Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
1.1. Формирование толерантности подростков как педагогическая проблем 16
1.2. Педагогическая технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования 38
1.3. Комплекс педагогических условий формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования 59
Выводы по первой главе 83
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
2.1. Цели, задачи, критерии и показатели экспериментальной работы 87
2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования 103
2.3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы ... 125
Выводы по второй главе. 138
Заключение. 140
Список литературы. 145
Приложения. 165
- Формирование толерантности подростков как педагогическая проблем
- Педагогическая технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
- Реализация комплекса педагогических условий эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
- Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Сложный переходный этап в развитии Российского государства - период демократизации, обостряется проявлениями на всех уровнях общественной жизни нетерпимости, нередко переходящей в экстремизм. Одним из важных условий профилактики экстремизма выступает деятельность всех социальных институтов по формированию толерантности людей. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. Направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей и т.д., в значительной степени определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса. В настоящее время проблема толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным, морально - этическим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений.
В России в силу многонационального состава и многоконфессионалвнести, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории (системный кризис, повлекший за собой разрушение сложившихся ранее социальных идентификаций и солидарностеи, локальные войны, рост национального экстремизма, крушение господствующей морали и т.д.), толерантность имеет особое значение. Этим объясняются те усилия, которые предпринимают сегодня многие общественные и государственные институты России для формирования в обществе высокой толерантности.
4 В 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути их реализации: «...наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости — воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление их прав и укрепить стремление к защите прав других...оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» (91).
В материалах международного симпозиума «Среднее образование для Европы», прошедшего в Берне в 1996 году, определен ряд ключевых компетенций, которыми должно владеть подрастающее поколение. В числе наиболее значимых: политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, способностью уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий
В августе 2001 годы Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)», которая направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве»(215). Особое место в реализации программы отводится образовательным учреждениям как социальному институту, который оказыва-
5 ет непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Но в условиях традиционного образования формирование толерантности проходит стихийно и неэффективно в силу специфики образовательного процесса. Проблеме воспитания толерантности всё ещё уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в повседневной педагогической практике.
Особое внимание необходимо уделять воспитанию толерантности подростков. В силу психологической неустойчивости и социальной незрелости подростки более подвержены влиянию различных идеологий, националистических, псевдопатриотических идей. Возрастное гипертрофированное желание самореализоваться может стать хорошей почвой для экстремистского поведения, «Эмпирические наблюдения и опросы подростков свидетельствуют о том, что значительное их число (70%) индифферентно относится к проблеме страны, национальным конфликтам, проявлениям экстремизма» (75).
Проделанный анализ современных исследований различных аспектов толерантности как философской, психологической, социальной и педагогической проблемы показывает, что интерес к обозначенным вопросам все более' возрастает. Однако вопросы эффективной организации процесса формирования толерантности подростков в образовательных учреждениях недостаточно изучены в теоретическом и практическом планах.
Проводимое нами исследование опиралось на положения современной философской, социологической, политологической, психолого-педагогической науки. Количество публикаций по проблеме толерантности значительно возросло только в последние годы, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.
Имеется ряд исследований в области философии (В.А. Васильев, В.И Га-раджа, Б.С. Гершунекий, О.Н. Дамениа, В.А. Лекторский, А.Ю. Шадже), социологии (Е.Ю. Загорулько. А. Капто, Н.С. Ладыжец, МЛ. Мчедлов, В.М. Со- колов, М.Б. Хомяков, В.В. Шалин) политологии (С.Г. Ильинская, Л.М. Рома-ненко), результаты которых мы изучали и использовали в работе. Проблема формирования толерантности в образовательном процессе общеобразовательной школы исследовалась отечественной психолого-педагогической наукой в различных аспектах: гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности (А.Т. Кинкулькин, В.А. Лекторский, А.В. Никольский, А.И. Ре-пинецкий,); общие вопросы психологии и педагогики толерантности (И.В.Абакумова, А.Г. Асмолов, В.В.Глебкин , П.Н. Ермаков, М.С. Миримано-ва, А.А. Погодина, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, и др.); этническая толерантность (Г.Г. Абдулкаримов, З.Т. Гасанов, Г.М. Гогеберидзе , B.C. Кукушин, Г.В. Палаткина, и др.). На настоящий момент существуют диссертационные исследования по проблемам воспитания толерантности (A.M. Байбаков, Н.П Едыгова, И.В. Крутова, П.В.Степанов, Г.М Шеламова) , рассматривающие этот процесс в условиях общеобразовательной школы. В сфере дополнительного образования данная проблема не исследовалась полно и всесторонне.
Дополнительное образование изначально ориентировано на свободу выбора учащимися видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, способности ребенка, на практико-деятельностную основу образовательного процесса (Е.Б. Евладова, В.А. Горский, О.И. Мотков, Н.Н. Михайлова), что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности, выдвинутых Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, М.И. Рожковым, (179, с.14). Анализ целей и задач деятельности учреждений дополнительного образования детей позволяет констатировать актуальность исследования процесса формирования толерантности подростков во внешкольных учреждениях на научно-педагогическом уровне.
Спецификой образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является его предметно-практическая направленность, осуществляемая через освоение ребенком личностно значимой деятельности. Это предполагает, что предметно-практическая деятельность является спосо-
7 бом реализации образовательного процесса. В принятой Федеральной целевой программе (215), упоминавшейся ранее, для достижения поставленной цели предполагается решение целого ряда задач, в числе которых — разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и профилактики различных видов экстремизма, этнофобии и ксенофобии; разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования. Существующие дополнительные образовательные программы разрабатываются чаще на институциональном уровне с учетом возможностей конкретного учреждения. Рекомендации Министерства образования РФ лишь определяют целевую направленность таких программ, а также их структуру. Обозначенное свидетельствует об актуальности исследования на научно-методическом уровне.
Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учреждений дополнительного образования детей, а также собственного опыта работы в учреждениях данного типа позволили констатировать противоречия между: объективными потребностями общества в воспитании человека - гражданина, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и неразработанностью теоретических и методических аспектов процесса формирования толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования; значительными потенциальными возможностями формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования (вариативность содержания образования и направленность на развитие способности личности к выбору позиции) и их низкой реализацией в практике указанных учреждений (недостаточная разработка и внедрение образовательных и досу-говых программ, ориентированных на формирование у детей готовности к толерантному поведению).
Таким образом, анализ имеющихся исследований показал недостаточную теоретико-методическую и практическую разработанность темы, что и обусло-
8 вило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Значимость рассматриваемой проблемы предопределила выбор темы исследования: «Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования».
Цель исследования: определение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, способствующих эффективности формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования: образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: эффективность формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования, с учетом особенностей осуществляемого в нем образовательного процесса, обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: актуализация опыта толерантного общения подростков через внедрение дополнительной образовательной программы «Школа мира»; организация социокультурного межличностного взаимодействия подростков путем включения их в учебно-исследовательскую деятельность в области социально-гуманитарных знаний; развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса посредством инновационных методов и приемов.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
Проанализировать состояние проблемы формирования толерантности подростков в философской, психолого-педагогической, социологической литературе.
Уточнить содержание понятия «толерантность» и выделить особенности дополнительного образования детей, способствующие формированию толерантности подростков.
Разработать и апробировать педагогическую технологию формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования толерантности подро- стков в учреждении дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили философские положения о социальной природе психической деятельности человека; положения о системном и личностно-деятельном подходах к анализу явлений и процессов; о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности;
Диссертационное исследование опирается на теорию развития личности в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), диспозиционную теорию личности (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); психологическую теорию о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности (А.Г. Асмолов, Н.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); системный подход (К.А Абульханова-Славская, СИ. Архангельский, В.П. Беспаль-ко, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский и др.); концепцию личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, СВ. Кульневич, И.С. Якиманская и др.); современные концепции дополнительного образования (А.Г. Асмолов, А.К.Бруднов, В.А. Горский, Е.Б. Евла-дова, С.Т.Шацкий, А.И. Щетинская и др.); принципы рефлексивно-гуманистического подхода к развитию человека (Е.З. Кремер, СЮ. Степанов);
10 технологический подход (В.И. Беспал ько, Г.А. Бордовский. В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.В. Селевко и др.).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали: концепция ценностного образования М. Липмана, работы в области этнопеда-гогики (Б.Н. Бессонов, В. И. Баймурзина, Г.Н. Волков, Д.Ж. Валеев, B.C. Ку-кушин и др.). конфликтологии (М.С. Жамкочьян, М.С.Мириманова , B.C. Ма-гун, М.М. Магура, Г.У.Солдатова и др.), педагогические исследования, рассматривающие рефлексию как условие: личностного развития (В.Г. Богин, Б.З.Вульфов, И.Я Лернер и др.); необходимый элемент осознанной деятельности (Г.Г. Гранатов, Ю.Н. Кулюткин, Г.П. Щедровицкий и др.) и эффективного управления педагогическими системами и процессами (А.Г. Лазарев, А.Я. Наин, М.М. Поташник, Н.Я. Сайгушев и др.).
Кроме того, экспериментальную работу мы строили исходя из теории и методологии педагогических исследований (В.В. Краевский, А.А. Кыверялг, А.А. Маслак, А.Я. Наин и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой базы деятельности учреждений дополнительного образования детей; анализ программ учреждений дополнительного образования; ретроспективный анализ личного опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование подростков, педагогов, моделирование социально-педагогических ситуаций в образовательном процессе, педагогический эксперимент; обобщение экспериментальных данных; аналитическая и математическая обработка полученных данных.
База исследования: муниципальные учреждения дополнительного образования детей «Городской центр развития творчества детей и юношества» и Правобережный Центр дополнительного образования для детей г. Магнитогорска, Дом детского творчества Калининского района г. Челябинска.
Исследование проводилось поэтапно в течение 1999 -2004 гг. На каждом этапе в зависимости от задач исследования применялись соответствующие методы исследования.
На первом этапе (1999-2001гг.) был проведен теоретический анализ и обобщение философской, психологической, социологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; определялись теоретические положения исследования, раскрывалось и уточнялось содержание терминологического аппарата; обосновывалась тема, определялись объект и предмет исследования, его цели и задачи, разрабатывалась гипотеза. Разрабатывалась система формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования детей. Проводились диагностические исследования с использованием анкет, тестов, наблюдения. Готовилось программно-методическое обеспечение экспериментальной работы.
Второй этап (2001-2002гг.) предполагал выявление особенностей изменения традиционного образовательного процесса в системе дополнительного образования детей; определение педагогических условий эффективности формирования толерантности подростков; апробацию технологии формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. На втором этапе проверялись выводы и положения рабочей гипотезы.
Основными методами исследования были: формирующий эксперимент, прямое, непосредственное и косвенное наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка экспериментальных данных.
На третьем этапе (2002-2004 гг.) был проведен формирующий эксперимент, цель которого - выявление эффективности разработанной технологии, комплекса педагогических условий формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования; проведена обработка и систематизация полученных результатов; уточнены теоретико-методологические выводы; завершено литературное оформление работы.
На данном этапе применялись следующие методы: тестирование, психолого-педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
12 Научная новизна исследования:
Теоретически разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Разработана педагогическая технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятия «толерантность»; обозначении специфики образовательной среды учреждения дополнительного образования, способствующей формированию толерантности подростков.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: полученные результаты могут быть использованы в деятельности учреждений дополнительного образования; в системе повышения квалификации работников образования; разработанные и апробированные образовательные и до-суговые программы «Социология для юных», «Школа мира», «Шаги в науку», направленные на формирование толерантности подростков, могут быть использованы в практике социально-педагогической деятельности образовательных учреждений различного типа.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических позиций исследования, анализом со-* временных подходов к проблеме формирования толерантности подростков; организацией экспериментальной работы с применением комплекса современных и адекватных методов обработки полученных данных; длительным характером и практической апробацией данных исследования в работе по формированию толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Толерантность - основанная на ценностных ориентациях готовность субъекта к осознанным личностным действиям, направленным на выстраивание отношений с представителями иной социальной, нравственной, культур- ІЗ ной среды на конструктивной основе, на расширение собственного опыта путем приобщения к иным культурам, взглядам.
Особенностями дополнительного образования, способствующими формированию толерантности подростков, являются его личностно-ориентированный характер, направленность на творческое развитие личности, возможность выбора и расширения круга общения, соответствующего интересам личности ребенка, вариативность и дифференцированность содержания, органичное сочетание разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности.
Комплекс педагогических условий эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования включает в себя: актуализацию опыта толерантного общения подростков через внедрение дополнительной образовательной программы «Школа мира»; организацию социокультурного межличностного взаимодействия подростков путем включения их в учебно-исследовательскую деятельность в области социально-гуманитарных знаний; развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса посредством инновационных методов и приемов.
Педагогическая технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами: мотивационным (формирование внутреннего мотива к толерантному поведению), содержательным (усвоение норм и правил общественной коммуникации, формирование ценностных ориентации социальной направленности, изучение социально-гуманитарных дисциплин), процессуальным (игровые, проблемно-поисковые методы, тренинги, приемы эмпатии, доверительного общения, рефлексивные приемы, нетрадиционные формы организации занятий), результативно-оценочным (критерии и показатели сформи-рованности толерантности и методы их диагностики).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: - исследовательской работы в Городском центре развития творчества де тей и юношества, Правобережном Центре дополнительного образования для детей г. Магнитогорска, Доме детского творчества Калининского района г. Челябинска; организации и проведения методологических семинаров для педагогов Городского центра развития творчества детей и юношества г. Магнитогорска, Дома детского творчества Калининского района г. Челябинска по проблематике исследования; участия в научно-практических конференциях различного уровня по проблемам инновационных процессов в образовании: международной (г. Челябинск, ЧГПУ, 2004 г.), всероссийских (г. Магнитогорск, МаГУ, 2001, 2002,2004 гг.), региональных (г. Магнитогорск, МаГУ, 2003,2004 гг., г. Челябинск, ЧГПУ, 2004 г.), межвузовской (г. Челябинск, ЧГПУ, 2004г.).; отчетов на заседаниях кафедры педагогики МаГУ (2002 — 2004 гг.); публикаций основных положений и результатов исследования в работах автора (2001-2004 гг.)- Всего автором по проблеме исследования опубликовано 8 работ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (250 наименований, 4 из них - на иностранном языке) и приложений.
Во введении дается обоснование актуальности исследования; формулируется объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования; характеризуется методологическая основа, научная новизна и практическая значимость работы, приведены положения, выносимые на защиту, а также апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе представлен ретроспективный анализ проблемы, а также анализ состояния проблемы в современной теории и практике, описан комплекс педагогических условий формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования и разработана педагогическая технология формирования толерантности подростков.
15 Во второй главе раскрывается общая характеристика опытно-экспериментальной работы, показан ход реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантности подростков. Подведены итоги результатов исследования.
В заключении показано, как решены поставленные в исследовании задачи, сформулированы выводы.
Формирование толерантности подростков как педагогическая проблем
Анализ теоретических источников показывает, что идея толерантности имеет давнюю историю. Как явление она зародилась в эпоху античности, открывшей миру институт гражданства и связанную с ним систему ценностей -свободы, уважения к человеческой личности, её индивидуальности. И хотя в эту эпоху проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей: Демокрита: «...добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого» (204, с. 131); Аристотеля: «...худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший же не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим...», Сенеки: «... лучшее средство от обиды - прощение, человек для человека - святыня...»(204,с.З52).
Почти в то же самое время Конфуций высказывал взгляд на проблему конфликта, открыто предлагая идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» (204,с.63). При этом он видел источник конфликтов в невоспитанности и необразованности людей (14,с.123).
Платон, говоря о всеобщности закона войны в круговороте развития, уже считал её величайшим злом, которое порождено именно его эпохой: «... самое лучшее - это ни война, ни междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же - это всеобщее миролюбие»(204,с.166).
Понимая неизбежность войны и зло, которое она несет, мыслители пытались найти способы сосуществования, обеспечивающие мир. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась в начальный пе 17 риод своего развития доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Обоснование важности толерантности для христианства можно увидеть в трудах многих древних философов, но особое место принадлежит Тер-туллиану. По его мнению, зло порождает гнев, а, породив его, ведет к греху. Отсюда происходят вражда, человекоубийство, т. е. нетерпимость. Основой толерантности является равновесие, вменяющееся человеку как его долг: запрещается гнев, обуздывается своеволие и «изымается яд с языка». Это возможно лишь благодаря терпению, которое надо вырабатывать в себе (14,с.135).
В 13 веке Фома Аквинский выдвигал идею человеколюбия: «Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не нашего» (204,с.556).
Исторически первой формой толерантности была веротерпимость, В учениях раннего христианства сформулированы нравственные принципы взаимоуважения и взаимной свободы. В Новом завете в части от Матфея святое благовествование, содержащем знаменитые заповеди из Нагорной проповеди Иисуса Христа, говорится: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7.12)(14,с. 163). Проповедуя отношения равенства, христианство не внесло ничего особенно нового, поскольку и до того считалось правильным не делать ближнему того, чего не желаешь себе. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия (как от неприемлемого средства приобщения человека к вере) и искренность убеждений (выбора веры)(147,с.227).
Принципы толерантности в области религии и веры впервые изложил Мартин Лютер в своем трактате «О светской власти и о том, в какой мере ей следует повиноваться» (14,с.567). Самые известные защитники толерантности появляются в XVII веке - либеральные кальвинисты в Голландии, вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний (Вильям Пен и Роджер Уильяме). Они сформулировали целый ряд принципов толерантности, число которых не увеличивалось в следующем столетии. Созданные философами и теологами принципы редко использовались в полной мере властями и политика 18 ми. В XVII веке, когда наиболее авторитетные философы были единодушны во мнении, что акты толерантности не только своевременны, но и мудры, в Европе наблюдается усиление преследований (147, с.227).
В эпоху Возрождения Т. Мор, Ф. Рабле выступают с резкой критикой конфликтов. Высказывания о природе конфликта и мира впервые подробно рассматриваются в теоретических работах английского философа Френсиса Бэкона: «..Кто пытается установить мир, не обсудив причин разногласий, тот скорее обольщает людей сладостной перспективой согласия, чем приводит их к подлинному и справедливому согласию... Всякая насильственная мера чревата новым злом...» (205, с.44).
Особой чертой политических воззрений Эразма Роттердамского являлось миролюбие. Войну он считал величайшим злом, порождением безнравственности. Мир, по его мнению, может быть достигнут только путем морального перевоспитания людей. Ученый предупреждал государственных деятелей и народы: «.. .начать войну легко, а закончить трудно...», призывая отказаться от войн как способа решения конфликтов (204,с. 657). В его труде «Жалоба мира // Трактаты о вечном мире» можно уловить идеи толерантности: «... для того, чтобы избежать многих раздоров и столкновений, следует снисходительно относиться к некоторым вещам, ибо вежливость порождает и вызывает вежливость...»(241, с .145).
Вопрос толерантности теоретически обосновал Джон Локк в своих трудах «Опыт о веротерпимости», «Послание о веротерпимости». Согласно Лок-ку, толерантность имеет двойное основание: политическое и нравственное. Концепция толерантности Дж. Локка, базирующаяся на теории общественного договора, может быть сведена к нескольким положениям. Задача государства — поддерживать и защищать интересы граждан. Он проводит границу между тем, что принадлежит к сфере духовной, и тем, что относится к области гражданского мира и безопасности. Власть церкви должна быть ограничена рамками церкви и никоим образом не может распространяться на гражданские де 19 ла, ибо сама церковь отделена и отлична от государства. При этом человек свободен в выборе религии.
Педагогическая технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
Объективная сложность и глобальность проблемы воспитания толерантной личности требует четко скоординированных конструктивных действий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве педагогической технологии формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. Для разработки данной технологии нам необходимо рассмотреть существующие практико-ориентированные подходы к формированию толерантности детей и выделить особенности дополнительного образования, благодаря которым этот процесс будет осуществляться наиболее успешно.
А.В. Никольский (158), А.Г. Кинкулькин (113) рассматривают обществоведческое и историческое образование как центральный фактор формирования толерантности подростков. Особую роль они отводят процессуальной стороне образовательного процесса, которая предусматривает организацию обучения в формах, соответствующих принципам личностно-ориентированной педагогики: дискуссии, деловые игры, дебаты, решение проблемных задач, моделирование ситуаций и т.п. Проектирование образовательного процесса должно предусматривать наличие так называемого пространства неопределенности, в котором учащийся осознавал бы себя подлинным субъектом познавательной деятельности, где от него зависит выбор тех или иных вариантов решения учебной задачи, а также степени и формы участия в этом.
В.А. Лекторский, обращаясь к проблеме толерантности, выделяет наряду с другими такое понимание толерантности, влекущее практические следствия, как «...расширение собственного опыта и критический диалог» (135). Согласно этому пониманию, каждая культура, ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонт своего собственного опыта. Самые интересные идеи в истории философии и науки возникали как раз при столкновении и взаимной критике разных концептуальных каркасов, интеллектуальных парадигм. «Само отношение к себе как Я, то есть элементарный факт саморефлексии возможен только на основе того, что я отношусь к другому человеку, что я могу отнестись к самому себе как к другому, то есть мысленно или в воображении встать на точку зрения другого. Каждый человек не только обладает самоидентичностью. Он может изменять, развивать эту самоидентичность, меняясь в существенных отношениях...Развитие идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями, возможностью понять эти другие позиции и посмотреть на себя с иной точки зрения» (135).
Способами преодоления нетерпимости В.А. Лекторский считает искусство, мораль, философию. По его мнению, искусство является прежде всего способом приобщения к иному опыту: человека, социальной группы, культуры. Искусство выступает как своеобразная форма коммуникации, диалога. Способ этот уникальный и ничем незаменимый, ибо во многих случаях понять чужой опыт, вчуствоваться в него, сопережить его иначе, чем посредством искусства, невозможно. Мораль выступает как умение и способность сопережить чужие проблемы и чужую боль, как способ утверждения бытия другого человека, как способ включения этого бытия в мое бытие, а моего бытия в бытие другого. Философия также обладает коммуникативными возможностями, поэтому преподавание её" в виде курса для детей представляется как необходимое условие воспитания толерантности. Философия - это не только школа критического мышления, но и совершенно уникальный способ выявления предпосылок собственных рассуждений и рассуждений оппонента, способ понять чужую точку зрения и в то же время критически отнестись как к своей, так и к чужой позиции (135). Гуманитаризация образования позволит, по мнению В.А.Лекторского, обеспечить толерантные начала, «... ибо только лишь на основе изучения гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированность истории. Более того, только лишь гуманитарно образованный человек может не догматически понимать основы самого естественнонаучного знания, понимать то, что само это знание исторически и культурно определено» (135, с.17).
Метью Липман, известный теоретик образования, директор института по развитию философии для детей (Монтклэр, США), предлагает технологически проработанную концепцию философского образования детей (138). Он обосновывает рефлексивно-деятельностные или исследовательские методы трансляции ценностного знания и обучения миролюбию. По его мнению, оптимальный контекст такой трансляции - систематическое философское обучение детей в школе, развивающее у детей навыки разумного мышления и поведения. Теоретико-педагогическая и философская концепция М Лшшана исходит из двух предпосылок: во-первых, веры в разумность человека, во-вторых,.убеждения, что образование, если оно станет рефлексивно-исследовательским, наиболее действенный институт общества, способный существенно уменьшить неразумие, насилие и саморазрушительность человека.
Педагогические идеи, которые предлагает М. Липман, на первый взгляд просты. Во-первых, детей следует значительно больше, чем сейчас принято, знакомить с философией и систематично учить умению самостоятельно рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий, таких как личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс, насилие и др., а также о связях и отношениях этих понятий. Во-вторых, у них должно быть гораздо больше практики по овладению способами разрешения эмоциональной напряженности, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов: «...ученики могут получить хорошие практические навыки общения и решения проблем, если только они с самого начала сталкиваются с проблемами, непосредственно их затрагивающими и действительно нерешенными. Именно здесь философия как дисциплина, построенная таким образом, чтобы быть доступной даже для самых маленьких школь ников, может оказаться чрезвычайно полезной. Философия предлагает людям идеи для размышления — идеи, которые нельзя обсудить раз и навсегда, поскольку они веками останутся предметом спора» (138).
Для реализации этих идей необходимо создание такой структуры, в которой ребенок может максимально раскрыть свою индивидуальность и в которой его взгляды получали бы коллективную апробацию. В педагогике Липмана такой структурой является детский коллектив, превращенный в «сообщество исследователей». «Сообщество исследователей» - центральное понятие всей его педагогики и технологии обучения и ещё шире - его социальной философии.
Реализация комплекса педагогических условий эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования
Экспериментальная работа по формированию толерантности подростков в учреждении дополнительного образования строилась на основе выявленных педагогических условий.
Формирующий этап эксперимента протекал в естественных условиях образовательного процесса Городского центра развития творчества детей и юношества г. Магнитогорска и Дома детского творчества Калининского района г. Челябинска по типу вариативного, что связано с целенаправленным варьированием одного из педагогических условий, подвергающихся экспериментальной проверке в различных группах с выравненными параметрами других условий, и сравнением результатов обучения. На основании результатов констатирующего эксперимента было сформировано 4 группы: 3 экспериментальных и 1 контрольная. Экспериментальные группы были созданы с ориентацией на реализацию различных педагогических условий эффективного формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось второе и третье педагогические условия - организация социокультурного межличностного взаимодействия подростков путем включения их в учебно-исследовательскую деятельность в области социально-гуманитарных знаний и развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса посредством инновационных методов и приемов. Во второй группе (ЭГ-2) реализовались первое и третье условия - актуализация опыта толерантного общения подростков через внедрение дополнительной об 104 разовательной программы «Школа мира» и развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса посредством инновационных методов и приемов. В третьей группе (ЭГ-3) проверялась эффективность совокупности педагогических условий, выдвинутых нами в гипотезе. В контрольной группе (КГ) формирование толерантности подростков не предусматривало целенаправленной работы педагога. Рассматривая процесс формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования детей, необходимо отметить, что он опирается на целостный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения данного типа.
Поэтому мы выдвигаем первое педагогическое условие формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования: актуализация опыта толерантного общения подростков через реализацию дополнительной образовательной программы «Школа мира».
При разработке дополнительной образовательной программы, направленной на формирование готовности подростков к толерантному поведению, мы опирались на методологические разработки А.Г. Асмолова (26), Л.В. Байборо-довой (179), Г.Н. Волкова (63), М.А. Ковальчук (179), B.C. Кукушина (129), М. Липмана (138), М.И. Рожкова (179). Разрабатывая содержательную часть программы, мы использовали практические работы А.Л. Бойко (46), В.В. Дягилева (97), В.В. Глебкина (78), Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой (155). Проектирование дополнительной образовательной программы «Школа мира» осуществлялась на основе разработанной педагогической технологии с учетом личностно-деятельностного подхода.
Концептуальной основой программы явилась педагогическая методика обучения миролюбию М. Липмана и разработанная им программа «Философия для детей» (138), нацеленная на развитие мыслительных навыков, стимулирующая у детей критическое мышление, которое поможет ребенку в дальнейшем не стать объектом манипуляции со стороны эмоций, стереотипов, средств массовой информации, общественных групп и политических партий; других людей. Критическое мышление позволяет обнаружить новые пути решения проблем (альтернативы), возможные направления улучшения, до этого маскируемые либо неосознаваемые подростком. Основная идея программы — продвижение подростка к позиции человека миролюбивого, понимающего, признающего мир в его многообразии, стремящегося к расширению собственного опыта познания. На каждом этапе освоения программы нами использовались разнообразные методические приемы, позволяющие решать поставленные задачи.
Работа над формированием индивидуальной системы ценностей у подростков была связана с обсуждением и анализом следующих понятий и явлений: "вечные" и индивидуальные ценности; индивидуальная иерархия ценностей; демонстрация возможной рассогласованности трех компонентов индивидуальной системы ценностей; декларируемые (провозглашаемые) ценности; актуальные "болевые точки" в системе ценностей - ценности, обладающие наибольшей значимостью из-за низкой удовлетворенности; реальные поведенческие усилия по реализации ценностей; осознание истинной иерархии ценностей и регуляция поведения. Работа в этом направлении носила преимущественно индивидуальный характер, каждый из участников самостоятельно работал по предложенному алгоритму, участникам предоставлялась максимальная свобода по мере открытости при обсуждении обнаруженных результатов. С другой стороны, групповой характер работы позволял подросткам почувствовать, что их ситуация не уникальна, что придает уверенности в своих силах. Предлагалось выполнить следующие задания.
I. Написать в свободном порядке список своих ценностей. Под ценностями советовалось понимать то, что является действительно значимым, то, без чего плохо, то, чего всегда недостаточно (идея ненасыщаемости). Ранг 1 - декларируемые ценности.
2. Проранжировать ценности. На первом месте ценность, имеющая наибольшее значение, на последнем - ценность, имеющая наименьшую значимость по сравнению с остальными. Далее подросткам нужно было провести анализ написанных ценностей с точки зрения их актуальности (значимости и удовлетворенности на сегодняшний день). Ранг 2- актуальные ценности.
Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
На основе проведенного анализа мы разработали технологию формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: мо-тивационного, содержательного, процессуального, результативно-оценочного. Целью образовательного процесса учреждения дополнительного образования в данном случае выступает формирование у подростков готовности к толерантному поведению. Цель конкретизируется в задачах: формирование системы ценностных ориентации социальной направленности; развитие у подростков гибкости и многовариативности оценок происходящего, способности к принятию противоречивой информации; формирование позитивного отношения к самому себе, устойчивости к конфликтам; развитие навыков социально одобряемого межличностного взаимодействия. Назначение мотивационного компонента предлагаемой нами педагогической технологии - формирование у подростков внутреннего мотива к толерантному поведению, понимаемого как опредмеченная потребность. В содержательном компоненте заложен процесс усвоения норм и правил общественной коммуникации, формирования ценностных ориентации на основе общечеловеческих ценностей через приобщение к различным культурам и изучение социально - гуманитарных дисциплин. Результативно-оценочный компонент объединяет в себе уровни сформированное толерантности подростков (низкий, средний, высокий) и их показатели-критичность и гибкость мышления подростка, устойчивость к неопределенности, характер межличностного взаимодействия подростков. Конечным резуль 143 татом реализации педагогической технологии является переход ребенка на более высокий уровень сформированности толерантности.
Для реализации педагогической технологии ценностного образования нами был определен комплекс педагогических условий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования: актуализация опыта толерантного общения подростков через внедрение дополнительной образовательной программы «Школа мира»; организация социокультурного межличностного взаимодействия подростков путем включения их в учебно-исследовательскую деятельность в области социально-гуманитарных знаний; развитие компетентности педагогов в формировании толерантной среды образовательного процесса посредством инновационных методов и приемов.
В исследовании были выделены уровни сформированности толерантности: низкий, средний, высокий. Каждый из этих уровней наполнен своим содержанием и соответствует выделенным показателям сформированности толерантности: критичность и гибкость мышления; устойчивость к неопределенности; характер межличностного взаимодействия.
В ходе исследования получены результаты, научная новизна которых заключается в том, что: разработана технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования, построенная на принципах системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов; теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятия «толерантность»; обозначении специфики образовательной среды учреждения дополнительного образования, способствующей формированию толерантности подростков.
Результаты исследования имеют практическую значимость, так как разработанная технология формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования, включающая программы методологических семинаров для педагогов и дополнительных образовательных программ для детей, а также выявленные критерии и показатели сформированности толерантности могут быть использованы в практике работы педагогов дополнительного образования, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Проведенная экспериментальная работа с подростками в условиях учреждения дополнительного образования обеспечила конкретные изменения в их личностной сфере. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, отзывы педагогов и подростков.
В процессе экспериментальной работы рабочая гипотеза исследования была подтверждена. Эффективность формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования зависит от реализации предложенной нами педагогической технологии ценностного образования и соблюдения комплекса педагогических условий.
В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что учреждения дополнительного образования обладают реальным потенциалом для формирования толерантности подростков.
Данное исследование не решает всего комплекса проблем, касающихся формирования толерантности подростков в учреждении дополнительного образования. Перспективным, на наш взгляд, является разработка диагностических методик для определения уровней сформированности толерантности учащихся разных возрастных групп, а также выявление педагогических условий формирования толерантности детей в системе семейного воспитания, в деятельности детских общественных организаций.