Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого- педагогические основы формирования эстетической культуры у студентов педвузов.
1.1. Проблемы эстетического развития студентов - будущих учителей в системе их профессиональной подготовки 12
1.2. Педагогический потенциал русского народного костюма в развитии эстетической культуры студентов 34
1.3. Анализ педагогических условий применения дизайна русского народного костюма в формировании эстетической культуры будущих учителей 65
Выводы по главе 1 78
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка условий применения дизайна русского народного костюма в формировании эстетической культуры студентов .
2.1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по применению народного костюма в эстетическом развитии студентов 80
2.2. Выявление условий, обеспечивающих специфику изучения народного костюма и его творческую реализацию 104
2.3. Анализ и оценка возможных уровней сформирования художественно-эстетической культуры студентов 148
Выводы по главе 2..159
Заключение 160
Библиография 163
Приложения 177
- Проблемы эстетического развития студентов - будущих учителей в системе их профессиональной подготовки
- Педагогический потенциал русского народного костюма в развитии эстетической культуры студентов
- Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по применению народного костюма в эстетическом развитии студентов
- Выявление условий, обеспечивающих специфику изучения народного костюма и его творческую реализацию
Введение к работе
Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований, происходящих в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления сущности, целей и задач профессионального образования. Одним из приоритетных направлений, вытекающих из переломного характера развития образования России, является демократизация и гуманизация современной школы.
В законе Российской Федерации "Об образовании" (1992,1996) подчеркивается, что основным принципом государственной политики в области образования является направленность на его гуманизацию, гуманитаризацию, что, в свою очередь, при определенных условиях может обеспечить повышение уровня эстетической культуры студентов.
Для решения проблем демократизации, гуманизации и гуманитаризации современного образования требуется учитель с новым типом мышления, с высоким уровнем развития культуры.
В широком смысле слова "культура" - это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в процессе его исторического развития. Культура, объективно обусловленная, окончательно формируется, конкретизируется проходя через сознание человека. Поэтому ведущим исходным пунктом понимания культуры является признание ее гуманистической сущности и непосредственной связи с предметно - преобразующей деятельностью человека.
Психолого-педагогические исследования показывают, что большое влияние на эффективность учебного процесса оказывают личностные качества учителя, высокий уровень его культуры, его профессиональное мастерство.
В исследованиях В.А. Сластенина, О.А. Абдуллиной, Е.В. Бонда-ревской, Е.П. Белозерцева, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и ряда
других ученых рассматриваются вопросы педагогической культуры и педагогического профессионализма.
В разработке проблемы формирования педагогического профессионализма большое значение имеют работы В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, А.И. Пискунова, А.И. Щербакова и др.
В исследованиях СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.П. Симонова, А.И. Щербакова и ряда других ученых анализируются методы научного исследования, рассматриваются вопросы моделирования и управления учебным процессом в вузе, показываются возможные пути формирования педагогического профессионализма.
Постепенное формирование гармонически и полноценно развитой личности является общей целью всей системы воспитания, всех его направлений. Кроме того, эстетическое воспитание выступает важным компонентом целостного гармонического развития будущих педагогов. В условиях возрастающего интереса в изучении культурного наследия, традиций народного искусства России качество специальной подготовки преподавателей на художественно-графических факультетах во многом зависит от включения в эту подготовку дисциплин декоративно-прикладного и народного искусства, одним из видов которого является народный костюм. Изучение этой области народного искусства не только способствует приобретению умений и навыков, но и выступает в качестве предмета, в значительной мере способствующего формированию эстетической культуры студентов.
Народный костюм как область декоративно-прикладного народного творчества и как часть предметно - вещной среды, является важным фактором эстетического воспитания, народный костюм в яркой форме выявляет представления ряда поколений о традициях, нравственности, функциональности, мировосприятии, образе жизни, ландшафте, архи-
тектуре. История народного костюма - это закономерный процесс и этап развития национального эстетического сознания.
Русский народный костюм как произведение искусства - это образная летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Осознание тесной связи искусства народного костюма с обычаями и обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, понимание постепенного превращения магического значения вещей, орнаментов, изобразительных мотивов в эстетическое, позволяет воспринимать это древнее искусство как звено, связующее художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
Огромное эстетическое значение имел праздничный костюм в народном быту. Это был один из важнейших источников удовлетворения истинно человеческой потребности в прекрасном. В наше время стремление человека к красоте удовлетворяется из различных источников. Постоянно общаясь с предметами, художественная форма которых так или иначе продумана, человек испытывает эстетическое, чаще всего бессознательное наслаждение. Однако, пассивное восприятие эстетики массовых предметов, окружающих нас, заменило творческий акт создания вещей своими руками. Изменилось соотношение между эстетическими запросами человека второй половины XX века и источниками их удовлетворения. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что в обществе постепенно начинает возникать гармония между материальным и духовным миром людей. Но в то же время создается некоторая опасность стандартизации вкусов, которая проявляет себя в нивелировке облика современника. Стремление преодолеть пассивность восприятия свойственно особенно молодежи. Но малый жизненный опыт, отсутствие настоящей художественной культуры у части молодых людей приводят к тому, что в погоне за индивидуальностью облика они делают внешность свою карикатурной. Вот тут и должна прийти на помощь традиция.
Изучение формы, конструкции, цвета, орнамента как элементов художественной композиции народной одежды, знакомство со средой, в которой она существовала, - все это организует художественное видение студентов, изучающих народное искусство. В их творчестве происходит процесс "прорастания" дедовского наследства.
Вопросы эстетического воспитания будущих педагогов в процессе их профессиональной художественной подготовки рассматривались в ряде диссертационных работ. Исследовались такие аспекты как "Влияние искусства на развитие творческих способностей личности" (Аршин-баеваС.А.), "Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов" ( Максимович В.Ф. )," Художественный стиль как феномен культуры "( Литвинов А.Н. ). Вопрос о возможности использования народного декоративно -прикладного искусства в эстетическом воспитании и развитии учащихся рассматривался многими учеными.
Исследования показывают, что включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс способствует формированию эмоционально- эстетического отношения к действительности (А.Б. Ба-кушинский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, Ю.В. Максимов, Н.В. Халезова, А.А. Грибовская и другие).
В работе Болотских EX. рассматривается методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам, дневных отделений художественно - графических факультетов педагогических институтов. Работа Поповой О.Н. представляет методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно - графических факультетах педагогических институтов (техника "чия", ручное ткачество, роспись ткани). Гильман Р.А. рассматривает проблему педагогического руководства творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Подробно представлена структура содержания и методика преподавания
народного декоративно - прикладного искусства при подготовке студентов педагогических учебных заведений в работах Давидовой ТА., По-ровской ГЛ., Ершовой Л.В.. Плотникова Е.В. в своей работе сосредоточила внимание на мало разработанном аспекте - развитии эстетической культуры личности средствами костюма, проблеме формирования вкуса в одежде. Вопрос подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений рассматривает Кожуховская СМ.
Анализ научной литературы показал, что к проблеме развития эстетической культуры обращаются многие авторы. Однако работа каждого автора имеет специфические связи с профилем специализации. Поэтому результаты исследований в области костюма, удовлетворяющие требованиям специализированных вузов (Текстильная академия, Институт легкой промышленности и. т.д.) нельзя механически перенести на общеобразовательные школы, худграфы и другие факультеты.
Несмотря на то, что во многих вышеперечисленных работах затрагиваются некоторые аспекты эстетического развития студентов средствами декоративно - прикладного искусства, вместе с тем, до настоящего времени в педагогической литературе не были предприняты исследования, направленные на изучение использования интереснейшей части народной культуры - искусства народного костюма. Этот предмет позволил бы подойти к проблеме обучения на художественно -графических факультетах более комплексно, содействовать поставленным задачам в других видах изобразительного искусства и подготовить руководителей факультативов и кружков по изучению народного костюма , так необходимых в различных учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что в высших и средних школах недостаточно задействованы в обучении декоративно - прикладному искусству традиции народного костюма, а ведь именно народный костюм и все виды ремесел, связанные с его изготовлением всегда были одними из ведущих видов декоративно
- прикладного искусства.
Возрождение таких древнейших ремесел как народный костюм, ткачество, различные виды вышивок и плетений - в принципе оказывается способом логического проникновения в традицию, что удовлетворяет интеллектуальным потребностям современных студентов, менталитет которых в значительной мере ориентирован на рациональное, структурированное восприятие мира.
Народная эстетическая культура и народный костюм как вид декоративно - прикладного искусства в системе преподавания в высших педагогических учебных заведениях исследованы недостаточно. Практически отсутствуют методические разработки о роли народного костюма и его значении в формировании традиционной и современной эстетической культуры. Недостаточное внимание уделяется разработке и созданию дидактических материалов, направленных на развитие творческих возможностей учащихся средствами народного костюма.
Актуальность исследования на базе изучения народного костюма определяется рядом взаимодополняющих обстоятельств, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, возвращением национальных культурно-исторических традиций:
передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению
связей между поколениями; в условиях идеологического вакуума происходит в основном через искусство (в данном случае через искусство народного костюма);
искусство, выражающее традиции народа выступает для подрастающего
поколения своеобразной защитой, охраняющей личность от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма;
проведение занятий как "мастерских" общения: "Академия педагогиче-
ских искусств" (Ш.А.Амонашвили), педагогическая мастерская (Н Е
Щуркова) способствует росту престижа в образовании форм общения, присущих ранее исключительно сфере искусства.
В своей работе мы сосредоточились на мало разработанном, на наш взгляд, аспекте - развитии эстетической культуры учащихся средствами искусства народного костюма как компонента их профессиональной подготовки.
Объектом исследования явилась профессиональная художественно -педагогическая подготовка студентов в системе высшего педагогического образования;
Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма;
Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эстетической культуры студентов как компонента их профессионализма.
Выдвинутая цель определила задачи исследования:
обосновать содержательную модель изучения народного костюма как
средства формирования педагогической культуры студентов факультета
изобразительных искусств и нардных ремесел; \
исследовать структуру содержания курса "Народный костюм" в русле под-
готовки будущих педагогов декоративно-прикладного искусства (ДЛИ);
изучить теоретически проблему полифункциональности русского народ-
ного костюма как элемента учебно-познавательной деятельности в формировании педагогического профессионализма студентов;
проверить экспериментально программу курса "Народный костюм" и раз-
работать методику формирования художественно-педагогической культуры студентов на материале этого курса.
Гипотеза исследования - приступив к исследованию, мы руководствовались предположением о том, что эффективность формирования эстетической культуры у студентов педвузов может быть повышена при
. 8
выполнении следующих условий:
отбор образцов народного костюма и реализация их художественных воз-
можностей в учебном процессе обеспечивают формирование исполнительского и творческого компонента эстетической культуры будущих педагогов;
процесс изучения народного костюма, протекающий как реализация системы
последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогиче
ская информированность, эстетические потребности - эстетические способ
ности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая
культура, способствует повышению уровня эстетического развития студен
тов; '
формирование художественно-познавательного интереса студентов как
качество личности находится в прямой зависимости от последовательности включения элементов народного костюма в художественно-творческую деятельность студентов.
Методологической основой исследования являются:
основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионального учителя , востребованного обществом, жизнью;
стратегия государства, общества, российской школы по гуманизации и демократизации личности, одним из положений которого является эстетическое развитие молодежи, концепция возрождения национальных культурных традиций русского народа;
положения государственного образовательного стандарта, раскрывающие основные критерии готовности учителя к работе с воспитанником; педагогический профессионализм, педагогическая культура, составляющей которых является эстетическая культура.
Методы исследования - изучение психолого-педагогической и спе-
шальной литературы по проблеме исследования, анализ реального педагогического процесса: ознакомление с программами по декоративно-прикладному искусству, беседы со школьными учителями, тестирование, анкетирование, наблюдение как за учебной и творческой деятельностью студентов, так и за их педагогической деятельностью в период практики в школе, моделирование структурной схемы художественно - эстетической культуры будущего педагога как показателя его эстетического развития средствами изучения народного костюма , которые выступали в качестве средства диагностики художественно - понятийного кругозора студентов. Проводились констатирующий, формирующий и проверочный эксперименты.
Базой исследования явились Московский педагогический университет, Гимназия N1 г. Мытищи, Учебно-воспитательный центр "Русская школа" г. Королев, школа N 1122 с углубленным изучением изобразительного искусства Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 1195 Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 211 северного округа г. Москвы, где проходили педагогическую практику студенты факультета ИЗО и HP.
Этапы исследования
На первом этапе исследования (1994 - 1995 г.г.) аналитико-поисковом или констатирующем, изучались научно - теоретические материалы по интересующей нас проблеме, рассматривались пути решения проблемы формирования педагогической культуры студентов педвузов на материале изучения народного костюма, обосновывались предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.
Второй этап исследования (1995 - 1997 г.г.) включал экспериментальную апробацию эффективности предложенной методики и путей развития эстетической культуры средствами дизайна народного костюма, разработана программа по предмету "Народный костюм" (теоретическая и практическая части).
Третий этап исследования (1997 -1999 г.г.) оценочный или контролирующий. Было осуществлено углубленное теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы и проверка их в измененных условиях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: в теоретическом обосновании условий эстетического развития будущих педагогов в процессе их профессиональной художественно - педагогической подготовки. Представлена содержательная модель изучения народного костюма, экспериментально проверена совокупность педагогических условий формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования комплексных экспериментальных методик, способствующих повышению эффективности эстетического развития учащихся не только в практике их профессионально - педагогической подготовки в институте, но и во всей будущей педагогической деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, культурологической, эстетической литературы о творческом развитии личности, опытно - экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях ведения экспериментального курса, выявлением с помощью специальных методик и критериев, разработанных автором, исходных и конечных результатов данного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель изучения народного костюма как учебного элемента в процессе
формирования эстетической культуры будущих педагогов;
Процесс изучения искусства народного костюма, реализуемый как система последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогическая информированность, эстетические потребности и способности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая культура, способствует повышению уровня эстетического развития студентов;
Этапы и уровни формирования эстетической культуры учащихся в процессе изучения предмета народный' костюм.
Разработана методика по выявлению условий применения дизайна народного костюма в формировании педагогической культуры будущих педагогов, обеспечивающая динамику формирования профессионализма студентов.
Прикладные результаты.
- Разработан комплекс экспериментальных методик, способствующих фор-
мированию эстетической культуры студентов в процессе изучения народного костюма.
- Создана экспериментальная программа по предмету "Народный костюм"
для студентов художественно-графических факультетов пединститутов.
- Система внеаудиторных мероприятий: "художественно-педагогический
кружок", создание музея народного костюма, "художественно-фольклорный ансамбль", проведение импровизированных "Показов авторских моделей", способствующая усилению профессиональной направленности процесса эстетического развития средствами народного костюма будущих педагогов декоративно-прикладного искусства.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и отражает существо, содержание, логику и результаты исследования.
Проблемы эстетического развития студентов - будущих учителей в системе их профессиональной подготовки
Ведущим фактором экономического и социального прогресса человечества является уровень его духовного развития, состояния культуры, науки и просвещения. Известно, что материальное благосостояние общества, его экономическая мощь, социальная стабильность определяются уровнем духовности и нравственности его. Следовательно, необходимо особое "первостепенное внимание к проблемам образования воспитания молодежи и, очевидно к деятельности учителя, и его профессиональной подготовке". (118,с.З)
Возможность строить образование с учетом культурного многовекового наследия России - это реализация " связи времен", связи и целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства.
"Эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства... " (Ш, с.8).
Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
Формирование творчески мыслящего и действующего человека включает в себя целый комплекс мер воспитательного воздействия, немаловажное место, среди которых принадлежит эстетическому воспитанию посредством искусства, направленному на развитие творческих потребностей и способностей человека. Результатом эстетического воспитания и развития человека выступает его эстетическая культура, которая в свою очередь, способствует расширению объекта эстетического познания, сферы применения эстетических критериев и оценок. Таким образом, от развитости эстетического сознания в целом, от особенностей воображения, интуиции предвосхищения, от чувства гармоничности и дисгармоничности в большой степени зависит процесс формирования профессионализма учителя.
Проблеме исследования педагогического профессионализма на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях посвящено достаточное, на наш взгляд, число работ.
Так, в работах В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Л.Ф. Спирина, О.А. Абдуллиной, СИ. Архангельского рассматриваются общие проблемы педагогической информированности учащихся. (151; 152; 71; 72; 74; 160; 1;9).
Во многих работах исследуется структура педагогической деятельности учителя, воспитателя. Например, Н.В. Кузьмина определяет профессионально-педагогическую деятельность, как " сложнейшую и вместе с тем интереснейшую, если человек преодолел ее сложности и овладел искусством покорять своих учащихся средствами того предмета, который он преподает" (71, с.49).Ею рассматриваются и другие характеристики педагогического труда учителя ; Профессионально- педагогическое мышление -обобщенное и опосредованное ... отражение объекта, процесса, исходного состояния и искомых результатов педагогического труда. Культура профессионально-педагогического мышления проявляется в поисках средств перевода учащихся с одного уровня обученности на другой, более высокий, адекватный искомым конечным результатам."(72, с. 3)
Е.П. Белозерцев с позиции культурно-гуманистической функции образования рассматривает проблемы высшей школы, выделяя при этом индивидуальную педагогическую культуру учителя : "В педагогическом вузе делается попытка на основании стабильной типовой учебной структуры выявить и сформировать творческую педагогическую индивидуальность. В педагогическом профессионализме личностное и профессиональное взаимопроникают и образуют целостное единство." , с.22)
В.А. Сластснин, ОЛ. Абдуллина, В.К, Розов, СИ. Кисельгоф, И.Т. Огородников, Н.В. Александров и др. в структуре педагогического профессионализма выделяют группу профессиональных знаний, умений и навыков учителя : специальные, организационные, коммуникативные, управленческие, прикладные. (151; 152; 1; 131; 68; 112;)
В работах В.И. Журавлева, Е.В. Бондаревской и др. рассматриваются профессионально-значимые, личностно - значимые качества учителя : качества, определяющие мировоззренческую направленность личности учителя : альтруизм, психологические качества и качества, определяющие здоровый образ жизни.(25; 26; 56; 57)
Проблемы формирования педагогического профессионализма учителя рассматриваются также и на уровне бинарной связи - психология -педагогика.
В работах Н.Н. Нечаева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина , А.И. Пискунова, B.C. Ильина, исследована психолого-педагогическая основа формирования профессионализма учителя.(108; 109; ПО; 151; 118; 75).
Педагогический потенциал русского народного костюма в развитии эстетической культуры студентов
Рассмотрение возможностей развития художественно-эстетических способностей студентов, обучающихся на факультете Изобразительных искусств и народных ремёсел в процессе профессиональной подготовки в мастерской " "Народного костюма" и построение деятельности будущих учителей , включающей условия развития этих способностей - является нашей главной задачей.
Формирование эстетической культуры есть длительный процесс, предполагающий реализацию творческого начала студентов на основе изучения наряду с другими эстетических функций народного костюма. Педагог-выпускник факультета ИЗО и HP в своей будущей воспитательной деятельности должен заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной культуры как многопланового, многоуровневого процесса, организующим стержнем которого являются развитие, модификации, трансформации устойчивых идей, понятий, символов, образов, мотивов, сюжетов художественной деятельности, зародившихся в древности и определивших собой устойчивые формы художественного мышления человека.
Народный костюм как искусство, разворачивающееся во времени, требует для своего полноценного восприятия умения следить за логикой художественного развития. В этом порядке раскрывается образно-смысловая связь, воплощается идея, организующая форму по специфическим законам художественной логики.
Одной из основных задач, поставленных в учебном процессе , является стремление к сформированию представления о народном костюме как явлении синкретичном, многофункциональном, органично слитым с жизнью человека, определяемом этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа, в связи с чем" народный костюм является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.» (126,с. 253).
В погоне за модой, яркостью, вычурностью, постепенно "усредняется" русский национальный костюм, теряется его местная самобытность. Фольклорные ансамбли, как метко подметил известный этнограф-фольклорист К.В.Чистов, нередко одеты " в одну сценическую униформу, подобно солдатам одного полка или пожарным из одной команды." Многие фольклорные коллективы выступают в унифицированных и вульгарно стилизованных под традиционную одежду рубахах и сарафанах с аппликациями, не имеющих ничего общего с подлинными образцами ни по покрою, ни по орнаменту. В результате утрачены элементы, создающие неповторимый колорит народного костюма. Однообразие этого псевдорусского направления породило своеобразный "кич-народного" варианта современной массовой культуры. Пренебрежение традициями национального костюма отрицательно влияет на общее восприятие искусства, уничтожает индивидуальность и как следствие не только не пробуждает интереса к фольклору, а подчас и отталкивает, особенно молодёжь, от народного творчества.
Сама идея - сохранить и сберечь уходящие из быта подлинники национального традиционного искусства родилась поздно - в середине XIX в. Усилиями многих специалистов этнографов и историков в музеях удалось собрать и сохранить часть образцов из огромного моря существовавшего некогда многоцветья одежды. Но в массе своей они остаются достоянием лишь узкого круга профессионалов. Эти "живые" музейные материалы по сей день в основном - объекты исследования, исходные материалы для практики.
Русский народный костюм как памятник народного искусства, собранный музеями, "обнародован" сегодня недостаточно.
Наиболее содержательные, красочные костюмы, как правило, хранят музеи в запасниках. Из-за такой" пропаганды" современнику, специалисту сложно составить цельный объект исследования народного костюма.
Не получили пока широкого развития богатые традиции народного костюма в современном бытовом костюме. Из-за недостаточности знаний о подлинном русском костюме, недоступности первоисточника специалистам. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает большую уникальность и ценность. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня -своего рода "консервант культуры".(4)
Для того, чтобы традиционная культура народа, воплощенная в художественном искусстве, каким является народный костюм, стала доступной и широко понятой современнику, и в первую очередь стала явлением органично слитым с учебным процессом - необходимо обусловить взаимосвязь изучения культуры народного костюма и усвоения фундаментальных этико-эстетических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной культуры в наше время.
Обращаясь к истории изучения русского народного костюма, необходимо отметить русских художников, работавших в первой половине XIX в., которые стремились запечатлеть ярко выраженный национальный характер русской одежды. Основной темой для них стала жизнь русского народа и главным образом крестьянства. Необыкновенная духовная красота выражена в живописных полотнах художников А.Г.Венецианова В.А.Тропинина, графических листах А.О.Орловского О.А.Кипренского, работах А.П.Рябушкина, Ф.А.Малявина, С.В.Иванова и др. (86).
Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по применению народного костюма в эстетическом развитии студентов
Экспериментальное исследование путей и средств эстетического развития студентов факультета ИЗО и HP включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента проходил в 1994 - 1995 учебных годах. Основной задачей этого этапа был анализ уровней сформиро-ванности компонентов художественно - эстетической культуры студентов как показателей эстетического развития средствами дизайна народного костюма. Первому этапу эксперимента предшествовало изучение учебных планов и программ по декоративно-прикладному искусству, а также наблюдение за ходом учебного процесса, изучение и обобщение педагогического опыта. Изучение вопроса проводилось на базе факультета Изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета.
На этапе констатирующего эксперимента, с целью выявления уровней сформированности компонентов художественно-эстетической культуры нами были обследованы студенты Ш курса (101 человек), как уже получившие художественно-педагогическую подготовку традиционными методами ручного творчества. Обследование проводилось на основе разработанной нами модели художественно-эстетической культуры будущего педагога по предмету "Народный костюм". Для выявления уровней сформированности каждого компонента модели художественно-эстетической культуры студентов педагогического факультета был использован комплекс диагностических методик.
Определение степени художественно-эстетической и художественно-педагогической информированности студентов.
Для определения степени художественно-эстетической и художественно-педагогической информированности в качестве инструмента для массового обследования нами была использована тест-анкета в нескольких вариантах. Анкета 1 состояла из вопросов, позволяющих определить степень ориентации студентов в основах теории, понятиях искусства народного костюма (см. приложение, с. 177). Анкета 2 состояла из вопросов, выявляющих знание основных образцов народного костюма (см. приложение, с. 178). Причем анкета была предъявлена студентам в виде зрительного ряда. Такая анкета имеет ряд преимуществ перед опросом с помощью только словесных определений. Давая конкретный образец костюма, она привлекает на помощь художественно-зрительный опыт студента, помогая осмыслить его собственные теоретические представления о соответствующем художественном жанре.
Выбор образцов костюмов для анкеты 2 был обусловлен несколькими причинами: во-первых, учетом специфики художественно-педагогической подготовки студентов, во-вторых - тем, что ориентация в многогранном искусстве народного костюма является сложной задачей, требующей достаточно широкого художественного кругозора. Для облегчения поставленной задачи мы остановили свой выбор на данных произведениях как в силу их популярности, частоты использования в различных передачах и печатных изданиях по народному искусству (а значит и вызываемого ими ощущения привычности) так и в связи с тем, что с этими произведениями студенты уже встречались в курсе "Эстетика народного быта" и "Основы декоративно-прикладного искусства". Для нас важно было прежде всего общее ощущение стиля.
Результаты проведенных обследований можно представить в виде матрицы вопросных баллов, где каждый столбец представляет соответствующий вопрос, а каждая строка - отдельного опрошенного. Для того, чтобы трансформировать информационную "подмодель" в модель математическую правильным ответам присваивалось значение 1, неправильным - 0. Среднее значение общих баллов по каждой анкете - результат деления общих баллов опрошенных на количество студентов, принимавших участие в анкетировании. Поскольку в анкетировании принимали участие и студенты, имевшие до поступления в институт художественную подготовку, связанную с ручным творчеством, мы попросили их отметить это в своих анкетах (знаком + ). Подобная дифференциация была проведена для того, чтобы выяснить, является ли та или иная степень художественно-эстетической информированности результатом обучения в институте, или же результатом полученной ранее художественной подготовки, связанной с ручным творчеством.
Выявление условий, обеспечивающих специфику изучения народного костюма и его творческую реализацию
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования второй, формирующий этап эксперимента (1996-1997 учебные годы) заключался в апробации на практике художественно-педагогической подготовки на факультете ИЗО и HP (мастерская народного костюма) наиболее эффективных форм, методов и средств художественно- эстетического развития студентов. Основным содержанием программы эксперимента явилось: определение экспериментальных методик, позволяющих комплексно воздействовать на художественно-эстетическое развитие будущих педагогов в процессе их художественно-педагогической подготовки, обоснование психолого-педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности применения данных методик в профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов, определение основных этапов исследования-внедрения (промежуточное внедрение), обработка и анализ полученных результатов. Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях (в рамках реального учебного процесса).
Выше уже шла речь о том» что процесс подготовки педагога по декоративно-прикладному искусству имеет ряд проблемных аспектов, что нашло подтверждение в результатах проводимых на факультете собеседований с абитуриентами (см. приложение, с.188) В соответствии с целью и задачами нашего исследования эти данные нуждались в конкретизации. Прежде всего нам необходимо было конкретизировать показатели, характеризующие мотивационно-потребностную сферу студентов,, для чего в первые дни учебного года нами было проведено анкетирование первокурсников. Для выявления данных показателей был использован тип полузакрытой анкеты (см. приложение . 182), уже применявшийся нами на констатирующем этапе эксперимента. Поскольку на начальном этапе формирующего эксперимента речь может идти об определении исходного состояния художественной потребности только все художественно-эстетическом аспекте, то нас интересовали прежде всего направленность художественных интересов и качество художественных предпочтений студентов (определяемые нами, как уже было отмечено, по такому показателю, как частота контакта с определенным видом художественного искусства народного костюма), а также отношение студентов к различным видам художественной деятельности.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: большинство студентов ( 92%) исключают из сферы своих интересов народное искусство и искусство народного костюма; большинство студентов (75%) до поступления в институт не принимало участия ни в одном из видов деятельности, связанной с народным искусством и народным костюмом, как внеклассной, так и школьной; основными причинами отрицательного отношения большинства студентов к деятельности, связанной с народным искусством является отсутствие интереса к данному виду деятельности (у 30%» опрошенных) и отсутствие, по мнению самих студентов, способностей к деятельности, связанной с народным костюмом. В целом, полученные результаты позволяют говорить о неразвитости потребности к изучению народного искусства и народного костюма у большинства первокурсников.
Как уже было отмечено, на факультет ИЗО и HP студенты принимаются без учета уровня их подготовки по изучению народного костюма. Поэтому , для получения более точных результатов динамики процесса художественно-эстетического развития на уровне его отдельных компонентов, а также для дифференниации экспериментальных методик, повышающих эффективность данного процесса, необходимо было провести диагностику исходного уровня развития специальных художественных способностей студентов. Исходя из этого, в каждой группе студентов I курса были условно выделены две подгруппы : в первую входили студенты, получившие художественную подготовку, в том числе по народному костюму, до поступления в институт, во вторую - студенты, такой подготовки до поступления в институт не имевшие. Для удобства анализа полученных результатов на каждом из этапов формирующего эксперимента, данные, полученные в каждой из условных подгрупп по основным компонентам художественно-эстетической культуры будущего педагога декоративно-прикладного искусства будут представлены нами в виде суммы показателей, характеризующих уровни развития данного компонента в целом, как в подгруппе студентов с художественной подготовкой, так и в подгруппе, художественной подготовки не имеющей. Обозначим эти подгруппы условно : I -подгруппа, куда входят все студенты, имеющие довузовскую художественную подготовку, 25% от общего числа первокурсников; II - подгруппа, куда входят все студенты без художественной подготовки.