Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры подростков 10
1.1. Сущность и содержание понятия «экологическая культура» .10
1.2. Формирование экологической культуры как педагогический процесс и особенности организации его в подростковом возрасте 21
1.3. Типичные недостатки и затруднения педагогов дополни - тельного образования в формировании экологической культуры подростков в объединениях (кружках) натуралистско-экологического направления учреждений дополнительного образования 46
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию экологической культуры подростков в объединениях натуралистско - экологического направления 75
2.1. Модель системы деятельности руководителя кружка по формированию экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования 75
2.2. Организация и анализ результатов опытно- экспериментальной работы 110
Заключение 177
Литература 188
Приложения 215
- Сущность и содержание понятия «экологическая культура»
- Формирование экологической культуры как педагогический процесс и особенности организации его в подростковом возрасте
- Модель системы деятельности руководителя кружка по формированию экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Организация и анализ результатов опытно- экспериментальной работы
Введение к работе
Современная экологическая ситуация в нашей стране вызывает острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому так актуальна проблема экологического образования и воспитания подрастающей смены. Образование в области окружающей среды в условиях быстро меняющегося мира должно стать целью и сутью нового образования, инструментом ослабления напряжения не только между обществом и окружающей средой, но и между народами, инструментом мира и взаимопонимания. Это та область международного сотрудничества, где наиболее ощутимо проявляется единство интересов мирового сообщества и в самосохранении мировой цивилизации. Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д. Ушинский, В.И. Вернадский, И.Я. Яковлев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Различным аспектам проблемы экологического воспитания и образования учащихся посвящены исследования В.А. Бухваловой, Н.Н. Вересова, Г.Н. Гордиенко, Н.А. Городецкой, Э.В. Гирусова, С.Д. Дерябо, Л.В. Егоровой, М.В. Емельяновой, О.Р. Ермоловича, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.И. Иоганзена, А.Н. Кочергина, В.Л. Крутикова, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Моисеева, Л.П. Печко, З.Н. Плечовой, Н.И. Пономаревой, Р.К. Репиной, Б.А. Рыбакова, И.Т. Суравегиной, В.Н. Тихомирова, И.В. Цветковой, К.И. Шилина, В.А. Левина и др.
Использование традиций народной педагогики в формировании экологической культуры личности рассматриваются в трудах В.Е.Борейко, Г.Н. Волкова, Н.Б. Дуденко, С.А.Карпеева, Г.Н. Молодой, З.Г. Нигматова, B.C. Нагаева, Б.А. Рыбакова, А.И. Рыжикова, В.И. Снутиной, М.Г. Тайчинова, С.П.Фоминой, Я.И. Ханбикова, Д.О.Шеппинга, М.П.Шилова и
др. Вопросы подготовки учителя к руководству экологическим образованием и воспитанием школьников раскрываются в исследованиях З.В. Артамоновой, В.И.Галиулина, С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, А.В. Миронова, Н.Н. Родзевич, Л.П. Салеевой, В.М. Сенкевича, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Ф.А. Сулеймановой, Г.Д. Филатовой, Л.К. Чуватина, В.А. Левина и др.
Вместе с тем вопросы формирования экологической культуры подростков в учреждениях дополнительного образования остаются недостаточно разработанными.
Изучение массовой практики показывает, что педагоги, работающие в учреждениях дополнительного образования, нуждаются в научно обоснованных рекомендациях по формированию экологической культуры учащихся.
Таким образом, возникло противоречие между объективно растущими требованиями общества к формированию экологической культуры учащихся и возможностями осуществления данного требования в условиях современного учреждения дополнительного образования. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: при каких условиях процесс формирования экологической культуры подростков в объединениях (кружках) натуралистско - экологического направления в учреждениях дополнительного образования будет более эффективным? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - экологическое воспитание подростков в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс формирования экологической культуры подростков в объединениях (кружках) натуралистско -экологического направления в учреждениях дополнительного образования.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование экологической культуры у подростков, занимающихся в объединениях натуралистско - экологического направления учреждений дополнительного образования будет наиболее результативным, если:
- воспитательный процесс строится с учетом изменений экологической обстановки региона, страны;
- будет создана и постоянно укрепляется, развивается, оснащается и обновляется материально - техническая база экологического кружка;
- обеспечивается непрерывное совершенствование педагогического мастерства руководителей кружков;
- разработана и внедрена в педагогический процесс модель системы деятельности руководителей кружка по формированию экологической культуры учащихся;
- занятия кружка натуралистско - экологического направления организуются с учетом данных диагностики уровня развития экологической культуры подростков и на основе перспективного планирования их деятельности как части целостного воспитательного пространства учреждения дополнительного образования с опорой на межпредметные связи;
- в коллективе кружка создается высокая нравственно - психологическая, креативная среда, обеспечивающая саморазвитие творческих способностей кружковцев;
- учащиеся вовлекаются в природоохранную деятельность в образовательном пространстве учебно - воспитательного учреждения в целях формирования у них единства экологического сознания и поведения;
- осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе поэтапного формирования у них экологической культуры.
В ходе исследования данная гипотеза уточнялась и обогащалась. В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования решались следующие задачи: 1. Уточнить сущность понятия «экологическая культура», определить ее содержание и выделить ее основные компоненты.
2. Дать анализ состояния экологической обстановки Чувашской Республики.
3. Выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности педагогов дополнительного образования по формированию экологической культуры школьников.
4. Разработать модель системы формирования экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования.
5. Теоретически выявить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия, наиболее эффективно обеспечивающие формирование экологической культуры у подростков, занимающихся в кружках натуралистско - экологического направления учреждений дополнительного образования.
Методологической основой исследования явились: диалектическое учение о единстве общего, особенного и единичного в педагогическом процессе; о единстве человека и социальной природной среды; о факторах, определяющих развитие личности; идеи о взаимодействии общества, человека и природы; философские основы культурологического подхода в образовании; принцип гуманизации и демократизации образования; законодательные акты и нормативные документы по охране природы и организации учебно - воспитательной работы в системе учреждений дополнительного образования.
Теоретическими основами исследования являются отечественная психология теория личности как субъект деятельности и сознания (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); теории социально-ориентированного и личностно -ориентированного ценностного (аксеологического) подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин); теория творческой педагогической деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.); теория системного подхода к воспитанию (Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников); теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский); теория этнопедагогизации учебно -воспитательного процесса (Г.Н. Волков, М.Г. Тайчинов) ; научные труды по проблемам экологической, нравственной культуры подростков (И.С. Борзенко, И.Д. Зверев, И.С. Марьенко, О.С. Богданова, Н.Е. Щуркова).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы; педагогическое наблюдение, изучение, анализ опыта работы учреждений дополнительного образования; анкетирование, беседы, интервьюирование, тестирование. Основу исследования составила опытная работа, организованная как формирующий эксперимент в объединениях (кружках) натуралистско -экологического направления на Чувашской Республиканской станции юных натуралистов с 1993 по 2001 год. В диссертации использован 10 летний личный опыт работы соискателя с детьми в качестве педагога и методиста системы дополнительного образования, учителя биологии школы № 30 г.Чебоксары.
В исследовании приняло участие 10 педагогов-руководителей кружков учреждений дополнительного образования , 346 учащихся. Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1994 - 1995гг) автором проводилось изучение опыта организации экологического образования учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования, определение исходных позиций, параметров исследования, построение гипотезы, разработка плана формирующего эксперимента, его дидактическое и методическое обеспечение. На втором этапе (1995-1999гг) обобщался передовой опыт, проводился формирующий эксперимент по внедрению в практику авторской программы экологического кружка. На третьем этапе (1999-2001) - подведение итогов работы, дополнительная проверка выводов, оформление рукописи диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключена в следующем:
- уточнено понятие «экологическая культура», определено её содержание и выделены основные компоненты;
- дан анализ состояния экологической обстановки Чувашской Республики;
- выявлены типичные недостатки и затруднения педагогов дополнительного образования в организации процесса формирования экологической культуры школьников;
- разработана и реализована модель системы деятельности педагогов дополнительного образования по формированию экологической культуры учащихся, включающая в себя цель, задачи, содержание, закономерности и принципы, формы, методы, средства, критерии, технологию и результат деятельности педагогов и учащихся;
- выявлена и экспериментально проверена совокупность педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности педагогов по формированию экологической культуры школьников в кружках натуралистско - экологического направления учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что даны научно-методические рекомендации педагогам дополнительного образования, обеспечивающие эффективность процесса формирования экологической культуры школьников. Материалы исследования, а также авторские программы экологического кружка учащихся и методологического семинара для педагогов дополнительного образования могут быть успешно использованы и в педагогическом процессе общеобразовательных школ, на курсах повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования, при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами по педагогическим дисциплинам в педвузах.
Апробация. Разработанные материалы прошли опытную проверку в ряде общеобразовательных школ республики, на базе Республиканской станции юных натуралистов и Республиканского учебно - методического центра дополнительного образования. Результаты исследования были представлены на 2 международных, 3 российских и 4 республиканских научно - практических конференциях, проходивших в 1995 - 2002 годах в городах Чебоксары, Казани, Н.Новгороде, Москве. Основные положения диссертации нашли отражение в 11 статьях и 2 методических рекомендациях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается решением поставленных в диссертации задач с позиции системного подхода к воспитанию, применением различных методов исследования, адекватных этим задачам, качественным и количественным анализом полученных материалов исследования, длительной опытно - экспериментальной работой и ее достаточной репрезентативностью.
На защиту выносятся:
1. Модель системы деятельности педагогов дополнительного образования по формированию экологической культуры учащихся в объединениях (кружках) натуралистско - экологического направления, включающая в себя цель, задачи, содержание, закономерности и принципы, формы, методы, средства, технологию и результат деятельности педагогов и учащихся.
2. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования данной модели.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (278 наименований), приложения. В диссертации имеются 14 таблиц и 14 диаграмм. В приложении приведены материалы опытно -экспериментальной работы, подтверждающие выводы исследования.
Сущность и содержание понятия «экологическая культура»
Приступая к исследованию, мы обратились к раскрытию сущности и содержания понятий «культура», «экологическая культура». Полагаем, что, не определившись в общих вопросах методологического и теоретического характера, не выработав подходы к воспитанию, невозможно целенаправленно осуществить учебно - воспитательную работу по формированию экологической культуры школьников.
На сегодня в литературе нет единого толкования понятия «культура». Исследователями подсчитано, что имеется более 500 ее определений. Мы остановимся лишь на некоторых из них, имеющих непосредственное отношение к нашей работе. В широком смысле культура понимается как исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и возможностей человека, выраженный в этапах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура лежит в основе мировоззрения, поведения человека, представляет собой «меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа» [176,268]
В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «культура» определяется как «возделывание, воспитание, образование; специальный способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе»[241,815].
Отечественные философы, культурологи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной - понимают совокупность материальных благ, средств и форм их производства, способы овладения ими; духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии. Границы между этими двумя видами культуры относительны, более того материальная и духовная культуры составляют единый феномен культуры. Отсюда феномен развития культуры личности можно охарактеризовать как сложную взаимосвязанную систему ее отношений к природному миру и к самому себе.
Специалисты по теории культуры (А. Кребер, К. Клакхан) выделяют 9 групп определения культуры: описательные, исторические, нормативные, ценностные, психологические, определения на базе теории обучения, структурные, идеологические, символические.
Анализируя данные группы определений, исследователи сходятся во мнении, что каждое из них охватывает важные черты культуры. Однако в целом как сложный общественный феномен она ускользает от всеобъемлющего определения.
Одни из исследователей понимают «культуру» как явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности; другие рассматривают ее шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком. В таком понимании культура не имеет четко выраженных эмпирически фиксируемых границ, отделяющих ее от других форм деятельности.
«Культуру» рассматривают и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и др.
Понятие «культура» действительно многогранно. Культура является формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением образцов поведения, обеспечивает сохранение и передачу во времени человеческого опыта» [103,9], «она проникает буквально во все поры общественной жизни» [147].
Следует отметить, что до 60 гг. XX века в советской литературе общепринятым был подход, согласно которому «культура» трактовалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком (А.Л. Зворыкин, Г.Г. Карпов, Г.П. Францев и др.). Он был широко распространен и нашел свое отражение в энциклопедических изданиях. Культура здесь подразумевает различные стороны и сферы общественной жизни, но недостатки данного подхода исследователи видят в том, что он ориентирован на механическую фиксацию человеческой деятельности как ценностей. Этот подход не позволяет достаточно четко сформулировать критерии ценностей.
А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган понимают «культуру» как «процесс творческой деятельности», В.Е. Давидович, Ю.А. Эданов и др. как «специфический способ человеческой деятельности». В основу понимания культуры авторами кладется исторически активная творческая деятельность, а следовательно, и развитие самого человека. Развитие культуры при таком подходе «совпадает с развитием личности в любой области общественной жизнедеятельности» [67 ,76].
Исследователи Ю.В. Бромлей, А.Г. Вишневский, Л.Н. Коган [36;44; 113; 114] обосновывают необходимость изучения культуры как сложного противоречивого явления аналогично другим объектам научного исследования.
Определенные шаги были сделаны в направлении системного исследования культуры. Так, В.Б.Чурбанов отмечает, что «культура представляет собой большую систему. Ей не свойственна четкая внутренняя организация,...она обладает диффузностью, ибо границы культурных явлений проходят по широким, неопределенным территориям» [ 247 , 57- 61]. Несмотря на диффузный характер, культура - это система, элементы которой характеризуются достаточно определенными внутренними и внешними связями.
Формирование экологической культуры как педагогический процесс и особенности организации его в подростковом возрасте
В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употребляется для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. П.Н. Груздев предлагает называть формированием только стихийное воспитание - «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности. В.И. Смирнов определяет это понятие как «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности» [217,91]. Другие исследователи (И.П. Поддасый и др.) характеризуют формирование как «процесс становления человека как социального существа, под действием всех факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости»[ 183, 28]. При всем многообразии подходов к объяснению понятия «формирование» исследователи включают в его содержание понятия «воспитание» и «самовоспитание».
В педагогической литературе понятие «воспитание» трактуется по-разному. Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин и др. под воспитанием понимают приобщение учащихся к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующего принятом в данном обществе нормам и ценностям; другие (В.И-Смирнов, В.А. Сластенин) как передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений, как фундамент собственного опыта, создаваемого ребенком в данных условиях. В Законе РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности [89]. Вслед за Н.Е. Щурковой мы исходим из того, что воспитание «есть целенаправленная организация взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне современной культуры. Воспитывать ребенка - значит организовывать его жизнь на уровне современной культуры и в контексте наивысших достижений культуры» [264,98]. Отсюда в основе содержания воспитания лежит культура. Как пишет Г.Н. Волков, «Нет культуры без воспитания, нет воспитания вне культуры». С позиции системного подхода «воспитание существует и как процесс, и как порождающие его воспитательные системы» [221]. Воспитание осуществляется в конкретной воспитательной системе: семья, школа, учреждения дополнительного образования и др. Во многих работах воспитательная система рассматривается как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых правомерно рассматривать как самостоятельную систему (В.А. Гольтберг, В.А. Караковский, Л.А. Новикова, Ю.П. Сокольников, Н.Е. Щуркова и др.). Воспитание как педагогическое явление включает в свое содержание три существенных признака: 1) целенаправленность, наличие образца как социально -культурного ориентира; 2) соответствие хода процесса социально -культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; 3)присутствие определенной системы влияний. Становление личности ребенка рождает еще одно педагогическое явление -самовоспитание. Самовоспитание - целенаправленное совершенствование, без которого невозможно эффективное воспитание. Воспитанность, в свою очередь, определяется как обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица, принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития. Воспитанность - наличный уровень личностного развития, лежащего в основе отношений к миру, степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих. Выделяют воспитанность внутреннюю и внешнюю, содержание, качество и меру воспитанности [185,7-8].Под воспитательной работой понимается профессиональная деятельность педагогов, направленная на создание условий для развития и саморазвития ребенка, соответствующих вхождению его в современную культуру. Воспитательная работа - это вид педагогической деятельности, осуществляемый отдельным педагогом или педагогическим коллективом. Воспитательная работа - это организация совместной жизнедеятельности детей и взрослых с целью наиболее полного их саморазвития и самоорганизации [180]. Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Воспитательный процесс представляет собой планомерную организационную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность. В то же время воспитание носит вероятностный характер.
Формирование экологической культуры - основная цель экологического воспитания. Формирование экологической культуры - это особая внутренняя деятельность по перестройке субъективных отношений к происходящему вследствие переоценки личностных позиций, переосмысления жизненных целей. Факторами формирования экологической культуры являются мотивация и динамика деятельности. Экологическое развитие подростка состоит в интерриоризации экологического знания в сознание. Экологическая культура формируется за счет обучения и воспитания, но не любого, а целенаправленного и систематического (Ю.К.Чернова). Понятие «экологическое воспитание» -одно из ведущих в педагогике.
Модель системы деятельности руководителя кружка по формированию экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования
Опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутой в исследовании гипотезы проводилась в Республиканской станции юных натуралистов с 1994 по 2001 годы и состояла из трех взаимосвязанных этапов. 1. Организационно - подготовительный этап включал: набор учащихся в экологические кружки; выявление уровня развития экологической культуры учащихся; планирование работы кружка на перспективу. 2. Формирующий этап был направлен на организацию занятий на основе авторской программы кружка, в ходе которых у кружковцев должна была формироваться экологическая культура (экологические знания, экологические умения и навыки, экологические мотивы и установки, экологическое мышление, экологические убеждения, экологический самоконтроль, социально - экологическая активность). На этом этапе происходил постепенный и последовательный перевод учащихся от предметно - преобразующей деятельности к предметно - познавательной, а от нее к взаимному воспитанию и самовоспитанию. 3. Оценочный этап включал задачи подведения итогов работы, осуществления корректировки и дальнейшего проектирования деятельности кружка.
В начале исследования при участии педагогов дополнительного образования мы изучили состояние постановки учебно-воспитательной работы на Республиканской станции юных натуралистов и ее направленности на реализацию подростками своих интересов, потребностей, выявили недостатки и затруднения в работе руководителей кружков по формированию у подростков экологической культуры (3, гл.1).
Полученные данные стали предметом специального рассмотрения на заседании педагогического совета Республиканской станции юных натуралистов, который утвердил разработанную нами модель (таблица 5) формирования экологической культуры учащихся.
Как видно из таблицы 5, разработанная нами модель системы формирования экологической культуры подростков построена таким образом, что в ней конкретно выделена цель проводимого нами исследования, задачи, закономерности и принципы, на которые должен опираться педагог для решения поставленной проблемы, намечены формы, методы и средства, используемые для решения поставленных целей и задач, определены конечные результаты педагогического процесса, условия, при которых данная модель будет эффективно обеспечивать формирование экологической культуры у кружковцев. Процесс формирования экологической культуры подростков многогранен и протекает далеко не всегда по восходящей линии, так как интересы, мотивы личности подростка очень подвижны.
Как видно из модели, в качестве задач выступали: - вооружение школьников знаниями о природе и бережном к ней отношении; - формирование соответствующих им убеждений как синтеза экологических знаний чувствами; - формирование эмоционально - положительного отношения к природе; - развитие волевых качеств личности, необходимых для претворения экологических знаний и убеждений в жизнь и использование их на практике; - вооружение воспитанников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для экологически правильного поведения.
Педагогический процесс строился на решении задач, основу которых составляли определенные закономерности и принципы, выявленные нами в ходе теоретического анализа научной литературы(2,гл.1). Закономерностями процесса воспитания экологической культуры в объединениях натуралистско - экологического направления выступали: - неравномерность развития и саморазвития личности; - взаимосвязь процессов воспитания, образования и развития личности; - взаимосвязь обучения и реальных возможностей учащихся; - единство преподавания и учения; - взаимозависимость задач содержания, методов и форм экологического воспитания в целостном педагогическом процессе; - активность ребенка, опирающаяся на его потребности и мотивы.
Воспитательный процесс опирается на определенные принципы. Если закономерности выступают как выражение существенной необходимости внутренней связи между причиной и следствием, то вытекающие из них принципы служат тем основополагающим началом, которое определяет общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методике и организации (1,248). Принцип - это основное исходное положение какой - либо теории, мировоззрение, убеждение, взгляд на вещи, руководящее положение, установка к деятельности, научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. Принципы воспитания охватывают сущность и цель, заключают в себе результаты обобщения передовой социальной и педагогической практики. Руководствуясь принципами воспитательного процесса, педагог делает учебно-воспитательный процесс научно обоснованным и управляемым, учитель самостоятельно решает педагогические задачи. Нами были выявлены общие и специфические принципы формирования экологической культуры школьников. К общим мы отнесли: научность, доступность, систематичность, сознательность и активность обучаемого, наглядность, прочность усвоения материала, единство коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связь обучения с практикой.
Организация и анализ результатов опытно- экспериментальной работы
В соответствии с целями и задачами, содержанием экспериментального исследования в 1995- 1996 гг. нами был проведен набор 3 групп учащихся 5-6 классов (43 человека) в экологический кружок Республиканской станции юных натуралистов. В 1996 -1997 годах мы провели набор еще 2 групп (22 человека) такого же возраста, в 1998 -1999 -еще двух групп. Тем самым были созданы условия, которые должны были способствовать апробации разработанной нами программы экологического кружка в различных группах. Эксперимент проводился при участии педагогов дополнительного образования Республиканской станции юннатов Паликиной Л.Н., Черновой С.Г., Алексеевой М.А., Хмель Н.В., Нардиной Л.Н. и др. Цель проводимого эксперимента - обоснование педагогических условий эффективного использования разработанной нами модели системы формирования экологической культуры подростков в объединениях натуралистско-экологического направления в учреждениях дополнительного образования. В опытно - экспериментальной работе деятельность руководителей кружков осуществлялась путем выполнения ими своих организаторских, информационных, управленческих, диагностических, прогностических функций, решения учебно - воспитательных задач. Формами работы в кружке выступали: уроки, натуралистские мероприятия, экологические игры, дела, акции по охране природы, посадка деревьев, уход за животными,, слеты, детские оздоровительные экологические лагеря и др. Охарактеризуем некоторые из них. Мероприятия - это события, ситуации в коллективе, организуемые руководителем кружка с целью непосредственного воздействия на учащихся (беседы, лекции, экскурсии, походы по изучению природы и др.). Дела - работа, организуемая и осуществляемая членами коллектива на пользу обществу и самим себе. К ним относятся трудовые экологические десанты, природоохранные акции, ярмарки, фестивали, вечера и т.д. Игра - воображаемая или реальная действительность, целенаправленно организуемая в коллективе кружка с целью отдыха, развлечения и обучения. Нами использовались деловые, сюжетно - ролевые, познавательные и другие игры. Основной формой организации учебно - воспитательной работы детского объединения по интересам является кружковое занятие. Индивидуальный подход в работе осуществляется путем подбора дифференцированных заданий экологического содержания и педагогического руководства их выполнением. Определение педагогами задач своей деятельности на каждом этапе учебно воспитательного процесса, конкретного механизма их решения, планирование деятельности школьников осуществлялось путем проведения диагностики уровня экологической воспитанности кружковцев. На начальном констатирующем этапе уровень развития экологической культуры подростков выглядел следующим образом: Как видно из приведенной таблицы в экспериментальных группах было только 3 человека с высоким уровнем развития экологической культуры: Краснов Василий, Чалышкина Ольга, Фролова Катя. Приведем примеры результатов начального этапа констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, представленных в таблицах 8 и 9. Компоненты экологической культуры. 1. Экологические знания 2. Экологические умения и навыки 3. Экологическое мышление 4. Экологические убеждения 5. Экологические мотивы, установки, интересы 6. Социально - экологическая активность 7. Экологический самоконтроль Как мы уже писали (1.гл.П), в качестве показателей экологической культуры подростков выступают экологические знания, умения, навыки, мышление, убеждения, мотивы, установки и интересы, деятельность, самоконтроль. Учитывая критерии и показатели экологической культуры школьников мы определили 4 уровня сформированности исследуемого признака: высокий, выше среднего, средний и низкий. К первой группе были отнесены школьники, имеющие баллы от 4 до 5, ко второй 3 - 4, к третьей 2- 3, учащиеся низкого уровня оценивались баллами ниже 2. Показатели сформированности экологической культуры учащихся контрольных групп были такими же, как и у экспериментальной (таблицы 8,9). Организуя опытно - экспериментальную работу по реализации гипотезы исследования, мы стремились развивать и закреплять интерес школьников к экологии, создавать ситуации успеха в природоохранной деятельности. Формирование экологической культуры школьников осуществлялось при решении конкретных учебно-воспитательных задач. Педагогическая деятельность в науке рассматривается как постановка и решение профессиональных задач в педагогической системе. Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности. Решить задачу - значит найти вариант эффективной помощи школьнику. Рассмотрим реализацию поставленных в исследовании задач.