Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Талля Мария Георгиевна

Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования
<
Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Талля Мария Георгиевна. Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Талля Мария Георгиевна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Чебоксары, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/786

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования

1.1. Сущность, содержание и анализ формирования художесвенно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству 12

1.2 Особенности личности младшего школьника в художественно-творческой деятельности 39

1.3 Модель системы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий 57

Выводы по главе 1 74

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования

2.1 Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на основе использования компьютерных технологий и подходов в системе дополнительного образования 75

2.2 Опытно - экспериментальная работа по формированию художественно-творческих способностей у младших школьников в процессе создания тематических композиций с использованием компьютера на занятиях по изобразительному искусству, качественный и количественный анализ ее результатов 95

Выводы по главе 2 130

Заключение 132

Список литературы 137

Приложения 155

Введение к работе

Актуальность исследования определяется неограниченными возможностями занятий по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий. Развитие компьютеризации привело к тому, что ныне планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо компьютеризация позволяет сегодня человеку «не сходя» с места, а сидя у компьютера слышать, видеть и узнавать, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым раздвигаются границы действительности. Естественно, что следствием этого являются изменения в восприятии жизни для личности. Планы, мечты детей, подростков и взрослого населения стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, традиции, обычаи, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые во многих случаях, оставаясь единственными, манят к себе «через компьютер».

Глубокие перемены, происходящие в нашем обществе, обуславливают потребность в активной, творчески развитой, конкурентоспособной молодежи, умеющей эффективно использовать возможности компьютерных технологий в художественно-творческой деятельности. Согласно современным требованиям в компьютеризации образования необходимо широко использовать компьютерные технологии в развитии художественно-творческой личности.

Целью занятий по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий является закрепление и расширение полученных учащимися знаний и навыков, выработка умения их творческого применения, используя компьютер, а также развитие эстетических представлений в процессе непосредственного общения с произведениями изобразительного искусства, народного творчества и музыки — это является очень важным аспектом в формировании художественных способностей учащихся. Изучение природы, произведений изобразительного искусства, народного творчества, создание тематических композиций и рост уровня в овладении техникой рисования на компьютере должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эф-

фективные условия формирования творческих способностей учащихся. Этим обусловлена актуальность данного исследования, так как творческий подход к созданию оригинального изображения основывается на впечатлениях, а в результате занятия изобразительным искусством с применением компьютерных технологий вызывают интерес у младших школьников, появляется вдохновение, созревают замыслы оригинальных, интересных композиций, необходимые для дальнейшего творчества учащегося.

Рисование на компьютере способствует эффективному развитию творческого мышления, воспитанию культуры восприятия цвета, помогает овладеть пространством и формой. Первоначальные знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий, станут основой для дальнейшего развития в их творческой деятельности. Это требует внедрения новых и модернизации существующих образовательных технологий и современных форм воспитательно-образовательного процесса.

Вместе с тем на сегодняшний день исследований по формированию художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий явно недостаточно.

В последнее время ряд отечественных и зарубежных исследователей, в том числе Б. С. Гершунский, Ю. С. Иванов, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, Н. В. Софронова и др., рассматривали в своих работах применение компьютеров и информационных технологий в образовании.

На формирование творческой деятельности учащихся как первоочередной необходимости в процессе обучения указывают в своих исследованиях В. И. Андреев, В. Б. Бондаревский, П. Л. Капица, М. В. Костенко и др.

Теоретические и методические проблемы в контексте формирования и развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству обстоятельно исследовались в работах В. П. Зинченко, А. И. Иконникова, Э. И. Кубышкиной, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой,

С. П. Ломова, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Л. Б. Рыловой, Н. М. Сокольниковой, Е. В. Шороховой, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова и др.

Важнейшие психологические особенности изобразительной деятельно
сти отражены в трудах известных ученых Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. А. Люблинской,

Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и др.

Вместе с тем обучение изобразительному искусству с применением компьютерных технологий требует поиска наиболее эффективных форм и методов обучения.

Обзор изученных источников специальной литературы по методике преподавания изобразительного искусства, психологии искусства, компьютерному рисованию, художественной педагогики свидетельствует о том, что данная проблема тесно связана с развитием художественно-творческих способностей младших школьников, их эстетической самодостаточностью и поэтому является актуальной и требует специальных исследований.

Таким образом, существует противоречие между требованием общества к формированию художественно-творческих способностей и возможностью осуществления данного требования в условиях системы дополнительного образования. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования «Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий.

Цель исследования - выявить и экспериментально апробировать педагогические условия эффективного формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий.

Объект исследования: процесс формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

-использование творческих задач с применением компьютера;

-интегрированное использование с помощью мультимедийных средств материалов художественной литературы, изобразительного искусства, народного творчества;

-реализация индивидуального и дифференцированного подходов к младшим школьникам в процессе выполнения ими тематических композиций с помощью компьютера.

Задачи исследования:

  1. выявить сущность и содержание художественно-творческих способностей у младших школьников;

  2. определить дидактический потенциал и возможности применения компьютерных технологий при формировании художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству;

  3. разработать модель формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий;

  4. выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования художественно-творческих

способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий.

Теоретико-методологической основой исследования явились диалек
тический метод познания как основа научной педагогики; теория системно-
комплексных и личностно-деятельностных подходов к изучению педагогиче
ских явлений, идея формирования личности. В своем исследовании мы опи
рались на деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский,
С. Л. Рубинштейн и др.); на теорию и методику использования информаци
онных и мультимедийных технологий в образовании (Б. С. Гершунский,
Ю. Н. Егорова, Е. С. Полат, Н. В. Софронова); на теорию развивающего про
блемного, личностно-ориентированного обучения (Л. С. Выготский,
В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.); на положения о творческой сущности че
ловека, развитии его способностей, художественно-творческих способностей
в процессе деятельности (В. И. Андреев, И. С. Кобозева, Т. С. Комарова,
В. С. Кузин, Б. М. Неменский и др.); на теоретические положения о примене
нии задачного подхода в обучении (Ю. М. Колягин, Г. И. Саранцев,
Л. М. Фридман и др.); на идею о диалектической взаимосвязи теории и прак
тики (Г. С. Арефьева, Ю. В. Варданян и др.); на концепцию взаимодействия
этнического и общечеловеческого (Е. В. Васильев, Г. Н. Волков,
Е. Г. Осовский, Т. Г. Тимошина, Я. И. Ханбиков, Т. И. Шукшина и др.); на
методологию педагогических исследований (Ю. К. Бабанский,

Г. И. Саранцев, В. А. Сластенин и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, психологической и педагогической литературы; экспериментальные — констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анкетирование, опрос учащихся, метод экспертных оценок, изучение продуктов деятельности учащихся; методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45»; МОУ «Средняя общеобразовательная шко-

ла № 31»; Дом творчества юных Московского района; Детская художественная школа №5 г. Чебоксары.

Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2008 гг.

Первый этап (2004 - 2006 гг.) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования; изучению программно-нормативных документов; определению проблемы, цели, гипотезы и задач исследования; разработке программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2006 - 2007 гг.) включал разработку и апробацию модели системы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования, авторской программы; диагностирование уровня сформированности художественно-творческих способностей у младших школьников в соответствии с разработанными критериями и показателями; экспериментальное обоснование педагогических условий формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Третий этап (2007 - 2008 гг.) был посвящен подведению итогов экспериментальной работы, проведен анализ полученных данных контрольной и экспериментальной групп, их соотнесение с целью и гипотезой эксперимента, обобщение результатов экспериментальной работы, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема формирования художественно-творческих способностей младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования решена на основе применения компьютера и электронного графического планшета. Данный подход позволил определить критерии и показатели сформированности художественно-творческих способностей младших школьников (умение грамотно составить композицию в рисунке; творческая самореализация в изобразительной деятельности; умение подбирать цветовую гамму в рисунке), а также выявить педагогические условия использова-

ния компьютерных технологий как средства развития художественной грамотности младших школьников в изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

разработана и апробирована модель процесса формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютера и электронного графического планшета, включающая следующие компоненты: задачи, принципы обучения, содержание, авторскую учебную программу по рисованию на компьютере для младших школьников в системе дополнительного образования;

теоретически обоснованы и выявлены педагогические условия использования компьютерных технологий как средство развития художественной грамотности у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована авторская учебная программа по рисованию на компьютере для младших школьников в системе дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы в подготовке учителей по изобразительному искусству в педагогических ВУЗах и в процессе повышения их квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается их методологической обоснованностью; использованием комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; последовательным проведением этапов экспериментальной работы; количественным и качественным анализом результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем внедрения разработанной авторской учебной программы в педагогический процесс в ходе опытно-экспериментальной работы на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Автор - участник эксперимента. Основные результаты данного исследования были изложены и получили одобрение в ходе выступлений на научно-

практических конференциях в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», всероссийской (Чебоксары, 2005 г.), межрегиональных (Чебоксары, 2006-2008 гг.), межвузовских конференциях (Чебоксары, 2006-2008 гг.). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественно-творческие способности выявляются через творческую активность детей в изобразительной деятельности, в умении воспринимать и создавать красоту (чувство меры, ритма, симметрии, пропорции, композиционного и конструктивного равновесия).

  2. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников на занятиях по изобразительному искусству осуществляется путем реализации следующих педагогических условий:

использования творческих задач с применением компьютера;

интегрированного использования с помощью мультимедийных средств материалов художественной литературы, изобразительного искусства, народного творчества;

индивидуального и дифференцированного подходов к младшим школьникам в процессе выполнения ими тематических композиций с помощью компьютера.

3. Применение компьютерных технологий в формировании художествен
но-творческих способностей младших школьников на занятиях по изобрази
тельному искусству в системе дополнительного образования позволяет разви
вать у них художественную грамотность в изобразительной деятельности.

На защиту выносится также авторская учебная программа по рисованию на компьютере для младших школьников в системе дополнительного образования.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении дано обоснование актуальности избранной темы; определены проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи; охарактеризованы

методы и этапы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования» - уточняется сущность и содержание художественно-творческих способностей младших школьников, раскрываются особенности личности младшего школьника в художественно-творческой деятельности, описывается модель формирования художественно-творческих способностей у младших школьников по изобразительному искусству.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования» - дано описание методики проведения педагогического эксперимента; охарактеризованы педагогические условия, приемы и методы, способствующие эффективному формированию художественно-творческих способностей у младших школьников; приведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщаются результаты исследования, подводятся основные выводы и перспективы дальнейших исследований.

Сущность, содержание и анализ формирования художесвенно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству

В современных условиях необходима реализация комплексного подхода к проблемам формирования творческих способностей младших школьников. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в учебном заведении.

Важно отметить, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает главные задачи. Исследователь и педагог А. И. Савенков пишет: «Оно уже не гарантирует того, что уровень полученного ребенком «основного образования» достаточен для дальнейшего обучения и творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Если человек хочет стать высоким профессионалом, то ему уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо» [176, с. 349].

В последние годы стали появляться комплексные формы детских образовательных объединений, такие, как студии, мастерские, лаборатории, школы и другие, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей [76, с. 16]. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Концепции, созданные российскими учеными (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, В. А. Разумный и др.), способствовали проникновению искусства во все сферы образования. Они сформулировали основополагающие принципы современной художественной педагогики.

Первый принцип художественной педагогики - свободный выбор учащимся (ребенком любой возрастной группы) доминирующего, любимого вида деятельности при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора. Второй принцип художественной педагогики - развитие художественно-творческих способностей учащегося в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация). Третий принцип художественной педагогики - общеобразовательный смысл ценностных ориентации ее практического, повседневного воздействия [164, 102, 137]. В Концепции содержания образовательной области «Искусство» в целях и задачах преподавания одними из важных, на наш взгляд, являются такие положения: — развивать способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства; — развивать воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности, навыки, которые необходимы в художественном творчестве, а также помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в профессиях, не связанных с искусством непосредственно [162, с. 41]. Творчество - это высшее проявление субъективности школьника. Оно выражается в усвоении учащимися духовных и материальных ценностей. Творчество невозможно без духовной жизни личности, без разума, чувств, воли, интуиции, воображения и т.д. Художественные способности — индивидуальные особенности, являющиеся условием высокого качества восприятия и исполнения в области ис кусства. Имеют в своей основе врожденные задатки, которые формируются и развиваются под воздействием воспитания и обучения.

В нашей работе художественные способности выявляются через творческую активность детей в изобразительной деятельности, в умении воспринимать и создавать красоту (чувство меры, ритма, симметрии, пропорции, композиционного и конструктивного равновесия), посредством которых дети выразительно реализуют свое отношение к явлениям и событиям своей и окружающей их жизни, используя компьютер.

Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» являются стержневыми в нашем исследовании. Осмысление и обоснование сущности указанных научных понятий необходимо для организации целенаправленного процесса формирования художественно-творческих способностей младших школьников.

Как известно, творчество есть создание нового и ценного. Суть художественного творчества - новое видение мира, индивидуальное отношение к действительности.

Психологи о творчестве говорят так: «Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей... Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [153, с. 393]. Мы согласны, что педагогика определяет творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. Оно оценивается по его социальной значимости и оригинальности.

Творчество - это универсальный признак человеческой личности, актуализация которого обусловлена осознанным ею объективным противоречием, требующим разрешения, а результат активности, направленной на снятие противоречия, обладает новизной и качественным своеобразием, личностной ценностью, социальной значимостью и направленностью на саморазвитие и самовоспитание творческих способностей личности [180, с. 118]. Поистине творчество обладает драматическим, конфликтным характером. Любое творчество, а не только художественное, предполагает драматическую напряженность, временное нарушение равновесия в естественном соотношении вещей, активное, иногда мучительное усилие субъекта, который должен преодолеть сопротивление «материала», подчинить его своим целям, наложить на него свою печать [202, с. 180].

Исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок является своего рода рассказом об изображаемом и, по существу, не отличается от словесного рассказа. С 1880-х гг. детский рисунок стал предметом экспонирования и коллекционирования, т.е. был признан художественной ценностью «наивного детского творчества», эстетического представления ребенка о мире. Важнейшие психологические особенности изобразительной деятельно сти отражены в работах известных ученых Б. Г. Ананьева, Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и др. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности ребенка. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер по мере овладения им способами изображения.

Модель системы формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий

В основу нашей системы легли положения четырех современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, художественно-творческого развивающего обучения Б. М. Неменского, методики коллективного обучения В. К. Дьяченко, технологий программированного обучения.

Технология программированного обучения, основанная на теоретических положениях Д. Дьюи, подразумевает такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Процесс учения, учебная деятельность уподобляются научному поиску и отражаются в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Слово «проблема» (с гр. — задача), подлежащая исследованию, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Не всегда проблема то, что должно быть решено, иногда это то, что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоционально-эстетической оценке).

Источником, внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие, то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение какой-либо учебной проблемы на занятии, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия.

В одном случае проблема наиболее ощутимо определяется в области содержания, а в других случаях - формы. Проблема, сформулированная в связи с содержанием, должна при разрешении иметь выход в область формы (выразительных средств) и наоборот. Проблемный урок включает в себя: - организацию учащихся, их психологическую подготовку; - создание проблемной ситуации; - формулировку проблемы; - выдвижение гипотезы; - поиск решения проблемы; - обсуждение результатов; - комментарии и обобщения учителя; - задания на дом; - подведение итогов. В системе художественной педагогики Б. М. Неменского развивающее обучение связано с усложнением усваиваемого содержания. Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на занятиях изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др. [135, 136, 137]. С целью развития речи ребенка следует обогащать словарный запас, усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка. С целью развития мышления формируются умения анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии, обогащать и систематизировать; до казывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии. С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени, точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонации. С целью развития двигательной сферы ребенка учат владению моторикой мелких мышц, умению управлять своими двигательными действиями. Взаимодействие учителя и учащихся начальной школы в процессе формирования у них творческого мышления на занятиях по изобразительному искусству реализуется в коллективной деятельности, в выборе видов и форм учебно-воспитательной работы, соответствующих интересам и склонностям младших школьников, нравственных дел, применяя индивидуально-дифференцированные занятия на компьютере в ходе сотворчества учителя и школьника. К числу наиболее перспективных моделей организации обучения относится вариант, предложенный известным педагогом В. К. Дьяченко. Его идеи представляют, безусловно, большой интерес с точки зрения обучения одаренных детей, развития индивидуальности, интеллектуально-творческих способностей каждого ребенка в учебной деятельности. Автор назвал его «коллективной формой организации учебной деятельности». Главное в коллективном способе организации обучения не то, что много людей обучается вместе, а то, что все обучают каждого, и каждый обучает всех [176, с. 199]. В структуру коллективного способа организации обучения входит и индивидуальная работа ученика с учителем, и работа ученика с источником знаний, работа в группе сверстников, но самым главным является четвертый элемент — взаимное обучение. В основе этого метода - обнаруженный еще более трехсот лет тому назад Я. А. Коме нским принцип «обучая других, обучаешься сам». В. К. Дьяченко, теоретик современных способов коллективного обучения, разграничивает коллективные и групповые способы по признаку воздей ствия внутри коллектива. Групповые способы обучения характеризуются тем, что только один участник коллектива может быть консультантом и руководить процессом работы вместе с учителем. При коллективных способах учащихся, воздействующих на коллектив, может быть несколько. Автор выделяет два способа коллективной деятельности: - индивидуальное изучение материала по теме с дальнейшим выступлением в малой или большой группе; - взаимообучение внутри группы на основе изученного индивидуально материала. Оба способа являются необходимыми составляющими выхода на уровень проектной формы обучения. Таким образом, коллективную деятельность можно разделить по способу взаимодействия на собственно коллективную и групповую. Коллективная художественная деятельность - комплексная педагогическая технология, интегрирующая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее кульминация — общий успех, оказывающий влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности. Научиться видеть себя и других в процессе деятельности вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу — главные цели совместной деятельности.

Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на основе использования компьютерных технологий и подходов в системе дополнительного образования

Большинство исследований в области педагогики направлены на выявление наилучших условий протекания изучаемых педагогических процессов. В толковом словаре русского языка понятие «условие» трактуется как «среда, обстановка, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются» [203, с. 1034].

Сущность понятия «педагогические условия» рассматриваются в трудах многих ученых: Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера и др. Так, Ю. К. Бабанский под педагогическими условиями подразумевает «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся — успешно трудиться» [13, с. 12].

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность всех необходимых, обязательных факторов, обеспечивающих достижение учебной цели — эффективного формирования художественно-творческих способно-стей учащихся младших классов в процессе учебной деятельности с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

К новым технологиям и подходам мы относим технологии создания воспитывающей среды (эмоциональной, творческой), цифровых и мультимедиа технологий в системе дополнительного образования.

Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффектного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания. Использование современных информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Компьютерные технологии, в частности презентации и электронные учебники используются как наглядные пособия. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Велика роль эмоции в художественном детском творчестве. Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение.

Каждое занятие в компьютерном классе должно быть эмоционально окрашено. Учитель может подобрать подходящую по содержанию песенку, музыку, стихотворение. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, используя большой экран.

В компьютерном классе учащиеся с помощью компьютера учатся самостоятельно мыслить и практически воплощать свои идеи, ибо знакомство с графическим редактором - это не только рисование, но и познание формы и компоновка различных геометрических фигур, а также развитие у детей пространственного и конструкторского мышления. Но, несмотря на все свои преимущества, компьютер сам по себе не делает человека художником. Линию, проведенную на экране, гораздо легче подправить и изменить, чем на бумаге, но ее все равно надо провести и понимать, какой она должна быть и чем она плоха или хороша.

Включение всех видов искусства в процесс детского творчества благотворно воздействует на ребенка во всех отношениях. Для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Постоянное расширение представлений об окружающем мире и последую щее их отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение к деятельности. Занятия в компьютерном классе дают возможность использовать нестандартные приемы создания изображения. Эпоха Windows - эпоха графики, красивых картинок, ярких, четких, типографического качества шрифтов [114, с. 106]. С помощью цветного струйного принтера легко распечатать красочную картинку или поздравительную открытку. Компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. Главное — предоставляется огромное поле для экспериментов. Можно создавать линейный рисунок или комбинировать композицию из цветных фигур, раскрашивать готовый узор [97, с. 132]. Разработчики графических редакторов предлагают совершенно новые технологии рисования — технологии, не имеющие аналогов в существующих многовековых графических приемах. Существует большое количество графических редакторов. Наиболее известные среди них: Microsoft Paint, Picture Maker, Paint Brush, Neo Paint, Deep Paint, Corel Photo-Paint, PhotoShop, Paint Shop Pro, Photo Draw 2000, Painter 7, Painter IX.

Своевременное ознакомление школьников с окружающей действительностью, природой, искусством с помощью компьютерных технологий дают импульс развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогают детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.

В младшем школьном возрасте активизируется познавательный интерес ребенка к миру, к другим людям, к самому себе. Младший школьник чрезвычайно любознателен. Его интересует окружающий мир: он уже понимает сложность и необъятность этого мира, он ищет ответы на неизвестные ему вопросы и ожидает найти их в школе.

На формирование у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических фак торов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями.

Рассматривая потребности как движущую силу активности и развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали далее на интерес как следующее звено в побуждении к деятельности. Стимулирующая роль интереса заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувства радости, эмоционального подъема и удовлетворения, что и побуждает его к проявлению активности. Интерес — познавательная направленность человека на предметы и явления действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, и постоянные характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности [87, с. 445].

Опытно - экспериментальная работа по формированию художественно-творческих способностей у младших школьников в процессе создания тематических композиций с использованием компьютера на занятиях по изобразительному искусству, качественный и количественный анализ ее результатов

Искусство передает окружающую действительность в образах и тем самым преобразует ее. Но природу необходимо познавать. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» [193, 194]. Чувственная сторона природы не исчезает из образа, но она подчиняется выражению эмоционального переживания художника, его духовному настрою. Живописец видит в природе не только формы и краски, ее изменчивость, ее зримую красоту, он стремится проникнуть в ее душу, показать ее скрытый от глаз характер, выразить через природу свое состояние души [118, с. 4].

Художественное восприятие действительности в образах, насыщенных переживанием, чувством, настроением, особенно заметно в пейзажной живописи. Предложение изобразить пейзаж, растения всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду.

Человек с рождения живет в окружении природы. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их. Рассматривая предмет, анализируя его строение, форму, положение в пространстве, наблюдая и сравнивая во время работы рисунок с натурой, учащиеся достигают наибольшей точности изображения. Поэтому в обучении рисованию основное внимание уделяется рисованию с натуры [88, с. 273].

Леонардо да Винчи в своих сочинениях о природе писал: «И столь природа усладительна и неистощима в разнообразии, что среди деревьев одной и той же породы ни одного не найдется растения, которое вполне походило бы на другое, и не только растения, но и ветвей и листьев, и плода не найдется ни одного, который бы в точности походил на другой» [109, с. 59].

В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства. Еще в начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Развивающее обучение оказывает существенное воздействие и на развитие эмоциональной сферы учащихся. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить после каждого занятия. Нужно стремиться к максимально активному участию детей в данном процессе. Во-первых, им это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей, как оценивается. На просмотре учитель может задавать детям дополнительные вопросы, способствующие более развернутой характеристике рисунка.

Когда на уроке идет обсуждение новых для детей вопросов, когда предоставляется возможность высказывать различные точки зрения, соглашаться или сомневаться, приводить свои личные наблюдения, то здесь и происходит общее развитие. В процессе учебного общения у младших школьников появляется и быстро крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков. Их следует систематически организовывать в художественных студиях.

Итак, в ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены следующие педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования: - создание на занятиях эмоционально окрашенной среды с использованием компьютерных технологий; - использование на занятиях активных методов обучения, творческих задач, рассчитанных на оптимальное сочетание частично-поисковой, творческой деятельности ученика, содействующих активизации познавательной самостоятельности, укреплению его интересов к изобразительному искусству с применением компьютера; - осуществление целенаправленного индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам в процессе выполнения ими тематических композиций на компьютере; - проведение занятий с использованием материала литературы, изобразительного искусства, народного творчества и музыки, применяя мультимедийные технологии; - внедрение в учебный процесс авторской учебной программы по рисованию на компьютере для младших школьников в системе дополнительного образования.

Похожие диссертации на Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования