Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Хамматова Светлана Ангамовна

Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе
<
Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хамматова Светлана Ангамовна. Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Уфа, 2006 313 с. РГБ ОД, 71:07-13/5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основы педагогических условий процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в полиэтническом, поликультурном обществе 17

1. Исторический подход к педагогическим условиям формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи 17

2. Теория самоорганизации и принцип энергоинформационного единства мира как философская основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 30

3. Культурологический аспект формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи 43

4, Проблема духовно-нравственного развития учащейся молодежи в теории и практике психолого-педагогического знания 52

5. Антропологическая ориентация современной педагогики и процесс формирования духовно-нравственной культуры учащейся молодежи 72

ГЛАВА 2. Истоки возникновения феномена духовно-нравственных ценностей 101

1, Светские и религиозные взгляды на духовно-нравственное развитие личности 301

2. Связь нравственных ценностей мировых религий с воспитанием личности

3. Процесс интеграции науки, образования и религии в формировании духовно-нравственной культуры учащейся молодежи 129

ГЛАВА 3. Духовно-нравственная культура как социально-педагогический феномен 142

1, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, Д.С. Лихачёв о духовно-нравственной культуре как ценностной характеристике личности 142

2. Взгляды современных исследователей на проблему формирования духовно-нравственных ценностей 156

3. Анализ зарубежных исследований проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 169

4. Культура межнациональных отношений как феномен духовно-нравственного развития учащейся молодежи в полиэтническом обществе 177

ГЛАВА 4. Экспериментальное исследование процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи 195

1. Отношение к нравственной ситуации в обществе сельских, городских учащихся и их родителей 195

2. Современное образовательное пространство как результат экспериментального исследования 204

3. Контент-анализ представленности в сознании учащейся молодежи, родителей различных аспектов духовности 211

ГЛАВА 5. Образование и основы духовного обновления современного общества 241

1. Изменение роли школы и процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи 241

2. Исторические предпосылки создания новой модели образования в России .255

3. Возрождение духовно-нравственных ценностей в российской школе как основа социальной стабильности общества. 270

Заключение 284

Литература 291

Приложения 314

Введение к работе

Актуальность исследования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Данная концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе Российской Федерации «Об образовании», федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 года, а также федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. В эпоху социокультурной интеграции человечества в области образования с не меньшей остротой, чем 100 лет назад, встала проблема того, как, «входя в жизнь общечеловеческую, не растерять духовных ценностей и не встать на путь европейничанья» (Н.Я. Данилевский). Мировой исторический опыт показывает, что утрата культурных национальных основ подчас равносильна не только потере своего прошлого («выпадению» из истории), но и лишению себя будущего. Развитие есть только там, где есть история. Историческая память - это верность сложившимся культурным традициям и ценностям, и своим собственным, и накопленным мировой исторической практикой. Проблема духовно-нравственного становления и развития подрастающего поколения - одна из самых важных и сложных в силу конкретно-исторических условий развития России в период глубокого духовно-нравственного кризиса общества, связанного с общим системным кризисом. От решения этой проблемы зависит историческое будущее нашей страны.

Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Эта же ключевая задача прослеживается и в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Программа развития

5 образования России на 2000-2005 гг. определила духовно-нравственное становление детей и молодежи как важнейшую составляющую общественного развития и приоритетное направление деятельности в системе образования России. Ключевым положением новой философии образования и педагогического мышления является идея гуманизации, предполагающая поворот школы к ребенку, априорное уважение его личности, доверие к нему, безусловное принятие его целей, запросов и интересов. Он связан с поворотом в сознании общественности к гуманистическим проблемам философии, к духовному миру человека. В конце XX века стало очевидно, что культура начинает охватывать и материальное производство. Появилась необходимость в новых мировоззренческих ориентирах, в новом экономическом порядке в мире. Духовная ситуация России нашего времени характеризуется нестабильностью общих установок, противоречивостью мнений, разнообразием оценок. Это связано с неблагополучием в экономической, политической, социальной сферах жизни.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной школе наметились негативные тенденции, не учитывающие реалии современного общественного развития. Реализация концепции гуманизации связана со слабой разработкой конкретных форм и методов образования. Воспитание стало идейно обескровленным, а в целом -неуправляемым. Формирование нового поколения связано с созданием новой, целостной, основанной на ценностях народов России (в том числе и религиозных), интегральной системы образования. Потеря смысла человеческого бытия - духовности - может привести к деградации общества. Понятия «духовность» и «нравственность» призваны стать конкретными материальными и социальными явлениями.

Классическая российская педагогика - это педагогика духовно-нравственного развития личности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.К. Гончаров, СТ. Шацкий и др.). Аксиологические основы понимания необходимости

духовно-нравственной ориентации молодежи заложены в трудах русских философов и писателей (Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.К. и Е.И. Рерихов, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, С.Л. Франка, B.C. Соловьева, СИ. Гессена, Н.О. Лосского, Ф.М. Достоевского, Н.М. Карамзина и др.). Проблеме духовно-нравственного воспитания человека посвящены исследования современных педагогов и психологов (В.В.Анисимова, Л.Г.Арчажниковой, В.П.Борисенкова,В.А.Караковского, И.В.Колоколовой,., Т.С. Комаровой, Ю.Г. Круглова, И.И. Легостаева, Н.Д. Никандрова, В.И. Мурашева, Т.И. Петраковой,Э.И. Сокольниковой, А.Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчинова, А.А. Шаталова и др.). В них указывается на проявление духовного кризиса в обществе и школе, сравниваются религиозное и светское воспитание; доказывается, что поликультурное пространство образовательного учреждения призвано способствовать духовно-нравственному становлению личности школьника; представлены модель формирования духовно-нравственных ценностей личности, программа духовно-нравственного воспитания школьников; предлагаются самые различные трактовки духовности и нравственности.

Исследованию духовности и нравственности как основным категориям педагогики посвящены также работы зарубежных исследователей (L.Kohlberg, W.M.Robb, A.Harris, M.Leicester, R.Pring, V.S.Fraser-Games, M.J.Taylor и др.). В них выделяются уровни нравственного развития и модель ценностного воспитания. В данных исследованиях понятия «духовность» и «нравственность» остаются непроясненными, отсутствует теоретическая разработка этих важных социальных феноменов. В программах Л.И.Маленковой (1999), И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревской (1998), Н.Е. Щурковой (1998), в работах школы В.А. Караковского представлены традиционные методические подходы к воспитанию путем приобщения ребенка к отечественным ценностям через творческую деятельность. Психологическое содержание духовно-нравственного развития личности представлено в философской и психологической литературе (С.Л.Рубинштейн,

В.А.Разумный, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Е.Г.Белякова и др.). Большинство исследователей предлагают использовать в качестве критериев духовно-нравственного развития социально-психологические характеристики личности школьника. Для оценки уровня нравственной воспитанности в настоящее время предложен ряд методик (Н.Е.Ефременко, О.С.Богданова, В.И.Петрова, Е.В.Бондаревская, М.И. Шилова и др.). Предложенные критерии оценки носят преимущественно эмпирический характер и в условиях массовых обследований школьников практически недоступны для оперативной оценки. Таким образом, наблюдается переоценка современной системы аксиологии, формируется новая философия воспитания и образования, которая соответствует духовным исканиям, светлым надеждам людей.

Проведенное теоретическое исследование путей решения аксиологических вопросов в деятельности многонациональной школы показало наличие противоречий между объективной потребностью нового российского педагогического сообщества и недостаточной разработанностью теории и практики формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи, концепции такого формирования и механизмов его реализации.

Разрешение выдвинутого противоречия составило проблему нашего исследования и дало возможность сформулировать тему диссертационной работы: «Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе».

Объект исследования - формирование духовно-нравственной культуры молодежи как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности учащихся многонационального общества.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей будет эффективным, если:

- определены пути наиболее рационального соотношения гуманитарного, естественно научного компонентов образования в практике реализации новой концепции воспитания;

обоснованы современные концептуальные положения теоретической модели формирования духовно-нравственных ценностей учащихся и осуществлен анализ условий и взаимосвязей их эффективности;

разработана концепция воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи в поликультурном обществе в настоящий период;

выявлены предпосылки духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи как закономерного условия формирования ее личностных качеств;

разработана система ценностных ориентации учащихся, определены условия их эффективного формирования в учебной и внеучебной деятельности;

- раскрыт педагогический механизм развития духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи и определены критерии их формирования.

Исходя из проблемы, гипотезы, объекта и предмета исследования определена его цель - теоретически обосновать, разработать концептуальные основы процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи многонационального общества и показать пути их реализации в условиях формирования новой философии и модернизации образования. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи: 1 .Разработать концепцию воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи в поликультурном обществе в современный период.

2. Определить пути наиболее эффективного соотношения гуманитарного,
естественно-научного компонентов образования в практике реализации новой
концепции воспитания.

3. Обосновать концептуальные положения теоретической модели
формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи.

  1. Осуществить анализ условий, взаимосвязей, динамику повышения эффективности формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

  2. Выявить предпосылки духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи как закономерное условие формирования личностных качеств подрастающего поколения.

6. Разработать систему ценностных ориентации учащейся молодежи и определить условия их эффективного использования в процессе учебной и внеучебной деятельности.

7. Раскрыть педагогический механизм развития духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи и определить критерии их формирования.

Ведущей идеей теоретической концепции исследования является гармонизация методологических, теоретических и педагогических основ формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в целостном педагогическом процессе.

Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные философско - аксиологические, антропологические теории, рассматривающие человека как высшую ценность, раскрывающие проблемы ценностей человеческого существования:

теории ценностей Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Лоуренса Кольберга, Вильяма М. Робба и др.;

теория ноосферы В.И. Вернадского - сферы разума и духовного единения человечества;

идеи антропологической педагогики К.Д. Ушинского;

система ценностей модели мира Л.Н. Толстого;

идеи и положения, разработанные в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школы;

теория деятельности А.Н. Леонтьева, в частности, идеи, касающиеся проблемы развития личности и образования;

- основные положения "экологии культуры" С.Н. Глазачева, связанные с
решением нравственных проблем развития у подрастающего поколения
гуманности, интеллигентности, патриотизма.

Источниками исследования явились: идеи цивилизационного подхода к анализу общественных процессов (Г.Б.Корнетов, В.И. Мурашев, Л.Н. Гумилев, А.И. Семенникова, Р. Лоуи, А.Тойнби и др.);

- теория самоорганизации и принцип энергоинформационного единства мира
(И.П. Пригожий, Б.О. Мейер, А.Э. Воскобойников, И.М. Дугин и др.);

- культурологический подход к проблеме формирования духовно-нравственных
ценностей (Л.Уайт, Э.С.Маркарян, Л.З.Немировская, В.Н.Романов, В.А.
Разумный и др.);

- антиномный подход к общественным и педагогическим процессам
(Н.А.Бердяев, В.П. Казначеев и др.);

- философский и антропологический подходы к проблемам изучения, обучения
и воспитания человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.В.
Зеньковский, СИ. Гессен и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме в ее историческом развитии; системный анализ); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование), метод контент-анализа, факторный анализ, методы математической обработки данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1 .Разработана концепция воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи в поликультурном обществе в период перехода российской школы с этапа реформирования в состояние динамичного развития.

