Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности студента Шагаева Наталья Аркадьевна

Формирование этнокультурной компетентности студента
<
Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента Формирование этнокультурной компетентности студента
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шагаева Наталья Аркадьевна. Формирование этнокультурной компетентности студента : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Элиста, 2006.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2095

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование этнокультурной личности в условиях высшей школы

1.1. Этнокультурные ценности в развитии компетентной личности 14

1.2. Формирование традиционной «культуры жизнеобеспечения» калмыцкого этноса 41

Выводы по I главе 59

Глава II. Процесс формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве национально-регионального университета

2.1. Диагностика этнокультурного потенциала студента 61

2.2. Система работы педагога выпускающей кафедры по формированию этнокультурной компетентности будущего специалиста 70

Выводы по II главе 106

Заключение 108

Библиография 123

Приложения 135

Введение к работе

Актуальность исследования. Социокультурная, политическая, образовательная ситуация в современных полиэтнических государствах, к числу которых относится Россия, характеризуется ростом этнической идентичности. Наблюдается своего рода ренессанс этнической самоидентификации и национального самосознания.

Этничность не заложена в человеке изначально. Она приобретается в процессе его социализации и образовательной деятельности. Образование - это историко-культурный феномен, процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида. «Человек образовывается «в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих конкретному народу. Поэтому образование призвано быть национальным по содержанию и характеру. Цель системы образования - воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса» (А.С. Арсеньев).

Распад советского государства, разрушение базовых духовно-нравственных оснований социального бытия и системы духовного воспроизводства (кризис коммунистической идеологии, системы образования, традиционных институтов социализации, механизмов культурной преемственности, культурной идентичности), социальная полярность - в максимальной степени затронули основной духовный ресурс развития общества - молодежь. Усложнился процесс социально-культурной адаптации молодых людей к своей истории, культуре, традициям. Происходит некритическое заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Усиливается конфликтное противостояние между поколениями. Вызывают тревогу асоциальные и противоправные формы молодежной активности (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), массовое распространение мистических учений, представляющих серьезную опасность для нравственного здоровья молодого человека.

Обозначенные проблемы определяют ситуацию в сфере высшей профессиональной школы. Сложившиеся многообразные формы высшего

профессионального образования не гарантируют, однако, удовлетворения человека в новой социальной реальности и не отвечают повышенным требованиям, которые эта реальность предъявляет молодому специалисту. Нестабильная ценностно-ориентационная среда, превышающая адаптационные возможности студента, требует иных критериев для самоутверждения, самоидентификации и самосохранения. Одним из таких критериев в высшей профессиональной школе является этнокультурная компетентность.

Необходимость ее формирования обусловливается нормативными документами. В законе Российской Федерации «Об образовании» одним из важнейших принципов названа защита национальных культур и традиций. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» установила приоритет национальных духовных ценностей в государственной воспитательной политике. Среди важнейших задач государства определены: гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур и т.д. Важность развития культурологической компетенции отмечена в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

А.В. Бакушинский, В.А. Барадулин, П.П. Блонский, И.П. Волков, Х.И. Махмутова, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, А.С. Хворостов рассматривали традиционную культуру как важный образовательный компонент, как действенное средство воспитания молодежи. Воспитательные возможности народного творчества в образовательной практике подчеркивали В.В. Алексеев, И.П. Глинская, Б.М. Неменский, В.Н. Петров, М.С. Чернявская и др. Этнокультурный потенциал образования исследовали Г.Н. Волков, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова и др. Проблема этнокультурной направленности образования рассматривалась В.В. Лезиной, В.К. Шаповаловым. Природу развития образования на компетентностной основе описывали Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин и др.

Проблемы, связанные с воспитательным воздействием традиционной культуры на формирование личности учащегося, нашли отражение в ряде диссертаций (М.А. Абдирасимов, Т.Ю. Баутрук, Х.М. Дикинов, Н.В. Ефримичев, П.В. Лосюк, СИ. Новиков и др.). Особый интерес в рамках данного исследования представляли диссертационные работы, где рассматривались различные аспекты развития творческой активности студентов, эстетическое и профессиональное становление их личности в процессе обучения различным видам традиционного искусства в системе профессиональной подготовки (Е.В. Алексеева, СИ. Ботова, Н,А. Горяева, Т.А. Давидова, М.М. Дараган, Л,П. Заречная, Т.С Комарова, А.Э. Лапшина, О.Л. Морева, А.Н. Насыров, А.Д. Рондели, Н.П. Саккулина, А.С Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). Истоки зарождения традиционной культуры монголоязычных народов исследовали Н.Н. Вельский, Б.Я. Владимирцов, К.В. Вяткина, П.К. Козлов, Н.В. Кочешков, Г.Н. Потанин и др. Разработкой традиций культуры калмыков в разное время занимались Г.В. Артаева, СГ. Батырева, Н.Ц. Биткеев, И.Г. Ковалев, А.Г. Митирова, Н.Н. Пальмов, Д.В. Сычев, И.И.Трошин и др.

Каждая республика, каждый регион Российской Федерации отличаются
неповторимыми особенностями традиционной культуры, психологии, быта,
языка, истории, т.к. отражают особенности жизнеобеспечения этноса.
Стратегические задачи регионализации образования в форме своеобразного
заказа педагогической науке поставлены Министерством образования и науки
Российской Федерации. Методологические подходы к их решению предложены
в исследованиях А.А. Анохина, Г.М. Борликов, Э.Д. Днепрова, В.И. Журавлёва,
В.М. Жураковского, О.Е. Лебедева, Д.Н. Никандрова, В.М. Петровичева, А.А.
Пинского, В.М. Филиппова и др. Выявлены историко-педагогические основы
анализа различных аспектов изучаемой проблемы (М.В. Богословский, Е.Г.
Осовский, З.И. Равкин). Разработаны общие закономерности

функционирования и развития региональных образовательных систем (О.С. Анисимов, А.Г. Асмолов, Н.Н. Деркач, Т.И. Иванова, В.В. Краевский, А.П.

Тряпицына, П.Г. Щедровицкий и др.). Намечены подходы к обоснованию условий осуществления принципа регионализации и разработки региональных образовательных программ (В.Н. Аверкин, Ю.В. Васильев, Н.К. Сергеев). Проведены исследования механизмов генезиса региональных систем образования (И.А. Бочкарёва, В.П. Кваша, B.C. Кошкина, А.Б. Панькин, В.И. Подобед, Н.И. Роговцева, Л.И. Сухарев, Г.Ф. Шафран-Куцев и др.).

Сегодня сложились необходимые предпосылки для исследования путей создания качественно новой высшей школы, которая бы формировала элитный слой национальной культуры, профессиональных кадров, нацеленных на проектирование новых структур деятельности, нового качества в производственной и духовной сферах. Между тем, до настоящего времени не стали предметом специального научного исследования функции национально-регионального университета как образовательного центра по развитию этнокультурной компетентности студентов.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования. Сопоставление актуальности темы исследования и степени её научной разработанности позволяет выделить ряд противоречий между:

культурообразующей функцией университета в структуре национально-регионального образовательного пространства и ограниченными традиционно-дидактическими представлениями об университете как об обычном учреждении профессионального образования;

лидирующей позицией университетов в сохранении и развитии национальной культуры компактно проживающих этносов и отсутствием теоретических основ, раскрывающих специфику функционирования и взаимодействия такого рода университетов с культурной средой национального региона.

Как следствие этих противоречий высшее образование всё еще находится в плену традиционного педагогического мышления со свойственным ему единообразием и централизмом, ориентацией на заученность и исполнительность. Не учитывается диагностичность в оценке результатов

обучения, повышение интенсивности обучения на основе использования современных технологий, интеграции учебных курсов, активизации инновационных процессов.

С учетом этого сформулирована проблема настоящего исследования: каковы педагогические условия развития этнокультурной компетенции студентов для достижения нового качества образования? Решение этой проблемы составляет цель исследования. Она заключается в выработке педагогических условий формирования этнокультурной компетенции студентов.

Объектом исследования является этнокультурная компетенция студентов.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов в системе национально-регионального образования.

Гипотеза исследования. Условиями эффективного формирования этнокультурной компетентности студентов в системе национально-регионального высшего профессионального образования являются:

выделение в структуре содержания высшего профессионального образования этнокультурных ценностей и компетенций;

разработка системы, содержания, уровней и критериев сформированное этнокультурной компетентности студентов;

создание этнокультурной образовательной среды на базе вуза;

ориентация научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава на культуропроизводящую миссию университета.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить этнокультурные ценности, составляющие основу
этнокультурной компетентности будущего специалиста.

2. Разработать систему развития этнокультурной компетентности
студентов.

3. Выработать содержание работы по формированию этнокультурной
компетентности студента.

4. Обосновать педагогические условия развития этнокультурной
компетентности студента.

  1. Разработать модель педагогического процесса, ориентированного на формирование этнокультурной компетентности.

  2. Определить уровни и критерии сформированности этнокультурной компетенции студента, ориентированного на профессиональную деятельность в этнокультурной среде.

Методологическая основа исследования определялась категориями системного, холистического, синергетического, деятельностно-личностного, этнокультурологического подходов в педагогическом познании, их познавательным потенциалом в раскрытии новых аспектов проблемы университетской образовательной системы.

Ведущей теоретической посылкой исследования явился комплекс философских, культурологических, психолого-педагогических концепций взаимодействия этноса и культуры; положение о сущности личности и многофакторном характере ее развития; единство личностного и этнокультурного; принцип единства теории и практики; концептуальные основы перестройки системы высшего профессионального образования Российской Федерации; представление о специфической природе деятельности университета, в процессе которой органически соединяются производство научного знания, сохранение и развитие этнической культуры, воспроизводство национального кадрового потенциала.

Частно-методологической основой исследования послужили концепции ведущих научных школ методологии педагогики - Г.М. Борликова, Г.Н. Волкова, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др.

Методы исследования: анализ философской, культурологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы; анализ нормативно-правовых документов, теоретических систем и технологий;

социологические методы: работа с базами данных, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ранжирование, наблюдение, сравнение, мониторинг образовательных нововведений, изучение влияния нововведений на качество образования, обобщение и описание материалов исследования; системный и качественный анализ продуктов деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил педагогический факультет Калмыцкого государственного университета (специальность «Технология и предпринимательство»).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2002-2003) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, а также практического изучения специфики проблемы. Определялись исходные параметры исследования: его объект, предмет, методы исследования, терминологический аппарат, определялись основные задачи.

На втором этапе (2003-2005) проектировалась модель этнокультурного потенциала личности выпускников национально - регионального университета. В ходе констатирующих и формирующих экспериментов проверялась гипотеза исследования, определились критерии, уровни, условия формирования этнокультурной компетенции студентов.

На третьем этапе (2005-2006) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, систематизировались и обрабатывались экспериментальные данные.

Новизна исследования состоит в том, что

в структуре содержания высшего профессионального образования определен набор этнокультурных компетенций;

разработан механизм реализации культуропроизводящей функции этнорегионального университета;

- выявлены педагогические условия формирования этнокультурной
компетенции у студентов;

определены уровни и критерии сформированности этнокультурной компетенции студентов;

создана авторская модель этнокультурной деятельности профессорско-преподавательского коллектива.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:

выявлены этнокультурные ценности, составляющие основу этнокультурной компетентности будущего специалиста;

обоснованы условия реализации университетом функций исследования и кумуляции этнокультурных достижений национального региона;

раскрыты этнорегиональные аспекты социализации учащейся молодежи в условиях гуманизации и демократизации высшего профессионального образования;

- отражены направления обновления этнокультурного содержания
современного высшего профессионального образования в национальном
регионе.

Практическая значимость выполненного исследования в том, что оно
обеспечивает руководителей университетов национально-регионального
профиля системой регулятивов оптимизации управленческой деятельности в
рамках этнокультурной направленности высшего профессионального
образования. Результаты исследования вносят коррективы в вариативные
программы национально-регионального образования. Материалы

диссертационного исследования использованы при подготовке учебного пособия, используемого преподавателями Калмыцкого государственного университета, на курсах повышения квалификации РИПКРО. Осуществлен ряд рекомендательных публикаций в жанре статей. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают условия для научно-методического обеспечения современной образовательной политики на уровне вузов в национальных регионах.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической
обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным,
холистическим, синергетическим, деятельностно-личностным,

этнокультурологическим подходами; соответствием методов исследования его объекту, предмету, задачам и логике; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-литературных источников, так и из образовательной практики; всесторонним анализом феномена этнокультуры, отражающего этнопедагогическое наследие калмыцкого народа; масштабностью, длительностью, измеримостью и сравнимостью данных эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основу этнокультурной компетентности будущего специалиста составляют ценности материальной и духовной этнокультуры: традиции народной педагогики, прикладное творчество, фольклор, народная музыка, этикет, памятные даты и исторические события, специфическое использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и т.д.

2. Система развития этнокультурной компетентности студентов включает: ознакомление с традиционной «культурой жизнеобеспечения», формирование этнокультурных ценностей в ходе учебной деятельности, преемственность народной педагогической культуры в процессе проектирования и реализации учебной деятельности.

3. Содержание работы по формированию этнокультурной компетентности студентов предполагает общекультурную подготовку (философские, культурологические, социологические знания о всеобщей связи событий и явлений, о закономерностях развития общества, о народах и национальностях, особенностях социализации и др.), психолого-педагогическую подготовку (знания о методологии этнопедагогики, психических особенностях развития личности и др.), методическую подготовку

(знания о формах, методах и средствах осуществления этнокультурных исследований).

  1. Педагогическими условиями развития этнокультурной компетентности студента являются: развитие кругозора, образованности, необходимых психолого-педагогических и специальных знаний в области традиционной калмыцкой культуры; развитие общей культуры через введение курсов, факультативов, содержательную организацию внеаудиторной деятельности; организация исследовательской работы студентов по изучению этнокультурного наследия; проведение внеаудиторных занятий и творческих мероприятий, направленных на приобретение студентами навыков использования традиционной культуры в организации предстоящей профессиональной деятельности; функционирование целостной системы учебных дисциплин.

  2. Модель педагогического процесса, ориентированного на формирование этнокультурной компетентности, представляет собой динамическую цепочку: знания, эмоционально-ценностное переосмысление, реализация в процессе деятельности. Структурными компонентами модели являются научное содержание базового образования, этнокультурное развитие в процесс курсового и дипломного проектирования, профессиональное обучение и коммуникация по программе творческой мастерской, сотрудничество с культурно ориентированными организациями.

  3. Уровнями сформированности этнокультурной компетенции студента являются: эвристический (высокий), репродуктивный (средний) и оптимальный. Критерии предполагают соотнесение студента с субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности, гражданином, свободной, гуманной, творческой личностью.

Апробация и внедрение работы осуществлялось через представление ее результатов на научно-практических конференциях «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2006), «Развитие личности в образовательных системах Южно - Российского региона» (Ростов-на-Дону,

2006). Основные положения и результаты исследования апробированы и внедряются в образовательный процесс в ходе лекционно-практической работы в КГУ. Отдельные аспекты исследуемой проблемы освещались диссертантом в в республиканской прессе. Результаты исследования апробировались также на семинарах и коллоквиумах, встречах-беседах и «круглых столах» с работниками системы образования и культуры; использовались в лекциях, выступлениях перед педагогами образовательных учреждений. Внедрение результатов обеспечивалось публикацией прикладных научно-методических материалов, подготовкой образовательных программ и спецкурсов.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 150 страниц. В работе 4_рисунка и 6 таблиц.

Во введении обоснована актуальность темы; представлен научный аппарат исследования: определены его цель, объект, предмет и задачи, сформулирована гипотеза, указаны методы; охарактеризованы научная новизна и практическая значимость, положении выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование этнокультурной личности в условиях высшей школы» рассматриваются этнокультурные ценности в развитии компетентной личности, проблемы формирования традиционной «культуры жизнеобеспечения» калмыцкого этноса.

Во второй главе «Процесс формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве национально-регионального университета» рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной компетентности будущих учителей технологии.

В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, формулируются перспективные задачи.

Библиографический список литературы включает 204 наименования.

В приложениях помещаются эмпирические материалы.

Этнокультурные ценности в развитии компетентной личности

Одной из причин дефицита духовности в современном обществе заключается в отчуждении культуры от человек, когда культура перестаёт оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями. Для того чтобы образование предстало как явление культуры, педагогической науке следует осмыслить понятие культуры. Сегодня всё ещё не существует исчерпывающего определения феномена культуры. Л.Е. Кертман насчитывает свыше пятисот дефиниций культуры (93,14).

Категория «Культура» (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - сложное и многозначное понятие. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали данное понятие. В древнем Риме понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли), позднее - воспитание и обучение самого человека (173). В эпоху Возрождения культура связывалась с идеей «окультуривания», возделывания души. В эпоху Просвещения понятие «культура» постепенно утрачивало свое значение и его место постепенно занимало понятие «цивилизация». В дальнейшем они дифференцируются.

В XVIII веке И. Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и видит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей (54). Культура, по И. Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей разум (91). Культура, по Фихте, есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково-символической системы как средства их создания (168). Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реализации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство (180). В философии и педагогике категория «культура» рассматривается как явление общественной жизни, как специфический способ деятельности, включающий процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости. Человеческая природа изменяется и улучшается культурой.

Многочисленные исследования культурологов, философов позволяют рассматривать культуру в качестве специфического способа деятельности, связанного с процессом творческой саморегуляции личности и способствующего изменению и совершенствованию человека (А.Н. Леонтьев, B.C. Давидович, В.П. Зинченко, М.С. Коган, Е.М. Бабосов, B.C. Библер и др.).

По мнению С.Н. Артановского, «культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек» (11,25). По определению Г.П. Выжлецова, «культура в сущностном смысле -это высшая степень облагороженности, одухотворённости и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» (51,25). В.Н. Сагатовский считает, что «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определённых ценностей или жизненных смыслов культуры» (156,14). А. Швейцер отдаёт приоритет духовной составляющей (178,10).

М.С. Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящий из двух граней (продукта и технологии) и трёх слоев (материальной, духовной и художественной культуры). Искусство обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную среду всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной и ценностно-ориентационной) (88). В.М. Межуев определяет культуру как деятельность и саморазвитие человека, деятельностно-практическое единство человека с природой и обществом, определённый способ его природно и социально детерминированного существования (128). Короткое и одновременно широкое определение предложил М. Херскивиц, утверждавший, что культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми. Т.Г. Стефаненко уточняет, что «культура» - то, что не есть «природа» (163, 33). О. Шпенглером утверждается уникальность каждой из культур (181). Ф. Хайек определяет культуру как ограничение инстинктов: «Решающим в превращении животного в человека оказалось именно обуздание врождённых реакций, обусловленное развитием культуры» (171,33).

Для Э. Дюркгейма личность является функцией этнокультурного целого, а этносоциокультурная система становится функцией личности (73). П. Смит считает, что этнокультурная идентификация укрепляет людей в системе смыслов, которая обеспечивает порядок и способствует обретению личного достоинства (197,32). По концепции B.C. Библера, происходит смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Исходя из данной тенденции, он раскрывает суть культуры как процесс «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу. Феномен культуры представлен как всеобщность духовного образа жизни (26).

Формирование традиционной «культуры жизнеобеспечения» калмыцкого этноса

По мнению Г.Н. Волкова, огромное значение для общей теории о развитии общечеловеческой культуры имеет глубокое изучение культуры каждого народа (47). Этнокультурологический подход опираясь на приоритет общечеловеческих характеристик, открывает путь для глубокого рассмотрения явлений в их исторической ретроспективе, помогает выявлять связи изучаемых явлений с настоящим и будущим и, таким образом, осуществить прогностическую функцию. Культура включает в себя традицию, представляющую собой средоточие культурных парадигм, охватывающую все способы фиксации, освоения, передачи и воспроизводства этнокультуры. Для понимания этнической культуры важное значение имеет содержательный анализ понятия «традиция», которое так же как и термин «культура», имеет множество значений, порой исключающих друг друга.

По мнению С. Эйзенштадта, традиция - это неотъемлемый элемент любой культуры как всякой социальной организации в целом (будь то так называемое традиционное или современное общество), так и каждого её элемента в отдельности (традиции, например, сохраняют своё значение даже в таких наиболее рационализированных и динамичных областях человеческой деятельности, как наука и технология). Он рассматривает традицию как нечто, находящееся в процессе постоянного изменения (189,208; 190,253), А. Ройс называл традицию «историческим стилем».

У С.А. Арутюнова, традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. В традиции присутствуют креативная и консервативная составляющие. Любая традиция была когда-то инновацией, любая инновация имеет шансы стать традицией, и именно в способности усваивать инновации и заключается живучесть, адаптивная лабильность традиции (12,160). Культурная традиция - вещь очень гибкая и подвижная. В период модификации культурной традиции происходит обогащение этнокультуры. Традиция развивается потому, что тот, кто является её носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее (196,22). В период модификации культурной традиции в этносе происходят специфические процессы. Л. Пай предупреждает, что в некоторых случаях вынужденная модернизация вместо того, чтобы приводить к общественному прогрессу, «может вызывать широкий спектр очень глубоких разрушительных реакций, грозящих нарушением идентичности индивидов», препятствующим «их способности к их человеческим и политическим отношениям» (195,187). Всякий народ или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные ценности, типы мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и родной и иной культуры (168).

Система традиций любого народа - это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений. Традиции выполняют роль механизмов передачи опыта старшего поколения. Следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений центральную культурную тему этноса (144).

Традиционная культура - часть общего понятия культуры, совокупность культурных форм и явлений (орудий, бытовых предметов, норм поведения, обиходных понятий, мировоззренческого комплекса), сложившихся в доиндустриальную эпоху и несущих на себе отчетливую печать локальной и этнической специфики. Характерным признаком традиционной культуры является ее прямая или косвенная сопряженность с повседневной жизнью, с производством элементарных материальных благ, с доминирующим в данном этносе хозяйственно-культурным типом, с преобладанием натурального хозяйства. Традиционная культура основана на бесписьменных, то есть устных и невербальных формах коммуникации, она создается коллективно, ее нормы стабильны и отражают опыт множества предшествующих поколений (76,3).

Опыт показывает, что каждый народ пытается не просто хранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности. Традиции и преемственность обеспечивают устойчивость и стабильность культуры. Для обеспечения преемственности и устойчивости форм существования этнических общностей необходимо эффективное функционирование каналов социальной программы наследования.

Культура каждого этноса своеобразна, самобытна, неповторима и уникальна. Обращение к опыту культуры жизнеобеспечения, философскому, этнокультурному наследию - важное закономерное условие понимания генезиса мировоззрения личности на этапах сохранения, обогащения и развития мировой культуры и цивилизации, создают благоприятные предпосылки для формирования этнокультурной личности. Этнокультурные источники содержат в себе программно-целевые установки, господствующие в сообществе в тот или иной конкретно-исторический период, которые дают этносу реальную возможность определить актуальные в данное время ценностные ориентации. При их исследовании, обязательно используется метод эмпатии, сочувствия, проникновения во внутреннюю логику других людей, улавливания значений. «Эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений» (154,209).

Диагностика этнокультурного потенциала студента

Личностный потенциал студента и его профессиональная подготовка всегда занимало и занимает одно из центральных мест в системе педагогического образования. Без существенных изменений в отношениях специалиста к профессиональной деятельности и ее компонентам, к себе и другим как субъектам этой деятельности качественного обновления системы профессионально-педагогического образования ожидать невозможно.

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной компетентности будущих учителей технологии осуществлялась на базе педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. В начале, в целях эффективности работы по формированию готовности студентов к процессу освоения этнокультурного содержания учебных курсов, следовало установить фактическую готовность к осуществлению данной деятельности. Это помогло выявить отдельные недостатки в готовности специалистов, которые необходимо было устранить, а также дать аналитическое представление накопленного положительного опыта.

Для этого был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие все студенты - 180, что не вызывает сомнений относительно репрезентативности выводов. Эксперимент основывался на комплексной методике, охватывающей: анкетирование; педагогическое наблюдение за целостным учебно-воспитательным процессом; беседы с участниками процесса; методы математической статистики. В ходе эксперимента применено варьирование отдельными методами и синтетическое их использование соответственно изучаемым процессам для получения объективной информации. Это дало возможность глубже проникнуть в механизм формирования и функционирования различных компонентов процесса формирования готовности к обновлению содержания подготовки специалистов. Диагностическое исследование по определению уровня готовности студентов к восприятию этнокультурного содержания, проводилось нами в нескольких направлениях: выявление уровня этнокультурных знаний, определение отношения к целостному процессу этнокультурно ориентированной подготовки и уровня сформированности технологических умений. Для получения информации об уровне этнокультурной компетентности предполагалось определение знаний о традиционных ценностях культуры этноса. Студенты должны были ответить на задание-вопрос: «Назовите основные ценности калмыцкого этнокультурного наследия». В результате была возможность предварительно определить уровень сформированности этнокультурной компетентности.

С целью получения данных об актуальном состоянии профессиональной готовности студентов к деятельности (её мотивационной, когнитивной и практической составляющих) была разработана анкета (таблица 1). Вопросы анкеты предполагали закрытые ответы: «да», «частично, в общих чертах», «затрудняюсь ответить», «нет». После заполнения анкет был проведён математический анализ результатов, позволивший представить количество полученных ответов по каждому возможному варианту для конкретной категории респондентов. На данном этапе в исследовании приняли участие 45 студентов 1-го курса педагогического факультета, специальность «ТИП»; очного и заочного отделения.

Результаты анкетирования отражены в таблице 1,2 и на рисунках 1,2,3. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что большинство студентов-технологов первого курса (63%) считают себя мотивационно полностью готовыми к теории и практике изучения традиционной этнокультуры, 6,1% - неготовыми совершенно, остальные отмечают у себя частичную готовность или затрудняются с ответом (18,8 и 11,6%, соответственно). С наибольшей уверенностью они отвечают на вопрос 1 (см. табл.2), при этом студентов, затруднившихся с ответом на этот вопрос, не было. Больше половины студентов испытывают желание принять участие в работе творческой мастерской, еще треть проявили это желание частично или затруднились с ответом. Только 6,4% студентов ответили на этот вопрос отрицательно, вероятно избрав для себя другой аспект творческой деятельности. Профессионально обучаться теории и практике традиционной этнокультуры на 1-м курсе желают более половины студентов-технологов, еще 18,6% - частично, и только небольшое количество затруднялись с ответом (6,4%) или не имеют такого желания. Отвечая на вопрос эмоционального характера (получают ли они удовольствие от посещения выставок произведений традиционной этнокультуры?), две трети студентов ответили положительно и частично положительно. Лишь небольшая группа, вероятно, не имеющая такого эмоционального опыта, с ответом затруднилась.

Система работы педагога выпускающей кафедры по формированию этнокультурной компетентности будущего специалиста

В настоящее время яснее и очевиднее воспроизводится мысль, что воспитание талантливой, инициативной, культурной молодежи создает величие и статус нации, культурный и духовный потенциал страны, определяет судьбы народов. Специалисту приходится постоянно сталкиваться с разнообразными интересами, потребностями людей. Их удовлетворение, на должном уровне помогает решать такую проблему, как создание благоприятного микроклимата. Открываются возможности воздействия не только на формирование бытовой культуры людей, но и на их общественное сознание. Решающая роль в этом динамичном, сложном, напряженном процессе принадлежат педагогу-воспитателю, учителю, наставнику. Он становится ключевой фигурой, носителем этнических, а значит общечеловеческих ценностей, создателем творческой личности, художником и режиссером педагогического процесса. А это, в свою очередь, повышает роль педагога, достойно сочетающего в себе качества высококультурной развитой личности, компетентного профессионала, умеющего творчески и мобильно решать стоящие перед ним педагогические задачи.

Современное общество требует целостности образования, которое призвано сформировать у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. При этом имеется в виду не только его активная деятельность в разработке и реализации новых проектов, но и деятельность направленная на дальнейшее развитие этнокультуры. Сегодня, в высшей школе, сложились необходимые предпосылки, для решения проблем модернизация системы работы педагога национально-регионального университета по этнокультурному развитию студента.

В настоящее время большое значение имеет модернизация подготовки учителя к творческой деятельности по возрождению традиций культуры. Это требует усиления этнокультурологической подготовки учителя, обеспечивающей оптимальность соотношения национальных культур в системе современного образования и формирования личности. Образование развивается путём взаимообогащения различных культур. Будущий специалист должен уметь придавать различные модификации организуемой им предметной деятельности с целью реализации личностно-гуманитарной культурообразующей среды. «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинного культурного человека» (122,66). Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

В новых экономических условиях в системе подготовки специалистов применяется подход, основанный на ориентации на этнокультурные потребности социума. Специфической особенностью подготовки является то, что наряду с технологической стороной, определяется необходимость её этнокультурологического и эмоционального содержания, поэтому его актуальность этнокультурологического при подготовке специалиста очевидна. Это позволяет совершенствовать функционирование и развитие образовательной системы с ориентацией на этнокультурные цели и ценности. Реализация этнокультурологического принципа в процессе обучения позволяет подготовить специалистов, профильный, эстетический и общекультурный уровень подготовки которых должен существенно повысить продуктивность их труда. Целенаправленно организованный образовательный процесс в рамках этнокультурной среды позволяет студенту глубже осваивать произведения традиционной этнокультуры, строить иерархию этнокультурных ценностей, определять их художественный уровень, воспринимать культуру как целостное явление.

Причём не только дисциплины общегуманитарного цикла, но и в особенности курсы по выбору, освещая вопросы мировоззренческого плана, способствуют решению задачи формирования этнокультурной компетентности студента. Кроме этносоциопсихологических сторон производственно-трудовой деятельности, рассматриваются также проблемы этнической и экономической социализации, организация этноориентированного управления и самоуправления (этнический менеджмент). Такое построение учебного курса способствует укреплению связи содержания процесса подготовки специалиста с жизнью народа и страны в целом.

Традиционное народное творчество как никакой другой вид учебно-творческой работы студентов позволяет формировать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народа, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира. Знание истоков этнокультурных традиций и духовных ценностей народа составляет неотъемлемую часть духовной культуры учителя.

Содержание образовательного процесса, представленное такими аспектами, как научнообразующий, профессионально-деятельностный, культурно-коммуникативный, качественно-рефлексивный, социально эмоциональный, художественно-эстетический, в своей совокупности отражает в себе общечеловеческие ценности. Содержание проектируемого образовательного процесса представляется как целостность: этнокультурологии как науки, декоративно-прикладного искусства и культуры жизнеобеспечения этноса, объединённых взаимно формируемыми ценностями и ценностными отношениями. Ядром целостности является человек (как реципиент, как источник информации и как информационный объект) с его внутренним миром и многообразием видов отношений с окружающим внешним миром.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности студента