Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования научного мировоззрения студентов в вузе.
Методологической и теоретической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения философов, педагогов, психологов, физиков, открывающие возможность для всестороннего исследования феномена «научное мировоззрение»: о взаимодействии человека и Мира (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), о современном ядре научного мировоззрения (В .А. Балханов, Э.Г. Винограй, А.И. Субетто, Ю.А. Урманцев, Е.В. Ушакова, Г.А. Югай др.), о синергетическом подходе к познанию явлений Мира (Г. Хакен, Г. Николис, И. Пригожий и др.).
На основные положения исследования оказали влияние работы, посвященные педагогике высшей школы (И.П. Подласый, В.А. Сластенин и др.); ведущей роли учебной деятельности в развитии познавательных потребностей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); организации учебно-воспитательного процесса с учетом целостного, системного, деятельностного и личностного подходов (Ю.К. Бабан-ский, Е.В. Бондаревская, П.Л. Гальперин, Л.Я. Зорина, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); педагогическим технологиям (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.В. Сериков и др.); построению педагогических моделей (С.И.Архангельский, А.С. Косогова и др.); проблеме сознательного усвоения систематизированных знаний (СП. Баранов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, В.В. Краевский и др.); конгнитивному направлению в теории личности (Дж.А. Келли, А. Бандура, Дж. Роттер и др.).
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы, нормативной документации и диссертационных исследований по изучаемой проблеме; индивидуальные беседы с преподавателями и обучающимися; анкетирование; тестирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; методы математической статистики для обработки результатов эксперимента.
Экспериментальной базой исследования выступили Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) (ИВВА-ИУ(ВИ)) и ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» (ИрГТУ).
В исследовании на всех его этапах приняли участие 387 человек (31 преподаватель кафедры физики и механики ИВВАИУ(ВИ) и кафедры физики ИрГТУ и 356 курсантов ИВВАИУ(ВИ) и студентов авиационного отделения факультета транспортных систем ИрГТУ).
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 2001 по 2007 годы и включало в себя несколько этапов.
Первый этап (2001-2002 гг.). Осуществлялся анализ отечественной и зарубежной научной литературы, диссертационных исследований, практического опыта образовательных учреждений по изучаемой теме. Накопленный материал послужил основой для уточнения проблемы исследования, определения цели, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации задач и определения путей их решения. На данном этапе проходил отбор экспериментальных материалов для констатирующего и преобразующего этапов эксперимента. Разрабатывалась программа формирования основ научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.
Второй этап (2002-2005 гг.). Проводился констатирующий эксперимент и обобщались полученные эмпирические данные. Была организована работа по реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза. Апробировался оценочный инструментарий для определения развития научных взглядов студентов.
Третий этап (2005-2006 гг.). Анализировались и обобщались итоги проведенной работы, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление результатов исследования.
Четвертый этап (2006-2007 гг.). Был связан с переосмыслением проблемы исследования. Велась доработка текста диссертации и апробация полученных результатов.
Личное участие автора состоит в исследовании и анализе состояния изучаемой проблемы; в выявлении комплекса педагогических условий, способствующих успешности формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза; в разработке методического и дидактического обеспечения; в организации и проведении экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условий; в обобщении полученных результатов и формулировании выводов; в анализе и обсуждении перспектив исследования.
Научная новизна исследования:
уточнено понятие «формирование научного мировоззрения студентов» (уточнение заключается в рассмотрении формирования научного мировоззрения студентов как целостного интегративного процесса поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом современной социально-профессиональной позиции);
определены педагогические условия, влияющие на успешность формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза: разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения; организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения; оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов;
предложена программа формирования основ научного мировоззрения студентов, содержащая два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентов; организация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «формирование научного мировоззрения студентов» на современном уровне; в определении теоретических оснований процесса формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза (предпосылки, принципы, содержание, особенности, педагогические условия, критерии); в выявлении и научном обосновании этапов развития научных взглядов студентов на мироустройство.
Практическая значимость проведенной работы заключается в разработке и реализации научно-практических рекомендаций по формированию научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза; в разработке и внедрению в практику вузов систематизированного пакета методических и наглядных дидактических материалов, адаптированной методики
п диагностики развития научных взглядов студентов, спецкурса «Формирование научного мировоззрения студентов».
Материалы диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, на факультетах повышения квалификации работников образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена глубоким теоретическим анализом проблемы; опорой на фундаментальные философские, психологические, педагогические концепции; логикой исследования; адекватностью комплекса выбранных теоретических и эмпирических методов объекту, предмету, цели и задачам диссертации; репрезентативностью экспериментальных данных; реальной возможностью внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На защиту выносятся следующие положения:
Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза рассматривается нами как целостный интегративныи процесс поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом современной социально-профессиональной позиции.
Успешность процесса формирования научного мировоззрения студентов обеспечивается следующими педагогическими условиями: разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения; организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения; оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.
Программа формирования основ научного мировоззрения студентов содержит два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентов; организация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли отражение в докладах, обсуждениях на научных конференциях различного ранга: III Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2004); XIII Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (г. Пенза, 2004); совещании заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» (г. Москва, 2006-2007);
Всероссийской научно-технической конференции (г. Иркутск, 2003);
Всероссийской научно-технической конференции (г. Иркутск, 2005); XXI Межвузовской научно-методической конференции «Проблемы подготовки инженерных кадров для Военно-Воздушных Сил в условиях реформирования высшего образования России (г. Иркутск, 2003); XXII Межвузовской научно-методической конференции «Практические и методологические проблемы повышения качества обучения в инженерных вузах (г. Иркутск, 2005); XII научно-технической конференции ИВАИИ (г. Иркутск, 2003).
Результаты работы были также опубликованы в периодических сборниках и журналах «Вестник Иркутского педуниверситета» (г. Иркутск, 2002— 2004 гг., вып. 3-5), «Научные труды ИВАИИ» (г. Иркутск, 2003 г., вып. IV), «Научные труды ИВВАИУ (ВИ)» (г. Иркутск, 2006 г., вып. VI), «Педагогические науки» (г. Москва, 2003 г., № 4), «Вестник Иркутского Государственного Технического Университета» (г. Иркутск, 2006 г., вып. 4(28), Т. 2), «Гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Ростов-на-Дону, 2006 г., №7).
Результаты исследования внедрены в практику учебной работы кафедры физики и механики Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института).
Структура диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 7 таблиц, 12 рисунков, 6 приложений.
Понятие «мировоззрение» как научный феномен
Проблема мировоззрения имеет многовековую историю (Гомер, Пифагор, Платон, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Декарт, Ф.Э. Шлейермахер, И. Кант, Ф.В.И. Шеллинг, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, П.В. Алексеев, B.C. Буянов, В.И. Дрыгин, В.Ф. Черноволенко, Г. Мейер, М. Шелер и др.) и описана в многотомной литературе.
В настоящее время данный термин изучается не только философией, но и в рамках самых различных наук: психологии, педагогики, истории, искусствоведения, литературоведения, религиоведения, этнографии и т.д. (В.У. Бабушкин, Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Деррида, Д.Е. Гарцев, Ф.Х. Кессиди, В.В. Кортунов, Н.И. Мартишина, Б.П. Модин, В.И. Мурашов, Г.Я. Мякишев, Б.И. Пружинин, Г. Франкфорт, К.П. Шуртаков и др.)
Однако, несмотря на огромное количество работ на эту тему, вопросы о мировоззрении личности и о его формировании так и остаются одними из наиболее сложных, неоднозначных, и не до конца изученных.
Принципиально важно отметить, что для педагогики проблема формирования научного мировоззрения обучающихся никогда не являлась самостоятельной. Она была всегда неразрывно связана с теми требованиями, которые общество предъявляло к образованию. Однако сегодня, в отличие от предыдущей эпохи, проблема формирования научного мировоззрения в педагогической науке и практике должна решаться в направлении создания соответствующих условий, способствующих полноте осмысления личностью окружающего ее Мира. Важнейшей предпосылкой для наиболее эффективного ее решения является, в частности, четкое понимание базового термина «мировоззрение». Поставив перед собой цель разобраться с ним подробно, мы обратились к научной литературе.
Заметим сразу, что в работе, наряду с психолого-педагогическими источниками, особое внимание нами было уделено философскому изучению указанного понятия. Мы посчитали, что такой подход будет правильным, поскольку, как выяснилось, исторически первоначально данное определение разрабатывались в рамках философской мысли и только затем перешло в педагогическую и психологическую науку, развиваясь при этом в тесной связи с философскими трактовками.
Как показал анализ изучения научной литературы, термин «мировоззрение» не имеет однозначного понимания. Данное утверждение может быть аргументировано наличием различных точек зрения о его сущности. Приведем некоторые формулировки.
В философском словаре «мировоззрение» трактуется как «концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Мировоззрение зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением» [218].
В философской энциклопедии «мировоззрение» определяется как «система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей» [238].
«Новая философская энциклопедия» представляет «мировоззрение как систему человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженную в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира» [168].
Определенный вклад в разработку термина «мировоззрение» внес АЛ. Радугин, по мнению которого мировоззрение - это «сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.» [181].
В.Ф. Черноволенко подходит к пониманию мировоззрения с позиции системы таких обобщающих представлений и понятий о действительности, системы таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ видения, понимания и оценки окружающей действительности, способ осознания себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики [268].
Проблема мировоззрения была исследована Л.Ф. Кухтиной, которая считает, что «мировоззрение - это целостная система представлений и знаний об объективной реальности, обусловливающая осознание человеком самого себя, своего места в мире и отношение человека к окружающей его действительности» [125].
Несколько иной подход к пониманию интересующего понятия сложился в зарубежной философии. Современная переводная «Краткая философская энциклопедия» трактует мировоззрение как «совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п.; во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях; и, в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, мировоззрение -«управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще»» [116].
С точки зрения педагогической науки «мировоззрение» трактуется следующим образом.
В педагогической энциклопедии мы находим следующее определение: «Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему.. „» [206].
В современном словаре по образованию и педагогике указывается: «мировоззрение - это целостное представление, система обобщенных взглядов на объективный мир, природу и общество, миропонимание и мировосприятие, выражающееся в системе убеждений, ценностей и идеалов личности или социальной группы» [192].
Г.И. Щукина понимает мировоззрение как обобщенную систему взглядов и убеждений, отражающих основные (философские, научные, нравственные, эстетические) формы общественного сознания и выражающих отношение личности к окружающей действительности» [276].
Сущность научного мировоззрения личности
В результате проведенного нами исследования выяснилось, что одна из концепций научного мировоззрения была создана К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным, которая долгие годы была господствующей в нашей стране.
Научное мировоззрение тогда называлось марксистско-ленинским мировоззрением (или синонимично - диалектико-материалистическим, коммунистическим, общенаучным, естественно-научным, научно-философским, научно-атеистическим, антибуржуазным, пролетарским, общенародным, реально-гуманистическим, оптимистическим, интернациональным и т.п.). При этом следует заметить, что именно такая трактовка научного мировоззрения многие десятилетия считалась единственно правильной.
После крушения социалистического строя и разрушения идеологизированной науки остро встал вопрос о том, какое же мировоззрение можно называть научным. Анализ литературы позволяет нам констатировать, что в настоящее время, несмотря на существующее многообразие подходов к этой теме, вопрос о современном научном мировоззрении пока остается открытым. Недостаток, прежде всего, философско-теоретических исследований приводит к распространению различных дефиниций научного мировоззрения. Иллюстрацией такого вывода могут стать следующие некоторые высказывания, совершенно различные по своей сути;
Н.И. Мартишина под научным мировоззрением предлагает понимать «способ мышления, соответствующий стилю и принципам научного познания» [142].
Суть научного мировоззрения Г.Я. Мякишев выражает в одной фразе: «существует нечто, называемое законами природы, которые никогда не нарушаются в границах своей применимости» [165].
Согласно концепции К.П. Шуртакова, «мировоззрение - это система координированных и субкоординированных разноаспектных убеждений субъекта исторического развития, предметным содержанием которых выступают ставшие нормой и обусловленные ими знания-выводы как идеологические принципы его теоретического и практического отношения к миру» [Цит. по 56].
Попытку определить «научное мировоззрение» сделал Б.Т. Лихачев, по мнению которого - это наиболее общая, высшая форма общественного сознания, которая включает систему философских, экономических и социально-политических взглядов.
Именно совокупность мировоззренческих идей, по его мнению, объясняет сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляется в сознании обучающихся в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естественных и общественных процессов, явлений [133].
Представим далее авторское понимание существа данного вопроса. Опираясь на определения понятия «мировоззрение», выстроим цепочку своих рассуждений следующим образом.
Прежде всего, обратимся к термину «мир», который является здесь ключевым, поскольку неотделим от термина «научное мировоззрение».
Как выяснилось, это далеко не тривиальное и многозначное понятие. Оно имеет место в обыденном, мифологическом, религиозном, художественном, нравственном, научном и т.д. словоупотреблении [232].
В философском словаре В,С. Соловьева мы находим следующее определение: «Мир - в собственно философском смысле - связная совокупность множественного бытия, в отличие от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и мир.). Далее название мира переносится на всякую частную область бытия, в каком-нибудь отношении однородного, так, что говорится о различных мирах: мир умопостигаемый и мир чувственный, мир идеальный и мир реальный, мир божественный и мир природный, мир небесный и мир земной и т.д. В обычном словоупотреблении всякое обобщение и собрание однородного называется миром: мир красоты, мир искусства, мир театральный и т.п. В первом, философском значении, как совокупность всей существующей множественности, понятие мира тождественно с понятием вселенной (или универса); принимаемое некоторыми писателями существенное различие между двумя понятиями не имеет достаточного основания» [239].
«Новая философская энциклопедия» трактует «мир - как многозначное понятие научно-философского дискурса; наиболее близкими к нему являются понятия бытия, существующего и существования, природы, целого, Вселенной, космоса. Понятие «мир» выступает как одна из самых фундаментальных онтологических интуиции, определяя базовые предпосылки гносеологии» [168].
Зарубежная научная литература определяет: «...мир есть то, что образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как «мир математика» и т.д. 3) то, в чем совершается человеческое существование, напр. общественный мир, «мы» или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта; 5) в астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система» [116].
Общая характеристика педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов
Экспериментальная работа по формированию научного мировоззрения студентов проводилась на базе Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) (ИВВАИУ(ВИ)) и ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» (ИрГТУ) в рамках спецкурса по формированию научного мировоззрения студентов период с 2003 по 2005 год.
В эксперименте приняли участие преподаватели кафедры физики и механики ИВВАИУ и курсанты, обучающиеся по специальностям «эксплуатация самолетов, вертолетов и авиационных двигателей» (факультет Летательных аппаратов); «робототехнические системы авиационного вооружения» (факультет Авиационного вооружения); «эксплуатация авиационного оборудования самолетов и вертолетов» (факультет Авиационного оборудования) и «эксплуатация радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов» (факультет Радиоэлектронного оборудования).
В экспериментальной работе также были задействованы преподаватели кафедры физики и студенты авиационного отделения факультета транспортных систем ИрГТУ, обучающиеся по специальностям «самолето- и вертоле-тостроение» и «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
Нами были четко обозначены задачи предстоящей деятельности; а) дать анализ практики формирования научного мировоззрения студентов и курсантов в период их обучения в вузе (диагностико-констатирующий этап); б) выявить и реализовать педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов (преобразующий этап); в) провести качественный и количественный анализ полученных в ходе экспериментального исследования результатов (контрольный этап).
Приступая к проведению педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов, учитывалось, что для успешного его осуществления необходимо выполнение ряда требований [278]: - испытуемые должны быть физически и психически здоровы и без особого для себя напряжения выполнять учебные функции; -внешние условия, в которых проходит эксперимент, соответствуют нормам, заданным правилами психологии, физиологии и медицины; - условия жизнедеятельности учащихся в материальном и нравственном отношении достаточны, чтобы они были способны и склонны к самовыражению и развитию своей личности в условиях учебного процесса.
Работа по формированию научного мировоззрения обучающихся становится возможной и успешной в случае, если сам преподаватель: - имеет представление о возможном спектре мировоззрений присущих личности; - имеет информацию о мировоззренческих образованиях, которые развиваются в ходе овладения субъектом системой мировоззренческих знаний; - сам является носителем современного научного мировоззрения.
Констатирующий этап проводимого педагогического эксперимента состоял из нескольких серий опытов. Цель первой серии - выявить исходный уровень мировоззренческих знаний курсантов ИВВАИУ и студентов Ир-ГТУ, являющийся основой их научного мировоззрения.
При планировании эксперимента учитывалось, что достоверные данные о наличии мировоззренческих знаний могут быть получены при большом количестве статистического материала, так называемой массовой проверке.
Известно, что массовая проверка является проверкой представительной группы обучаемых, которая дает возможность полученные результаты считать достоверными не только для данной группы учащихся, но и для других групп, находящихся в подобных условиях. В отличие от индивидуальной или классной проверки, она направлена на выявление знаний, не отдельного ученика или учеников отдельных классов, а большой группы обучающихся. В этом случае нивелируются различия учебного процесса, зависящие от ряда факторов (отдельного ученика, отдельного преподавателя и др.), и начинают выявляться общие характерные черты, как учебного процесса, так и результатов обучения.
Заметим, что в ходе проведения эксперимента проверкой были охвачены обучающиеся, закончившие изучение дисциплины «Физика» и сдавшие по этому предмету экзамен в предыдущем семестре. Это требование, по нашему мнению, позволяло достаточно достоверно определить их общий уровень мировоззренческих знаний и выявить существующие недостатки в процессе формирования научного мировоззрения.
На этом этапе экспериментальной работы были отобраны экспериментальные и контрольные группы курсантов и студентов, которые мы затем задействовали в дальнейшем исследовании.
Первую экспериментальную группу составили курсанты Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) факультета Авиационного оборудования (311-я учебная группа).
Для избежания случайных результатов педагогический эксперимент был организован параллельно на авиационном отделении факультета транспортных систем Иркутского государственного технического университета. Здесь в экспериментальную группу вошли студенты ИрГТУ, обучающиеся по специальностям «самолето- и вертолетостроение» (группы СМ-02-1 и СМ-02-2).
Разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов
Анализ проблемы формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза позволил нам выделить следующие педагогические условия, эффективность которых проверялась в экспериментальной работе: 1) разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов; 2) организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения; 3) оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов. Рассмотрим сущность каждого из педагогических условий. Первым педагогическим условием успешности формирования научного мировоззрения студентов в вузе мы определяем разработку и реализацию программы формирования основ научного мировоззрения студентов. В контексте нашего исследования программа понимается как комплекс поэтапно организуемых действий по решению конкретной проблемы. В программу формирования основ научного мировоззрения студентов нами включены два этапа: 1. Первый, вводный - этап создания предпосылок формирования научного мировоззрения студентов. 2. Второй - этап организации учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий. В программе прописаны цели, принципы обучения и принципы педагогического взаимодействия, дано содержание обучения, которое является мировоззренческим, определены формы организации учебного процесса, составлены методические рекомендации преподавателю по формированию научного мировоззрения студентов. Проблема целеполагания - одна из важнейших при организации процесса обучения. Чем четче определена цель, тем эффективнее учебный процесс. Еще ЯЛ. Коменский в свое время подчеркивал, что основной недостаток педагогической деятельности - это неопределенность ее целей. Цели обучения обычно носят системный характер, а значит, требуют соблюдения их иерархичности. В этой иерархии присутствуют цели как однозначные («планируемые результаты»), так и общего характера («векторы»). На самом верху иерархии находятся цели - «векторы» самого общего характера, рассчитанные на весь период обучения. На нижних уровнях располагаются четкие конкретные цели, отражающие получение предметного знания как результата. В программе определены цели обучения, на которую преподаватель ориентируется в своей деятельности по формированию научного мировоззрения студентов: - цель-«вектор» - развитие научных взглядов студентов на мироустройство, как компонента их научного мировоззрения. - цель-«планируемый результат» - полное усвоение студентами научных знаний мировоззренческого характера. При этом система научных мировоззренческих знаний, которую необходимо освоить, служит лишь средством, позволяющим развить личностное качество конкретного субъекта - его научное мировоззрение. Поэтому такой процесс обучения является по своей сути личностно-ориентированным. Содержанием обучения выступают: система мировоззренческих терминов: «мир», «мировоззрение», «научное мировоззрение», «научная картина Мира», «физическая картина Мира» и базовые мировоззренческие понятия физической картины Мира по периодам ее развития. При проведении мировоззренческой работы с обучающимися преподавателю следует руководствоваться следующими соображениями, предложенными В.Н. Мощанским [162] и на которые мы опирались при организации педагогического эксперимента. В процессе обучения физике изучаются различные элементы физических знаний. Это понятия о физических объектах и физических явлениях; понятия, отражающие различные свойства, аспекты, окружающего мира; физические величины; физические законы различной степени общности; физические теории - частные и более общие, отражающие узкий или более широкий класс физических явлений и т.д. Однако приобщение обучающихся к научному мировоззрению не есть стихийно совершающийся процесс, совпадающий автоматически с сообщением им научных знаний по мере изучения учебного физического материала. О развитии научного мировоззрения можно говорить лишь в том случае, если мировоззренческий аспект раскрывается преподавателем на занятиях целенаправленно и сознательно в явном виде в соответствии со структурой физических картин Мира. Как правило, структурные элементы физических картин Мира по мере изучения базового курса физики в той или иной степени даются студентам. Однако этим все и ограничивается. Мировоззренческая сторона вопроса при этом, как правило, не выделяется. Нет самого главного - все элементы не обобщены и не сведены в единое целое - физическую картину Мира, выполняющую мировоззренческую функцию. Обучающиеся усваивают конкретные физические данные, но самостоятельно подняться до уровня мировоззренческих идей, содержащихся в этих данных в неявном виде, они не могут. Помимо этого, обобщения в виде физических картин Мира должны явиться хорошим итогом изучения не только всего курса физики, и также больших его разделов - классической механики, электродинамики, квантовой физики. Отсутствие таких обобщений делает незавершенными данные разделы; обучающиеся не совсем понимают, что им дает их изучение физики для понимания устройства природы, для общих представлений о Мире с точки зрения физической науки и какие изменения в сложившихся взглядах на Мир происходят в последнее время. В настоящий момент современная физическая картина Мира, четвертая в историческом ходе развития науки, находится на этапе своего бурного становления. Сегодня многие ее достижения переходят в другие научные направления, в том числе психологию и педагогику. Так, например, идеи синергетики лежат в основе личностно-центрированной парадигмы в образовании. С современных позиций - это гуманистически ориентированная психолого-педагогическая концепция, рассматривающая человеческую личность как саморазвивающуюся гуманитарную систему, реализующаяся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений [190]. Личностно-центрированное образование основывается на ряде принципов педагогического взаимодействия. Наиболее значимые из них следует, по нашему мнению, обязательно учитывать при организации мировоззренческой работы со студентами: - принцип паритета - это принцип, утверждающий равноправие всех участников образовательного взаимодействия и обеспечивающий их эффективное развитие;