Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования Кортиева Дина Викторовна

Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования
<
Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кортиева Дина Викторовна. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кортиева Дина Викторовна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].- Пятигорск, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1493

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Аксиологический аспект проблемы медиаобразования в современной школе 12

1.1. Медиаобразование в концепциях отечественных и зарубежных ученых 12

1.2. Функции мультимедийных технологий в современном образовании 36

1.3. Аксиологический подход к воспитанию подростков в процессе медиаобразования 69

Выводы по первой главе

Глава 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентации школьников в медиаобразовательной среде 89

2.1. Модель воспитательной системы с использованием медиатехнологий 89

2.2. Методы формирования ценностных ориентации подростков в медиакультурном пространстве 119

2.3. Спецкурс «Медиакультура и общество» как средство формирования ценностных ориентации подростков 136

Выводы по второй главе

Заключение 150

Библиографический список 161

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях стремительного развития информационных технологий происходит пересмотр ценностей в обществе, оказывающий значительное влияние на образ жизни молодого поколения, его аксиологические ориентиры и приоритеты. С одной стороны, направленность СМИ на западный образ жизни влечет за собой девальвацию многих моральных и этических ценностей, традиционно важных для нашего народа. Из общественного сознания вытесняется важность таких понятий, как бескорыстие, доброта, скромность, честность, совесть. Среди учащихся становятся популярными далеко не самые лучшие образцы поведения: эгоцентризм, понимание человека как товара, которым можно распоряжаться по своему усмотрению, восприятие культуры, природы как средства для удовлетворения сиюминутных нужд и потребностей. С другой стороны, в нынешних социокультурных условиях совокупность инфокоммуникационных каналов, в том числе и динамично развивающаяся и легкодоступная сеть Интернет, является действенным средством развития и реализации творческого потенциала личности, эффективным способом коллективного взаимодействия, при помощи которого можно решить много общих проблем. Выстраивание парадигмы личностного развития, в основе которой находятся коллективные увлечения местных и интернациональных сообществ, в целом повышает динамизм развития культуры и установления общественных связей.

Эволюция средств массовой коммуникации связана с развитием мультимедийных технологий, которые формируют своеобразный социокультурный и технологический потенциал, направленный на создание и развитие сверхнасыщенного инфокоммуникационого поля, окружающего современного человека с момента его рождения. Достижения научно-технического прогресса в области информатики дают большие возможности для духовного и нравственного воспитания школьника. Мультимедиа-средства позволяют быстро и оперативно доносить до каждого отдельного учащегося самую необходимую информацию, а также ликвидировать дефицит наглядности в процессе духовно-нравственного воспитания.

Однако в век «цифрового Ренессанса», когда возрастает общественная и культурная роль мультимедиа, молодые люди, особенно подростки, не только получают знания и черпают необходимую информацию из нового ресурса, но и оказываются под бесконтрольным воздействием средств массовой коммуникации. Впитывая новые и модные концепты, не имеющие какого-либо эстетического, морального или даже позитивного фактора, подростки получают ложные ценностные ориентации. Сегодня уровень художественных произведений медиакультуры специально занижается, делая ее почти примитивной, ориентированной на самые широкие слои населения и, конечно, на подростков. Все это находит свое отражение в медиа-конъюнктуре современного общества: многочисленные коммерческие FM-радиостанции, музыкальные телеканалы и огромный рынок аудиопродукции и др. В этой связи очень важно сформировать собственную шкалу ценностей именно в подростковом возрасте, наиболее сензитивном для этого процесса, т.к. это период формирования ценностей, жизненных приоритетов, становления мировоззренческой позиции учащихся.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется настоятельной необходимостью создания теоретически и методически обоснованного представления об эффективности использования медиаобразования в формировании ценностных ориентаций в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Проблему исследования составляет разрешение противоречий:

- между расширяющимся полем культуры и существующими технологиями ее систематизированной подачи подрастающему поколению;

- между требованиями, предъявляемыми современным обществом к формированию у подрастающих поколений общечеловеческих ценностных ориентаций, и существующим уровнем развития этих ценностей;

- между реальными потребностями современной школьной практики в научно обоснованных моделях формирования у учащихся среднего школьного возраста гуманистических ценностных ориентаций и недостаточной разработанностью названной проблемы на теоретическом уровне с учетом реалий современного российского общества;

- между значительной ролью медиаобразования в формировании сознания и мировоззрения учащихся и недостаточным учетом этого фактора в сложившейся структуре традиционного образования.

Названные противоречия и условия их эффективного разрешения, а также потребность в расширении предметных границ медиаобразования в эпоху мультимедийных технологий послужили основанием для выбора темы исследования «Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования».

Объект исследования – медиаобразование в средней школе.

Предмет исследования – процесс формирования ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста в условиях медиапространства.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования ценностных ориентаций у подростков в процессе медиаобразования.

Реализация данной цели включает в себя следующие задачи:

- охарактеризовать медиаобразование и медиакультуру как факторы модернизации общества;

- выявить основные механизмы внедрения мультимедийных технологий в современном школьном образовании;

- показать возможности использования аксиологического подхода в процессе медиаобразования;

- разработать модель формирования ценностных ориентаций подростков в медиакультурном пространстве.

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций подростков будет эффективным, если: одним из ведущих средств формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся выступает медиаобразование; процесс формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях медиаобразования включает преимущественно интерактивные методы обучения и воспитания.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют философские и психолого-педагогические труды, рассматривающие:

- эволюцию социокультурных коммуникаций в социуме и ее роль в процессах культурного развития личности (Ю.М. Лотман, А. Моль, М. Маклюэн, Д. Белл и др.);

- общую теорию обучения, раскрытую в трудах Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, В.П. Беспалько, Дж. Брунера, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.В. Краевского, В.С. Леднева, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и др.;

- теорию медиаобразования и медиакультуры, разносторонне освещенную в исследованиях Л.М. Баженовой, О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, К. Бэзэлгэта, Л.С. Зазнобиной, Н.А. Коноваловой, Н.Б. Кирилловой, Л. Мастерман, С.Н. Пензина, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова, С.А. Шеина и др.;

- духовные, нравственные и этические вопросы, а также правовое поле мультимедиа как креативного феномена и новой формы творчества (С.М. Авдеева, О. Громова, Т. Громова, И.Н. Комарова, В.В. Макаев, М.С. Наливайко, А.В. Пинчук, К.А. Попов, Б.Ю. Щербаков, Л.И. Ястребов, Е.В. Якушина, Е. Ястребцева и др.);

- общечеловеческие ценности как основу формирования гуманистических ценностных ориентаций личности (исследования Ш.А. Амонашвили, А.Ю. Белогурова, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, Н.С. Розова, Л.Л. Супруновой, Е.Н. Ямбурга и др.);

- психолого-педагогические аспекты формирования у подростков ценностных ориентаций, раскрытые А.С. Белкиным, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Р.С. Немовым, Д.И. Фельдштейном, Л.М. Фридманом и др.

Междисциплинарный характер исследования обусловил применение различных методологических подходов, основанных на признании философского и гносеологического плюрализма в качестве принципа обоснования психолого-педагогических проблем в системе гуманитарного знания: аксиологического; единства и взаимосвязи общечеловеческих и национальных гуманистических ценностей как решающего фактора преемственности поколений; взаимозависимости исторического и современного, объективного и субъективного; обусловленности педагогических теорий и явлений различными социально-экономическими и культурными факторами; системного подхода. Данный методологический инструментарий в совокупности позволил расширить рамки понятия «медиаобразование», уточнить его социокультурные функции.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: научно-методический анализ литературы по социальным, философским, психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, особенностями ее влияния на личность и систему образования; государственного образовательного стандарта среднего общего образования, школьных программ и учебных пособий; обобщение опыта зарубежных стран по вопросам информатизации системы образования; психологическая и педагогическая диагностика (анкетирование и опрос); педагогический эксперимент; педагогическое и психологическое тестирование; педагогические наблюдения; метод самооценивания; моделирование содержания воспитательной работы по формированию ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста в условиях медиаобразования на основе использования мультимедиа.

Опытно-экспериментальная база. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 184 учащихся. В экспериментальную группу вошло 88 подростков (МОУ Гимназия № 25 г. Ставрополя); в контрольную группу – 96 (МОУ СОШ № 3 г. Ставрополя). Для учащихся экспериментальной группы был организован спецкурс «Медиакультура и общество».

Основные этапы исследования. На первом этапе (2004-2005 гг.) проводился теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения степени разработанности исследуемой проблемы; определялась проблема исследования, объект, предмет, цель, задачи исследования, формировалась программа экспериментального обучения; разрабатывались основы спецкурса «Медиакультура и общество». На втором, опытно-экспериментальном этапе (2005-2007), осуществлялся процесс формирования ценностных ориентаций в условиях медиаобразования, собирался и анализировался фактический материал; рассматривались тенденции разработки основных дидактических концепций содержания медиаобразования, перспективы его дальнейшего развития. На третьем, заключительно-обобщающем этапе (2007 г.), осуществлялись процессы статистической обработки полученных в ходе работы результатов исследования, проводился их анализ и интерпретация, оценка соответствия полученных материалов рабочей гипотезе, разрабатывались рекомендации по использованию накопленного теоретического материала и практического опыта в сфере медиаобразования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыты функции мультимедийных средств в обучении подростков, разработана модель формирования ценностных ориентаций подростков при помощи мультимедиа. Обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций подростков в процессе изучения спецкурса «Медиакультура и общество». Показана возможность использования интерактивных методов обучения и воспитания с применением мультимедийных средств: словесно-эвристические, упражнения, коллажи, «творческие лаборатории», дискуссии, «мозговой штурм», кейс-технологии, ролевые и деловые игры, анализ проблемных ситуаций, рефлексия.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ медиаобразования, уточнении пути формирования ценностных ориентаций учащихся на основе использования возможностей медиаобразования. В диссертации содержатся идеи и положения, углубляющие и конкретизирующие знания и представления о сущности медиакультуры подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение в практику предложенной модели и методов ее организации в процессе медиаобразования приводит к положительным результатам в формировании ценностных ориентаций подростков. Использование предложенных критериев оценки сформированности ценностных ориентаций содействует индивидуализации и дифференциации воспитательной работы. Разработана и внедрена программа авторского курса «Медиакультура и общество», которая может быть использована в конструировании содержания общего образования и концепции учебно-воспитательного процесса средней школы для повышения эффективности формирования гуманистических ценностных ориентаций подростков. Предложенные материалы могут быть использованы в учебных курсах по педагогическим дисциплинам в вузе, а также применимы в системе профессиональной переподготовки и повышении квалификации учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностные ориентации подростков продуктивно формируются в процессе медиаобразования, включающего развитие их медиакультуры.

2. Мультимедиа как явление культуры представляет собой комбинацию видов и средств информации, которые эффективно воздействуют на реципиента (выступающего одновременно в роли читателя, слушателя, зрителя), для удовлетворения его культурных потребностей и формирования ценностных ориентаций, сохранения и трансляции культурного наследия в мировом информационном пространстве.

3. Эффективность предложенной модели формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе медиаобразования обеспечивается разработкой и внедрением спецкурса «Медиакультура и общество» при соблюдении следующих педагогических условий: 1) в процессе медиаобразования целенаправленно развиваются мировоззренческие и ценностные представления учащихся, приобретаются новые знания (аксиологический компонент медиакультуры), стимулируется личностно-творческий компонент медиакультуры (теоретический блок спецкурса); 2) творческое многоцелевое использование учащимися любой информации с целью формирования ценностных ориентаций путем анализа и создания соответствующих медиатекстов осуществляется в процессе их работы в медиацентре, включающем в себя киностудию, редакцию газеты, телерадиостудию и интернет-клуб (практический блок спецкурса).

4. При формировании ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования наиболее эффективны интерактивные методы обучения, к которым относятся словесно-эвристические методы, упражнения, коллажи, «творческие лаборатории», дискуссии, «мозговой штурм», кейс-технологии, ролевые и деловые игры, анализ проблемных ситуаций, рефлексия.

Научная достоверность и обоснованность результатов исследования определяется четкостью исходных теоретико-методологических положений; применением системного подхода; адекватностью методов исследования поставленной цели, задачам, выдвинутой гипотезе; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального компонентов исследования; подтверждается высокой результативностью проведенного эксперимента.

Апробация и внедрение в практику. Основные результаты, полученные в процессе исследования, подвергались обсуждению и экспертной оценке профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», в ходе проведения V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск: ПГЛУ, 2007), использовались в работе научно-практических конференций регионального и республиканского уровней, в педагогической деятельности автора.

Структура и объем исследования. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список из 163 наименований, в том числе 5 источников на иностранном языке, приложения. В тексте диссертационного исследования содержится 4 таблицы.

Медиаобразование в концепциях отечественных и зарубежных ученых

С появлением мультимедийных технологий в системе современного образования, которые представляют собой совершенно новые средства и методы обработки информации, «встроенные» в традиционную технологию обучения, связано развитие медиаобразования. Сегодня практически во всех странах мира средства массовой информации и индустрия развлечений настолько широко используют телевидение, радио и видеотехнику для эффектной подачи больших объемов разнообразной информации, что молодежь оказывается под сильным их влиянием. В итоге новые медиа образуют так называемую «параллельную школу»: современному школьнику приходится делать выбор, причем обычная школа пока проигрывает, и ей следует, с одной стороны, искать способы внедрения мультимедийных технологий в образование, а с другой — использовать возможности средств массовой информации для достижения целей воспитания и обучения.

Опираясь на данные социологических исследований, ученые выявили следующие тенденции, характерные для организации процесса чтения современных школьников и молодежи:

- постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения и, как следствие, - уменьшение доли занятия чтением как средством организации досуга;

- преобладание прагматичного, информационного, «делового» чтения (т.е. по учебной программе, 48% учащихся читают литературу только в учебных целях) над «свободным»;

- изменение «свободного» (досугового) чтения в сторону предпочтения литературы развлекательного характера; - уход из круга чтения повестей и романов, произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, предпочтение периодики (в основном опять-таки развлекательной, рекреативной, настраивающей на легкое, поверхностное чтение);

- усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение [140: 12-13].

Медийная техника дает учащимся широкий выбор, который, как правило, решается в сторону наименее «затратных» способов чтения. Например, необременительного просмотра развлекательных телепередач. Вот почему ответом на вопрос «Что ты делал вчера?» у российских подростков был просмотр ТВ (68 %) и видеофильмов (20 %), компьютерные игры (33 %), прослушивание музыки (27 %). И лишь 17 % отметили чтение книг и периодической печати [140: 73-74]. Проведенный нами опрос учащихся среднего школьного возраста показал аналогичные результаты.

Такого рода тенденция в ближайшее время (с расширением доступа к системе Интернет) будет только усиливаться. Уже сегодня многие предпочитают читать свежие газеты на мониторе, а не в традиционном бумажном виде. Есть и любители «скачивать» на свой домашний компьютер толстые тома художественной литературы из виртуальной библиотеки. Аналогичные процессы проходят еще более активно во многих зарубежных странах. Общение с печатными текстами сменяется широким спектром контактов с медиатек-стами, преимущественно аудиовизуальными, экранными.

Таким образом, сегодня медиа — один из основных источников инте-риоризации, социализации молодежи. Объектом информационного воздействия становится не отдельный индивид, а целая группа людей, использующая тот или иной канал массовой коммуникации.

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: сообщение об окружающем мире — то есть информационная функция; взаимодействие с различными социальными структурами — воздействующая и гностическая функция; ретрансляция культурного наследия — познавательно-культурологическая функция, направленная на формирование преемственности культур.

В 1960 г. К. Райтом была отмечена развлекательная функция массовой коммуникации. В начале 1980-х гг. Мак-Квейлом, специалистом по массовой коммуникации Амстердамского университета, была названа еще одна функция МК — мобилизующая, под которой ученый понимал направленность коммуникации на решение сверхзадач, возникающих в период различных /Кампаний - политических или религиозных.

Отечественная психолингвистика выделяет четыре основные функции радио- и телевизионного общения: регулирующую, информационную, социального контроля, социализации личности (реализующуюся в формировании общественно одобряемых черт).

Информационная функция направлена на предоставление аудитории необходимой, актуальной информации о разнообразных сферах жизнедеятельности общества. Получая новую актуальную информацию, люди удовлетворяют познавательные потребности, повышают творческий потенциал. Обладание информацией предполагает наличие возможности предугадывать свои действия, прогнозировать результаты своих поступков, существенно экономит время и силы. Совместный поиск нужной информации увеличивает мотивацию к коллективной работе. Таким образом, информационная функция оптимизирует общественно полезную деятельность индивида.

Регулирующая функция обладает широким диапазоном влияния. Она реализуется при установлении межличностных контактов, при осуществлении контроля над общественным мнением. Массовая коммуникация влияет на формирование сознания личности, коллективного мнения, на создание общественных стереотипов.

Регулирующая функция реализуется в управлении и манипуляции общественным сознанием, осуществлении социального мониторинга, используется в целях «промывания мозгов», индоктринации.

Обыватели часто «принимают правила игры», нормы поведения, нравственные установки, эстетические требования, пропагандируемые, аргументируемые и навязанные СМИ в качестве положительного общественно одобряемого стереотипа образа жизни, мышления, имиджа и т.п. В процессе социализации личность учится жить и действовать согласно общественным правилам поведения, принятым и одобряемым в конкретную историческую эпоху.

Культурологическая функция общения интегрирует процесс постижения достижений культуры и подводит общество к осознанию необходимости преемственности между поколениями в целях сохранения и преумножения культурных традиций. С помощью СМИ люди постигают особенности культур и субкультур. Происходит формирование и развитие эстетического вкуса, налаживаются взаимоотношения, происходит взаимообогащение культур, снятие социальной напряженности, все это в итоге способствует интеграции в мировое сообщество.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Массовая коммуникация является одним из мощных средств воздействия на социум для оптимизации деятельности его членов, их социализации и интеграции. К сожалению, в большей части современных отечественных образовательных учреждений этот потенциал так и остается нереализованным. Необходимость целенаправленного медиаобразования в современном учебном процессе представляется совершенно очевидной. Следует отметить широкий разброс терминологии в научных исследованиях на эту тему. Как в России, так и за рубежом используются (часто как синонимы) такие наиболее распространенные термины, как медиакультура, медийная культура, информационная культура, аудиовизуальная культура, медиаграмотность, информационная грамотность, аудиовизуальная грамотность, медиаобразованность, информационная образованность, компьютерная грамотность, мультимедийная грамотность, информационная компетентность, медиакомпетентность, аудиовизуальная компетентность, медиакомпе-тенция и др. Проблемы эффективности использования медиаобразователь-ных программ и мультимедийных технологий выступают как наиболее значимые в контексте проблем информатизации воспитания. Прежде чем приступить к анализу результатов исследования названной проблемы, дадим расшифровку дефиниций, адекватных данному исследованию и составляющих современный педагогический тезаурус медиаобразования.

Готовить человека к жизни в информационном обществе, развивать его медиакультуру большинство исследователей считают возможным посредством медиаобразования. Под медиаобразованием понимается образование и развитие индивида с использованием медиа. Целью медиаобразования является формирование культуры медийного общения, креативных, коммуникативных способностей, критического образа мышления, самовыражения при помощи медиатехнологий, умений и навыков оценки, анализа, интерпретации медиатекста [96]. Медиаобразование отвечает современным целям и нуждам развития личности. Оно актуализирует целый спектр инновационных методов и форм обучения и воспитания. Комплексное, дидактически обусловленное погружение в мир СМИ, кинематографа, Интернета (синтезирующего и актуализирующего черты традиционных искусств) способствует исправлению существующих недостатков и восполнению пробелов в художественном образовании и нравственном воспитании.

Аксиологический подход к воспитанию подростков в процессе медиаобразования

В наше время продолжается кризис привычной для предыдущих поколений стабильной системы ценностей. Традиции, идеалы, нормы морали и этики - все подвергается пересмотру. Средства масс-медиа становятся одним из значимых компонентов психосоциальной среды обитания человечества, претендуя на роль мощнейшего фактора, влияющего на формирование мировоззрения и ценностной ориентации личности. Масс-медиа лидирует в области идеологического влияния на социум и личность, становятся трансляторами культурных достижений, активно влияя на принятие либо отрицание социумом тех или иных культурных ценностей. Вместе с тем средства массовой коммуникации сами выступают в качестве ведущего общественного средства, формирующего эти ценности, и, как правило, этот процесс мало изучен и протекает бесконтрольно. В большинстве случаев явление бесконтрольности и малоизученности обусловлено традиционными конструктивными характеристиками СМК, которые определяют сферу их влияния.

Информационное общество предъявляет особые требования к формированию личности, оно ставит перед необходимостью вырабатывать ответственность и самостоятельность в суждениях, умения ставить себе задачи, творчески разрешать их и адекватно оценивать ситуацию, используя информацию из различных источников. Современные реалии таковы, что медиаоб-разование должно интегрировать компоненты, которые связаны с формированием духовности, культуры познания и саморазвития личности, а также должны быть направлены формирование культуры передачи информации, способствующей развитию системы ценностей.

Таким образом, важнейшей составляющей гуманистической медиапе-дагогики становится аксиологический подход, состоящий в ориентации образования на формирование у учащихся системы общечеловеческих ценностей, реализующейся в отношении учащегося к социуму и к самому себе, воплощающейся в практической деятельности. Аксиологический подход в воспитании требует глубокого изучения личности, постоянной диагностики воспитательного процесса, направленного на помощь в самосовершенствовании и саморегуляции.

Вопросы формирования ценностных ориентации рассматривались исследователями с позиции различных наук и методологических подходов. Так, изучению философского аспекта ценностных ориентации личности посвятили свои работы С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, К.Ф. Сержантов, В.П. Тугаринов и др.; в социологии это - А.Н. Максимов, А.А. Ручка, Я. Щепаньский и др.; с точки зрения психологии ценностный аспект был рассмотрен А.В. Петровским, Т.П. Гавриловой, Л.Г. Десфонтейнес и др.; с позиции культурологии изучением ценностей в социуме занимались Л.Ф. Айсман, Б.Л. Губман, К.Н. Голин, П.С. Гуревич и др.; особенности воспитания ценностей в педагогике рассматривались А.С. Арусевым, В.П. Бездуховым, Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой, А.И. Шемшуриной и др. Рассмотрением сущности, содержания духовно-нравственных ценностей занимались К.Л. Алина, Л.М. Архангельский, А.А. Глухова, Р.К. Горин, Д.М. Гришин, Е.В. Золотухина-Аболина, К.Р. Конов, В.Г. Иванов, В.П. Кобляков, Л.Д. Леутская, Н.В. Рыбакова, В.Н. Сагатовский.

Как справедливо полагают В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова, аксиологический подход к изучению педагогических явлений обладает большим прогностическим потенциалом: он объединил в себе ценностное наследие российской и мировой педагогической культуры. В иерархической системе образовательных ценностей педагогическая аксиология выделяет ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение личности [119: 4]. Таким образом, аксиологический подход в медиаобразовании становится одним из ведущих направлений современной педагогической науки.

В нынешнем технологизированном обществе одной из перспективных областей исследований, которые открывают возможность анализа модели медиаобразования, являются проблемы этики и эстетики медиакультуры. Медиакультура становится значимым компонентом нравственной жизни человека. Она обладает четко обозначенным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Ею создаются и «предлагаются» социуму стереотипы эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности, которые углубляют духовный опыт личности, формируют ее способность к переживанию. Отрицать некоторую автономность медиамира трудно, как и признать его абсолютную независимость от традиционных социальных отношений и опыта. Опосредованное гибкими коммуникационными технологиями общение не только инструментализует искусство повседневного сосуществования, коммуникационного взаимодействия, символьного обмена, но и дает повод для анализа ситуации, в которой происходит становление современной культуры.

Исследование проблем этики и эстетики медиакультуры не только открывает простор для развития новых территорий знания, но и создает предпосылки для ответа на вопросы: какой тип учащегося нужен современному обществу сегодня, какие навыки и умения в арсенале образовательных практик являются перспективными.

При разработке проблем медиаобразования возникает задача выбора адекватной методологии. На наш взгляд, плодотворным является объединение этического и эстетического дискурса в исследовании проблем медиа-культуры на базе аксиологического подхода [2, 149, 146]. Трансформация системы ценностных ориентации медиакультуры служит отражением складывающегося нормативно-оценочного уровня мышления, который взаимодействует с эмоционально-чувственным и рационально-теоретическим способами познания. Таким образом, аксиологический подход позволяет исследовать феномены медиакультуры не только как формы отчуждения вследствие опосредованного характера общественных отношений в медиапростран-стве, но и как итог реализации потребности в идентификации, самопрезентации, знакомства и единения с другими людьми для общения с ними независимо от пространственно-временных ограничений.

Говоря об аксиологическом подходе в медиаобразовании, следует остановиться на понятии «ценность». Сложность трактовки сути феномена «ценность» обусловлена его многозначностью. В научной литературе можно найти более ста определений этого понятия, возникновение которых обусловлено использованием разных подходов к решению проблемы. В сущности ценности, по нашему мнению, следует выделить два определяющих фактора:

- взаимоотношение с индивидом как оценивающим субъектом;

- общественная обусловленность ценности (при выполнении этого условия ценности рассматриваются как нормы и идеалы). Система социальных ценностей не формируется случайно. Она всегда является, с одной стороны, итогом исторического дела культуры, опыта истории того или иного народа, общества, с другой стороны, выступает результатом поиска общественного идеала.

Ценность в ее социальном контексте, вернее — система социальных ценностей, вырабатывается культурно-исторически на протяжении тысячелетий и становится «системогеном» социогенетики, т.е. носителем культурно-этнического или культурно-национального наследования.

Таким образом, различия в ценностном мировосприятии — это различия, обусловленные ценностными ориентациями народов мира. Ценности, выступающие в качестве оснований таких различий, называются общественными или базовыми социально-цивилизационными ценностями.

Модель воспитательной системы с использованием медиатехнологий

Интенсивное развитие мультимедийных технологий ставит перед образованием новые проблемы как в масштабах государства, так и конкретного образовательного учреждения. Образование все больше приобретает общие черты, характеризующиеся ориентацией на гуманистические подходы, доступностью, гуманитаризацией, информативностью, интерактивностью, оперативностью. Все это создает предпосылки для возрастания значимости ме-диакультуры. В связи с этим наиболее актуальным направлением в воспитании и обучении является разработка модели формирования ценностных ориентации учащихся в условиях медиаобразования.

Воспитательная модель выполняет следующие функции:

- развивающую, заключающуюся в создании условий для духовного развития учащихся, стимулировании положительных изменений в развитии их личности, поддержку процессов самовыражения их способностей;

- защитную, предполагающую защищенность воспитанников от влияния разрушающих тенденций в социуме, нейтрализацию действия негативных факторов СМК на учащихся и их развитие;

- регулирующую, состоящую в упорядочении влияния педагогических процессов на формирование ценностных ориентации воспитанника.

Ключевыми понятиями моделируемой воспитательной системы, направленной на формирование ценностных ориентации учащихся, являются:

- духовность — родовое определение способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и прежде всего самого себя, в поисках и открытии самоценного, очевидного и необходимого смысла жизни, в самопостижении, самосовершенствовании, в стремлении найти ответы на «вечные вопросы» бытия - об устройстве мира, о душе человека, о жизни и смерти, истине, о Добре и Зле;

- смысл жизни - осознание индивидом содержания своей деятельности (прошлой, настоящей и будущей), определяющего его место и назначение в мире;

- душа - понятие, обозначающее внутренний мир человека, его сознание и самосознание;

- личность — человек как представитель социума, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди себе подобных, в пространстве времени и культуры;

- разум — способность целесообразно постигать и использовать знания о мире и человеческой душе, планировать собственную деятельность, прогнозировать дальнейшие события в целях гармоничного сосуществования человека с природой, человека с обществом;

- культура чувств - нравственная направленность личности, стремление к единению своего внутреннего «Я» с окружающим миром, способность решать проблемы, не причиняя вреда всему живому; нацеленность на сотрудничество и ненасильственное общение; ощущение прекрасного как путь гармонизации отношений между человеком и миром; умение служить общему делу, сохраняя свое и чужое достоинство;

- самостоятельность — умение осуществлять собственный правильный выбор на основе свободы выбора во имя гуманистического развития;

- гуманизм — система взглядов, основанная на признании ценности человека как личности, его права на счастье, свободное развитие, проявление всех его способностей; признающая благо отдельного человека критерием оценки общественных явлений, а принципы справедливости, равенства, человечности - нормой отношений в социуме.

Медиакультурное пространство является важным фактором формирования ценностных ориентации учащихся среднего школьного возраста, выступает концептуальной основой разработанной модели воспитания посредством спецкурса «Медиакультура и общество», ориентированной на смену стереотипов и выработку следующих установок:

- человек не узкий профессионал, интересующийся лишь своей сферой деятельности, а разносторонне развитая личность с интегрированным, целостным восприятием и осознанием мира;

- человек не прагматик, для которого существенна сиюминутная выгода, а духовная личность, принимающая на себя ответственность перед потомками и осознающая приоритет культуры перед техническим прогрессом;

- человек не индивидуалист, решающий главным образом проблемы собственного выживания, собственного благополучия, а личность, открытая другим людям, сопереживающая их горестям и радостям;

- человек не безответственный исполнитель, привыкший жить в системе запретов, а ответственная личность, способная анализировать, оптимизировать, генерировать варианты, принимать решения в условиях неопределенности.

Изучение массовой коммуникации в ракурсе освоения медиакультуры в среднем школьном возрасте имеет свою специфику. В ходе познания подростком окружающего мира чувства включаются в неподдельную, естественную систему переживаний положительного или негативного характера. Чем искреннее, естественнее сила радости, восторга, печали, охватывающие школьников, тем ближе они к усвоению эмоционального опыта, и задача состоит преимущественно в том, чтобы направлять его на нужные объекты и ценности. К ним относятся социальное благо, социальная активность, познание, порядочность, ответственность, достоинство, склонность к определенной профессии увлеченность разумными непрофессиональными занятиями в часы досуга, потребность в культуре, дружба, любовь и т.д. [72].

Освоение медиакультуры дает богатейшие возможности не только для эстетического развития личности, но и для более интенсивного набора знаний по всем предметам и освоения специфических навыков работы с информацией. Эти факты, в свою очередь, ведут к усилению межпредметной интеграции и созданию из мозаики отдельных предметов не дробной, разрозненной, а единой картины мира.

Стандарт медиаобразования, разработанный в лаборатории ТСО и ме-диаобразования ИОСО РАО под руководством профессора Л.С. Зазнобиной, рассматривает медиаобразование именно как комплекс следующих умений [52]:

- вычленять в информационном сообщении главное, отделяя его от так называемого «белого шума»;

- понимать направленность информационного потока, цели коммуникации;

- воспринимать задания, представленные в различных контекстах и формулировках;

- аргументировать собственные высказывания;

- учитывать альтернативные мнения и приводить обоснованные аргументы в защиту или против каждой из них;

- находить в полученной информации ошибки и предлагать пути их исправления;

- выискивать необходимую информацию в различных источниках;

- систематизировать предлагаемую или подобранную самостоятельно информацию по заданным признакам;

- собирать и систематизировать тематическую информацию на протяжении долгого времени (четверти, учебного полугодия или другого временного отрезка);

-устанавливать ассоциативные, а также практически целесообразные связи между различными информационными сообщениями;

- представлять в табличной или другой форме данные, извлеченные из предложенной информации;

- составлять план информационного сообщения, -предлагать адекватную содержанию форму его изложения;

- создавать рецензии информационных сообщений, анонсы;

- видоизменять информацию, трансформируя ее форму, объем, знаковую систему, носитель и др., исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена, а также целей коммуникативного взаимодействия;

- иметь представление и первоначальное умение работы с инструментарием подготовки, передачи и получения информации.

Спецкурс «Медиакультура и общество» как средство формирования ценностных ориентации подростков

Опытно-экспериментальное исследование по формированию ценностных ориентации подростков в процессе овладения медиакультурой проводилось в среддних общеобразовательных учреждениях г. Ставрополя. В экспериментальной группе (МОУ Гимназия № 25) на протяжении 2006-2007 учебного года внедрялся спецкурс «Медиакультура и общество». В контрольной группе (МОУ СОШ № 3) обучение проводилось по типовой учебной программе. Спецкурс читался один раз в неделю (24 часа). Количество учащихся среднего школьного возраста (8-й класс), охваченных опытно-экспериментальной работой, составило 184 человека. Основные цели эксперимента:

1. Проверка гипотезы о том, что процесс формирования ценностных ориентации станет органичной частью медиаобразования подростков при следующих условиях: медиаобразование рассматривается как важное средст-во формирования гуманистических ценностных ориентации учащихся; в процессе формирования ценностных ориентации учащихся в условиях медиаобразования основная роль отводится интерактивным методам обучения и воспитания.

2. Определение степени эффективности практической реализации ме-диаобразовательной модели в процессе формирования ценностных ориентации.

В реализации проектирования и построения процесса формирования ценностных ориентации на основе овладения медиакультурой были выделены три этапа опытно-экспериментальной работы.

I этап - основу этапа, предваряющего эксперимент, составил анализ государственного образовательного стандарта, действующих учебных программ; наблюдение за процессом воспитания подростков.

II этап - внедрение спецкурса «Медиакультура и общество» - предполагал подтверждение основных положений, сформулированных в ходе анализа, синтеза и обобщения теоретических положений, которые отражают сущность процесса формирования ценностных ориентации учащихся среднего школьного возраста на основе изучения медиакультуры, используя новые информационные технологии (Глава I).

Определены приоритетные направления и тематика обучения по курсу, что отражено непосредственно в разработанных методических рекомендациях. Реализованы программные направления медиаобразовательной модели, осуществлена проверка ее эффективности в рамках теоретических и практических занятий. Был создан медиацентр, без которого внедрение новых технологий практически невозможно. В его структуру вошли следующие подразделения: Интернет-клуб, редакция газеты «Кактус», телерадиостудия, киностудия.

Апробированы дидактические методы, в основе которых лежит освоение медиапространства как средства расширения возможностей формирования ценностных ориентации учащихся. Данные методы отличаются от традиционных тем, что ориентированы, по преимуществу, на самостоятельную деятельность учащихся, на формирование не только ценностных ориентации, но и интеллектуальных и исследовательских умений. При этом основную роль играет умение работать с информацией, получаемой с разных, в том числе с электронных, носителей.

На III этапе эксперимента проводилась обработка и анализ результатов, которые свидетельствовали о повышении интереса к медиаобразованию, осознание необходимости применения полученных знаний.

Гуманистические ценностные ориентации личности характеризуются, во-первых, пониманием того, что значит быть нравственным (т.е. нравственными знаниями), во-вторых, превращением этих знаний в потребности и мотивы личности, вхождением их в систему нравственных ценностей, установок и убеждений личности (отношением к ним) и, в-третьих, тем, в какой степени данные знания и отношения реализуются в конкретных действиях и поступках человека (нравственным поведением). При определении уровней сформированности ценностных ориентации личности в процессе овладения медиакультурой мы руководствовались следующими критериями:

1) когнитивный — заключающийся в понимании гуманистических ценностных ориентации и раскрывающийся через такие показатели, как знание смысла и содержания гуманистических ценностных ориентации; осознании места гуманистических ценностных ориентации среди многообразия ценностей; теоретической подготовленности к познанию новых ценностей, к получению знаний о них; выделении ценностного компонента в объекте познания;

2) эмоциональный — означающий степень выраженности эмоционального проявления гуманистических ценностей и обнаруживающийся посредством чувств и переживаний, которые связаны с осознанием гуманистических ценностных ориентации; эмоциональной активности учащихся в учебном процессе; готовности к освоению и восприятию гуманистических ценностей;

3) деятельностно-поведенческий — предполагающий проявление гуманистических ценностных ориентации в поведении и выявляющийся в умении воплощать полученное знание о ценностях в различных видах деятельности; в ценностном отношении к социуму и к отдельным людям; готовности преобразовывать окружающий мир в соответствии с гуманистическими ценностями; стремлении распространять знания о гуманистических ценностных ориентациях.

Таким образом, формирование гуманистических ценностных ориентации у учащихся среднего школьного возраста складывается из следующих звеньев:

- усвоение нравственных знаний;

- выработка нравственных убеждений;

- формирование нравственных чувств;

- развитие навыков и привычек поведения;

- овладение умениями и навыками самовоспитания;

- воспитание моральной устойчивости, умения противостоять аморальным влияниям медиапространства.

В процессе медиаобразования важно не только передать школьникам знания по медиакультуре, но и выработать ценностное отношение к соответствующим явлениям. Воспитанник должен осознать и прочувствовать феномен ценностного отношения; необходимо вызвать у него чувство одобрения нравственных отношений и осуждения безнравственных.

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования