Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Феномен патриотизма культуролого-педагогическая интерпретация 14
1.1. Трансформация феномена патриотизма в культурной эволюции 14
1.1.1. Культурообусловленная природа патриотизма 14
1.1.2. Патриотизм в традиционной культуре 20
1.1.3. Патриотизм в индустриальной культуре 25
1.1.4. Патриотизм в информационной культуре 33
1.2. Историография проблемы понимания патриотизма в отечественной философско-педагогической литературе 35
1.2.1. Российские философы о патриотизме: западники и славянофилы 35
1.2.2. Патриотизм как основа идеологии 52
1.2.3. Патриотизм в педагогическом процессе в советское время 60
1.2.4. Специфика российского патриотизма. Национальный характер 65
1.3. Место патриотизма в системе ценностных ориентации современного человека 69
1.3.1. О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма 69
1.3.2. Поликультурный подход как педагогическая парадигма XXI века и основа формирования патриотизма современного типа 75
Выводы по первой главе 80
Глава 2. Организационно-педагогические подходы к формированию патриотизма как ценности 84
2.1. Соотношение патриотического и военно-патриотического в воспитании студенческой молодёжи 84
2.2. Проектирование и реализация интерактивной образовательной среды, обеспечивающей условия для воспитания патриота современного типа 97
2.2.1. Проектирование и реализация программы целевого развития условий для формирования патриотизма у учащейся молодёжи (на примере Тюменской области) 97
2.2.2. Подготовка к военной службе как составная часть патриотического воспитания 105
2.2.3. Формирование патриотизма как ценности у студентов вузов в условиях интерактивной образовательной среды (на примере Тюменского государственного университета) 113
2.2.4. Поисковая деятельность как условие формирования патриотизма у молодёжи 120
2.3. Результаты мониторинга сформированности патриотизма как ценности .130
Выводы по второй главе 134
Заключение 136
Библиография
- Российские философы о патриотизме: западники и славянофилы
- О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма
- Соотношение патриотического и военно-патриотического в воспитании студенческой молодёжи
- Проектирование и реализация интерактивной образовательной среды, обеспечивающей условия для воспитания патриота современного типа
Введение к работе
Актуальность исследования. Процесс формирования ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс самоидентификации человека в разнородном обществе, что на практике час то приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организа ции педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности.
Волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине».
Ситуация осложняется ещё и тем, что в научной и публицистической литературе, в государственных документах и в обыденном представлении нет единого толкования понятия «патриотическое». В исследованиях, как прави ло, идёт речь о методах формирования патриотизма, в поисках которых, ав торы не выходят за рамки какого-либо конкретного предмета (литературы, истории и др.). В государственных нормативных документах, программах федерального, регионального и местного значения патриотическое воспитание связано либо с военной подготовкой (тогда патриотизм сводится к готовности молодых людей служить в армии), либо с деятельностью культурных автономий и национальных меньшинств (тогда «патриотическое» подменяется этнической самоидентификацией). В результате различное понимание фе-номена патриотизма и терминологическая путаница вносят затруднения в работу педагогов-практиков по формированию патриотизма как ценности.
Поэтому актуализируется проблема на теоретическом уровне - всестороннего изучения феномена патриотизма в контексте общественного разви тия и культурной эволюции и на практическом - обоснования методики его формирования в современных условиях.
На наш взгляд, чтобы всесторонне изучать такие феномены как патриотизм, нужно одновременно учитывать тип общественного сознания их носителей, складывающийся в соответствии с уровнем развития культуры данного общества. То есть рассматривать феномен патриотизма нужно относительно того общества, в котором он проявляется, с учётом характерного типа культуры, присущего этому обществу. Мы предлагаем взглянуть на феномен патриотизма в контексте культурной эволюции, выделить специфику патриотического воспитания в разных типах культур.
В результате предварительного теоретического и практического поиска мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных путей реализации формирования в системе ценностей гражданской, патриотической позиции является создание интерактивной среды, где молодые люди могли бы проявлять себя как граждане и патриоты. Если сегодняшнее общество трудно назвать гражданским, то в рамках образовательного учреждения (например, вуза) можно попытаться создать такую среду, которая будет формировать гражданские и патриотические качества молодежи.
Отдельные материалы по рассматриваемой теме, опубликованные в различных изданиях, дают обобщенное представление об актуальности, современном состоянии и конкретных методах патриотического воспитания, но специального исследования, посвященного рассмотрению патриотизма как ценности у студенческой молодёжи в современной культуре и его формированию, пока нет.
Это обусловило выбор темы нашего исследования - «Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодёжи».
Объект исследования — процесс влияния социально полезной патриотически направленной деятельности на формирование патриотизма студентов.
Предмет исследования - способы, формы, механизмы и условия формирования патриотизма как ценности у студенческой молодёжи.
Цель исследования - разработать и реализовать концепцию целостной, адаптируемой к современным социокультурным условиям интерактивной образовательной среды, позволяющей молодому человеку самоидентифицироваться в разнородном обществе как гражданину-патриоту.
Обозначенные тема и цель обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучив феномен патриотизма в культуролого-педагогическом аспекте, обосновать его типологию;
2. Выявить специфику формирования патриотизма как ценности в условиях социально разнородного общества сегодняшней России;
3. Выявить механизмы актуализации гражданско-гуманистического патриотизма в условиях современной культуры;
4. Разработать и практически реализовать концепцию интерактивной образовательной среды, стимулирующей формирование патриотизма гражданско-гуманистического типа у студенческой молодёжи.
Гипотеза исследования. В современном социально разнородном обществе формирование патриотизма как ценности у молодёжи возможно через осознание личной ответственности за принадлежность к определённой референтной общности (этносу, государству) посредством включения молодых людей в интерактивную образовательную среду, в которой обеспечивается организация патриотически направленной социально полезной деятельности, активными субъектами которой являются они сами.
Методологической основой исследования являются философские, социальные, психологические и педагогические идеи об активной сущности человеческой деятельности, о единстве теории и практики, о личности как субъекте деятельности и своего развития, о роли деятельности в становлении личности, об общем процессе самоопределения личности, об учете возрастных и индивидуальных особенностей личности. В основу исследования лег ли методологические концепции и подходы западников (П.Я. Чаадаев и др.), славянофилов (И.С. Аксаков и К.С. Аксаков, А.С. Хомяков и др.), социал-демократов и революционеров (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Н.Г. Чернышевский и др.), которые непосредственно связанны с проблемой понимания феномена патриотизма; фундаментальные исследования по истории культуры и духовного становления человека в культуре (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, В.И. Вернадский, В.О. Ключевский, Н.О. Лосский, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, B.C. Соловьёв и др.); концепция этногенеза (Л.Н. Гумилёв).
В определении путей и стратегии научного поиска, планировании опытно-экспериментальной работы мы опирались на труды по методологии социально-педагогических исследований и теоретическим проблемам социального воспитания отечественных педагогов прошлого (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) и современности (В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, В.Д. Семёнов и др.).
При осуществлении опытно-поисковой работы использовались разработки в области патриотического воспитания молодежи (И.М. Дуранов, В.И. Лутовинов и др.), культуры межнационального общения (З.Т. Гасанов, А.Л. Янов и др.), культурологии (А. Ахиезер, А.Я. Флиер и др.), идеи дея- тельностного (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и средового подходов (Е.П. Белозерцев, СП. Боткин, Ю.С. Мануйлов, И.М. Сеченов, В.Я. Синенко, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Реймерс, СВ. Шестакова и др.), педагогической аксиологии (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, В.А. Сластёнин и др.), формирования ценностных ориентации (А.В. Калинин, И.С Кон, В.Т. Лисовский, А. Маслоу, А.В. Мудрик и др.).
Кроме того, в ходе работы над диссертационным исследованием были изучены нормативно-методические материалы (программы, положения, приказы, уставы, концепции и т.п.), касающиеся патриотического воспитания в вузах, в городе и области, в России в целом.
В процессе решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические: сравнительный анализ социально-педагогической, психолого-педагогической, культурологической литературы; моделирование, прогнозирование. Эмпирические: анализ и обобщение передового педагогического опыта по формированию ценностных ориентации, использованию средового подхода и патриотическому воспитанию, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ, обобщение и интерпретация результатов опытно-поисковой работы.
Организация исследования. Исследование включало три этапа.
На первом этапе (1997-2001) осуществлялось накопление и осмысление личного опыта педагогической и организаторской деятельности (диссертант работал педагогом-организатором в детских лагерях, в т.ч. в «Артеке», школах и общественных организациях г. Тюмени; преподавателем ОБЖ и других дисциплин и старшим вожатым в средней школе №70; преподавателем методики воспитательной работы в педагогическом колледже №1); изучалась и анализировалась литература по вопросам патриотического воспитания в детских и молодежных коллективах и организациях и влияния их на развитие личности и формирование ценностных ориентации (разработаны курсовые проекты). Определена экспериментальная площадка для диссертационного исследования - поисковое объединение «Десант Памяти», включающее в себя поисковые отряды вузов г. Тюмени. Проанализировано текущее положение патриотического воспитания в вузах и школах города и области.
На втором этапе (2001-2003) осуществлялись углубленное изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, опыта патриотического воспитания в вузах Тюмени, Екатеринбурга, Москвы; проводилась опытно-поисковая работа по определению наиболее оптимальных форм и способов патриотического направления воспитательной работы вуза; проектировалась образовательная среда вуза. Рас сматривались механизмы влияния этой работы на систему ценностных ориентации студента, определяющую его мотивацию к выполняемой разного рода деятельности. Разрабатывался диагностический инструментарий, осуществлялся мониторинг ценностных ориентации студентов. Выявлялась корреляция между результатами диагностики экспериментальных групп и характером их деятельности.
На третьем этапе (2003-2005) проведены обобщение, анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы, сформулированы выводы и рекомендации. Реализованы в практике основные идеи концепции интерактивной образовательной среды, возводящей патриотизм в систему ценностных ориентации в ходе деятельности поискового отряда ТюмГУ и областного поискового объединения «Десант Памяти». Наметились пути расширения базы дальнейших поисков и внедрения полученных результатов в практику.
Научная новизна исследования. Обоснован феномен патриотизма в культуролого-педагогичесом аспекте в контексте культурной эволюции, заключающийся в том, что в референтной группе доминирующие уровни самоидентификации (национально-этнический, гражданско-государственный, личностный), соответствующие типам культуры (архаичной, индустриальной, информационной), порождают различные типы патриотизма. Выделены типы патриотизма, соответствующие определенной культуре: этнический, преобладающий в традиционной культуре; государственный, который возникает наряду с этническим и становится доминантным в индустриальной; и гражданско-гуманистический, соответствующий наступающей информационной культуре, который включает в себя элементы этнического и государственного, но при доминирующем гуманистическом факторе. Определено, с одной стороны, латентное (скрытое в спокойное мирное время и проявляющееся в ситуациях государственно- и личностно-значимого выбора), с другой стороны, регулирующее место патриотизма в структуре личности современного типа как личностной и социальной ценности, определяющей отбор гуманистических методов и способов взаимоотношений с субъектами разного типа (с другой личностью, с государством, с социальной группой). Определены условия формирования патриотизма как ценности у молодёжи и способы их обеспечения в образовательной системе вуза через активную социально значимую деятельность студентов, которые её сами инициируют, организуют и пропагандируют её результаты.
Теоретическая значимость: разработана концепция целостной интерактивной образовательной среды, обеспечивающей включение патриотизма гражданско-гуманистического типа в систему ценностей современного молодого человека. Выявлены механизмы формирования патриотизма как ценности у студентов на примере поискового отряда, заключающиеся в интериори-зации (усвоении) смыслов социальной позитивно окрашенной деятельности, основанной на идее исторической памяти, приобщении к историческим событиям и принятии личной ответственности за судьбы страны через самоидентификацию разного уровня.
Практическая значимость исследования. Разработан раздел «Патриотическое воспитание студентов университета» воспитательной программы Тюменского государственного университета. Содержание данного раздела включает в себя способы организации интерактивной образовательной среды в университете, деятельности поискового отряда ТюмГУ и других форм социально значимой деятельности, способствующих гармоничной самоидентификации на национально-этническом, государственном и личностном уровнях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования будет обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретических положений, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; длительным характером и возможностью повторения опытно-поисковой работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Патриотизм как ценность имеет культурообусловленные особенности: в локальном традиционном обществе патриотизм выражается в нереф лексивном признании собственной этнической формы социальности как единственно возможной, в восприятии иной культуры как потенциально опасной, в отсутствии культурной диффузии и диалога. С одной стороны, такое общество противопоставлено другим, находится с ними в противостоянии и в постоянной агрессивно-напряжённой готовности дать отпор; но, с другой стороны, чем острее противостояние с другими, тем сплочённее это общество внутри себя и тем выше у него шанс выжить. Патриотизм этнического типа связан с самоидентификацией этно-национального уровня и представляет собой готовность идентифицировать себя с этнической группой и защищать её интересы.
2) В обществе современного типа (в индустриальной культуре), которое характеризуется высоким уровнем социальной стратификации и кросс-культурной коммуникации, патриотизм — это рефлексивная самоидентификация с референтным сообществом, в качестве которого выступает, в первую очередь, государство. Отсюда патриотизм государственного типа — это готовность защищать интересы государства, способность ставить их выше личных и этнических. Этническая самоидентификация хоть и остаётся, но становится вторичной по отношению к государственной.
3) В условиях информационной культуры с её высоким уровнем инте-гративности, смешения культур различного типа и социальной разнородности актуализируется патриотизм гражданско-гуманистический. Он включает в себя уровни и этнической, и государственной самоидентификации, но, при условии признания самоценности личности, и её ответственность за толерантное сосуществование представителей разных культур. Гражданско-гуманистический патриотизм - это осознание места и роли своей нации, своего государства, готовность уважать и защищать национальные и государственные интересы, но с ориентацией на гуманистические методы и средства. Такой тип патриотизма предполагает обогащение мировой общечеловеческой культуры через развитие собственной.
4) Рассматривая феномен патриотизма в культуролого-педагогическом аспекте, где типы патриотизма соответствуют типам культур с присущими им особенностями, мы констатируем, что различные типы патриотизма в системе ценностных ориентации будут состоять из разных компонентов. Для патриотизма этнического типа (архаического) на первом месте будут уважение к традициям, к предкам, безопасность родной земли и этнической общности; для индустриального - безопасность государства, законопослушность, групповая солидарность; для информационного - межкультурная компетентность, толерантность и уважение к культуре различных социальных групп, сохранение традиций и «вписывание» их в современный образ жизни, гуманизм, право выбора, свобода и безопасность личности.
5) Патриотизм для сегодняшней России, где тесно сосуществуют неак-кумулированные типы культур (преобладает архаический тип культуры, ещё не развился в полной мере индустриализм, но уже есть и элементы информационной), должен основываться на поликультурной парадигме, признающей самоценность каждой культуры. В такой ситуации патриотизм этнического типа должен сочетаться с национально-государственным, но с ориентацией на гражданско-гуманистический. Методы защиты государственных и этнических интересов должны стать гуманистическими.
6) Формирование гражданско-гуманистического типа патриотизма как ценности у современной молодёжи возможно при комплексном подходе к организации образовательного пространства как интерактивной среды, сформированной вокруг какой-либо «референтной» идеи (в нашем случае это позитивно окрашенная историческая память). Такая среда является комплексом благоприятных условий, стимулирующих мотивацию к патриотически направленной деятельности студентов, которые одновременно являются её участниками, инициаторами, организаторами и пропагандистами, и строится на принципах субъектности, активности, заинтересованности, добровольности. И тогда деятельность, направленная на формирование патриотизма, приобретает, взамен стихийному, сознательный характер.
7) Включение патриотизма в систему социальных и личностных ценностей молодежи связано с развитием у них чувства долга, ответственности перед той социальной группой, с которой они себя идентифицируют (этнос, нация, государство), верности традициям, социальной зрелости и осуществляется посредством личной причастности в процессе прохождения личностью всех уровней самоидентификации: Я-этнонациональное — Я-гражданоско-государственное — Я-планетарное и только тогда — Я-Личность.
Апробация и использование материалов. Основные идеи диссертационного исследования рассматривались на всероссийских научно-практических конференциях: «Активизация творческого, научного потенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи» (Екатеринбург, 2002); «Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем» (Тюмень, 2003); «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 2003); «Формирование гражданственности и патриотизма молодёжи современной России: теория и практика» и «Духовно-нравственный потенциал России: связь поколений» (Тюмень, 2005); на региональных научно-практических конференциях: «Педагогический вуз как региональный культурно-образовательный центр в условиях Урала и Сибири» (Тобольск, 2003); «Воспитательная работа в педагогических вузах Западной Сибири: современное состояние, перспективы развития» (Нижневартовск, 2005); на внутривузовской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты методики преподавания в вузе» (Тюмень, 2004).
Опытно-поисковая работа проводилась при непосредственном участии самого автора.
Российские философы о патриотизме: западники и славянофилы
В отечественной научной мысли нет единого подхода к определению понятия «патриотизм». В дореволюционных энциклопедиях и словарях пре обладает психологический подход. Патриотизм определяется в них как любовь к Отечеству, к родной земле, привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности.19 По мнению B.C. Соловьева осознание «своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение об разует добродетель патриотизм, которая имела и религиозное значение».
Теологическая составляющая патриотизма являлась его важнейшей составной частью в дореволюционный период. Вопросы взаимосвязи православия и российского патриотизма исследовались Н.А. Бердяевым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, B.C. Соловьевым, С.Н. Трубецким и многими другими российскими мыслителями. По мнению B.C. Соловьева, с середины XIX века в Европе происходит утверждение нового типа патриотизма, который впервые в истории проявился к концу древнего мира. Это - патриотизм общей государственности, «первоначально, - пишет он, - Отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, высшим предметом поклонения».
В. Строганов считает, что для русского человека понятия патриотизма и национализма «сливаются воедино». Но это не вполне верно. Сам же В. Строганов и говорит, что «каждому народу присущ свой собственный национализм», и что «в каждом государстве может быть только один патриотизм и столько национализмов, сколько народностей входит в состав его».23
На самом деле национализм действительно может быть разным, и к его оценке необходимо подходить дифференцированно. Однако, во-первых, в своем завершенном прогрессивном виде он и есть патриотизм, а во-вторых, национализм неотъемлем от понятия нация не только семантически, но и по существу. Это означает борьбу с внешними силами, противодействующими установлению и самоутверждению нации. Следовательно, возможно и противодействие по отношению к другим нациям.
«Национальное самосознание то же, что чувство собственного достоинства у отдельного человека».24 В этом мы видим проявление прямой взаимосвязи между национализмом и демократией. Народ униженный, лишенный реальных гражданских прав не может проявить в полной мере национального самосознания, ибо, откуда ему взяться, если принижено либо отсутствует личное самосознание.
Огромную роль организованности в жизнедеятельности народа с различных мировоззренческих позиций исследовали П.А. Сорокин, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.А.Бердяев, К.С.Троицкий и др. Современное экстенсивное состояние русской нации, народов России, отсутствие организации и дисциплины в обществе должно быть преодолено как государственными усилиями, так и действиями каждого гражданина — патриота своей страны.
Рассматривая сохраняющуюся немаловажную роль национального патриотизма, невозможно не затронуть такое понятие, как Русская идея. Ее сторонники упрекают известных и уважаемых классиков и современников, исследующих духовные ценности России в целом, и русских в частности, в известной доле национального нигилизма, в известной недооценке самостоя-тельного значения русского народа. Отчасти они правы. Русская идея есть выражение самосознания русской нации, ее охранительный механизм, а значит, имеет право на самостоятельное существование. Ее исследование — чрезвычайно важная задача, которая отражает насущные реалии времени и должна стать объектом изучения современных ученых.
Признавая объективное существование национального патриотизма, его обусловленность наличием конкретных исторических факторов, нельзя забывать о том, что национальное самосознание зачастую носит агрессивный радикальный характер.
Исследование возникновения патриотизма следует, таким образом, начать с его возникновения в эпоху архаики, с зарождения славянского суперэтноса и российского этноса, так как они отстоят от нас исторически дальше, чем зарождение русской государственности. По определению известного этнографа Л.Н. Гумилева, этнос - «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности подсознательного ощущения взаимной симпатии общности людей, определяемой противопоставлением «мы - они» и делением на «своих» и «чужих». Кроме общности судьбы и комплиментарности этносы в период их формирования объединяет единство территории. Большая группа людей адаптируется к условиям ландшафта. Отношения этноса с окружающим ландшафтом обусловливают отношения этносов между собой. Но приспособиться к ландшафту этнос может, только меняя свое поведение, меняя динамический стереотип.
Одним из факторов, формирующим этнос, Л.Н. Гумилев называет культурную деятельность членов этноса, которая придает ему специфический, отличный от соседей облик.
О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма
Одной из стратегических задач федеральной системы образования является подготовка подрастающих поколений в условиях новой государственности, зарождающегося в России гражданского общества. Гражданственность как метакачество личности может проявляться в широком диапазоне: от лояльности по отношению к демократическому строю, государственности до высокосознательной патриотической деятельности.
Ещё К.Д. Ушинский говорил, что высшая сфера патриотизма — гражданственность. Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей.
В то же время, в самом общем виде, патриотизм и гражданственность -два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.
Патриотизм можно понимать как осознанную позицию принятия на себя ответственности не только за себя лично, но и за свою страну. Тогда как гражданственность понимается в аналогичном ключе как принятие ответственности не только за себя лично, но и за себя как гражданина своей страны.
Гражданственность предполагает динамическую ценностно-правовую связь человека или общности людей, как граждан, с определенным государством и реализуется через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы и т.д.). С развитием общества, гражданское постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому, но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим.
Известно, что понятие «патриотизм» в перестроечные годы стало подаваться в продемократических средствах массовой информации как сугубо негативное, если не вовсе ругательное. Но попробуем разобраться, в патриотизме ли здесь дело. Очевидно, что на лицо подмена понятий. То, с чем мы все имеем дело - обыкновенный национализм, причем, зачастую в крайних проявлениях, исторически имеющий глубокие корни и обретший в разных краях своих идеологов и глашатаев.
Многие современные исследователи стремятся «реабилитировать» понятие национализм, утверждая, что негативный смысл оно стало иметь только в период торжества марксистско-ленинской идеологии. На положительные стороны национализма указывает, например, протоиерей В. Свешников: «Бесспорно, любовь к Родине, к России многих из нынешних наших националистов, если не всех, безусловно, искренняя, сердечная, часто с глубокой болью за нее, и это главное, а может быть, и единственное, что их отличает в лучшую сторону от лиц противоположного устроения».
Национализм все чаще получает позитивную трактовку в прессе и даже включается в программные документы ряда партий. Современный теоретик патриотической идеи Е.С. Троицкий приводит множество эпитетов, применяемых к термину национализм, с целью придания ему позитивной направленности: здоровый нормальный, разумный, прогрессивный, нексенофобский, неагрессивный, позитивный, конструктивный и даже промышленно-трудовой, производственный.83
В противопоставлении патриотизма и национализма довольно часто ссылаются на высказывания Д. Лихачева, который, разделяя эти два понятия, подчеркивает, что патриотизм — «это даже не чувство, это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ поднимаются над самими собой и ставят себе сверхличные цели»84. Национализм же, по его мнению, «самое тяжелое из несчастий человеческого рода...». Как «всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и той части своего народа, которая не разделяет националистических взглядов».
Патриотизм — феномен нравственный и обращен к той сфере ценностного мира человека, который лежит в основе нравственной самоидентификации того или иного народа, формирования, по Д.С. Лихачеву, его «культуры духа».
Иное дело национализм. Он по своей природе уходит корнями в этно-национальную сферу. И если и обретает нравственное содержание, то в связи в ней. Ярко проявившийся в Европе на рубеже XVIII - XIX веков, в эпоху становления национальных государств и национально-буржуазных революций, он сыграл определенную положительную роль, став и объединяющей силой и союзником нарождавшейся западной демократии. Именно национализм придал устойчивость и силу социальным процессам. Кроме того, в то время только идеология национализма, выступая «от имени псевдонародной культуры... и беря свою символику из здоровой, простой трудовой жизни крестьян, народа...» , могла солидаризировать богатых и бедных, капиталистов и неимущих. В этом смысле, по справедливому замечанию Н. Скворцова, идеология национализма не только выполняет именно государственную функцию, она политически эффективна и пользуется ответной поддержкой со стороны широких народных масс. Ибо национализм предлагает в данной привлекательной упаковке «...ощущение безопасности и стабильности в тот период, когда жизненный мир потерял свою целостность, а люди оторваны от своих корней. Таким образом, функцией национализма являлось создание ощущения целостности и исторической непрерывности, связи со своим прошлым, преодоление отчуждения между человеком и обществом, которое несет с собой новый общественный порядок»86.
Однако в нашем столетии национализм в своих крайних выражениях приобрел преимущественно негативное значение, чаще становясь орудием репрессивных, тиранических режимов, что почти не свойственно патриотизму, в силу своей оборонительной природы просто не способному служить в качестве обеспечения агрессии.
Возвращаясь к природе национализма применительно к России, следует отметить, что сильнейший толчок его развитию дал процесс распада СССР, совпадающий по времени с «перестройкой». А образование новой России дало естественный толчок процессу формирования российской нации (нации россиян). И самым значимым признаком является набирающая силу самоидентификация жителями России «себя» как россиян, в отличие от других, то есть не россиян, а, следовательно, и рост национализма, причем во всем диапазоне его проявлений.
Следует отметить довольно значительный процент россиян, происшедших от межнациональных браков (до одной трети в трех-четырех поколениях), и доминанту русской культуры, на базе которой формировалась национальная (нерусская) интеллигенция. И, наконец, знаковые имена русской славы разных лет, например: А.Суворов, М.Кутузов (тюркские корни), П.Багратион, В.Чабукиани (грузинские), К.Рокоссовский, И.Балинский (польские), Л.Ландау, Ю.Харитон (еврейские), С.Рихтер, Б.Раушенбах (немецкие) и т.д., естественно вписавшиеся как в единую ткань русской культуры, так и в этнотип.
Соотношение патриотического и военно-патриотического в воспитании студенческой молодёжи
Процесс формирования патриотического сознания россиян в настоящее время хотя и не лишен противоречий, но набирает силу. Идет восстановление его структуры, наполнения ее новым содержанием. Лидирующей группой в этом процессе выступает молодежь, которую мы с полным основанием можем называть первым поколением новой России, с которой нужно целенаправленно работать.
Прежде всего, для формирования патриотических и гражданских ценностей нужно создать среду, в которой молодой человек мог бы их проявить, в которой они актуальны, и которая способствовала бы осознанной самоидентификации на различных уровнях. Создание такой среды неразрывно связано с системой патриотического воспитания в образовательном учреждении.
В педагогической литературе, говоря о формировании патриотизма как ценности современной личности, авторы описывают возможности системы патриотического воспитания. В то же время нет чёткого понимания, является ли оно самостоятельным направлением воспитательной работы или относится к разряду подсистем отдельных сторон воспитательной работы. В большинстве исследований понятия патриотического и военно-патриотического воспитания подменяют друг друга, подразумевается одно под другим. Ряд исследователей не уточняют место патриотического воспитания в общей системе воспитания, сразу переходя к рассмотрению его проблем97. М.М. Сеидов относит военно-патриотическое воспитание к нравственному воспитанию, Т.К.Ахаян - к идейно-политическому, а Ю.К.Бабанский - к идейно-нравственному . Ю.С.Васютин, Л.А.Бублик, Н.М.Конжиев рассматривают военно-патриотическое воспитание как самостоятельное направление воспитания". Значительное же число авторов считает продолжением патриотического воспитания, как одного из ведущих направлений в системе нравственного воспитания, непосредственно, военно-патриотическое воспитание100. Таким образом, мы принимаем наиболее распространённую в настоящее время точку зрения, что патриотическое воспитание, являющееся, подсистемой нравственного воспитания, в свою очередь, представляет собой ближайшее родовое понятие для военно-патриотического воспитания. Следовательно, если и рассматривать сущность военно-патриотического воспитания, то в любом случае необходимо начинать с понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание — это формирование важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов. Через патриотическое воспитание формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый трудиться и служить ей верой и правдой, в том числе и готовый защитить её с оружием в руках.
Патриотическое и военно-патриотическое воспитание тесно связаны между собой как целое и его составная часть - в содержательном и организационном отношении. Такое соотношение предполагает сходство и различие в целевых установках, а так же в средствах достижения целей. Если патриотическое воспитание, в целом, призвано готовить учащихся к труду и обеспечению безопасности Родины, к выполнению гражданского долга, то военно-патриотическое воспитание имеет целью подготовку к вооружённой защите Отечества, к выполнению воинского долга. При этом никаких оснований для смешения или отождествления данных понятий нет. Специфика военно-патриотического воспитания носит объективный характер и заключается в его чёткой целевой установке - готовить к обороне, к защите Отечества101. Формирование таких патриотических качеств - это целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности человека-гражданина, формирования его патриотизма, наполненный патриотическим содержанием.
Патриотическое воспитание предполагает изучение патриотических и интернациональных традиций народов России. Содержание военно-патриотического воспитания в большей степени связано с рассмотрением боевых традиций нашей Родины. Если патриотическое воспитание имеет целью привитие любви и уважения к нашей Родине и народу в целом, то военно-патриотическое воспитание формирует чувство гордости и уважения прежде всего по отношению к Вооружённым Силам нашей страны - армии, стоящей на страже мирного труда россиян, армии для народа и из народа.
Создание условий для возрождения в российском обществе патриотизма, гражданских качеств, готовности к выполнению гражданского и воинского долга является важнейшей функцией государства и общества, представляет собой целостную систему действий и включает в себя культурно- исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовный и физический содержательные компоненты.
А. В. Беляев в региональной программе патриотического воспитания Молодёжи (Ставрополь, 1996 г.) отмечает, что патриотическое воспитание сегодня нельзя" сводить лишь к допризывной подготовке. Готовить юношу к службе в армии, к профессиональной военной деятельности - значит воспитывать убежденную, нравственно зрелую, морально и психологически стойкую личность гражданина, способного во время трудных испытаний взять на себя ответственность за судьбу страны. Успешность решения данной задачи определяется качеством организационного и методико-педагогического обеспечения, эффективностью и научной обоснованностью подходов.
Критический анализ имеющегося опыта воспитания обнаруживает не только существенные просчеты в его отдельных аспектах, но и приводит к выводу о необходимости пересмотра (обновления) смысла существовавшей системы патриотического воспитания, заключающегося в основном в формировании готовности молодых людей к выполнению оборонно-защитных функций. Это предполагает переосмысление задач, принципов, содержания, направлений патриотического воспитания, поиск новых форм, методов и средств.
Особенность патриотического воспитания в современных условиях заключается в необходимости воспитывать молодёжь как носителей гуманистических принципов, как активных граждан, глубоко осознающих свой долг по службе на благо Отчества, максимально способствующих своей деятельностью процветанию Родины. Подлинным содержанием необходимо наполнить идею о том, что отношение людей к миру выражается через такие категории морали, как добро, справедливость, долг, честь, совесть. Именно поэтому в основу воспитания личности гражданина-патриота должно быть положено воспитание нравственное, так как только личность, взращенная на общечеловеческих гуманистических ценностях, способна найти верные нравственные ориентиры при самых сложных обстоятельствах.
На состоявшемся 13 мая 2004 г. заседании Совета Гражданского Форума Тюменской области, посвященном вопросам патриотического воспитания граждан, был сделан акцент именно на нравственную его сторону.
Таким образом, главный подход к пониманию целей и задач, принципов, содержания патриотического воспитания определяется идеей приоритетности формирования личности человека-гражданина, и лишь затем следует создание необходимых условий для специальной подготовки молодежи к выполнению воинского долга. Это значит, что патриотическое воспитание в современной системе образования должно носить прежде всего гражданско-личностный характер, что особенно успешно может осуществляться в гуманитарных вузах.
Проектирование и реализация интерактивной образовательной среды, обеспечивающей условия для воспитания патриота современного типа
Патриотическое воспитание в области осуществляется согласно областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Тюменской области на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Губернатора Тюменской области от 09.10.2001 г. №383, разработанной и осуществляющейся в целях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122. На территории Тюменской области разработана система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания граждан: - создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания; - формирование методической базы патриотического воспитания, проведения конкурса специалистов патриотического воспитания; - материально-техническое обеспечение опорных площадок, базовых центров по гражданско-патриотическому воспитанию; - совершенствование системы организации добровольной подготовки к военной службе в специализированных классах образовательных учреждений; - организация спортивно-массовой работы с молодежью; - координация деятельности общественных организаций и объединений; - проведение акций, посвященных юбилейным и историческим датам России; - совершенствование поисковой и архивной деятельности по увековечению памяти павших; - организация деятельности отрядов «Память» по содержанию воинских захоронений, военных мемориальных комплексов; - работа с творческой молодежью. Проведение конкурсов и фестивалей патриотической направленности; - работа со СМИ по пропаганде патриотизма среди молодежи; - проведение аналитической работы по организации патриотического воспитания в области.
Координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, всех заинтересованных структур и организаций осуществляет координационный Совет по патриотическому воспитанию граждан при Губернаторе Тюменской области. В состав координационного Совета наряду с руководителями комитетов и департаментов социальной сферы входят представители Главного военно-мобилизационного управления администрации области, областного Совета ветеранов войны и труда, Областного Военного комиссариата, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Главного управления внутренних дел. Для осуществления контроля над ходом реализации областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Тюменской области на 2001-2005 годы» при координационном Совете создана рабочая группа. На проходящих один раз в квартал рабочих заседаниях до членов координационного Совета доводятся результаты проверок, а также отчеты представителей органов местного самоуправления городов и районов области о реализации программных мероприятий. Результатом работы координационного Совета является обеспечение взаимодействия субъектов патриотического воспитания граждан, контроль над реализацией единой политики, разработка предложений, рекомендаций по развитию системы патриотического воспитания, разработка нормативно-правовых актов по патриотическому воспитанию граждан.
В целях реализации областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Тюменской области на 2001-2005 годы» приняты следующие нормативно-правовые акты: — Стратегия развития военно-патриотического воспитания молодежи и добровольной подготовки граждан к военной службе в Тюменской области до 2005 года;
- Положение о порядке финансирования специализированных классов добровольной подготовки к военной службе, организованных в образовательных учреждениях муниципальных образований Тюменской области;
- Положение о порядке отбора граждан Тюменской области для исполнения специальных обязанностей военной службы; — Положение об областном центре поискового движения.
В рамках Программы проводится комплекс мероприятий, в том числе создание музейных экспозиций, поддержка и организация деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов РОСТО, поисковых объединений области, специализированных учебных заведений по добровольной подготовке к военной службе, организация шефской работы в военных частях, где проходят службу граждане Тюменской области, работа с Тюменским областным отделением Всероссийского общественного движения «Боевое братство», а также проведение военно-спортивных игр, гражданско-патриотических и творческих мероприятий.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области (до декабря 2005 года комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области): - обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств; - выносит предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации на обсуждение Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан Тюменской области при Губернаторе области; - обеспечивает реализацию программных мероприятий путем их финансирования через заключение договоров с непосредственными исполнителями.