2. Определены пути наиболее эффективного соотношения гуманитарного,
естественно научного компонентов образования в практике реализации
концепции воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи и
уточнен понятийный аппарат в контексте реального учебно-воспитательного
процесса.

  1. Обоснованы на экспериментальном и практическом уровнях концептуальные положения теоретической модели формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи с учетом современных условий.

  2. Осуществлен анализ условий, взаимосвязей, а также динамика повышения эффективности формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

5. Выявлены социально детерминированные предпосылки духовно-
нравственного воспитания учащейся молодежи, выступающие как
закономерное условие формирования личностных качеств подрастающего
поколения; научно обоснованы пути преемственности духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях
российского народа.

6. Разработана и предложена система ценностных ориентации учащейся
молодежи, основанная на гуманистическом потенциале базовых знаний, и
определены педагогические условия их эффективного использования в
процессе учебной и внеучебной деятельности.

7. Раскрыт педагогический механизм развития духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи и определены критерии их формирования во взаимодействии материальных и духовных факторов, обусловливающих конкретные формы реализации духовного мира природы человека в различных условиях социального бытия.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.

  1. Обоснована теоретическая возможность использования отечественных и зарубежных теорий и опыта по исследуемой проблеме, как основы педагогической интеграции в плане реализации воспитания в многонациональном обществ и в плане других актуальных вопросов теории и практики обучения и воспитания, особенно в сфере воспитания культуры межконфессиональных и межнациональных отношений.

  2. Показан пример комплексности изучения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи с позиций различных наук, в которых духовно-нравственные ценности рассматриваются как часть гражданского сознания, социально-этического поведения человека, сформированного на национальных и общечеловеческих ценностях нравственной культуры.

  3. Разработана и уточнена система ценностных ориентации молодежи, что позволяет определить гуманистическое, личностно ориентированное

12 воспитание как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

4. Определен механизм формирования духовно-нравственных ценностей,
направленный на собственную активность личности, включенной в
воспитательный процесс в качества его субъекта и соавтора. При этом главное
внимание направлено на развитие с детства субъектных свойств личности -
внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля. Показано
педагогическое управление этим развитием в формах педагогической помощи,
социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции
индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

  1. Внесен существенный вклад в развитие парадигмы образования и воспитания, В нем по - новому выстраивается отношение между образованием и воспитанием в учебно-воспитательном процессе, что показывает возможность перевода системы воспитания в рамки культуросообразного, человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса.

  1. Создано учение о " Духовно нравственной культуре" как одной из основных категорий педагогики. Духовная культура человека показана как особый мир образов, мышления, своеобразная психологическая установка и особое восприятие мира. "Духовность" и "нравственность" представлены как реальные социально-педагогические феномены. Определены слагаемые, критерии, механизмы светской и религиозной духовности. Показана необходимость формирования добротворческой, созидательной деятельности на благо общества, других людей, самого себя.

7. Сформулированы в теории воспитания новые подходы к исследованию
проблемы формирования духовно-нравственных ценностей учащейся
молодежи в условиях модернизации образовательной системы, что дало толчок
к разработке более совершенных технологий формирования духовно-
нравственных ценностей в рамках созданной педагогической концепции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: - разработанная в ходе исследования система создания социально-педагогических паспортов городских и сельских учащихся, их родителей и учителей, словарь нравственных качеств личности позволяют дать характеристику развивающемуся образовательному пространству российского общества.

- полученные в исследовании результаты широко используются в составлении программ, спецкурсов педагогических факультетов, программ повышения квалификации педагогов-воспитателей, в воспитательной работе внешкольных учреждений. Разработанные особенности учения о духовно-нравственной культуре используются в практике вузовских преподавателей при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, в работе кураторов групп. Полученные результаты используются при чтении курсов по педагогике, составлении учебных пособий «Философия образования», «Нравственное образование», в институтах повышения квалификации учителей, в воспитательной работе внешкольных учреждений, а также вузов страны.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологическим выбором исходных теоретических положений, использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого явления. Репрезентативность результатов научного исследования и экспериментальных данных, использование методов контент-анализа и факторного анализа дополняются количественным и качественным анализом, соответствием полученных результатов базису системного описания и научным представлениям о педагогической концепции формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в контексте современного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

В соответствии с основными этапами исследования представленные в работе результаты нашли свое отражение в монографиях, учебном пособии,

14 программе и методических указаниях к спецкурсу, статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях, научно-методических семинарах в различных регионах РФ (Уфе, Чебоксарах, Челябинске, Москве и др.). Сообщения были сделаны на международной научно-практической конференции "Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия" (г. Уфа, 1999 г.); на республиканской научно-практической конференции "Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона»; на научной конференции по практическим проблемам Минобразования России (г. Уфа, 2000 г.); на научно-практической конференции "Акмеология и психодидактика высшей и средней школы" (г. Уфа, 2000 г.); на юбилейной научной конференции молодых ученых "Молодые ученые Волго-Уральского региона на рубеже веков" (г. Уфа, 2000 г.); на международной конференции "Общество как образовательная система" (г. Уфа 2003 г.); на всероссийских научно-практических конференциях "Социализация личности в системе дополнительного образования" и др. (гг. Москва - Чебоксары, 2002 -2004 гг., всего 14); на научно-практической конференции "Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России" (г. Москва, 2004 г.).

Основные этапы исследования:

Первый этап (1998-1999) - поисково-теоретический. Включал в себя анализ философской, исторической, педагогической, отечественной и зарубежной литературы, в том числе диссертационных исследований по проблеме, разработку методик экспериментального исследования.

Второй этап (1999-2001 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведены эмпирическое исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств городских, сельских учащихся и их родителей (3147 чел.), факторный анализ; составлены социально-педагогические паспорта городских, сельских учащихся, их родителей и учителей, которые мы представили в виде отношения

15 к обществу, другим людям, себе. Представлена оценка учащихся классными руководителями, родителями.

Третий этап (2001-2003 гг.) - обобщающий. Изучены психолого-педагогические основы процесса воспитания духовно-нравственных качеств личности с помощью метода контент-анализа (471 чел.); проведены анализ, систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, их апробация и внедрение, оформление материалов диссертации и формулирование выводов.

Личное участие соискателя состоит в теоретической и технологической разработке основных положений исследуемой темы, непосредственном осуществлении экспериментальной работы и ее руководстве в качестве научного руководителя экспериментальной площадки при Уфимском авиационном техникуме, руководителя педагогической практики студентов математического и физического факультетов Башкирского государственного университета.

Исследова^тельекая база: городские и сельские общеобразовательные школы Республики Башкортостан, Уфимский авиационный техникум г. Уфы.

На защиту выносятся:

концепция воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи в поликультурном обществе в период перехода российской школы с этапа реформирования в состояние динамичного развития и пути наиболее эффективного соотношения гуманитарного, естественноонаучного компонентов образования в практике ее реализации, уточненный понятийный аппарат в контексте реального учебно-воспитательного процесса;

концептуальные положения теоретической модели формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи с учетом современных условий, обоснованные на экспериментальном и практическом уровнях механизма такого формирования, направленного на собственную активность личности, включенной в воспитательный процесс в качества его субъекта и соавтора, воспитание субъекта мировой цивилизации, ориентированного на

культуру "диалогического типа", способного к научному творчеству, доброте и человечности;

условия, взаимосвязи, динамика повышения эффективности формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения; социально детерминированные предпосылки духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, выступающие как закономерное условие формирования личностных качеств подрастающего поколения; научно обоснованные пути преемственности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на традиционных ценностях российского народа;

- система ценностных ориентации учащейся молодежи, основанная на гуманистическом потенциале базовых знаний, и педагогические условия их эффективного использования в процессе учебной и внеучебной деятельности, позволяющие определить гуманистическое, личностно ориентированное воспитание как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности; - педагогический механизм развития духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи и критерии их формирования во взаимодействии материальных и духовных факторов, обусловливающих конкретные формы реализации духовного мира природы человека в различных условиях социального бытия, его направленность на развитие с детства субъектных свойств личности - внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений.

Исторический подход к педагогическим условиям формирования духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи

XX век стал одним из наиболее значимых этапов в развитии человеческой цивилизации. Советские обществоведы традиционно подходили к анализу мирового развития с позиций формационной теории, оперируя ее ключевым понятием "общественно-экономическая формация". Согласно этой теории развитие человечества представлялось как процесс последовательной, закономерной и неизбежной смены общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической; каждая последующая ступень на этой исторической "лестнице" рассматривалась выше и прогрессивнее предыдущей. Установление коммунистической формации, создающей условия для самой высокой производительности общественного труда, высокого жизненного уровня людей, полного раскрепощения и всестороннего развития каждого индивидуума, определялось как итог и магистральный путь развития человечества, как цель, к которой неизбежно, хотя и разновременно придут все.

События 1989-1991 гг. показали, как устарели прежние традиционные представления о тенденциях современной эпохи, насколько они неадекватны реальной исторической ситуации.

В мировой исторической науке в качестве методологического подхода к анализу общественных процессов используется цивилизационный подход (Г.Б.Корнетов), который открывает более широкое видение особенностей, специфики ключевых проблем XX века. Цивилизационный подход не является полным отторжением, отбрасыванием формационной теории. Его научная ценность и новизна состоят в возможности обеспечить глобальное видение исторических процессов, представить мировое развитие как процесс взаимодействия и взаимовлияния различных цивилизаций, преодолеть экономический детерминизм в истории за счет включения в сферу изучения всего комплекса факторов, влияющих на общественное развитие - от географических до духовных [4,13].

В книге "Проблемы цивилизационного подхода к истории" Л.И.Семенникова отмечает, что предпринималось множество попыток сформулировать категорию цивилизации. Так Р. Лоуи (США) назвал цивилизацию "беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутьев". Для социолога П. Сорокина цивилизация - это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. О. Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры. В современных публикациях российских обществоведов можно встретить синтезированные, усложненные дефиниции. А. Малащенко дал следующее определение: "цивилизация, в нашей трактовке, есть совокупность между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени, фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения". Английский историк и политолог А. Тойнби писал так: "Цивилизация - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии" [222]. Взяв за основу формулу А. Тойнби, А.И. Семенникова сформулировала следующее определение: цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу [223, 96]. Здесь в центре исторического процесса находится человек особого менталитета, включенный в сложные взаимосвязи с обществом, а также общество как саморазвивающаяся система. Такой подход позволяет освободиться от жесткой привязки любых исторических явлений к экономическому интересу, способу производства.

Итак, для нашего исследования педагогических условий формирования духовности и нравственности учащейся молодежи мы принимаем в качестве исторического основания цивилизационный подход, в котором мотив свободы, личностной независимости, стремления человека к самоопределению начинает играть все более заметную роль в рамках педагогических традиций всех современных цивилизаций.

Нам представляется плодотворным цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса, который является не просто способом его структурирования и типологизации, не просто концептуально осмысленным поиском его социокультурных доминант. Это нечто большее. Это один из путей раскрытия гуманистической сущности и перспектив всемирного историко-педагогического процесса [120]. Анализ всемирного историко-педагогического процесса на уровне человеческой цивилизации позволяет вычленить его универсальные основания, определяемые особенностями человеческой природы как таковой. Переход к подобному анализу с точки зрения развития цивилизации, стадий и этапов ее эволюции дает возможность раскрыть педагогические аспекты высвобождения человека от пут социальной и вещной зависимости, наращивания культурных предпосылок для все большей его самореализации и накопления воспитательно-образовательных средств, способствующих этому. Анализ всемирного историко-педагогического процесса на уровне великих (особенное) и локальных (единичное) цивилизаций позволяет рассмотреть пути и способы руководства становлением человеческой личности в различных социокультурных условиях, определяющих в конечном счете смысл и направленность воспитательно-образовательных идеалов. Рассмотрение всемирного историко-педагогического процесса с точки зрения движения человечества к мировой цивилизации, которое становится особенно очевидным на пороге XXI века, делает возможным вычленить универсальный гуманистический стержень развития многообразных воспитательно-образовательных традиций в этих условиях.

Специфику любой страны, любого народа следует рассматривать в масштабе и на фоне мировой истории. В науке известны Дальневосточная, Южноазиатская, Ближневосточная и Западная цивилизации. Особое место отводится России как стране, занимающей промежуточное положение между Востоком и Западом. Россия периодически сталкивается с необходимостью пересмотра своего цивилизационного статуса. А.С. Пушкин, как известно, твердо защищал ценности самобытной русской культуры против крайнего западничества. Появление "Философических писем" П.Н. Чаадаева оставило яркий, хотя и весьма своеобразный след в истории дискуссии вокруг проблемы "Россия и Европа". Немного было в России мыслителей, которые понимали и вместе с тем ценили Запад так глубоко и с таким знанием дела, как П.Н. Чаадаев. Но столь же беспристрастно он писал о том, что "мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиции ни того, ни другого... У нас другое начало цивилизации. Поэтому нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое... Тогда мы пойдем вперед" [4, 62]. Ф.М. Достоевский считал, что наше будущее лежит в Азии, что пришло время покинуть неблагодарную Европу и что русские столь же азиаты, сколь и европейцы. К.Н. Леонтьев утверждал, что основную опасность для России всегда представлял Запад, корни которой он находил в индустриализме европейских стран, противостоящем сельскохозяйственному Востоку. Идею об особенностях евроазиатского развития России высказал историк С.М.Соловьев. Им была выявлена методологическая основа концепции, введен термин "запоздавшее развитие". Русский народ не отстал по своему развитию от других европейских народов, а только запоздал на два века по причине неблагоприятных условий, которые окружали его со всех сторон до самого Петра.

Светские и религиозные взгляды на духовно-нравственное развитие личности

Культура объединяет два понятия: религию и образование. Ее уровень определяет и глубину религиозной просвещенности и качество образования.

Федеральный закон " О свободе совести и о религиозных объединениях" принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года с целью содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Федеральное собрание Российской Федерации подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Российская Федерация является светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в РФ уважительно относятся к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Согласно статье 4 Закона никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, функций государственных учреждений и органов местного самоуправления, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,

В РАО принята специальная программа "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" (научный руководитель профессор В.В. Рубцов). Она наглядно представлена в комплексной программе "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества". Авторы разработок считают, что духовно-нравственному образованию необходимо придать статус, аналогичный экономическому, экологическому и правовому образованию. Среди различных модулей, ориентированных на просвещение, выделяют такие, которые обеспечивают духовно-нравственный компонент в содержании образования. Это знания, умения и навыки, которые обязательно предполагают духовно-нравственный аспект. В своем выступлении на Всероссийском совещании работников образования В. Филиппов отметил, что в 1999 году был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной церкви.

В аппарате министерства РФ было создано управление, ведающее воспитанием, а в сентябре 1999 г. утвердили Федеральную программу развития воспитания в общеобразовательной школе, и был начат пересмотр государственных образовательных стандартов. Активизирован диалог с представителями главнейших конфессий, прежде всего с Православной церковью. Идет создание светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма. Для желающих вне обязательного школьного расписания расширены возможности организации занятий, посвященных религиозному обучению и воспитанию. Регулярно решено проводить конференции на тему "Образование и Православие" [267, 65-68].

В августе 1999 г. с Московской Патриархией был подписан договор о сотрудничестве, предполагающий реализацию совместных программ, направленных на подъем духовности в развитии образования в России, противодействие распространению среди молодежи курения, алкоголизма, наркомании, насилия, поэтапное введение в процесс образования стандартов по специальностям "Теология" и "Религиоведение", организацию совместных мероприятий по празднованию 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие.

Суть и смысл этих мер, всей работы по взаимодействию системы образования с Православной церковью - обретение подлинной духовности, ее утверждение в сознании педагогов и учащихся, во всей атмосфере учебных заведений. Как сказано в утвержденной Всероссийским совещанием Концепции новой структуры и содержания общего среднего образования, мы должны построить новый уклад в российской школе.

Школа и церковь сегодня обязаны вместе разъяснять молодежи пагубность нынешней демографической ситуации, укреплять институт семьи, возрождать ценности материнства и отцовства, побуждать молодое и старшее поколение к заботе о детях, подростках и юношестве.

Эти и другие задачи были ярко раскрыты в Послании Предстоятелей Православных церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества Христова.

Именно эти задачи призвана решать российская система образования, ответственная за интеллектуальный и нравственный облик нового поколения, за духовный потенциал нашего общества в целом, за волю и готовность нашего многонационального народа жить и созидать в рамках единого государства, занимая достойные позиции в человеческом сообществе третьего тысячелетия христианской эры.

Совместные усилия школы и церкви, самых главных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, обеспечат подъем образованности и духовности общества на ту высоту, которая отвечает запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным идеалам и ценностям Человечества, Православия.

Н.Д. Никандров уверен, что опора на религию, особенно на русское православие, ускорит наше движение к духовному обновлению общества. Если, как учит бескомпромиссный материализм, все для человека заканчивается с концом его физической земной жизни, то для большинства подлинная духовность окажется невозможной. Следовательно, надо побольше урвать здесь и сейчас, а для многих при этом все средства хороши. Для других же непреодолимыми, все подавляющими оказываются разного рода лишения и бедствия, которых в жизни немало, особенно в кризисные периоды развития страны. Но у человека верующего всегда есть надежда, отчаяние для него несовместимо с верой. Подход к проблеме духовности с позиций православия отражает подлинные, глубинные интересы россиян, укрепляет человека в дни тяжелых сомнений и испытаний и отнюдь не лишает его радостей жизни, хотя, конечно, налагает определенные обязанности.

Мы считаем, что в деле воспитания учащейся молодежи в современном обществе необходимо опираться не только на ценности православия, но и других мировых религий.

Величайшие памятники мировой культуры - Библия, Коран, Тора, Драхма, несущие в себе огромный запас нравственной энергии, были закрыты для нескольких поколений россиян диктатом советской власти. Крылатые евангельские, библейские фразы - "не хлебом единым", "несть ни эллина, ни иудея", "суета сует", "ищите да обрящете", "глас вопиющего в пустыне", "всему свое время" - существовали в нашем сознании безадресно; библейские имена были нам незнакомы, а потому чужды; великие творения искусства, использовавшие библейские мотивы, в значительной мере оказывались не понятыми.

Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, Д.С. Лихачёв о духовно-нравственной культуре как ценностной характеристике личности

В духовной культуре любого общества различают два одинаково реальных облика: один из них - облик устойчивости и единодушия, другой -облик перемен, конфликтов, напряженности и нерешенных проблем. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Одних количественных показателей (НИИ, университетов, театров, библиотек и т.д.) для общей оценки мало. Нужно учесть и качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов и т.д. Цель культуры - формирование способности к творчеству у каждого человека, восприимчивости к самым высоким достижениям культуры [287, 396]. Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, - проблема общепланетарная. Отечественная культура гибнет от вандалов и современных манкуртов. В романе Ч. Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день") рассказана легенда о том, как в результате чудовищной пытки был сформирован раб-манкурт, не помнящий своего прошлого, не осознающий себя человеческим существом, связанным с другими людьми, ни за что не несущий ответственности. В наши дни таким манкуртом может быть любой, кому безразлично прошлое и будущее своего народа, - простой рабочий, деятель культуры, человек, облеченный властью [287, 373].

К нам из небытия вернулись С. Франк, П. Сорокин, П. Флоренский, В.Соловьев, В. Розанов и некогда растоптанные религиозно-нравственные ценности. Труды многих видных представителей философско-религиозного Ренессанса в России конца XIX - начала XX веков во многом предопределили развитие гуманистической парадигмы образования в русской педагогике эмиграции в целом и в религиозной православной педагогике в частности. Их объединяет аксиологический ценностный подход к проблемам жизни, науки, культуры, образования. Этот подход противополагался идеям политической целесообразности и технократизма, в которых утрачивалась высшая ценность -человеческая личность.

В рамках разработанных нами цивилизационного, философского, культурологического, психологического и педагогического подходов к процессу формирования духовно-нравственной культуры учащейся молодежи обратимся к многовековой истории образования России, наиболее яркими представителями которого в контексте ракрываемых нами ценностных аспектов являются Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой, Д.С. Лихачев.

Одним из самых ярких, самобытнейших мыслителей прошлого, оставивших богатое духовное наследие, является Н. Бердяев, комплексно анализировавший проблемы ноосферного подхода. Основные категории философии Н.А. Бердяева - экзистенцизм, объективация, творчество.

Н.А. Бердяев писал о себе: "...Я человек драматической стихии. Более духовный, чем душевный... Дух был у меня сильнее души... Огромное значение для меня имели Ф. Достоевский, Л. Толстой... я всегда чувствовал себя очень связанным с героями их романов, с Иваном Карамазовым, Версиловым, Ставрогиным, князем Андреем и дальше с тем типом героев, который Ф.Достоевский назвал "скитальцами земли русской", с Чацким, Евгением Онегиным, Печориным и другими... Также чувствовал я себя связанным с реальными людьми русской земли: с Чаадаевым, с некоторыми славянофилами, с Герценом, даже с Бакуниным и русскими нигилистами, с самим Л. Толстым, В.Соловьевым. Как и многие из этих людей, я вышел из дворянской среды и порвал с ней. Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный - основной факт моей биографии, не только внешней, но и внутренней. Это входит в мою борьбу за право свободной и творческой мысли для себя " [25,37-40].

В контексте предлагаемой нами концепции важны установки Н. Бердяева о пафосе свободы духа человека, его личности и творчества, о смысле жизни и назначении человека: - свобода духа человека, сознания и самосознания, свобода воли, искание смысла и вечности - это исключительно достоинства личности [25, 56-63]; - мир - объективация нашей духовности [25, 37-40], мир не есть мысль, мир - страстная эмоция. Мир субъективный и персоналистический есть подлинно реальный; - первичная реальность духа, вторичная реальность "объективного" мира [25, 84]; - дух есть революционное начало, материя же есть начало реакционное; - утверждение примата духа над природой, над обществом и цивилизацией; - творчество - фундаментальная характеристика человека, оно принесет миру избавление от зла [83].

Творчество и свобода - категории, с одной стороны, имеющие одну природу, с другой - различающиеся между собой. В мире объективации творчество - это актуализация, направленная выявленность свободы, той самой Ungrund, которая составляет самость человека. Н. Бердяев говорит о творчестве как о возникновении новизны. Он говорит о трех элементах творчества. Первый - свобода, которая существует до Бога, свобода как потенциал новизны, но не определившаяся как новизна. Второй элемент творчества - дар, гений. Он "ни за что дается человеку, не связан с религиозным или нравственным усилием человека достигнуть совершенства и преобразовать себя". Творец не властен над собой в творчестве. Творец может оказаться "гулякой праздным", ничтожнейшим среди смертных. Но дар свой он получает от Бога и потому он -"орудие божьего дела в мире". Первая свобода переплавляется творцом во вторую. Третьим элементом творчества выступает уже сотворенный мир, в котором творчество совершается и из которого оно черпает материалы [83].

Н.А. Бердяев приходит к мысли о том, что духовная основа человеческой личности может быть глубоко и всесторонне раскрыта и реализована с помощью свободы, осуществленной в творчестве человека и всего человечества. Современным человека делает неустанная борьба с кризисом духовности, пафос свободы, поиск смысла жизни. Свои размышления о свободе и судьбе России Н.Бердяев завершил выводом о том, что свободе человеческого духа более соответствует не монистическая, а плюралистическая система.

В России в конце XIX - начале XX века получило развитие уникальное направление научно-философской мысли - русский космизм, или русский ренессанс. В числе его крупнейших представителей - В.И. Вернадский, В.С.Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. B.C. Соловьеву принадлежит историческая теория христианского "богочеловеческого процесса" («Чтения о богочеловечестве»). Главным содержанием его работы является поиск путей всеобщего единства людей через христианское единение. Ему была небезразлична космическая тема (совершенная половая любовь, способная восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие).

Он уповал на религию в поисках единения человечества (т.е. на нравственность). B.C. Соловьев стремился решать задачи культуры с помощью бога, государства и церкви, т.е. с помощью нравственности, гуманизации культуры, в том числе и религии. Русские космисты на фоне видимого преобладания материальной основы мира признавали духовность как величайшую реальность, в которой можно искать больше жизни, чем во всем шуме современной политики (Н.А. Бердяев). Философы-космисты отстаивали духовность как вечное движение мысли, как общечеловеческий принцип существования человеческого. Для них высший смысл состоял в служении личности, в ее возвышении, создании условий для непрерывного саморазвития ее творческого потенциала. Действенность личности выступает в их трудах в качестве важнейшей черты ее духовно-нравственного развития.

Отношение к нравственной ситуации в обществе сельских, городских учащихся и их родителей

Мы живем в поликультурном, полиэтническом обществе, не учитывать особенности которого нельзя на современном этапе развития. Сегодня с не меньшей остротой, чем 100 лет назад, встала проблема - как, "входя в жизнь общечеловеческую", не растерять духовных ценностей своей культуры и не встать на путь "европейничанья" (Н.Я. Данилевский). Переживаемый нами период является третьей стадией в истории цивилизации и культуры (первая -аграрно-традиционная, вторая - индустриальная). Он связан с поворотом сознания общественности к гуманистическим проблемам, к философии гуманизма, к духовному миру человека. Данные положения, а также глобальные требования к процессу и содержанию образования вызвали необходимость проведения эмпирического исследования в соответствии с разработанной нами экспериментальной моделью на основе теоретических выводов нашего исследования.

Духовность онтологически присуща любому человеку. Люди по способности восприятия духовных ценностей делятся, по нашему мнению, на три группы. К первой категории относятся те, кто следует своей природе не взирая ни на что. Вторая группа - это те, кто знают, что так поступать плохо, но идут на поводу страстей, желаний, амбиций. И, наконец, к третьей группе относятся те, кто никогда не задумывается над вопросами духовности. В настоящее время мы можем говорить о сокращении количества носителей духовности, особенно среди молодежи, отмечаем такие проявления кризиса духовности, как стремление к наживе, вседозволенность, анархия. И в то же время современность диктует такие социальные ориентации как предприимчивость, деловитость, креативность, хозяйственность, чувство риска. Одновременно с ними существуют ценности и общечеловеческого порядка, такие, как милосердие, терпимость, порядочность, добро, красота, любовь, справедливость, честь, достоинство, совесть. Актуализируется проблема формирования подрастающего поколения как активного элемента социального целого, как носителя общечеловеческих ценностей. Отчуждение человека от своей родовой сущности диктует необходимость не приспосабливаться к действительности, а творить себя как существо изначально нравственное, с "искрой Божьей в душе или нравственным законом в сердце" (И. Кант).

В данном исследовании мы считаем необходимым отдельно рассмотреть понятия "духовность" и "нравственность", которые следует считать основными понятиями педагогики. Нами была предпринята попытка их научного определения, которое отсутствует в «Российской педагогической энциклопедии» (1999 г.). Краткий экскурс в особенности рассматриваемого периода показывает, насколько важно духовно-нравственное воспитание учащихся и насколько ответственна позиция взрослых - родителей и педагогов. Комплексное исследование проводилось в три этапа: I этап-1998-1999 гг. II этап - 1999-2001 гг. III этап-2001-2003 гг.

Экспериментальное исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств учащихся, их родителей и учителей проводилось в средних общеобразовательных школах №№ 115, 42, 2, 119, 114, 18, лицее № 40, школах-гимназиях №№ 86, 3, 39, татарской гимназии № 65, политологической гимназии № 50 г. Уфы, Уфимском авиационном техникуме. В опросе приняли участие учащиеся, родители и учителя сельских школ Башкортостана: Зилаирского, Кигинского, Миякинского (Карановская средняя школа), Кушнаренковского (Казарминская средняя школа), Салаватского (Аркауловская средняя школа), Аургазинского (Ибраевская средняя школа) районов, а также городов Дюртюли и Стерлитамак.

Всего было опрошено 2674 человек. Из них учащихся: в возрасте 10-12 лет - 35 учащихся, в возрасте 12-14 лет - 327 учащихся, в возрасте 15-16 лет -765 человек. Количество опрошенных в сельской местности оказалось значительно меньше, что объясняется малой комплектностью школ и значительными затруднениями, испытываемыми сельскими детьми при ответах на вопросы анкет. В опросе участвовало 587 учащихся из сельской местности, из них: 10-12 лет - 166 человек, 12-14 лет - 211 человек, 15-16 лет - 210 человек. На вопросы предложенных анкет согласилось ответить небольшое количество учителей городских и сельских школ, ссылаясь на недостаток времени. Однако следует отметить их активное участие в проведенной нами коррекционной работе среди учащихся. Большие затруднения вызвало анкетирование родителей учащихся, что объясняется сложностью жизни в семьях в данный период, а также некоторой настороженностью и неверием в проводимые опросы. В итоге в опросе согласились принять участие 207 родителей учащихся городских школ и 84 родителя учащихся сельских школ. В процессе создания программы экспериментальной работы мы учитывали особенности исследуемого возраста.

Наукой установлено, что центральным психологическим новообразованием ребенка в возрасте до 12 лет является запечатление различных отношений с окружающей средой. Возраст от 12 до 14 лет характеризуется развитием самостоятельности и активизацией действий. Продолжается активизация способностей, что означает обретение истинно трудового действия. Чрезвычайно значимым становится авторитет сверстников. Дети с удовольствием формируются в различные группы. Во внешнем плане идет активизация способностей, во внутреннем - запечатление трудового действия как такового. В возрасте 12-14 лет подростки склонны работать, социализироваться, выполнять различные трудовые операции в разных производствах при их быстрой частой смене [207]. В 14 лет они больше занимаются учебной деятельностью, чем производственно-практической. С 14 до 17 лет наблюдается процесс более глубокого осмысления интеллектуального подхода к жизни, осмысления всех событий, которые могут происходить в жизни. У подростка существует внутренняя, очень глубокая потребность во взрослом человеке (родителе, учителе). Если не происходит индивидуального, тонкого общения с ним, может произойти "сбой", "ошибка", в результате, которой могут отторгаться как родители, так и учителя, В этом возрасте они способны различать состояния людей. Здесь мы встречаемся и с цинизмом, причиной которого могут быть взрослые. Особенно выражено в возрасте 14-17 лет групповое поведение, когда юношество выбирает для себя референтную группу. И, наконец, это возраст самостоятельных действий, активного эгоядра человеческого мя". Структура его включает шесть уровней: эмоциональность, способности, эгоистические влечения, душевные свойства, совесть, волю [206]. Потому так важен нравственный уровень, на котором находится взрослый. В этом возрасте происходит активная интеллектуализация подростков, т.е. открытость на учение. Наблюдается большая потребность в общении со взрослыми, они ищут признания старшими их собственного взросления. Идеальный вариант, когда таковыми взрослыми оказываются родители или учителя (воспитатели).

Опрос, проведенный на первом этапе эмпирического исследования, показал, что городские учащиеся и их сверстники из сельской местности в возрасте 14-16 лет (общее количество - 351 чел.) суть переживаемого Россией кризиса видят не в кризисе нравственности, а в политике и экономике. Как те, так и другие считают, что духовному возрождению России будет способствовать развитие просвещения и искусства. Городские учащиеся считают массовое обращение к религии внутренней необходимостью, а сельские видят в этом чисто внешний интерес. Обе группы респондентов обращение к своим истокам (фольклорным, бытовым) считают искаженным, а общество, в котором они живут, по их мнению, является аморальным по причине уровня культуры. Группа городских учащихся сегодняшнюю гуманизацию образования видит в изменении взаимоотношений в системе преподаватель-студент, учитель-ученик, сельские же - во введении нравственности как основы всех предметов (см. приложение, табл. 1, 2). Городские учащиеся считают, что духовность - это вера в бога (84%); состояние души (46%) (см. приложение, табл. 3). Сельские рассматривают духовность как состояние души (25%); веру в бога (13%). Таким образом, видно, что учащиеся реально оценивают обстановку в обществе, но имеют слабое представление о развитии духовности, нравственности, которые находятся у них на низком, обыденном уровнях (см. приложение, табл. 4). Отсюда следует, что школа как образовательно-воспитательная система не формирует представления о научных понятиях «духовность» и «нравственность».

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе