Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
1.1. Понятие «целостное мировоззрение» в философии 13
1. 2. Проблема формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств в теории и практике отечественной педагогики 33
1. 3. Целостность мировоззрения в контексте целостности искусства 57
Глава 2. Педагогические условия формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
2.1 Диагностика уровня литературного развития как показателя сформированности целостного мировоззрения 73
2.2. Методическое и организационное обеспечение формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития 100
2.3. Результаты опытной работы 149
Заключение 157
Литература 158
Приложение 182
- Понятие «целостное мировоззрение» в философии
- Проблема формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств в теории и практике отечественной педагогики
- Диагностика уровня литературного развития как показателя сформированности целостного мировоззрения
- Методическое и организационное обеспечение формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
Введение к работе
Актуальность исследования.
Перед современной педагогикой, испытывающей на себе все сложности и противоречия окружающей социокультурной действительности, стоят «вечные» вопросы: какие мировоззренческие идеи и принципы должны выступать в качестве ее методологических оснований.
Стратегией и тактикой педагогической науки может стать целостное, открытое, гуманистическое мировоззрение (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.Г. Борзенков, Б.С. Гершунский, СИ. Гессен, А.Я. Гуревич, В.П. Загороднюк, В.А. Конев, А.И. Новиков, Н.Н. Пахомов и др.).
Глобальные проблемы последних лет потребовали от человечества не только приобретения знаний конкретных наук, но и целостного видения мира, формирования системного способа мышления, адекватно отражающего место человека в природе. Однако мировоззрение сегодняшнего выпускника школы, колледжа является мозаичным, полученные знания не выстраиваются в единую систему. С другой стороны, излишний сциентизм не способствует формированию целостного мировосприятия, так как вне ценностного рассмотрения картина мира распадается, превращаясь в невременное, не-пространственое, не-ценностное единство отдельных моментов1. По образному выражению М. Хайдеггера, современная система образования конструирует в сознании ребенка «мерцающее» видение мира .
Назрела необходимость новой методологической основы, и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» указывается, что «основной задачей является модернизация системы научно-методического обеспечения образования»1.
В философской и исихолого-педагогической литературе проблемы мировоззрения рассмотрены в различных направлениях: современные философские представления о мировоззрении как междисциплинарном понятии, его структуре, основных компонентах (П.В. Алексеев, А.А. Радугин, А.Г. Спиркин, П.П. Федосеев др.); психологические аспекты целостного мировоззрения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.), динамика мировоззренческих ориентации в отечественной педагогике с позиций парадигмального подхода (М.В. Богуславский, Г.Ф. Карпова, Г.Б. Корнетов); пути, средства и условия формирования мировоззрения (Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, И.Э. Куликовская, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, И.В. Сысоенко и др.); подходы к формированию мировоззрения средствами межпредметной интеграции (И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, А.Я. Данилюк, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, и др.).
В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по вопросам формирования мировоззрения (Л.А. Григорьева, В.Н. Жукова, Н.Н. Казначеева, А.И. Магомедова, И.В. Метлик Г.С., Ошорова, Е.А. Паладянц, О.Л. Подлиняев, СВ. Тарасов, Б.М. Целковников и др.).
Литература как учебная дисциплина эмоционально-образного ряда обладает возможностью оказывать синтетическое воздействие, то есть решать целый комплекс задач: дать знание о мире и месте человека в нем, способствовать определению мировоззренческой позиции, стать первоосновой развития эстетического чувства, образного мышления, речи. Художественное образование - важнейший путь развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Проблемам литературного развития посвящены труды многих педагогов (В.Ф. Асмуса, Т.Г. Браже, А.В. Доманского, Л.Г. Жабицкой, В.Н. Жуковой, Н.Н. Казначеевой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской и др.).
Усилить мировоззренческую функцию литературного развития может принцип интеграции в системе преподавания дисциплин эстетического цикла на основе синтеза искусств.
Обращение к практике преподавания предметов эстетического цикла в в педагогическом колледже и школах г. Мурманска показало, что широко осуществляются внешние (формальные) связи одного предмета с другим по принципу горизонтального соположения (межпредметные связи в традиционном смысле этого слова). Редко встречается интеграция -взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но имеющих изначальное генетическое сходство. При таком подходе «речь идет уже не о том, что в разных искусствах можно обнаружить нечто общее, а о том, что нечто общее по-разному проявляется в разных видах искусства»1.
Анализ статей журналов «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Литература в школе», «Русская словесность», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России» за последние пять лет позволил сделать вывод о том, что проблема обращения к произведениям искусства в преподавании предметов различного цикла представляет интерес как для учителей, так и для преподавателей, занимающихся подготовкой будущих специалистов. Этот вывод был подтвержден результатами анкетирования учителей г. Мурманска (Мурманский педагогический колледж, гимназия №6, лицей №1, школы №13, 20, 23, 25, 27, 31,42, 55): интерес к проблеме преподавания литературы во взаимосвязи со смежными видами искусства проявило 100% опрошенных. При этом 30% учителей отметило собственную недостаточную "методическую подготовку в этой области, 25% указало на нехватку знаний по теории и истории искусства.
К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к проблемам формирования личности на основе синтеза искусств (А. В. Бакушинский, Т. Г. Браже, Г. Д. Гачев, В. А. Доманский, А. А. Мелик-Пашаев, Л Г. Савенкова, Г.П. Шевченко и др.)- Взаимодействию искусств в эстетической подготовке учителя и воспитателя посвящены работы А. Батыралиева, Л. Г. Бейрюмовой, В. К. Кириллова, Т. А. Костогрыз и др.
Однако вопросы формирования целостности мировоззрения в процессе литературного развития на основе синтеза искусств, когда дисциплины интегрируются в единые циклы, блоки, связываются единой целью и преподаются на единых методических принципах, недостаточно разработаны в научной литературе. Проблема становления целостного мировоззрения на основе интеграции остается одной из самых нерешенных в теории и практике педагогического образования.
Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития».
Целью исследования является выявление эффективных условий формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в процессе литературного развития в системе интеграции учебных дисциплин эстетического цикла.
Объект исследования - процесс формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования - условия формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития на основе интеграции учебных дисциплин эстетического цикла.
Гипотеза исследования. Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в рамках преподавания предметов эстетического цикла будет эффективно в том случае, если:
- интегративная модель преподавания предметов эстетического цикла строится на основе сочетания и взаимодействия духовной культуры личности, педагогики, искусства;
- литературное развитие студентов в условиях интеграции учебных дисциплин эстетического цикла включает в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты;
- система преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже построена на основе синтеза искусств и включает в себя поиск идейных, тематических, стилевых закономерностей в художественных произведениях.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить его задачи:
- раскрыть содержание понятия «целостное мировоззрение» в контексте философии, психологии, педагогики, искусствознания;
- изучить развитие идеи о формировании целостного мировоззрения личности в рамках предметов эстетического цикла в истории отечественной педагогики;
- определить критерии и показатели уровня сформированности целостного мировоззрения на основе изучения литературного развития студентов;
- разработать интегративную модель преподавания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже;
- экспериментально проверить эффективность системы формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств.
Методологическую основу исследования составляют философско-антропологические идеи в отечественной философии (Н.А. Бердяев, А.Ф.
Лосев, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.), культурологические концепции (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Д.С. Лихачев и др.), философия соборности (В.Н. Муравьев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.), концепции гуманитаризации науки (В.В. Ильин, B.C. Степин, B.C. Швырев, И.Т. Фролов), синергетическая концепция (П.К. Анохин, Г. Николис, И. Р. Пригожий, Г. Хакен и др.), теория целостности искусства (А.Ф. Лосев, М.И. Каган, М.М. Бахтин и др.), концепция синтеза искусств (В.В. Ванслов, А.Я. Зись, Л. А. Рапацкая и др.).
Психологический аспект диссертации представлен общей теорией деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); психологией восприятия искусства (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Б.М. Теплов и др.).
Педагогическая основа исследования - концепции формирования мировоззрения в процессе обучения и воспитания (В.Н. Жукова, Э.И. Моносзон, И.Я. Лернер, Н.Г. Огурцов, P.M. Рогова, СВ. Тарасов, Б.М. Целковников и др.), положения и идеи об активности субъекта образовательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.С. Занков, Д.Г. Левитес, И Я. Лернер и др.), синергетические идеи в педагогике (Т.С. Назаренко, М.В. Рыжаков, B.C. Шаповаленко и др.), работы по эстетическому воспитанию (В.А. Доманский, Д.Б. Кабалевский, А. А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.), теории литературного развития учащихся (В.Ф. Асмус, Т.Г. Браже, А.В. Доманский, Л.Г. Жабицкая, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская и др.).
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; социологические методы (опросы, анкетирование); методы наблюдения, моделирования; обобщение педагогического опыта в области проектирования образовательных программ и технологий обучения (литература и мировая художественная культура); анализ продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся (устных ответов на экзаменах, творческих работ, курсовых работ); статистическая обработка экспериментальных данных. Экспериментальной базой исследования явился Мурманский педагогический колледж (студенты I-II курсов дошкольного и школьного отделений), школы №34, №53, №55 г. Мурманска, Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института (г. Мурманск). Исследованием было охвачено 130 человек.
Этапы и организация исследования.
На первом этапе - поисково-теоретическом (1994 -1995 гг.) -происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ философских работ, психолого-педагогической и методической литературы по вопросам формирования целостного мировоззрения в процессе литературного развития, определялись цель, объект, предмет; формулировались гипотеза и задачи, производился выбор методологических основ диссертационного исследования.
На втором этапе (1996-1999 гг.) - теоретико-экспериментальном -разрабатывалась система уроков литературы, мировой художественной культуры на основе единства смежных видов искусства, направленная на формирование целостного мировоззрения. Велись разработка и апробация программ для педагогических училищ: по литературе XX века, факультативных курсов «Искусство серебряного века», «Тема детства в искусстве». Совместно с преподавателями музыки педагогического колледжа разрабатывалась и внедрялась система внеклассной работы в поэтическом клубе «Свеча». Определялись основные положения экспериментальной работы. Осуществлялись констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе - обобщающем (2000 - 2003 гг.) - проводились систематизация и обобщение экспериментального исследования, его анализ и оценка, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические возможности и особенности формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в процессе литературного развития; обоснована интегративная модель формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе преподавания литературы во взаимосвязи дисциплин эстетического цикла, включающая в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты.
Теоретическая значимость исследования:
- определены различные подходы к понятию «целостное мировоззрение», его структура на уровне компонентного состава;
установлены дидактические условия формирования целостного мировоззрения в процессе литературного развития на основе синтеза искусств;
- разработаны критерии и показатели сформированности целостного мировоззрения на основе изучения уровней литературного развития студентов.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что:
- предложенная диагностика уровня сформированности целостного мировоззрения через изучение литературного развития учащихся может найти применение в преподавании дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе, в среднем специальном учебном заведении;
- раскрыты возможности комплексного воздействия и интеграции искусств при организации учебно-воспитательной работы в колледже и общеобразовательной школе;
- теоретические выводы и практические материалы исследования могут войти составной частью в лекционные и лабораторно-практические занятия по курсу «Методика преподавания литературы».
Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологическим подходом при обосновании исходных теоретических позиций; использованием современных научных концепций в области педагогики и психологии, комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; статистической обработкой полученного экспериментального материала; 23-летним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя Мурманского педагогического колледжа и преподавателя кафедры общегуманитарных дисциплин Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Реализация модели литературного развития в аспекте формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа возможна благодаря использованию интеграции дисциплин эстетического цикла на основе синтеза искусств.
2. Наиболее эффективным путём анализа художественных произведений является анализ в аспекте бинарных оппозиций, в процессе которых осуществляется духовно-нравственное совершенствование человека, живущего в единстве и гармонии с миром, обществом и самим собой.
3. Уровень литературного развития студентов может быть показателем сформированности целостного мировоззрения, т.к. носит полифункциональный характер и его природа интегративна (включает в себя когнитивно-интеллектуальный, ценностно-ориентационный, эмоционально-мотивационный компоненты).
Апробация работы проходила в ходе выступлений на конференции Всероссийского конкурса «Учитель года России» (Москва, 1997); на областных научно-практических конференциях Мурманского областного института повышения квалификации работников образования: «Современное состояние и перспективы развития школьного гуманитарного образования» (1997), «Аттестация как условие развития педагогического мастерства и творчества работников образования» (1997), «Обновление содержания образования» (1998); «Развитие гуманитарного образования. Краеведческий аспект» (1998); на межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Владимир Соловьев и современность» (г. Киров, 2000 г.); региональных межвузовских научных конференциях «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах (2000, 2001, 2002, 2003 г.г.), на VI межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (г. Киров, 2003 г.); на конференции Российской академии образования и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (г. Мурманск, 2003).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (310 наименований) и приложения.
Понятие «целостное мировоззрение» в философии
Основаниями к постановке проблем современной образовательной парадигмы могут быть тенденции в философии XIX - XX веков.
«Философия конца XIX и особенно XX века, после мировых войн и опыта тоталитарных режимов, со всей отчетливостью и болью осознает «заброшенность» и одиночество человека во враждебном мире, утрату им привычных защищающих ниш - дома, семьи, Родины, нарастающую его отчужденность от природы, культуры, власти, продуктов производства, от самого себя. Она ищет объяснения причин такой ситуации, возможностей и способов выхода из нее. Поиск путей к целостному миру и человеческой принадлежности к нему с неизбежностью ведет философскую мысль нашего века к постановке проблем образования»1.
Мировоззрение, являясь одним из фундаментальных и наиболее сложных понятий, издревле подвергалось и подвергается осмыслению в различных научных и художественных областях, и в первую очередь - в философии.
Философский энциклопедический словарь 1998 года дает такое определение понятию «мировоззрение»: «совокупность результатов метафизического мышления и исследования, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т.п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук»
Таким образом, мировоззрение имеет сложную структуру, само определение термина содержит понятие целостности как качественной характеристики мировоззрения.
«Российская педагогическая энциклопедия» так определяет мировоззрение: «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» . Далее читаем: «В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача не под силу ни одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто различных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии»3. Как видим, здесь под целостным мировоззрением понимается вся сумма знаний о природе и человеке. Характеризуя представление о мире в конце XX века, авторы энциклопедии пишут: «Важнейшей характеристикой духовной культуры стало сознание целостности современного мира...» 4.
Если обратимся к словарям русского языка, то увидим, что семантика слова «совокупный», «совокупность» такова: «Совокупный - вместный, совместный, соединенный»5.
Словарь русского языка АН СССР, Института русского языка в 4-х томах определяет слово «совокупность» как сочетание, общая сумма, общее количество чего-либо»1. Но целостность мировоззрения нельзя понимать как только количественную характеристику, сумму знаний. Слово «сочетание» означает «соединение во взаимном соответствии»2. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному, и включает не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г.Майер)3. Согласно М. Шелеру, мировоззрение - «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции или членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще»4.
Новая философская энциклопедия 2001 г. определяет термин «мировоззрение» так: «система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира»5.
Проблема формирования целостного мировоззрения посредством комплексного взаимодействия искусств в теории и практике отечественной педагогики
Перед современной педагогикой, испытывающей на себе все сложности и противоречия окружающей социокультурной действительности начала XXI века, со всей остротой продолжают звучать «вечные» вопросы: какие духовно-мировоззренческие, нравственные идеи и принципы должны выступать в качестве методологических оснований ее стратегии и тактики. Основой нынешней и будущей жизни может стать целостное, открытое, действительно гуманистическое по характеру духовное мировоззрение.
Вопрос о целостном мировоззрении в педагогике - это вопрос о необходимости восстановления в личности посредством образования ее целостности, т.е. формирование личности, сочетающей целостное мышление и целостное знание о мире с целостной душой. Педагогика сегодняшнего дня пришла к выводу, что «абсолютизация знаний, отрыв их от нравственности и духовности, ведет к большой беде, которая называется сциентизмом и которая ставит под угрозу само будущее земной цивилизации. А вот образованию подрастающего поколения, как целостной гуманистически ориентированной системы обучения, воспитания и развития, вполне по силам разрешить противоречия между самоценностью знаний и общечеловеческой нравственностью, гуманизацией и политехнизацией самой человеческой жизни».
В педагогике утвердилась идея целостного становления личности в системе общественных отношений, деятельности, общения, в органическом единстве ее мировоззренческого сознания, чувств, воли.
Философское понимание мировоззрения как единства взглядов, знаний, убеждений является методологической основой современной педагогики:
«Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека». Взгляды - это знания, теоретические концепции, предположения, идеи, «принятые человеком в качестве достоверных». «Убеждение -качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину». Органическим свойством убеждений являются чувства».
Вместе с тем научное мировоззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевым действием, таким образом, «непреклонная воля - важный элемент мировоззрения». Мировоззрение выполняет ряд общественных функций: просветительную, воспитательную, развивающую, организационную, прогностическую. Мировоззрение - цельное личностно-психологическое образование, влияющее на развитие сознания, чувств, воли и поведения. «Цель мировоззренческого воспитания в формировании устойчивого, надежного центрального звена структуры личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения»2.
Утверждая идею целостности в понимании личности, современная педагогика исходит из общефилософского принципа внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности процессов и явлений окружающего мира. В недалеком прошлом творческое саморазвитие личности так или иначе ограничивалось рамками «социального заказа». В подходе современной педагогики к пониманию ценностно-смыслового значения личности и ее мировоззрения достаточно отчетливо просматриваются гуманистические идеи философской и художественной мысли.
Гуманно-личностная педагогика преследует ту же цель, что и философия соборности, возникшая еще в тайных смыслах Священного Писания, развитая в философском опыте отечественных мыслителей (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.Н. Муравьев, С.Л. Франк и др.) и по-новому осмысленная педагогикой XX века (Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский и др.). В мировоззренческом плане «соборность» есть прежде всего «взаимное, основанное на духовной общности притяжение людей, их органическая связь, любовь, выражающая целостность и полноту бытия». Именно личность является первоэлементом соборности.
В свете христианского учения о человеке В.В. Зеньковский выделяет два вида соборности: «натуральную» (семья как «органический тип социальной связности») и «благодатную» («через церковь осуществляется познание Истины... в целом»). «Подлинно индивидуальное в нас так глубоко сплетается с социальным, с надындивидуальным, что следование одному индивидуальному в себе уже является разрушением целостности в человеке и усилением в нем противостояния добру, усилением темного начала. Потому спасение невозможно вне связи с другими людьми в Церкви»2. В трудах этого философа нас привлекает глубокий гуманистический смысл, стремление поднять личность на духовно-нравственную высоту: «Внутренняя борьба, стесняющая начало личности, становится при обращении к Богу лестницей восхождения к расцвету силы и правды в личности»3.
Диагностика уровня литературного развития как показателя сформированности целостного мировоззрения
Диагностический компонент исследования отражает многообразие образовательных достижений, совокупность способов и форм оценки этих достижений, их анализа и систематического отслеживания в аспекте формирования у студентов целостного мировоззрения. Целостность мировоззрения как способа и результата освоения личностью мира обусловлена тем, что в нем сходятся и обретают духовно-ценностную направленность все эмоционально-интуитивные, теоретико-мыслительные, нравственно-волевые и другие стороны индивидуального сознания личности.
Процесс формирования целостного мировоззрения может быть успешным при реализации условий для развития всех трех его компонентов: когнитивно-интеллектуального, ценностно-ориентациоиного, эмоционально-мотивационного.
Литературное развитие - фактор формирования целостного мировоззрения, так как литература как учебная дисциплина эмоционально-образного ряда обладает возможностью оказывать синтетическое воздействие, то есть решать целый комплекс задач: давать знание о мире и месте человека в нем, способствовать развитию образного мышления, речи (когнитивно-интеллектуальный компонент мировоззрения), создавать условия для определения мировоззренческой позиции (ценностно-ориентационный компонент), стать первоосновой развития эстетического чувства (эмоционально-мотивационный компонент).
Литературное развитие способствует формированию компонентов, обеспечивающих целостность мировоззрения, что неоднократно подчеркивали ученые-педагоги, раскрывающие взаимосвязь литературного образования с общекультурным. В.Г. Маранцман выделял 4 стороны эстетического восприятия: эмоциональную, связанную с воображением, смысловую, эстетическую. Е.Н Молдавская пишет: «Способность мыслить словесно-художественными образами, понимаемая как общая способность, по существу и является тем основным структурообразующим моментом, с помощью которого может быть построена структура частных литературных способностей»2. Л.Г. Жабицкая считает, что «литературное развитие протекает наиболее гармонично тогда, когда основные перцептивные способности сочетаются с высоким уровнем общего интеллекта»3. «Чем более сформированной, зрелой является личность «человека читающего», тем более сформирован его внутренний диалог, т.е. вопросно-ответное множество интересов», - пишет в своем диссертационном исследовании Г.Н. Хан4.
Мы не ставим перед собой цель сформировать в сознании студентов законченную целостную картину мира на уроках дисциплин эстетического цикла. Целостная картина мира - «совокупность результатов метафизического мышления и исследования, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т.п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и, в-третьих, результаты конкретных наук».
По И.Я. Лернеру, расширение общего и художественного информационного пространства личности достигается благодаря объему, систематичности, осознанности и критичности знаний (схема 3). В рамках предметов литературы и мировой художественной культуры, внеклассной работы мы решаем проблему выстраивания содержания образования таким образом, чтобы через межпредметные связи эстетических дисциплин обеспечить усвоение структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему, достичь нового уровня обобщения знаний, их интегрирования.
Исходя из того, что мировоззрение - «система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы»3, мы выделили второй компонент целостного мировоззрения - ценностно-ориентационный. Литература, как и все искусство, - «своеобразный хранитель нравственного опыта человечества перед лицом грядущих поколений» (Л.А. Рапацкая4), поэтому велика ее роль в ориентации личности на социально значимые ценности. В работе М.Г. Казакиной дается определение ценностных ориентации, которого придерживаемся и мы. Ценностные ориентации - это интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность, это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании, как к потребностям, которые мотивируют поведение и программируют будущее.
Методическое и организационное обеспечение формирования целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития
В философии понятием «условие» обозначают «то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления».
Очевидно, что применительно к реализации мировоззренческой функции обучения речь идет о целенаправленно создаваемой системе дидактических условий, позволяющих, не снижая общего положительного эффекта этого процесса, достичь более высоких результатов в формировании целостного мировоззрения учащихся.
По определению В.И. Андреева, под дидактическим условием понимается «обстоятельство процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей»2.
Желание найти в уроках опору на ассоциации, на анализ через синтез, на эвристику, найти связь эмоционального с рациональным, интуитивного с логическим, желание вывести процесс познания на уровень продуктивного творчества привело к выработке своей системы. Она динамична, подвижна, здесь сложно говорить о стандартизации, поэтому остановимся на одном ее направлении - подходе к преподаванию гуманитарных дисциплин на основе синтеза искусств.
Понимание искусства как особой модели мировоззрения, как способа познания мира и себя в этом мире стало для нас направляющим в осмыслении общепедагогических проблем. «Уникальность познавательной силы искусства в том и состоит, что его СМЫСЛ поступает в сознание через чувственное восприятие, мобилизуя активность зрения, слуха, языка. Содержание, перевоплощаясь в энергию слова (литература), в сгармонизированный звук (музыка), равно как и в построения, цветовые, линеарные, пластические, пространственные (пластические искусства) и вызывает наслаждение смыслом не только в чтении, но и в слушании и созерцании его» .
В данном разделе представлены и описаны результаты формирующего эксперимента: опытно-экспериментальное преподавание предметов эстетического цикла (литературы, мировой художественной культуры), работа поэтического клуба «Свеча» на основе синтеза искусств, межпредметных связей в Мурманском педагогическом колледже.
Описанный в работе опыт вносит коррективы в традиционное представление о целях и путях эстетического образования учащихся. Определяя ведущей идеей формирование целостного мировоззрения, мы раскрываем педагогические условия формирования целостного мировоззрения: некоторые новые содержательные и технологические аспекты уроков литературы и мировой художественной культуры.
Нововведения в содержательной части работы связаны с включением новых текстов в программу, в переходе к блочной форме организации материала, разработке новых факультативных курсов и форм внеклассной работы. В целях изменения технологии деятельности преподавателя и учащихся и усиления ее гуманистической направленности считаем необходимым внедрение принципов ненасильственного взаимодействия, а также углубление интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения.