Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
1.1. Национальное самосознание: философский и социально-педагогический аспекты 15
1.2. Сущность, структура и уровни национального самосознания 44
1.3. Педагогический потенциал истории как учебного предмета в формирования национального самосознания у старшеклассников 72
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
2.1. Состояние сформированности национального самосознания у учащихся старших классов 92
2.2. Технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории 110
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории 132
Заключение 149
Список литературы
- Сущность, структура и уровни национального самосознания
- Педагогический потенциал истории как учебного предмета в формирования национального самосознания у старшеклассников
- Технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
- Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменившаяся в стране социально-политическая и социально-экономическая ситуация обусловила усиление роли этнических факторов в общественной жизни личности Небывалое по своим масштабам и глубине возрождение этничности на всей территории бывшего СССР привело к чрезвычайной актуализации проблем национального самосознания и межэтнической толерантности (терпимости) Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная, сторон общественного развития не только в Российской Федерации и государствах СНГ, но и во многих странах мира
В эпоху «взбунтовавшейся этничности» (Ю В Арутюнян, А О Бороно-ев, Т Г Стефаненко и др ) особенно остро встает проблема педагогического управления двумя объективно развивающимися, а иногда и противоречащими друг другу процессами возрождением этнического самосознания и формированием межэтнической терпимости, взаимопонимания представителей различных народов
Социологические исследования (С В Кардинская, О Л Лейбович, В М Пешкова, Г У Солдатова и др ) показывают, что значительная часть подрастающего поколения во многих регионах России в этническом смысле марги-нализована, не имеет навыков и умений употребления родной речи, знаний и представлений об историческом прошлом своего народа Преодоление подобного состояния является одной из важнейших педагогических задач нашего времени Воспитание национального самосознания у подрастающего поколения выступает при этом неразрывной частью всего многомерного и противоречивого процесса этнизации, которая содействует приобщению личности к общечеловеческим ценностям на этнической почве, без отчуждения от этнических ценностей (И Н Афанасьев, Г Н Волков, Б А Вяткин, А В Иванов, Т Н Петрова, В Ю Хотинец и др )
«Взорвавшаяся этничность» генерирует не только положительные тенденции в развитии национального самосознания, но и иногда формирует агрессивный национализм и негативное, презрительное отношение к представителям других народов Это в свою очередь приводит к очень высокому потенциалу межэтнической конфликтности, всевозможных: межнациональных коллизий Разрушению подобных стереотипов активно способствует гуманизация системы образования Исходя из этого, важной задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнациональных отношений и национального самосознания
В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г) реализуются меры, направленные «на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей»
Важное место в документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 г) занимают задачи развития национальной культуры, гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки национально-культурной самобытности народов России
Основные этапы становления самосознания отчетливо прослеживаются в исследованиях психологов (Б Г Ананьев, Л С Выготский, И. С Кон, В С Мухина, В Ю Хотинец и др ), что помогает понять возрастную специфику национального самосознания
Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков-этнографов (А Г Агаев, Ю В Бромлей, Л М Дробижева, В И Козлов, П И Кушнер, Н Н Чебоксаров и др ), которыми раскрыты разнообразные связи между этнокультурными переменными, в частности, национальное самосознание ими рассматривается как показатель принадлежности людей к определенному этносу
Проблема формирования национального самосознания подвергнута глубокому анализу в исследованиях педагогов (3 Г Нигматов, Р А. Низамов, Г Д Очиров, Ю С Тюнников, Ф Ф Харисов, Г Ф Хасанова и др ), которые разработали ее концептуальные основы Однако анализ исследований показал, что, несмотря на многообразие работ, учеными не в полной мере отражены вопросы формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества
Историческое образование рассматривается рядом исследователей как центральный фактор формирования гражданской позиции личности и влияния на процесс социализации В последнее десятилетие его предметное содержание, характер и цели преподавания исторических дисциплин существенно изменились Это характерно не только для нашей страны, а является выражением общемировой тенденции
Основные приоритеты развития исторического образования за рубежом сформулировали Мейтланд Стобарт и Гарри Брейс В России данной проблемой занимаются целый ряд ученых и педагогов, в числе которых Е Е Вяземский, А Ю Головатенко, А Г Каспаржак, М В Левит, А В Никольский, В Г Пряникова, 3 И Равкин, О Ю Стрелова и др
Одним из направлений реформирования образования на современном этапе является его регионализация Содержание образования стало структурироваться в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентом государственного образовательного стандарта Исследованию национально-регионального компонента истории посвятили свои труды АН Ардашев, Т С Буторина, В Д Димитриев, Л А Ефимов, Ю В Лазарев, Н П
Овчинникова, Г И Тафаев и др Ими разрабатываются отдельные курсы, направленные на изучение истории, культуры родного края Однако эти курсы, как правило, изучаются в рамках отдельных предметов и не дают старшеклассникам интегрированных знаний о месте истории и культуры родного народа в общемировом историческом процессе
Таким образом, анализ педагогической теории и практики позволил выявить противоречия между
потребностью сферы образования в реализации мер, направленных на возрождение национального самосознания личности на основе общечеловеческих ценностей, и недостаточной разработанностью научно-педагогических, методических основ развития и социализации личности как субъекта этноса и как гражданина,
признанием исторического образования центральным фактором формирования гражданской позиции личности, ее этнической социализации и недостаточной разработанностью содержательного и научно-технологического обеспечения процесса формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Данные противоречия определили выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории?
Цель исследования теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Объект исследования - процесс формирования национального самосознания у старшеклассников
Предмет исследования — педагогические условия эффективного формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории будет наиболее эффективным, если
актуализирован национально-региональный компонент исторического образования на основе приоритета личностных смыслов и ценностных ориентиров старшеклассника,
проводится систематический учет уровня сформированности национального самосознания на основе выявленных критериев и показателей,
разработана и внедрена педагогическая технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории,
- разработан и внедрен национально-региональный компонент курса
истории «Россия с древнейших времен до наших дней» (для учащихся 10-11
классов)
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования
Изучить феномен национального самосознания в философском и социально-педагогическом аспектах
Раскрыть сущность, структуру и уровни сформированности национального самосознания у старшеклассников
Выявить педагогический потенциал истории как учебного предмета в формировании национального самосознания у старшеклассников
Разработать и внедрить педагогическую технологию формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Разработать и внедрить национально-региональный компонент курса истории «Россия с древнейших времен до наших дней» (для учащихся 10-11 классов)
Методологическую основу исследования составили положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, об индивидуальном развитии психики человека, о ведущей роли деятельности в формировании личности, о самосознании как внутреннем стержне личности, определяющем уровень его развития (Б Г Ананьев, В С Мухина, С Л Рубинштейн), о развитии национального самосознания детей различных возрастных категорий (J1M Дробижева, Г Д Очиров, Т И Петрова, Ф Ф Харисов, Г Ф Хасанова, ВЮ Хотинец и др.) Исследование опиралось на философские теории и концепцию этноса (Ю В Бромлей, Л Н Гумилев и др ), современные образовательные и воспитательные теории (Е В. Бондаревская, Г Н Волков, В В Краевский, В Г Максимов, Н Л Селиванова, Н Е Щуркова и др ), концепцию исторического образования в 12-летней школе (ЕЕ Вяземский, А Ю Головатенко, А Г Каспаржак, М В Левит, А В Никольский, В Г Пряникова, 3 И Равкин, О Ю Стрелова и др ), исследования содержания национально-регионального компонента истории (А Н Ардашев, Т С Буторина, В Д Димитриев, Л А Ефимов, Ю В Лазарев, Н П Овчинникова, А Е Сей-ненский, Г И Тафаев и др )
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа и синтеза литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение и анализ методических пособий, учебников по истории России Из числа методов эмпирического исследования использовались педагогическое наблюдение, моделирование, педагогический мониторинг, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа), опытная работа, качественный и количественный анализ полученных данных, методы математической статистики
Этапы исследования
Первый этап (2004 г ) представлял собой изучение и анализ философской, этнографической, историко-педагогической, психолого-педагогической и научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов
Определялись методологические и теоретические основы исследования, его проблема, объект, предмет и цель Была разработана диагностика констатирующего эксперимента
Второй этап (2005 - 2007 гг ) был посвящен проведению констатирующего эксперимента, разработке, организации и проведению опытно-поисковой работы по формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории и экспериментальной проверке гипотезы исследования
На третьем этапе (2007 г ) были проведены контрольный эксперимент, проверка выводов, осуществлялось осмысление результатов исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялись результаты эксперимента и материалы диссертационного исследования
Экспериментальная база исследования МОУ «Лицей №2», МОУ «СОШ № 62» г Чебоксары Чувашской Республики
Научная новизна исследования состоит в том, что полученные в нем результаты в своей совокупности содержат решение важнейшей научной проблемы формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории В работе уточнена сущность понятия «формирование национального самосознания у старшеклассников» в контексте исторического образования, выявлен педагогический потенциал истории как учебного предмета в формировании национального самосознания у старшеклассников, разработана и научно обоснована педагогическая технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории, теоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории (актуализация национально-регионального компонента исторического образования на основе приоритета личностных смыслов и ценностных ориентиров старшеклассника, систематический учет уровня сформированное национального самосознания на основе выявленных критериев и показателей, разработка и внедрение педагогической технологии формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории, разработка и внедрение национально-регионального компонента курса истории «Россия с древнейших времен до наших дней» (для учащихся 10-11 классов)
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты вносят определенный вклад в теорию формирования национального самосознания личности В нем определены и обоснованы подходы к формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории, сформулированы и уточнены основные понятия «национальное самосознание», «компоненты национального самосознания», «уровни национального самосознания» в контексте исследуемой проблемы
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан национально-региональный компонент курса истории «Россия с
древнейших времен до наших дней» (для учащихся 10-11 классов), научно обоснованы педагогические условия эффективного формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории Полученные результаты исследования универсальны, они могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в учебной и внеучебной деятельности по предмету «История», преподавателями вузов для разработки спецкурсов
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Формирование национального самосознания у старшеклассников в
процессе изучения истории представляется нами как организованный, целе
направленный процесс, который включает в себя
сообщение учащимся знаний о человеческом сообществе, о народах и религиях мира, о России - Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, об истории и культуре родного края как неотъемлемой части мировой истории и культуры,
организацию восприятия сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения на основе активизации эмоциональной сферы,
формирование позитивного опыта внутриэтнических взаимоотношений, культуры общения с людьми разных наций, представителями различных этнических и языковых групп
Критериями сформированности национального самосознания у старшеклассников являются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведен-ческо-деятельностный
Педагогический потенциал истории как учебного предмета включает в себя знаниевую историко-культурную и духовно-нравственную основы, использование которых способствует формированию у старшеклассников основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной культуры и ценностного отношения к истории своего народа
Технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории представляется как совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, используемых в процессе изучения истории, направленных на формирование этнической самоидентификации на основе положительного отношения к самому себе как представителю своего народа, принятия образа жизни своего народа, гордости и сопереживания за свой народ, язык, культуру, развитие внугриэтнического взаимоотношения, межэтнического взаимопонимания и общения, предполагающих диалог культур, основными условиями которого являются креативность, эмпатия и толерантность.
Эффективному формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории способствуют следующие педагогические условия
актуализация национально-регионального компонента исторического образования на основе приоритета личностных смыслов и ценностных ориентиров старшеклассника,
систематический учет уровня сформированности национального самосознания на основе выявленных критериев и показателей,
разработка и внедрение педагогической технологии формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории,
разработка и внедрение национально-регионального компонента курса истории «Россия с древнейших времен до наших дней» (для учащихся 10-11 классов)
Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечиваются его методологической основой, применением комплекса научных методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, позволившим доказать выдвинутую гипотезу, репрезентативностью выборки, сочетанием количественного и качественного анализа, личным опытом работы в средней общеобразовательной школе
Апробация основных положений исследования. Теоретические положения и материалы, основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогических советов и совещаниях МОУ «СОШ № 62» г Чебоксары, заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И Я Яковлева» (2005-2007 гг ), научных семинарах аспирантов Основные положения исследования отражены в научных и методических публикациях, в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях международных «Великая этнопедагогическая миссия женщины» (г Чебоксары, 2006), «Проблемы культуры в современном образовании глобальные, национальные, регионально-этнические» (г Чебоксары, 2006) и «Этнодидактика народов России деятельностно-компетентностный подход к обучению» (г Нижнекамск, 2007), всероссийских «Культурологический подход в образовании психолого-педагогический аспект» (г Чебоксары, 2004, 2005) и «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» {г Пенза, 2004), межрегиональных «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (г Якутск, 2004), «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» (г Чебоксары, 2004), «Воспитание гуманности у учащейся молодежи в сфере межличностных и межнациональных отношений вопросы теории и практики» (г Чебоксары, 2006) Предложенная автором технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории внедрена в практику деятельности МОУ «СОШ № 62» г Чебоксары, Батыревской «СОШ № 1» Чувашской Республики
Структура и объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (содержит 232 наименования) и приложений Текст иллюстрируют 22 таблицы и 12 рисунков
Сущность, структура и уровни национального самосознания
В осмыслении опыта формирования национального самосознания педагогика использует знания других наук о человеке. Поэтому, рассматривая данную проблему, необходимо обратиться к наследию не только педагогов-классиков, но и к сочинениям философов, психологов. Это естественно, поскольку в истории нет философа, в сочинениях которого не затрагивались бы вопросы воспитания, формирования личности, как нет сколько-нибудь значительного педагога, который в своей профессиональной деятельности не обращался к философии. В широкой исторической перспективе эволюция концепции самосознания всегда находилась в непосредственной зависимости от общефилософской мысли. Не менее важна для формирования национального самосознания и психология, изучающая сознание человека.
Понятие «национальное самосознание» прошло долгий эволюционный путь: от выделения философами отличительных особенностей различных народов и появления понятия «народный дух», связываемого, в первую очередь, с особенностями окружающей среды; через понятие «душа народа», по-прежнему географически детерминированного, к «модели этнического поведения» как закрепленного способа активного мышления и чувствования; до введения в мировую науку понятия «ментальность», дискуссии по поводу этнического сознания, формирования этнической идентичности и собственно «национального самосознания». Отдельные аспекты знаний об особенностях психологии и сознания разных народов уже были представлены в трудах античных авторов.
Геродот считается «прародителем» этнологии и этнопсихологии. Он сам охотно и много странствовал и рассказывал о народах, с которыми знакомился во время путешествий: их верованиях и религиозных обрядах, искусстве и повседневной жизни. Лучшим образцом этнографического очерка у Геродота считается описание Скифии, сделанное на основе личных наблюдений: он повествует о богах, обычаях, обрядах побратимства и погребальных обрядах скифов, пересказывает мифы об их происхождении. Не забывает и о чертах характера, выделяя их суровость, неприступность, жестокость. Геродот пытается объяснить приписанные качества как особенностями окружающей среды, так и кочевым образом жизни скифов [189,42-43].
В Древней Греции не только Геродот отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей. Врач и основатель медицинской географии Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах, местностях» вводит понятие «народного духа», определяющего разницу народов и обусловленного местонахождением страны, климатом и другими природными факторами.
Аристотель разработал учение о душе, понимая ее как организующую форму, которая дает смысл и направленность жизни. Добродетель рассудочной души связана у него с общественной жизнью, следовательно, имеет социальную подоплеку и может идентифицироваться с сознанием общности (хотя еще не этнической) [183, 94].
В государствах Древней цивилизации закладываются основы патриотического, гражданского воспитания: появилось новое понятие «гражданин», представление о его правах и обязанностях; все четче в теории и практике воспитания выделяются особенности национально-патриотического (Древней Греция), национально-гражданского (Древний Рим) воспитания. Эти направления между собой взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга. Общей основой, питающей и насыщающей их, являются общечеловеческие педагогические ценности. Культура отдельных цивилизаций (Афины, Египет, Китай и другие) оказывали и оказывают огромное влияние на многочисленные народы, формируя представления как о национальных, так и общечеловеческих ценностях.
В период Средневековья контакты Европы с остальным миром были более ограничены, чем в эпоху расцвета древнегреческой и древнеримской цивилизаций, но и тогда купцы и миссионеры знакомили европейцев с культурой и бытом «варваров». В условиях религиозных войн, религиозного образования, мировоззрения, идеологии в трудах отдельных ученых затрагивались вопросы нравственного и тесно связанного с ним патриотического воспитания, основанных на национальных чувствах [189, 43].
В эпоху Возрождения, с ее гуманистической направленностью, идет дальнейшее изучение проблемы «народного духа» такими философами как Бэкон («Новый органон»), Гоббс («Левиафан») и Рене Декарт, которые в исследовании данного вопроса делают акцент на тайнах человеческого со знания. С возникновением независимых государств на территории Европы усиливаются национальные тенденции во всех областях жизни. Так в образовании делается упор на народные традиции, народное воспитание. Принципы единства, преемственности, взаимосвязи, взаимопроникновения национального, межнационального и общечеловеческого были ведущими в педагогической системе Я.А. Коменского. Все его сочинения пронизаны идеями человеколюбия, себя, семьи, своего народа, всех народов Земли.
