Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Сафина Амина Гиниатулловна

Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века
<
Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафина Амина Гиниатулловна. Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века : ил РГБ ОД 61:85-13/102

Содержание к диссертации

Введение

1. СОСТОЯНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ КРАЕ НА РУБЕКЕ ХУIII-ХІХ вв. И ИСТОКИ ПЕРЕДОВОЙ ПЕЩАГОГИЧЕ-СКОЙ МЫСЛИ В КРАЕ.

1.1. Реакционная политика царского самодержавия в области народного образования в Казанском крае 12

1.2. Состояние народного образования в Казанском крае на рубеке ХУIII-ХІХ вв 33

1.3. Казанский университет-» источник передовой педагогической мысли-в крае в первой половине XIX в 50

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕРЕДОВЫХ УЧЕНЫХ И ІЩАГОГОВ КАЗАНСКОГО КРАЯ.

2.1. Идеи просвещения в педагогических воззрениях передовых деятелей Казанского края и борьба за их осуществление 67

2.2. Проблемы обучения в теории и практике передовых ученых и педагогов края 84

2.3. Решение проблемы общего и специального образования передовыми учеными и педагогами Казанского края 127

2.4. Вопросы нравственного воспитания человеческой личности во взглядах передовых ученых и педагогов края 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

БИБЛИОГРАФИЯ 185

Введение к работе

диссертация освещает проблему формирования и развития передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века.

Актуальность. В свете Постановления июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС большое значение в современных условиях все возрастающей борьбы двух полярно противоположных мировоззрений придается идеологической работе, которая "все больше выдвигается на первый план" УЗЗ, с.1 У. "Идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу, - говорится в Постановлении,- необходимо решительно поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма" 726, с,2 У. В связи с этим повышается роль средств просвещения и воспитания в идеологической работе.

Исследование вопросов истории обучения и воспитания в нашей стране, несомненно, имеет важное значение для советской школы, так как деятельность и педагогические идеи передовых ученых и педагогов прошлого не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Мы должны бережно относиться к культурному наследию прошлого: только опираясь на фундамент знаний, накопленных человечеством, и решая проблему преемственности старой и новой школы диалектически, можно успешно решить те задачи, которые стоят перед нашим обществом. "Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру, -без такого понимания нам этой задачи не решить", - писал В.И.Ленин У 22, 304 У.

Подходя критически к опыту прошлого, советская педагогика придает большое значение исследованию, изучению и обобщению духовного наследия старой дореволюционной школы. Она использует и развивает дальше все то ценное и передовое, что дала нагл педагогика прошлого. "...Отрицая старую школу, мы поставили себе задачей взять из нее лишь то, что нам нужно для того, чтобы добиться настоящего коммунистического образования", - учил В.И.Ленин I 22, с.303 У.

Педагогические взгляды и практика передовых ученых и педагогов Казанского края, их научные и педагогические труды содержат много ценного, они сохранили свое значение и в наше время. Критическое, творческое осмысление и использование педагогического наследия, прошлого помокет советской школе в решении задач, которые стоят перед ней в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Исследование вопросов истории развития педагогической мысли и образования в многонациональном крае дает возможность вскрыть исторические корни дружбы русского и нерусских народов, лучшие представители которых рука об руку боролись за реализацию передовых педагогических идей и распространение просвещения, объективно подготавливая почву для развития демократической тенденции в педагогической науке на втором этапе освободительного движения в России.

Изучение прошлого Казанского края важно также, как для истории Татарии, так и для истории нашей Родины. "Знать часть необходимо не только ради нее самой..., но и ради целого, к которому она принадлежит, в данном случае ради лучшего познания России, которая при всем разнообразии своих частей, представляет исторически сложившееся единство" / 400, с.1 /.

Обоснование проблемы. В настоящее время не существует специальных исследований по вопросу возникновения и развития передовой педагогической мысли в Казанском крае ШоволжьельПриурадъе) з первой половине XIX столетия.

Источником прогрессивных педагогических идей в крае был Казанский университет, основанный в 1804 году. Он являлся центром науки, культуры и просвещения для всего обширного восточного края России, - Поволжья, Урала, Северного Кавказа, Сибири.

Истории I Казанской гимназии и возникшего из нее Казанского университета посвящены весьма солидные работы. Это - прежде всего труды советских ученых - М.К.Корбута, А.С.Шофмана, Т.В.Шурта-ковой, С.М.Михайловой, а также дореволюционных историков В.В.Владимирова, А.И.Артемьева, Н.К.Горталова, Н.П.Загоскина, Д.И.Нагу-евского, Н.Н.Булича.

В трудах М.К.Корбута /334/ и А.С.Шофмана /418,419/ освещена многогранная деятельность Казанского университетаг как центра науки и культуры на восточной окраине России.

В кандидатской диссертации, брошюре и статьях Т.В.Шуртаковой /422-425,450/ содержится богатый материал о руководстве университета развитием начального и среднего образования в Казанском учебном округе.

Кандидатская диссертация и монография С.М.Михайловой /355, 442/ показывают роль Казанского университета в просвещении татар в связи с исследованием передовой татарской общественной мысли, раскрывают научно-педагогическую и общественную деятельность первых татарских просветителей, истоки дружбы русского и нерусского народов России.

В юбилейном для Казанского университета 1979 году вышла еще одна монография этого автора /356/, в которой рассматривается деятельность университета по просвещению народов Поволжья и Приуралья и "его вклад в развитие общественного движения и отечественной культуры на первых двух этапах ленинской периодизации освободительного движения в России" /356,с.I об,/. В этом же году был опубликован коллективный труд ученых университета -очерки истории Казанского университета за 175 лет со дня его основания /326/.

В трудах дореволюционных историков /293,280,301,306,307,360, 291/ мы находим большой фактический материал по истории I Казанской мужской гимназии и университета, жизни и деятельности его ученых, профессоров, преподавателей.

Различные аспекты деятельности университета, научно-педагогическая деятельность его отдельных ученых-зрассматриваются в диссертациях, монографиях, статьях многих авторов.

В кандидатской диссертации Г.И.Королевой /441/ основное внимание уделяется вопросам педагогической подготовки и эстетического воспитания будущих учителей в Казанском университете в дореволюционный период.

Кандидатская диссертация В.М.Нагаевой /443/ посвящена Н.И.Лобачевскому, его деятельности и педагогическим взглядам. Н.И.Лобачевскому посвящены еще две работы - кандидатская диссертация П.Я.Якунина /451/, освещающая вопрос начального образования в Казанском учебном округе и роль Лобачевского в его развитии, и монография под редакцией П.С.Александрова и Б.Л.Лаптева /344/, отражающая научно-педагогическую деятельность великого ученого.

В кандидатской диссертации В.М.Намоловой /444/ нашли свое освещение педагогические воззрения А.П.Щапова.

В докторской диссертации М.Ф.Шабаевой /448/, посвященной школьному учительству России в первой четверти ИХ века, частич- но освещается вопрос о Казанском учебном округе.

Развитие востоковедения в Казани, вклад восточного разряда Казанского университета, его выдающихся ученых-востоковедов в дело просвещения в обширном учебном округе освещены в трудах В.М.Горохова /297/ А.С.Шофмана /420,4217, Г.Ф.Шамова 7414,415,4497, Т.В.Шуртаковой 74507, Н.А.Мазитовой 7347-3507, М.З.Закиева /308-310/, С.М.Михайловой /355/, а также других советских и дореволюционных исследователей.

Влияние передовой русской культуры на возникновение татарского просветительства, влияние передовых русских ученых и педагогов Казанского края на развитие просвещения и педагогической мысли татарского народа, а также просветительская деятельность татарских и русских ученых Казанского университета нашли отражение в докторской диссертации и монографиях Я.И.Ханбикова /404-406,447/.

В вышеназванных трудах содержится много ценного и интересного материала о Казанских ученых и педагогах, деятельности Казанского университета и учебного округа. Большинство упомянутых авторов, затрагивая отдельные педагогические вопросы, интересуются ими как элементами социальной жизни, культуры. Историко-педагогический аспект проблемы для них, как историков, не является главным. И в диссертациях педагогического характера педагогическая мысль не ставится как основной вопрос исследования. Становление и развитие русской передовой педагогической мысли в крае в первой половине XIX века не было предметом специального исследования: наша работа является попыткой восполнить этот пробел.

Предметом исследования является процесс формирования и развития передовых педагогических идей и просвещения в крае, которые послужили фундаментом для становления демократической педагогики второй половины XIX века.

Целью данного исследования является изучение, историко-педагогический анализ и обобщение передового, прогрессивного в педагогических взглядах и деятельности ученых и педагогов Казанского края.

Задачи исследования: I) выявить и дать критическую оценку, педагогическому наследию передовых ученых и педагогов края; 2) раскрыть их просветительскую деятельность в борьбе за претворение прогрессивных педагогических идей в жизнь, за распространение просвещения в крае; 3) показать их положительное влияние на развитие педагогической мысли и школы в крае.

Методологической основой данной работы являются теоретические положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам науки, культуры и просвещения. Опираясь на них, сделана попытка, отбросив отжившее, реакционное, найти и отобрать в педагогическом наследии прошлого все то передовое и ценное, что может быть полезным для современной педагогической науки и практики.

Ведущим методом послужил диалектический метод, дающий возможность вскрывать и рассматривать явления общественной жизни в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Частные методы: выявление и отбор материала из архивных и литературных источников как опубликованных, так и вводимых в научный оборот впервые; историко-педагогический анализ материала, отобранного преимущественно на основе архивных документов.

Основные идеи работы: формирование и развитие передовой педагогической мысли в крае протекали в острой идеологической борьбе на фоне реакционной просветительской политики царизма; передовые ученые и педагоги Казанского края придерживались прогрессивных педагогических положений, которые отстаивались в борьбе против религиозных и самодержавно-крепостнических взглядов на воспитание и обучение; - влияние передовых ученых Казанского университета и его выпускников - учителей школ на развитие педагогической мысли и просвещения в крае, в том числе и нерусских народностей.

Источниками исследования служили труды основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов и Пленумов ЦК КПСС, архивные документальные материалы, труды по истории народного образования и педагогической мысли России и отдельных народностей страны, научные и педагогические труды и актовые речи ученых и преподавателей Казанского края, а также многочисленные циркуляры, распоряжения, постановления Министерства народного просвещения, попечителей Казанского учебного округа, ректоров Казанского университета, протоколы Совета университета и училищного комитета, отчеты визитаторов, речи учителей и сочинения учащихся гимназий Казанского края, исторические записки о гимназиях,'мемуарная и периодическая печать, дореволюционные и советские общественно-политические и педагогические издания с I8II по 1983 гг., кандидатские и докторские диссертации, освещающие те или иные интересующие нас вопросы.

Автором изучены документальные материалы Центрального государственного исторического архива г.Ленинграда (ЦТИАЛ.) и Центрального государственного архива ТАССР (ЦГА ТАССР), а также книжные фонды и рукописные материалы Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина г.Москвы, Республиканской научной библиотеки ТАССР имени В.И.Ленина, фундаментальной библиотеки КФАН СССР г.Казани, Государственной научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского при Казанском университете, библиотеки Казанского педагоги- ческого института.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые исследована проблема возникновения и развития передовой педагогической мысли в Казанском крае первой половины XIX столетия.

На основе новых архивных источников и трудов передовых ученых и педагогов края выявлены их прогрессивные идеи просвещения и педагогические воззрения по различным вопросам обучения, общего и специального образования, нравственного воспитания человеческой личности, а также раскрыта их педагогическая деятельность, направленная на распространение просвещения в широких народных массах, открытие школ, разработку и составление учебно-методического материала для школ округа, оказание им помощи в учебно-педагогической работе.

При исследовании использовано значительное количество впервые вводимых в научный оборот архивных документальных материалов из фондов ЦТИАЛ (фонд Министерства народного просвещения -ф.733) и ЦГА ТАССР (фонд Совета Казанского университета - ф.977; фонд Попечителя Казанского учебного округа - ф.92; фонд I Казанской мужской гимназии - ф.87).

Практическая ценность исследования. Результаты данного исследования имеют большое историко-познавательное значение: расширяют и углубляют знания в области истории просвещения и педагогической мысли в стране в целом и в Казанском крае в частности.

Мужественная прогрессивная деятельность передовых педагогов прошлого, которая протекала в борьбе с официальной просветительской политикой господствующих классов, несомненно, имеет определенное политико-воспитательное значение в подготовке педагогических кадров.

Материалы диссертации используются при чтении курсов педагогики и истории педагогики в педагогических высших учебных заведениях.

Их польза несомненна также при чтении курсов по отечественной истории, так как педагогическая мысль и вопросы просвещения, находясь в общем русле общественного развития являются составной частью общественно-политической мысли. "Общественные науки в такой же мере, как и естественные, - сказал товарищ Ю.В.Андропов,-должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении... задач" J 33,c.I /, стоящих перед нами.

Исследование вопросов истории образования нашей Родины имеет, таким образом, научное, идейное и политическое значение.

Апробирование: основные положения диссертации опубликованы в 3-х статьях и одной брошюре и изложены в лекциях, прочитанных студентам Казанского педагогического института по курсу истории педагогики.

Объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержание которых изложено на 184 страницах машинописного текста" и библиографии, включающей 451 наименование, из которых 181 - наименования документальных дел из архивных фондов.

Реакционная политика царского самодержавия в области народного образования в Казанском крае

Политика царского правительства в области народного образования была частью его внутренней политики, направленной на укрепление самодержавно-крепостнического строя в России.

Установив "правительственную диктатуру" в народном образовании, царизм не проявлял никакой заботы о просвещении широких народных масс. Существовавшие школы носили антинародный характер, так как самодержавие преследовало "не свободное развитие русской мысли, а согласное с видами и намерениями правительства направление" У426,с.60/.

Царское правительство всячески тормозило демократические тенденции в развитии просвещения, создавая препятствия для выходцев из непривилегированных классов на пути к образованию.

Система образования была призвана служить самодержавию. Она должна была готовить верноподданных государю и господствующим классам, оправдывая крепостнический и национальный гнет. Поэтому самодержавное правительство шло на всевозможные ухищрения, чтобы закрыть доступ в среднюю и высшую школу детям недворянского происхождения, оставляя им лишь начальную школу. Оно опасалось просвещения широких народных масс и намеренно держало их в состоянии невежества - ведь так было легче их эксплуатировать.

"Самодержавие, - писал В.И.Ленин, - держалось вековым угнетением трудящегося народа, темнотой, забитостью его, застоем экономической и всякой другой культуры" 78,с.І80-І8іЛ Просветительская политика царизма фактически являлась, по образному выражению В,Г.Белинского, политикой "погашения и помрачнения просвещения в России" /43,с.509У.

Из различных распоряжений, циркуляров, инструкций царского правительства видно, что оно стремилось не к распространению знаний в народных массах, а к утверадению в них правил православной веры и обязанностей верноподданного. Постоянно оказывая на народные массы идеологическое воздействие, царизм в зависимости от складывающихся социально-исторических условий хитроумно маневрировал в своей просветительской политике, которая в своей сущности всегда оставалась реакционной.

Начало XIX века ознаменовалось, как известно, рядом либеральных начинаний, занявшего престол Александра I. Одной из реформ подобного рода было создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Через год были опубликованы "Предварительные правила народного просвещения" и еще через год - Устав 1804 года.

Буржуазные историки педагогики Е.К.Шмидт, П.Ф.Каптерев, С.В.Ровдественский и др. пытались доказать, что появление Устава 1804 года - желание Александра I дать русскому народу широкое образование. Они не поняли или не хотели понять, что Устав родился не как следствие доброй воли монарха, а явился результатом острых социально-политических противоречий, давления масс снизу и "влияния на школу народа и дворянских революционеров" У413, с.137.

Состояние народного образования в Казанском крае на рубеке ХУIII-ХІХ вв

Обширная восточная окраина России в первой половине ХУШ века не располагала ни единым светским учебным заведением, имея лишь незначительное число элементарных школ, способных научить только грамоте /293,с.5/. Так,в Казани имелись духовная семинария, славяно-латинская школа при Зилантовом монастыре и новокрещенская школа для обучения основам православного вероучения "инородцев", обращенных в христианство. Первая гимназия здесь была открыта лишь в 1758 году /383,с.103/.

В первой половине ХУШ столетия в учебных заведениях Казани получали образование главным образом дети духовенства и нижних чинов военного ведомства. Дети дворян там не учились ввиду отсутствия в программах этих школ немецкого и французского языков, а также сословных предрассудков.

В ту пору, когда науки и литература на Руси еще только зарождались, когда расцветал многосторонний гений М.В.Ломоносова, вскоре после основания Московского университета "в глухом и полуазиатском городе Восточной России, учреждается гимназия..." /367,0.45/. Открытие Казанской гимназии было реализацией идей великого Ломоносова, который считал существование гимназий одним из условий для успешной деятельности университетов. В первые годы деятельности гимназии, по словам Г.Р.Держави-на, бывшего среди первых ее учеников, занимались лишь чтением и письмом /238,0.4/. Впоследствии в ней преподавались такие предметы, как история, география, арифметика, геометрия, фортификация, русский язык, латинский, французский, немецкий языки, рисование, танцевание, музыка, фехтование, закон божий /102,л.2/. Как видим из .этого перечня предметов, гимназический курс отличался энциклопедичностью, и вскоре обнаружились отрицательные стороны такой перегрузки. К тому же "учили тогда языкам без грамматики, числам и измерению без доказательства, музыке без нот. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали..." /392, с.71 /.

Наибольший успех в обществе вызывало преподавание немецкого, французского, а затем и английского языков, называвшихся в отличии от других новыми иностранными языками. Поэтому было много желающих изучать новые иностранные языки. Четыре года спустя в курс были введены: языки греческий, итальянский, еврейский, логика, метафизика, риторика, поэзия /99,л.6 об./. По указу Екатерины П в 1769 г. в Казанской гимназии начали преподавать и татарский язык /85,л.98 об./.

Положение гимназии было незавидное, она "питалась крохами со стола Московского университета, получая оттуда скудную сумму на содержание" /238,с.4/. Нехватало учителей, учебников, наблюдалась текучесть учительских кадров. Все это, несомненно, сказывалось на обучении и в конечном итоге на знаниях учащихся.

Идеи просвещения в педагогических воззрениях передовых деятелей Казанского края и борьба за их осуществление

С самого начала своей деятельности Казанский университет оказывал решающее влияние на развитие школы и педагогической мысли в крае, приобщая нерусские народности к русской науке и культуре.

Страстное желание видеть Россию развитой, передовой страной, которая могла бы занять свое достойное место среди европейских стран, объединяло прогрессивно настроенных ученых и преподавателей университета, его выпускников в лице директоров и учителей школ.

Путь к прогрессу они видели в освобождении народных масс от невежества, средневековых суеверий и предрассудков, в распространении знаний и передовых идей и глубоко верили в высокую миссию Казанского университета - открыть этот путь широким массам народа. Поэтоглу передовые ученые и педагоги Казанского края придавали большое значение образованию в жизни человека и общества.

В день торжественного открытия Казанского университета в 1814 году профессор В.М.Перевощиков произнес речь "О пользе наук вообще и в особенности о пользе Казанского университета". Он придает большое значение изучению наук. "Науки есть познание природы, - говорит он. Знать природу значит знать людей, знать окружающие нас физические тела..." /241, с.4 1. Глубокая вера в могущество науки пронизывает слова оратора: " Людям просвещен дам возможно все: они сильны изменить самую природу... Он повелевает землею, гордо летает по беспредельным волнам, управляет молнией и громами... Он идет спокойно и величественно по пути жизни, смотрит нетрелетно на бури и вихри: ему путь прокладывают науки" /241,0.22-23 /.

Как можно судить из этих мыслей, профессор Перевощиков глубоко верит в разум и силу человека, в его способность властвовать над силами природы. Таким образом, Перевощиков возвышает личность человека и его роль в преобразовании природы, тогда как религия внушала идею о греховности и слабости человека. В тех социально-исторических условиях, когда господствовала идеалистическая философия, речь профессора Перевощикова являлась не только смелым шагом, но и вызовом лженаучным утверждениям.

Другой профессор Казанского университета Ф.й.Эрдман, продолжая мысли Перевощикова, призывает молодое поколение "обогащать ум свой познаниями от колыбели до гроба" /127,л.21,об. 7. На торжественном акте в университете в 1815 году Эрдман произнес речь "Слово о выгодах, которое доставляет государству упражнение в науках", в котором он призывает молодых людей "постепенно наполнять свой ум мудростью с великим рвением, занимаясь чтением книг, к достижению оной служащих, также призывать на помощь и другие науки..." / 127,л.21,об. /.

Эрдман говорит, что только неутомимый труд, продолжительные занятия и старание принесут "богатую жатву". Он защищает науку "твердою обороною", чтобы "она совершенно не была оставлена" и призывает своих питомцев всеми силами стараться довести свои знания до высшей степени совершенства, так как "обработать какое-нибудь поле науки" можно лишь "беспрерывными упражнениями" У 127, л.21,об.,22 У. Эрдман обращается в своей речи и к родителям, призывая их освободиться от балласта средневековых предрассудков против науки. "Кто захочет, - говорит он, - удалить от отрока всякое образование ума и сердца, или,по крайней мере, большую часть душевных способностей, оставить на некоторое время не образованными и грубыми, сия мысль показывает дух грубости и невежества" / 127,л.21,об./.

Похожие диссертации на Формирование и развитие передовой педагогической мысли в Казанском крае в первой половине XIX века