Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Савина Юлия Григорьевна

Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства
<
Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савина Юлия Григорьевна. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 245 с. РГБ ОД, 61:06-13/2587

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование ценностных ориентации учащейся молодежи как социально-педагогическая проблема 13

1.1. Ценностные ориентации в целостном процессе становления личности ... 13

1.2. Структура и содержание процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи 36

1.3.Оценка состояния сформированности ценностных ориентации учащейся молодежи 59

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА II. Моделирование педагогического процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства 77

2.1. Теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства 77

2.2. Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании ценностных ориентации молодежи (на примере бурятской материальной культуры) 104

2.3.Дидактическое и методическое обеспечение реализации программы процесса формирования ценностных ориентации учащихся 126

2.4.Анализ опытно-экспериментальной работы формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства 146

Выводы по второй главе 165

Заключение 168

Библиография 171

Приложение 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменение общественного строя и идеологической надстройки в современных условиях выдвинули новые требования к воспитанию и образованию молодежи. Разрушение старой системы ценностей привело к образованию идеологического "вакуума". У молодых людей начал преобладать интерес к материальным сторонам жизни. Духовные же потребности сместились на второй план. Это вызвало доминирование прагматических ориентации и резкое уменьшение и деградацию направленности личности на культурные ценности.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования всесторонне развитой личности, соответствующей настоящему времени, с одной стороны, и сохранения, развития системы переходящих духовных ценностей личности, с другой стороны, т.е. сохранение и развитие духовных ценностных ориентации.

Педагогический аспект проблемы формирования ценностных ориентации личности в самом общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр общекультурных ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-направленной деятельности личности.

Теоретический анализ исследуемой проблемы с педагогических позиций различных категорий учащихся дается в работах: Дубровиной И.В., Казакиной М.Г., Круглова Б.С., Мальковской Т.Н., и др. Реализация процесса формирования ценностных ориентации молодежи рассматривается рядом авторов в различных аспектах: через воспитание трудолюбия (Матушкин С.Е., Чернецов П.И.); в системе экологического образования (Костецкая Г.А.); средствами художественной литературы (Хочинян Е.И.); средствами изобразительного искусства (Козлов В.И.).

Формирование ценностных ориентации личности - процесс многофакторный. Среди основных факторов - влияние на личность социальной среды, ее институтов, семьи и школы. Важным также является освоение народного культурно-исторического опыта. Культура и искусство -наиболее устойчивые формы сохранения традиционных нравственных и эстетических ценностей. Наиболее полно это представлено в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство содержит, как правило, все составляющие народного мировоззрения и соответственно этому систему ценностей и ценностных ориентации. В нем прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. Это делает его эффективным средством формирования ценностных ориентации личности.

Проблема применения народного декоративно-прикладного искусства как средства образования получила определенное освещение в педагогических исследованиях. В работах Коришкова В.В., Кузина B.C., Ломова СП., Максимович В.Ф., Ростовцева Н.Н., Хворостова А.С. раскрыты важные теоретические положения сущности и функций декоративно-прикладного искусства в воспитании, методические вопросы обучения. Бакушинским А.Б., Василенко В.М., Вакуленко Е.Г., Неумовой Б.В., Трубниковой Л.А., Шомерзаевым М.Х. показано воспитательное воздействие декоративно-прикладного искусства на духовное и эстетическое развитие личности. В ряде методических исследований раскрыта роль различных видов декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и профессиональном становлении личности студентов педагогических вузов, изучены вопросы развития творческой деятельности, трудового воспитания различных возрастных групп с учетом региональных особенностей традиций народной культуры (Асылханов Е.С., Абакумова Е.И., Байметов Б.Б., Беджанова Ю.К., Ломоносова Р.Г., Лыкова И.А., Маркуцкая С.Э., Новикова С.Н.идр.).

Теоретической базой исследований в данной области явились положения о содержании общего образования, методах обучения, организационных формах. Они опираются на основы политехнического образования и профориентации, разработанные в трудах Атутова П.Р., Андрианова П.Н., Бабанского Ю.К., Батышева С.Я., Бешенкова А.К., Казакевича В.М., Краевского В.В, Лернера И.Я., Полякова В.А., Сасовой И.А., Скаткина М.Н., Чистяковой С.Н.

Декоративно-прикладное искусство любого народа имеет в своей основе ценностный потенциал, включающий в себя сочетание материальных и духовных ценностей. Одним из примеров данного обстоятельства является декоративно-прикладное искусство Республики Бурятия, его разнообразные виды народного материального творчества. Теоретическая основа исследования истории материальной культуры бурят заложена в трудах историков и этнографов: Бадмаевой Р.Д., Герасимовой К.Н., Качешкова В.Н., Окладникова А.П., Сампилова И.С., Соктоевой И.И., Тумахани А.В., Хороших П.П. и др.

Изучению социокультурных ориентации молодежи на современном этапе развития общества посвящены работы Силласте Г.Г., Собкина B.C. По данной проблеме также проводились исследования влияния этнических, региональных особенностей и традиций на воспитание молодежи (Бадможаповой Э.Ш., Манзанова Г.Е.).

Однако ни в теоретическом и ни в методическом аспектах остались не раскрытыми пути решения проблемы воспитания культурной направленности личности и, в частности, формирования ценностных ориентации учащейся молодежи посредством изучения и создания предметов декоративно-прикладного искусства. Таким образом, выявлено научно-педагогическое противоречие между большим образовательным и воспитательным потенциалом народного декоративно-прикладного искусства с одной стороны и теоретико-методологической * неразработанностью соответствующей системы средств в науке, с другой

стороны. Это определило актуальность и выбор темы исследования -"Формирование ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства".

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: формирование ценностных ориентации учащийся молодежи.

Предмет исследования: содержание, формы и методы процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза: формирование ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства может быть эффективным, если:

в основу формирования ценностных ориентации учащейся молодежи положено развитие познавательной и деятельностной направленности личности;

педагогическое воздействие ориентировано на стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи к изучению духовной и материальной культуре народа, выраженной средствами декоративно-прикладного искусства;

учащиеся будут включены в творческую познавательно-трудовую деятельность по созданию предметов декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. Обосновать компоненты и структуру процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи, с учетом того, что в основу формирования ценностных ориентации учащейся молодежи положено развитие познавательной и деятельностной направленности личности.

  1. Построить теоретическую модель процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, которая предполагает развитие познавательной и деятельной направленности личности, а также стимулирование познавательных интересов и потребностей учащихся в изучении материальной культуры народа, выраженной средствами декоративно-прикладного искусства.

  1. Определить содержание, формы и методы формирования ценностных ориентации учащейся молодежи в процессе творческой познавательно-трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

  2. Разработать программу формирования ценностных ориентации средствами декоративно-прикладного искусства с учетом его ценностного потенциала для учащихся старших классов общеобразовательных школ.

  3. Разработать критерии, показатели, уровни сформированности ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования явились: психологическая теория личности (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Ядов В.А. и др.); концепция установок (Узнадзе Д.Н.); теория ценностей (Тугаринов В.П., Доброницкий О.Г., Анисимов С.Ф., Саготовский В.Н. и др.); диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности (Ядов В.А.); работы, раскрывающие процесс становления ценностных ориентации (Водзинская В.В., Кузьминов М.Ю., Подольская Е.А., Ермоленко В.Д. и др.); культурно-историческая концепция (Выготский Л.С); концепция понимания народного искусства как части культуры мира (Некрасова М.А.).

Учитывались концептуальные позиции философов и искусствоведов, которые определяют роль общекультурных ценностей и традиций в становлении человека. При этом особое место занимали труды Воловича

8 Л.А., Злотниковой Т.С., Комарова М.С., Разумного В.А. и др. Также интерес представляли работы, связанные с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства бурят, его видами и формами существования, состоянием на современном этапе (Бадмаева Р.Д., Вяткина К.В., Кочешков Н.В., Петри Б.Э., Соктоева И.И., Тугутов И.С., Хороших П.П.).

Методы исследования: историко-методологический анализ, научной и учебной литературы; моделирование, математические методы обработки информации. Диагностические методы: наблюдение, опросные методы, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ творческих работ учащихся, анализ статистической обработки данных. Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты.

Организация и этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап (1998-2000гг.) был связан с теоретическим осмыслением философских, психолого-педагогических, искусствоведческих научных работ с целью изучения проблемы ценностей и ценностной ориентации личности; влияние декоративно-прикладного искусства на формирование и развитие ценностной ориентации молодежи. Определялись теоретические положения исследования, его основные направления, предмет, задачи исследования, сформулированы цель и гипотеза. Выявлена специфика понятия "ценностные ориентации".

На втором этапе (2000-2002гг.) проводился констатирующий этап эксперимента, в ходе которого выявлялись критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации, определялось содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, разрабатывалась теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентации средствами декоративно-прикладного искусства. Проведено

диагностическое исследование уровня сформированности ценностных ориентации учащейся молодежи.

На третьем этапе (2002-2006гг.) осуществлялась разработка, а также реализация программы формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, включающая в себя методические рекомендации для учителей и учебные материалы для учащихся. Проверялась эффективность педагогических условий, форм и методов с помощью поэтапного контроля за уровнем сформированности ценностных ориентации. Были осуществлены анализ, обобщение и интерпретация результатов формирующего эксперимента исследования. На основе полученных результатов учащиеся были распределены по уровням сформированности у них ценностных ориентации, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы и оформление результатов.

Базами для исследования явились средняя школа №19 (школа "Диалог культур"), Бурятский лицей №1, ПТУ №24, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств (г. Улан-Удэ), Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38 (с. Иволга Иволгинского района Бурятии).

Научная новизна исследования: обоснована структура процесса формирования ценностных ориентации личности представленная двумя направлениями: развитием познавательной и деятельностной направленности. Развитие познавательной направленности обеспечивают следующие структурные компоненты: усвоение общекультурных ценностей, развитие познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, познавательных потребностей, формирование познавательных ценностей. Развитие деятельностной направленности определяется: оценкой, репродуктивной деятельностью, мотивацией, творческой деятельностью и ценностями творческого развития. Содержание процесса формирования ценностных ориентации личности рассматривается как интериоризация общекультурных ценностей в познании и их экстериоризация, реализация в конкретной творческой познавательно-трудовой деятельности.

Построена теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, которая определяет развитие познавательной и деятельной направленности личности, а также стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи к изучению духовной и материальной культуры народа. Модель содержит три компонента: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический.

Теоретическая значимость исследования: Определено содержание декоративно-прикладного искусства как средства формирования ценностных ориентации учащихся (общекультурные и национальные ценности нашедшие отражение в народном декоративно-прикладном искусстве; способы преобразующей деятельности, виды труда включающие народные промыслы, его организацию, нормы, традиции; ценностное отношение к людям труда; функциональных и конструктивных особенностях объектов труда, их культурное и потребительское предназначение, сочетание в них материальных и духовных ценностей; материалы, орудия труда и ценностное отношение к ним). Выявлены наиболее эффективные формы (встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение мастерских народных промыслов; предприятий художественного промысла; лекции; беседы; экскурсии; инсценирование народных обрядов и праздников; познавательные экспедиции; исследовательские занятия, связанные с изучением историко-культурных материалов; организация творческих выставок) и методы (использование проблемных и игровых ситуаций; творческих заданий; коллективного труда; соревнования; примера) формирования ценностных ориентации учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Разработаны критерии оценки сформированности ценностных ориентации учащихся (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельно-практический) и показатели отражающие их суть, а также уровни (неудовлетворительный, низкий, средний, высокий) отражающие динамику.

Практическая значимость исследования: разработаны программа формирования ценностных ориентации средствами декоративно-прикладного искусства (на примере бурятского декоративно-прикладного искусства); методическая поддержка процесса формирования ценностных ориентации средствами декоративно-прикладного искусства для общеобразовательных школ (методические рекомендации для учителей и учебные материалы для учащихся); методика оценки сформированности ценностных ориентации учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

процесс формирования ценностных ориентации личности представлен двумя направлениями: развитие познавательной и деятельностной направленности. Развитие познавательной направленности представлено следующими структурные компонентами: усвоение общекультурных ценностей, развитие познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, познавательных потребностей, формирование познавательных ценностей. Развитие деятельностной направленности определяется: оценкой, репродуктивной деятельностью, мотивацией, творческой деятельностью, ценностями творческого развития.

использование декоративно-прикладного искусства как
педагогического средства, отражающего культурные, социальные,
этнографические особенности, а также систему ценностных ориентации
конкретного народа, выраженных в символике категорий: колорит, форма,
пластика, образ, орнамент, цвет, обеспечивает стимулирование

познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи в изучении духовной и материальной культуры народа, а также к становлению ценностей-образов во внутреней структуре личности, что определяет формирование их ценностных ориентации.

формирование ценностных ориентации учащейся молодежи возможно на основе творческой познавательно-трудовой деятельности по созданию предметов декоративно-прикладного искусства; содержание

12 процесса формирования ценностных ориентации личности рассматривается как интериоризация общекультурных ценностей в познании и их реализация в конкретной творческой познавательно-трудовой деятельности -экстериоризация.

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Центра технологического и экономического образования Института содержания и методов обучения РАО, на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО (1999-20006 г.), на международном симпозиуме Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ, 1998г.), на республиканской научной конференции преподавателей, научных работников и аспирантов, посвященной 75-летию со дня образования Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, 1998 г.), на Второй межрегиональной научно-практической конференции Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ, 2005г.), на Второй Байкальской международной конференции (г. Улан-Удэ, 2006 г.).

Разработанные учебные материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей по программе "Формирование ценностных ориентации средствами декоративно-прикладного искусства бурят" применяются в практике общеобразовательных школ № 35, 19, БГУ (г. Улан-

Удэ).

Объем и структура диссертации. Результаты исследования систематизированы и представлены в виде диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, схем, диаграмм, списка литературы и приложений, иллюстраций. Приложение содержит программу процесса формирования ценностных ориентации учащихся средствами декоративно-прикладного искусства с методическими рекомендациями.

Ценностные ориентации в целостном процессе становления личности

Проблема формирования личности является одной из центральных в воспитании молодежи. Специфика этапа становления личности характеризуется становлением целостной, внутренне согласованной системы ценностных ориентации, мировоззрения и взглядов, отражающих реальные общественные отношения, в которые вступает молодой человек.

Процесс становления личности многозначен. Он связан с активным включением в социальные отношения, с овладением расширяющимся кругом - социально значимой деятельности, усвоением норм культуры, процессом преобразования жизненного опыта и знаний в собственные установки и позиции. При этом особое значение приобретает система ценностных ориентации личности, оказывающая воздействие на ее поведение в различных сферах жизни.

Понятие «личность» подразумевает наличие социальных качеств и свойств, здесь, на наш взгляд, целесообразно использование определения Ядова В.А., наиболее точно раскрывающее суть данной категории. Под «личностью», понимается «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности» (258, с.75). Необходимо отметить что, завершение процесса формирования личности соответствует устойчивости ценностных ориентации в ее структуре. Именно поэтому проблема формирования и развития ценностных ориентации личности вызывает научный интерес.

В литературе существует множество дефиниций понятия «ценностных ориентации». С одной стороны, это обстоятельство затрудняет определение которое устроило бы исследователей различных отраслей научных знаний (социология, психология, философия, педагогика), с другой, данную категорию можно отнести к разряду междисциплинарных и имеющих большое значение в различных исследованиях, в частности педагогических, т.к. именно ценностная ориентация позволяет соотнести личность и общество, рассмотреть социальность субъекта через ее личностную форму проявления.

Как отмечено Ананьевым Б.Г., «имеется общий центр, в котором сходятся исследования ученых. Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, направленность или мотивация поведения людей» (6, с. 125).

С точки зрения философии, ценностные ориентации рассматриваются как важный фактор, регулирующий, детерминирующий мотивацию личности. Рассмотрение данной категории происходит в качестве оси осознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженной в направленности потребностей и интересов. Основным содержанием ценностных ориентации в философском подходе являются: политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации определяются как: «важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, отделяющие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» (226, с.764).

На общефилософском уровне осмысления понятие ценностной ориентации связывается, прежде всего, с категориями материалистической аксиологии - "ценность", "оценка", "ценностное отношение", анализируемые в трудах Тугаринова В.П., Виленко В.А., Дамченко С.А., Сусленко В.В..

В системе категорий материализма понятие ценностной ориентации связывается с категориями общественного сознания и общественной психологии (Парыгин Д.Б., Колбановский В.Н., Поршнев Б.Ф., Горячева А.И. и др.).

В социологических науках ценностные ориентации - это продукт социализации индивидов, то есть освоение общественно-политических, эстетических идеалов и нормативных требований, предъявляемых к ним членами данных социальных общностей. Они определяются как «установка личности на те или иные социальные ценности и определяют предпочтительное отношение к определенной их группе, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью и т.д.» (204, с.508).

В социологии рассматривается взаимосвязь ценностных ориентации и социальных норм, данная позиция представлена в работах Бобневой М.И., Пенькова Е.М., Ручки А.А., Чамоковой Э.А., Чеснокова В.Ф. и др. Формирование ценностных ориентации исследователи трактуют прежде всего как интериоризацию социальных ценностей и норм в процессе социализации личности.

С точки зрения психологии, утверждается, что ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и определяются целями, идеалами, интересами и потребностями личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности, выражая внутреннюю основу ее отношений к действительности (109, с.389).

На психологическом уровне осмысления проблема ценностных ориентации сопоставляется, прежде всего, с классическими понятиями установок, отношений и направленности личности. Соотношение этих категорий рассматривается в работах Абульхановой-Савальской К.А., Ананьевым Б.Г., Анцифировой Л.М., Асломова А.Г., Бобневой М.И., Водзинской В.В., Зотовой О.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Шоховой Е.В. Более подробно характеристики этих понятий анализируются в трудах Надирашвили Ш.А. и Ядова В.А. При анализе ценностных ориентации как элементов психики личности ученые выделяют три аспекта: методические основы концептуализации ценностных ориентации в качестве структурного компонента личности; место ценностных ориентации в структуре личности и внутреннюю структуру ценностных ориентации.

В педагогике, определилось целое направление, характеризующееся аксиологическим подходом, в нем исследуется взаимосвязь формирования ценностных ориентации и педагогического процесса (Амонашвили Ш.А., Васильева З.И., Воронцова В.Г., Данилов М.А., Казакина М.Г., Казаков Е.И., Легонький Г.И., Щукина Г.И.).

Рассмотрение категории ценностных ориентации в педагогике тесно связанно с исследованиями в психологии. Прослеживается связь ценностных ориентации с установкой, потребностями и интересами. Ценностные ориентации понимаются в различных аспектах как «система ценностей, проявляющихся в интересах» (Павлютикова З.М., 167); как «направленность личности на общественные ценности в соответствии с ее конкретными потребностями, установками, интересами, мотивами» (Игнотенко П.Р., 84); как «интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность, ценностное отношение к объективным ценностям, выражающееся в их осознании и переживании в виде потребностей, мотивирующих настоящее поведение и программирующих будущее» (Казакина М.Г., 91).

Структура и содержание процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи

Формирование ценностной ориентации как одного из структурных компонентов личности следует рассматривать, только в процессе развития самой личности. Развитие - это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.

Процесс развития полифункционален, поскольку человек является социальным представителем общности людей, и в то же время он живой с присущими ему свойствами. Поэтому развитие человека - это процесс прогрессивных качественных изменений и появление новых структур в морфологическом, биохимическом, физиологическом, психологическом и социальном его состояниях.

Мальковская Т.Н. утверждает, что система ценностей образуется у каждого человека в целостном процессе его развития. Она отражает нормы общества, усвоенные на уровне индивидуального сознания. Осуществляясь в определенных общественно-исторических условиях, представляет собой сложный путь совершенствования человеческой личности (130, с.5-19).

Именно в условиях общественной жизни происходит развитие человека как личности, как представителя общности людей определенной формации, с ее общественной направленностью, с определенным складом мировоззрения, с определенной системой ценностей и ценностных ориентации, занимающей активную общественную позицию. По нашему мнению, данное явление происходит в области развития (см. схему №1) и характеризуется, прежде всего, формированием познавательной и деятельной направленности личности, потребностей высшего уровня, интересов и творческим отношением к освоению окружающегося мира.

Формирование ценностных ориентации личности обусловлено воздействием множества факторов. Важно отметить, что система ценностных ориентации личности формируется под влиянием среды и условий, в которых активно действует человек.

Термин «формирование» имеет множество значений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости, окончательного развития».

В педагогической трактовке понятие «формирование» имеет иной смысл, оно углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя еще и множество внешних объективных и внутренних субъективных факторов, стихийно влияющих на личность. Формирование -это не только результат развития личности, но и процесс ее становления (178).

Содержание и задачи формирования ценностных ориентации молодежи во многом определяются ее возрастными особенностями. Подтверждение данного тезиса можно найти в работах Выготского Л.В., Давыдова В.В., Кона И.С., Леонтьева Л.Н., Мудрик А.В., Мухиной B.C., Немова Р.С., Петровского А.В., Фридмана Л. М. В психологии возрастные особенности определяются как специфические свойства индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития (178, с.61).

Учащаяся молодежь - это социально-демографическая группа, отличающаяся специфическими характеристиками и определенным статусом. Выделяются характерные возрастные и социально-психологическими особенности, специфические потребности и интересы молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет. В числе основных групп учащейся молодежи: студенты и школьники. В современной педагогической науке принята следующая периодизация школьного возраста: 1. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет).

2. Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет). 3. Старший школьный возраст (от 15 до 17 лет) (182. с. 157). Старший школьный возраст (ранний юношеский возраст) является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностных ориентации. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Для старшеклассников, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становится открытыми для обсуждения и понимания многие морально-нравственные вопросы и проблемы.

Спецификой юности является и то, что именно в этот период идет активное становление мировоззрения, которое определяет основные жизненные позиции, убеждения, идеалы и ценностные ориентации человека. Также в данном возрасте происходит частичная гармонизация состояний личности, снижается острота межличностных конфликтов, в меньшей степени проявляются негативизм во взаимоотношениях с окружающими, улучшается физическое и эмоциональное состояние, появляется контактность и общительность, проявляется сдержанность в поведении. Одновременно происходит стабилизация внутренней жизни, что проявляется в снижении уровня тревожности. Появляется адекватность в самооценках, улучшаются многие личностные качества (182, с. 243).

Для юности характерно повышение внимания к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность (мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах), определение личностно-значимых ценностей и поведения в соответствии с ориентацией на них.

В межличностном общении происходят изменения, система взаимоотношений усложняется. Это происходит в связи с расширением круга социальных ролей старшеклассников. Основой взаимоотношений учащихся старшего школьного возраста с людьми становится равноправие и уважение.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, своего «Я», развитие самосознания. Перестройка самосознания в этом возрасте связана не только с умственным, физическим развитием старшеклассника, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юношество открывает новые личностно-значимые ценности: любовь, дружбу, восприятие красоты природы, искусства и т.д.

Формирование образа «Я» происходит на фоне развития самопознания и самоуважения учащихся, совпадения оценки окружающих и личности. Данному возрастному этапу характерна сильная тяга к самовоспитанию. В этом возрасте молодые люди начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для этого целенаправленные усилия. Поэтому важными формами и методами при формировании ценностных ориентации у старшеклассников становится самоанализ своих мыслей, чувств, поведения, самооценка, самоорганизация своей деятельности (103, с.85).

Теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства

Интерес к культурному наследию мира, России и ее регионов постоянно предъявляет все новые требования к образованию. Однако запросы, исходящие от производственной деятельности, не должны отодвигать на задний план обязанность школы учить, по большому счету, культуре. Одна из главных функций школы - участие в развитии и становлении личности, приобщение ученика к мировой, общероссийской и национальной культуре. А это возможно только через освоение культуры в целом, как ее общечеловеческого ядра, так и конкретных идеалов, ценностей, норм и традиций общества. Система образования приобщает к культуре, сообщая личности основные идеалы, нормы, стандарты и ценности данного общества, помогая их усваивать.

Поликультурность способствует усвоению культурных ценностей не только своего народа, но и других. Сущность ее сводится к синтезу разных культур на равноправной основе. Понятие культуры народа обычно включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны мест проживания этноса, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народного прикладного творчества, фольклора, музыки, культуры межличностного общения. Целью является воспитание человека понимающего, уважающего другие народы и культуры. Идеалом считается создание условий мира и согласия между нациями, расами, религиозными концессиями. Именно школа стоит в начале пути осуществления диалога культур и реализации поликультурного образования.

В основу изучения процесса формирования ценностных ориентации личности средствами народного декоративно-прикладного искусства нами положена культурно-историческая концепция, разработанная Выготским Л.С.. Утверждается, что психологические различия обусловлены социальными и культурными факторами, а психологические тенденции в рамках данной культуры могут быть объяснены при условии глубокого и всестороннего синтеза этнокультурных и психологических закономерностей (58).

Следует отметить, что корни культуры уходят в человеческую деятельность. Она формировалась в качестве решающего фактора ее прогрессивного преобразования, а в свою очередь системное изучение деятельности предполагает всестороннее изучение ее культурной составляющей.

Теоретическим основанием педагогически организованного процесса формирования ценностных ориентации молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, также является деятельный подход. Особая значимость придается выявлению и формированию личностных особенностей в реальной деятельности и принципу единства сознания и деятельности, разработанного отечественными учеными Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н., Ананьевым Б.Г., Тепловым Б.М. и др.

Данный подход находит широкое применение в области педагогических наук. В частности, существует позиция группы ученых педагогов, так или иначе связывающих процесс формирования ценностных ориентации через интересы и потребности, с различными видами деятельности человека, и ее роль в данном процессе; отмечается оптимальная система элементов деятельности, в процессе которой формируется ценностные ориентации, включающая идейно-нравственную, познавательную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую составляющие; выделяется деятельность личности которая характеризует ценностно-ориентировочную направленностью; рассматривается связь творческой деятельности человека с ценностями; утверждается невозможность целенаправленного формирования ценностных ориентации без практической деятельности; ценностные ориентации рассматриваются как необходимое связующее звено между сознанием и деятельностью человека. (Божович Л.Г., Прозументова Г.П., Резанов В.Д., Тарасов В.Ф., Чавчавадзе Н.З., Чернобаева М.Ф. и др.)

Личность формирует свой внутренний мир путем освоения, интериоризации сложившихся ценностей в его окружении форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы в различных видах деятельности, реализуя, таким образом, личностно-значимые ценности. Естественно, чем богаче и разнообразнее окружающие личность формы и виды деятельности, тем разностороннее становится индивид (120).

Таким образом, данные положения приводят нас к мнению о том, что использование народного декоративно-прикладного искусства в системе общего образования обеспечивает такое разнообразие в видах деятельности. Тем самым способствует поддержанию и развитию национальной культуры с, одной стороны, а также обеспечивает усвоение системы общечеловеческих и традиционных ценностей, в следствии чего происходит формирование ценностных ориентации как структурных компонентов личности, с другой стороны.

Линия развития этнической направленности в воспитании и формировании личности учащихся предполагает систему знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих этнопсихологическую самобытность родного народа. Это также и сравнение своей культуры с этнокультурными достижениями других народов; развитие мировоззренческих и нравственно-этических идей, раскрываемых ими; умений и навыков их использования в процессе жизнедеятельности; становление опыта эмоционально-ценностных отношений. Иными словами, это вхождение человека в поликультурное пространство, многонациональную среду Российской Федерации и его самоидентификация как носителя той или иной национальной культуры.

Таким образом, использование народного декоративно-прикладного искусства в образовании и воспитании личности учащейся молодежи реализуется в содержании образования, обеспечивая формирование у молодежи целостного теоретического представления о национальной и мировой культуре, необходимого для практической деятельности. Отечественная система образования должна создать традицию освоения этнонационального пласта культуры, традицию национальной идентификации, которая подтверждает целесообразность введения национальной культуры и искусства в учебный процесс, учитывая при этом, что этническое содержание выступает и как результат, и как средство достижения цели и активизации познавательных интересов и потребностей в познавательной деятельности учащихся. Реализация этого принципа в учебно-воспитательном процессе усиливает развивающую функцию обучения, позволяет конкретизировать все компоненты педагогической системы, направляя их на дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании ценностных ориентации молодежи (на примере бурятской материальной культуры)

Культура Бурятии на современном этапе представляет собой сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и тесном творческом взаимодействии культур всех народов, населяющих республику, и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства.

В основных своих чертах, по мнению искусствоведа, изучающего декоративно-прикладное искусство бурят, Соктоевой И.И. (201, с.4), оно зародилось в эпоху палеолита, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки - в основном это орудия производства, разного рода украшения, статуэтки, выполненные из различных материалов.

Теоретическая основа исследования истории материальной культуры бурят заложена в трудах историков и этнографов: Бадмаевой Р.Д., Герасимовой К.Н., Кочешкова В.Н., Окладникова А.П., Сампилова И.С., Соктоевой И.И., Тумахани А.В., Хороших П.П. и др. (28, 62,107,108, 201, 217,218,235).

Изучение искусствоведческой и исторической литературы по проблеме исследования бурятского декоративно-прикладного искусства подводит нас к следующим выводам: декоративно-прикладное искусство бурят имеет глубокие исторические корни, его происхождение необходимо искать в домашнем хозяйстве. Творчество бурятских мастеров, развивалось под влиянием многих факторов: образ жизни и тип ведения хозяйства (кочевое и полукочевое скотоводство), вероисповедание - ламаизм и частично шаманизм, проникновение соседствующих культур (русской, монгольской и т.д.), которые оказали существенное влияние на стиль и характер их произведений и систему ценностей, которая в нем заключена. Чтобы понять специфику бурятского декоративно-прикладного искусства, нужно принять во внимание широкий диапазон его сюжетов, тем, типов произведений и художественных техник. Среди них художественная чеканка, монументально-декоративная роспись стен, гобелен, игрушка, резьба и роспись по дереву и многое другое. Общим же для всех видов произведений декоративно-прикладного искусства является главная функция - служить художественному обогащению окружающей человека обстановки, создавать предметную среду. Художественное совершенствование среды, в которой живет человек, определяется целесообразностью, утилитарностью и духовными потребностями. В изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства все продиктовано многовековой традицией: выбор материала, характер и содержание декоративного убранства, орнаментация, виды и способы творческого преобразующего труда.

Духовная и материальная культура народа взаимосвязаны, а духовные и материальные ценности разделены зачастую условно.

Для того, что бы определить значение народного декоративно-прикладного искусства для процесса формирования ценностных ориентации учащейся молодежи, в нашей работе произведена попытка выделения системы ценностных ориентации бурятского народа, находящих в нем свое выражение. Данную систему мы взяли за основу решения поставленной нами проблемы формирования ценностных ориентации молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Бурятский народ выработал, создал самобытную, предопределенную объективными и субъективными факторами систему материальных и духовных ценностей и ценностных ориентации.

Рассмотрению проблемы ценностной ориентации бурятской молодежи последние годы со стороны ученых разных областей знаний (социологии, психологии, педагогики) уделяется большое внимание. Исследования проводились с учетом этнических, региональных особенностей, традиций и культуры народа и отражены в работах Бадможаповой Э.Ш., Манзанова Г.Е., Мантурова СВ. и др. Но недостаточность и неравномерность исследований как в области ценностных ориентации, так и в области декоративно прикладного искусства бурятского этноса и их взаимосвязи, требует более глубокого изучения.

В рамках нашего исследования большое значение имеет традиционное отношение народа к ценностям и построению иерархии ценностных ориентации, сложившихся историческим путем на основе жизнедеятельности и исторического развития общества.

Изучение декоративно-прикладного искусства бурят дает возможность восстановить картину становления и формирования этического и эстетического идеала народа. Постепенно выкристаллизовывавшиеся нравственно-эстетические нормы, ценности и ценностные ориентации находили отражение в различных видах художественного творчества, в его формах, колорите, орнаментации, образах. Декоративно-прикладное искусство отражает определенные закономерности восприятия окружающего мира.

Проследить традиционные ценностные ориентации народа -достаточно сложная задача, поэтому в своей работе мы рассматриваем содержание народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования ценностных ориентации учащейся молодежи по следующим позициям:

1. Декоративно-прикладное искусство - источник информации, отражающий содержание традиционных ценностей народа и ценностных ориентации. В народном декоративно-прикладном искусстве средством их выражения являются следующие категории: колорит, форма, пластика, образ, орнамент и т.д.

2. Декоративно-прикладное искусство как форма освоения и преобразования окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую преобразующую трудовую деятельность человека.

Раскроем первую позицию: в рамках нашего исследования большое значение имеет традиционное отношение народа к ценностям, построению иерархии ценностных ориентации, сложившихся историческим путем на основе жизнедеятельности и исторического развития общества. Для использования данного аспекта в современных условиях необходимо выработать принцип отношения к национальным традициям, заложенным в декоративно-прикладном искусстве, как к источнику информации о наличии и иерархии ценностных ориентации народа.

В этом плане мы имели в виду изучение символики таких категорий декоративно-прикладного искусства, как форма, цвет, орнамент и некоторых других, материализованных в предметах повседневного быта, религиозной утвари, выполненных в национальных традициях одежде, жилище и ювелирных украшениях. В данных категориях мы имеем ярко выраженную систему: знак-образ и значение предметов декоративно-прикладного искусства как особый язык символов и знаков. Причем существуют знаки изображения и знаки-коды. Знаки-изображения являются более открытыми для прочтения зашифрованных в них ценностей и ценностных ориентации, знаки-коды имеют более глубокий смысл, т.к. рассматриваются в сочетании разных элементов, в их совокупности, что затрудняет их прочтение. Все выше перечисленные категории раскрывают содержательную сторону народного декоративно-прикладного искусства как источника информации о традиционных национальных и общечеловеческих ценностях и ценностных ориентациях.

Остановимся подробнее на одной из перечисленных категорий. Говоря о форме, пластике, характерных для бурятского декоративно-прикладного искусства, следует подчеркнуть, что все бытовые предметы имеют обтекаемые, округлые очертания, это вещи удобные в кочевой жизни. Не является исключением и традиционное жилище бурят представляющее собой круг. Данное объяснение, по мнению ученых, следует искать в привычном для степняка-кочевника восприятии окружности горизонта и небесного купола, которое определило особый тип пространственного и пластического мышления людей.

Бурятский орнамент настолько своеобразен и в начертании и в колорите, что вещи, украшенные им, трудно перепутать с предметами декоративно-прикладного искусства других народов. В прошлом каждый орнаментальный мотив в материальной культуре бурят имел определенную семантическую нагрузку, в настоящее время символическое значение многих узоров утрачено. Но даже фрагментарное их изучение дает нам возможность судить о традиционных ценностях и ценностных ориентациях бурят, что можно проследить в значении каждого из элементов орнамента.

Основным мотивом орнаментации являлись «круги» - древнейшие символы солнца, луны, звезд. Как уточнялось выше, круг означает Вселенную с высшим символом абсолюта в его центре. В бурятской символике Луна связывалась с мужским началом, а Солнце - с женским, называемые бурятами «божества-создатели» (заяабариин бурхад), и воспринимались бурятами как супруги, основоположники всего живого на земле. Из числа мотивов, сохранивших древнюю символику, можно назвать роговидный узор хусын угалза, знак улзы, меандр тумэн жаргалан и некоторые другие.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства