Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентации школьников .
1.1 . Аксиология современного гражданского общества как основа становления новых подходов к воспитанию школьников 11
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования в школе ценностей гражданского общества 36
1.3.Концептуальные идеи формирования ценностей гражданского общества 66
Выводы 79
ГЛАВА 2. Экспериментально - опытное исследование формирования у школьников ценностей гражданского общества .
2.1. Содержание и технологические аспекты формирования ценностей в условиях общеобразовательной школы 81
2.2. Результаты экспериментально-опытного исследования 117
Выводы 137
Заключение 139
Библиография 142
Приложение 158
- Аксиология современного гражданского общества как основа становления новых подходов к воспитанию школьников
- Психолого-педагогические предпосылки формирования в школе ценностей гражданского общества
- Содержание и технологические аспекты формирования ценностей в условиях общеобразовательной школы
- Результаты экспериментально-опытного исследования
Введение к работе
Действительность в России такова, что коренным образом изменились социально-экономические, политические, культурно-духовные условия жизни социума и наметилась тенденция к развитию в рамках либерального гражданского общества. Это оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности и особенно на воспитание подрастающего поколения, вследствие чего возникли сложные социально-педагогические противоречия и проблемы. Жизнеспособность новой политической системы зависит от достижения в обществе ценностного функционально - целевого согласия, определяемого Президентом России В.В. Путиным «...как сплав, как органическое соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем. »[131,с.5].
Научные разработки в плане осмысления различных проблем трансформации современного общественного развития отличаются большим разнообразием и независимостью взглядов. Изучение философско-социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что накоплены ценные идеи, разработаны концепции и теоретические положения, посвященные проблемам развития гражданского общества и связанных с этим путей, форм, методов и технологий современного воспитания. Вместе с тем, есть все основания считать, что значительная часть современных образовательных схем и концепций ориентированы на систему ценностей, которые укладываются в «прокрустово ложе» унифицированного идеологического менталитета демократии Запада, без диалектического подхода к объективным и субъективным особенностям российского и международного бытия.
На опасность утраты ориентиров в формировании общественно-значимых идеалов указывал известный русский философ И.А. Ильин: « Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений. Всё это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно, т.к. может служить и злодеям. Образование памяти и рассудка оставляет человека необразованным, а главное беспринципным, придавая черты самомнения и изворотливости. Изолирование образования от воспитания —это игнорирование проблемы морального выбора человека.»[57, с.21]. К текущему моменту в обществе накапливается запас практического опыта, во многом ещё спонтанный, но вполне реальный, с которым тоже необходимо считаться. Всё это отражается в сути категории «Возможность».
Актуализируя проблему нашего исследования, мы отметим наиболее значимую группу современных теоретических обоснований, рассмотренных в трудах: А.А Балакирева, Л.А. Беляева, Л.И. Божович, Г.П. Выжлецова, К.С. Гаджиева, О.Г. Дробницкого, М.М. Мчедловой, К.И. Мяло, И.С. Нарского, В.Н. Сагатовского, П.И. Смирнова, И.И. Ставинского, Е.Б. Шестопал, Н.Б. Чубайса и др. (гражданское общество и ценностные ориентации)[8, 11, 19, 31, 33, 47, 102, 103, 104, 143, 147, 156, 189, 185,]; Т.К. Ахаян, Е.П. Белозёрцева, Е.В. Бондаревской, М.С. Каган, В.А. Караковского, Н.В. Кузьминой, Д.А. Мехонцевой, В.А. Сластёнина, Т.Н. Османкина, Н.А. Сулеймановой, СВ. Тихоновой и др. (формирование ценностей гражданственности и патриотизма с учётом особенностей ментальносте российского социума) [7, 10, 20, 58, 60, 72, 99, 145, 117, 158, 165]; Н.И. Васильева, У.А. Винокуровой, Д.А. Данилова, Е.М. Махарова, В.Д. Михайлова, А.Г. Новикова и др. (этно-региональные подходы к формированию гражданственности) [25,27,41, 98,100].
Существенным идейным обоснованием для исследования проблемы
формирования ценностей у молодого поколения, особенно школьного
возраста, являются принципы, изложенные в трудах отечественных
психологов: А.С.Асмолова, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалёва, Л.С. Выготского,
В.В.Давыдова, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского,
С.А.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Д.И.Фельдштейна и др.
[5,16,18,29,39,67,78,122,142,167,170]; зарубежных психологов Э. Дюркгейма, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, Э. Эриксона и др. [48,96,123,135,195]; отечественных педагогов И.П.Иванова, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.[53,88, 160,168].
Ознакомление с современным характером исследований позволяет нам сделать вывод о том, что проблема ценностных ориентации школьников в условиях нестабильного социального развития ещё недостаточно теоретически разработана, далека от практической реализации и не соответствует потребностям общества, следовательно, наблюдается разрыв в причинных связях между «возможностью» и «действительностью». В итоге складывается ситуация, требующая особого внимания со стороны педагогов-исследователей.
Наше исследование - это ещё одна попытка, ещё один вариант возможного решения возникшей проблемы. В основе работы заложена идея конвергенции лучших отечественных и зарубежных социально-педагогических традиций в контексте современных аксиологических изменений и представлений. Экономический и социокультурный вызов, стоящий перед современным российским социумом, определяет и общественный заказ школы: повысить уровень формирования у школьников гражданских ценностей.
Объект исследования: воспитание гражданских качеств и ценностей у школьников как современное явление и процесс.
Предмет исследования: процесс формирования гражданских ценностей в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: обоснование педагогических подходов к формированию гражданских ценностей школьников на идее конвергенции, возможного сочетания прогрессивного зарубежного и отечественного опыта.
Гипотеза исследования: достижение позитивных результатов в
6 формировании ценностей гражданского общества в школьном воспитательном процессе возможно, если:
учитывается аксиология современного гражданского общества в
контексте соотнесения с отечественным социально - педагогическим опытом
и определения современных подходов к воспитанию;
обеспечивается системное функционирование воспитательной
деятельности, основанной на ценностях современного гражданского общества, активизируется практическая, эмоционально-мотивационная парадигма гражданско-ценностных и социально-значимых намерений учащихся;
осуществляется целенаправленная комплексная и объективная
диагностика этапов становления личностных гражданских ценностей
учащихся при активной педагогической поддержке их социально-значимой
практической деятельности.
Задачи иследования:
1. Обосновать и разработать концептуальные идеи формирования
ценностей гражданского общества в современной общеобразовательной
школе.
2. Определить технологические аспекты и содержание воспитательной
модели формирования ценностей гражданского общества.
Проверить экспериментально-опытным путём функциональную жизнеспособность разработанной воспитательной модели.
Разработать научно-практические рекомендации по формированию гражданских ценностей в процессе школьного воспитания.
Методологической основой исследования являются научные положения о диалектическом характере функционирования социума; онтологические, гносеологические и аксиологические принципы теории конвергенции социально-ценностных явлений; идеи гуманизации и демократизации образования; психолого-педагогическая теория личности как субъекта активной творческой деятельности.
В диссертации использовались такие традиционные методы познания общественных явлений, как институциональный, исторический, диалектический, структурно- функциональный и сравнительный, а также педагогические методы: диагностический (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение творческих проектов учащихся и т.д); прогностический (моделирование социально-значимой деятельности, рефлексия); формирующий (теоретическая подготовка и практическая деятельность в социуме, консультирование, педагогический эксперимент); статистический (обработка данных педагогического эксперимента).
База исследования: средняя общеобразовательная школа №33 - Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья им. Л.А. Колосовой (г. Якутск).
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе, диагностико-прогностическом (1992 - 1994 г.г.)
изучалась и анализировалась философско-социологическая и психолого-
педагогическая литература; обобщался и осмысливался эмпирический
материал; определялись методологические основы исследования и
понятийно-научный аппарат; конкретизировались цели и задачи
экспериментально - опытной работы.
На втором этапе, поисково - практическом (1994 - 1997 г.г.) осуществлялось внедрение деятельностной модели воспитательной работы по формированию ценностных ориентиров учащихся; корректировались условия выделения более эффективных путей реализации поставленных задач; определялась эффективность содержания форм и методов и содержание становления ценностей гражданского общества в общеобразовательной школе.
На третьем этапе, обобщающем ( 1997 - 2003 г.г.) проверялись и обрабатывались данные эксперимента; уточнялись теоретико-экспериментальные выводы; разрабатывались научно-методические
рекомендации для педагогов, родителей, учащихся в целях внедрения их в практику воспитания; оформлялось диссертационное исследование. На защиту выносится следующее:
Определение аксиологических особенностей гражданского общества, включая диалектическую конвергенцию принципов демократизма, патриотизма и коммунитаризма, основанных на объективно совместимых и социально-значимых общечеловеческих и общероссийских ценностях.
Воспитательная модель формирования у школьников общественно-значимых ценностей на основе фасилитаторского подхода, в процессе которого происходит становление способов социального взаимодействия школьников и взрослых, а также моделирование ценностных установок школьного социума в технологической последовательности: заинтересованность - интерес - увлечённость - самореализация -стремление к идеалам и высоким целям.
Выявление и развитие творческого потенциала учащихся, реализация их способностей в разнообразных сферах активной индивидуальной деятельности и коллективного общения. Формирование ценностей гражданского общества в условиях сочетания личностно-ориентированных и коммунитарных способов воспитания, создание в школе гибкой и деятельностно-воспитательной среды.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость конвергенционного подхода к формированию ценностей гражданского общества в процессе школьного воспитания и теоретическая модель его практической реализации;
определены психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности современного воспитания на основе конвергенционно-ценностного подхода, который стимулирует социально-значимую деятельность учащихся;
- разработаны содержание и технология формирования ценностей гражданского общества в школе, основанные на принципах демократизма,
патриотизма, идей коллективизма (коммунитаризма), как наиболее полно адаптирующих школьников к новым социально-экономическим реалиям страны;
обоснована возможность создания школы - центра демократической культуры в форме действующей игровой модели государства с мотивацией условий для широкой социально - значимой проектной деятельности и появления добровольных, самоуправляемых детских организаций как прообраза структур гражданского общества;
выделены особенности и оптимальные, сензитивные, возможности формирования ценностного самосознания школьников, направленного на активное умение самоопределяться и способность делать адекватный социальный и нравственный выбор;
Практическая значимость исследования. Сформулированные и обоснованные в диссертации положения имеют перспективные основания для организации комплексной воспитательной деятельности по формированию ценностей гражданского общества в общеобразовательных учреждениях любого типа. Результаты исследования внедрены в конкретную образовательную школьную систему Республики Саха (Якутия), стали основой для совета старшеклассников при Якутском городском управлении образованием и республиканского ученического представительства при Министерстве образования РС/Я/. Методологические положения, теоретические материалы использованы в повышении квалификации работников образования, разработке новых программных и курсовых материалов, в том числе, по правам ребёнка, политологии, патриотическому воспитанию, в создании общереспубликанской системы ученического самоуправления.
Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, длительностью наблюдений, объективным анализом практической педагогической деятельности, оптимальной реализацией программы исследования в
соответствии с заявленными целью и задачами, проведением экспериментально-опытной работы с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, логике и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- отчётов по экспериментально-опытной работе на Коллегии Министерства образования РС/Я/, на экспертной комиссии Якутского городского управления образованием (1993 -2003 г.г.);
публикаций результатов исследования, выступлений на всероссийских, республиканских, городских научно-практических конференциях, посвященных проблемам формирования общественно-политической культуры школьников (1992 - 2003 г.г.);
выступления и защиты концепции воспитания гражданственности учащихся на конкурсе учителей Сибири и Дальнего Востока (Чита, 1992 г.- 1 место);
выступления и защиты опыта работы по формированию демократической культуры школьников на Всероссийском конкурсе «Учитель года России» (Москва, 1994 г. - выход в финал);
презентации информации по опытно - экспериментальной работе в качестве стендовых и печатных материалов на международных выставках по образованию (Москва, 1999 г., Владивосток, 2000 г.);
работы в качестве руководителя Центра демократической культуры учащихся и заместителя директора школы по воспитательной работе, руководителя научно - методического центра по воспитательной работе при Якутском городском управлении образования;
использования результатов исследования в системе повышения квалификации работников образования (1992-2003 г.г.). Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Аксиология современного гражданского общества как основа становления новых подходов к воспитанию школьников
Проблема ценностных ориентации является научно-исследовательским направлением, входящим в общую структуру теории ценностей и формирования личности. Научный статус данной проблемы имеет междисциплинарный, интегративный характер, так как исследованием общественных ценностей занимается философия, социология, психология, педагогика, политология. Философское учение о генезисе ценностей, их значении и структуре возникло сравнительно недавно, в 60 - 80- е годы XIX века под названием аксиология (от греч. Axia - ценность, logos -учение). В научную сферу это понятие было введено в начале XX века французским философом П. Лапи [151,с.28], но проблемы, входящие в область аксиологии затрагивались в более ранних философских системах.
Проблема ценностей возникла в условиях системного кризиса полисной демократии античной Греции, и первые философские понятия, имеющие аксиологический смысл, возникают вместе с исходными онтологическими категориями. Так, Перменид, выдвинув понятие единого Бытия как основы философствования, впервые различает умопостигаемый мир "истины" от иллюзорного мира «мнения» (докса), в результате появляется «антимнение» (пардокс). В этот же период у Гераклита и Демокрита появляется термин «прекрасное» (каллос), обзначающий то, что нравится, доставляет удовольствие.[6,18]. Начиная с Платона и Аристотеля «прекрасное» в античной философии получают статус самостоятельной ценности[32, 19].
Софисты, особенно Протагор, с его знаменитым тезисом «мера всех вещей - человек» совершили поворот философского интереса к человеку и миру. Сократ - зачинатель истории аксиологии, т.к. он формулирует собственно аксиологический, т.е. ценностный вопрос в подлинном смысле слова: не что такое, как устроено и почему, на которые отвечает любая наука, а - зачем? Введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, поднимает их из оценочных понятий в категорию идеальных ценностей,
Платон рассматривает Благо как высшую универсальную ценность, которая не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности и поэтому без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные - совершенно бесполезны[84, 37].
Аристотель, занимаясь анализом и уточнением понятий, впервые пытается отделить ценности (благо) от сущностей (единое). Аристотель пытается установить шкалу ценностей (благ): « Из благ одни относятся к ценимым, другие к хвалимым вещам, третьи - к возможностям. Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально, первопринцип...Причём ценимое - это почитаемое. И именно такого рода вещи у всех в чести»[84,44 ].
Учение Аристотеля о благе стало особенно популярным в средневековой философии. В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие истинного бытия, т.е., реальности, следовательно, в этот период ясно видна нерасторжимость онтологии и аксиологиии, бытия и сознания. Эта эпоха выделяет первые критерии отличия подлинной духовности от показной в теологических христианских постулатах о бескорыстии: «... Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мною»[17,27].
Онтологический этап становления ценностей общества завершает Т. Кампанелла, который в с своей «Метафизике» точно фиксирует специфику прекрасного человека - носителя духовных ценностей: «Красота - есть признак божественного блага в природе или в искусстве...есть признак блага, полезного и благородного...Человек же - лучшее и высшее существо, высшее, нежели мир и элементы» [106, 112.]
Антропоцентризм эпохи Возрождения был потеснён культом знаний родоначальника метода научного исследования Ф. Бэкона. В работе «Новый органон» Ф. Бэкон даёт философское обоснование новому взгляду на мир: «Знание - это сила» и отметает всякое сомнение по поводу всесилия науки в деле счастливого и рационального переустройства человеческой жизни[172,75]. Судьба и содержание ценностных категорий меняется коренным образом, т.к. в пространстве гносеологических постулатов об источниках познания и критериях истины понятия духовности подчиняются холодному рассудку естественных и точных наук. Т. Гоббс призывает очистить разум, а вместе с ним и философию от непредсказуемых ценностных категорий, поскольку они субъективны и поэтому относительны. Он рассматривает основные ценностные понятия и представления с позиций классического «рыночного» утилитаризма, уделяя человеку место субъекта и объекта внешнего социально-экономического воздействия: « Стоимость или ценность человека, подобно всем другим вещам, есть его цена, то есть она составляет столько, сколько можно дать за пользование его силой, и поэтому является вещью не абсолютной, а зависит от нужды в нём и оценки другого»[36, 51].
Английский просветитель-философ Д. Локк советовал воспитывать молодёжь через подавление стремлений к бесполезным занятиям музыкой, поэзией, живописью, т.к. они занимают душу больше, чем тело человека[82, 47]. Б. Спиноза выразил своё негативное отношение ко всем ценностным понятиям, поскольку они есть лишь человеческие «предрассудки о добре и зле, заслуге и грехе, порядке и беспорядке, красоте и безобразии и причём в том же роде»[155, 107].
Психолого-педагогические предпосылки формирования в школе ценностей гражданского общества
Время учёбы в школе - один из наиболее сложных и важных периодов формирования ценностных основ личности учащихся, тем более, что «...будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления»[118,с.2]. Всесторонние перемены в социально-политической ситуации, дезориентация в ценностных ориентирах, информационная интервенция изделий масс- культуры принципиально изменили требования, предъявляемые к основам формирования личности подростка в школе. Возникла потребность направить психолого-педагогическую парадигму образовательного процесса на усиление таких качеств характера, как высокий уровень адаптации к воздействию информационного пространства, интеллектуальная и социальная мобильность, инициативность, обдуманная гражданская позиция, целевая мотивация на активное участие в общественной жизни.
Это привело к осознанию необходимости не только обучать, но и вернуть в школу традицию воспитывать на основе формирования конвергенционной идеологии ценностей гражданского общества, как основы лично - ориентированного образования в целом. Тем более, что в роли социального заказчика школы чаще всего выступает не только государство, а и руководители предприятий, учреждений, фирм различной формы собственности, которые нуждаются в сотрудниках, имеющих необходимые социально-ценностные параметры: решительность, ответственность, наличие харизмы, умение вести за собой, «чувство рынка», способность к адаптации в любой обстановке, контроль вектора развития, умение преодолевать кризисы, способность работать в команде единомышленников, ориентация в информационном пространстве[142,с.5 ].
Думается, что здесь уместно привести мнение известного экономиста Лестера Туроу, считающего, что современный работодатель заинтересован в таком работнике, который: - умеет применять полученные знания для быстрого решения проблем, - обладает критическим и творческим мышлением, - имеет глубокое понимание роли гуманитарных ценностей, - владеет широким, демократическим мировоззрением[76, с.92 ]. Отсутствие консолидирующей общество идеологии ценностей дезориентирует процесс воспитания, побуждая исследователей более внимательно рассматривать эту проблему.
В.А. Караковский рассматривает обращение к общечеловеческим ценностям как единственный способ повернуть воспитание в школе к тому «...разумному, доброму, вечному, что вырабатывалось веками, на протяжении всей истории человеческой цивилизации»[60,с.Ю]. Он выделяет несколько уровней общечеловеческих ценностей, на которых возможна, по нашему мнению, конвергенция с отечественными традициями.
Первый уровень, в основе которого золотое правило нравственности -«относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», это уровень житейских морально - нравственных установок.
Второй уровень составляют ценности более высокого, общецивилизационного порядка которые могут стать интегральной базой для идеологии ценностей гражданского общества, это: земля, отечество, семья, коллективизм, человек, труд, знания, мир, культура.[60,с. 12 ].
Но ряд исследователей предостерегают нас от опасности тотальной замены ценностей коллективизма или коммунитаризма (группоцентрических ценностей), заложенных в прошлом воспитательном пространстве на индивидуально-экзистенциональные (эгоцентристские ценности), возникшие в постсоветском обществе под влиянием информационного плюрализма. Так, Н. А. Сулейманова отмечает в своей работе, что в нашем обществе интересы партий сменяются интересами фирм, что в свою очередь влияет на процесс формирования ценностных ориентиров подростков. В результате, по её мнению, на первый план выдвигаются негативные ценности, основанные на обмане, лицемерии, цинизме и т.д. Сулейманова предлагает соединение лучших рыночных ценностей (справедливость, законопослушание, гуманность) с российскими традициями (сострадание, любовь к ближнему) [158, с. 57-61].
Содержание и технологические аспекты формирования ценностей в условиях общеобразовательной школы
Формирование конвергенционных ценностей гражданского общества в условиях школы может быть представлено как моделирование специальных условий, обеспечивающих устойчивые, социально- педагогические взаимоотношения учащихся и взрослых на основе равноправного партнёрства в деле совершенствования окружающего их социума.
Мы попытались соотнести основные конвергенционные ценности и соответствующие им технологические аспекты.
Высокоразвитое чувство гражданственного долга, ответственности за свои дела и поступки, активное усвоение социальных ролей, отношений и ценностей, инициатива и творчество при выполнении общественно важных поручений создают атмосферу сопричастности школьников ко всему, что происходит в нашей стране и мире.
Активная гражданская позиция учащегося как ценностно-личностное выражение его социальной деятельности опирается на диалектическое единство объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, так как, «... для личности любая степень активности выступает одновременно и как внутренняя и как внешняя: участвуя в общественной деятельности... школьник руководствуется определёнными мотивами, размышляет над тем, что он делает» [171 ,с. 85].
Такое единство внешнего и внутреннего выражается в показателях, по которым можно определить позиции данного школьника о ценностной значимости социальной коммунитарной деятельности применительно к особенностям гражданского общества. Эти показатели включают в себя: - положительное отношение школьника к делам и начинаниям коллектива, готовность их выполнить; - наличие опыта участия в них, что связано с выполнением конкретных поручений, обязанностей; - наличие определённого уровня организации умений, оптимального для данного возраста; - чувство ответственности за свою работу перед коллективом; - благоприятное положение школьника в деловом и межличностном общении, что выражается в его высоком общественном статусе и правильной оценке своего положения [133, с.39 ].
Мы считаем, что основными показателями, определяющими гражданскую направленность личности школьника, являются: формирование ценностных ориентации, становление мотивации участия в социально значимой деятельности, характер и содержание этой деятельности.
Повышению эффективности процесса становления конвергенционного ценностного мировоззрения способствует реализация деятельностного подхода в системе работы школы. Приоритетная роль в этом принадлежит практико-ориентированным формам и методам работы школы через организацию деятельности учащихся по самостоятельному выбору, осмыслению и моделированию социально-ценностных ситуаций, аргументации принятых решений и выводов, рефлексию собственной позиции, ценностных поступков и действий. При этом у школьников формируются определённые навыки, необходимые для социальной адаптации к реалиям гражданского общества. К подобным навыкам мы относим: - продуктивное творческое сотрудничество в группе, исполнение разных социальных ролей, установление межличностной коммуникации, - составление социально - значимого проекта, способность делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств, оформлять результаты; - практическая реализация проекта в школьном или внешкольном социуме; - проведение простейшего социологического анализа по итогам реализации проекта, выявление его ценностной значимости; - использование итоговых результатов в школьном и внешкольном информационном пространстве.
Использование деловых и ролевых игр, групповых форм работы, в том числе, проектной в процессе формирования ценностных ориентации учащихся, как нам представляется, предполагает наличие обязательных условий их эффективности: - наличие в школе единого игрового комплекса, управляемой системной модели, основанной на понятных всем правилах игры, например, модель -государство, правила игры - конституция; - наличие ролей, с конкретно обозначенными функциями и целями, например, президент, глава школьного парламента и т.д.; - доступная и ясная всем участникам игры схема взаимодействия ролей, обозначенная в коллективно разработанных нормативных документах; - выделение общей цели у всего игрового коллектива на основе ясно обозначенной ценностной идеологии; - наличие индивидуального и группового оценивания результатов деятельности участников игры; - равенство всех участников игры - преподавателей и школьников, возможность многоальтернативности в принятии решений; - открытость и доступность внутришкольного информационного пространства для всех участников.
Результаты экспериментально-опытного исследования
Экспериментальной базой для проведения исследований, внедрения и апробации полученных научных результатов стала средняя школы №33 города Якутска - Центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья, а также школьное и городское детское самоуправление, детская правозащитная организация, объединяющие учащихся школы № 33 и ряда других городских школ.
Достоверность полученых данных подтверждалась результатами исследования школьников на основе двух общеобразовательных классов (26 и 28 учащихся), составившими контрольную группу ( КГ - 1, КГ -2) и трех профильных классов, политологического (26 учащихся), экономического ( 25 учащихся), военно-патриотического (26 учащихся), составивших экспериментальную группу (ЭГ - 1, ЭГ - % ЭГ - 3). Наблюдение осуществлялось, начиная с 9 го класса по 11 класс, исходя из возможности для учащихся с девятого класса добровольного выбора предпрофильного направления Следует отмеить, что классы контрольной группы и экспериментальной группы имели близкий показатель уровня качества обученности.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью наблюдения, опроса (анкетирование, беседа, мнение), тестирования; элементов изучения склонности личности к сверхнормативной деятельности, по методике Р.С. Немова, В.Н. Макаревича [105]; привлечения адаптированной диагностики Н.Е. Щурковой[193]; анализа материалов центра демократической культуры и его детских объединений (программы, сценарии, планы, отчёты и т.д.).
Эти методики являются на наш взгляд приемлимыми для выяснения склонности школьников к ценностной социально - значимой деятельности на основе высокой гражданской активности, проявления ценностных установок в совместной деятельности, в желании изменить окружающий социум в позитивном направлении. ;
Эксперимент по формированию щеностей гражданского общества у школьников состоял из нескольких этапов: диагностико-прогностического, поисково-практического и обобщающего.
На диагностики - прогностическом этапе мы старались выделить представления учащихся о ценностных ориентирах, составляющих основу гражданского общества, на фоне происходящих в реальном социуме изменений прежних ценностей и формирования новых представлений о нравственных и материальных ценностях.
Прежде чем обратиться к содержательному компоненту эксперимента, нам необходимо было выбрать определённые показатели или критерии к сформированиости ценностных ориентации, которые были нами теоретически обоснованы в первой главе данного исследования. Приступая к экспериментально - опытной работе необходимо было выделить показатели сформированиости ценностных ориентации учащихся и уровни их і проявления, что нашло отражение в таблице 5.
Данные показатели характеризуют распределение учащихся контрольных и экспериментальных групп по уровням сформированности ценностей примерно одинаково, с незначительными отличиями друг от друга. На низком уровне 50 % отмечено в КГ - 2, 46,2 % - в КГ-1, 46,1 - в ЭГ-3 (воєнно - патриотический класс), 44 % - ЭГ-2 (политологический класс) и 38,5% в ЭГ - 1 (экономический класс); на среднем уровне в ЭГ-3 - 53,9%, в ЭГ-1 - 50%, в ЭГ-2 - 48%, в КГ-2 - 46,5%, в КГ-1 - 46,2 %; на высоком уровне в ЭГ-1 -11,5%, в ЭГ-2 -8%, в КГ-1 -7,6%, в КГ-2 - 3,5% и в ЭГ-3 -0,0%. Как видно по результатам нулевого среза количество школьников, соответствующих высокому уровню сформированности гражданских ценностей достаточно незначительно: в КГ-1 -2, в КГ-2 - 1, в ЭГ-1 - 3, в ЭГ- 2 - 2 и в ЭГ-3 высокий уровень не отмечен. Больше всего учащихся в среднем и низком уровнях, где они распределены примерно поровну.
В ходе опытно - экспериментальной работы в группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, являющихся субъектами школьного центра демократической культуры, были предприняты организационно - педагогические мероприятия по вовлечению учащихся в различные формы социально - значимой деятельности, которая, по нашему мнению, наиболее полно способствовала росту показателей сформированности ценностей гражданского общества школьников. В отношении КГ-1 и КГ-2, не входящих в организационную структуру центра демократической культуры, проводилось традиционное, стандартное воспитательное воздействие, не предусматривающее активное использование деятельностных, ситуационно- игровых форм.