Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Социально-педагогические особенности формирования ценностных ориентации молодежи 12-76
1.1. Изучение «ценностных ориентации личности» в структуре социально-педагогических исследований 12-40
1.2. Социально-педагогическая среда как фактор формирования ценностных ориентации личности 40-63
1.3. Гуманистические основы развития личности в условиях национального региона 63-75
Выводы к I главе 75-76
ГЛАВА II. Педагогические особенности формирования ценностных ориентации молодежи в условиях национального региона 77.153
2.1. Формирование ценностных ориентации личности в условиях гуманизации и гуманитаризации образования 77
2.2. Формирование ценностных ориентации в процессе социализации личности 93-106
2.3. Проблемы влияния молодежной субкультуры на процесс социализации подростков 106-119
2.4. Проблемы формирования ценностных ориентации молодежи в условиях национальною региона (на примере Рестблики Ингушетия) 119-135
2.5.Практика формирования ценностных ориентации личности в условиях Республики Ингушетия 136-151
Выводы ко II главе 151-153
Заключении 153-157
Использованная литература 158-171
- Изучение «ценностных ориентации личности» в структуре социально-педагогических исследований
- Гуманистические основы развития личности в условиях национального региона
- Формирование ценностных ориентации личности в условиях гуманизации и гуманитаризации образования
- Проблемы влияния молодежной субкультуры на процесс социализации подростков
Введение к работе
Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI веков видоизменилась и приобрела этнорегиональный оттенок социализирующая функция образования, призванная поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться оптимальной адаптации к современным обществено - цивилизационным и культурным реалиям, закреплять в сознании нового поколения ценностные ориентиры жизни.
Децентрализация и регионализация образования в Российской Федерации в конце XX века обострили необходимость определения уровня общественно значимого содержания образования, который должно гарантировать государство и достижение которою требуется от учебных заведений. Реформирование содержания образования, связанное с разработкой образовательных стандартов, получило развитие с конца 80-х гг. прошлого столетия, однако научные основы данною процесса до си\ нор разработаны недостаточно. Сложность ситуации объясняется также и тем, что ориентация на вариативность образования нредполаїает наличие различных моделей образования, в каждой из которых реализуются различные подходы к структурированию содержания образования. В этой связи в значительной степени актуализируется проблематика социалыю-иедаюгических исследований, направленных на изучение ценностных ориентации представителей подрастающею поколения, факторов и механизмов социализации современной молодежи.
Обращение к ценностной проблематике социалыю-педаюіических исследований обусловлено целым спектром объективных причин, связанных, прежде всего, с тем, что по системе ценностей можно судить об обществе, его гуманистическом потенциале, перспективах развития. Изменения в социокультурной
5 сфере оказывают существенное влияние на формирование мотивов,
установок, взглядов, норм, сказываются на ценностных ориентаиияч
молодежи.
Различные аспекты формирования ценностных ориентации
личности, механизмы и средства решения данной проблемы в
образовательно-воспитательной практике стали предметом изучения
отечественных и зарубежных классиков педагогической науки:
П.П.Блонског о, В.І І.ІЗахтерова, Л.Дистсрвеї а, І І.Ф.Каптерева,
С.И.Карцевского, Я.Л.Коменского, И.Г.Песталогщи, К.Д.Унпшскою;
современных психологов и педагогов: И.А.Арабова, АЛО.Белогурова,
Б.М.Бим-Бада, Б.П.Битинаса, Ю.С.Богачинской, Б.М.Борлаковой,
Г.Н.Волкова, В.І І.Гинецннскої о, В.И.Заі вязинскої о, Е.Н.Медьшскої о,
Е.Г.Осовского, Т.Б.Кодзаева, МЛ (.Кузьмина, А.А.Сусоколова,
Б.А.Тахохова, Х.Г.Тхагапсоева, С.Б.Узденовой, С.Г.Цагаевой,
ВЛСЛПаповалова, Е.Н.Шиянова, H.A.LIJopoBa, Б.П.Эрдниева и друїих
исследователей.
Сопоставление со степенью научной разработанности проблемы
позволяет выявить ряд противоречий между:
потребностью социума в строительстве гражданского общества и результатами воспитательной работы в образовательных учреждениях различного уровня и направленности;
целями и задачами федеральных воспитательных программ и реальными условиями их реализации в условиях этнорегиональных образовательных систем;
федеральными и региональными интересами в формировании образовательной политики и отсутствием механизма обеспечения их согласованного воздействия на качество воспитательной работы.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования ценностных ориентации
личности носит ярко выраженный исторический характер, выступая одной из «вечных» для образовательной и воспитательной практики. Несмотря на то, что в решении данной проблемы накоплен значительный опыт, і: современных условиях развития постиндустриального мира она получила качественно новый оттенок, связанный с необходимостью разработки механизмов и средств адаптации каждого ребенка к реалиям быстро развивающегося мира. В современной педагогике нет научно обоснованной, комплексной программы социализации личности в условиях развития национально-региональных образовательных систем, не выявлены и не разработаны технологии социализации старшеклассника в рамках национально-региональных воспитательных систем, каковой выступает образовательная система Республики Ингушетия.
С учетом вышеизложенного, была выбрана тема диссертационного исследования, проблема которого связана с обоснованием социально-педагогических условий и факторов, обеспечивающих эффективное формирование ценностных ориентации старшеклассников в условиях национального региона Республики Ингушетия. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Научный аппарат исследования включает в себя:
Объект исследования: особенности социализации личности старшеклассника в образовательно-воспитательной системе Республики Ингушетия.
Предмет неследования: процесс формирования ценностных ориентации старшеклассника в системе обучения, воспитания и развития в условиях этнорегиональной системы образования.
Цель исследования связана с разработкой комплекса педагогических средств, направленных на решение проблемы формирования ценностных ориентации личности старшеклассника и их адаптацией к образовательной практике.
7 Базой исследовании явились образовательные учреждения
Республики Ингушетия различной направленности: общеобразовательные
школы №1,3 г.Назрань, гимназии (г.Маї ас, г.Назрань).
Гипотеза исследовании заключается в том, что процесс
формирования ценностных ориентации старшеклассника в условиях
этнорегионалыюй образовательной системы происходит более
целенаправленно, если комплексно использовать воспитательные средства
ею приобщения к основам национальной, российской и мировой
культуры, общечеловеческим ценностям с ориентацией на пробуждение
интереса к проблемам саморазвития, раскрытия собственных
способностей, наклонностей, самовоспитания своей личности. Достижение
данной цели требует как реализацию дидактических методов воздействия,
так и использование воспитательного потенциала внеучебных форм
орі анизации деятельности (проведение нравственно-этических бесед,
лекций по актуальным проблемам развития человека и общества, вопросам
социальной іісихолоіии, организация встреч с интересными людьми,
конкурсов и соревнований, игр и экскурсий и т.д.).
Задачи исследования:
проанализировать проблему формирования ценностных ориентации личности в историографическом и психолою-педаїоіическом аспектах;
выявить средства формирования ценностных ориентации личности в условиях образовательной системы, показать возможность их применения в современных социокультурных условиях регионализации образования;
обосновать практические подходы к целенаправленному формированию ценностных ориентации личности старшеклассника в этнорегиональноЙ образовательной системе (на примере Республики Ингушетия) и оценить их эффективность.
8 Методолої ической основой исследования явились положения
философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики,
социальной педаїоіики и этнографии об активном характере
социокультурной среды, раскрывающие влияние социума на воспитание
личности, обосновывающие факторы, механизмы и средства социализации
с точки зрения их национальною и общечеловеческого значения, а также
современные псичолого-педагогические подходы к организации процесса
социализации личности в зарубежной и отечественной средней
общеобразовательной школе.
В методолої ич ее ком отношении наибольший интерес представляют научные труды, посвященные проблемам взаимодействия человека и социума, разностороннему развитию потенциальных возможностей личности в процессе ее жизнедеятельности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Е.Г.Осовский, В.Д.Семенов, В.Я.Титаренко, Т.Ф.Яркина и др.).
В соответствии с задачами исследования использовались как общие для всех наук исторический и логический методы исследования, а также специфические: теоретический анализ, сравнительно-исторический анализ источников, систематизация и классификация направлений в решении проблемы и теоретических взглядов различных педагогов; эмпирические методы исследования, связанные с постановкой и проведением констатирующего и формирующего педагоіическою эксперимента; математические методы обработки эмпирических данных.
Научная новизна и значимость исследования состоит в следующем:
- выявлены социально-педагогические особенное ги
формирования ценностных ориентации старшеклассников в условиях этнорегиональной образовательной системы;
- выделены и обоснованы психолог о-педаїогичеекие условия
формирования ценностных ориентации старшеклассников в процессе личностною становления и развития;
определен характер и направленность процесса формирования ценностных ориентации старшеклассников в процессе целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
научно обоснованы подходы к организации воспитательною процесса в общеобразовательной школе в контексте ценностно-ориентированной образовательной парадні мы.
Теоретическая значимость конкретизируется в следующих позициях:
дано философско-педагогическое обоснование понятия «ценностные ориентации» в контексте личностного развития;
проанализированы историографические и психолог о-педагогические аспекты проблемы формирования ценностных ориентации личности в зарубежной и отечественной образовательных системах;
изучены особенности формирования ценностных ориентации личности старшеклассника в условиях этнорегиопальной образовательной среды;
- выявлены условия и средства процесса формирования ценностных
ориентации старшеклассника в целостном воспитательном процессе;
Практическая значимость исследовании состоит в его прикладной направленности на разработку и внедрение в образовательную и воспитательную практику комплексного подхода и технологий формирования ценностных ориентации старшеклассника с учетом его включенности в этнорегиональную, российскую и мировую образовательно-воспитательную систему.
На защит}' выносятся следующие положения:
!. Специфика ценностных ориентации молодежи определяется
совокупностью факторов и тенденций, отражающих стратеїию их жизненною выбора, ориентированною на принципы ценностного подхода. Формирование ценностных ориентации личности выступает как процесс взаимодействия следующих компонент: развитие интеллектуальной сферы учащегося; развитие эмоционально-нравственной сферы; развитие уверенности в себе и толерантного отношения к друїим; развитие позитивного отношения к окружающему миру, людям, обществу; развитие самостоятельности в деятельности и принятии решений; развитие мотивации учения, саморазвития и самосовершенствования и т.д.
2. Молодежная субкультура как среда формирования ценностных
ориентации личности имеет неоднородный характер, проявляющийся и
значительных региональных и национальных различиях. Молодежную
субкультуру с различной степенью интенсивности характеризуют
следующие черты: преимущественно развлекательно-рекреативная
направленность; приоритет потребительских ориентации над
креативными; недостаточная индивидуализированность и избирательное п.
культуры; коитр-культурные явления; внеинституциональная культурная
самореализация.
Рассмотрение молодежной субкультуры Республики Ингушетия треб>ет как выделения и анализа общих закономерностей развития молодежной субкультуры в рамках всего федеративною устройства современной России, так и рассмотрения факторов формирования ее на территории респ>блики, имея в виду этнорегиональные особенности социализации молодежи.
3. Система целенаправленного формирования ценностных
ориентации старшеклассников должна основываться на проведении
нравственно-этических бесед со старшеклассниками, лекций по
актуальным проблемам развития человека и общества, вопросам
социальной психологии, организации встреч с интересными людьми, конкурсов и соревнований, игр и экскурсий и т.д .
4. Результатом целенаправленною формирования ценностных ориентации выступает пробуждение интереса у старшеклассников к проблемам саморазвития, раскрытия своих способностей, наклонностей, самовоспитания своей личности.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методологической основы исследования; применением эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, применимостью авторских технолоіий и полученных результатов в современной образовательной и воспитательной практике и установленной эффективностью их внедрения.
Апробация и внедрение результатов исследовании.
1. Оріанизован педагогический эксперимент по реализации системы
формирования ценностных ориентации старшеклассника в
образовательной системе Республики Ингушетия на базе средних
общеобразовательных школ и шмназий..
2. Результаты исследования излагались и научных докладах па
университетских, межвузовских, региональных и всероссийских
конференциях, а также на методических объединениях учителей на
научно-методических семинарах при Министерстве образования и науки
Республики Ингушетия.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы.
Изучение «ценностных ориентации личности» в структуре социально-педагогических исследований
Изменения в социокультурной сфере оказывают существенное влияние на формирование мотивов, установок, взглядов, норм, сказываются на ценностных ориентациях молодежи. Как полагает президент РАО Н.Д.Никандров, трудности с воспитанием современной молодежи социально обусловлены и основной вопрос связан с гем, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. Это, в свою очередь, подводит нас к ценности человека, общества и государства: ведь в интересах этих трех субъектов, как отмечается в Законе Российской Федерации «Об образовании», должно осуществляться образование как процесс воспитания и обучения.
Проблемы, связанные с ценностями и ценностными ориситациями, всегда привлекали к себе внимание исследователей различных направлений общественной мысли в области философии, социологии, психологии, педагогики, и других. Каждая из них дает собственное определение изучаемым понятиям и выделяет свои особенности предмета исследования. Так, в «Современном словаре по педагогике» [131, с.869] указывается, что «ценностные ориентации -это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратеї ических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров». При этом справедливо отмечается, что сама ценность постигается в ходе освоения культурных норм и принципов общественной жизни. В отечественной философско-иедагогической мысли проблема ценностей долгое время игнорировалась в силу существующих идеологических рамок и запретов. Лишь в середине 60 х годов XX века бы и предприняты первые попытки теоретического осмысления данной проблемы на уровне философии и социолог ии.
Следуя лотке научного поиска, прежде чем приступи гь к выяснению сущности и содержания категории «ценностные ориентации», рассмотрим составляющие этого понятия; «ценность» и «ориентация», которые широко используются в психолого-педагогических исследованиях своем самостоятельном значении.
Если касаться понятия «ориентация», то оно возникло в физиологии, изучающей ориентированную деятельность людей как «совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения» [129, с.254]. В психологии проблема ориентации рассматривается, в основном, в теории деятельности (Л.С.Выготский, Н.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.П.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.). Согласно реализуемому подходу, основными задачами ориентировочной деятельности в контексте эвристического подхода являются: анализ проблемной ситуации, установление отношения между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу выполнения действия - его контроль и коррекция. Необходимым условием ориентировочной деятельности является наличие различных форм психическою отражения, которые, будучи включенными в структуру ориентировочной деятельности, обеспечивают реализацию ее основных функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменчивых, вариативных ситуациях. Ориентировочную деятельность человека отличает, прежде всего, то, что при планировании и рсіулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, их социально-ценностном значении и на общественные формы отношений.
Как отмечает значительное большинство отечественных психологов и философов, занимающихся изучением человеческой деятельности (Г.С.Батищев, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, Н.С.Злобин, И.Т.Касавин, В.А. Лекторский, А.Л.Никифоров, Ю.К.Плетников, В.Н.Сагатовский, В.С.Швырев и др.), 6es использования деятельности (ориентированной, в том числе), как объяснительною принципа, невозможен анализ проблем теории познания, формирования и развития человека.
Анализ литературы показывает, что понятие «ориентация» широко употребляется в теории социальной психологии (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, А.И.Донцов и др.), где выделяются два основных «канала» осуществления связи человека и окружающей среды: познание и ориентация. В первом случае происходит субъективное отражение предметов и явлений окружающею мира, которые фиксируются в человеческом сознании, во втором случае - выражается отношение человека к ним. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для нею жизненных ценностных объектов. Таким образом, ориентация отражает избирательность людей и это придает им статус самостоятельного явления [16, с.67].
Отечественная социология при изучении понятия «ориентация» во многом опиралась на перечисленные выше концепции, кроме тою, большое влияние на нее оказали и зарубежные антропологические теории (М.Шедер, X.Фрайер, Х.Шельски, А.Гелен и др.), концепция бихевиоризма и необихевиоризма (Э.Толмен, Э.Торндайк,
Дж.Б.Уотсон, К.Холл и др.), инстинктивизм (У.Мак-Дугал и др.), функционализм (Т.Парсонс, Э.Шилз, Г.Оппорт, Р.Шелдон) и друїие теории.
Как показывает анализ литературы, антропологическая теория считает именно общественный институт главной социальной инстанцией, с помощью которой обеспечивается социализация человека. Создавая посредством общественных институтов определенные направления человеческою поведения, обеспечивая их «модельную образцовость» и общеобязательность, общество освобождает человека от необходимости каждый раз заново принимать существенно важные жизненные решения в различных ситуациях. І Іоскольку институты гарантируют надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения.
Гуманистические основы развития личности в условиях национального региона
Проблема воспитания и образования человека выступает важнейшей глобальной проблемой современности, актуальность которой продиктована проявившимся в XX веке «кризисом человека», суть которого видится в трансформации общественных и личностных ценностей, противостоянии рационального миропорядка и чувственного отношения к окружающим явлениям, в нарастающей угрозе экологической и социальной катастрофы. Кризисный характер общественной жизни отразился на системе образования отсутствием четкого и определенного смысла и цели образовательной деятельности.
Традиционно образование принято рассматривать в качестве интегративного понятия, объединяющего обучение (процесс трансляции знаний) и воспитание (процесс развития личности). Понимание образования в широком смысле подразумевает «образовывание» личности в пространствах мысли и деятельности, во всевозможных отношениях и контекстах.
Идеи гуманизма являются инвариантными по отношению к общественному развитию. Они лежат в основе всех историко-педагогических типов образовательных систем, определяют их основные качества в соответствии с социокультурными потребностями и интересами.
Гуманизация выступает в качестве основополагающей философско-педагогическои и социально-политической доктрины, согласно которой содержание образования должно обеспечивать всестороннее и свободное развитие личности, выступать механизмом целенаправленной социализации индивида.
В педагогической системе идеи гуманизации выражаются посредством процесса гуманитаризации образования, ориентирующего на актуализацию общекультурных и этнокультурных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Образовательная система, выступая диссииативной структурой, развивается в определенном социально - культурном пространстве, идентификация с ценностями которого происходит через содержание учебных курсов. Социально-политические трансформации в России конца XX в. привели к пересмотру содержания образования, обусловили реализацию в этнорегиональных образовательных системах двухкомпонентной модели построения содержания образования, включающей федеральный и национально-региональный компоненты. В условиях актуализации регионализации образования проблемы гуманитаризации требуют научного осмысления, нахождения путей согласования учебных курсов в едином образовательном процессе. Именно гуманитаризация выступает основой построения этнокультурного образовательного пространства региона.
Как известно, в античной культуре сформировалась концепция «заботы о самом себе», основанная на единстве «знания - истины» и «личности - субъекта». Так, в работе М. Фуко «Герменевтика субъекта» детально обосновывается смысл данной концепции, ее актуальность для педагогической науки. Согласно данному подходу, субъектом образования выступает человек, который к процессе обучения постоянно расшифровывает уже существующие в культуре и вновь рождающиеся смыслы. В этой связи возникает актуальная проблема преобразования человеком своего внутреннего «Я» (процесс развития) для получения доступа к скрытым смыслам и истине, В данном случае образование предстает в качестве поиска, практической деятельности, развития. Таким образом, в античной культуре сформировалось представление об образовательном процессе, в котором познание полезно лишь тогда, когда оно приводит к глубокой трансформации личностных качеств обучаемого. Однако подобное отношение к образованию просуществовало до эпохи Нового времени, когда субъект образования стал пониматься как некий «чистый разум», и задача образования стала связываться со стремлением совершенствования разума человека. Развитие наук и промышленности поставили перед образовательной системой задачу разработки педагогических технологий передачи как можно большего объема знаний от просвещенного наставника - учителя своим ученикам, стремления дать им «жареных рябчиков готового знания» (К.Маркс). Таким образом, идеал взаимообусловленности познавательной и воспитательной деятельности был утрачен, а образование стало сводиться лишь к обучению подростков. На рубеже XX - XXI веков, когда многие страны современного мира вступили в стадию развития, названную «информационной» значительно возросли потребности в подготовке высокообразованной личности как субъекта познания и деятельности.
Всесторонне осмысливая современные проблемы образования, философия педагогики акцентирует внимание на том, что внутренним источником развития системы образования выступает внутреннее противоречие между целями обучения и воспитания в единой образовательной деятельности.
Если иметь в виду, что обучение - процесс замкнутый, ограниченный рамками учебного предмета и существующих образовательных стандартов, то воспитание - процесс «бесконечный», не ограниченный рамками учебных занятий, процесс развития личности в социокультурном пространстве. В этой связи в тезаурус современной педагогики вошло понятие «социализация», обозначающее процесс развития личности, включенной в систему социокультурных связей и отношений.
Образование выступает фундаментальным социальным институтом, основная функция которого связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения, подготовкой его к жизни в условиях развития цивилизации и культуры. Будучи органически включенным в исторический социально-культурны и процесс, образование призвано играть важную роль по сохранению и приумножению общественных и этнокультурных ценностей, обеспечению преемственности социального опыта, выступает основным фактором социализации каждого индивида. В этой связи следует говорить о социокультурной роли образования в современном мире.
Формирование ценностных ориентации личности в условиях гуманизации и гуманитаризации образования
Архитектура образовательною пространства во все времена выступала производной от строения и функций культуры, социокультурной парадигмы. Социокультурная ситуация находит отражение в реализуемой образовательной модели, построении содержания образования.
Гак, классно-урочная система, по мнению В.А.Конева, определялась «характером культуры нового времени, логикой организации культурных значений» [Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. - 1996. №10. - 46-57.]. В данном случае, определяющими явились разделение труда, дифференциация науки, развитие прагматических и унитарных подходов к окружающему миру и функции знания в нем. Особенности социокультурной парадигмы находят отражение в содержании образования. Стремление сделать содержание обучения репрезентантом культуры актуализирует тенденцию гуманитаризации образования.
Вопросы гуманитаризации образования наиболее активно обсуждались в отечественной методической литературе в К.80-Н.90-Х гг. XX века. При этом основной упор делался на гуманитаризацию естественнонаучных и технических дисциплин, как областей в достаточной степени «далеких» от общечеловеческой культуры. Гуманитаризация образования понимается нами как сисісма форм и методов организации учебію-воспиіатсльпого процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования человеческой личности.
В философской литературе современная цивилизация трактуется как индустриальная цивилизация техногенною типа. Итак, с одной стороны -цивилизация, прогресс, материальные ценности, а с другой - духовная культура, общечеловеческие ценности, нравственно - этические ориентиры. XX век наиболее остро продемонстрировал данный антагонизм, противостояние между двумя "типами культур" (Ч.Сноу).
Социально - экономический рост общества переориентировал систему образования с подготовки высокоэрудированных, интеллектуально и духовно развитых людей, обладающих энциклопедическими знаниями, на подютовку узкопрофильных "специалистов" технических, естественно-научных и гуманитарных областей. А ведь именно человеческая, нравственно-этическая составляющая является важнейшей в становлении любого человека как специалиста высокого уровня.
Общественно - организованный воспитательный процесс хотя и носит внутренний динамический и изменчивый характер, но основывается на постоянных, непреходящих ценностях. Таковыми за многовековую историю человечества стали принципы гуманизма. Сам термин "гуманизм" произошел от латинскою humanus, что означает человечный, человеческий, объединяет в себе различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром, с обществом и включает в себя систему нравственно - этических ценностей и идеалов.
Термин "гуманизм" был хорошо знаком Цицерону, который употреблял его в значении человечность. Несмотря на некоторые особенности толкования гуманизма в различных культурно - исторических условиях, в конечном счете он оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых оказывается человек как высшая ценность.
В "Философском энциклопедическом словаре" данный термин определяется следующим образом: "Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми".
Другую сторону данного понятия выделяет А.А.Радугин [Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. редактор Радугин А.А. - М.: Центр, 1996. - С.253]: " Гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности".
Таким образом, гуманизм является важнейшим стержнем любой исторически сложившейся культурной и образовательной системы, высшей целью общественного развития, которая стремится создать и осуществить необходимые условия для полной реализации всех своих задатков, достижения гармонии в социально - экономической и духовной сферах жизни.
Идеи гуманитаризации образования, направленные на формирование и развитие человеческой личности, были неотъемлемой частью педагогических систем и основоположников педагогической науки и современных дидактов (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, С/Г.Шацкий, Р.Бернс, Д.Брандис, Д.Дыои, П.Гиннес, М.Монтень, К.Роджерс).
Проблемы влияния молодежной субкультуры на процесс социализации подростков
Молодежная субкультура представляет собой одну из интегральных характеристик образа жизни подрастающего поколения. Несмотря на известное отношение представителей старшего поколения к молодежной субкультуре, мы не считаем данное понятие социально негативным. Молодежная субкультура не идентична контр-культуре современного российского общества, а отражает лишь наиболее характерные для современной молодежи черты жизни, поведения, отношения к процессам, происходящим в стране и мире, а также собственную самонаправленность поведения. Под молодежной субкультурой нами понимается культура определенной возраспюи популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов и ориентации самореализации. При этом мы полагаем, что современную молодежную субкультуру целесообразно рассматривать как совокупность двух составляющих: вневременную, которая характеризует возрастные особенности личности, и генеративную, отражающую специфику лишь данного поколения. Рассматривая молодежную этнокультуру современной России необходимо иметь в виду ее неоднородный характер, проявляющийся в значительных региональных и национальных различиях. Именно поэтому исследование молодежной субкультуры Республики Ингушетия требует как выделения общих закономерностей развития молодежной субкультуры в рамках всего федеративного устройства современной России и их анализа, так и рассмотрения факторов формирования молодежной субкультуры на территории республики, с учетом этнонациональных особенностей социализации молодежи. Общие закономерности формирования субкультуры в современной России связаны со спецификой кризисного состояния общества, когда в условиях полной девальвации ценностей тоталитарного прошлого, экономического краха социалистической идеи, массовое сознание всех социальных групп населения, в том числе и молодежи, отличает неустойчивость (подвижность), нетерпимость, которая сопряжена с социальной апатией. Несмотря на то, что современные старшеклассники как члены общества формировались в период «постсоветского идеологического вакуума» и поэтому не имеют объективною мнения о процессе семидесятилетней истории Советского Союза, тем не менее и в молодежной среде высказывается в определенном смысле негативное отношение к прошлому страны. Как показал опрос 265 учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Республики Ингушетия (2003-2005 гг.) на предмет отношения к историческому прошлому современной России, 67,9% (180 чел.) полностью не хотят признавать достижения страны за этот период, проявляют негативное отношение к эпохе СССР; 16,4% (43 чел.) считают, что это было «великое время» и многое должны возродить в современном обществе; остальные - 15,7% (42 чел.) не могут ответить на поставленный вопрос в связи с отсутствием необходимых знаний об истории страны. Мы полагаем, что данные результаты могут быть объяснены тем, что молодежная субкультура есть зеркало «взрослого» мира ценностей и отношений. Именно поэтому неудивительно, что определяющим для молодежной субкультуры современной России является ситуация субъектной «размытости», отчуждения от основных, в том числе и от общечеловеческих ценностей. Как показало проведенное исследование, около 54,5% старшеклассников школ республики отличает отсутствие самоидентификации, доминирование поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию ориентации. Достаточно выражено проявление позиции отчуждения как по отношению к социуму, так и в межнациональном и межгенерационном общении, а также, в определенном числе случаев, в контр-культурной направленности молодежного досуга. Социальное отчуждение анализировалось нами с позиций проявления апатии, равнодушия, безразличия к социально-политической жизни. Следует отметить проявление низкой политической культуры старшеклассников. Согласно опросу, лишь 12,3% из них регулярно интересуются политическими событиями в стране и мире. Подобная 109 картина подтверждает положение о том, что именно эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей, наблюдаемая в настоящее время, может быть использована лидерами различных политических или националистических движений. Более 78% старшеклассников считают, что от их социальной позиции в жизни современного общества ничего не зависит, а 64% полагают, что их социальная позиция не повлияет на жизнь их школы. При этом необходимо отметить, что 18,4% респондентов не смогли сформировать свою социальную позицию («не задумывался об этом»). Таким образом, приведенные выше результаты исследования свидетельствуют о том, что политизация молодежного сознания во многом является процессом мнимым и охватывает лишь незначительную часть современных старшеклассников. Перспективы социального молодежного развития республики связаны, преимущественно, с замыканием старшеклассников в кругу групповых (неформальная группа общения) или корпоративных (на уровне класса) интересов. Данное положение может быть подтверждено тем, что «уход» молодежи в личную жизнь вполне естественно после десятилетия идеологической переориентации общества. Мы считаем, что другой крайностью в решении вопроса выступает ориентация «вектора социализации» на чрезмерную политизированность, граничащую с соционатией. В решении вышеуказанной проблемы необходимо придерживаться «золотой средины», которая видится нам в том, что необходимо формировать политическую культуру личности как составную часть современного гражданского воспитания.