Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры как научно-педагогическая проблема 14
1.1. Проблема формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры в научно-педагогической литературе 14
1.2. Сущность и содержание формирования ценностных ориентации молодежи средствами русской национальной культуры 30
1.3. Функциональные возможности русской национальной культуры в процессе формирования ценностных ориентации студентов 48
Выводы по первой главе 60
ГЛАВА 2. Практика формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры 64
2.1. Модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры 64
2.2. Педагогические условия реализации предложенной модели ... 92
2.3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы... 129
Выводы по второй главе 150
Заключение 154
Библиографический список 157
Приложения
- Проблема формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры в научно-педагогической литературе
- Сущность и содержание формирования ценностных ориентации молодежи средствами русской национальной культуры
- Модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры
- Педагогические условия реализации предложенной модели
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения во всех областях российского общества обусловили перемены в общественном сознании, утрату духовных и нравственных идеалов. Однако разрушение прежних ценностей не привело к появлению идеи, консолидирующей современное российское общество, а произошло отчуждение личности от норм, традиций и духовно-нравственных ценностей национальной культуры, нарушилась преемственность поколений. Культурная среда России переживает сложный этап развития: наблюдается переоценка ценностей устоявшихся теорий и сложившихся концепций, разрыв между высокой социальной значимостью культуры и ее реальным уровнем. В силу того, что многие прежние духовные ценности и ориентиры утрачены, а новые пока не выработаны, распространяются ложные ценности «массовой» культуры и субкультур, в массовом сознании (особенно в молодежном) стали преобладать деструктивные и разрушительные ценностные установки.
Вследствие этого в настоящее время актуальна проблема формирования ценностных ориентации молодежи средствами русской национальной культуры. В данном случае культура предстает уникальным механизмом самосохранения общества, является средством адаптации к окружающему миру; усвоение ее образцов является базовым элементом развития личности, ориентированным на нравственные и эстетические ценности человека. Культура затрагивает весь внутренний, мировоззренческий и нравственный мир личности: устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Теоретико-методологические основы феномена культуры рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, М.К. Мамардашвили, Э. С. Маркаряна, В.М. Пивоева и др.
В современных условиях, как отмечает большинство ученых, при формировании ценностных ориентации студентов необходимо уделять приоритетное
4 значение национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной российской культуры, не умаляя роли общечеловеческих ценностей. Важнейшим элементом развития личности является приобщение студентов к духу и культуре своего народа (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя и др.).
Высшая школа России является не только институтом подготовки кадров-высшей квалификации, но и не в меньшей степени институтом развития личности, формирования гражданских и личностных качеств, обеспечивающих функцию наследования культуры народа. Таким образом, усвоение общекультурной составляющей высшего образования означает: присвоение духовных ценностей, которые способствуют перспективному развитию общества; осознание этих ценностей своими через признание идеалов; реализацию эталонов и образцов поведения, способствующих достижению возникающих в культуре перспектив. Становится очевидным, что освоение культуры, приобщение молодежи к ценностям российской и мировой культуры находятся в прямой зависимости от эффективности образовательной деятельности высшей школы.
Не случайно в последние годы растет число работ, связанных с формированием ценностных ориентации студентов и с формированием ценностных ориентации средствами культуры в частности. Данной проблеме посвящены труды В.И. Андреева, Л.А. Байковой, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, И.А. Липского, М.И. Старова, Р.С. Пионовой, А.Д. Солдатенкова, Ю.Г. Фокина и др.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в последние годы целенаправленно проводятся исследования по поиску новых подходов к формированию ценностных ориентации студентов. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными педагогические условия формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, необходимо определение критериального аппарата оценки сформированности ценностных ориентации; не разработана технология эффективного формирования данного феномена.
Таким образом, можно констатировать наличие объективно существующего противоречия между потенциальными возможностями русской национальной культуры для формирования ценностных ориентации студентов и неразработанностью научно-теоретических и технологических основ процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Указанное противоречие обусловило проблему исследования: выявление и анализ педагогических условий, способствующих формированию ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, что определило формулировку темы. Такой подход позволяет: на теоретическом уровне - сосредоточить усилия на разработке и обосновании теоретических основ формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры; на прикладном уровне - ориентировать педагогов на выявление специфических особенностей формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания студентов в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом нами сформулированы задачи исследования:
Определить сущность и содержание формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Разработать педагогическую модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Разработать критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности ценностных ориентации студентов.
Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
5. Опираясь на результаты исследования, разработать учебно-методические материалы для педагогических и научно-педагогических кадров.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры будет эффективен, если:
определены сущность и содержание формирования ценностных ориентации студентов в вузе на основе культурологического подхода;
разработана педагогическая модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, основанная на культурологическом, аксиологическом, комплексном и личностно-деятельност-ном подходах, включающая компоненты: цели формирования; средства их достижения; продукты и результаты деятельности; содержание педагогической деятельности, определяемое набором методов и форм развития личности; педагогические технологии, имеющиеся ресурсы;
разработан критериальный аппарат, позволяющий диагностировать уровень сформированности ценностных ориентации;
- определены педагогические условия, способствующие формированию
ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Методологической основой исследования является философская концепция развития личности в процессе освоения культурно-исторического опыта; положения о единстве сознания и деятельности; о деятельности как форме познания действительности и условии развития личности; идеи культурологического, аксиологического, комплексного, личностно-деятельностного подходов к проблеме формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Теоретической основой исследования служат педагогические и психолого-педагогические концепции, касающиеся: общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе, соответствующих образовательных технологий (А.И. Арнольдов, Л.С. Выготский, B.C. Гершунский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Макарова, Н.Д. Никандров,
7 П.И. Пидкасистый, Р.С. Пионова, И.П. Подласый, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Се-левко, В.А. Сластенин, Ю.Г. Фокин, М.С. Чванова и др.); положений культурологического подхода в педагогике (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.); формирования личности (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Н.Н. Нечаев, А.Е. Одинцова, А.И. Щербаков и др.); положений аксиологического подхода к развитию личности (В.И. Андреев, Б.М. Бим-Бад, Д.И. Водзинский, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); воспитания эстетической и художественной культуры личности (Г.Г. Квасов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич и др.); проблемы формирования ценностных ориентации (Н.Г. Багдасарьян, Л.К. Иванова, Е.Б. Мостовая, Е.Н. Селезнева, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы (философской, психологической, педагогической, культурологической); анализ феномена русской национальной культуры;
эмпирические методы (социологический опрос, включенное наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, ранжирование, самооценка);
методы статистической и математической обработки экспериментальных данных и их интерпретации.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Академия непрерывного образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Отдельные методики использовались и на других категориях: слушателях Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено 130 студентов (в формирующем эксперименте принимало участие 80 человек).
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап - поисковый (2001-2002 годы). Анализ литературы по проблеме исследования, определение его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, разработка плана и инструментария, выдвижение первичных гипотез. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента, посвященного выявлению ценностных ориентации студентов, анализ его результатов.
Второй этап - экспериментальный (2002-2004 годы). Определение основных задач и методики формирующего эксперимента. Осуществление опытно-экспериментальной работы, в ходе которой уточнялись критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации студентов, проверялись намеченные ранее педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Третий этап - теоретико-обобщающий (2004-2006 годы). Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
уточнены сущность и содержание формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры;
выявлены функции русской национальной культуры, целенаправленно влияющие на процесс формирования ценностных ориентации студентов (фиксации информации в различных текстах на «языках культуры»; осуществления коммуникации в обществе во времени и в пространстве; получения новой информации и преобразования имеющейся);
разработана педагогическая модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры;
определены и обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации студентов;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «ценностные ориентации» применительно к процессу их формирования средствами русской национальной культуры в условиях высшего профессионального образования; теоретическом обосновании модели формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры; полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры в условиях вуза и могут быть использованы для этих целей в других учебных заведениях системы профессионального образования. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку модель и педагогические условия формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, разработанные критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации могут быть использованы в процессе воспитания будущих специалистов. Составляющие разработанной программы «Венок ремесел» могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе вуза в формах учебных спецкурсов, факультативов, а также внеаудиторной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
Проблема формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры в научно-педагогической литературе
Мир нашего бытия претерпевает кардинальные изменения, затрагивающие как внешние формы жизнедеятельности людей, так и ее глубинные, сущностные стороны. Масштабные преобразования, происходящие на постсоветском социально-культурном пространстве, характеризуются особой мировоззренческой неоднозначностью, противоречивостью. Рушатся прежние идеологические догмы, предпринимаются попытки утвердить на их место новые или ранее выведенные из употребления «абсолюты». Идеи рыночной состязательности и личностной активности, изобретательности и предприимчивости отнюдь не перечеркивают актуальности требований обеспечения социальной справедливости и гуманности общественного устройства. Научные взгляды на мир вынуждены конкурировать с разнообразными паранаучными мировоззрениями. Религиозному ренессансу сопутствует активное проникновение на рынок идей многоликих и зачастую далеко не безобидных верований.1
В настоящее время Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно-политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур: потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.1
В научной литературе, средствах массовой информации и печати существующая социокультурная ситуация изображается как кризисная. «Переходное состояние отечественной системы образования - общественного института есть отражение кризиса цивилизации и общества, выраженного разрывом связей между образованием и культурой, образованием и наукой, образованием и обществом. Философами усматриваются три сферы противоречий: между культурой и природой, культурой и обществом, культурой и человеком. Сущность переходного периода, его объективная стратегическая цель характеризуются поиском путей разрешения этих противоречий, гармонизации внутрисоциальных и экологических (социокультурно-природных) отношений, реализации возмож-ных средств преодоления антагонизма в общественной и культурной жизни».
Развитие культуры на новом витке истории связано с поиском сопряжения научного, культурологического и ценностного подходов к пониманию сущности человека в нравственно-эстетическом смысле, его места в жизни.
В настоящее время культурная среда России переживает сложный этап развития: наблюдается переоценка ценностей устоявшихся теорий и сложившихся концепций, разрыв между высокой социальной значимостью культуры и ее реальным уровнем.
Урон от бездействия в области воспитания, длившегося свыше десяти лет перестройки в России, нанес непоправимый удар в культурном становлении молодежи, которая подчас не знает, что такое нравственность, любовь к своей Родине, народные традиции и обычаи, национальная культура.
Вывод, на наш взгляд, очевиден: «преодоление глобального кризиса образования, равно как и его проявлений на региональном и национально-государственном уровнях, требует переосмысления исходных представлений о природе общественной образовательно-воспитательной практики, о целях и ценностях обучения и воспитания, их содержания и методов. Речь идет, следовательно, по мнению многих, о создании новой философии образования, адекватной вызовам XXI века».
Сегодня, когда современное общество переживает сложный и противоречивый этап своего развития, как никогда необходима продуманная молодежная политика, программа социального вовлечения молодежи в решение насущных практических задач общества.
С переходом к рыночной экономике рациональное начало, прагматизм молодых проявляется резче и отчетливее. При этом речь идет не о предприимчивости, которая позволяет учитывать тенденции развития общества и реализовать себя в новых условиях, а именно об излишнем рационализме. Даже зрелые люди считают наше время эпохой культа денег. Широко рекламируется и обсуждается необходимость деловых людей, умеющих решать проблемы на уровне современных требований, что уже способствует развитию рационализма. Но, если это не сочетается с эмоциональным воспитанием, развитием сферы чувств, легко перерастает в потребительское отношение к жизни, черствость и равнодушие. Основная причина этого в отсутствии серьезных духовных нагрузок. Нравственная пустота и бездуховность как результат такого развития увеличивает роль рационального начала. Не случайно доктор технических наук, профессор Раушенбах подчеркивает: рациональное - вне нравственности, морали. Таблицей умножения пользуется и негодяй. Надо развивать и стимулировать иррациональное, эмоциональное, формировать не только научное мировоззрение, а мировоззрение личности в целом, обеспечивающее целостное миропонимание, опирающееся на национальную и общечеловеческую культуру. «Воспитание в широком социальном смысле надо начинать с воспитания уважения к родителям, к культурной самобытности, языку и ценностям нации, страны, а затем - к общечеловеческим ценностям. Отечественные национальные традиции и ценности: соборность, коллективизм, щедрость души, приоритет духовных ценностей над материализмом - позволяют делать это успешно».1
Как справедливо полагает В.И. Андреев, в современных кризисных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие российскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту.
Сегодня как никогда ясно, что «без воспитания российского патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень -любовь к Отечеству, к своей Родине».
По мнению Ю.Г. Фокина, ломка привычных представлений и сложившихся ценностных ориентации, характерная для современной России, требует особого внимания к созданию новой действенной системы становления нравственного ядра личности студента. Прежние способы формирования необходимых социальных качеств у всех членов общества посредством воспитания «как целенаправленного систематического воздействия на человека», сочетавшиеся с ограничениями получения информации из других источников, с устранением из жизни общества разными способами инакомыслящих, ушли в прошлое.
Сущность и содержание формирования ценностных ориентации молодежи средствами русской национальной культуры
С целью определения путей и механизмов формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры важно определить сущность и содержание формирования ценностных ориентации молодежи.
Так же, как и воспитание в целом, формирование ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, по мнению многих авторов-педагогов, представляет собой эволюционный процесс передачи накопленного опыта из поколения в поколение, при котором решаются воспитательно-образовательные задачи.
Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, и социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Только в социальной среде существует личность, и в этой среде утверждает свое «я».
Необходимо отметить, что каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. «Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов».
Присвоение универсальных гуманистических ценностей предполагает усвоение знаний об их сущности. Но знание в этом случае понимается более широко. Если в современной практике образования оно трактуется по большей части как информация, которую запомнил обучающийся и способен воспроизвести, то присвоение ценностей есть необходимый этап овладения культурой, включения в общественную практику. Поэтому присвоение ценностей понимается как освоение опыта культурных достижений, приобретение которого происходит не в форме прямой трансляции, а в активной совместной деятельности субъектов воспитания.
Такое понимание присвоения личностью универсальных гуманистических ценностей опирается на идею о переходе идеальной формы (универсальные ценности) в реальную (ценностная картина мира), который возможен в «акте» отношения, когда идеальное будет явлено в событии, когда личность отнесется к идеальному как к реальному (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). В контексте педагогической реальности это означает, что построение ценностной картины мира предполагает формирование системы ценностных отношений личности к миру и к себе в этом мире, приобретение опыта ценностного самоопределения.
Опыт ценностного самоопределения рассматривается как вид личностного опыта и специфический компонент содержания образования. Данный вид опыта выступает как совокупность ценностных отношений личности. Они являются ядром ее ценностного сознания, которое есть, прежде всего, обращенность к жизни, традициям, человеку, к принципам гуманизма. Это выражается в таких характеристиках ценностного сознания, как ответственность, толерантность, патриотизм, гражданственность.
Молодые люди приобщаются к национальным и мировым культурным традициям, овладевают языком культуры, умениями ориентироваться в мире ценностей. В этой среде происходит становление ценностно-ориентированной гуманистической личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.
Иными словами, молодой человек самоопределяется по отношению к универсальным гуманистическим ценностям, что создает возможность его социализации, интеграции в современный мир.
Известно, что каждый народ, каждый этнос обладает целым комплексом качеств, среди которых - как социально-типичные, так и специфичные черты национальной психологии, культуры, складывавшиеся на протяжении длительного времени и позволяющие говорить о национальном характере, о наиболее присущих ему проявлениях и устойчивых чертах - его менталитете. Формирование национально-типичных черт происходит за счет многих факторов, среди которых - и территориально-географические, историко-культурные, религиозно-философские и др. Усвоение, интериоризация этих черт молодым человеком происходит за счет усвоения норм и ценностей культуры своего народа, через организованный обществом процесс воспитания. Рождаясь, ребенок застает определенный уровень развития своего этноса, некую его социокультурную ситуацию, выражающуюся в уровне развития общественного сознания, производства, что неизбежно находит дальнейшее преломление в образе жизни человека, организации им быта и бытия, традициях и обычаях труда, досуга, укладе жизни типичной русской семьи. Так в сознании молодежи появляется определенный социальный стандарт, органически сопряженный со всем предшествующим развитием культуры этноса, который и будет для взрослеющей личности предметом дальнейшего осмысления творческого совершенствования.
Процесс наследования ценностей диалектичен, зиждется на ряде известных противоречий, обеспечивающих устойчивую позитивную динамику в развитии культуры личности, освоении ею всего комплекса функций взрослого человека, как представителя русского этноса. К их числу можно отнести:
- противоречия между растущими требованиями общества к личности и реальным уровнем ее культуры;
- противоречия между потребностью самовыражения и самоутверждения личности и реальными возможностями для этого - включенностью ее в деятельность, реализующую сущностные силы индивида;
- противоречия между индивидуальным характером восприятия и потребления ценностей и необходимостью корректировки их оценки, возможной лишь на основе общения и коллективной деятельности.
Разумеется, названные противоречия не исчерпывают всего богатства и разнообразия путей и способов трансляции ценностей культуры в сознание молодежи. Обратим, в этом плане, внимание на проблему «отцов и детей», своеобразное отрицание культуры предков молодежью; растущее и тревожащее общество отторжение межпоколенческих связей; проявления «маятникового сознания», особенно - в среде вступающих в жизнь поколений; экспансию западной «массовой культуры» и другое. Объективное присутствие этих явлений в жизни современного российского общества лишь актуализирует поиск.путей и способов педагогизации среды, превращения ее в действенный фактор воспитания личности с набором традиционных для русского человека качеств и черт характера.1
Интегрирующим фактором аксиологической среды выступает ценностно-смысловая коммуникация как особый вид деятельности по присвоению личностью гуманистических ценностей.
Модель формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры
Формирование ценностных ориентации не является простой суммой составных частей, они взаимосвязаны, переплетаются в жизнедеятельности вуза, взаимодействуют, нередко дополняют друг друга. В этом процессе формируются не только ценностные ориентации, но и целостная личность будущего специалиста.
Исходя из сказанного в первой главе нашего исследования, можно сделать вывод, что выпускник вуза должен быть прежде всего субъектом культуры, способным с позиции культуры осознавать и нравственно оценивать общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере своей деятельности. Это достигается через осознание себя в качестве субъекта культуры - носителя и активного продолжателя высших достижений в стремлении к подлинной человечности.1
Обобщив вышеизложенные представления о личности выпускника высшей школы, нам удалось выделить основные его качества: - приобщенность к достижениям мировой и национальной культуры; - высокая нравственность и социальная активность; - стремление к истине как к идеалу и признание ее приоритета; - личное достоинство в сочетании с терпимостью к позиции других; - правовая эрудированность и законопослушность; - активный гуманизм, стремление к социальной справедливости; - терпимость к национальным и религиозным особенностям других; - патриотизм; - безусловная вежливость, уважительное ведение полемики; - предприимчивость, твердость в реализации решений; - обязательность.
Если проанализировать социально ожидаемые качества выпускника вуза, как субъекта культуры, активного члена общества, можно отметить, что все эти качества находят свое выражение в духовном и нравственном потенциале русской национальной культуры.
В связи с этим есть необходимость говорить о перестройке как всего учебно-воспитательного процесса вуза (его гуманизации и демократизации; повышении роли культурных и нравственных регуляторов жизнедеятельности будущих специалистов; повышении требований к культурной зрелости профессионала), так и, в частности, воспитания на традициях русской национальной культуры.
Чтобы привести педагогическую систему в соответствие современным потребностям общества, необходимо внести изменения во все структурные элементы педагогической системы: в цели, в учебную информацию, в средства педагогической коммуникации, в деятельность педагогов, в деятельность студентов.
Как показывает имеющийся опыт и проведенная нами исследовательская работа, необходимым условием нормального функционирования педагогической системы является согласованность всех ее элементов.
Функциональные элементы педагогической системы - это базовые связи между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным искомым результатом. По нашему мнению, функциональными элементами педагогической системы, которая имеет одной из целей - формирование ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, являются:
- исследовательский, связанный с: изучением потребностей личности в ценностях русской национальной культуры; исследованием противоречий между необходимым уровнем сформированности ценностных ориентации студентов и реально существующим; исследованием факторов оптимизации процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры;
- проектировочный элемент связан с изучением тенденций изменения ценностных ориентации общества, разработкой конкретных технологий обучения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, рассчитанных на уменьшение разрыва между имеющимися результатами педагогической системы и необходимыми студентам;
- конструктивный элемент связан с разработкой и экспериментальной проверкой педагогических технологий, основанных на сочетании различных средств, форм и методов обучения;
- коммуникативный элемент связан с урегулированием взаимоотношений между всеми участниками педагогической системы, как по вертикали, так и по горизонтали;
- организаторский элемент связан с организацией, функционированием педагогической системы и входящих в нее подсистем между собой, их взаимодействием с компонентами внешней среды;
- адаптационный элемент связан с согласованием целей обучения и воспитания, средств и педагогических условий, т.е. необходимо определить: какие технологии следует разработать или применить, чтобы достичь конкретной цели конкретной педагогической системы;
- мотивационный элемент связан с изучением потребностей студентов (мотивы, установки и интересы) и стимулированием их к дальнейшему продвижению по образовательному маршруту, т.е. концентрация педагогической системы на конкретном обучаемом.
Таким образом, совершенствование выделенных нами функциональных элементов педагогической системы подготовки специалистов в изменяющихся условиях на научных началах возможно, если предметом научно-исследовательского поиска сделать способы разрешения противоречий в их взаимодействии по всему педагогическому маршруту и преемственности между ними согласно структурным и функциональным элементам.
Ядром воспитательной системы является коллектив - единство педагогического и студенческого коллективов. Студенческий коллектив является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственного развития. По отношению к педагогическому коллективу он постоянно выступает в роли субъекта, существенно коррегирующего, а зачастую и преобразующего его влияния. Воспитательная система вуза включает в себя множество подсистем, число и характер которых во многом зависят от конкретных условий социума и типа вуза.
Основные функции воспитательной системы вообще и одной из ее подсистем - формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры: интегрирующая, регулирующая, развивающая. Интегрирующая приводит к соединению в единое целое ранее разрозненные воспитательные воздействия. Регулирующая направлена на упорядочение и управление педагогическими процессами. Развивающая функция обеспечивает динамику системы в оптимизации ее функционирования и ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.
Педагогические условия реализации предложенной модели
Процесс формирования ценностных ориентации личности в условиях высшего профессионального образования - явление сложное и многоплановое, влияние на которое активно оказывают различные как объективные, так и субъективные факторы.
Применительно к предложенной нами модели формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры (гл. 2, 2.1), дадим определение педагогических условий этого процесса, затем сформулируем, что мы будем понимать под педагогическими условиями в контексте нашего исследования.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для организации процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры на основе механизмов педагогической рефлексии, обеспечивающих максимально полное и достаточно глубокое вовлечение личности в сотворческое общение и индивидуально-созидательный процесс.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать педагогические условия реализации модели формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры: - сочетание разнообразных форм и методов, способствующих формированию ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры; - направленность учебного процесса и внеаудиторной деятельности на формирование внутренней мотивации к усвоению ценностей русской национальной культуры; - формирование рефлексивной позиции студента; - изменение отношения педагогических кадров к воспитанию студентов на ценностях русской национальной культуры.
Управление педагогическим процессом вообще и процессом формирования ценностных ориентации студентов начинается с проектирования его целей и задач. Напомним, что цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направляются его усилия.
В соответствии с целью формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры, обозначенной в нашем исследовании (гл. 2, 2.1), строится и весь воспитательный процесс, деятельность каждого его участника.
При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.1
Практическими задачами процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры являются следующие педагогические аспекты: - создание условий для освоения ценностей отечественной культуры; - формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию России; - приобщение к культурным ценностям, традициям; - формирование воспитательной среды, способствующей развивающему межличностному общению, освоению студентами простейших методов самоанализа, самооценки и саморегуляции собственного поведения, реальной оценки результатов собственной творческой деятельности; - развитие творческих способностей, эстетического вкуса; - создание условий для развития инициативы и сотворчества как студентов, так и педагогов; - воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений в соответствии с традициями русской национальной культуры; - воспитание культуры поведения; - приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде; - развитие потребности строить жизнь и деятельность в соответствии с русскими национальными традициями.
Цели и задачи закономерно определяют все последующие элементы педагогического процесса - содержание, формы и методы деятельности преподавателей, воспитателей и воспитуемых.
Содержание процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры должно обеспечивать полноту решения поставленных задач, не упускать из виду ни одну из них, постоянно ориентировать педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая бы влияла на рост культурности, воспитанности и развитости студентов.
Содержание воспитательного процесса - это то, чем наполнено организуемое педагогом взаимодействие воспитанника с миром и взаимодействие педагога с воспитанником, это то, что наполняет любого вида деятельность, будь то труд, познание, художественное творчество, общение.
При определении содержания процесса формирования ценностных ориентации студентов средствами русской национальной культуры мы ориентировались, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой - на национальные, региональные, местные традиции и ценности.
Большинство авторов утверждает, что в содержании и организации процесса воспитания целесообразно выделять доминанту - вид или направление совместной деятельности педагогов и воспитанников, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») образовательного учреждения. «Выделение доминирующего вида деятельности и установление его связи с другими направлениями и сторонами жизнедеятельности сообщества воспитанников и педагогов позволяют обеспечивать более благоприятные условия для становления и раскрытия неповторимой индивидуальности студентов, педагогов, коллектива».
В контексте нашего исследования обратимся к функциональным возможностям традиционного русского декоративно-прикладного искусства в процессе формирования ценностных ориентации студентов. Как показывает имеющийся опыт и проведенная нами исследовательская работа, русское народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, а именно:
- все виды народного творчества как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа приобщают современную молодежь к народному миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений;
- произведения народных мастеров изобразительно-пластического искусства отражают единство материальной и духовной культуры;
- народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы студентов позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовым вести диалог культур разных народов мира;
- творческая деятельность тесно связана с преемственностью, поскольку, лишь воспринимая наследие предыдущих поколений, заново оценивая его, люди обретают способность творить сами;
- освоение народного искусства как мироцелостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе молодого человека человеческие качества, связывающие его со своим народом, родом и краем, Отечеством, миром, почувствовать себя нераздельной частью природы, Вселенной.
Вывод, на наш взгляд, очевиден: современные студенты должны не только стать потребителями художественных вещей, созданных народным мастером, но и унаследовать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту традиционной культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом.
Художественно-творческая деятельность студентов должна быть организована так, чтобы она помогала формированию представлений о прочной связи национальной культуры прошлого с современной культурой, способствовала отношению к произведению народного мастера как к живому и развивающемуся явлению искусства и бытия.