Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Моисеева Алена Николаевна

Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования
<
Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеева Алена Николаевна. Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2006 191 с. РГБ ОД, 61:06-13/1509

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретическое обоснование формирования эмпатическои культуры подростка в учреждении дополнительного образования 13

1.1 Теоретический анализ проблемы формирования эмпатической культуры личности 13

1.2. Эмпатическая культура подростка: сущность, структура, функции 38

1.3. Комплекс педагогических условий формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования 61

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование процесса формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования 90

2.1 Педагогический инструментарий диагностики эмпатической культуры подростка 90

2.2. Процесс формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования 111

2.3. Подготовка педагогов дополнительного образования к организации процесса формирования эмпатической культуры подростка 132

Выводы но второй главе 147

Заключение 152

Библиография 158

Приложение 180

Введение к работе

Мировое сообщество нуждается в гуманных людях, понимающих высшие цели человеческого существования, стремящихся к утверждению гармонии межличностных отношений во всех сферах жизни. Культура межличностного взаимодействия становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, способного к восприятию эмоциональных проявлений других людей и адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих.

Эмпатическая составляющая человеческой культуры, во многом определяя содержательную логику гуманистического возвышения межличностных отношений, обеспечивает адекватное познание, восприятие и понимание человека человеком, и проявляется в способности индивида сопереживать, сочувствовать и содействовать людям. Устойчивый социальный запрос на человека нового типа, способного проявлять соучастие, эмпатию по отношению к другим людям, ориентирует педагогику на совершенствование культуры проявления эмпатии школьниками в образовательном процессе.

В педагогических исследованиях отмечается особая сложность развития культуры эмпатии у подростков, которые нередко проявляют категоричность, неуступчивость во взаимодействии с людьми, считают грубость и независимость поведения признаками взрослости. Констатируя неразвитость эмпатической культуры подростков, педагогическая наука, однако, пе удовлетворяет потребности педагогической практики в рекомендациях по ее совершенствованию.

В пауке имеются предпосылки, которые позволили провести исследование в данном направлении.

Философские исследования сущностных основ эмпатии (Т. Липпс, Г. Спенсер, Л. Шопенгауэр, М. Шелер) и культуры (10.Л, Афанасьев, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман, Э.С.

4 Маркарян, А, Швейцер), позволяют осмыслить эмпатическую культуру как регулятор понимания людьми друг друга, разделяющих единые социокультурные ценности.

В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (А.Л. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджсрицкая, К. Роджерс, И.М. Юсупов и др.) и как процесса (Л.Н, Джрназян, Н.Н, Обозов, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, О.В. Порваткина И др.)* уровней ее развития {Ю.Б, Гиппенрейтер, ТЛО. Корякина, ЕЛІ. Козлова), механизмов формирования (А.П. Сопиков и др.). этапов становления (Л.В. Веденеева, Л.П. Стрелкова, И-М. Юсупов).

В исследованиях педагогов проблема формирования эмпатиче-ских качеств представлена в таких частных показателях, как милосердие (А. Дистервег, П,Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, И.Г\ Песталоцци), сочувствие (М.И. Демков, Ж.-Ж, Руссо), соучастие (А,С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский), эмоционально-нравственная отзывчивость (В.Г. Белинский, СМ. Каргапольцев, А,И. Кирьякова и др.), сопереживание, сочувствие, содействие (Л.В. Веденеева, Е.Р. Овчаренко, И.В, Кашуба, Н.А. Мозговая). Особый интерес представляли для нас работы И.М. Насенковой, А.Н. Насифуллиной, Т.В. Романовой, А.А. Буданцовой, позволившие выделить совокупность признаков, раскрывающих содержание эмпатической культуры личности.

Возрастные особенности эмоциональной сферы подростка раскрыты в работах Л.И. Божович, Т.П. Гавриловой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.В, Маликова, Д.И, Фельдштейна и др.

Инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования детей, преодоление единообразия и формальной усредненностн в организации учебно-воспитательного процесса могут выступать фактором формирования эмпатической культуры подростка за счет своего педагогического потенциала. Тем не менее, остаются

5 нерешенными вопросы создания целостной системы педагогических условий ее формирования. Недостаточно изучены педагогические возможности данного социального института в организации педагогического процесса формирования эмпатической культуры подростка в аспекте их полифункциональпого, позитивного влияния на эмоциональную сферу личности.

Обращение исследователей к проблеме эмпатической культуры, с одной стороны, и недостаточная изученность такого важного для межличностного взаимодействия феномена-с другой, определили область исследования нашей диссертационной работы.

Существуют противоречия между:

объективной потребностью общества в людях, ориентированных на культуру проявления эмпатии в межличностных отношениях и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

необходимостью развития эмпатической культуры подростка и фрагментарной изученностью этого процесса в теоретическом и методическом планах;

- современной установкой дополнительного образования на эмпа-
тическое взаимодействие его субъектов и отсутствием эффективной
методики развития эмпатической культуры подростков.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развития эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования.

Общепедагогическое и практическое значение обозначенной проблематики и социокультурная необходимость ее разрешения обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования"-

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование
комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное
формирование эмпатической культуры подростка в учреждении до-
1 полнительного образования.

Объект исследования: процесс формирования эмпатической культуры подростка.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования будет более эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

- использование педагогического потенциала учреждения дополни
тельного образования как фактора формирования исследуемого вида

і культуры;

формирование эмпатической культуры моделируется как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение подростком способов эмпатийного отношения к себе, другому и окружающему миру в различных видах совместной деятельности;

обеспечение каждого этапа педагогическими средствами, адекватными формируемым компонентам культуры, обуславливающим поступательное развитие от эмпатии "когнитивное соучастие" до эмпа-тии "волевое соучастие";

осуществление подготовки педагога к организации процесса формирования эмпатической культуры подростка.

Гипотеза, цель, объект, предмет исследования определяют поста-новку решения следующих задам:

I. Оценить состояние проблемы формирования эмпатической культуры подростка в теории и практике педагогического образования.

2. Обосновать содержание и структуру эмпатической культуры подростка как интегративного качества личности,

3- Раскрыть потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в формировании эмпатической культуры подростка.

4. Спроектировать процесс формирования эмпатической культуры
подростка в учреждении дополнительного образования.

5, Разработать методическое сопровождение деятельности педагога,
ориентированного на формирование эмпатической культуры подростка
в учреждении дополнительного образования.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

психологические исследования природы, механизмов и форм проявления эмпатии (В.В, Бойко, Т.П. Гаврилова, М.Г. Гаурон; Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Н. Джрназян; В.Л, Лабунская, Н.Н.Обозов, Т.И. Па-шукова, К, Роджерс, И.М. Юсупов и др.);

теоретические подходы к структуре, анализу и характеристике культуры (Н, Абаньяно, Е.И. Видт, М.С.Каган, Ю.М. Лотман, М. Хай-деггер, Э, Холл и др.);

идеи личностно-ориентированного образования (В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С,Якиманская и др.);

теория становления личности в различных видах деятельности (К,А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

теории общения и межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, А,А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л, Рубинштейн, Л.И. Савва; И.Ф. Харламов и др.);

теория и методология педагогических исследований (В.И. Андреев, AT. Гостев, Т.Е. Климова, В.В. Краевский, А.Я. Наин и др-);

психологические особенности подросткового возраста (Л.И. Бо-жович, Л.С- Выготский, В.В. Давыдов, Д.И- Фельдштейн, Д.Б. Элько-нин и др.);

8 - концептуальные положения теории всестороннего развития личности в учреждениях дополнительного образоваия (В.А, Горский, А.Я. Журкина, М.Б, Коваль, О.Е. Лебедев, СВ. Сальцева, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская и др.)-

Экспериментальной базой исследования являются ГУДОД "Областной детский эколого-биологический центр", МУДОД г. Оренбурга и ''Центр дополнительного образования" г. Магнитогорска. Разными видами эксперимента было охвачено 472 подростка, 22 педагога дополнительного образования. Исследование выполнялось в течение 2002 — 2006гг. и включало три основных этапа.

На первом этапе (2002-2003гг.): изучалась научная литература по эмпатической культуре; определялась тема, объект, предмет, цель и задачи исследования; определялись стратегия, программа и методы исследования; проводилась констатирующая часть опытно-экспериментальной работы. Методы: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.

На втором этапе (2003-2005гг.): изучались особенности формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась рабочая гипотеза; апробировались педагогические условия формирования эмпатической культуры подростка; обосновывались критерии и показатели уровней сформированности изучаемого феномена. Методы: педагогический эксперимент, педагогическое и психологическое тестирование, педагогическое наблюдение.

На третьем этапе (2005-2006гг.) анализировались, обрабатывались количественные и качественные результаты проведенного исследования, уточнялись теоретические и практические выводы, проводилось оформление результатов работы; разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику. Методы:

9 статистическая обработка экспериментальных данных, педагогическая интерпретация результатов работы.

Научная новизна исследовании заключается в том, что:

выявлен педагогический потенциал учреждения дополнительного образования в формировании эмпатической культуры подростка, включающий: разнообразие субъектного образовательного взаимодействия по удовлетворению потребности подростка в доверительном общении; комфортную обстановку сотрудничества, сотворчества и партнерства педагога и подростка; вариативность и нестандартность содержания и форм организации занятий и видов деятельности подростка; добровольность участия воспитанника в творческом объединении;

выделены теоретико-методологические основания проектирования этапов формирования эмпатической культуры подростков (логика развертывания эмпатического процесса от эмпатии "когнитивное соучастие11 до эмпатии "волевое соучастие").

определен комплекс педагогических условий, способствующий повышению эффективности формирования эмпатической культуры подростков.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

уточнены признаки понятия "эмпатическая культура подростка" как такого вида культуры поведения, в котором сфокусированы и синтезированы сущностные характеристики феноменов "эмпатия" и "культура", интегрирующей основой выступает эмпатический подход;

результаты исследования могут послужить основой совершенствования концепции дополнительного образования за счет обогащения ее пространством развития эмпатической культуры воспитанников; созданием предпосылок для моделирования педагогом обстоятельств, побуждающих подростков контролировать свою эмоциональную сферу в социальном взаимодействии.

10 Практическая значимость исследования:

определены критерии и показатели диагностического обеспечения эффективности процесса формирования эмпатической культуры подростка, позволяющие педагогу отслеживать его результативность;

представлено технологическое описание педагогических средств, способствующих расширению методического арсенала педагогов дополнительного образования в формировании культуры эмпатии как интегративного качества личности подростка;

разработано научно-методическое сопровождение поэтапного процесса формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования.

Достоиерноеть полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, цели и задачам изыскания; воспроизводимостью результатов экспериментальной работы и репрезентативностью полученных данных; их количественным и качественным анализом.

Основные положения, выносимые иа защиту:

1. Эмпатическая культура подростка - интегративное личностное качество, выражающееся в гармонизации понимания людьми друг друга на основе принятия им сопереживания, сочувствия, содействия, в качестве личной, социальной и культурной ценности, определяющей индивидуальное поведение в межличностных отношениях с окружающим И-

2- Потенциал учреждения дополнительного образования обусловлен возможностью организации педагогического процесса, направленного па развитие следующих умений подростка: воспринимать внешнюю экспрессию и определенные поведенческие реакции собеседника; опознавать эмоциональные состояния и переживания другого человека;

проявлять и предъявлять собственные переживания другим людям; эмоционально откликаться на переживания другого человека,

3- Теоретической предпосылкой проектирования поэтапного формирования эмпатической культуры подростка выступает логика развертывания эмпатического процесса; критерием для выделения этапов выступает степень сформированное ее компонентов — когнитивного, эмотивного, конативного. Данные признаки правомерно рассматривать в качестве выделения трех этапов формирования культуры эмпатии подростка. Первый этап — "Я вас понимаю'1 - связан с освоением "языка эмоций", развитием эмпатийной наблюдательности, эм пати иного слушания, эмпатийного понимания другого. Второй — "Я вам сочувствую" - основан на вхождении во внутренний мир другого с помощью "языка чувств и переживаний", при умениях отождествлять себя с другим и ставить себя на место другого. Третий — "Я вам помогу" - проявляется в действенной помощи другому при вербальном сочувствии и волевом содействии другому.

4. Методическое обеспечение деятельности педагога по практической реализации поэтапного процесса формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования включает систему педагогических методов и средств, способствующих обогащению подростком собственного "эмоционального фонда" и накоплению им опыта помогающего поведения (ситуации конструирования эмоций, распознавания вербальных и невербальных эмоциональных состояний, тренинг предъявления собственных эмоциональных состояний, упражнения на эмпатическое взаимодействие, ролевые и имитационные игры, методики проективного типа). На первом этапе доминируют ситуации "когнитивного соучастия", на втором - "эмоционального соучастия", на третьем — "волевого соучастия".

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных науч-

12 но-практических конференциях: "Географическое и экологическое образование в школе и вузе" (Пермь, 2002г.); "Воспитание в контексте глобализации культуры и становления информационного общества" (Оренбург, 2004г.); на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания'1 (Казань, 2003г.); "Модернизация образования: проблемы, поиски, решения" (Оренбург, 2004г.); " Вызовы XXI века и образование" (Оренбург, 2006г.); "Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания в высшей школе" (Акто-бе, 2003г.); "Учить учителя" (Самара, 2004г.); в научных трудах и сборниках статей: "Актуальные проблемы педагогической теории и практики" (Оренбург, 2005г.); "Перспектива" (Оренбург, 2004г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы ГУДОД "Областной детский эколого-биологический центр" г. Оренбурга и МУДОД ь;Цептр дополнительного образования" г. Магнитогорска.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Теоретический анализ проблемы формирования эмпатической культуры личности

В параграфе рассматриваются подходы к определению понятия "культура", "эмпатия" и "формирование эмпатической культуры" как базовых в уточнении изучаемой дефиниции "эмпатическая культура подростка". Каждое дополнение к основному термину сужает понятийное поле, делает определение более конкретным и пригодным для описания исследуемых предмета и объекта, В современных социокультурных условиях, когда общество переживает период нестабильности и социальных конфликтов, во многих сферах нашей жизни на первый план выходит проблема взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества. Это особая система отношений, в которой определенное место занимает эмпатическая культура. Определение данного понятия с учетом современных достижений педагогической науки и практики требует изучения входящих в его состав терминов: "культура", "эмпатия", "формирование", "отношения". Выявляя сущность данного феномена, следует исходить из того, что эмпатическая культура является частью общей культуры. В настоящее время насчитывается около 500 определений культуры, а такое содержательное многообразие свидетельствует о ее многогранности и полифункциональности. В контексте диссертационного исследования представляется це лесообразным рассмотрение ведущих подходов к определению культу ры: антропологического, аксиологического, личностно- деятельностного, социального, функционального, коммуникативного и эмпатичеекого (80,102). Антропологический подход определяет понятие культуры как понимание человеком необходимости осознания своей собственной природы, стремление к познанию, счастью, добру, свободе, справедливости и т.п. В рамках данного подхода к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком (Л. Дистервег); целью культуры является человек (Ф. Шиллер); культура - совокупность особенностей, присущих человеку (Э. Тейлор); культура - универсальный способ человеческого бытия (Т.Ф. Кузнецова) (84, С. 14-15). Аксиологический подход рассматривает культуру как гармонизацию отношений между людьми с позиций ценностей, смыслов и идеалов (103, С. 171), Сущность культуры, по А. Щвейцеру, не в материальных достижениях, а в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека; ценностная природа культуры - не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, осуществление идеала (Н.З. Чавчавадзе, Г, Францев) (215; 84, С. 15), Согласно личностпо-деятельностиому подходу, культура - результат развития индивида, проявляющийся в характере его деятель- ности и поведения, и одновременно система его личностных ценностей и уровень овладения ими. (В.Е. Давидович, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов) (63; 123; 84, С. 15). Функциональный подход определяет культуру как средство осуществления человеческой деятельности, способ реализации человеческих потребностей (80). С позиций социологического подхода культура детерминируется системой условий жизни людей и характеризует межличностные отношения- В жизни общества межличностные отношения обеспечивают такое взаимодействие человека с человеком, при котором каждый из них вступает не только как субъект, но и как объект познания. Он проявляется в использовании субъектами межличностных отношений в процессе общения определенных жестов, мимики, в информации, которая передается друг другу при помощи различных стандартов общения - кодов, знаков, символов. Обозначенный подход определяет культуру, прежде всего, как понятие коллективное; она есть форма общения между людьми (Ю.М. Лотман), совокупность общественных отношений (ІО-Л- Афанасьев) и программа образа жизни (В,И. Сага-товский) (12). В аспекте коммуникативного подхода Ю-М. Лотман дает семиотическую интерпретацию культуры. Она является системой информационных кодов, закрепляющей жизненный социальный опыт, а также средства ее фиксации. Культура определяется сложной семиотической системой транслирующей программы поведения общения и деятельности (103, С. 171). Содержательная характеристика культуры рассматривается с позиций эмпатического подхода. Сущность его состоит в следующем: поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой"1, т,е, мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, его чувства, мысли, ожидания и стремления (61, С. 33). Многие исследователи приравнивают культуру к общению, исходя из того, что коммуникация и общение являются важной частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Американский ученый Э. Холл утверждает, что культура - это коммуникация, а коммуникация - это культура. В контексте такого толкования, многие западные ученые "образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми" (61, С. 101).

Эмпатическая культура подростка: сущность, структура, функции

Анализируя состояние проблемы в психолого-педагогической теории, мы пришли к выводу, что сущность, структура и функции эм-патической культуры недостаточно изучены в плоскости межличностных отношений подростков. Данный параграф посвящен изучению содержания компонентов и их интегративной характеристике, целостности исследуемого вида культуры подростков. Формирование эмпатических качеств подростка, содействие его адекватному вхождению в социум, приобщение к ценностям культуры, развитие способности к восприятию эмоциональных проявлений Других людей рассматриваются в современной науке и практике в качестве приоритетных направлений целостного становления личности-Человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Если в межличностных отношениях много насилия, злобы, бессердечия, эгоизма, то все это станет принадлежностью подростка, так как характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. Усвоение человеком новых знаний происходит на протяжении всей его жизни. Причем каждый возрастной этап характеризуется появлением сензитивных периодов, определенных жизненных новообразований. Знание психологических механизмов и закономерностей формирования эмпатической культуры побуждает к поиску педагогических оснований их применения. В современных условиях роста подростковой преступности, дегуманизации отношений в обществе, кризиса семьи и потери нравственных ориентиров возникает необходимость поиска возможностей для формирования гуманных отношений учащегося к предметному и социальному миру- Где предметный мир - окружающая среда, а социальный мир - общество сверстников и взрослых приобретают для подростка статус личных, социальных и культурных ценностей, которые порождают стремление к помощи, содействию. Возраст воспитанника является одной из существенных сторон, во многом определяющей особенности процесса формирования эмпа-тической культуры. Поскольку подростковый возраст наиболее сензи-тивен для обозначенного процесса, считаем необходимым остановиться на общей характеристике возрастных особенностях данного периода жизни. Общепринятой является периодизация подросткового возраста от 10-11 до 13-15 лет (154, С- 440). Характерным для подростков является неровный эмоциональный фон, эмоциональная нестабильность. На более высокий уровень выходят процессы половой идентификации. Однако необходимо заметить, что на фоне интенсивного полового созревания происходят изменения и в других сферах, наиболее важное -смена ведущей деятельности. В отечественной литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности отрочества. Так, Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение; Д.И. Фельдштейн -просоциальную деятельность; В,В- Давыдов - общественно-значимую деятельность (223; 205). Подростковый возраст характеризуется как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном положении между различными социальными и возрастными группами. Это накладывает определенный отпечаток на психику подростка и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцетричности, а также проявляться в эмансипации, компенсации, группировании со сверстниками (104; 122). Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода (154, С. 440). Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением, поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. «При этом, как отмечает В.Н. Куницына, недостаток опыта переживания эмоций в данной ведущей деятельности и опыта общения приводит к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека» (81, С. 403). Изыскания Л.С, Выготского свидетельствуют, что одним из характерных новообразований отрочества является развитие рефлексии и на се основе самосознания, центральным компонентом которого выступает оценка ребенком своего места в системе отношений с другими людьми (49)- Д.Б, Эльконин отмечает: «Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивая свою деятельность» (223, С. 277). У подростков возникает интерес к отношениям, поступкам людей и их мотивациям. Этот интерес связан с расширением их эмоциональной сферы жизни, с одной стороны, а с другой стороны - с возникновением более взрослых форм поведения и способов общения (81). Формирование в отрочестве просоциальной мотивации и сочувствия как высшей формы проявления культуры эмпатии связано с развитием познавательных процессов, когнитивизацией и обобщенностью переживаний, расширением сфер общения (53). Способность к проявлению культуры эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростков.

Педагогический инструментарий диагностики эмпатической культуры подростка

В данном параграфе раскрывается сущностная характеристика педагогической диагностики уровня сформированное эмпатической культуры подростка, логика опытно-экспериментальной работы: ее цель, задачи, этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Областного детского эколого-биологического центра и профильных учреждений Оренбургской области. Любое нововведение в педагогическую практику (новая философия образования, новая учебная программа, учебный предмет, технология, методика) требует тщательной проверки его влияния на развитие учашихся и динамику становления у них качеств, формирование которых предполагает нововведение. Эта проверка связана с выявлением и исследованием основных тенденций, факторов, условий, противоречий, движущих сил, механизмов развития и особенностей протекания учебно-воспитательного процесса. Средством, позволяющим выявить эти особенности, является педагогическая диагностика. Как считает В.И, Андреев: «Чтобы эффективно управлять процессом обучения, воспитания и развития личности ребенка, необходимо, как минимум, знать его актуальный (достигнутый) и потенциальный уровень развития... Однако, оценка актуального и выявление потенциального уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, требует специально организованной педагогической диагностики» (10, С. 465). Таким образом, смысл педагогической диагностики - слежение за показателями, характеризующими процесс развития; оценка и прогноз изменений; выявление причин возникновения и проявления неблагоприятных эффектов, требующих принятия решений по обеспечению современной оптимизации условий. Проблема педагогической диагностики в учреждениях дополнительного образования детей является одной из неразработанных в ее организации и имеет ряд особенностей: - именно в учреждении данного типа созданы условия для обес печения реализации творческих потенций ребенка: выбор ребенком занятия по душе; возможность попробовать себя в разных видах дея тельности; это создание ситуации поддержки, одобрения и успеха, способствующей личностному развитию индивидов; реализация взаи модействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, обеспе чивающих самопознание, самовоспитание и самореализацию по выбо ру и профилю, развитие мотивации личности к познанию, творчеству составляет сущность дополнительного образования детей и имеет сво ей целью содействие в социализации и профессиональном самоопре делении учащихся; - если в школе ребенок пребывает 8-10 лет, то в учреждении до полнительного образования, где образовательный процесс не имеет жестких временных ограничений, дети занимаются от трех до восем надцати лет. Поэтому слежение за динамикой обучения, воспитания и развития ребенка должно осуществляться весь период его пребывания в учреждении независимо от его перехода из одного коллектива в дру гой- Педагогическая диагностика предполагает наличие количествен ных данных о состоянии системы в тот или иной период ее функцио нирования. В контексте настоящей работы нас интересует уровень владения тем или иным показателем эмлатической культуры и его изменение под влиянием педагогического воздействия. Чтобы выяснить это, необходимо знать, как этот уровень оценить (измерить), В любом процессе измерения фигурируют такие составляющие, как объе::т измерения, наблюдатель, показатели, характеризующие состояние объекта, метод измерения (совокупность приемов или операций, с помощью которых находятся отношения измеряемых значений показателя). Мера измерения (эталон, с помощью которого сравниваются измеряемые показатели), измеритель (тот инструмент, с помощью которого проводятся измерения), результат измерения, выраженный в абсолютных или относительных единицах. Под измерением понимают количественное сравнение состояний двух разных объектов (систем, процессов) одной природы, помещенных в одинаковые условия, или одного и того же объекта, помещенного в разные условия. Для организации измерений необходимо выделить те основные показатели, совокупность которых наиболее полно характеризует исследуемое качество, обосновать уровни их состояния и критерии оценки. Объектом измерения в педагогике является самая сложная социо-природная система - человек (отдельный ребенок или группа детей — выборка), его типологические и индивидуальные качества и их изменение под влиянием целенаправленно воздействующих факторов, С помощью измерения педагогика и психология пытаются постичь внутреннюю слаженность (взаимодействие) элементов таких сложнейших самоорганизующихся систем, как мозг и психика, оцепить их состояние (уровень самоорганизации), выявить направленность процесса развития личности и найти способ управления этим процессом. Однако они пока не имеют ни достаточных знаний, ни инструментария для непосредственных наблюдений за процессами самоорганизации этих систем, судя об уровне их развития и внутренних изменениях на основе анализа внешних проявлений (поведения и деятельности ребенка, общения его с другими людьми и природой, выполнения специальных тестовых заданий и т. д,)- Чрезвычайно важной проблемой является выявление меры измерения. Ни один инструмент или самый сложный прибор не может измерить внутренний мир человека. Но постоянно и педагогу и окружающим приходится делать оценку поведения и деятельности ребенка. Необходимо, чтобы она была объективной и сделанной на основе общих подходов, критериев и показателей (стандарта), с помощью которых можно оценить уровень использования теоретических знаний на практике, проявления личностных качеств, характер поведения или деятельности- Чаще всего для этих целей используется индекс оценки достигнутого уровня интересующего показателя, но при этом оговаривается содержание этого уровня и критерии его оценки. В динамике развития эмпатической культуры личности существуют на данный момент определенные трудности. Это обусловлено тем, что одним из важнейших ее показателей служит поведение человека в повседневной жизни, а «замерить» что повлияло на принятие того или иного решения, каким образом усвоенные эмпатические знания, ценности, умения стали результатами поведения и деятельности практически невозможно.

Процесс формирования эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования

В параграфе представлена реализация комплекса педагогических условий влияющих на эффективность формирования эмпатическои культуры подростка. Цель формирующего эксперимента заключается в апробации поэтапного процесса развития компонентов эмпатическои культуры с учетом педагогического потенциала учреждения дополнительного образования. Задачи формирующего эксперимента: 1. Создание педагогических условий, направленных на оптимизацию процесса формирования эмпатическои культуры подростка. 2. Осуществление методического сопровождения подростка в процессе формирования эмпатическои культуры: от когнитивного -соучастия к волевому соучастию и развитие на этой основе помогающего поведения, 3- Подготовка педагогов дополнительного образования к организации процесса формирования эмпатическои культуры подростка (см. 2.3). Формирующий эксперимент проходил поэтапно, согласно ранее выделенным (см. 1.3) этапам развития компонентов эмпатическои культуры подростка: - этап «Я вас понимаю», цель которого - освоение «языка эмоций», фиксирование эмоциональных состояниях и их распознавание; - этап «Я вам сочувствую», цель - формирование у подростков представлений о внутреннем мире человека, развитие способности сопереживать и сочувствовать другим людям; - этап «Я вам помогу», цель - развитие у подростка навыков общения в разнообразных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей- Первый этап опытно-экспериментального исследования. На данном этапе системообразующей была работа по формированию когнитивного компонента. Занятия были направлены, на: - выделение зафиксированной эмоции, развитие умения распознавать и идентифицировать паттерны лицевой экспрессии; - создание возможностей самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения: мимикой, жестами, пантомимикой; - обучение детей распознаванию интонаций и интонированной речи: тембр, темп, ритм, сила голоса; - обучение детей речевым средствам общения и поведенческой этике на эмоциональной основе, Педагогическим инструментарием обозначенного этапа явились средства (символические, образные, звуковые, визуальные), формы (игры и сценические импровизации) и методы (упражнения на развитие эмпатийного слушания и эмпатийной наблюдательности, этюды) направленные на фиксирование эмоциональных состояния и их распознавание. Для формирования у подростков позитивного опыта общения, необходимо учить воспитанников анализировать эмоциональные состояния, одновременно с ориентацией учащегося на принятие и понимание настроения другого. Важная роль отводилась развитию умения дифференцировать экспрессивные внешние признаки состояния другого, выражать свои внутренние эмоции, так как восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает эмоциональные ответные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, подросток способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражс- ний лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовои речи затрудняют понимание и общение подростков между собой и взрослыми. Непонимание другого человека - причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика - первые помощники в познании себя и окружающих людей, понимании, взаимодействии Овладение языком эмоций, жестов, движений поможет учащимся не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей. Именно поэтому первый этап нашего экспериментального исследования мы условно назвали «Я вас понимаю», основанный на «языке эмоций», включающий: - дидактические игры, направленные на развитие умения распознавать эмоциональное состояние другого по мимике; - игры и сценические импровизации, отражающие эмоциональные состояния в мимико-жестовои речи; - этюды, раскрывающие черты движений - упражнения на развитие эмпатийного слушания; - методы «вербальной и графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» по В.А. Лабунской; - тренинг на умение распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разнообразных пиктограмм, игры с шаблонами, - пантомимика в рисунках, методика «оценка своих средств экспрессии», этюды на выражение основных эмоций, упражнения на ассоциации. По нашему мнению обучающая система должна быть направлена на освоение «языка эмоций», без которого невозможно приобщение к культурным ценностям, и она начинается с момента фиксирования эмоциональных состояниях других - людей и животных, живущих «общей» жизнью с человеком, и их распознавания. Особое внимание на этом этапе мы уделили развитию когнитивного компонента эмпати-ческой культуры: выделению зафиксированной эмоции, распознаванию интонаций и интонированной речи, обучению пантомимике - выразительному движению. Для знакомства подростков с эмоциями использовались игровые упражнения и ситуации. Материал: карточки-пиктограммы, пантомимические рисунки. Задания детям: «конструирование» эмоций: достраивание и построение эмоциональных образов, распознавание эмоций по графическому изображению и фотографиям, распознавание пантомимики в рисунках, словесное описание увиденной эмоции, задания ассоциативного выражения внешней экспрессии в рисунке, воссоздание ситуации по эмоциональному образу. Для таких упражнений мы использовали видеотехнику с большим диапазоном приемов и форм для коллективного и индивидуального составления композиционного эмоционального портрета.

Похожие диссертации на Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования