Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Погорелов Станислав Тимофеевич

Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности
<
Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Погорелов Станислав Тимофеевич. Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности : ил РГБ ОД 61:85-13/29

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ... 18

1. Теоретические основы процесса фоомирования эстетического идеала учащихся . 18

2. Воспитательные возможности художественной деятельности учащихся педагогических училищ в формировании их эстетического идеала 52

ГЛАВА II.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВШ ПОВЫШЕНШ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА УЧАЩИХСЯ ПЕДУЧИЛИЩ 76

1. Изучение сформированности эстетического идеала учащихся в учебно-воспитательном процессе 76

2.Реализация воспитательного потенциала предметов специального музыкального цикла и

внеучебной деятельности 110

3.Художественно- педагогическая деятельность учащихся ..... 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..... . 173

Введение к работе

Планомерное развитие нашего общества выдвигает постоянно усложняющиеся задачи в области коммунистического воспитания советских людей. На ХХУ1 съезде КПСС, Пленумах ЦК КПСС поставлены задачи повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения, совершенствования форм и методов трудового, нравственного, эстетического воспитания, формирования научного, марксистско-ленинского мировоззрения учащихся. Внимание, уделяемое коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, формированию его духовной культуры, является выражением программной установки партии на всестороннее развитие советского человека. Партия исходит из того, что воспитание нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.

Центральной задачей коммунистического воспитания является формирований научного мировоззрения советских людей. Её важность объясняется тем, что, выступая как особая обобщенная форма отражения действительности, коммунистическое мировоззрение, базирующееся на марксистско-ленинских методологических и теоретических принципах, служит основой ориентации людей в процессах и перспективах исторического развития, вооружает их методами изучения и преобразования мира. Мировоззрение, являясь ядром сознания личности, регулирует её поведение и деятельность, определяет жизненную позицию человека.

Решение задач формирования целостного мировоззрения учащихся неразрывно связано с их эстетическим и нравственным воспитанием, общим развитием личности, отношением к труду, формированием чувства патриотизма и интернационализма. Устойчивое мировоззрение, сформированные эстетические и нравственные идеалы - 4 -стимулируют деятельность человека, способствуют становлению его как творческой личности, отвечающей высоким требованиям современности.

Единство целей формирования коммунистического мировоззрения и эстетического воспитания конкретизируются в задаче формирования коммунистического эстетического идеала учащихся.

Зарождающийся в недрах развитого социализма будущий коммунистический общественный строй нувдается в эстетическом совершенстве применительно ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, практики, культуры. Теоретически обоснованный классиками марксизма-ленинизма идеал будущего коммунистического общества, его созидателя - всесторонне и гармонически развитого человека выступает и как идеал эстетический. По воспоминаниям А.В.Луначарского В. И. Ленин говорил о будущем как об открытии дверей "перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" (116,34).

Опираясь на достигнутый материальный и духовный потенциал общества, наше государство впервые в истории человечества ставит своей целью всестороннее, в том числе и эстетическое, развитие каждого и конституционно гарантирует его (14, ст.20, 47).

Развитый эстетический идеал выступает как определенная реальная цель, стимул жизни и деятельности человека, помогает ему отличить истинно прекрасное в действительности и искусстве от безобразного, раскрывает красоту коммунистической идейности, нравственности.

Одним из ведущих средств эстетического воздействия на человека является искусство, роль которого постоянно возрастает в условиях быстрого экономического и социального развития нашего общества, нарастающих темпов научно-технического прогресса, - 5 -бурного развития средств массовой коммуникации, сделавших доступными разнообразные художественные ценности для каждого человека. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС отмечается, что "по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь, А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства з то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма" (15, 20).

Искусство многопланово влияет на мировоззрение личности, в том числе и через её эстетический идеал. Эстетический идеал всегда конкретно историчен, классово ориентирован, что делает его мощным идеологическим оружием. В наши дни, в условиях небывалого противоборства двух мировоззрений - коммунистического и буржуазного, идеологи капитализма пропагандируют "западный образ жизни" средствами литературы и искусства. Через распространение ложных эстетических идеалов, особенно среди молодежи, буржуазное мировоззрение способно проникать и в сознание части советских людей. Поэтому проблема формирования эстетического идеала, эстетического воспитания в целом приобретает особое мировоззренческое, идеологическое значение.

Решение задач эстетического воспитания как неотъемлемого компонента коммунистического воспитания подрастающих поколений призвана осуществлять общеобразовательная школа. Уже в первых программных документах о работе советской школы задача эстетического воспитания рассматривалась как целостная концепция эстетического развития нового человека, В опубликованных в 1918 году "Основных принципах единой трудовой школы" эстетическое воспитание понимается широко, как средство всестороннего развития учащихся.

Проблемы, связанные с решением задач эстетического воспитания, всегда были в центре внимания советской педагогики. Их активно разрабатывали Н,К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, В.Н. и С.Т.Шацкие, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Талантливые педагоги-марксисты, они отстаивали необходимость "выведения" эстетического воспитания на мировоззренческий уровень, использования его средств для формирования личности активного труженика-творца, преобразующего мир " и по законам красоты".

Методологические, теоретические, методические аспекты формирования научного мировоззрения разработаны в исследованиях ряда советских ученых (М.Н.Алексеев, В.Г.Иванов, П.В.Копнин, Н.А.Мен-чинская, Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова, Г.Н.Филонов, В.Ф.Черноволен-ко, В.Н.Шинкарук), раскрыто содержание этого процесса. Академик АПН СССР Моносзон Э.й. показал, что "формирование взглядов,убеждений и идеалов составляет основное содержание процесса формирования мировоззрения учащихся" (123, 114).

Вопросы взаимосвязи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, влияния искусства на становление эстетического идеала нашли широкое отражение в современных методологических, теоретических исследованиях А.П.Велика, Л.А.Воловича, С.С.Голь-дентрихта, Е.С.Громова, А.К.Дремова, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, О.В.Лармина, В.М.Муриана, М.Ф.Овсянникова, В.А.Разумного, В.К. Скатерщикова, Л.Н.Столовича, Н.А.Ястребовой, А.И.Яценко и других советских философов.

Пути и средства формирования эстетического идеала подрастающих поколений рассматриваются в трудах А.И.Бурова, Е.В.Квятков-ского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, Л.П.Печко, Т.П.Соболевой и других ученых.

Значительный вклад в разработку вопросов эстетического воспитания средствами природы, искусства, трудовой деятельности .. 7 -внесли Ю.Б.Алиев, С.А.Аничкин, В.К.Белобородова, М.А.Верб, И.Ф. Гончаров, Е.Я.Гембицкая, Т.Д.Полозова, А.М.Сохор и другие.

Эстетический идеал является социально обусловленным представлением человека о совершенстве, о красоте в действительности, выражается в понимании прекрасного в жизни, поведении людей, в природе, в различных видах искусства, в стремлении к художественно-творческой деятельности, в борьбе за прекрасное в жизни, труде, искусстве, в общении между людьми (190, 22).

Эстетический идеал формируется всей системой общественных воздействий, всех видов деятельности - трудовой, познавательной, общественно-политической, спортивной и других, в которые учащиеся включаются.

Существенное влияние на процесс формирования эстетического идеала способна оказывать художественная деятельность, специфика которой проявляется в образном отражении действительности и содержит оценку этой действительности с позиций определенного идеала. В произведениях искусства воплощаются, объективируются эстетические идеалы авторов и отражаются существенные стороны общественных эстетических идеалов. Поэтому включение учащихся в художественную деятельность, направленную на постижение идейно-эстетической сущности художественных произведений, воплощенных в них идеалов, воздействует на формирование эстетического идеала учащихся.

Особое значение в аспекте рассматриваемой проблемы имеют вопросы формирования эстетического идеала будущих учителей музыки. Это объясняется тем, что практические задачи эстетического воспитания подрастающих поколений призваны решать педагоги общеобразовательной школы, в том числе учителя музыки. Растущие требования общества к развитию личности учителя, усложняющиеся задачи эстетического воспитания учащихся в современных условиях требуют mm Q — совершенствования системы воспитательной работы с будущими учителями. Формирование эстетического идеала учителя музыки особенно актуально, ибо он в силу своего профессионального долга призван быть проводником коммунистических идеалов в жизнь, формировать эстетический идеал подрастающих поколений. Только собственная убежденность учителя в том идеале, который он стремится воспитать в своих учениках, служит основой глубоко эмоционального переживания его школьниками, как действительно прекрасного, и формирования у них твердой уверенности в его истинности. Таким образом, эстетический идеал учителя активно влияет на становление идеалов его учеников. Поэтому чрезвычайно важен поиск путей повышения эффективности процесса формирования эстетического идеала самого учителя музыки.

Советское музыковедение и музыкальная педагогика всегда рассматривали музыкальное искусство как могущественное средство нравственного и идейно-эстетического воспитания человека, формирования его идеальных устремлений. Такой подход глубоко обоснован в работах видных музыкантов-педагогов Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбойма, Н.А«Ветлугиной, Р.М.Глиэра, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и других. Музыкальное искусство мыслится ими как действенное оружие в борьбе за новое общество, за светлые идеалы человечества. Поэтому музыкальное воспитание они не сводят только к музыкально-эстетическому развитию, а рассматривают его как эффективное средство формирования коммунистического мировоззрения учащихся. С этих же позиций ученые подходят к подготовке учителя музыки общеобразовательной школы. Формулируя современные требования к учителю-музыканту, О.А.Апраксина подчеркивает, что он должен своей деятельностью способствовать формированию творческой личности, воспитанию любви к музыке, подготовке к жизни духовно богатых людей с высокими - 9 -нравственно-эстетическими идеалами (126, 42).

В последние годы осуществлено достаточно большое число исследований, посвященных различным сторонам подготовки учителя музыки. В подавляющем своем большинстве они построены на материале работы со студентами педагогических вузов и посвящены в основном вопросам методики профессионального обучения. В то же время значительная часть учителей музыки в нашей стране готовится в педагогических училищах.

Учащиеся педучилищ представляют собой специфическую группу учащейся молодежи. Их возраст - преимущественно 15-19 лет - соответствует возрасту юности. В этот период происходят значительные изменения в эмоциональном, интеллектуальном развитии, социальной позиции учащихся. Характерная для юношеского возраста обращенность в будущее, стремление самоопределиться, найти свое место в общественной жизни, поиск цели и смысла существования подкрепляются приобретаемыми профессиональными знаниями и умениями, первыми шагами в новой социальной роли и интенсивно ускоряют развитие личности учащихся.

Основное содержание психического развития личности в юношеском возрасте по мнению психологов (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, И.С.К6н, Н.А.Менчинская и другие) составляет углубляющийся процесс формирования мировоззрения. Неотъемлемой его частью является формирование эстетического идеала. Эти возрастные особенности требуют учета при подготовке учителя музыки в условиях педагогического училища. Получая общее среднее образование, учащиеся должны одновременно овладеть профессиональными навыками исполнения на одном из музыкальных инструментов, познакомиться с наиболее значительными достижениями мировой музыкальной культуры, овладеть определенной системой музыкально-теоретических знаний,навыками хормейстера детского хора, освоить школьный репертуар. - 10 -Кроме того, будущему учителю музыки необходимо иметь достаточно широкий общекультурный кругозор и овладеть системой пеихолого-пе-дагогических и методических знаний, умений и навыков. Учитель должен не просто сам владеть суммой знаний, но и уметь передать их школьникам. Поэтому тем содержанием, на котором в значительной степени строится воспитательная работа с учащимися педучилищ, являются произведения музыкального искусства.

Воспитательное воздействие музыки на учащихся огромно, однако организация реального воспитательного процесса представляет значительную трудность. Это объясняется особенностями музыки как вида искусства, обращенного к слуху и не несущего в своих образах практических сведений о различных явлениях действительности. Музыка способна через развитие чувств, эмоций, неразрывно связанных с человеческим мышлением, с определенным идейным замыслом, воплощать в своих образах передовые общественные идеалы, но постижение их идет специфическим путем,

В практике работы педагогических училищ накоплен определенный опыт эстетического воспитания учащихся - будущих учителей музыки, формирования их эстетического идеала. Его изучение свидетельствует, однако, о недостаточной планомерности и систематичности этой работы. Специфика профессиональной направленности обучения в педагогическом училище, необходимость одновременного решения задач овладения широким кругом педагогических, общеобразовательных, музыкальных знаний и умений требует специальных исследований содержания, форм, методов воспитательной работы с этой категорией учащихся.

Анализ психолого-педагогических исследований, в которых в той или иной степени рассмотрены проблемы формирования эстетического идеала учащихся (78,83,110,132,139,141,172,193, другие) показывает, что в них изучались вопросы воздействия художественной литературы, кино, изобразительного искусства в целях формирования эстетического идеала различных групп учащейся и студенческой молодежи.

В меньшей степени в этих исследованиях затрагивались вопросы воспитания средствами музыкального искусства. Формированию эстетического идеала будущего учителя музыки в условиях педагогического училища специального исследования еще не посвящалось. Применение различных видов художественной деятельности для формирования эстетического идеала учащихся в основном рассматривалось как процесс организации восприятия художественных ценностей, анализа их идейно-эстетического содержания, эстетической оценки на этой основе. Однако при таком подходе воспитательные возможности художественной деятельности, в которую учащиеся включаются в учебно-воспитательном процессе, реализуются не полностью. Остаются без внимания вопросы постановки учащегося в позицию активного субъекта самостоятельной творческой художественной деятельности не только в условиях восприятия и анализа произведений искусства, но и в процессе воссоздания и создания художественных ценностей. Недостаточно исследованы вопросы повышения социальной значимости художественной деятельности учащихся, когда они сознательно утверждают в деятельности свой эстетический идеал и влияют своей деятельностью на воспитание других людей.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке и её научно-практическая значимость определяли выбор темы диссертационного исследования: "Формирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности".

Объектом исследования является художественная деятельность учащихся педагогических училищ - будущих учителей музыки, в которую они включаются в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - процесе формирования эстетического идеала учащихся в педагогически организованной художественной деятельности.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммунистического эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи: раскрытие сущности процесса формирования эстетического идеала учащихся; изучение состояния сформированности эстетического идеала учащихся педагогических училищ; характеристика воспитательных возможностей художественной деятельности учащихся, реализация которых способствует формированию их эстетического идеала; выявление и проверка в опытно-экспериментальной работе совокупности условий, обеспечивающих эффективность процессов формирования эстетического идеала учащихся в процессе художественной деятельности.

В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза, согласно которой эффективность формирования эстетического идеала учащихся педагогических училищ возрастает при соблюдении совокупности следующих условий: 1) обучении учащихся методу художественно-смыслового анализа изучаемых произведений искусства; 2) вовлечении учащихся в самостоятельную творческую педагогически ориентированную художественную деятельность во внеучебной работе; 3) включении учащихся педучилищ в художественную деятельность со школьниками, обеспечивающем возрастание социальной значимости её результатов, способствующем переходу художественной деятельности в художественно-педагогическую.

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, рассмотрении личности как объекта и субъекта воспитанияленинская теория познания и отражения, положения марксистско-ленинской эстетики об искусстве как специфической форме общественного сознания и человеческой деятельности, о партийности и народности искусства.

Основополагающее значение для исследования имели положения Программы КПСС, Конституции СССР, решения съездов партии, документы Советского правительства по вопросам развития педагогической науки, образования и воспитания нового человека коммунистического типа.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. В него входили теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы, посвященной рассматриваемой проблеме; изучение массового и передового педагогического опыта работы педагогических училищ по формированию эстетического идеала учащихся; педагогический эксперимент, который включал: использование методов анализа материала при изучении специальных музыкальных предметов и организацию художественной деятельности учащихся как в учебно-воспитательном процессе в педагогическом училище, так и в ходе педагогической практики в школе; педагогическое наблюдение; разработку и апробацию экспериментальных педагогических ситуаций, направленных на выяснение сформированности эстетического идеала учащихся; изучение документации и продуктов деятельности учащихся (сочинений, творческих разработок занятий со школьниками и т.д.); устные и письменные опросы, анкетирование, а также ретроспективный анализ 17-летнего опыта работы диссертанта в качестве преподавателя, классного руководителя, заместителя директора по учебно-воспита- - 14 -тельной работе Свердловского педагогического училища Ш 2, являющегося базовым в Урало-Сибирском регионе по специальности № 2009 "Музыкальное воспитание".

В ходе исследования был изучен опыт работы педагогических училищ Свердловского № 2, Каменск-Уральского, Пермского № 2, Боткинского, калининского, Егорьевского, Магнитогорского, Ленинградских Ш 3,6, занимающихся подготовкой учителей музыки общеобразовательной школы. Всего обследованием охвачено 490 учащихся, 114 преподавателей специальных музыкальных дисциплин.

Исследование проводилось в течение 1975-1983 г.г. На первом этапе (1975-1976 гг.) осуществлялось изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблемам эстетического идеала, художественной деятельности, эстетического воспитания учащихся. Проводилось изучение массового и передового опыта работы училищ, определялись пути совершенствования содержания, форм и методов преподавания специальных музыкальных предметов, проведения педагогической практики, организации внеучебной деятельности по формированию эстетического идеала учащихся.

На втором этапе (1977-1982 гг.) осуществлялся педагогический эксперимент, направленный на формирование эстетического идеала учащихся в ходе преподавания специальных музыкальных предметов, внеучебной деятельности учащихся и педагогической практики, проводилось сравнение эффективности различных вариантов опытной методики. Учебная, внеучебная работа и педагогическая практика рассматривались как единые взаимосвязанные воспитательные воздействия и средства самовоспитания личности, включающие учащихся в художественную деятельность, способствующие их эстетическому развитию и профессионально-педагогической направленности.

Базой эксперимента были Свердловское Ш 2, Пермское W 2, Каменск-Уральское, Магнитогорское и Боткинское педагогические - 15 -училища. Первоначальные материалы были получены о 324 учащихся. Основной этап эксперимента строился на базе Свердловского педагогического училища № 2 и охватывал 166 учащихся.

В соответствии е выдвинутыми в гипотезе условиями апробировались следующие варианты опытной методики, проверяющей: а) эффективность влияния на процесс формирования эстетического идеала обучения учащихся методу художественно-смыслового анализа произведений искусства; б) действенность обучения учащихся этому методу в единстве с вовлечением их в самостоятельную творческую педагогически ориентированную художественную деятельность; в) результативность процесса возрастания социальной значимости художественной деятельности учащихся, её перехода в деятельность художественно-педагогическую.

На третьем завершающем этапе исследования (1983 г.) проводился анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, делались выводы, разрабатывались методические рекомендации преподавателям специальных музыкальных предметов, классным руководителям по формированию эстетического идеала учащихся, осуществлялось внедрение в практику работы педагогических училищ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что проанализирован мировоззренческий потенциал специальных музыкальных предметов и охарактеризованы основные пути его реализации в учебно-воспитательном процессе педагогического училища; выявлены основные характеристики процесса формирования эстетического идеала учащихся педагогических училищ - будущих учителей музыки в учебной, внеучебной работе и в ходе педагогической практики; выявлены критерии, определены педагогические условия повышения эффективности формирования эстетического идеала учащихся в художественной деятельности.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней материалы исследования о путях совершенствования процесса формирования эстетического идеала учащихся могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса на отделениях музыкального воспитания педагогических училищ; при разработке научно обоснованных рекомендаций для преподавателей специальных музыкальных предметов (дирижирования, постановки голоса и др.), классных руководителей по формированию у учащихся коммунистического эстетического идеала. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных программ по специальным музыкальным предметам и педагогической практике для специальности f 2009 "Музыкальное воспитание".

Обоснованность и достоверность выводов диссертационной работы обусловливается тем, что исследование базируется на марксистско-ленинской методологии, использовании разнообразных методов, адекватных задачам исследования, на анализе опыта работы педагогических училищ, а также полученными положительными результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждающими возросший уровень систематизированных обобщенных знаний учащихся о сущности прекрасного, умений учащихся экспериментальных групп с научных позиций подходить к эстетической оценке художественных произведений, интерпретировать их идейное содержание, аргументировать свою точку зрения, доказательно её защищать.

Апробация результатов исследования и его промежуточных этапов проходила на научно-практических конференциях преподавателей педагогических училищ (Барнаул, 1976; Свердловск, 1981; Воткинск, 1982); на научно-практической конференции, организованной Свердловским ОблОНО и отделением Педагогического Общества РСФСР (Первоуральск, 1980); на научно-практической конференции преподавателей высших и средних учебных заведений Свердловской - 17 -области, проводимой Свердловским Обкомом КПСС совместно с АПН СССР (Свердловск, 1980); на Всероссийском координационном совещании руководителей педагогических учебных заведений (Новгород, 1982); на аспирантских конференциях (Москва, 1981, 1982); на XI семинаре аспирантов и молодых ученых АПН СССР - АПН ГДР (Москва, 1983); на областной конференции (Куйбышев, 1983); в лаборатории исследования проблем формирования научного мировоззрения учащихся НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1982, 1983).

Внедрение в практику. Результаты исследования использованы при подготовке и составлении учебных программ по предметам "Педагогическая практика", "Специальный инструмент - баян (аккордеон)" для специальности № 2009 "Музыкальное воспитание", утвержденных Министерством просвещения СССР и внедренных в практику работы педагогических училищ соответствующего профиля. Материалы исследования нашли применение при разработке экспериментального учебного плана по специальности № 2009 "Музыкальное воспитание". Опыт разработки педагогически ориентированной системы внеучебной работы, организации творческих коллективов учащихся, апробированный на научно-практических конференциях, рекомендован к применению в практике Министерством просвещения РСФСР.

Теоретические основы процесса фоомирования эстетического идеала учащихся

Понятие "эстетический идеал" как видовое относится к понятию "идеал", которое происходит от греческого "эйдос" (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется как "образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или класса" (188, 2, 195). Впервые термин "эстетический идеал" употреблен Ф.Шиллером в работе "О критерии прекрасного и об эстетическом идеале" (204).

Учение об идеале активно разрабатывалось в немецкой классической философии, особенно И.Кантом и Г.В.Ф.Гегелем. Гегель дал глубокое теоретическое обоснование проблемы эстетического идеала, сделал его центральной категорией эстетики. Исследуя художественное творчество, он сумел вскрыть диалектику эмоционального и рационального в искусстве, которая в полной мере свойственна и эстетическому идеалу. Однако разработка категории "эстетический идеал" была осуществлена в немецкой классической философии с идеалистических позиций.

Значительный вклад в решение проблем соотношения эстетического идеала с общественным, социальной природы идеала внесли русские революционные демократы. Глубоки и верны замечания Н.Г.Чернышевского о классовых различиях в понимании прекрасного. Связь идеалов и действительности предугадывал А.И.Герцен. "Идеалы, -писал он, - для всякой эпохи - она сама, очищенная от случайности, преобразованное созерцание настоящего" (48,3,87). Социальную природу эстетического идеала подчеркивал в своих работах В.Г.Белинский. "Представление о безобразном обусловлено национальными, историческими и классовыми различиями и, в конечном счете, совпадает с эстетическим идеалом, который зачастую утверждается "враждебным словом отрицания" (25,2,439).

Однако в целом в домарксистском материализме решение проблемы эстетического идеала продолжало оставаться идеалистическим. Подлинно научный подход к изучению проблемы эстетического идеала оказался возможным только на основе марксистско-ленинской методологии, диалектического и исторического материализма. Марксизм обосновывает понимание материально-производственной практики как основы истории общества. Этим решается вопрос об общественной практике как источнике возникновения человеческих идеаловликвидируется отрыв идеалов от действительности, раскрывается диалектика объективного и субъективного в идеале.

Воспитательные возможности художественной деятельности учащихся педагогических училищ в формировании их эстетического идеала

В советской педагогической науке обоснован подход, согласно которому личностные свойства не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности учащихся. По мнению Э.И. Моносзона сущность деятельностно-личностного подхода состоит в: "а) признании деятельности основой духовно-практического освоения личностью объективного мира и его адекватного отражения в сознании человека; б) осуществлении целостности воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы жизнедеятельности личности; в) индивидуализации воспитательного процесса в системе формирования мировоззрения личности и коллектива в труде и общении" (124, 198).

Эстетический идеал как свойство личности проявляется и формируется различными видами деятельности, реализующими эстетическое отношение человека к действительности.

Значительными воспитательными возможностями в формировании эстетического идеала учащихся обладает в силу своих существенных характеристик художественная деятельность. В структуре человеческой деятельности, понимаемой как "специфический для человека способ отношений к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям"(95,70) художественная деятельность занимает особое место. В ней реализуется с одной стороны самостоятельное творчество людей, направленное на непосредственное решение эстетических задач, с другой - особое идейно-эмоциональное воздействие на них.

По определению К.Маркса художественная деятельность выступает как своеобразная "практически-духовная" деятельность общественного человека. Поэтому она требует для себя такого идеального образца,который, предшествуя этой деятельности в качестве идеала, мог бы регулировать ее осуществление (1, 12, 717, 728).

Художественная деятельность может проявляться в различных сферах: создания, воспроизведения, пропаганды, восприятия произведений искусства. Результатом художественной деятельности являются как изменения материальных объектов, так и изменения в сфере общественного и индивидуального сознания. Специфичность художественной деятельности проявляется в том, что она выступает одновременно и как познание, и как оценка, и как преобразование действительности, и как акт общения (81). Специфическая природа искусства накладывает отпечаток на эти процессы. Искусство, как один из важнейших способов эстетического освоения мира, представляет собой отражение действительности в художественных образах. "Специфическим предметом искусства являются эстетические отношения человека к действительности" (189,136). Поэтому в центре произведений искусства оказывается человек, его отношение к миру, его чувства, переживания, взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность во всём её многообразии. "Формой, в которой "человеческое" и человек отражаются в художественной деятельности является эстетический идеал" (82,76). А.Т.ІСапинкин отмечает: "Художественное познание объективно направлено как на сущность самого глубокого порядка на совокупность всех общественных отношений. Вследствие же их чувственно невоспринимаемого характера непосредственным предметом искусства выступает их чувственно воспринимаемое проявление - объект эстетического идеала: межличностные отно - 54 -шения реальных, конкретных индивидов" (82,79-80). Поэтому основным содержанием художественной деятельности, отражающей общественные отношения, становится эстетический идеал,который обусловливает природу и качество художественного образа-специфической формы отражения в искусстве. Художник, как человек, имеющий определенное мировоззрение, отражая в своем творчестве социальную действительность, сознательно или несознательно исходит из идеала, который классово ориентирован. Художник, воплощая в произведении посредством художественных образов определенные осмысленные им аспекты общественного эстетического идеала, исследует тем самым социальную действительность. Так же в принципе поступает реципиент - зритель, слушатель, читатель в процессе эстетического восприятия произведения искусства. В этом состоит родство, общность познания в процессе творчества художника и сотворчества реципиента в художественной деятельности. Создатель произведения искусства, осваивая общественный эстетический идеал, воплощает, опредмечивает его существенные черты: воспринимающий распрёдме-чивает, осваивает идеал автора и посредством его - общественный идеал. Отмеченная специфика направленности познания в художественной деятельности создает принципиальную возможность формирования в её ходе личностного эстетического идеала.

Изучение сформированности эстетического идеала учащихся в учебно-воспитательном процессе

Наше экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и завершающего этапов. Педагогически направленное управление формированием эстетического идеала учащихся в учебно-воспитательной работе необходимо включало изучение его реальной сформированности. Это изучение осуществлялось на констатирующем этапе. Выполнение учащимися диагностических заданий оказывало также формирующее воздействие на их эстетический идеал.

В ходе исследования изучалась организация учебно-воспитательного процесса в педучилищах, конечные результаты воспитательной работы с учащимися, способы достижения воспитательных результатов на уроках, во внеклассной работе, в ходе педагогической практики. Непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом дополнялось изучением педагогической документации (планов и отчетов о воспитательной работе, дневников классных руководителей и т.п.), опросами и беседами с учителями и учащимися. Это дало возможность разработать методику диагностического изучения сформированности эстетического идеала учащихся на основе показателей, свидетельствующих о соотношении эстетических знаний, характера художественной деятельности и личностных эстетических предпочтений. Общая цель констатирующего этапа (изучение сформированности эстетического идеала) характеризовалась в следующих задачах:

І.Равработать содержание диагностических заданий, педагогических ситуаций, направленных на выявление компонентов эстети - 77 ческого идеала учащихся.

2.Дать анализ состояния эстетических знаний, эстетической оценки и характера художественной деятельности учащихся.

3.Определить показатели эстетических знаний, эстетической оценки и характера художественной деятельности учащихся.

4.Проанализировать функции эстетического идеала в деятельности учащихся.

Констатирующий этап эксперимента строился в определенной последовательности: 1) подготовительная работа с учащимися и преподавателями по сбору необходимых материалов; 2) определение эстетических знаний учащихся, эстетической оценки, готовности к реализации своих эстетических идеалов в деятельности; 3) обработка фактического материала, осмысливание полученных результатов.

В определении сформированности эстетического идеала учащихся как элемента мировоззрения мы опирались на подходы к решению проблем диагностирования сформированности мировоззрения, разработанные в трудах педагогов (Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова, Н.Г.0гурцов и другие). Оценка сформированности эстетического идеала учащихся осуществлялась по трем параметрам: познавательному, оценочно-регулятивному и действенно-практическому.

Выбор показателей компонентов эстетического идеала по параметрам оценки его сформированности обусловлен следующими теоретическими положениями: формирование эстетического идеала характеризуется развитием эстетического отношения человека к действительности; сформированность эстетического идеала связана е овладением учащимися обобщенными эстетическими знаниями; владение знаниями подразумевает понимание и умение их применять; эстетические знания на определенном уровне их накопления, обобщения, систематизации приобретают мировоззренческий характер.

Похожие диссертации на Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности