Содержание к диссертации
Введение
Глава I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЮБЛЕМЫ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
I. Теоретические принципы процесса формирования атеистических убеждений школьников . . 25-42
2. Социально-педагогическая обусловленность отношения учащихся-таджиков к религии и атеизму . . 42-61
3. Атеистический потенциал школьных курсов истории СССР и истории Таджикистана в формировании атеистических убеждений учащихся . 61-81
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ
I. Содержание и методы формирования атеистических убеждений учащихся в процессе обучения истории СССР 82-138
2. Внеклассная работа как важный фактор формирования атеистических убеждений старших подростков и старшеклассников 138-165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166-175
БИБЛИОГРАФИЯ 176-198
ПРИЛОЖЕНИЕ 199-241
- Теоретические принципы процесса формирования атеистических убеждений школьников
- Социально-педагогическая обусловленность отношения учащихся-таджиков к религии и атеизму
- Содержание и методы формирования атеистических убеждений учащихся в процессе обучения истории СССР
Введение к работе
В период развитого социализма центральное место в идеологической и воспитательной работе Коммунистической партии занимает формирование нового человека і обладающего коммунистической сознательностью» вооруженного научно-материалистическими взглядами и убеждениями) умением и готовностью бороться за идеалы коммунизма. Подчеркивая особую важность этой проблемы, ХХУІ съезд КПСС обратил особое внимание на активизацию работы по совершенствованию социалистического образа жизни, искоренению того, что мешает формированию нового человека, в частности, и религиозных представлений, взглядов.
Определяя пути и условия формирования нового человека, Коммунистическая партия придает большое значение формированию у всех советских людей и, в первую очередь, у молодежи комму нистического мировоззрения, существенным элементом которого является атеизм. "Необходимо активнее вести пропаганду научно- материалистических взглядов среди населения, уделять большое внимание атеистическому воспитанию . . - .
Научно-материалистические, атеистические убеждения присущи подавляющему большинству советской молодежи. Но, в сознании некоторой части учащихся все еще сохраняются определенные религиозные представления и взгляды, не все школьники овладевают материалистическим мировоззрением в полной мере, на
Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - fit.: Политиздат, 1983, с.72-73. « l\ т. уровне атеистических взглядов и убеждений. Следовательно, необходимость повысить эффективность научно-атеистического воспитания, направленного на формирование у учащихся научно-атеистических убеждений, сохраняет свою актуальность.
Воспитание у подрастающего поколения активного атеистического отношения к религии приобретает особую актуальность и в связи с обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом.
Антикоммунистическая пропаганда, пытаясь духовно разоружить молодежь, лишить ее коммунистических идеалов, стремится использовать религию в качестве одного из средств борьбы с влиянием коммунистической идеологии на подрастающее поколение. Буржуазные идеологи активно ведут религиозную пропаганду с целью воздействия на советскую молодежь. Например, из 34 зарубежных радиостанций, ведущих антисоветскую пропаганду, 9 специализируются на распространении религии.
Большое место в религиозной пропаганде, обращенной к народам СССР, с целью вызвать недовольство среди молодежи,нанести ущерб интернациональной дружбе между народами Советского Союза, идеологи антикоммунизма отводят фальсификации принципов КПСС в области атеистического воспитания.Политику КПСС по отношению к верующим-мусульманам они изображают как политику своекорыстную »как "временное заигрывание"с мусульманами. Антикоммунисты, выступая против достижений народов республик Востока в области экономики, культуры, восхваляют при этом старые религиозные традиции и обычаи мусульман. Они изображают ислам как хранителя национальных ценностей, приписывают ему прогрессивную роль в истории наций, в становлении их государственности,развитии духовной культуры и т.д., называют ислам "национальной крепо- - 5 -стью", "защищающей народы Средней Азии от советизации и русификации"» В настоящее время американские буржуазные политики, а также китайские гегемонисты, спекулируя на афганских событиях» пытаются объединить реакционные силы в мусульманских странах под антикоммунистическими лозунгами, направляют религиозные чувства мусульман в русло антисоветизма и враждебности к странам социалистического содружества .
Актуальность формирования у подрастающего поколения научно-атеистических убеждений возрастает также и потому, что идеологи церкви и служители культа как христианства, так и ислама в нашей стране, пытаются усилить свое влияние на подрастающее поколение. Чтобы ослабить общий кризис ислама, сохранить свои позиции, некоторые духовные лица, даже нарушая советские законы о культах, пытаются, особенно в сельской местности, вести религиозное обучение и воспитание детей, подростков и молодежи.
Большое значение приобретает атеистическое воспитание в Средней Азии, в том числе и в Таджикистане: если число верующих среди молодежи в центральных районах РСФСР составляет око- р ло 3$,то в Таджикистане это число может составить больше.Так, например, из 560 обследуемых нами школьников около 4$ оказа-
См.: Васильев А. Ислам и политическая борьба. - Правда, 14 апреля, 1980 г.
См.: Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. - М.: Наука, IS78. -с.72; Атеизм советского школьника. - Л.: 1974. -с.18. Осипов О.П. Развитие национальных отношений и становление атеистического сознания. - В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.22. - М.: Мысль, 1978. -с.67-75; Теория и практика коммунистического воспитания. - М.: Мысль,1980,сД71-182; Результаты нашего исследования. «- б "* лись верующими различного типа»
Известно, что в период зрелого социализма все народы нашей страны достигли огромных успехов в развитии экономики, культуры, образования и т.д. Произошли большие изменения и в сознании, духовном мире советских людей» Этот процесс при социализме имеет закономерный характер. Однако следует учитывать тот факт, что на развитие экономики, культуры того или иного народа, формирование духовного мира людей, в определенной степени оказывают влияние их история, бытовые условия, традиции, обычаи и т.д.
В Таджикистане, в прошлом в экономическом и культурном отношениях отсталом крае царской России, ислам занимал господствующее положение в жизни общества и людей. Ислам освещал и поддерживал политический строй, социальные институты, формы собственности, особенности прав различных сословий населения и пола, религиозные нормы морали, бытовые условия и т.д. Полное соблюдение религиозных догматов, ритуалов, культовых обрядов со стороны населения, контролировалось специальным учреждениями и духовенством.
Даже в годы установления Советской власти и социалистических преобразований духовенство стремилось сохранить свое господствующее положение» Наиболее фанатичные из них вели широкую антисоветскую пропаганду среди населения» Они оказали яростное сопротивление проведению культурной революции, строительству советских школ с новым содержанием обучения и воспитания (организовывали убийства советских учителей; подстрекали родителей не отдавать детей в советскую школу и т.д.). Деятельность духовенства, направленная на разжигание религиозных чувств, усложняла проведение учебно-воспитательной, в частности, атеи- - 7 -стической работы в школах. Только в №9 году1 ЦИК республики окончательно принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Таким образом, под, сильным и всесторонним влиянием ислама национальные чувства и традиции переплетались с религиозными. Ислам проник в быт, мораль, что усиливало их консервативность и затрудняло их прогрессивные преобразования.
Религиозные традиции все еще имеют силу; широко отмечаются религиозные праздники, соблюдаются религиозные обряды и посты} на верующих оказывает влияние огромное количество "святых мест" и т.д. Этими историческими условиями объясняется, на наш взгляд, более высокая религиозность учащихся в республиках Средней Азии, чем в других регионах нашей страны.
Совокупность вышеизложенных фактов придает проблеме формирования атеистических убеждений у подрастающего поколения в условиях Таджикистана и других республик Средней Азии актуальный характер, ее изучение имеет большое научное и практическое значение.
Однако осмысление диалектического характера данной проблемы относительно ее практической значимости не может быть понятным без всестороннего анализа ее научного аспекта. Одним из компонентов данного анализа является рассмотрение психолого-педагогических основ процесса формирования атеистических убеждений как части более общей проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения у подрастающего поколения, в частности, у старших подростков и старшеклассников. Как показал передовой опыт учителей республики и наша исследователь-
См.: Коммунист Таджикистана, 20 июня 1929 г. - 8 -екая; работа, систематическое формирование атеистических убеждений можно осуществлять в старшем подростковом возрасте. Старшие подростки способны выразить свое отношение к вопросам религии и атеизма в понятийной форме, выполнить определенную практическую атеистическую работу. Здесь, во-первых, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы личности учащихся, уровень их знаний, умений и навыков, а также жизненный опыт позволяют начинать в старшем подростковом периоде систематизацию атеистических знаний, формирование научного отношения к реальной действительности, к религии, организацию более сложнай формы атеистической деятельности. Как показал опыт, в процессе учебной и во внеклассной работе по истории СССР учащимся-семиклассникам посильно усвоить такие сложные научно-атеистические понятия как причины возникновения религии, классовый характер религии, социальные функции религии и т.п. Во-вторых, сама логика школьного курса истории СССР также обусловливает формирование атеистических убеждений учащихся в процессе обучения, начиная с 7-го класса. Здесь мы исходили из положения, что: а) систематическое усвоение школьного курса истории СССР начинается с V класса и завершается в 10 классе; б) школьный курс истории СССР включает в себя ряд тем атеистического содержания, в процессе их усвоения учащиеся получают необходимые научно-атеистические знания о причинах возникновения религии, исторических формах религии, реакционной сущности религии и о ее классовом характере, о распространении христианства и ислама на территории нашей страны и их последствий и т.д.
Усвоением учащимися-семиклассниками отдельных сторон названных атеистических понятий, является важным шагом к дальнейшему приобретению ими в последующих 8-9-10 классах обобщен- - 9 -ных атеистических знаний и выработке с научных позиций положительного отношения к научному атеизму и отрицательного отношения к религиозным представлениям, формированию у них атеистических убеждений.
Атеистическое воспитание, направленное на формирование атеистических убеждений, тесно связано с другими сторонами коммунистического воспитания учащихся. Исходя из этой позиции, в изучении избранной нами проблемы, мы опирались на исследования О.С.Богдановой, Л.Ю.Гордина, Л.Й.Новиковой и др., посвященные теоретическим и практическим аспектам коммунистического воспитания учащихся.
Проблема формирования атеистических убеждений в педагогической науке рассматривается в тесной связи с проблемой формирования научно-материалистического мировоззрения, сущность и содержание процесса которого отражены в учении основоположников марксизма-ленинизма и реализованы в исследованиях советских ученых-философов, психологов, педагогов и т.д.
Руководствуясь учением марксизма-ленинизма, советские философы, психологи и педагоги М.Н.Алексеев, Л.И.Божович, И.Я.Лер-нер, И.М.Огурцов, И.С.Марьенко, Н.Е.Менчинская, Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова, Л.Й.Сысоенко, Г.Н.Филонов и др. провели большую работу в исследовании психолого-педагогических аспектов проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся. Ими рассмотрены вопросы сущности и содержания, специфические особенности, структурные элементы, пути и условия формирования материалистического мировоззрения учащихся и его проявления в деятельности, в поведении школьников.
Работы этих авторов оказали определенную помощь в решении теоретических и практических вопросов исследуемой проблемы,как - 10 -органической части формирования коммунистического мировоззрения.
Для более четкого понимания теоретических вопросов исследуемой проблемы, в частности, содержания и принципов атеистического воспитания, правильного анализа атеистичности учащихся-таджиков, большую помощь оказали нам исследования в области научного атеизма, работы советских философов В.А.Арсенкина, И.А.і'алицкой, М.Ф.Калашникова, Г.М.Керимова, П.К.Курочкина, Р.М.Маджидова, М.П.Мчедлова, Б.А.Вамма, АД.Сухова, Д.М.Угри-новича, М.И.Шахновича и др.
Важное значение в исследовании проблемы научно-атеистического воспитания учащихся в педагогическом аспекте имеют работы О.Г.Будной, А.А.Гончарова, М.Е.Дуранова, Л.Г.Нышта, Н.В.Та-ранникова, Ф.И.Тидикиса, В.Н.Федоровой и др.
Формирование атеистических убеждений у учащихся осуществляется в процессе изучения ими основ наук и во внеклассной работе. Каждый учебный предмет имеет определенное значение в формировании атеистических взглядов и убеждений. Предмет истории, в частности, истории СССР для средних школ, является одной из ведущих дисциплин общеобразовательной школы, играющей важную роль в формировании атеистических убеждений учащихся. Именно история дает ученикам достоверные факты о происхождении и реакционной сущности религии, вооружает их знаниями о том, что "бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами также неизбежно порождает веру в загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса и т.п." , "истинных исторических и экономических корней религиозного тумана" , и что "религия есть один из видов духов-
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.12, с.142. 2 Там же, с.145. ного гнета... учит смирению в земной жизни, утешая надеждою на небесную награду... .
История СССР как наука и как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал. Он дает учащимся возможность научно осмыслить сущность исторических форм религии, причины возникновения веры в единого бога, распространения и эволюции как христианства, так и ислама на территории нашей страны и их классовую сущность; борьбу церкви и духовенства против развития науки, культуры, искусства; враждебное отношение церкви и духовенства к свободомыслию, освободительному и революционному движению в истории наших народов; причины общего кризиса религии и ее модернизации; сущность понятия религии как исторического явления и условий ее отмирания; отношение КПСС и Советского государства к религии и церкви; прогрессивную роль научного атеизма в общественном развитии.
В процессе изучения истории СССР учащиеся вооружаются научными знаниями о роли классовой борьбы в антагонистических обществах; о роли трудящихся масс в историческом процессе, производстве материальных и духовных благ; о роли производительных сил и производственных отношений в развитии общества;
0 значении социализма и т.д.
В процессе работы по формированию атеистических убеждений учащихся на уроках, мы использовали исследования Ю.К.Ба-банского, В.М.Коротова, М.И.Пахмутова, М.Н.Скаткина и др., посвященные активизации обучения, значения воспитывающего характера учебного процесса.
Работы авторов, рассматривающих общие вопросы атеизма, выступают теоретической базой нашего исследования. Методические аопекты мы рассматривали, опираясь на труды , кон- 1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.12, с.144. ^ См.: Библиографию. - 12 ~ кретно ставившие проблемы атеистического воспитания средствами приобщения учащихся к истории, воспитания их в учебном процессе. Однако научная и практическая постановка проблемы в этих работах, тем не менее, оставляет ряд вопросов атеистического воспитания открытыми, хотя вопросы носят серьезный, актуальный характер. Так, например, Н.Г.Дайри справедливо считает, что необходимым условием формирования научного мировоззрения является материалистическое объяснение религии на уроках, вооружение школьников научными знаниями и противопоставлениями их религиозным предрассудкам. Однако в исследовании автора с теоретической и методической позиций не нашли более отчетливого разъяснения усвоение учениками научно-атеистических знаний как средства и условия формирования атеистического познания, как инструмента, помогающего ученикам действенно противостоять религиозным предрассудкам.
В исследовании Алексеева А.Н. нашли отражение такие аспекты научно-атеистического воспитания учащихся, как характеристика атеистического содержания отдельных моментов школьного курса истории СССР, отдельные формы атеистической работы, которые должны проводиться педагогами во внеурочное время. Автором также выдвинут вопрос о воспитании атеистической убежденности у старших школьников в процессе изучения истории СССР. Однако выдвигая перед собой задачу рассмотрения атеистического содержания школьного курса истории СССР для 7-8 классов, автор ограничивается лишь характеристикой отдельных моментов и тем курса. Не нашли также нужного освещения сущность, структура и условия формирования атеистических убеждений в процессе обучения истории СССР и во внеклассной работе.
Некоторые аспекты проблемы научно-атеистического воспита- - ІЗ - ния учащихся в процессе изучения истории и обществоведения (критика религии, характеристика атеистического содержания отдельных тем, возможности усвоения некоторых атеистических понятий учениками и др.) занимают значительное место в исследованиях Плоткиной Д.П. Однако автор не ставила перед собой специальную задачу показать сущность и процесс формирования атеистических убеждений на уроках истории СССР и во внеклассной работе. Поэтому данная проблема изучена им не всесторонне.
Отдельные аспекты содержания атеистического воспитания учащихся, в частности, эпизодическая характеристика атеистического содержания школьного курса истории СССР и ее значение в атеистическом воспитании школьников, некоторые формы и методы атеистической работы во внеклассной деятельности и др. освещаются в исследованиях З.СЛхмерова, М.А.Бабаева, Т.Бобомурадо-ва, З.Б.Бобохановой, М.А.Кулиева и др. М.Е.Дурановым сделана попытка изучить некоторые теоретические аспекты научно-атеистического воспитания учащихся в процессе обучения истории СССР и обществоведения, в частности, выделить ведущие мировоззренческие идеи.
Таким образом, в исследованиях, посвященных проблеме научно-атеистического воспитания учащихся на уроках истории СССР и во внеклассной работе не нашли должного освещения многие, практически насущные вопросы. Анализ уровня теоретической разработки педагогической проблемы формирования научно-атеистических убеждений у учащихся тоже выявляет недостаточность освещения ряда аспектов. На наш взгляд, теоретические принципы научно-атеистического воспитания учащихся: сущность, содержание и специфические особенности научно-атеистического воспитания учащихся и атеистическое содержание дидактического материала - - 14 -формы и методы атеистической работы - все это нуждается в пристальном изучении в свете требований к уровню развития науки, совершенствования учебно-воспитательного процесса, выдвинутых ХХУІ съездом КПСС и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС, Проектом ЦК КПСС об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Некоторые методические вопросы, разработанные учеными, нуждаются в определенной детализации. Например, мысль о необходимости выделения ведущих мировоззренческих понятий и идей (Н.Г.Дайри, М.Е.Дуранов и др.)> требует дополнения, как и в каких классах школьники имеют возможность всесторонне усваивать их содержание.
Необходимо специально отметить, что большинство имеющихся работ по исследуемой нами проблеме, посвящено научноатеистиче-скому воспитанию учащихся тех регионов, где имеют место пережиг ки христианства.
В исследованиях К.Г.Абдурахимова, А.И.Абд.усамедова, Т.Бо-бомуродова, З.Б.Бобохановой, М.А.Кулиева и др., посвященных вопросам атеистического воспитания учащихся национальных школ обращено внимание на некоторые моменты научно-критического аспекта, изучение некоторых форм и методов атеистического.^ воспитания учащихся разных возрастов. Однако в работах этих авторов мало обращено внимания на такие вопросы, как выявление современных источников религиозного влияния на определенные группы подрастающих поколений, всестороннюю критику ислама, причины ее общего кризиса и модернизации. Авторы не уделяют внимания воспитательному потенциалу такого важного момента, как разоблачение деятельности православной церкви и духовенства в атеистическом воспитании учащихся национальных школ; значение мест- ~ 15 -ных, краеведческих материалов в атеистическом воспитании учащихся.
Как показало наше исследование, эти моменты сыграли положительную роль в формировании атеистических убеждений учащих:-ся-таджиков. Это выражается в том, что: а) усвоенные школьниками атеистические знания об общих чертах, присущих как христианству, так и исламу, а также о деятельности православной церкви и духовенства способствовали формированию у них убеждений в несостоятельности проповедей представителей ислама о единственно "истинности" и "гуманности" ислама и т.п.; б)мест-ные, краеведческие материалы дали нам возможно убедить учащихся во вредности религиозных традиций, обычаев, бытующих среди определенной группы населения.
Итак, авторами не обращено необходимое внимание на выяв-
I ление уровня атеистичности , что является важным вопросом в исследовании процесса формирования атеистических убеждений школьников; содержание социально-нравственной критики религии; конкретизации содержания ведущих атеистических понятий и этапы усвоения их школьниками; эффективные условия усвоения школьниками обобщенных атеистических знаний, лежащие в основе процесса формирования у них атеистических убеждений. Отсутствует также работа, где рассматривались бы вопросы формирования атеистических убеждений учащихся в процессе систематического обучения истории СССР в 7,8,9,10 классах.
Конкретное исследование и четкое их решение окажет учите-
Понятия "атеистичность", "атеистическая воспитанность" приняты в научноатеистической и педагогической литературе. Их содержание освещено в исследованиях М.Ф.Калашникова, П.К.Ку-рочкина, Д.М.Угриновича, М.И.Шахновича, Р.М.Ебговой и др. лям практическую помощь в определении содержания, форм и методов научно-атеистического воспитания школьников на уроках истории СССР и во внеклассной работе.
Что касается специфики (теоретической и практической) нашего исследования, то мы уделили особое внимание изучению атеистического потенциала школьного курса истории СССР и истории Таджикистана для 7-Ю классов с целью его реализации в учебном и внеучебном воспитательном процессах, содержанию функциональных признаков ведущих атеистических понятий, особенностям их усвоения учениками в различных классах, реализации возможностей учебной и внеклассной деятельности в формировании у старших подростков и старшеклассников атеистических убеждений и несостоятельности проповедей духовенства о том, что якобы люди всегда верили в религию; о том, что религия, как социальное явление, будет исчезать из сферы жизни людей и общества в процессе развития социалистического общества, коммунистического воспитания и активной деятельности самих людей? ислам как и другие религии играет роль "опиума народа", имеет реакционный, классовый характер? бог, как в исламе, так и в других религиях, является ни чем иным, как комплексом фантастических идей? религиозные праздники, традиции, обычаи приносят людям и обществу вред и т.д.
С целью формирования у учащихся-таджиков атеистических убеждений, особое внимание в нашей работе уделяется рассмотрению с научной позиции некоторых специфических особенностей ислама, выражающихся: а) в социальных истоках происхождения ислама, путях и условиях его распространения в Средней Азии; б) ислам возник значительно позже, чем другие мировые религии и заимствовал у них ряд положений и догматов; в) устанавливая - 17 -свое влияние на такие общественные явления как право, политическое учение, система морали, эстетические взгляды, ислам имел более сильное отрицательное значение в прогрессивном развитии общества, науки, искусства, народного творчества, стремлении трудящихся к добыванию свободы, равенства, улучшении условий жизни, чем христианство и другие религии; г) шовинистический характер ислама, выражающийся в призыве к нетерпимости к людям другой веры, разжигания розни между людьми по признаку религиозной принадлежности; д) существование в исламе сложной обрядности в отличие от других религий. Верующие должны признавать не только единство бога-Аллаха, посланничества Мухаммеда и божественность миссии других пророков, существование ангелов и чертей, предвечность Корана, рай, ад, воскрешение мертвых и т.д., но и совершать пять раз в сутки намаз, платить религиозные подати, соблюдать посты и праздники, предпринимать паломничество, доказать свою принадлежность к исламу личным участием в жертвоприношениях, выполнением подробных предписаний, относительно приема пищи, омовений; предписания и запреты в исламе составлены так, чтобы опутать всю жизнь верующего, поставить его под контроль его учреждений и проповедников; жизнь и поступки верующего строго регламентированы (в шариате указывается, как вести себя с другими членами семьи, вставать с постели и молиться, умываться, есть и т.п.) все возможные действия и поступки людей разделены на особые разряды и т.д. Отличаются по своему содержанию и способы исполнения и действие на верующих и исламских постов, праздников и культа святых. Все это требует определенного специфического подхода к раскрытию классового характера и реакционной сущности ислама, а также определению содержания, форм и методов атеистического - 18 -воспитания учащихся национальных классов.
В нашем исследовании одной из важнейших методологических посылок выступает принцип связи школы с жизнью, организации формирующего воздействия школы как социального института на микросреду, окружающую учащихся. Поэтому мы обращаем внимание на диалектику позитивных, нейтральных и отрицательных явлений в общем процессе формирования личности учащихся в старшем подростковом и юношеском возрасте.
Наше понимание сущности проблемы, актуальности темы как значительного компонента проблемы и пути ее разрешения, обусловили следующие соотношения объекта, предмета, цели и задачи исследования.
Объектом является процесс атеистического воспитания учащихся 7-Ю классов общеобразовательной школы. Выбор этой группы учащихся обусловлен спецификой их возрастных особенностей, интеллектуальной и эмоциональной сферами жизни, социальным опытом.
Предмет исследования - формирование атеистических убеждений у старших подростков и старшеклассников таджикских классов в процессе учебной и во внеклассной работе, по истории СССР.
Цель - раскрыть условия активизации процесса формирования атеистических убеждений старших подростков и старшеклассников на уроках истории СССР и во внеклассной деятельности.
Задачи исследования:
I. Обосновать систему реализации воспитательных возможностей обучения истории СССР и внеклассной работы по формированию атеистических убеждений учащихся-таджиков. ' Охарактеризовать атеистический потенциал школьного курса истории СССР с целью формирования у учащихся атеистических убеждений.
Установить уровень атеистической воспитанности учащихся-таджиков, выявить каналы религиозного влияния на некоторых из них.
Разработать научно-методические рекомендации для учителей с целью совершенствования процесса формирования атеистических взглядов и убеждений учащихся на уроках истории и во внеклассной деятельности.
В исследовании мы исходили из предположения, что эффективность формирования атеистических убеждений учащихся может быть обеспечена при условии целенаправленного педагогического воздействия, реализующего воспитательные возможности, заложенные в содержании исторического материала школьных курсов истории СССР и истории Таджикистана для 7-Ю классов; это воздействие должно опираться на привлечение дополнительных источников, развитие многообразных форм и методов атеистической воспитательной работы, в том числе уроков-семинаров, уроков-бесед, обобщающих уроков, атеистических: конференций, экскурсий, кружков, диспутов, внеклассных чтений, анализа литературы, обеспечение тесной взаимосвязи учебной и внеучебной работы; активизацию атеистической деятельности учащихся.
Методологической основой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам теории научного атеизма, коммунистического воспитания и формирования всесторонне развитой личности, сущности и условия формирования коммунистического мировоззрения.
Произведения видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства, выдающихся советских педагогов М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, А.В.Луначарского, труды фи- - 20 -лософов, психологов, педагогов по определению содержания и методов учебно-воспитательной работы в советской школе, целей и задач коммунистического, в частности, атеистического воспитания, формирования научно-материалистического мировоззрения служат теоретической базой данного диссертационного исследования.
Анализ теоретических вопросов дал нам возможность целенаправленно и планомерно рассмотреть процесс формирования атеистических убеждений учащихся.
При выполнении предлагаемой диссертационной работы нами использованы различные педагогические методы исследования; изучение и анализ произведений классиков марксизма-ленинизма, программных документов Коммунистической партии и Советского государства по вопросам религии и атеизма, коммунистического воспитания и формирования всесторонне развитьй личности; трудов советских ученых, посвященных проблемам формирования коммунистического мировоззрения и научно-атеистического воспитания; анализ учебных программ и учебников школьных курсов истории СССР с целью выявления их атеистического потенциала; анализ школьной документации с целью выявления состояния планирования и организации атеистического воспитания учащихся.
Одним из основных методов нашего исследования явилась опытно-экспериментальная работа на базе школы № 2, 7, 9 г.Куляба, школы им.А.Сино, Ш 5, б Восейского района, школы им. Чапаева Московского района Таджикской ССР. В ходе работы проверялись и подтверждались выдвигаемые нами предположения и вывью ды, анализировались те изменения, которые происходили в уровне атеистических знаний, отношениях и деятельности учащихся. В ходе опытно-экспериментальной работы применялись индивидуальные и групповые беседы с учителями, классными руководите-. - 21 -лями, текущие и периодические устные и письменные опросы, письменные контрольные проверки, анкетирование, наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время.
Важное место в исследовании заняло изучение передового опыта атеистического воспитания учащихся и его обобщение в теоретическом и методическом планах с целью разработать научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию форм и методов атеистического воспитания учащихся.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (I97I-I972) основное внимание уделялось изучению методологических и теоретических основ атеистического воспитания. С этой целью анализировались произведения классиков марксизма-ленинизма, программных документов КПСС, философских и психолого-педагогических трудов по вопросам научно-атеистического воспитания, формирования научно-материалистического мировоззрения; анализировались учебные программы и учебники школьных курсов истории СССР, школьная документация, дидактические материалы, методические пособия для учителей; разрабатывалась программа и методика исследования, уточнялись и вырабатывались методологические позиции; обобщался передовой и массовый опыт по исследуемой проблеме. На этой основе была осуществлена постановка проблемы, сформирована задача опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (І973-І980) проводилась опытно-экспериментальная работа в школах Ш 7,8,9 г.Куляба, им.Сино, Ш 5,6 Во-сейского района, им.Чапаева Московского района. На этом этапе проверялась гипотеза исследования, осуществлялся отбор материалов атеистического содержания. На уроках и во внеурочных мероприятиях выявлялись наиболее эффективные формы и методы ате- - 22 -истического воспитания: урок-беседа, урок-семинар, обобщенный урок, атеистические конференции, диспуты, вечера, экскурсии, кружковые занятия; работа над атеистическими текстами, заданиями, анализ атеистических фактов и религиозных положений и т.д., проверялась их эффективность. Учащиеся были включены в посильную для них атеистическую деятельность; анализировался уровень атеистичности и религиозности учащихся.
Ба третьем этапе (I98I-I983) проверялись результаты исследования. Полученные данные подвергались всестороннему анализу, обобщались и на основе этого делались соответствующие выводы и разрабатывались практические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в раскрытии и обосновании основных условий активизации процесса формирования атеистических взглядов и убеждений у старших подростков и старшеклассников в процессе изучения истории СССР совместно с материалами истории Таджикистана и во внеклассной деятельности. В исследовании выявлен атеистический потенциал школьного курса истории СССР для 7-Ю классов, определена система признаков ведущих атеистических понятий, необходимых для выработки у учащихся атеистических убеждений в процессе учебной и во внеклассной деятельности по истории, обоснована взаимосвязь учебной и внеклассной работы по истории СССР в 7-Ю классах и специфика внеурочных мероприятий, способствующих формированию атеистических убеждений.
В диссертации исследовалось состояние атеистичности учащих- 1 В таджикских классах история Таджикистана преподается не как самостоятельная учебная дисциплина, а как неотделимая органическая часть школьного курса истории СССР. Поэтому в дальнейшем используем понятие "истории СССР". - 23 -ся таджикских классов, изучались условия, закрепляющие влияние пережитков ислама на некоторых подростков и старшеклассников, анализировались пути и средства преодоления этого влияния.
В соответствии с "Примерным содержанием воспитания школьников", с учетом степени атеистичности учащихся, с учетом особенностей влияния религиозной среды на часть школьников осуществлялась конкретизация содержания атеистического воспитания учащихся 7-Ю классов, обучающихся в таджикской школе.
Достоверность исследования подтверждается тем, что в своем исследовании диссертант опирался на марксистско-ленинскую методологию воспитания личности, учением марксизма-ленинизма о религии и путях ее преодоления, а также на то, что выводы исследования подкреплялись опытно-экспериментальной работой, анализом опыта работы учителей, проверкой этих выводов в практике работы ряда школ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в повышение эффективности научно-атеистического воспитания учащихся в процессе учебной деятельности и во внеклассной работе по истории. Основные идеи, методика научно-атеистического воспитания учащихся 7-ю таджикских классов в процессе обучения истории СССР и во внеклассной работе, изложенные в диссертации, внедрены в практику учебно-воспитательной работы школ Ш 7,8,9 г.Куляба, им.А.Си-но, Ш 5,6 Восейского района, им.Чапаева Московского района Кулябской области и ряда школ республики и могут быть использованы учителями, организаторами внеклассной и внешкольной работы других союзных республик.
Дидактические материалы атеистического содержания,практические рекомендации, изложенные в работе, окажут учителям по- ~ 24 -мощь в совершенствовании научно-атеистического воспитания учащихся» формирования у них атеистических убеждений на уроках истории СССР и во внеклассной работе.
Выводы и рекомендации исследования прошли апробацию при обсуждении ее на заседании лаборатории исследования проблем формирования научного мировоззрения НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, на расширенном заседании кафедры педагогики и психологии и Ыетодсовета Кулябского госпединститута (г.КуляО, 1982), в выступлении на Всесоюзной научно-практической конференции "Научно-атеистическое воспитание - составная часть коммунистического воспитания" (г.Москва, 1981), на республиканской научно-теоретической конференции "Религия и молодежь" (г.Душанбе, 1973), в выступлениях перед учителями, завучами, организаторами внеклассной и внешкольной работы школ Кулябской области, студентами и преподавателями Кулябского госпединститута (I97I-I983), а также в опубликованных статьях автора.
Теоретические принципы процесса формирования атеистических убеждений школьников
Исходной в нашем исследовании выступает марксистско-ленинское положение о том, что личность является продуктом общественного развития, субъектом общественных отношений. На формирование социалистического типа личности в целом и его атеистических взглядов и убеждений, в частности, оказывают влияние все стороны жизни нашего общества и целенаправленного проведения коммунистического воспитания.
Для исследования психолого-педагогических аспектов проблемы, формирования научно-материалистического мировоззрения учащихся, существенное значение имеет научное понимание сущности понятия "личность". Марксизм-ленинизм доказал, что личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо, "совокупность всех обществен т ных отношений" . Личность как понятие обозначает более узкую
и специфическую особенность человека. Оно характеризует общественную сущность человека и связано с усвоением того разнообразного производственного и духовного опыта, который накоплен в обществе. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к различным видам деятельности и внешнего воздействия" ... все внешние воздействия на человека оказываются опосредственными, преломленными социально-обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем его личностью .
Рассматривая с психолого-педагогических позиций понятие личности, мы отвлекаемся от биологической, природной ее стороны и имеем в виду достаточный уровень социальной зрелости.
В нашем исследовании важное значение имеет учет тех сторон личности, которые выражаются в ее духовном облике, в поступках и поведении. К ним относятся направленность личности, система ее отношений к окружающему миру (мотивы поведения личности, потребности, чувства, интересы); возможности личности, психологические предпосылки успешной ее деятельности (в частности, способности); психологические особенности поведения (темперамент, характер); активность личности, направленная на познание окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психологического склада .
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования, обучения и воспитания. Формирование личности начинается с раннего возраста и на каждом возрастном этапе имеет качественное своеобразие.
Социально-педагогическая обусловленность отношения учащихся-таджиков к религии и атеизму
Анализируя содержание и теоретические принципы научно-атеистического воспитания учащихся, мы ставили перед собой задачу выяснить состояние атеистичности школьников-таджиков, т.е. уровень их атеистических знаний, отношение к религии и атеизму, готовность к участию в атеистической деятельности#Эти моменты характеризуют уровень сформированности атеистических убеждений учащихся. Анализ атеистичности учащихся необходим , для более четкого и конкретного определения содержания, форм и методов атеистического воспитания школьников, дифференцированного подхода к различным группам учащихся. Такой подход нацелен на формирование у всех школьников атеистических убеждений.
Следует подчеркнуть, что исследование данного вопроса в условиях Таджикистана только предпринимается, результаты изучения не получили отражения в литературе. Поэтому при установлении атеистичности учащихся 9-Ю классов мы опирались на данные, полученные нами при анкетировании, беседах, наблюдениях и некоторых других методах исследования. Анкетирование и беседы, построенные на самооценке учащихся, дополнялись изучением их поведения, т.е» их действия в отношении к религиозным обрядам, постам, традициям; "святым" местам ислама, в атеистической деятельности, путем наблюдения, беседы с учителями, классными руководителями, комсомольскими активистами.
Обследованию подлежало 560 учащихся школ с таджикским языком обучения Кулябской области, школы № 51 Курган-Тюбинско-го района .
При изучении состояния атеистичности учащихся 9-Ю классов мы исходили из той позиции, что научно-атеистическое воспитание учащихся начинается с 1-го класса; в 5-8классах школьники в процессе изучения школьных курсов истории, в частности, истории СССР, изучают многие важные для формирования атеистических взглядов и убеждений вопросы религии и атеизма; в школах также проводятся определенные внеурочные работы по атеистическому воспитанию учащихся. Учитывая эти моменты, мы предполагали, что у учащихся 9-Ю классов должен быть сформирован необходимый уровень атеистических взглядов и убеждений. Анализируя уровень сформированности атеистических убеждений учащихся, Обследование проводилось выборочно.
Содержание и методы формирования атеистических убеждений учащихся в процессе обучения истории СССР
Важными и необходимыми условиями формирования: атеистических убеждений в процессе обучения школьного курса истории СССР являются правильное выявление содержания научно-атеистического воспитания, форм и методов атеистической работы с учетом возрастных особенностей учащихся. Наиболее существенными возрастными особенностями старших подростков являются: стремление к выработке собственных взглядов и суждений об окружающей действительности и о самом себе, умение действовать на основе сознательно принятых решений; желание понять явления и события, узнать, что они представляют собой. Средством для формирования собственных атеистических взглядов старшие подростки считают овладение системой научных аргументов, доказательств и развитие самопознания; развитие самопознания вызывает у них потребность в овладении теми качествами личности, которые обеспечивают наибольшее соответствие его поведения общественным требованиям и оценке окружающей действительности; в данном возрасте "...происходит становление высших форм мышления - мышления в понятиях и перестройках на этой основе всех других познавательных психических процессов , позволяющих глубоко усвоить сложные факты, понятия, имеющиеся в учебном материале или сообщаемом учителем на уроках. Знания» которые даются на уроках, воспринимаются старшими подростками осмысленно при условии творческой работы на уроке» вовлечения учащихся учителем в обсуждение наиболее спорных вопросов, поиска самостоятельного вывода и т.п. На основе полученных научных знаний они развивают свою способность к обобщению, умению выделять существенные признаки исторических явлений и процессов» К этому времени относится и процесс формирования относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, отношений.
На основе выше изложенных положительных качеств личности старших подростков и в дальнейшем возрастных особенностей старшеклассников, мы построили всю свою деятельность, чтобы практически реализовать теоретические аспекты научно-атеистического воспитания учащихся, указанные в I главе диссертации. Особое внимание было обращено не только на раскрытие содержания критического аспекта, исторической, социально-нравственной критики религии и позитивного аспекта научно-атеистического воспитания учащихся, подбор и использование более эффективных форм и методов работы, обусловливающие формирование у них научно-теоретических знаний, отношений.