Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической толерантности школьников-подростков Юдина Оксана Ивановна

Формирование этнической толерантности школьников-подростков
<
Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков Формирование этнической толерантности школьников-подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юдина Оксана Ивановна. Формирование этнической толерантности школьников-подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Юдина Оксана Ивановна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т].- Оренбург, 2008.- 271 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/887

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические предпосылки изучения этнической то лерантности школьников-подростков 12

1.1 Исторический аспект проблемы толерантности в философско-педагогических взглядах 12

1.2 Этническая толерантность как педагогическая проблема 35

1.3 Сущностный аспект этнической толерантности как личностного качества 62

1.4 Этническая толерантность школьников-подростков как предмет исследования 93

Выводы по первой главе 105

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности школьников-подростков 108

2.1 Диагностический анализ проблемы этнической толерантности в практике работы школы 108

2.2 Проектирование модели формирования этнической толерантности как личностного качества школьников-подростков 132

2.3 Особенности формирования этнической толерантности школьников-подростков 160

2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности школьников-подростков 186

Выводы по второй главе 200

Заключение 203

Список использованных источников 207

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие современной цивилизации во многом зависит от людей, способных и готовых к позитивному взаимодействию с представителями разных этносов, признающих суверенность и ценность другого человека, отличного своими взглядами, убеждениями, традициями, моральными и этическими нормами, особенностями мировоззрения.

Особую значимость данное положение приобретает в условиях расширяющейся глобализации, социальные последствия которой достаточно противоречивы и неоднозначны: наряду с увеличением масштабов взаимодействия разных стран в различных сферах жизнедеятельности, обостряются противостояния между народами, провоцируя дестабилизацию в обществе, рост агрессии и нетерпимости.

Проблема толерантности в связи с этим становится необходимым аспектом межкультурной коммуникации и межэтнического взаимодействия, как в мировом сообществе, так и в России. Проблема толерантности в условиях многонациональности, многообразия и взаимопроникновения этнокультур, наций и народностей, выступает основным принципом н безусловным гарантом политической, экономической и социокультурной стабильности страны.

Корни нетерпимости всегда уходят в невежество и страх перед неизвестным - чуждыми религиями, культурами, этносами, мифами, стереотипами, представления о которых формируются в социуме. В связи с этим в поликультурном пространстве развитие этнической толерантности и толерантного сознания личности становится ключевой проблемой образования. Ведущая роль в решении принадлежит школе.

Наиболее успешно формирование этнической толерантности будет осуществляться в подростковом возрасте, так как этот период сензитивен для формирования сознания и идентичности.

4 К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования этнической толерантности:

- обосновано философское понимание толерантности в работах
P.P. Валитовой, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, Л.В. Сквор-
цова;

обозначены ведущие идеи воспитания толерантности (Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, Л.И. Паина, М.И. Рожков, В.А. Тишков), в том числе в контексте этнопсихологии и этнопеда-гогики (Г.Н. Волков, B.C. Кукушин, А.И. Тащева, Э.Р. Хакимов);

определены этнографические характеристики народов мира (Ю.В. Арутюнян, В.Г. Бабаков, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, М.Н Губогло, Л.М. Дробижева, А.Г. Садохин, В.М. Семенов, Г.Т. Тавадов);

выявлены специфические черты межэтнической толерантности (В.В. Амелин, Ю.А. Гаюрова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, З.Ф. Мубинова, Н.В. Мольденгауэр, А. Татарко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина).

общие закономерности развития личности раскрыты в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой - Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой;

теория культуры межнационального общения представлена в исследованиях З.Т. Гасанова, С.К. Бондыревой, Р.И. Кусарбаева, В.П. Комарова, М.Б. Насыровой, И.И. Серовой;

сущность общечеловеческих ценностей раскрыта в исследованиях Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, А.Г. Здравомыслова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, А.С. Гаязова, O.K. Поздняковой;

- аксиологические аспекты воспитания школьников представ
лены в работах И.С. Батраковой, Е.В. Бондаревской,
З.И. Васильевой, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова, А.С. Гаязова,
В.П. Бездухова, Н.М, Борытко, Л.П. Разбегаевой, Н.В. Янкиной.

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий между:

потребностью общества в становлении личности, готовой открыто принимать, понимать и уважать другой образ жизни и условиями социума, которые далеко не всегда способствуют становлению желаемых личностных качеств;

необходимостью формирования толерантной личности, способной к позитивному полиэтническому взаимодействию и недостаточным использованием потенциала сферы образования для достижения этой цели;

признанием необходимости построения содержания образовательного процесса, направленного на формирование толерантной личности, и реальной практикой конструирования образовательного процесса как средства развития толерантности школьников.

Актуальность проблемы формирования этнической толерантности школьников-подростков с одной стороны, и необходимость преодоления выявленных противоречий, с другой стороны, послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование этнической толерантности школьников-подростков».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнической толерантности школьников-подростков.

Объект исследования: этническая толерантность как личностное качество школьников-подростков.

Предмет исследования: формирование этнической толерантности школьников-подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: формирование этнической толерантности школьников-подростков как базового личностного качества, которое характеризуется системой этнокультурных знаний, коммуникативных умений и иерархией ценностных ориентации, необходимых для позитивного полиэтнического взаимодействия, будет эффективным, если в образовательном процессе школы реализуются следующие условия:

обеспечивается профессиональная готовность педагога (учителя) к развитию этнической толерантности школьников-подростков, которая проявляется в позитивном отношении к представителям других этносов, активной толерантной позиции, в использовании ориентационно-цешюстных технологий;

актуализируется аксиологический потенциал толерантности в содержании учебных предметов (история, география, литература);

в жизнедеятельности школы моделируются специальные ситуации формирования этнической толерантности с использованием тренинговых технологии, стимулирующих развитие знаний, ценностного отношения, толерантного поведения подростков;

В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  1. раскрыть сущностные характеристики и особенности этнической толерантности;

  2. определить компоненты и функции этнической толерантности, выявить критерии и уровни сформированности этнической толерантности школьников-подростков;

  3. апробировать структурно-функциональную модель формирования этнической толерантности школьников-подростков;

  4. раскрыть специфику педагогических условий формирования этнической толерантности школьников-подростков;

7 5. разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.

Методологическую основу исследования составили основные положения теории развития личности, теория ценностей, теории деятельности.

Методы исследовании: логика исследования обусловила использование теоретических методов: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анализ понятийно-терминологической системы; обобщение педагогического опыта. Эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, опрос, сочинения - рассуждения; анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности, статистическая обработка материалов исследования.

База исследования: Муниципальные образовательные учреждения г. Оренбурга: школы № 76, 64, лицей № 3, гимназия № 1; муниципальные образовательные учреждения Оренбургской области: Ташлинская школа № 2, Яснополянская школа.

Этапы исследования:

теоретический (2004-2005) определение теоретической базы исследования, изучение и анализ философской, психологической, этнологической, педагогической литературы по проблемам межнационального и полиэтнического взаимодействия, формулирование рабочей гипотезы, проведение констатирующего этапа исследования, определение теоретических основ исследования;

опытно-экспериментальный (2005-2006) проведение формирующего этапа исследования в образовательном учреждении, уточнение гипотезы исследования;

обобщающий (2006-2007) - анализ, систематизация и обобщение результатов проводимого исследования, уточнение положений и

8 выводов исследования, оформление опытно-экспериментальной работы в виде текста диссертации.

Научная новизна исследования:

с позиций аксиологии уточнено понятие этнической толерантности школьников-подростков как базового личностного качества, в котором синтезируются представления о многообразии этнического мира, поликультурной системе общечеловеческих и нравственных ценностей, форм поведения, углублении взаимопонимания и взаимовлияния разных этнических культур; аксиологическим стержнем этнической толерантности является ориентация личности на позитивное полиэтническое взаимодействие, восприятие и принятие другого человека в его действиях и поступках как уникальной ценности;

определены компоненты (гносеологический, аксиологический, праксеологический) и функции (информативная, систематизирующая, смыслообразующая, адаптивная, эталонная, активизирующая, преобразующая);

выявлены критерии (когнитивный, мотивационный, поведенческий) и уровни (устойчивый, ситуативный, инертный) сформиро-ваности этнической толерантности школьников-подростков;

разработана структурно-функциональная модель формирования этнической толерантности школьников-подростков, логику построения и практической реализации которой определяет идея направленного создание усложняющихся ситуаций, стимулирующих толерантное отношение к представителям разных этносов.

Теоретическая значимость исследования: состоит в реализации аксиологического подхода в формировании этнической толерантности школьников-подростков в условиях образовательного учреждения; в уточнении понятия «этническая толерантность» с позиции аксиологического подхода, что позволяет рассматривать этниче-

9 скую толерантность как ценностную ориентацию, направленную на позитивное полиэтническое взаимодействие, на принятие уникальной ценности другого человека; в обогащении научно-педагогических представлений о теории и практике формирования этнической толерантности школьников-подростков.

Практическая значимость исследования: создано учебное пособие «Межэтническое взаимодействие и толерантность», которое раскрывает педагогические условия формирования этнической толерантности школьников-подростков; разработана программа специальной подготовки учителя по формированию этнической толерантности школьников-подростков; выбранный комплекс диагностических методик позволяет осуществить мониторинг и использовать в деятельности педагогов по формированию этнической толерантности школьников-подростков в общеобразовательных учреждениях; определены методы, формы и средства формирования этнической толерантности школьников-подростков.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается концептуальностыо подхода в обосновании ведущих идей, применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выработки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этническая толерантность является базовым личностным качеством, в котором синтезируются представления о многообразии этнического мира, о системе общечеловеческих и нравственных ценностей, форм поведения. Стержнем этнической толерантности является ценностная ориентация личности на позитивное полиэтническое взаимодействие, на восприятие другого человека как уникальной ценности.

  1. Структурно-функциональная модель формирования этнической толерантности включает взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии (когнитивный, мотивационный, поведенческий), компоненты (гносеологический, аксиологический, праксеологиче-ский) и их функции (информативную, систематизирующую, информационную, смыслообразующую, эталонную, активизирующую и преобразующую), уровни (устойчивый, ситуативный, инертный).

  2. Значительным фактором в формировании этнической толерантности школьников-подростков является позиция педагога (учителя истории, географии, литературы, классного руководителя) в осуществлении воспитания толерантного поведения, позитивного отношения к другим этносам, организации совместной деятельности школьников на основе содержания учебных предметов.

  3. Аксиологический аспект формирования этнической толерантности предполагает актуализацию толерантного отношения школьников-подростков к представителям разных этносов, наличие у них стремления к позитивному полиэтническому взаимодействию.

  4. Перенос эталонного знания в реальную практику совместной деятельности школьников-подростков происходит в процессе формирования этнической толерантности при максимальном использовании аксиологического потенциала содержания учебных предметов (история, география, литература), аксиологического потенциала общения (матрица ситуаций) и аксиологического потенциала деятельности (помощь, сопереживание, сочувствие, поддержка).

Апробация исследования: Основные теоретические положення и предварительные итоги научного поиска обсуждались на аспирантских семинарах; на научно-практических конференциях международного уровня (Оренбург, 2005; Стерлитамак, 2007; Хорсенс (Дания), 2008), апробированы в деятельности семинаров для учителей общеобразовательных школ.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического и историко-педагогического анализа проблемы этнической толерантности как личностного качества; разработке структурно-функциональной модели формирования этнической толерантности школьников-подростков и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий ее реализации в общеобразовательной школе, обработке и систематизации полученных данных.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Исторический аспект проблемы толерантности в философско-педагогических взглядах

Понятие «толерантность» в последние годы приобрело большую значимость. Само явление «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Однако значение толерантности неоднозначно. Термин «толерантность» происходит от латинского - tolerantia, обозначающий терпение, выносливость. Во многих культурах понятие «толерантность» является синонимом «терпимости». Так, в русском языке, толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям»; «терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения».

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, в нашем обществе «толерантность» является синонимом терпимости. Аналогичная характеристика этого понятия присутствует в современных словарях. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». [216]

Термины «терпимость» и «терпение» различны по значению. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления, уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Глагол «терпеть» имеет негативную направленность, выражаясь в значениях - выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, [74] т.е. терпение выражает чувство или действие со стороны испытывающего боль, или другие формы негативного воздействия.

Идея толерантности восходит к античным временам. С развитием цивилизации развивается и смысл, содержание понятия толе-рантностьУгерпимость. Одной из категорий становления терпимости следует считать и философскую категорию «другой». Именно сравнивая свои взгляды, систему ценностей с ценностями «другого», человек осознает свою норму ценностей, выделяет их и наделяет определенными превосходными свойствами. Именно при таком сравнении происходит обогащение опыта, формируется сочувствие к мотивам другого, желание понять их, проявляется симпатия в диалоге с «другим».

Предпосылками становления толерантности как философского, социального явления следует считать привнесение античными философами в модель личности таких качеств, как «кротость и уживчивость» (Пифагор), «уживчивый нрав» (Платон), «дружелюбие, великодушие, добродетель» (Аристотель). Подтверждение подобного находим и в словаре В. Даля, который отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Еще античный мыслитель и педагог Конфуций (551-479 гг. до н.э.) выдвигал идеи гуманных отношений. Ему принадлежит «золотое» правило гуманизма: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В своем мировоззрении Конфуций определяет терпимость как свойство личности, которое нужно воспитывать в человеке, что и опре 14 деляет важнейшую педагогическую цель воспитания. Конфуций в терпимости усматривает условие гражданского согласия, мирного сосуществования людей и народов.

Появлению идеи толерантности способствовала проблема нетерпимости к верованиям и убеждениям религиозных меньшинств античности. Проблема толерантности, толкуемой как терпение, терпимость восходят к истокам различных религиозных учений, но наиболее яркое воплощение эта идея нашла в христианстве. В религиозных канонах, заповедях именно терпимость является основой ненасилия как христианской ценности и позволяет воплотить в реальность важнейшие принципы ненасилия. Их сутью провозглашается: миролюбие — способность к мирному разрешению конфликтов; непротивлению злу насилием; не требование вознаграждения за совершенное добро. [194, С. 12]

Первым практическим опытом толерантности была эпоха религиозных войн, выражающая компромисс, который был заключен между католиками и протестантами (Вестфальский мир 1648 года). Вестфальский компромисс был эффективен, т.к. смешал два смысла толерантности: безразличие и заинтересованное взаимопонимание. Безразличие было построено на том, что один допускал сосуществование с другим, проявление безразличия его нормы и ценности. Значение заинтересованного взаимопонимания наряду с осознанием того, что их обогащенное и углубленное понимание требует осмысления, учета и использования опыта другого (духовного, политического), отличного от собственного опыта. [244]

Важной предпосылкой к введению принципа веротерпимости исследователи считают деятельность гуманистов эпохи Реформации и Просвещения.

В христианской Европе объединяющей силой был католицизм. В эпоху Реформации произошел раскол католической церкви, при 15 ведший к волне насилия, религиозному и политическому экстремизму. С точки зрения религии это была борьба за преобразование старого церковного порядка. Спустя некоторое время эта борьба превратилась в религиозную, затянувшуюся, войну, без каких-либо явных победителей. В конце концов, уставшая Европа вынуждена была найти «золотую середину» между разными вариантами христианства. И такой точкой преткновения стали эдикты веротерпимости, представляющие собой результат осмысления итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга. Между католиками и протестантами в различных странах были подписаны эдикты и договора, содержащие первые признаки права на исповедание любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований, равенство в гражданских правах последователей конфессий. Ни один из этих актов не принес окончательного мира и не действовал в течение длительного времени. Так религиозный мир был, достигнут не пером, а мечом.

И все же это был первый шаг на пути к той веротерпимости и свободе мысли, которые появились позднее в эпоху Просвещения.

Решающей главой в истории терпимости (толерантности) явился кромвелевский период английской истории XVII века. Джон Со-лтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля. В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Этническая толерантность как педагогическая проблема

Бурные социальные процессы, происходящие в мире на современном историческом изломе, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью, которые при этом сопровождаются ростом агрессии и нетерпимости в обществе, усиливая напряженность в обществе. Подобная ситуация складывается в глобальном масштабе и в современном российском обществе, где происходят значительные преобразования, которые сопровождаются сложными и неоднозначными процессами смены идеологических ориентиров и утверждением новых ценностей. Все эти процессы усложняются тем, что Россия многонациональная страна, на территории которой проживают различные народы со своими особенностями: самобытными культурами, историческими традициями, религиозными верованиями. И, как известно, человек не может существовать вне общения и взаимодействия с другими людьми, а нации, в свою очередь, не могут развиваться обособленно, избегая взаимоотношений друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. И те, преобразования в социально-экономической сфере, которые происходят в последнее время в нашем обществе, только усиливают проблемы взаимодействия представителей различных народов, проживающих в одном государстве. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламских группировок, зародили ненависть в сердцах людей ко всему мусульманскому миру. Как сохранить или наладить добрососедские отношения жителям сел и городов, населенных людьми разных национальностей в сложных современных условиях? Как сделать толерантность личностным достоянием каждого человека, которое позволило бы адекватно оценивать события, происходящие в стране? Поиск ответов, решения данной проблемы приводит нас к проблеме формирования толерантной личности, а в данном случае - этнотолерантной личности.

Внимание к этому насущному вопросу вызывает необходимость изучить феномен этнотолерантности, его сущность и специфику в контексте общей проблемы толерантности. И рассмотреть этническую толерантность как особую составляющую проблемы толерантности.

В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества. Взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе и права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. [13, с. 8]

Сущностные характеристики толерантности выявляются на основе анализа политической, социальной, психологической, педагогической, этической и философской точек зрения.

В политическом плане толерантность интерпретируется как позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существования инакомыслия в своих рядах; .... проявление готовности прислушиваться к мнению противников, стремление их переубедить (по одним вопросам - средствами аргументации; умения признавать правоту их позиций - по другим). Практика достойных форм признания своего поражения в политической борьбе -одно из свидетельств толерантности в партии, в движении, а также в стране в целом [165, С. 375]. В либерализме толерантность понимается как выражение внешней и внутренней свободы, как средство воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями, способами поведения (Д.С. Мидль). Категория толерантность в социологии определяется как «тер пимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям , а также выносливости по отношению к неблагоприят ным эмоциональным факторам» [199, С. 370]. Данное определение носит несколько негативное понимание толерантности и не раскры вает всей сущности этого явления. В психологии же толерантность не имеет однозначного опреде ления. Так, современный психологический словарь рассматривает толерантность как феномен отсутствия или ослабление реагирование на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чув ствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; ...внешне выражается в самовыдержке, самообладании, в способности субъекта длительный промежуток времени выносить негативные воздействия [170].

В нашем исследовании толерантность определяется как установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого; как способность выносить стресс без серьезного вреда [30, С. 363]. Это определение толерантности в значительной мере ориентировано на принятие другого, его самоценность, это своего рода установка на принятие инаковости, что соответствует современному пониманию толерантности.

В педагогике толерантность рассматривается как терпимость, выносливость, психологическая устойчивость при наличии фрустра-торов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Толерантность понимается и как терпимость к различным мнениям и непредубежденность к оценке людей и событий [197].

В словаре по этике толерантность трактуется более полно и обозначает моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения [196, С. 351]. Толерантность является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственное убеждения, на то, чтобы быть иным, отличным от других. Для определения более адекватного понятия толерантности рассмотрим данный феномен в историческом и философском аспектах.

В современной философии толерантность представляется мировоззренческой жизненной позицией «за» и «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности, предполагая терпимость к иного рода взглядам. При этом с философской точки зрения особенностью данного отношения является его внутренняя противоречивость: терпимость воспринимается, как готовность принять «инаковость», но при этом одновременно предполагает уверенность в себе и надежность собственной позиции [230, С. 135].

Одновременно предполагается наличие в категории толерантности философской категории «другой». Именно сравнивая свои взгляды, свою систему ценностей с ценностями «другого», человек осознает свою норму ценностей, выделяет их и наделяет определенными превосходными свойствами. Только при таком сравнении происходит обогащение опыта, формируется сочувствие к мотивам другого, желание понять их, проявляется симпатия в диалоге с «другим». М.М. Бахтин утверждает, что природа сознания человека диалогична по своей сути. И в сегодняшних сложных социокультурных процессах взаимодействие возможно только на основе диалога, учета иных точек зрения возможно понимание других позиций и самого себя.

Диагностический анализ проблемы этнической толерантности в практике работы школы

Экспериментальная часть работы была начата с массового опроса, который проводился в школах г. Оренбурга и Оренбургской области. Опрос проходил в школах № 64, 76, лицей № 3, гимназии № 1 г. Оренбурга, в школе № 2 с. Ташлы и в школах с. Степной, п. Ясная Поляна Ташлинского района Оренбургской области.

С целью получения репрезентативного материала было проанкетировано 243 учителей и 789 учащихся 6,7,8 классов.

Комбинированная анкета для учителей, состояла из 19 вопросов полузакрытого типа, позволила определить уровень осведомленности учителей по проблеме этнической толерантности, степень выраженности личностного отношения к идее толерантного взаимодействия с представителями других этносов. В массовом опросе учителя оценивали данную проблему с их точки зрения, определяли ее значимость для формирования целостной гармонично развитой личности, пути решения проблемы воспитания в учебно-воспитательном процессе школы.

Комбинированная анкета для учащихся, состояла из 14 вопросов открытого типа, была направлена на определение: - сформированности этнической толерантности школьников; - полноты знаний о толерантности, этнической толерантности, ее роли и значении для жизнедеятельности; - отношений школьников к представителям других этносов; - готовности школьников к процессу формирования этнической толерантности.

По завершении анкетирования был проведен сравнительный анализ анкетных данных учителей городских и сельских школ по проблеме этнической толерантности; учащихся городских и сельских школ по проблеме исследования; обобщающее сопоставление ответов учителей и учащихся по проблеме этнической толерантности.

Анализ результатов анкетных данных учителей выявил следующую картину. Осведомленность учителей о проблеме этнической толерантности не высока, т.к. не все опрошенные учителя имеют верное представление об этнической толерантности.

Так, этническую толерантность определяют, как снисхождение к представителям другой нации определяют 6,99% учителей; как добродушное отношение 15,22%, как терпимое, уважительное отношения с людьми других национальностей и веры 74,07% учителей, 4,11% не смогли ответить на поставленный вопрос.

Анализируя ответы учителей сельских и городских школ по этому вопросу, приходим к выводу, что расхождения в понимании этнической толерантности среди них незначительные. Так, этническую толерантность как снисхождение к представителям другой нации понимают 5% учителей сельских школ и 7% городских учителей, как добродушное отношение 14% сельских учителей и 15% городских учителей; как терпимое, уважительное отношения с людьми других национальностей и веры 78% у сельских учителей и 74% городских учителей. Не смогли ответить на поставленный вопрос 3% сельских учителей и 5% городских учителей. Соотношение данных результатов представлены в таблице 3.

Вызвало затруднения среди учителей и разграничение понятий «терпимость» и «снисхождение». Так, учителя рассматривают эти понятия как синонимы 11,93%, определяют как различные по смыслу 34,56%, но правильное понимание этих понятий составляет 21,39%, не смогли ответить на этот вопрос 31,68%.

На этот вопрос ответили и учителя сельских школ, и учителя городских школ. Так, понятия определили как синонимы 14% сельских учителей, в то время как среди городских учителей - 8%). На разное значение этих понятий указывают 33% учителей области, что несколько ниже, чем у учителей городских школ 37%. Точный смысл данных терминов определяют 22% городских учителей, тогда как среди учителей сельских школ 16%, что говорит о более низком уровне знания сущности этих понятий по сравнению с их коллегами из городских школ. Количество не сумевших ответить на заданный вопрос у сельских учителей выше на 6%, чем у городских. Необходимость в этнотолерантности возрастает, как считает большая часть учителей 61,31% в результате совместной деятельности; вследствие различных конфликтных ситуаций 29,21%; в результате ущемления прав человека на что указывают 11,52% учителей. Ответа не поступило 4,52%.

Проектирование модели формирования этнической толерантности как личностного качества школьников-подростков

Теоретические исследования по формированию этнической толерантности школьников-подростков как педагогической цели, позволяют нам перейти к проектированию процесса формирования этого феномена, обоснованию его педагогического потенциала, его характеристик и логике конструирования педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе. Решению этих вопросов и посвящен этот параграф.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования осуществлялась в логической последовательности трех взаимосвязанных этапов: организационно - подготовительного, организационно - практического, обобщающего. Каждый этап характеризуется своими задачами, методами его осуществления и результатами пройденного этапа. Теоретические исследования по формированию этнической толерантности школьников-подростков как педагогической цели следуя логике организации педагогического эксперимента, позволяют нам перейти к разработке системы формирования этого феномена, обоснованию его педагогического потенциала, его характеристик и логике конструирования педагогической деятельности в образовательном процессе. Решению этих вопросов и посвящен этот параграф.

Полученные в ходе констатирующего этапа исследования результаты психолого-педагогической диагностики учителей и учеников образовательных учреждений города и области позволили определить основное направление опытно-экспериментальной работы, которое включало в себя: проектирование модели формирования этнической толерантности школьников-подростков, а также создание программы и пособия по проблеме исследования, их апробация. Были определены методы и формы реализации спроектированной модели, способствующих формированию этнической толерантности школьников-подростков при взаимодействии с представителями других этносов, уважения к их этнокультуре, способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние этносов, воспринимать и усваивать это богатство, а также умения этнического общения. Был разработан комплекс психолого-педагогических диагностических методик с учетом возрастных особенностей школьников-подростков, позволивший контролировать и по необходимости - корректировать, процесс формирования этнической толерантной личности в рамках проводимого исследования.

В педагогику термин «проектирование» пришел из технических наук и предполагает предварительную проекцию того, что будет реализовано позднее. Современная интерпретация проектирования означает процесс создания проекта - прообраза предполагаемого объекта, его состояния. Впервые проектирование как самостоятельная проблема педагогики стало рассматриваться благодаря работам В.П.Беспалько, который выделял проектирование как вид педагогической деятельности, направленный на создание педагогических проектов. Объектами педагогического проектирования являются, по мнению ученого, педагогические процесс, педагогические ситуации и педагогические системы, последние представляют собой наиболее крупный объект проектирования в педагогике.

Проектирование представляет собой мыслительную деятельность, определяющую будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений. В проектировании отражается его идеальный характер, и действия производятся с их мысленными моделями, а не с реальными явлениями и процессами.

Проектирование как феномен представляет собой деятельность по преобразованию естественных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям, а также создается представления об объекте, которого еще нет. Проектирование предполагает выбор способа действия, подготовительные действия. Это некий современный компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности, это отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию.

Проектирование требует не только понимания того, какие понадобятся теоретические знания для решения возникшей проблемы, но и способность выдвинуть предположения для решения проблемы и предсказать последствия этих решений, организовывать действия по разрешению проблемы в соответствии с принятыми решениями.

Проектирование процесса формирования этнической толерантности происходит с учетом возрастных особенностей школьников-подростков. Подростковый возраст характеризуется ростом самосознания, личной рефлексии, стремление к самоопределению, расширение круга интересов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский). Самосознанию подросткового периода свойственно понимание своих собственных индивидуальных качеств, что проявляется в самооценке школьников-подростков. Объектом глубокого понимания окружающей действительности школьников-подростков становится человек, его внутренний мир. Это стремление к пониманию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной жизни, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, понять себя [114, С. 426]. Исходя из этого, этническая толерантность школьников-подростков способствует формированию реального представления о себе и о представителях разных этносов. Возрастает в этом возрасте потребность в самоутверждении, стремление к известной независимости, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность, острая реакция на попытки взрослых недооценить его права [114]. Происходит формирование характера, который проявляется в таких чертах как активность, энергия, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм и др. Эти черты способствуют усвоению школьником-подростком новых образцов взрослого поведения, при этом, оценивая поступки других, критически относясь к своим поступкам. Самостоятельно школьник-подросток определяет не только круг своих друзей, но и решения в спорных вопросах со сверстниками [114]. Стремление к взрослости у подростка переплетается со стремлением к справедливости: это создает благоприятную почву для того, чтобы воспитать у него культуру поведения. По-разному подросток проявляет себя во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте происходит своеобразная переоценка ценностей, которая, является выработкой новой системы критериев оценки поведения и личности человека с иной иерархией морально-этических требований.

Похожие диссертации на Формирование этнической толерантности школьников-подростков