В эпоху Великих географических открытий значительно повысился интерес к различиям в образе жизни и характере населения Земли, но первые попытки сделать народы предметом научных психологических наблюдений были предприняты лишь в XVIII веке. И снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними.
Французские просветители XVIII века ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Принцип географического детерминизма обосновывает французский историк Ш. Монтескье, который полагал, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» [128, 412]. Но среди множества факторов на первое место он выдвигал климат. При этом он влияет на дух народа не только непосредственно, но и через традиции и обычаи, складывающиеся в зависимости от климатических условий и почвы. Монтескье полагал, что в ходе истории непосредственное влияние климата ослабевает, а действие других причин усиливается.
Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории XVIII века. Проблему народов, их особенностей затрагивает в своих трудах И. Кант. Согласно ему, «народ — это объединенное в одной местности множество людей, составляющих единое целое». Его характер и особенности формируются под давлением внешних природных, ландшафтных и климатических факторов. Именно он передается по наследству потомкам как «дух народа».
И.Г. Гердер практически не разделял понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер». Большее значение в формировании чувства идентичности, чувство сопричастности к чему-то общему отдает социально-политическому фактору, влияющему на народные традиции. Он вводит понятие «народ», как сообщество людей, языки и исторические традиции которых формируют их сознание. Осознавая, сколь сложно раскрыть психические особенности того или иного народа, немецкий мыслитель отмечал, что «...надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из ее склонностей» [55, 274]. Душу народа, по мнению И.Г. Гердера, можно узнать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии наилучшим образом отражает народный дух. Один из первых европейских фольклористов, И.Г. Гердер пытался применить результаты своих исследований при описании черт, присущих душе некоторых из народов Европы.
Педагогический потенциал истории как учебного предмета в формирования национального самосознания у старшеклассников
Развитие исторической науки на современном этапе тесно связано с поиском новых научных направлений и подходов. К ним можно отнести «диалог культур», «микроисторию» и «макроисторию», историко-антропологический подход и др. В мировой исторической науке изменилось соотношение между социальной историей и историей интеллектуальной, ментальной. Все более популярным становится полидисциплинарный подход, который противопоставляется традиционному. Предпринимаются попытки достижения нового исторического синтеза, предполагающего отказ от идеи всеобщего детерминизма [48].
В 90-ые годы XX века среди историков развернулась научная дискуссия о том, что должно превалировать в современной исторической науке - событийная история или стремление к поискам закономерностей и синтеза. Участники дискуссии разделились на два «лагеря». Эта дискуссия в определенной мере отразила суть процессов, идущих в отечественной и мировой исторической науке.
В конце XX - начале XXI века возникла необходимость в новой концепции исторического образования, которая определяется задачами развития системы российского образования, сформулированными в "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" и "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)", а также тенденциями развития исторического и общего гуманитарного образования в нашей стране и мире.
Происходящая в настоящий момент эволюция школьного исторического образования в современной России протекает под влиянием разных социальных факторов. К их числу Е.Е. Вяземский относит: 1) глобализацию мирового развития и роль России в современном мире; 2) общемировые тенденции развития социальноОгуманитарного знания; 3) специфику истории как базовой науки для школьного исторического образования; 4) специфику истории как учебного предмета и соответственно специфику школьного исторического образования; 5) особенности российского общества как многонационального, поликультурного и поликонфессионального; 6) социокультурные особенности субъекта Федерации и образовательного , учреждения, в котором работает педагог; 7) изменения субъективных запросов и ожиданий в отношении образования самих учащихся, их родителей; 8) объективные изменения на рынке труда и др. [48]
Многие исследователи считают, что успешность реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообществом целей и приоритетов образовательной политики. Поэтому особую актуальность сегодня имеет адекватный для российского общества, а соответственно и для сообщества педагогов, выбор. приоритетов развития системы образования, в том числе образования исторического.
Центральным звеном реформы образования — в ее идеологическом аспекте — стал вопрос о том, какое направление развития системы российского образования, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства.
Несмотря на отсутствие в этом вопросе единства — разные общественные силы и группы подчас противоположно понимают приоритеты и цели российского образования — есть, как кажется Е.Е. Вяземскому и О.Ю. Стреловой, ориентиры, позволяющие в случае их принятия активной частью населения, в том числе и политической элитой, выстроить российскую политику в области образования в целом. В этом случае и конкретные направления политики в области образования — в том числе исторического — получат естественное оформление, соответствующие цели и контуры [45].
Так, в частности, можно полностью согласиться с мнением З.И. Равкина и В.Г. Пряниковой, которые считают, что сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций образования и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики [163].
Одной из главных теоретических и практических проблем построения современной системы исторического образования является поиск оптимального баланса между либеральными и национальными ценностями. Происходящее сегодня их агрессивное столкновение ведет к их взаимной дискредитации и угрозе культурного раскола российского общества.
В связи с этим Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова [45] отмечают, что перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современных ценностей гражданского общества. Они полагают, что есть настоятельная необходимость провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблеме современного понимания целей школьного исторического образования. А саму тему дискуссии можно сформулировать примерно так — национальные приоритеты и ценности исторического образования и общественного воспитания. При этом в центр дискуссии полезно поставить задачу поиска и обеспечения оптимального баланса политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей в содержании образования при доминанте общенациональных (государственных).
Технология формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Использование национально-регионального компонента в процессе изучения истории (разработка отдельных тем для включения в общую программу). Реализация данного условия подразумевает: рассмотрение прошлого страны и особенно местного края с точки зрения различных этнических групп, учебный материал должен преподноситься по возможности историографически «плюралистично», история российского общества должна быть пропущена сквозь призму прошлого отдельных народов, история Отечества должна включать в себя существенный этнонациональный компонент; изучение прошлого и настоящего самих этносов в самых разнообразных аспектах должно отражать все многообразие и противоречивость взаимовлияний, взаимоотношений, взаимопроникновения этнокультур различных народов на всех основных этапах становления современной цивилизации; широкое применение на уроках привлекательных для учащихся примеров этнической деятельности и поведения, в частности, этнических мифологических образов и реальных исторических деятелей, видных представителей народа.
Проектирование и осуществление формирования национального самосознания с учетом возрастной категории «старший школьный возраст», что предполагает учет: - физического и психического развития школьников 15-17 лет; - особенностей становления личности детей этого возраста; - ведущих видов деятельности старшеклассников.
В личностно-ориентированном подходе к проектированию содержания исторического образования, способствующего формированию национального самосознания, присутствуют следующие параметры: - содержание образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности: мир. ценностей, знаний, творческие способы решения научных и жизненных проблем, способы самопознания и саморегуляции; - процесс овладения знаниями и способами деятельности должен проходить в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения мнений, позиций и т.п. - то есть через отношения; - необходимо вовлекать самого ученика в отбор и конструирование содержания образования; - развитие личности ученика в образовательном процессе будет эффективно только при учете его индивидуальных особенностей, субъективного опыта и опоре на него; - образовательный процесс строится на принципе вариативности; формы и содержание его разнообразны с учетом субъективности ученика и учителя.
Эти параметры являются дополнительными по отношению к традиционной и современной концепции содержания исторического образования, но, одновременно, сущностными и необходимыми в аспекте мировых образовательных тенденций. Их использование в совокупности и обеспечит личностно ориентированный подход к проектированию содержания образования.
При разработке технологии формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории большой упор нами был сделан на постановку соответствующих воспитательно-образовательных целей. Четко поставленные и педагогически целесообразные цели помогают определить содержательную сторону национально-регионального компонента образования, а также оказывают помощь педагогам в выборе методов и средств обучения и воспитания.
В соответствии со структурой национального самосознания, в технологию его формирования у старшеклассников в процессе изучения истории нами были включены три основных блока целей, связанных с формированием различных компонентов национального самосознания.
Первый блок составили цели, направленные на формирование компонента национального самосознания, связанного с познанием: - формирование у старшеклассников общих теоретических знаний о феномене этничности и национальности; - формирование представлений о процессах этнического формирования и развития народа во взаимосвязи с другими народами; - формирование системы знаний о родной истории, природе, географии; - формирование целостных представлений об образе жизни своего народа, знаний основных народных обычаев, традиций, праздников; - формирование знаний об особенностях национального характера родного народа.
Второй блок программы составили цели, направленные на формирование компонента национального самосознания, связанного с отношением: - формирование у старшеклассников интереса, уважения и любви к родной истории, культуре, к своему народу; - воспитание национального достоинства, понимания собственной ответственности за лицо своей нации, причастности к судьбе своего народа; - воспитание ценностного отношения к культуре своего народа, гордости за нее. Третий блок включают цели, направленные на формирование у старшеклассников компонента национального самосознания, связанного с деятельностью: - формирование психологической готовности к реализации своих функций как представителя этноса, действовать или реагировать в соответствии с этносоциальными и этнокультурными потребностями и нормами своего народа, осуществлять готовность к самореализации в области национальной культуры и за ее пределами; - формирование опыта соблюдения народных обрядов, традиций; - формирование навыков коллективного труда, характерных для родного народа; - воспитание национальных черт характера учащихся (доброты, трудолюбия, гостеприимства).
Реализация целей осуществлялась в процессе урочной и внеурочной работы по предмету «История».
С учетом выделенных нами условий эффективного формирования национального самосознания у старшеклассников в процессах изучения истории и поставленных целей необходимо было внести в содержание учебной программы средней школы определенные коррективы. В связи с этим нами был разработан национально-региональный компонент курса истории «Россия с древнейших времен до наших дней», изучаемого в 10-11 классах.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории
Анализ данных, представленных на рис. 12, показывает незначительность изменений в контрольной группе: только один учащийся (1,5%) представлен на высоком уровне сформированности национального самосознания как на начальном, так и на конечном этапе опытно-экспериментального исследования; на 10% увеличилось число старшеклассников, находящихся на среднем уровне.
Результаты экспериментальной группы, что очевидно из гистограмм, представленных на рис. 11, намного лучше контрольной группы: рост числа старшеклассников с высоким (25,4% на конечном этапе против 3,2% на начальном) и средним уровнем национального самосознания (36,5% на начальном этапе, 58,7%) - на конечном). Соответственно и снизилось количество школьников экспериментальной группы с низким уровнем сформированности национального самосознания, таких учеников осталось 15,9% (на начальном этапе было 60,3%).
Для повышения достоверности оценки результатов процесса формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории и оценки эффективности нашего педагогического воздействия на данный процесс мы воспользовались статистикой, называемой %2- критерий («хи-квадрат критерий»). Его формула выглядит следующим образом:
Полученные нами значения в контрольной группе меньше, а в. экспериментальной - больше соответствующего табличного значения т-1=2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Причем в экспериментальной группе полученное значение в 14,6 раз больше табличного.
Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в национальном самосознании старшеклассников экспериментальной группы в результате проведения формирующего эксперимента, подтвердилась.
Анализ опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы: - результаты констатирующего эксперимента на начальном этапе опытно-экспериментального исследования показали, что большинство старшеклассников находятся на низком уровне (60,3%) в экспериментальной и 61,4% в контрольной группах) сформированности национального самосознания. На среднем уровне - 36,5% в экспериментальной и 37,1%) в контрольной группах. Только двое учащихся экспериментальной (что составляет 3,2% ) и один учащийся контрольной группы (что составляет 1,5%) имеют высокий уровень сформированности национального самосознания; - среднестатистический портрет старшеклассника выглядит следующим образом - это учащийся, частично знающий культуру и традиции своего народа; удовлетворительно владеющий родным языком, но не стремящийся активно использовать его в разговорной речи (в общении с друзьями и в кругу семьи), не до конца осознающий необходимость обучения национальному языку, редко использующий в своей речи малые формы устного народного творчества, не проявляющий особого желания овладеть каким-либо народным ремеслом; - необходимо формирование у учащихся интереса к культуре и истории своего народа, а также увеличение внимания к региональному компоненту в рамках курса Отечественной истории, что в совокупности должно повысить количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности национального самосознания. В связи с этим была разработана и апробирована технологию формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории; - формирование национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории представляется как организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя: сообщение учащимся знаний о человеческом сообществе, о народах и религиях мира; о России - Родине населяющих её народов, общности их жизненных интересов; истории и культуры родного края как неотъемлемой части мировой истории и культуры (формируется компонент национального самосознания, связанный с познанием); организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения (формируется компонент национального самосознания, связанный с отношением); организацию позитивного опыта внутриэтнических взаимоотношений, культуры общения с людьми разных наций, представителями различных этнических и языковых групп (формируется компонент национального самосознания, связанный с деятельностью); - результаты контрольного эксперимента на конечном этапе опытно-экспериментальной работы показали, что учебный процесс, в основу которого положена интеграция национально-регионального компонента и курса истории «Россия с древнейших времен до наших дней», изучаемого в 10-11 классах, осуществляющийся в соответствии с поставленными целями, принципами и обоснованными педагогическими условиями их реализации в рамках современного исторического образования, способствовал эффективности протекания процесса формирования национального самосознания у старшеклассников в процессе изучения истории.