Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования художественно-творческой активности младших школьников 15-82
1.1. Художественно-творческая активность как феномен развития личности 15-35
1.2. Художественно-педагогический потенциал народных промыслов Вятского края как объект и как средство развития младших школьников 36-57
1.3. Моделирование процесса включения народных промыслов в учебно-воспитательный процесс начальной школы 58-82
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами изучения народных промыслов Вятского края 83-170
2.1. Особенности проявления художественно-творческой активности младших школьников 83-106
2.2. Педагогические условия формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами изучения народных промыслов Вятского края 107-143
2.3. Эффективность формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами художественно-игрового потенциала народных промыслов Вятского края 144-170
Заключение 171-173
Библиографический список 174-192
Приложения 193-235
- Художественно-творческая активность как феномен развития личности
- Художественно-педагогический потенциал народных промыслов Вятского края как объект и как средство развития младших школьников
- Особенности проявления художественно-творческой активности младших школьников
- Педагогические условия формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами изучения народных промыслов Вятского края
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена изменением политики государства в области образования и его ориентацией, с одной стороны, на модернизацию содержания образования, с другой - на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к традициям, культурному наследию народа. Эти изменения нашли свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине образования, которые указывают на то, что в период модернизации необходимо сохранить историческую преемственность народных традиций поколений; формировать у детей и молодежи целостное миропонимание и современное научное мировоззрение; воспитывать в духе высокой нравственности, активной жизненной позиции; формировать успешную социализацию ребенка.
Как известно, социализация ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа. Все это обеспечивает успешную адаптацию в социуме. В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, М. В. Осорина и др. выделяют несколько направлений социализации: становление самосознания, самоопределение в социуме, самореализация. Все эти категории ученые условно объединяют ключевым понятием «активность». В науке активность в целом определяется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.
Становление теории и практики проблемы активности связано с исследованиями О. А. Абдулиной, Ю. К. Бабанского, Р. Г. Казаковой, А. К. Колесова, B.C. Мухиной, В. А. Ситарова, В. А. Сластенина, Т. Н. Счастной, Г. И. Щукиной, Д. С. Яковлева и др.
В научной литературе существуют различные подходы к классификации
активности. Психологи В. С. Мухина и Т. Н. Счастная предлагают
психологическую классификацию видов активности (физическая,
психическая и социальная). Педагогическая классификация видов активности
(ф у ряда исследователей: С. П. Баранова, А. К. Бондаренко, Р. Г. Казаковой,
В. И. Логиновой, В. А. Ситарова, Ю. П. Сокольникова и др. -
рассматривается в связи с различными видами деятельности (труд, познание,
игра, общение и т.п.), в результате чего выделяется познавательная,
умственная, коммуникативная, суггестивная, творческая, нравственная,
духовная, трудовая, художественная, этическая, физическая, речевая, «у
художественно-творческая активность.
Во второй половине XX века выполнены диссертационные исследования по проблеме формирования активности младшего школьного возраста: по социальной активности (А. Е. Дмитриев, В. А. Ситаров и др.); познавательной активности (Е. А. Ануфриев, С. П. Баранов, В. С. Данюшенков, Б. П. Мартиросян, Е. С. Орлова и др.), творческой активности (Л. А. Антонова, СВ. Диденко, В. Г. Кухонак, 3. И. Пазникова, Л. Н. Петрова, М. Ю. Пустовит, Е. А. Ходырева, М. С. Цветкова и др.).
Исследованию художественно-творческой активности посвящены лишь
единичные исследования Л. Н. Любарской и Н. М. Сокольниковой, в
(4, которых данный вид активности рассматривался в системе эстетического
воспитания в целом. Поэтому можно утверждать, что в педагогической науке
не проводилось специального исследования, посвященного формированию
художественно-творческой активности на основе изучения народных
промыслов Вятского края. Анализ массовой практики подтверждает, что
л школа нуждается в научно обоснованных рекомендациях в этой области.
Одним из условий модернизации начального образования является формирование художественно-творческой активности у детей, которое может осуществляться средствами лучших образцов народных промыслов
регионов России. В настоящее время искусство народных промыслов
представлено многообразием видов, каждый из которых обладает своей ярко
выраженной спецификой. Включение в учебный процесс начальной школы
богатств национальной культуры изучено недостаточно.
(Ф Различные аспекты регионального подхода рассматривались в системе
образования в целом (X. X. Бакчаева, Н. С. Иванова, М. А. Муратова, С. Г. Нигматов, В. Б. Помелов и др.) и на начальных ступенях образования в частности (Н. С. Александрова, Р. И. Андрекене, Ф. Р. Зевахина, Р. Г. Казакова, Р. И. Капустина, И. И. Лунина, Н. С. Ширяева и др.).
Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др. установили, что формирование активности происходит в детском возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент личности, формируется отношение ребенка к людям, к различного рода деятельности, к самому себе. В связи с этим за последние годы проблема активности стала предметом исследования философов, социологов, психологов и педагогов. При формулировании проблемы и темы исследования мы исходили из того, что важное место в формировании художественно-творческой активности в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства занимает период младшего школьного возраста.
(ф Среди разнообразных задач воспитания младших школьников на первый
план в современных условиях самим ходом развития нашего общества выдвинуто формирование их художественно-творческой активности. Практика показывает, что в массовой начальной школе работа по формированию художественно-творческой активности как личностного
А свойства проводится нередко бессистемно, а предложенные механизмы
реализации данного процесса требуют модернизации в сфере начального образования. Учителя испытывают трудности в организации работы в данном направлении, так как в условиях вариативных образовательных
6 технологий сложно найти адекватные средства формирования художественно-творческой активности. Необходимо отметить, что не до конца исследованными остаются вопросы содержания обучения в начальной школе в плане формирования художественно-творческой активности младших школьников, а также остаются неразработанными педагогические условия становления данного свойства личности.
В результате изучения проблемы были выявлены противоречия: между теоретическим осмыслением богатства народных промыслов Вятского края и недооценкой его в системе начального образования; между широким подходом философских, социальных, педагогических исследований к проблеме активности и отсутствием исследований художественно-творческой активности в системе регионального начального образования; между необходимостью целостного представления о народной культуре и народных промыслах и недостаточным обоснованием регионального содержания программ начальных классов. С учетом выявленных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях будет эффективным формирование художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края?
Таким образом, выявленные противоречия," значимость этой проблемы послужили основой определения темы нашего исследования: формирование художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке совокупности педагогических условий, способствующих эффективному формированию художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Объект исследования — процесс формирования художественно-творческой активности младших школьников.
Предмет исследования — совокупность педагогических условий по изучению народных промыслов Вятского края, способствующих эффективному формированию художественно-творческой активности.
Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: процесс формирования художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов будет эффективным, если:
создать эстетическую развивающую среду, - включающую народные промыслы Вятского края в разнообразные виды деятельности младших школьников (учение, общение, игру и т.п.);
внести регионально-художественное содержание в учебно-воспитательную работу начальной школы (урочная, внеклассная, факультативная формы работы на основе изучения народных промыслов Вятского края);
придерживаться модели процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников."
Для достижения цели исследования и проверки положений гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
рассмотреть и уточнить сущность ' художественно-творческой активности как качества личности, специфику ее проявления у младших школьников;
разработать модель процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края;
выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективного формирования художественно-творческой активности
младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Раскрыть критерии и уровни художественно-творческой активности младших школьников.
Разработать и экспериментально проверить содержание и методику формирования художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Методологической основой исследования являются: работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (С. И. Архангельский, Б. С. Гершунский, Л. Н. Коган, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.); принцип единства теории, экспериментов и практики (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, B.C. Данюшенков и др.); деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); идеи личностно-ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская, Т. В. Машарова, И. С. Якиманская и др.); положение о социальной детерминации развития всех высших психических свойств личности (Л. С. Выготский,
B. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.); философские и психологические
работы по активности, общению, деятельности (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин,
B.C. Библер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский,
C. Л. Рубинштейн и др.); работы по теории эстетического воспитания
(Ю. И. Фохт-Бабушкин, Б. Т. Лихачев, Н. И. Киященко и др.); исследования о
воспитательном воздействии народной культуры (Н. С. Александрова,
Г. Н. Волков, Ф. Р. Зевахина, М. Г. Тайчинов и др.); принципы
природосообразности и культуросообразности, разработанные
A. Дистервергом, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстым,
К. Д. Ушинским и др. Исследование базируется на постановке и решении
проблем в художественной педагогике (А. В. Бакушинский, Р. Г. Казакова,
B. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др.).
Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение, анализ творческих работ учащихся, анкетирование, беседа, методы математической и статистической обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились начальные классы школы № 52 г. Кирова и школы № 2 г. Омутнинска.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (1999 - 2002 гг.): проведение комплексного изучения философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования с целью определения его методологии; разработка гипотезы, научного аппарата исследования; составление методики опытно-экспериментальной работы и проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (2002 - 2004гг.): выявление теоретических основ формирования художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края; создание и апробация модели формирования художественно-творческой активности младшего школьника; проведение формирующего эксперимента в течение трех лет (полный цикл начальной школы), в процессе которого была апробирована экспериментальная методика формирования художественно-творческой активности на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Третий этап (2004 - 2005 гг.): анализ и обобщение результатов исследования; внедрение результатов в практику; систематизация и оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:
в уточнении понятия художественно-творческой активности как интегрального качества личности;
в обосновании модели процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края как целостной системы, состоящей из следующих структурных составляющих: содержание (художественно-творческая активность и ее компоненты); общедидактические принципы и регионально-художественное содержание представленное в историческом, обучающем, моделирующем блоками; организационно-педагогические условия; характеристика критериев и уровней сформированности художественно-творческой активности и результат художественно-творческой деятельности - продукт детского творчества;
в определении совокупности педагогических условий эффективного формирования художественно-творческой активности младших школьников: создание эстетической развивающей среды, включающей народные промыслы Вятского края в разнообразные виды деятельности младших школьников (учение, общение, игру, труд), внесение регионально-художественного содержания в учебно-воспитательный процесс начальной школы (урочную, внеклассную, факультативную формы работы на основе изучения народных промыслов Вятского края), представленного в историческом, обучающем и моделирующем блоках; опора на модель формирования художественно-творческой активности младших школьников;
в раскрытии критериев и уровней художественно-творческой активности младших школьников;
в разработке программы для начального образования с региональной направленностью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы и методических рекомендаций по формированию художественно-
11 творческой активности на основе изучения народных промыслов Вятского края (принципы отбора содержания образования, формы организации учебного процесса, система средств, методов и приемов обучения, алгоритм действий учителя по осуществлению программы, комплекс диагностических методов по определению уровня художественно-творческой активности младших школьников), рассчитанных на широкое использование в практике инновационных и общеобразовательных учебных заведений.
Представленная в исследовании авторская методика по формированию художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края может стать дополнительной частью содержания общей школьной программы по предметам изобразительного цикла и использоваться в качестве дополнительного материала при работе факультативов, студий, кружков и т.д. Содержащиеся в исследовании методические рекомендации, научно-методические материалы могут быть применены для совершенствования образовательного процесса в начальной школе. Материалы и результаты исследования могут применяться в практике подготовки учителей начальной школы. На защиту выносятся следующие положення: 1. Художественно-творческая активность младших школьников является сложным интегральным качеством личности, которое представляет собой диалектическое единство общего, присущего всем видам активности, и особенного, характерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а также как мера деятельности личности, ее интеллектуального и художественного развития в области художественного творчества. Художественно-творческая активность младших школьников характеризуется как качество личности, как психическое состояние познающего субъекта (младшего школьника), выражающее отношение к процессу творчества и формирующееся в продуктивной деятельности младших школьников.
Модель процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края включает в себя следующие структурные составляющие: содержание художественно-творческой активности и ее компонентов; общедидактические принципы; регионально-художественное содержание, включенное в исторический, обучающий, моделирующий блоки; организационно-педагогические условия, воздействующие на рассматриваемый процесс; характеристика критериев и уровней; результат художественно-творческой деятельности - продукт детского творчества. В «Модели процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края» компонентами художественно-творческой активности являются: мотивационный, деятельностный, эмоционально-эстетический, креативный. Каждый из компонентов находится во взаимосвязи с другими и является частью модели.
Педагогические условия, выявленные на основе определения художественно-творческой активности как качества личности, которое формируется в процессе художественно-творческой деятельности: создание эстетической развивающей среды, включающей народные промыслы Вятского края в разнообразные виды деятельности младших школьников (учение, общение, игру, труд); внесение регионально-художественного содержания в учебно-воспитательный процесс начальной школы (урочную, внеклассную, факультативную формы работы на основе изучения народных промыслов Вятского края); опора на модель формирования художественно-творческой активности младших школьников.
Основой критериев исследуемого процесса являются компоненты: мотивационный, деятельностный, эмоционально-эстетический, креативный Критерии сформированности художественно-творческой
активности проявляются на исходном, нормативном, творческом уровнях. 5. Эффективность методики формирования художественно-творческой активности младших школьников на основе изучения народных промыслов Вятского края обеспечивается: созданием эстетической развивающей среды, включающей художественно-игровой потенциал народных промыслов Вятского края, способствующий художественному и интеллектуальному развитию младших школьников; региональной направленностью содержания начального образования, которое способствует формированию эмоционально-эстетического отношения к малой родине, ее уникальности и самобытности. Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений работы; использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; апробацией содержащихся в диссертации выводов и рекомендаций, опытной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в выступлениях на методических объединениях учителей школ № 52 г. Кирова и № 2 г. Омутнинска, на научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах молодых ученых ВятГГУ, в публикациях автора.
Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (210 наименований, из них 7 на иностранном языке), приложения.
Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования, задачи теоретического и экспериментального характера, показаны научная новизна,
теоретическая и практическая значимость работы, обозначены этапы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования художественно-творческой активности младших школьников»
рассматривается состояние разработанности проблемы активности как феномена развития личности; раскрываются понятия «личность», «активность личности», «художественно-творческая активность» как характеристика субъекта деятельности с позиций системного подхода. В данном разделе также представлен анализ психолого-педагогических исследований по формированию художественно-творческой активности младших школьников; определяется сущность народных промыслов, раскрываются научно-педагогические предпосылки моделирования процесса включения народных промыслов в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Во второй главе «Экспериментальное изучение процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами изучения народных промыслов Вятского края» определяется и обосновывается совокупность педагогических условий эффективного изучения народных промыслов Вятского края как средства формирования художественно-творческой активности младших школьников; рассматривается общая характеристика экспериментальной программы; целостная методика применения народных промыслов Вятского края в целях повышения эффективности процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников, а также излагаются результаты проведенной экспериментальной работы по проверке ее эффективности.
В заключении содержатся основные положения и выводы диссертационного исследования.
Художественно-творческая активность как феномен развития личности
Теоретическое обоснование процесса формирования художественно-творческой активности как феномена развития личности побуждает рассмотреть основные категории проблемы: «личность», «активность», «творческая активность», «художественно-творческая активность» - с точки зрения философии, психологии, педагогики.
В психологической литературе понятие «личность» описывается как понятие социальное, которое выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Одним из основоположников психологического подхода к личности является С. Л. Рубинштейн. Главным признаком личности он считал сознание, особо выделяя значение личного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. Как утверждает Л. С. Выготский, при объяснении «любых психических явлений личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются психические явления, психические свойства и состояния личности)» (35, С. 30). Развивая взгляды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн полагал, что введение понятия личности в психологию является необходимой предпосылкой объяснения психологических процессов, поскольку все психические явления принадлежат конкретному «действующему» человеку, все они являются производными от природного и общественного бытия человека. Исходя из этого положения и выдвигая тезис о том, что человек не только отражает мир, но действует, преобразуя его, С. Л. Рубинштейн отмечал, что социальная сущность личности обнаруживается через деятельность (48).
Конкретизации понятия «личность» посвящена специальная работа Э. В. Ильенкова. В своем исследовании он утверждает: «Чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию той совокупности человеческих отношений конкретной человеческой индивидуальности ко всем другим таким же индивидуальностям, то есть динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами, имеющий всегда и везде социально-исторический, а не естественно-природный характер» (156). Организацию структуры личности нужно искать во внутреннем пространстве, «в том самом пространстве, в котором сначала возникает человеческое отношение к другому индивиду, чтобы затем - вследствие взаимного характера этого отношения - превратиться в то самое «отношение к самому себе», опосредованное через отношение «к другому», которое и составляет суть личностной - специфически человеческой - природы индивида» (48, С. 25.). В исследованиях Э. В. Ильенкова, Л. И. Анцыферовой мы отчетливо видим новый аспект содержания понятия «личность» - это синтез активности и отношений. Этот момент, но с акцентом в сторону активности, можно наблюдать в исследованиях Л. И. Божович. Она определяет личность как уровень развития человека, при котором все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром структуры исследователь считает мотивационную сферу и выделяет в ней доминирующие мотивы. Мы считаем, опираясь на мнение Л. И. Божович, что именно мотивационная сфера, мотивационный компонент является структурной составляющей активности личности, и именно это мы предполагаем подтвердить в своей экспериментальной работе.
В контексте нашего исследования интерес представляет точка зрения на личность (через ее свойства), данная В. П. Тугариновым: «Понятие «личность» указывает на свойства человека, а человек есть носитель этого свойства ... свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, то есть общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений». Причем в понятие «свойство» автор вкладывает интегративный смысл, то есть личность - это целостный человек. И. С. Кон указывает, что «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все роли и ее самосознание -продукт общественного развития» (78, С. 27).
Однако современный подход к развитию личности предполагает не только выделение социальной, психологической и педагогической плоскостей, но и установление связей между ними. Это требует выработки общеметодологического подхода к воспроизведению целостной" картины личности. Исследования Л. В. Горбацевич показали, что «такая задача под силу только философскому знанию», где « личность должна рассматриваться как целостная, постоянно развивающаяся система, имеющая свои собственные системные закономерности, и в таком случае задачей философского исследования является нахождение системообразующих связей. В поисках системообразующих факторов формирования личности необходимо выделить такой момент в характеристике человека, в котором реально существуют и проявляются в конкретном диалектическом единстве объективное и субъективное». Главным фактором формирования гармонической личности является общая активность человека, которая проявляется в поведении личности, то есть в деятельности и общении, предстает как социальная активность (личность как субъект исторического процесса) и психическая активность (личность как психический процесс). Когда в психологии говорят о том, что активность проявляется в деятельности, то обычно имеют в виду процесс, в котором личность для удовлетворения своих определенных потребностей с целью развития вступает в активное взаимодействие с внешней средой. Поэтому, если говорить о гармоническом формировании структурных компонентов личности в деятельности, нужно сопоставлять различные уровни активности в процессе данной деятельности. Это положение имеет отношение к процессу формирования художественно-творческой активности в художественно-творческой деятельности и будет отражено нами в последующих параграфах работы и учтено в экспериментальной части исследования.
Перейдем к анализу сущности активности в философском, психологическом и педагогическом контексте и затем рассмотрим художественно-творческую активность как вид общей творческой активности личности.
Художественно-педагогический потенциал народных промыслов Вятского края как объект и как средство развития младших школьников
Одной из проблем теории и практики на сегодня является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа. Исходными теоретическими положениями изучаемой проблемы нашего исследования явилась взаимосвязь: национальная культура - народная традиция - народные промыслы. Перейдем к рассмотрению данных понятий.
В связи с возникающими в настоящее время интенсивными процессами повышения значимости национально-этнических факторов в структуре общественной жизни, возрождением интереса к истории, обычаям, традициям этносов, к этническим истокам культуры возникла необходимость дать определение феномену «национальная культура», которая понимается как самобытная духовность людей, объединенных геоисторической и морально-этической общностью и исторически сложившимися общеэтическими представлениями. Являясь составной частью общечеловеческой, национальная культура выступает как единичное в общем, как оригинальный носитель неповторимых особых качеств нации и содержит в своих подсистемах народные знания, умения и особенности организации жизнедеятельности человека (54).
По мнению Ю. В. Бромлея, С. А. Токарева, Р. Ф. Итса, народная традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса (38). А. Б. Гофман под народными традициями понимает такие элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (38). Философы С. А. Арутюнов, М. Ф. Овсянников, С. А. Токарев и др., давая разные определения понятию «народные традиции», сходятся в следующем: сферу народных традиций образуют отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий (38 ).
По мнению И. В. Суханова, в народных традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала национальной культуры.
Мы в своей работе придерживаемся определения, данного Д. И. Водзинским: народные традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.
И. Я. Богуславская в своих исследованиях подчеркивает, что локальные традиции народного искусства изучаются и используются крайне недостаточно, иногда намеренно игнорируются, а внимание к ним объявляется «консервацией старого». Между тем, по утверждению И. Я. Богуславской, региональные традиции народного искусства бездонны, различны и разнообразны по своим истокам, времени формирования, огромному опыту исторического и художественного развития (24).
Особое место в приобщении к национальной культуре отводится народным промыслам.
Народно-художественный промысел - это форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающая местную культурную традицию. Творческая и профессиональная культура в народных промыслах основана на принципах коллективности.
Как утверждают ученые-искусствоведы, педагоги, психологи, народные промыслы неразрывно связаны с бытом, являются развитием местных самобытных культурных традиций, выражением народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда, формируемой запросами социальной среды. Например, образы родной природы воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, в хозяйственной утвари, в убранстве жилища и т.д. Глиняные игрушки-свистульки или, скажем, берестяные бурачки - одновременно и бытовые предметы, и высокое искусство.
Следует отметить, что народные промыслы отражают не только внешний облик окружающего мира, но также и внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа. Народные промыслы более традиционны, ими управляют неизменные законы, и главное, они открыты и выражают идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и являются самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости и творческой мощи.
Народные промыслы активизируют воображение, фантазию, способствуют развитию творческого отношения к миру, без которого немыслима любая человеческая деятельность, направленная на освоение окружающих предметов и явлений. Познание их «фактуры», особенностей, различий, обобщенности способствует развитию навыков определения в них существенного отдаления главного от второстепенного, сведения наблюдаемых подробностей к определенным обобщениям, то есть к выработке мышления. Народные промыслы пробуждают в детях первые яркие образные представления о Родине, о культуре, воспитывают патриотические чувства, приобщают к миру прекрасного. Дети знакомятся с замечательными мастерами, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру.
Известный исследователь прикладного искусства Т. М. Разина считала, что главной идеей, лежащей в основе народных промыслов, является идея эстетического преображения различных природных материалов (глина, береста, соломка и т.п.).
Рассуждая о народных промыслах, нельзя не отметить и обязательные общехудожественные требования, предъявляемые к ним: единство материала; выявление природных свойств самого материала и их использование в качестве выразительных средств (например, в качестве фона или цвета); композиционная цельность произведения, монументальность, самобытное начало, которое, прежде всего, выражается в особенностях народных, национальных представлений о прекрасном, красоте окружающего мира, благодаря которому народ имеет свою этническую самобытность; преобразование внешнего облика реального мира в условные стилизованные поэтические образы.
Особенности проявления художественно-творческой активности младших школьников
Теоретическое осмысление процесса формирования художественно-творческой активности младших школьников в рамках их обучения в начальной школе, с включением в педагогический процесс занятий по народным промыслам Вятского края, позволило перейти к разработке механизма экспериментального осуществления данного процесса.
В эксперименте предполагалось выявить противоречия между необходимостью получения учащимися целостного представления о народных промыслах Вятского края и неразработанностью данного материала в школьных программах, между необходимостью последовательного, системного получения младшими школьниками знаний по народному декоративно-прикладному искусству и неразработанностью системы обучения основам народных промыслов Вятского края. Выявление подобных противоречий впоследствии стало основанием для поиска наиболее эффективных условий формирования художественно-творческой активности посредством включения народных промыслов Вятского края в педагогическую систему начального образования. В этих целях была организована экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), которая осуществлялась с 1999 по 2004 гг. на образовательной базе, включающей в себя среднюю школу № 52 г. Кирова и среднюю школу № 2 г. Омутнинска. В эксперименте участвовали младшие школьники (1-4 класс). В общей сложности было задействовано 340 младших школьников начальной ступени образования (экспериментальные и контрольные классы), 28 учителей и 560 родителей.
Экспериментальная работа базировалась на следующих общедидактических принципах: принципы сознательности, активности; принципы наглядности, систематичности и последовательности, принципы прочности, научности и доступности; принцип связи теории с практикой, принцип целостного подхода к разработке целей, задач, структуры, функций образовательного учреждения, а также содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности (по аналогии с принципом синкретизма русской этнопедагогической среды и этнокультурной деятельности); принцип вариативности содержания и форм моделируемой образовательной среды учреждения, включающей образовательную систему и предметно-развивающую среду- (основан по аналогии с вариативностью традиционного народного творчества и форм его бытования).
Также мы учитывали идеи открытости образовательной системы в социум (по аналогии с традиционными механизмами социализации детей в народной культуре); идеи личностно-ориентированного подхода к целеполаганию, организации образовательной среды, оценке результатов педагогического процесса (в каждом типе культуры задается определенная модель личности и стереотипы поведения, деятельности в социальной и природной среде); идеи единства системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народа как семантической основы проектирования целостного этнокультурного пространства.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы взяли за основу структуру модели обучения, предложенную М. А. Чошановым (192). Обоснуем наш выбор. Структура модели обучения, по его мнению, представляет собой последовательные блоки: блок «вход», вводный модуль,
теоретический блок «ядро», прикладные модули и блок «выход». Предлагаемая М А. Чошановым технология, на наш взгляд, эффективна, так как благодаря «сжатию» материала и проблемности изложения обеспечивается мобильность знаний младших школьников. Принцип модульности, как указывает М.А. Чошанов, имеет достаточно широкую смысловую нагрузку, является основой для индивидуализации при проблемно-модульном построении обучения. Структура модуля позволяет представить содержание курса в различных вариантах: полном и углубленном. Примечательно то, что оба варианта дают положительный результат - точное усвоение знаний младшими школьниками.
Таким образом, построение процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет:
интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей учебного материала;
сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.
Опираясь на то, что выбор варианта модуля должен учитывать особенности формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами народных промыслов Вятского края, мы дифференцировали материал, разбили его на блоки и наполнили их заданиями (192).
На основе анализа философских и психолого-педагогических исследований в теоретической части диссертации нами были определены критерии и уровни сформированности художественно-творческой активности на основе изучения народных промыслов Вятского края.
Педагогические условия формирования художественно-творческой активности младших школьников средствами изучения народных промыслов Вятского края
Учитывая то, что констатирующий эксперимент продемонстрировал, с одной стороны, недостаточную ориентированность образовательной среды начальной школы на региональный компонент, с другой - недостаточную готовность учителей к осуществлению процесса включения народных промыслов Вятского края в педагогический процесс начальной школы, необходимо было разработать новые подходы к организации педагогического процесса начальной школы, а также предусмотреть соответствующую работу с учителями по повышению уровня их этнопедагогической культуры.
Гуманизация современного начального образования позволяет моделировать развитие личности младшего школьника на основе народных промыслов Вятского края. В основе моделирования мы учли положения, предложенные Н. С. Александровой:
историко-культурологический подход, позволяющий рассматривать историческую и искусствоведческую специфику народных промыслов Вятского края;
комплексный подход к разработке урочной, внеклассной деятельности по ознакомлению младших школьников с искусством народных промыслов Вятского края;
специальная подготовка учителей для ведения кружковых занятий, связанных с особенностями народных промыслов Вятского края.
Последовательность задач методики определена не только по принципу от простого к сложному, но и по принципу интереса и возможностей младших школьников к изучению различных видов народных промыслов Вятского края.
Предлагаемая авторская программа «Искусство народных промыслов» нацелена на интеграцию изучения народных промыслов Вятского края с инвариантной программой (госстандарт начального образования), в данном случае с программой Б. М. Неменского. Программа является системообразующим компонентом в формировании художественно-творческой активности младших школьников. В авторской программе «Искусство народных промыслов» раскрывается связь местного народного искусства (народных промыслов Вятского края) с другими познавательными областями: математикой, русским языком, ознакомлением с окружающим миром, трудовым обучением и др.
Содержание авторской методики учитывает принципиальные основные направления, предложенные Б. П. Юсовым:
1. Участие младших школьников в художественном событии должно вызывать чувство радости, увлечения и желания создать свой неповторимый изобразительно-выразительный образ по мотивам народных промыслов Вятского края.
2. Появление на глазах у младших школьников цвета, движения, формы и т.д. 3. Содержание художественных событий опирается на ближайшее социальное и природное окружение младших школьников, национальные и народные традиции и обычаи, историю и достопримечательности Вятского края.
4. Включение учащихся в разнообразное эстетическое творчество и всемерное развитие творческих способностей в процессе художественно-творческой деятельности (художественном конструировании, творческих работах, декоративной лепке и др. по мотивам народных промыслов Вятского края) с формой, цветом, звуком, словом.
В основу методики, посвященной изучению народных промыслов Вятского края, была положена идея, согласно которой активизация художественно-творческой активности младших школьников в процессе ознакомления с различными видами народных промыслов Вятского края возможна при следующих условиях:
поэтапное формирование у младших школьников начальных знаний об особенностях различных видов народных промыслов Вятского края;
взаимосвязь восприятия видов народных промыслов и детского декоративного творчества;
предоставление младшим школьникам возможности использования полученных знаний в различных видах художественно-творческой деятельности;
использование различных форм и методов по ознакомлению с искусством народных промыслов Вятского края: беседы, уроки, встречи с народными мастерами, экскурсии в мастерские народных промыслов, участие учащихся в кружках по изготовлению изделий народных промыслов, праздники и развлечения краеведческого характера и т.д.
Последовательность включения народных промыслов Вятского края в систему начального образования определилась на основе учета возрастных возможностей младших школьников. Так, в первом классе мы изучали народный промысел дымковской игрушки, во втором не только дымковскую игрушку, но и берестяной промысел, в третьем - промысел кировской и нолинской матрешки и кружевоплетение, в четвертом - капокорешковый промысел и плетюшечный промысел по инкрустации изделий соломкой и изготовлению изделий из лозы.
Методика организации и проведения занятий строилась следующим образом. Материал по народным промыслам Вятского края в определенной последовательности, как уже было отмечено, включался в различные виды по деятельности. Методика ознакомления с вятскими народными промыслами строилась в следующей последовательности: - восприятие промысла в игровых ситуациях с целью выявления его красоты и утилитарности; - включение народных промыслов в разные виды деятельности с целью актуализации информации, запрограммированной народными умельцами; - повторное восприятие и изучение художественных особенностей народных промыслов; - овладение декоративно-пластическими умениями при моделировании игрушек-самоделок по мотивам народных промыслов; - воплощение полученных знаний, умений, навыков в самостоятельном игровом и прикладном творчестве.